УДК 37.013
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ПО МОДЕЛИ «ОЧНО-ЗАОЧНЫЙ ЦЕНТР»
© 2012 С. А. Филиппов1, Е. В. Комелина2
1канд. техн. наук, доцент каф. экономики и менеджмента в промышленности Тел.: (499) 323-9330 Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
2научный сотрудник e-mail: [email protected] ГБОУ Республики Марий Эл «Научно-методический центр профессионального образования»
В статье представлена модель обучения, опирающаяся на современные информационные технологии, но при этом позволяющая совместить лучшие черты очного и заочного обучения одаренных детей.
Ключевые слова: дистанционное обучение, одаренные дети, модель обучения, индивидуальная траектория обучения
В связи с подключением школ к Интернету становится актуальным использование дистанционных технологий при обучении одаренных школьников. К сожалению, образовательные учреждения чаще используют Интернет как средство доступа к традиционным тексто-графическим учебным материалам, задачам и упражнениям, реже электронным тренажерам и лабораториям, которые сегодня благодаря государству доступны в больших объемах.
Чтобы выправить сложившуюся ситуацию, Министерство образования и науки Российской Федерации инициировало реализацию программы по созданию дистанционных школ при национальных исследовательских университетах. Данная программа откроет одаренным детям доступ к общению с учеными-энтузиастами по ряду академических направлений, к материалам последних научных разработок.
Анализ мирового и российского опыта организации дистанционного обучения школьников показывает, что переход полностью на дистанционное взаимодействие не эффективен для изучения предметов естественно-научного цикла. В связи с тем что школьники зачастую ещё не освоили практику самообучения, им требуется некоторый переходный период перед интенсивной работой в рамках дистанционного образования. Причем самообразование и личностное самоопределение подразумевают проявление значительных волевых усилий, высокую степень сознательности и организованности, принятие внутренней ответственности за свой выбор, саморазвитие и самоопределение. Такая ситуация требует, чтобы выработке этих качеств личности у одаренного ребенка было уделено особое внимание.
В связи с вышеперечисленным авторами предлагается модель обучения одаренных детей в дистанционной школе при национальном исследовательском университете (далее - Модель), которая регулирует организацию образовательного процесса в форме очного и заочного обучения. Основной идеей, на которой строится эта модель, является идея расширения аудиторных рамок за счет технических средств коммуникаций.
Предложенная модель решает следующие задачи:
• создание системы работы с одарёнными детьми и центра очно-заочного обучения как основной базы для организации обучения (далее - Центр);
• создание условий для индивидуальной самореализации и развития одарённых детей посредством виртуального методического сопровождения обучающихся и педагогов;
• обеспечение технической и методической поддержки внедрения и развития дистанционных технологий в процессе обучения одаренных детей, в том числе реализация комплекса мер по оснащению Центра современным учебно-наглядным, компьютерным и лабораторным оборудованием, программным обеспечением;
• обеспечение доступности для одарённых детей (прежде всего сельских районов) различных вариантов специализированной подготовки к предметным олимпиадам.
Таким образом, модель представляет собой сетевое объединение национального исследовательского университета, школ-партнеров, команд преподавателей и одаренных детей (см. рис.).
Модель «Очно-заочный центр»
Филиппов С. А., Комелина Е. В. Организация дистанционного обучения одаренных детей
по модели «Очно-заочный центр»
Организационная структура
Работу Центра целесообразно совместить с работой одного из лицеев, входящих в структуру национального исследовательского университета, что позволит использовать уже существующий организационный аппарат. Дополнительно потребуется создание отдельного содержательного блока, например методического совета, в состав которого должны войти ведущие преподаватели национального исследовательского университета, психологи, методисты-кураторы по профилям, методист по информационным технологиям, заместитель директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе.
Наполняемость групп должна быть не более 10-15 человек, что позволит индивидуализировать работу с каждым ребенком, а также обеспечить каждого специальным лабораторным оборудованием при очном цикле обучения.
Приём в Центр осуществляется
• по рекомендациям региональных органов управления образования и образовательных учреждений, являющихся партнерами национального исследовательского университета, на основании результатов проведенных диагностик;
• по результатам заочных дистанционных олимпиад и прохождения летнезимних профильных школ;
• по результатам участия в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников (победители и призеры).
Зачисление обучающихся в Центр должно осуществляться приказом директора на основании рекомендаций методического совета Центра.
По окончании учебного года обучающиеся Центра получат сертификаты установленного образца.
Отчисление обучающихся осуществляется по их собственному желанию или по решению методического совета Центра.
Формирование содержания обучения
Содержание образования определяется учебными программами для одаренных детей с учетом выбора направления обучения и уровней сформированных групп. Учебные программы для обучающихся Центра разрабатываются ведущими преподавателями национального исследовательского университета на основании рекомендаций по подготовке к предметным олимпиадам и утверждаются Методическим советом Центра.
Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, которые согласовываются между заинтересованными сторонами (национальный исследовательский университет, школы-партнеры, муниципалитеты, региональный уровень и т.п. в зависимости от ситуации) и утверждаются директором Центра.
Расписание занятий составляется методистами Центра с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Обучающимся в Центре предоставляется возможность получать необходимые консультации по предметам, пользоваться литературой из библиотечного фонда Центра, предметными кабинетами для проведения практических и лабораторных работ. Данные требования относятся и к очным и к заочным сессиям (организованы в дистанционном режиме).
Модель очного обучения следующая: дети 3 раза в год приезжают на сессию, проживают и питаются в общежитии национального исследовательского университета. Обучение учащихся Центра осуществляется преподавателями национального
исследовательского университета и приглашенными учителями-предметниками, специализирующимися на подготовке обучающихся к олимпиадам.
В межсессионный период преподаватели ведут занятия в виртуальных классах с удаленными учащимися. Ученики из разных школ обучаются у одного или нескольких преподавателей.
Результаты дистанционного дополнительного обучения определяются по специфическим для каждого курса задачам, имеют незначительное пересечение с очными общеобразовательными результатами, в основном лишь дополняя их.
Комплексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные темы изучаются у разных преподавателей. Центр координирует работу преподавателей и обучающихся и выполняет роль персонального образовательного центра. Данная модель дистанционного обучения позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию. Координация обучения проводится методистом-профильником Центра.
Подходы к разработке содержания учебных программ
Должны использоваться проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные методы в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и позволяют соответствовать уровню познавательной активности и интересов учащихся.
Система диагностики и оценки результатов
16-факторный личностный опросник Р.Кеттеля, методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.Н. Прихожан, проективная методика «Кактус» авт. Панфилова, мотивация к избеганию неудач Т. Элерса, мотивация к достижению успеха Т. Элерса, ранжирование Э.Н. Фокиной.
Тип дистанционной коммуникации
Двусторонняя коммуникация в режиме смешанного синхронно-асинхронного взаимодействия на основе специально созданного сетевого ресурса. Основана на использовании коммуникаций в качестве инструмента включения обучающегося в учебный процесс в реальном времени.
Система дистанционной деятельности учебного учреждения
В процессе обучения используются различные формы занятий: дистанционные курсы, вебинары, консультации, трансляция видеолекций в интернете, интеллектуальные on-line игры.
Регулирование финансовых отношений
Национальный исследовательский университет заключает соглашение с субъектами Российской Федерации о совместном финансировании обучения одаренных детей либо формирует сеть школ-партнеров, заинтересованных в повышении собственного престижа, качества контингента учащихся и квалификации учителей.
Рассмотренная модель позволяет воспользоваться преимуществами очной и дистанционной форм видов обучения, а также сгладить их недостатки.