Научная статья на тему 'Организация дистанционного профилактического наблюдения пациентов с кардиоваскулярными заболеваниями на базе информационно-коммуникационной модели'

Организация дистанционного профилактического наблюдения пациентов с кардиоваскулярными заболеваниями на базе информационно-коммуникационной модели Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
386
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА КАРДИОВАСКУЛЯРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PREVENTION / CARDIO-VASCULAR DISEASES / INFORMATIONAL COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / INFORMATIONAL ANALYTICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лямина Надежда Павловна, Котельникова Е.В.

Важным организационным компонентом внедрения мероприятий профилактики кардиоваскулярных заболеваний (КВЗ) в повседневную практику являются информационнокоммуникационные технологии (ИКТ). Использование информационно-аналитических систем (ИАС) в процессе регистрации, доставки и анализа большого объема медицинских данных направлено на обеспечение информационной и аналитической поддержки принятия врачебных и управленческих решений в этой области. Цель исследования оценка возможности применения пациентами с кардиоваскулярными заболеваниями информационно-коммуникационной модели дистанционного профилактического наблюдения в процессе выполнения мероприятий вторичной профилактики. Методологической основой разработанной модели профилактического наблюдения на ИАС «РеаПроф» стали российские клинические рекомендации по КВЗ, основным методическим элементом врачебное профилактическое консультирование. Результаты предварительной оценки эффективности дистанционного наблюдения в рамках 6-месячной работы с использованием ИАС подтверждают возможность применения ИКТ на базе «облачных» технологий для организации мероприятий вторичной профилактики и повышения активности пациентов с КВЗ в контроле состояния своего здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лямина Надежда Павловна, Котельникова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of remote preventive observation of patients with cardiovascular diseases on the basis of informational communication model

The informational communication technologies are important organizational component of implementation of measures ofprevention of cardio-vascular diseases into everyday practice. The application of informational analytical systems in the process of registration, delivery and analysis of big medical data is directed to ensuring informational and analytical support of physician and managerial decision-making in this area. The study was carried out to evaluate possibilities of application of informational communication model of remote preventive observation in the process of implementation of activities of secondary prevention by patients with cardio-vascular diseases. The Russian clinical recommendations concerning cardio-vascular diseases are the methodological foundation of developed model of preventive observation on the basis of “ReaProf. The main technical element is medical preventive counseling. The results of preliminary evaluation of effectiveness of remote observation within the framework of six months work with application of “ReaProf substantiate possibility of implementation of informational communicative technologies on the basis of “cloud" technologies for organizing of activities of secondary prevention and increasing of activity ofpatients with cardio-vascular diseases in controlling one’s own health.

Текст научной работы на тему «Организация дистанционного профилактического наблюдения пациентов с кардиоваскулярными заболеваниями на базе информационно-коммуникационной модели»

Организация здравоохранения

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ = =

© ЛЯМИНА Н.П., КОТЕЛЬНИКОВА Е.В., 2016 УДК 614.2:616.1-084:681.518

Лямина Н.П., Котельникова Е.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С КАРДИОВАСКУЛЯРНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

НИИ кардиологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, 410012, г. Саратов

Важным организационным компонентом внедрения мероприятий профилактики кардиоваскулярных заболеваний (КВЗ) в повседневную практику являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование информационно-аналитических систем (ИАС) в процессе регистрации, доставки и анализа большого объема медицинских данных направлено на обеспечение информационной и аналитической поддержки принятия врачебных и управленческих решений в этой области.

Цель исследования — оценка возможности применения пациентами с кардиоваскулярными заболеваниями информационно-коммуникационной модели дистанционного профилактического наблюдения в процессе выполнения мероприятий вторичной профилактики. Методологической основой разработанной модели профилактического наблюдения на ИАС «РеаПроф» стали российские клинические рекомендации по КВЗ, основным методическим элементом — врачебное профилактическое консультирование. Результаты предварительной оценки эффективности дистанционного наблюдения в рамках 6-месячной работы с использованием ИАС подтверждают возможность применения ИКТ на базе «облачных» технологий для организации мероприятий вторичной профилактики и повышения активности пациентов с КВЗ в контроле состояния своего здоровья.

Ключевые слова: профилактика кардиоваскулярных заболеваний; информационно-коммуникационные технологии; информационно-аналитическая система.

Для цитирования: Лямина Н.П., Котельникова Е.В. Организация дистанционного профилактического наблюдения пациентов с кардиоваскулярными заболеваниями на базе информационно-коммуникационной модели. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(4): 172—177. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-172-177

Lyamina N.P., Kotelnikova E.V. THE ORGANIZATION OF REMOTE PREVENTIVE OBSERVATION OF PATIENTS WITH CARDIO-VASCULAR DISEASES ON THE BASIS OF INFORMATIONAL

COMMUNICATION MODEL

Scientific Research Institute of Cardiology «Saratov State Medical University named after V.I. Razumovskiy», Saratov, 410012, Russian Federation

The informational communication technologies are important organizational component of implementation of measures ofprevention of cardio-vascular diseases into everyday practice. The application of informational analytical systems in the process of registration, delivery and analysis of big medical data is directed to ensuring informational and analytical support of physician and managerial decision-making in this area. The study was carried out to evaluate possibilities of application of informational communication model of remote preventive observation in the process of implementation of activities of secondary prevention by patients with cardio-vascular diseases. The Russian clinical recommendations concerning cardio-vascular diseases are the methodological foundation of developed model of preventive observation on the basis of "ReaProf'. The main technical element is medical preventive counseling. The results of preliminary evaluation of effectiveness of remote observation within the framework of six months work with application of "ReaProf' substantiate possibility of implementation of informational communicative technologies on the basis of "cloud" technologies for organizing of activities of secondary prevention and increasing of activity ofpatients with cardio-vascular diseases in controlling one's own health.

Keywords: prevention; cardio-vascular diseases; informational communicative technologies; informational analytical system.

For citation: Lyamina N.P., Kotelnikova E.V. The organization of remote preventive observation of patients with cardio-vascular diseases on the basis of informational communication model.

Для корреспонденции: Лямина Надежда Павловна, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по науке НИИ кардиологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.Разумовского» Минздрава России, 410012, г Саратов, E-mail: lyana_n@mail.ru

Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-172-177

Health care

Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2016; 60 (4): 172—177. (In Russ.). DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-172-177 For correspondence: Nadezhda P. Lyamina, MD, professor, Deputy Director of the Scientific Research Institute of Cardiology, «Saratov State Medical University named after V.LRazumovskiy», Saratov, 410012, Russian Federation, E-mail: lyana_n@mail.ru Information about authors: Lyamina N.P., http://orcid.org/0000-0001-6939-3234 Kotelnikova E.V., http://orcid.org/0000-0002-5263-5409

Financing. The study had no sponsor support related to: medical equipment mentioned in article; company manufacturing medical equipment mentioned in article; marketing of medical equipment mentioned in article.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Received 28 January 2016 Accepted 09 March 2016

Введение

Внедрение мероприятий профилактики кардиоваску-лярных заболеваний (КВЗ) в повседневную практику предусматривает работу по двум ключевым направлениям: формирование здорового образа жизни и раннее выявление и модификацию основных факторов риска (ФР). И если задачи первого направления решаются в основном на государственном уровне (популяционная стратегия), то реализация мероприятий стратегии высокого риска и вторичной профилактики возлагается целиком на медицинских работников первичного звена, в деятельности которых профилактическая часть должна составлять 30—40%'.

В эпоху информатизации невозможно представить процесс выполнения профилактических мер без широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Возможности компьютерных систем по регистрации, доставке и анализу больших объемов данных позволяют обеспечивать информационную и аналитическую поддержку принятия врачебных и управленческих решений в области профилактики. С другой стороны, создание информационных сетей и внедрение телемедицинских услуг в первичном звене — современный уровень массового здравоохранения, реальный шаг в направлении предупреждения заболеваний и сохранения здоровья нации.

В 2005 г. ВОЗ была принята Концепция развития электронного здравоохранения (еНеа№), цель которого — информационная поддержка задач традиционного здравоохранения на основе личностно-центрированного подхода. Концепция предусматривает переход на полный электронный документооборот, включая электронную медицинскую карту пациента, телемедицинский мониторинг и анализ медицинских данных в оперативном и отсроченном режимах [1].

К настоящему времени в мире насчитывается более 500 средств, улучшающих обмен информацией между пациентами и медицинскими работниками [2]. Они основаны на использовании различных носителей (памяток, компьютерных программ, аудиозаписей, компакт-дисков) и помогают анализировать клиническую

1 Профилактика хронических неинфекционных заболеваний. Рекомендации. Москва, 2013. Рекомендованы к применению Российским научным медицинским обществом терапевтов, Российским обществом профилактики неинфекционных заболеваний. URL: http://www.gnicpm.ru/309/14177/550251 (Дата обращения 23.12.2015).

эффективность различных схем лечения и выбирать наиболее предпочтительных. Получены также результаты экономической эффективности применения таких средств, особенно при их использовании в сочетании с индивидуальным консультированием пациента. В некоторых странах на фоне применения этих средств отмечено снижение частоты отдельных оперативных вмешательств на 25% при достаточной вариабельности этих показателей [3].

По результатам второго глобального исследования в области eHealth (2009) ряд государств уже разработал собственную национальную политику в сфере информатизации здравоохранения и телемедицины. В этих странах на государственном уровне развернуты целевые программы, финансируемые преимущественно из бюджета; создана необходимая законодательная база для реализации программ информатизации медицинской отрасли. Доля врачей общей практики, использующих электронные медицинские документы, составляет в Нидерландах 97%, в Дании 75, в США 28, в Канаде 65, в Новой Зеландии 90%; в среднем по Евросоюзу этот показатель приближается к 25%.

Анализ использования населением электронных технологий в связи с различными аспектами здоровья показал, что чаще обращаются к Интернету пациенты в странах Северной Европы: Дании Норвегии и Германии — 62, 59 и 49% соответственно; в США и Канаде эта цифра приближается к 80% [4].

С началом работы Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 гг.)» дан старт широкому развитию отечественной телемедицины. В ряде регионов России были получены реальные данные об эффективности дистанционной консультативно-диагностической помощи населению. Доступность медицинской помощи увеличилась на 30% и сопровождалась снижением показателя общей смертности на 2,1% в расчете на 1 год, а также сокращением среднего числа лет недожития до пенсионного возраста на 1,24 года. Такая динамика медико-социальных показателей обеспечена меньшими финансовыми расходами по сравнению с традиционными методами (без использования ИКТ) в 4—5 раз2.

2 Справка об использовании современных информационных технологий в вопросах повышения эффективности функционирования системы здравоохранения в Российской Федерации, включая предложения по ИКТ-мероприятиям в приоритетный национальный проект «Здоровье». URL: http://www.inforegion. ru/common//img/uploaded/.../telemedicina_ICT-0.doc (Дата обращения 23.12.2015).

В 2011—2013 гг. Минздравом России пройден важный этап реализации программы информатизации здравоохранения с целью формирования на различных уровнях фрагментов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и запуска ряда электронных сервисов: «Запись на прием к врачу в электронном виде» и «Электронная медицинская карта» пациента, «Автоматизированное рабочее место врача», а также внедрения информационных систем для медицинского персонала, электронных систем финансовой отчетности, управленческих и аналитических систем менеджмента [5].

Важность развития системы электронных сервисов и стандартов электронных медицинских документов не вызывает сомнения. Однако до настоящего времени не нашли своего разрешения такие базовые проблемы медицинской информатизации, как разработка нормативных актов, определяющих юридический статус электронного документооборота, принципов стандартизации, интероперабельности и организации информационной поддержки лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Кроме того, остаются без должного внимания принципиальные аспекты применения ИКТ в повседневной практике работы ЛПУ.

Очевидно, что приоритетное место в медицине будущего станет занимать не столько лечение заболеваний, сколько их профилактика и раннее прогнозирование3.

В соответствии с этим «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» формулирует цель применения ИКТ в области профилактики КВЗ как «расширение возможностей выявления хронических неинфекционных заболеваний и ФР их развития в процессе постоянного мониторинга состояния человека и получения своевременных рекомендаций для углубленного обследования или коррекции образа жизни». Полученная информация должна служить основой формирования целевых положений профилактических программ на индивидуальном и по-пуляционном уровнях.

Цель исследования — оценить возможности применения пациентами с КВЗ информационно-коммуникационной модели дистанционного профилактического наблюдения в процессе выполнения мероприятий вторичной профилактики.

Пациенты и методы

Проспективное исследование выполняли в рамках государственного задания «Создание дистанционной системы оказания реабилитационной помощи пациентам с острыми и хроническими формами ИБС после эн-доваскулярных вмешательств на базе информационных технологий» в НИИ кардиологии ГБОУ ВПО СГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России. Продолжительность исследования 6 мес (февраль—сентябрь 2015 г.).

В исследование включили пациентов с доказанными КВЗ и/или множественными ФР их развития, знакомых с основами компьютерной грамотности (всего 19 пациентов). Единственным критерием исключения было наличие когнитивной дисфункции, препятствующей общению. Началу работы предшествовали беседа с пациентом в контексте основных требований врачебного

3 Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. URL: http://www.medprivat.ru/conception. pdf (Дата обращения 23.12.2015)

Организация здравоохранения

профилактического консультирования (ВПК) и получение информированного согласия на участие в дистанционном наблюдении.

Программа дистанционного профилактического наблюдения пациентов была построена на основе компьютеризированных медицинских сервисов при использовании информационно-аналитических систем (ИАС) «РеаПроф» (ООО НПП «Волготех», Россия). Основные модули ИАС «РеаПроф» представлены в табл. 1.

В качестве основной методики использован алгоритм углубленного ВПК, воспроизведенный во врачебном интерфейсе ИАС. Информатизация технологической цепочки лечение—реабилитация—профилактика базировалась на соединении привычной системы врачебных рассуждений с доказательными знаниями в области кардиоваскулярной профилактики начиная с ВПК и заканчивая контролем выполнения назначений и оценки эффективности процесса.

Коммуникационная составляющая исследования построена на сочетании форматов отсроченных телемедицинских (офлайн) и реальных (офисных) профилактических консультаций в процессе функционирования врача и пациента в дистанционной системе наблюдения. Доставку информации для анализа тенденций профилактического процесса осуществляли на основе «облачного» телемедицинского мониторинга параметров состояния пациента и других показателей.

Место сбора, хранения и анализа медицинских данных в ИАС — электронная «Карта здоровья» пациента — ЭКЗ. Будучи традиционной по форме, она выполняет функции основного инструмента стандартизации и формализации качественных данных. Формирование ЭКЗ начинается на этапе первичного ВПК и на протяжении всего периода наблюдения пополняется терапевтическими планами, регулярными отчетами пациента о выполнении лекарственных и немедикаментозных назначений, врачебными рапортами о динамике основных показателей здоровья и эффективности работы пациента по выполнению рекомендаций.

Основные характеристики использованной в исследовании ИАС «РеаПроф» соответствовали требованиям, предъявляемым к медицинским ИАС, в том числе и профилактической направленности: 1) использование доказательных медицинских знаний (российские рекомендации «Кардиоваскулярная профилактика», 2011 г.); 2) представление медицинских знаний в доступной форме; 3) возможность работы с качественной медицинской информацией; 4) приоритет роли врача в процессе принятия окончательных решений [6].

Результаты

С учетом современного правового статуса телемедицинского консультирования профилактическое наблюдение пациентов в системе «РеаПроф» было построено на сочетании офисных и дистанционных (офлайн) консультаций и проводилось в несколько этапов (табл. 2).

Все пациенты-участники исследования относились к категории высокого и очень высокого кардиоваскуляр-ного риска, обусловленного наличием ИБС или множественных ФР развития КВЗ. Дистанционный способ профилактического наблюдения воспринят пациентами в целом позитивно: отклик среди больных различных возрастных групп с КВЗ, выписанных из кардиологического стационара и имеющих навыки работы с компьютером, составил около 15%. Наибольшую готовность

Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (4)

DOI 10.18821/0044-197X-2016-60-4-172-177_

Health care

Модуль Доказательных знаний

Формализованных клинических данных (база данных электронной «Карты здоровья» пациента — ЭКЗ)

Поддержки врачебных профилактических решений

Врачебных профилактических рекомендаций

Мониторинга выполнения врачебных профилактических рекомендаций

Оценки эффективности врачебных профилактических рекомендаций

к дистанционному наблюдению проявили пациенты с артериальной гипертензией — 9 (47%) и перенесенным инфарктом миокарда — 7 (37%) человек.

Наличие электронной истории болезни пациента в базе данных существенно облегчало заполнение форм и генерацию электронных рекомендаций, поскольку имелась возможность экспорта части клинико-диагностических данных в ЭКЗ.

При оценке эффективности выполнения мероприятий вторичной профилактики через 6 мес дистанционного наблюдения целевой уровень АД (менее 140 и 90 мм рт. ст.) был достигнут у 8 (42,1%) пациентов; у 15 (78,9%) отмечалось достоверное повышение уровня физической активности. Динамика других монитори-руемых показателей (уровень гликемии, интенсивность курения, масса тела, липидный профиль, калорийность питания) при общей положительной тенденции этих показателей была недостоверной. Анализ электронных отчетов пациентов показал высокую приверженность лекарственным врачебным назначениям (92%) и удовлетворительную — немедикаментозным рекомендациям (78%). При этом средняя потребность в от-

Таблица 1.

сроченных телемедицинских консультациях составила 26 ± 8 «e-visit» за период наблюдения. Содержание их касалось преимущественно вопросов коррекции уровня АД и ЧСС (48%), побочных эффектов и совместимости лекарственных препаратов (25%), вопросов физической активности (17%), и других проблем (10%).

Существенным моментом работы ИАС «РеаПроф» стала экономия времени, затрачиваемого на формирование врачебных профилактических рекомендаций. При наличии необходимых данных для заполнения электронной формы генерация электронных врачебных рекомендаций по одному ФР занимала 25—30 с. С учетом того что на офисную консультацию терапевта (врача общей практики) согласно нормативам полагается всего 15—18 мин, это позволяет оптимизировать врачебную деятельность в условиях ограничения времени, отведенного на консультацию.

Обсуждение

Важное условие востребованности ИКТ — их способность к эффективному внедрению принципов доказательной медицины, поскольку ее инструменты

Основные модули ИАС «РеаПроф»

Функциональное предназначение

Формализованное описание доказательных знаний, изложенных в клинических рекомендациях по профилактике КВЗ, основных документах ВОЗ, отечественных стандартах и методических рекомендациях по оказанию профилактической помощи населению. Представление этих документов в интерфейсе пользователя в формализованной и оригинальной формах

Сбор, анализ и хранение данных пациента, постоянное пополнение данными телемедицинского мониторинга и офисного наблюдения пациента. Формирование пожизненной ЭКЗ, содержащей сведения об этапах заболевания (источники — стационар, поликлиника, домашнее телемедицинское наблюдение), об осложнениях, рекомендованных и выполненных мероприятиях (в том числе высокотехнологичных), динамике контролируемых параметров, данных анализа в виде интегральных расчетных показателей и т. п. Возможно использование с целью медицинской экспертизы в процессе оценки качества лечебно-профилактической помощи пациентам с КВЗ

Поддержка решений врача в процессе диагностики, лекарственной и немедикаментозной терапии при формировании профилактических программ Генерация доказательно-обоснованных рекомендаций с учетом особенностей клинической ситуации, описанной для конкретного пациента в модуле клинических данных

Автоматическая генерация электронных профилактических рекомендаций в рамках различных сценариев внутри ФР. Специальные опции, облегчающие работу врача (алгоритмы, комментарии, клинические критерии, автоматический расчет показателей, ссылка на оригинальные документы, электронный справочник «Видаль», блоки общей информации)

Виртуальное взаимодействие врача и пациента в процессе мониторинга данных (функциональных показателей, показателей ФР, жалоб, отчетов пациента о выполнении рекомендаций, причинах невыполнения), отражающих процесс модификации образа жизни и тенденцию в достижении целевых показателей. Наличие инструментов повышения приверженности лекарственным и немедикаментозным назначениям

Автоматический анализ эффективности профилактических рекомендаций (процент достижения целевого уровня ФР, тренды мониторируемых показателей); динамика интегральных показателей (суммарного кардиоваскулярного риска, уровня приверженности рекомендациям)

Организация здравоохранения

Таблица 2

Этапы работы ИАС «РеаПроф»

Этап работы

Содержание

Результаты

Первичное (краткое) врачебное профилактическое консультирование (офисное)

Углубленное врачебное профилактическое консультирование (офисное)

Телемедицинский мониторинг выполнения профилактических рекомендаций и ФР КВЗ

Оценка эффективности профилактических программ

Диагностика ФР КВЗ. Оценка уровня кардиоваскулярного риска. Общие рекомендации по коррекции выявленных ФР и перечень исследований, необходимых для углубленного профилактического консультирования

Диагностика ФР КВЗ.

Оценка уровня кардиоваскулярного

риска.

Формирование электронных профилактических рекомендаций (лекарственных и немедикаментозных)

Анализ показателей мониторинга ФР КВЗ и выполнения профилактических рекомендаций. Коррекция профилактической программы

Оценка эффективности профилактической программы. Анализ причин низкой приверженности профилактическим рекомендациям

Печатная информация о выявленных ФР, уровне кардиоваскулярного риска, общие рекомендации по модификации образа жизни. При необходимости углубленного профилактического консультирования и/или желании участвовать в системе наблюдения «РеаПроф» выдается список необходимых исследований

Первичная ЭКЗ пациента. Автоматически сформированные электронные рекомендации с данными о наличии/отсутствии ФР, суммарном показателе и уровне кардиоваскулярного риска, индивидуальные лекарственные и немедикаментозные рекомендации по коррекции выявленных ФР. Документы могут быть распечатаны и отданы пациенту

Электронные отчеты пациента о выполнении профилактических рекомендаций. Электронные отчеты врача о динамике ФР КВЗ в формате отсроченного телемедицинского консультирования. Офисные консультации (при необходимости). Участие больного в телемедицинской «Школе пациента»

Электронные отчеты врача с включением интегральных показателей (отсроченное консультирование). Оценка деятельности больного в телемедицинской «Школе пациента»

(клинические руководства, рекомендации и стандарты) являются обобщением доказанных фактов и экспертных знаний и отличаются высоким уровнем структурированности и формализации в предметной области. Практическое применение ИКТ, поддерживающих доказательно-обоснованную практику, существенно снижает процент «типичных» ошибок в работе врача при уменьшении временнь1х затрат, что положительно отражается на эффективности врачебных решений [7]. Потенциал для персонификации врачебных решений заключается в способности этих технологий к анализу большого объема качественных данных, оценке их на предмет достоверности и непротиворечивости, а также в возможности работы на основе прецедентов [8].

Врачебное профилактическое консультирование — обязательный компонент диспансеризации, профилактического осмотра и любой медицинской консультации. ВПК включает комплекс мероприятий по информированию и обучению пациента с целью повышения его приверженности выполнению врачебных назначений и формирования поведенческих навыков, способствующих снижению развития КВЗ или их осложнений [9]. В процессе профилактической деятельности врача крайне важна информационная поддержка, поскольку в рамках

одной консультации требуется выполнение мероприятий диагностики, лечения и прогнозирования осложнений у пациента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленная модель информатизации работы врача в области профилактики КВЗ отличается простотой практического внедрения. Эта простота обусловлена использованием современных средств коммуникаций между врачом и пациентом в виде «облачных» технологий. В результате рабочее место врача приобретает определенную автономность, что положительно сказывается на организации его повседневной деятельности (выбор времени, места работы, отсутствие привязки к серверу).

Развитие тенденции перехода на дистанционное наблюдение, предполагающего мониторинг состояния здоровья пациента через систему Интернет и оказание профилактической помощи различной сложности в амбулаторных условиях, может стать более эффективным инструментом расходования средств ЛПУ и повышения активности пациентов с КВЗ в контроле состояния своего здоровья [10]. Предварительная оценка эффективности дистанционного профилактического наблюдения в рамках 6-месячной работы системы «РеаПроф» подтверждает обоснованность использования ИКТ на базе «облачных» технологий в процессе вторичной профи-

Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (4)

DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-172-177_

Health care

лактики у пациентов с КВЗ в реальной клинической практике.

Выводы

1. Представленная модель информатизации профилактической помощи пациентам с КВЗ позволяет решить вопросы: а) внедрения достижений доказательной медицины в практику работы врача; б) автоматизации профилактической деятельности врача; в) повышения эффективности мероприятий вторичной профилактики у пациентов с КВЗ.

2. Коммуникационная модель на базе «облачных» технологий предусматривает объединение в информационном пространстве врачей, пациентов, операторов связи и провайдеров телемедицинских услуг. Таким образом гарантируется оперативный доступ к данным электронной «Карты здоровья» пациента независимо от места оказания медицинской помощи при условии обеспечения безопасности персональных данных пациента.

3. Модель взаимоотношений врача и пациента в процессе их функционирования в информационной профилактической системе рекомендуется строить на сочетании режимов отсроченных телемедицинских (офлайн) и реальных (офисных) консультаций.

4. Использование инструментов ИАС повышает приверженность пациентов с КВЗ профилактическим врачебным назначениям и лекарственной терапии.

Финансирование. Отсутствует финансовый интерес, связанный с описываемым в статье медицинским оборудованием. Отсутствует финансовый интерес в отношении компании, производящей описываемое в статье медицинское оборудование. Отсутствует финансовый интерес в отношении маркетинга описываемого медицинского оборудования.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Doarn C.R., Merell R.C. Telemedicine and e-health in disaster response. Telemed. J. E. Health. 2014; 20(7): 605—6.

2. Ottawa Health Research Institute. Patient Decision Aids [web site]. Ottawa, Ottawa Health Research Institute. URL: https://decisionaid.ohri.ca/azinvent.php (Дата обращения 23.12.2015).

3. O'Connor A.M., Stacey D. Should Patient Decision Aids (PtDAs) be Introduced in the Health Care System? Copenhagen: WHO Regional Office for Europe (Health Evidence Network report); 2005. URL: http://www. euro.who.int/Document/E87791.pdf (Дата обращения 23.12.2015).

4. Telemedicine: Opportunities and Developments in Member States: Report on the Second Global Survey on eHealth 2009. (Global Observatory for eHealth Series, 2). WHO Library Cataloguing-in-Publication Data. URL: http:// www.who.int/goe/publications/goe_telemedicine_2010. pdf (Дата обращения 23.12.2015).

5. Дубровин А.А., Жилина Н.М. Проблемы и пути решения организации доступа населения к информационным ресурсам в лечебно-профилактических учреждениях при внедрении комплексной медицинской информационной системы при внедрении системы за-

писи к врачу через интернет. Врач и информационные технологии. 2012; (4): 57—61.

6. Атьков О.Ю., Кудряшов Ю.Ю. Персональная телемедицина. Телемедицинские и информационные технологии. М.: ИД «Практика», 2015.

7. Назаренко Г.И., Осипов Г.С., Клейменова Е.Б., Молод-ченков А. Методы и программные средства поддержки технологии доказательной медицины. Искусственный интеллект и принятие решений. 2012; (4): 51—60.

8. Синицын В.Г., Цой Ю.Р. Представление знаний в информационных системах. Томск: Издательство Томского политехнического университета; 2006.

9. Калинина А.М., Бойцов С.А. Эффективное профилактическое консультирование пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска. Часть I. Профилактическая медицина. 2013: (4): 8—12.

10. Морозов В.В., Серяпина Ю.В., Кравченко Ю.Л., Тарков С.М., Бессмельцев В.П., Катасонов Д.Н. и др. Телемедицина в кардиологии: новые перспективы. Фундаментальные исследования. 2013; [7(ч. 3)]: 589—93.

REFERENCES

1. Doarn C.R., Merell R.C. Telemedicine and e-health in disaster response. Telemed. J. E. Health. 2014; 20(7): 605—6.

2. Ottawa Health Research Institute. Patient Decision Aids [web site]. Ottawa, Ottawa Health Research Institute. URL: https:// decisionaid.ohri.ca/azinvent.php (Дата обращения 23.12.2015).

3. O'Connor A.M., Stacey D. Should Patient Decision Aids (PtDAs) be Introduced in the Health Care System? Copenhagen: WHO Regional Office for Europe (Health Evidence Network report); 2005. URL: http://www.euro.who.int/Document/E87791.pdf (Дата обращения 23.12.2015).

4. Telemedicine: Opportunities and Developments in Member States: Report on the Second Global Survey on eHealth 2009. (Global Observatory for eHealth Series, 2). WHO Library Cataloguing-in-Publication Data. URL: http://www.who.int/ goe/publications/goe_telemedicine_2010.pdf (Дата обращения 23.12.2015).

5. DubrovinA.A., Zhilina N.M. Problems and solutions organization of access to information resources in health-care institutions in the implementation of an integrated health information system in the implementation of the system records to the doctor via the Internet. Vrach i informatsionnye tekhnologii. 2012; (4): 57—61. (in Russian)

6. At'kov O.Yu., Kudryashov Yu.Yu. Personal Telemedicine. Telemedicine and Information Technology. [Personal'naya telemeditsina. Telemeditsinskie i informatsionnye tekhnologii. Moscow; ID «Praktika»; 2015. (in Russian)

7. Nazarenko G.I., Osipov G.S., Kleymenova E.B., Molodchenkov A. Methods and software technology to support evidence-based medicine. Iskusstvennyy intellekt i prinyatie resheniy. 2012; (4): 51—60. (in Russian)

8. Sinitsyn V.G., Tsoy Yu.R. Knowledge Representation in Information Systems. [Predstavlenie znaniy v informatsionnyh sistemakh.] Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo politehnicheskogo universiteta; 2006. 146 s. (in Russian)

9. Kalinina A.M., Boytsov S.A. Effective prevention counseling of patients with chronic non-communicable diseases and risk factors. Part I. Profilakticheskaya meditsina. 2013: (4): 8—12. (in Russian)

10. Morozov V.V., Seryapina Yu.V., Kravchenko Yu.L., Tarkov S.M., Bessmel'tsev V.P., Katasonov D.N. et al. Telemedicine in cardiology: a new perspective. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; [7 (ch. 3): 589—93. (in Russian)

Поступила 28.01.16 Принята в печать 09.03.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.