Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / ГОРОДСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ / ИНДЕКС ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / LOW MOBILITY GROUPS / URBAN MOBILITY / TRANSPORT SYSTEM AVAILABILITY / URBAN MOBILITY INDEX / ACCESSIBLE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубарева В. С.

В статье показана актуальность доступности общественного транспорта для маломобильных групп населения, современное состояние системы городской мобильности Санкт-Петербурга, проблемы организации доступной транспортной среды для маломобильных групп населения города Санкт-Петербург, а также вопрос качества транспортного обслуживания маломобильных групп населения. В статье показаны результаты консалтинговой компании «Arthur D. Little» по индексу городской мобильности, место Санкт-Петербурга в данном рейтинге.The article shows the relevance of access to public transport for people with limited mobility, the current state of the city mobility system of St. Petersburg, the problems of organizing an accessible transport environment for people with limited mobility in St. Petersburg, and the quality of transport services for people with limited mobility. The article shows the results of the consulting company "Arthur D. Little" on the urban mobility index, the place of St. Petersburg in this rating.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубарева В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКИХ

ПЕРЕВОЗОК

В.С. Зубарева, магистрант

Научный руководитель: Э.М. Букринская, канд. экон. наук, доцент Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10466

Аннотация. В статье показана актуальность доступности общественного транспорта для маломобильных групп населения, современное состояние системы городской мобильности Санкт-Петербурга, проблемы организации доступной транспортной среды для маломобильных групп населения города Санкт-Петербург, а также вопрос качества транспортного обслуживания маломобильных групп населения. В статье показаны результаты консалтинговой компании «Arthur D. Little» по индексу городской мобильности, место Санкт-Петербурга в данном рейтинге.

Ключевые слова: маломобильные группы населения, городская мобильность, доступность транспортной системы, индекс городской мобильности, доступная среда.

Качество транспортного обслуживания пассажиров складывается из нескольких показателей: стоимость, скорость, безопасность, комфортность, надежность, чистота, культура обслуживания, информационное обеспечение. В последнее время все большее значение уделяется доступности общественного транспорта для маломобильных групп населения. Маломобильная группа населения (МГН) - это «лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, информации или ориентировании в пространстве, в том числе использующие детские коляски, люди пожилого возраста и инвалиды».

В настоящее время 64% всех совершаемых поездок приходится на городские районы, и ожидается, что к 2050 году протяжённость всех поездок утроится. Обеспечение городской мобильности для удов-

летворения такого растущего спроса является важным условием для дальнейшей успешной жизнедеятельности городской среды. Система общественного транспорта ежедневно обеспечивает взаимодействие миллионов людей, являясь «кровеносной системой» города. Все виды городского общественного транспорта должны формировать взаимосвязанную транспортную сеть, которая в свою очередь соединяет транспортные узлы, а также создавать единую транспортную систему с её непрерывной цепью доступных средств обслуживания, основной целью которой является эффективная перевозка пассажиров. Современное состояние системы общественного транспорта Санкт-Петербурга отстаёт от Европейской системы городской мобильности, которая являются наиболее зрелой на сегодняшний день и лидирует в показателях мобильности.

Санкт-Петербург в рейтинге городских систем мобильности

Рис. Индекс городской мобильности «Arthur D. Little»

Индекс показывает, что большинство городов, в том числе Санкт-Петербург, по-прежнему недостаточно оснащены для решения проблем мобильности, указывая на то, что существует значительный потенциал для развития транспортной системы пассажирских перевозок. Сингапур возглавил рейтинг «Arthur D. Little» (индекс мобильности - 59,3, выше среднего уровня). Уровень индекса мобильности города Санкт-Петербург составляет 38,9 (средний уровень), который значительно уступает показателям таких городов, как Москва (44,7), Прага (47,6), Лондон (53,9), Стокгольм (57,1). На сегодняшний день Санкт-Петербург занимает 69 место в Топ-100 городов по всему миру.

Одним из ключевых моментов роста показателя индекса мобильности является обеспечение доступности системы городского общественного транспорта. Каким образом следует организовать транспортную систему перевозок пассажиров, чтобы все участники процесса перевозки, в том числе МГН, не сталкивались с ограничениями в процессе перевозки?

На сегодняшний день для нас эта проблема актуальна и требует определённых решений для создания экономически стабильной и развивающейся экономики города и страны. Сегодня в Санкт-Петербурге проживает 568092 людей с инвалидностью, что составляет 11% от общего числа жителей. Это тот потенциал, который в силу определённых ограничений,

не может свободно воспользоваться транспортной услугой, при этом государство и перевозчики несут определённые финансовые потери. Доступный транспорт - один из основных аспектов создания инклюзивной городской среды.

Доступность подразумевает принцип универсальности, ведь среда, созданная для МГН, даёт преимущества всем пользователям услуг общественного транспорта. Отсутствие развитой сети магистрального общественного транспорта города напрямую влияет на доступность транспортной среды. Зачастую, чтобы добраться из одного пункта назначения в другой, необходимо сменить несколько видов транспорта, при этом затратив значительные временные, материальные и физические ресурсы. Сложившаяся ситуация не является предпосылкой для создания безбарьерной городской среды для МГН. Фактически, сократилась трамвайная сеть, в пешеходной доступности от станций метро живёт около 15% населения, связующим звеном является внутригородской пассажирский наземный транспорт (автобусы, трамваи, маршрутное такси). Развитие логистической инфраструктуры систем транспортного обслуживания МГН носит затруднительный характер, что приводит к созданию барьеров для свободного перемещения данных категорий людей. На сегодняшний день мы применяем практику решения локальных проблем, что не является эффективным. Динамичное развитие

транспортной системы возможно только тогда, когда применяется комплексный подход, то есть создание единого центра управления транспортной системой, который наделён правом участвовать в решении градостроительных вопросов, а также с возлагаемой на него ответственностью. Ещё одним решением является стимулирование транспортных проектов, реализуемых по модели ГЧП (пример «Чижика»). Принципы доступности в данном случае необходимо учитывать изначально, а не в процессе возникновения проблем адаптации.

МГН сталкиваются со следующими барьерами: архитектурные (физические), информационные, операционные и коммуникационные. Поэтому доступность инфраструктуры и информативность услуг пассажирского транспорта являются одними из важных вопросов в развитии безбарьерной транспортной среды. В Санкт-Петербурге с 2016 по 2020 годы реализуется программа «Доступная среда», направленная на создание условий доступности государственных учреждений города для инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН). По мнению экспертов и инвалидов-колясочников, в городе достаточно серьезных проблемы с доступной транспортной средой: островная доступность, необходимость заблаговременной заявки на оказание помощи при перевозке, отсутствие единой универсальной транспортной инфраструктуры и многие другие. Одним из решений данной проблемы служит непосредственный диалог между властью и общественными организациями, представляющими интересы МГН. По состоянию на 30 июня 2019 года, из существующих 4,3 тыс. единиц наземного городского пассажирского транспорта только 2,7 тыс. (63,3%) полностью соответствуют требованиям доступности для всех категорий инвалидов. В том числе 1,9 тыс. автобусов (68,7% от общего числа), 546 троллейбусов (80,3%) и 218 трамваев (28,1%). Следующим решением является анализ и заимствование опыта других развитых стран. Например, за рубежом существует кнопка для автоматического открывания дверей. В таких мелочах и

чувствуется отношение государства к человеку, и из них складывается комфортное существование в городском пространстве.

Несомненно, взаимосвязь городского наземного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, в том числе аэропортов, занимает важное место в формировании доступности. Аэропорт «Пулково» -современный аэропорт Российской Федерации, представляющий пассажирам высококлассные услуги, которые соответствуют международным стандартам. Для обслуживания МГН аэропорт предоставляет: 4 амбулифта, индивидуальные кресла-коляски, пассажирские лифты, позволяющие перевозить инвалидов в колясках; специально оснащенные туалетные комнаты, специальные парковки. Для ориентации слабовидящих пассажиров от остановки общественного транспорта до стойки «Special Assistance» уложена тактильная плитка. На 3-м этаже терминала аэропорта «Пулково» расположена специальная комната для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, где возможно получить кресло-коляску для самостоятельного перемещения по аэропорту и любую дополнительную информацию. В настоящее время существуют проблемы по обслуживанию данных категорий пассажиров: длительное ожидание пассажира у кнопки вызова, а также в открытой зоне ожидания; недостаточная квалифицированность персонала, приводящая к задержкам на досмотре и регистрации пассажиров; нехватка специального оборудования для обслуживания пассажиров (кресла-коляски, амбулифты, специальные кресла ожидания); сложность самостоятельного получения багажа в зоне выдачи из-за отсутствия удобной лены выдачи и другие. Решением данных проблем может послужить как тесное взаимодействие с общественными организациями, представляющие интересны МГН, так и сотрудничество, применение практики других успешных проектов аэропортов по реализации безбарьерной транспортной среды.

Подводя итог, можно сказать, что для обеспечения доступности в обслуживании пассажиров, транспортный сектор должен

адаптироваться к быстро меняющейся среде, определяемой изменяющимися ожиданиями потребителей услуг и технологическими изменениями. Для этого необходимо поставить пассажира в центр системы и создать ориентированные на человека транспортные системы. Ведущие операторы общественного транспорта определяют, что, когда превосходство обслуживания пассажиров определено в качестве приоритетной инвестиции, оно дает ощутимые и полезные результаты. Простота использования, комфорт и доступность являются ключом к удовлетворенности пользователей и дифференциации рынка. Ожидается также, что общественный транспорт создаст персонализированные сервисы мобильности посредством проектирования транзитных данных и применения искусственного интеллекта. Это соз-

ванной и интеллектуальной мобильности, основанной на разумном использовании данных и цифровых маркетинговых решений. Транспортный сектор должен работать таким образом, чтобы предоставить обслуживание широкому кругу потребителей услуги перевозки, включая всех граждан, в том числе МГН. Качество и согласованность обслуживания пассажиров зависят от качества физической среды. По этой причине операторы и органы власти, уделяя все больше внимания интеграции общественного транспорта в городскую среду, также становятся планировщиками общественного пространства, а не только поставщиками транспортных услуг. Это позволяет улучшить доступ ко всем категориям пассажиров, что является неотъемлемой частью обслуживания потребителей услуг перевозки.

дает возможность перехода к интегриро-

Библиографический список

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. // Министерство транспорта Российской Федерации. - Москва. - [В ред. 2008. 2014]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru.

2. Сафронов К.Э. Обеспечение доступности различных видов пассажирского транспорта для инвалидов / К.Э. Сафронов, С.М. Мочалин // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2015. - № 5. - С. 45-52.

3. Федеральная государственная информационная система Федеральный реестр инвалидов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sfri.m/anaHtika/chislennost/chislennost?temtory= 1

4. Швецов В. Смесь противоречий: что не так с петербургским транспортом // РБК. -2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/spb_sz/25/10/2019/5db2d8ad9a7947b2ed3483ac (дата обращения: 05.05.2020)

5. Francois-Joseph Van Audenhove The Future of Mobility 3.0 // Arthur D Little future lab, 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.adlittle.com/futuremobilitylab/assets/file/ADL_UITP_Future%20of%20Mobility3.0 -min.pdf (дата обращения 05.05.2020)

ORGANIZATION OF ACCESSIBLE PASSENGER TRANSPORTATION SYSTEM V.S. Zubareva, Graduate Student

Supervisor: E.M. Bukrinskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor St. Petersburg State University of Economics (UNECON) (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The article shows the relevance of access to public transport for people with limited mobility, the current state of the city mobility system of St. Petersburg, the problems of organizing an accessible transport environment for people with limited mobility in St. Petersburg, and the quality of transport services for people with limited mobility. The article shows the results of the consulting company "Arthur D. Little" on the urban mobility index, the place of St. Petersburg in this rating.

Keywords: low mobility groups, urban mobility, transport system availability, urban mobility index, accessible environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.