УДК 343.81 ББК 67.409.021-1 С65
M.V. SOROKIN*, O.Ye. SOROKINA
**
ORGANIZATION OF ACTIVITIES IN PLACES OF DETENTION DURING THE PERIOD OF THE PROVISIONAL GOVERNMENT (FEBRUARY-OCTOBER 1917)
Аннотация: в статье дается анализ организации деятельности мест заключения в России после Февральской революции 1917 года, на основании которого делается ряд выводов о тюремной политике, проводимой Главным управлением местами заключения в сфере организации режима в местах заключения.
Ключевые слова: места заключения, Февральская революция 1917 г., тюремная политика, организация режима.
МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ СОРОКИН*, ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА СОРОКИНА**
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ В ПЕРИОД ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1917 ГОДА)
Annotation: the article analyzes the organization of activities in places of detention in Russia after the February Revolution of 1917, on the basis of which a number of conclusions about prison policies pursued by the Directorate General of places of detention in the organization of regime in prisons are made.
Key words', places of detention, February Revolution of 1917, prison policy, organization of regime.
В начале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция, монархия пала и было образовано Временное правительство. Этот период истории интересен тем, что пенитенциарная система России работала в условиях буржуазно-демократического строя.
Установление власти Временного правительства в марте 1917 г. было ознаменовано кардинальными изменениями, происходившими во всех сферах жизни российского общества. 1 марта 1917 г. было проведено первое заседание комиссариата, образованного при Министерстве юстиции. Комиссары Временного комитета Государственнойдумы М.С. Аджемов, В.П. Басаков и В. А. Маклаков провели совещание с участием директоров департаментов. По результатам данного совещания было принято решение о разработке законопроекта об амнистии заключенных по политическим делам. Кроме того, в ходе проведения совещания стало ясно, что Главное тюремное управление «ввиду его разгрома не будет функционировать еще продолжительное время». Было принято также решение о необходимости проведения реформы в Министерстве юстиции1.
Приступая к реформированию пенитенциарной системы, Временное правительство в первую очередь стремилось отказаться от «внешних» атрибутов прежнего строя. В качестве одного из первых шагов в реализации данного направления было принятие постановления от 26 апреля 1917 г. о переименовании Главного тюремного управления в Главное управление
* Преподаватель кафедры уголовно-исполнительногоправа (Владимирский юридический институт ФСИН России);
** ассистент кафедры государственно-правовых дисциплин (Владимирский государственныйуниверситет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых) E-mail, [email protected].
ia с ï
и ш
в ■Ö
(D §
(D Ï С
3 I
Q) §
Q)
а
OD
ГО
СО
I
по делам мест заключения (далее - ГУМЗ), а также преобразование Совета по тюремным делам в Совет по делам мест заключения. На должность начальника ГУМЗ был назначен профессор А. А. Жижиленко, известный своими либеральными взглядами на процесс исполнения наказаний.
Кроме того, предпринимались шаги, направленные на разгрузку мест заключения. 2 марта 1917 г. комиссарами Временного комитета Государственной думы В.А. Маклаковым и М.С. Аджемовым были отданы распоряжения об освобождении всех политических заключенных, которые на тот момент содержались в тюрьмах «в порядке предварительного следствия», предписывалось также не допускать «новых привлечений по политическим делам»2. В связи с этим постановлением от 6 марта 1917 г. Временное правительство объявило политическую амнистию3. Однако данная мера привела к открытой конфронтации администрации мест заключения с осужденными за уголовные преступления. Например, в Херсонской тюрьме каторжане, обезоружив стражу, завладели тюремными помещениями. В то же время собравшаяся у ворот тюрьмы толпа взломала ворота и свыше 2 000 заключенных рассеялись по городу. Сообщалось о «затруднительности поимки бежавших из-за отсутствия в Херсоне достаточных сил администрации »4.
В связи с объявлением политической амнистии в пенитенциарных учреждениях среди осужденных за уголовные преступления стали повсеместно вспыхивать беспорядки. Временное правительство было вынуждено издать постановление от 17 марта 1917 г. «Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления», в котором предусматривалась амнистия осужденных за общеуголовныепреступ-ления5. Однако данная мера в дальнейшем привела к ухудшению криминальной ситуации в стране и росту уровня уголовной преступности. «Гражданская власть совершенно бессильна справиться с преступниками, тем более что все они хорошо вооружены. Они одеты в солдатские шинели, ходят с винтовками - и невозможно отличить их от честных, ничем не запятнанных солдат»6.
Руководство и контроль за каторжными тюрьмами, благоустройством мест заключения и исполнением постановлений закона о порядке содержания арестантов были возложены на губернских комиссаров Временного правительства; общественных градоначальников, избираемых местными органами власти, и милицию.
Следует особо отметить активное вмешательство в управление тюрьмами местных органов власти. Они принимали меры к усилению охраны тюрем и поимке бежавших арестантов, смещали чинов тюремной администрации, назначали в места заключения своих комиссаров, которые оттеснили на второй план тюремных инспекторов. Общественные комитеты, комитеты общественной безопасности, исполнительные комитеты координировали свою деятельность в области тюремного дела с губернскими комиссарами и общественными градоначальниками. Но в первые дни после Февральской революции координация по вопросам управления местами заключения отсутствовала, в связи с этим органы местной власти принимали на себя решение неотложных вопросов по данному направлению деятельности.
Так, в Астрахани местный исполнительный комитет постановил арестовать и предать суду тюремную администрацию, по вине которой совершили побег из Елизаветградской тюрьмы 500 человек. Киевский исполнительный комитет, рассматривая вопрос о беспорядках, произошедших в Лукьяновскойтюрьме, предложил губернскому комиссару отстранить от должности начальника данного учреждения7.
Управление местами заключения в губернских городах оставалось в ведении губернской тюремной инспекции. Инспекциям подчинялись тюрьмы уездных городов, а также в их ведение входило решение разнообразных вопросов, касающихся деятельности администрации мест заключения. Циркуляры о режиме содержания арестантов и следственных заключенных ГУМЗ обычно направляло губернским комиссарам, а последние передавали их тюремным инспекторам или непосредственно начальникам тюрем.
Следует отметить, что в отдельных случаях вопросы управления местами заключения рассматривались Советами рабочих и солдатских депутатов. Например, когда в первые дни после Февральской революции остро встал вопрос о Петропавловской крепости, а именно о режиме содержащихся в ней царских сановников, правомочиях коменданта и команды крепости, Исполнительный комитет Петроградского Совета назначил комиссию для выяснения положенияв данном пенитенциарном учреждении. По результатам ее работы в конце мая 1917 г. своим решением Исполком одобрил кандидатуру коменданта крепости, а также помощника ко-менданта8.
Конец двоевластия в вопросах реализации пенитенциарной политики наступил после рас-
стрела войсками, верными Временному правительству, июльской демонстрации. Массовые аресты, последовавшие после данных событий, составляли основной фон карательной политики государства. Этот период характеризуется ужесточением тюремного режима в местах заключения. В связи с июльскими событиями 7 июля 1917 г. Министерство юстиции утвердило Инструкцию об употреблении оружия чинами ведомства мест заключения. Чины тюремного ведомства имели право применять оружие во время выполнения служебных обязанностей: для отражения вооруженного нападения; отражения группового нападения, когда иное средство защиты применить не представлялось возможным; для обороны чинов тюремного ведомства, заключенных и посторонних лиц, в случаях нахождения в пределах места заключения; пресечения насильственных действий, в результате которых мог быть нанесен ущерб зданиям, сооружениям и имуществу, находившемуся под охраной; прекращения сопротивления нескольких заключенных, которое было соединено с опасностью нападения на чинов администрации и стражи места заключения; пресечения побега заключенного или в процессе преследования бежавшего из места заключения или из-под стражи, когда невозможно задержать или настичь его, а также в случае оказания им сопротивления при задержании.
Применением оружия распоряжался начальник места заключения или старший по должности из находящихся на месте чинов администрации и стражи. В не терпящих промедления случаях при отсутствии на месте происшествия старших по должности лиц все чины ведомства, которым присвоено ношение оружия, имели право на его применение9.
Сложная обстановка, сложившаяся на тот момент в местах заключения поставила перед ГУМЗ вопрос о необходимости ужесточения требований режима содержания заключенных. В связи с этим аппаратом управления были разработаны и разосланы новые требования, направленные на поддержание правопорядка на территории пенитенциарных учреждений. Основными требованиями режима, закрепленными в данном акте, были: обязательное запирание всех помещений, предназначенных для содержания заключенных; категорический запрет заключенным самовольных переходов из камеры в камеру; обыск всех вновь прибывших в пенитенциарное учреждение в обязательном порядке с целью обнаружения запрещенных предметов; проведение обысковых мероприя-
тий камерных помещений и самих заключенных с целью обнаружения и изъятия запрещенных предметов; проведение проверок камерного оборудования с целью предотвращения совершения побегов; при выводе из камерных помещений в обязательном порядке количественный подсчет заключенных; перед водворением в камерное помещение, после проведения прогулки в обязательном порядке производство личного обыска; тщательный досмотр в обязательном порядке начальником мест заключения продуктов питания, приносимых родственниками заключенного, на предмет обнаружения запрещенных предметов; проведение обходов помещений для содержания заключенных, в ходе которых в обязательном порядке осуществлять проверку несения службы чинами стражи10.
Что касается применения мер дисциплинарного характера, направленных на поддержания правопорядка в местах заключения, то циркуляром ГУМЗ от 5 июня 1917 г. № 50 отмечалось, «что во многих тюрьмах были намечены устройство новых и капитальный ремонт существовавших карцеров, а также приспособление под карцера некоторыхпомещений и предлагал ввиду предстоящегопересмотра Общей тюремной инструкции воздержаться от обеспечения мест заключения карцерами и приостановить начатые работы»11.
При рассмотрении вопроса об организации работы мест заключения нельзя обойти вниманием проводимую Временным правительством в пенитенциарной сфере кадровую политику. Решение кадрового вопроса проходило очень тяжело, поскольку преследовало популистские цели, часто оставляя в стороне человеческий фактор. Обновление кадрового аппарата проходило по пути увольнения со службы с характерными для этого периода мотивировками: «по несоответствию требованиям нового строя» или «по сокращению штатов в связи с амнистией». Временное правительство в первую очередь выдвигало требование политической лояльности сотрудников тюремного ведомства к представителям новой власти и проводимой ими политике. Так, Владимирскому губернатору В.Н. Мясоедову было предложено с 1 мая 1917 г. подать прошение об отставке с пенсией «на особо преподанных правительством основаниях»12. То же самое было предложено Владимирскому губернскому тюремному инспектору А. А. Капацинскому который« призывал критически относиться к представителям новой власти»13.
ia с
со ш
в ■Ö
(D §
(D I С
3 I
Q) §
Q)
а
OD
ГО
СО
I
Положение дел в местах заключения вызвало необходимость в числе мер по стабилизации обстановки особое внимание уделять подбору и подготовке кадров для нужд пенитенциарного ведомства. В связи с этим в журнале «Вестник пенитенциарных знаний» был опубликован материал о необходимости при подготовке сотрудников акцентировать внимание на получение ими специальных знаний. Основными задачами были определены
1) подбор кандидатов на управленческие должности тюремного ведомства осуществлять только из числа лиц, имеющих специальное профессиональное образование;
2) организовать с целью подготовки специалистов для службы в пенитенциарном ведомстве курсы профессиональной подготовки;
3) в перспективе, в обязательном порядке, осуществлять первоначальное профессиональное обучение всех работников мест заключения14.
Необходимо отметить, что организация обучения сотрудников для нужд пенитенциарного ведомства строилась на испытанных принципах организации школ тюремных надзирателей с той же учебной программой и с теми же преподавателями, что были и при царском режиме.
При подборе кандидатов на курсы тюрьмо-ведения предпочтение отдавалось офицерам, уволенным со службы по состоянию здоровья. Такой подход обосновывался тем, что эти лица были воспитаны в духе воинской дисциплины и
впоследствии элементы этой дисциплины внедряли бы в практику мест заключения.
Изложенное позволяет сделать ряд выводов о тюремной политике, проводимой Временным правительством в сфере организации работы тюремного ведомства
Во-первых, была сохранена, хотя и упростилась, система управления тюрьмами: центральное руководство осуществляло входившее в состав Министерства юстиции Главное тюремное управление, переименованное в Главное управление по делам мест заключения, на местах -губернскими тюремными инспекциями, которым подчинялась администрация тюрем соответствующих губернских и уездных городов.
Во-вторых, проводимая Временным правительством кадровая политика была направлена на увольнение «неугодных» чиновников тюремного ведомства, несогласных с курсом реформ, проводимых в стране в условиях нового политического строя. Подготовкаперсонала для работы в пенитенциарной системе осталась прежней и осуществлялась в рамках открытых вновь 1 мая 1917 г. трехмесячных курсов.
В-третьих, с целью пресечения побегов, а также ликвидации массовых беспорядков была утверждена новая инструкции о применении оружия чинами мест заключения. Кроме того, отдельным указанием, были закреплены режимные мероприятия, целью которых являлось предупреждение преступлений и нарушений режима в местах заключения.
Список использованной литературы
1 См.: Законопроектоб амнистии // Известия. 1917. 2 марта; Накануне амнистии // Там же; В министерстве юстиции // Там же; Заседание в Министерстве юстиции // Русское слово. 1917. 2 марта.
2 Распоряжения по министерству юстиции // Известия. 1917. 2-3 марта.
3 См.: Собрание узаконенийи распоряжений правительства 1917. № 55. Отд. I. Ст. 346.
4 Известия. 1917. 10 марта.
5 См.: Собрание узаконенийи распоряженийправительства 1917. №2 68. Ст. 386.
6 Знамя революции. 1917. 4 июня.
7 См.: Киевлянин. 1917. 22 марта.
8 См.: Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов: протоколызаседаний Исполнительногокоми-тета и бюро ИК. 1925. С. 176.
9 См.: Скрипилев Е.А. Тюремная политика и тюремное законодательство временного правительства. М., 1968. С. 23.
10 См.:ДетковМ.Г. Тюрьмы, лагеря и колонииРоссии М., 1999. С. 100-101.
11 Скрипилев Е.А. Тюремная политика и тюремное законодательствовременного правительства. М., 1968. С. 40.
12 Государственныщрхив Владимирскойобласти Ф. 1186. Оп. 2. Д. 59. Л. 7.
13 Там же. Л. 69-71.
14 См.: Вестник пенитенциарных знаний. 1917. Февраль - июль. С. 4.