Научная статья на тему 'Организация быта участников экспедиций Главного гидрографического управления в 1910–1920 гг.'

Организация быта участников экспедиций Главного гидрографического управления в 1910–1920 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-бытовые условия / Главное гидрографическое управление / медицинское обслуживание / питание / Северный морской путь / снабжение / экспедиция / экстремальная повседневность / social and living conditions / Main Hydrographic Office / medical care / nutrition / Northern Sea Route / supply / expedition / everyday life in extreme conditions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Загороднюк Надежда Ивановна, Коновалова Елена Никифоровна, Рощевская Лариса Павловна

Предметом исследования выступает быт участников научных экспедиций по обследованию Северного морского пути, организованных Главным гидрографическим управлением в первые десятилетия ХХ в. Быт рассматривается как синоним понятия «повседневность», т.е. уклад жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности в нормальных условиях проживания, снабжение продуктами питания, одеждой и предметами первой необходимости, а также связанное с вышеназванными процессами освоение духовных благ. В работе рассматриваются особенности финансирования экспедиций, снабжения продуктами питания и предметами первой необходимости, даётся сравнительный анализ норм пищевого довольствия вышеуказанных экспедиций, установленных в дореволюционный период и Временным правительством, выявлены особенности бытового устройства офицеров, матросов, учёных на борту судов, в условиях зимовки и др. Методологической основой данного исследования являются принципы исторического познания: научности, объективизма, историзма, альтернативности, социального подхода и др., предполагающие критическое отношение к источникам. Введение в научный оборот комплекса архивных документов определяет методы и приёмы, используемые при анализе такого типа источников. Повседневная жизнь участников экспедиций рассматривается с позиции понимания экстремальной повседневности, где длительные командировки, ограниченные пространством судна, участками малообжитых и неисследованных территорий не что иное, как переход из привычного мира вещей, услуг и связей в новые условия, связанные с жёсткими ограничениями в материальной и духовной сферах, новизной бытовых условий и трудностей в преодолении последних, новой социальной средой. Сделаны выводы, что в начале ХХ в. Главным гидрографическим управлением были предприняты меры по улучшению бытовых условий участников северных экспедиций: построены новые суда с относительно комфортными условиями по сравнению с предшественниками, военные моряки были обеспечены одеждой, предметами первой необходимости. Сравнительный анализ установленных норм продуктов питания экспедиций 1914–1915 г. и Карской экспедиции 1919 гг., преследовавших отличные цели, позволяет сделать выводы об улучшении снабжения экспедиций периода Гражданской войны благодаря мерам, предпринятым при непосредственном участии учёного, путешественника, адмирала А.В. Колчака. Участники экспедиций Главного гидрографического управления находились в лучших материальных условиях, чем исследователи других ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Загороднюк Надежда Ивановна, Коновалова Елена Никифоровна, Рощевская Лариса Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The lifestyle of the participants of expedition оf Сhief hydrographic department expedition in 1910–1920

The subject of research is the lifestyle of the participants of the scientific expeditions to survey the Northern Sea Route, organized by the Main Hydrographic Office in the first decades of the 20th century. Lifestyle is viewed as a synonym for the concept of “everyday life” i.e. the organization of human life, which meets one’s needs by providing satisfactory living conditions, food supply, clothing, basic amenities (or essential items); the term “lifestyle” is also closely connected to the aforementioned processes aimed at obtaining spiritual wealth. The paper deals with the specific features of expedition funding, provision of food supply and essential items. It provides a comparative analysis of the norms of food allowance of the aforementioned expeditions established in the pre-revolutionary period as well as/and in the period/times of the Provisional government. The paper also describes the features of the household of officers, sailors, scientists on Board ships, in wintering conditions, etc. The methodological basis of this study are the principles of historical knowledge: scientific approach, objectivism, historicism, alternativeness, social approach, etc., assuming a critical attitude towards the sources. The introduction of a complex of archival documents into scientific circulation determines the methods and techniques used in the analysis of this type of sources. The everyday life of the expedition participants is viewed from the perspective of understanding the everyday life in extreme conditions, where long trips limited by the space of a vessel, areas of sparsely inhabited and unexplored territories are nothing but a transition from the usual world of things, services and connections to new conditions associated with severe restrictions in the material and spiritual spheres, the novelty of living conditions and difficulties in overcoming the latter, a new social environment. It is concluded that at the beginning of the 20th century the Main Hydrographic Office took measures to improve the living conditions of the participants of the Northern expeditions: new ships were built with relatively comfortable conditions compared to their predecessors, sailors were provided with clothing, essential items. Comparative analysis of the established food standards during the expeditions 1914–1915 and the Kara expedition of 1919, pursuing excellent goals, allows us to draw conclusions about improving the conditions for the expeditions’ participants during the civil war thanks to the measures taken with the direct participation of the scientist and traveler, Admiral Kolchak. Members of the expeditions of the Main Hydrographic Office were provided better material conditions.

Текст научной работы на тему «Организация быта участников экспедиций Главного гидрографического управления в 1910–1920 гг.»

ЗАГОРОДНЮК Н.И., КОНОВАЛОВА Е.Н., РОЩЕВСКАЯ Л.П.

Организация быта участников экспедиций Главного гидрографического управления в 1910-1920 гг.

ZAGORODNYUK N.I., KONOVALOVA E.N., ROSHCHEVSKAYA L.P.

The lifestyle of the participants of expedition о1 Chief hydrographie department expedition in 1910-1920

Сведения об авторах:

Загороднюк Надежда Ивановна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ФГБУН «Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук» (Тобольск, Тюменская область) niz1957@yandex.ru

Коновалова Елена Никифоровна, кандидат исторических наук (Эребру, Швеция)

xlebutina1@gmail.com

Рощевская Лариса Павловна, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник ФИЦ «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук» (Сыктывкар) lp38rosh@gmail.com

Authors:

Zagorodnyuk Nadezhda Ivanovna, Candidate of Historical Sciences, senior researcher of the Tobolsk Complex Scientific Station of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences (Tyumen region, Tobolsk) niz1957@yandex.ru

Konovalova Elena Nikiforovna, Candidate of Historical Sciences (Örebro, Sweden) xlebutina1@gmail.com

Roschevskaya Larisa Pavlovna, Doctor of Historical Sciences, Professor, senior researcher of the Komi Scientific Center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences (Republic Komi, Syktyvkar) lp38rosh@gmail.com

Аннотация

Предметом исследования выступает быт участников научных экспедиций по обследованию Северного морского пути, организованных Главным гидрографическим управлением в первые десятилетия ХХ в. Быт рассматривается как синоним понятия «повседневность», т.е. уклад жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности в нормальных условиях проживания, снабжение продуктами питания, одеждой и предметами первой необходимости, а также связанное с вышеназванными процессами освоение духовных благ.

В работе рассматриваются особенности финансирования экспедиций, снабжения продуктами питания и предметами первой необходимости, даётся сравнительный анализ норм пищевого довольствия вышеуказанных экспедиций, установленных в дореволюционный период и Временным правительством, выявлены особенности бытового устройства офицеров, матросов, учёных на борту судов, в условиях зимовки и др.

Методологической основой данного исследования являются принципы исторического познания: научности, объективизма, историзма, альтернативности, социального подхода и др., предполагающие критическое отношение к источникам. Введение в научный оборот комплекса архивных документов определяет методы и приёмы, используемые при анализе такого типа источников. Повседневная жизнь участников экспедиций рассматривается с позиции понимания экстремальной повседневности, где длительные командировки, ограниченные пространством судна, участками малообжитых и неисследованных территорий не что иное, как переход из привычного мира вещей, услуг и связей в новые условия, связанные с жёсткими ограничениями в материальной и духовной сферах, новизной бытовых условий и трудностей в преодолении последних, новой социальной средой.

Сделаны выводы, что в начале ХХ в. Главным гидрографическим управлением были предприняты меры по улучшению бытовых условий участников северных экспедиций: построены новые суда с относительно комфортными условиями по сравнению с предшественниками, военные моряки были обеспечены одеждой, предметами первой необходимости. Сравнительный анализ установленных норм продуктов питания экспедиций 1914-1915 г. и Карской экспедиции 1919 гг., преследовавших отличные цели, позволяет сделать выводы об улучшении снабжения экспедиций периода Гражданской войны благодаря мерам, предпринятым при непосредственном участии учёного, путешественника, адмирала

А.В. Колчака. Участники экспедиций Главного гидрографического управления находились в лучших материальных условиях, чем исследователи других ведомств.

Abstract

The subject of research is the lifestyle of the participants of the scientific expeditions to survey the Northern Sea Route, organized by the Main Hydrographic Office in the first decades of the 20th century. Lifestyle is viewed as a synonym for the concept of "everyday life" i.e. the organization of human life, which meets one's needs by providing satisfactory living conditions, food supply, clothing, basic amenities (or essential items); the term "lifestyle" is also closely connected to the aforementioned processes aimed at obtaining spiritual wealth.

The paper deals with the specific features of expedition funding, provision of food supply and essential items. It provides a comparative analysis of the norms of food allowance of the aforementioned expeditions established in the pre-revolutionary period as well as/and in the period/times of the Provisional government. The paper also describes the features of the household of officers, sailors, scientists on Board ships, in wintering conditions, etc.

The methodological basis of this study are the principles of historical knowledge: scientific approach, objectivism, historicism, alternativeness, social approach, etc., assuming a critical attitude towards the sources. The introduction of a complex of archival documents into scientific circulation determines the methods and techniques used in the analysis of this type of sources.

The everyday life of the expedition participants is viewed from the perspective of understanding the everyday life in extreme conditions, where long trips limited by the space of a vessel, areas of sparsely inhabited and unexplored territories are nothing but a transition from the usual world of things, services and connections to new conditions associated with severe restrictions in the material and spiritual spheres, the novelty of living conditions and difficulties in overcoming the latter, a new social environment. It is concluded that at the beginning of the 20th century the Main Hydrographic Office took measures to improve the living conditions of the participants of the Northern expeditions: new ships were built with relatively comfortable conditions compared to their predecessors, sailors were provided with clothing, essential items. Comparative analysis of the established food standards during the expeditions 1914-1915 and the Kara expedition of 1919, pursuing excellent goals, allows us to draw conclusions about improving the conditions for the expeditions' participants during the civil war thanks to the measures taken with the direct participation of the scientist and traveler, Admiral Kolchak. Members of the expeditions of the Main Hydrographic Office were provided better material conditions.

Ключевые слова:

социально-бытовые условия, Главное гидрографическое управление, медицинское обслуживание, питание, Северный морской путь, снабжение, экспедиция, экстремальная повседневность. Keywords:

social and living conditions, Main Hydrographie Office, medical care, nutrition, Northern Sea Route, supply, expedition, everyday life in extreme conditions.

Планомерное изучение морей Северного Ледовитого океана российской гидрографической службой началось в конце XIX в. В 1885 г. было создано Главное гидрографическое управление, деятельность которого была направлена на выполнение навигационно-гидрографических, гидрометеорологических, топогеодезических работ. Кадры гидрографической службы формировались из военных моряков. Это был, по определению

A.А. Комарицына1, период «системной научной» гидрографии, когда окончательно произошло формирование органов управления, функций науки и создания технических средств, позволявших решать поставленные перед гидрографами задачи.

История освоения Северного морского пути писалась одновременно с протекавшими событиями. За столетие были опубликованы сотни работ, однако вопросы экстремального быта участников экспедиций стали предметом изучения лишь в начале XXI в.

Содержание работы В.Г. Смирнова о повседневной жизни личного состава парохода «Пахтусов» в период летних и зимних стоянок представляет определённый интерес постановкой проблемы, но в нём отсутствуют интересуемые нас сведения о быте моряков в условиях экспедиций2.

Физическому состоянию транспорта и условиям жизни военных моряков на судах и в условиях зимовки посвящены работы В.Г. Андриенко3,

B.Г. Смирнова4, медицинскому обслуживанию и кадровому обеспечению

Комарицын А.А. История развития гидрографической службы флота России (XVII-XX вв.). Автореф. дис. докт. техн. наук. СПб., 2001. С. 11.

Смирнов В.Г. О повседневной жизни и быте личного состава парохода «Пахтусов» в Архангельске в конце XIX в. (К 120-летия создания Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана) // История повседневности. 2017. № 3 (5). С. 112-127. Андриенко В.Г. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» (к 100-летию создания) // Судостроение. 2009. № 4. С. 90-96.

Смирнов В.Г. Техническое оснащение гидрографических экспедиций Морского министерства в Северном Ледовитом океане на рубеже XIX-XX вв. (К 160-летию со дня рождения генерала Корпуса гидрографов А.И. Вилькицкого) // Полярные чтения на ледоколе «Красин» - 2018. М., 2019. С. 77-93.

2

экспедиций медицинскими сотрудниками - А.А. Сабурова1, С.М. Кузнецова и др.2

В.Г. Смирновым были введены в научный оборот документы, раскрывающие вопросы технического оснащения гидрографических экспедиций в 1890-е гг. Интерес представляют характеристики судов, участвовавших в первых экспедициях Главного гидрографического управления - пароходов «Лейтенант Овцын» и «Пахтусов», парусной баржи «Лейтенант Скуратов»1. Работа В.Г. Андриенко посвящена истории создания судов для научных исследований, в ней последовательно раскрываются вопросы проектирования, создания и эксплуатация ледоколов нового типа «Таймыр» и «Вайгач» - «экспедиционно-лед окольных пароходов». Приведённые схемы общего расположения помещений на суднах позволяют составить представление о местоположении кают-компаний, кабинета экспедиции, кубрика команды, кают начальника и членов экспедиций, боцмана, офицеров, прислуги.4

Авторы статьи ограничились сюжетами, связанными с освоением Северного морского пути. Исследования северных границ Российского государства проводились в экстремальных природно-климатических условиях. Экспедиции 1914-1915 г. и Карская экспедиция 1919 г. приходятся на период Первой мировой и Гражданской войн, что также важно для понимания поставленной проблемы.

Главными угрозами жизни участников экспедиций оставались холод и голод. О мерах, направленных на обеспечение достойных бытовых условий для офицерского и рядового состава, учёных, проводивших совместные исследования, повествуется в данной статье. Основными источниками послужили опубликованные и впервые вводимые в научный оборот документы Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГАВМФ), отчёты, путевые записки, мемуары участников экспедиций, а также материалы периодической печати. В частности, вопросы бытовых условий моряков поднимались на страницах журналов «Медицинские прибавления к Морскому сборнику» и «Морской врач», выходивших в печать с середины XIX в.

Экспедиции 1910-1915 гг. преследовали цель прохождения Северного морского пути с востока на запад, от Берингова пролива до Белого моря.

Сабуров А.А. Кадровое обеспечение советских арктических исследований в 1920-е гг. // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2016. № 5 (158). С. 41-45.

Кузнецов С.М. и др. Развитие санитарного просвещения и гигиенического воспитания в российском флоте в XVI-XIX веках // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2015. № 3 (51). С. 319-325. Смирнов В.Г. Техническое оснащение... С. 77-93. Андриенко В.Г. Ледокольные пароходы. С. 90-96.

На тот период путь через Карское море был слабо изучен. Исследовательские работы устьев рек Оби и Енисея с целью обеспечения безопасного плавания по морям Северного Ледовитого океана торговых судов были начаты еще в конце 1893 г. До 1904 г. был обследован участок морского пути от Новой Земли до устьев этих рек. На период Русско-японской войны 1904-1905 гг. гидрографические работы были приостановлены, а с 1906 г. возобновлены.

Перед военными моряками была поставлена задача разработки и реализации научной программы, позволившей в короткий срок осуществлять постоянные грузовые перевозки Северным морским путём. Первыми практическими действиями стало строительство двух усовершенствованных ледокольных кораблей «Таймыр» и «Вайгач», которые пополнили российский ледокольный флот в 1909 г. Благодаря этому ежегодно, на протяжении пяти лет, начиная с 1910 г., специальная гидрографическая экспедиция проводила исследования в Северном Ледовитом океане.

Новые суда отличались большей комфортностью. Ещё в период сборки по настоянию будущих командиров кораблей жилые и некоторые служебные помещения получили теплоизоляционное покрытие, к тому же помещения (каюты для офицеров, два кубрика для команды, служебные помещения) находились под верхней палубой, это позволяло членам экипажа меньшее время находиться на открытом воздухе и выходить на верхнюю палубу только в особых случаях. Впервые на арктических судах были установлены радиостанции, дальность действия сигнала достигала 100-150 миль1.

Э.Е. Арнгольд, судовой врач ледокола «Вайгач», не скрывал восхищения, описывая комфортные условия, созданные на судне: «Отопление паровое, причём в каютах устроены отдельные грелки, которые могут быть регулированы и при желании вообще выделяться из общей сети. Кроме того, имеется ещё камельковое отопление для топки дровами или углём. Освещение электрическое от двух динамо-машин, работающих одна паром, а другая от нефтяного двигателя. В случае зимовки для экономии топлива... был запас свечей и ламп с особыми горелками.. .»2

Транспорты «Таймыр» и «Вайгач» при водоизмещении 1500 тонн помещали в свои угольные ямы (трюмы) до 500 тонн угля, это позволяло при условии тихой погоды пройти «экономическим» ходом (8 узлов в час) до 12 тыс. миль, оставаясь под парами до 60 суток3. База экспедиции находилась во Владивостоке. Л.М. Старокадомский, старший врач экспедиций 1910-1915 гг., писал, что в начале похода для пополнения запасов

1 Андриенко В.Г. Ледокольные пароходы. С. 94.

2 Арнгольд Э.Е. По заветному пути // Кузнецов Н. А. Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы. [Б/м], 2018. С. 34.

3 Старокадомский Л.М. Открытие новых земель в Северном Ледовитом океане. Пг., 1915. С. 3.

угля, воды и закупки свежего мяса одно или несколько судов отправлялись в бухту Провидения у берегов Чукотского полуострова или к острову Святого Лаврентия (Аляска), где находилось два населённых пункта -город Ном и посёлок Сан-Майкель1, в которых можно было приобрести продукты из Австралии: мясо, картофель, лук, яблоки и апельсины. Примечательно, что спиртные напитки там не продавались2.

Исследования Севморпути начинались от Берингова пролива. Успешное выполнение картографических работ сопровождалось географическими открытиями. В 1911 г. пароход «Вайгач» впервые обошёл северный берег о. Врангеля, на котором был водружён русский флаг. В 1912 г. суда достигли северо-восточного побережья Таймырского полуострова. В 1913 г. было сделано крупное географическое открытие - обнаружен целый архипелаг, названный Землёй Николая II (Северная Земля). В 1914 г. перед экспедицией была поставлена задача - пройти судам от Берингова пролива до Архангельска за один навигационный период.

Морское пространство в районе полуострова Таймыр представляло слабо изученный участок Севморпути. Во время продвижения в Карское море серьёзные повреждения получило судно «Таймыр». У северо-западного побережья полуострова суда вынуждены стать на зимовку.

Отчасти моряки были готовы к такому повороту событий. «В носовой и кормовой части судна были сделаны два больших трюма для провизии, - писал Э.Е. Арнгольд, - в которых помещался двухгодовой запас на 50 человек. Для сообщения с берегом и на случай аварии на каждом корабле были моторный катер, гребной катер, два вельбота, две двойки, две двухместные и две одноместные байдарки и две ледянки, т.е. шлюпки на санях. Были полозья для всех шлюпок на случай гибели корабля, когда бы пришлось тащить их по льду до берега. Для всех матросов имелся полный набор тёплого платья, состоявший из кухлянок3, торбазов4, сделанных из оленьих шкур, валенок, полушубков, меховых шапок, трёх сотен шерстяного егеровского белья, норвежских вязанок и рукавиц. Командный состав обязан был обзаводиться таким же тёплым платьем на свой счёт. Для всего личного состава имелись двух сортов лыжи: одни короткие, широкие, на которых легко ходить, но нельзя развивать большой скорости, и узкие, длинные, так называемые гоночные. Уменье ходить

Так в тексте. Посёлок Сент-Майкл, или поселок Святого Михаила. Старокадомский Л.М. Указ. соч. С. 61.

Кухлянка - глухая меховая куртка из шкуры оленя. Зимой носится в два слоя: наружный (мехом наружу) и внутренний (мехом внутрь), в тёплое время - в один слой.

Торбазы, торбаса - мягкие сапоги из оленьих шкур шерстью наружу.

4

на лыжах было обязательным для всего состава экспедиции»1.

Для разнообразия пищи организовывался сбор яиц на островах2, устраивалась охота на оленей, песцов, медведей3. «Для охоты на птиц и зверей имелись двуствольные ружья центрального боя, несколько ружей системы Браунинга, маузеры, винчестеры, 3-линейные винтовки кавалерийского образца, обычное вооружение флотских команд и револьверы системы Нагана», - констатировал Э.Е. Арнгольд.

Л.М. Старокадомский довольно подробно описывал охоту на острове Преображения4: «Отвесные скалы усеяны громадным количеством гнёзд кайр, целыми тучами взлетающих при выстреле. Группа северных оленей безумно металась по острову, удирая от охотников. На каждый транспорт добыли по одному. Кроме того, убили двоих белых медведей, мясо которых стали есть почти все, тогда как от мяса первого медведя, убитого на острове генерала Вилькицкого, многие с пренебрежением отворачивались - всё же оно порядком отдает ворванью5. Но жестяночные консервы надоели, и привкус ворвани перестал казаться невыносимым. В виде котлет и бифштексов офицеры и команда угощались медведями и в дальнейшем плавании в Ледовитом океане»6.

Для экспедиции 1914-1915 гг. были установлены следующие нормы продуктов питания (табл. 1):

Таблица 1. Нормы основных продуктов питания, установленные Главным гидрографическим управлением для экспедиции Северного Ледовитого океана 19141915 гг. (из расчёта на 1 человека в неделю)7

Название продуктов питания Вес (количество)

Мука (в фунтах) 10

Сахар (в фунтах) 1 %

Какао (в фунтах) 1/9

Свежее сало или шпик (в фунтах) 8/9

Картофель свежий (в фунтах) 15/9

Рис (в фунтах) 1

Геркулес (овсянка) (в фунтах) Уд

Мясо свежее (в фунтах) 11/4

Масло (в фунтах) 8/9

Соль (в фунтах) 1/3

Арнгольд Э.Е. По заветному пути // Кузнецов Н.А. Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы. М., 2018. С. 34. Старокадомский Л.М. Указ. соч. С. 11. Там же. С. 17, 43.

Остров Преображения находится в Хатангском заливе моря Лаптевых. Ворвань - вытопленный жир животных. Там же. С. 28-29.

Сост. по: РГАВМФ. Ф. 180. Оп. 1. Д. 30. Л. 41 и об.

6

Кроме вышеназванных продуктов в меню включались: клюква, свежие овощи, чай, кофе, сушёные картофель, овощи и фрукты, горох (бобы), крупа (гречневая и др.), варенье, консервированные молоко, мясо и рыба, копчёная свинина, сухари, галеты, вермишель, макароны, а также пряности (горчица, перец), патока (сироп), пикули, уксус, хмель, лимонный сок. Из товаров первой необходимости отпускались на неделю 1 фунт мыла и 1 Н коробки спичек1.

Возвращаясь к проблеме питания, нельзя не отметить, что незначительная часть продовольственного и вещевого запаса выполняла заверительные функции в установлении добрых отношений с местным населением, этому посвящено несколько сюжетов в работах Л.М. Старокадомского. На острове Беннета был похоронен погибший член команды «Таймыра»: «Подъехавшим на выстрелы похоронного салюта чукчам наказали беречь могилу, и чтобы убедить в значимости данного поручения, им подарили кирпичный чай, сахар, табак и спички»2. На мысе Биллингса бурями был опрокинут железный знак, поставленный гидрографической экспедицией в 1911 г. Местное население не смогло поднять его и поставить на место, поэтому место было отмечено шестом с привязанной к нему тряпкой. В подарок «внимательные инородцы» получили несколько фунтов кирпичного чая, сахара, немного табаку и спичек3. Насколько возможно, вёлся натуральный обмен меховых изделий на берданку, патроны, продукты питания4.

Вопросы «сухого закона» и курения активно обсуждались на страницах научных журналов и бульварной прессы, в правительственных кругах и на местах, в коллективах и социальных группах. Как было выше сказано, в морских портах приобрести спиртное было крайне сложно. Но на борту имелись запасы для особых случаев. 22 августа 1913 г. состоялся «улучшенный ужин» в связи с открытием гидрографической экспедицией Земли Императора Николая II. Там, кроме сладостей, «выдавалась желающим чарка, которая обыкновенно во всё время плавания экспедиции не выдаётся натурою»5. Рождественские подарки 1915 г. были двух видов и включали: для курящих 200 г табаку и кусок мыла, а для некурящих - кусок мыла и серебряный рубль. Участникам маскарада наливалась чарка для согрева6.

5 сентября 1914 г. суда были зажаты льдами с западной стороны мыса Челюскина в расстоянии 16 миль друг от друга. Было принято решение

Сост. по: РГАВМФ. Ф. 180. Оп. 1. Д. 30. Л. 41 и об. Старокадомский Л.М. Указ. соч. С. 53, 55. Там же. С. 15-16. Там же. С. 19. Там же. С. 37.

Арнгольд Э.Е. Указ. соч. С. 90.

о зимовке, о чём 21 сентября командам судов официально было объявлено. На «Таймыре» и «Вайгаче» находилось 98 человек.

Чтобы избежать аварии, пресную воду вылили из цистерн, перешли на камельковое отопление. Температура воздуха в каютах опускалась до 6-7 градусов относительного тепла1.

Врачами Э.Е. Арнгольдом и Л.М. Старокадомским были проведены беседы с матросами об особенностях полярной зимы, причинах болезней, осуществлялся постоянный осмотр команд на выявление цинготных признаков. Оба в дневниках отмечали, что отсутствие свежих продуктов чревато в условиях полярной зимы. В связи с переохлаждением начались заболевания, большей частью простудного характера. Не обошлось без трагедии. От острого нефрита умер лейтенант Жохов, от гнойного аппендицита - кочегар Ладоничев.

Заболел и сам Э.Е. Арнгольд. Установленная на период зимовки так называемая «полярная порция» питания, состоящая из каш, макарон, консервов, не способствовала укреплению организма зимовщиков. 19 февраля 1915 г. Арнгольд писал Л.М. Старокадомскому: «Я лично тоже заболел в декабре и даже сейчас ещё не совсем оправился. В конце декабря я обнаружил у себя полное расстройство компенсации и думал даже, что отправлюсь в места не столь отдалённые. Произошло это у меня тоже на почве истощения. Оказалось, что я вовсе не приспособлен к полярной еде. К кашам прямо чувствую органическое отвращение <...> И я был принужден прекратить их совершенно есть. Через месяц мне опротивели макароны, словом, я каждый день оставался голодным, как собака. Так продолжалось месяц, а может быть, и два. Наконец, в конце декабря слёг с отёками и довольно большими. Недели через две отёки прошли. Теперь я ем усиленную порцию, принимаю мышьяк, железо и чувствую себя много лучше, но всё-таки далеко не то, что было до начала зимовки»2.

Одной из мер предотвращения членов команд от хандры был специально установленный режим дня, отличный от того, когда суда двигались к намеченной цели. Здесь были предусмотрены дополнительные служебные обязанности, решался вопрос досуга, особое внимание уделялось физическим упражнениям, спортивным занятиям: «.побудка в 6^ ч утра, в 7^ чай с хлебом и маслом, затем приноска льда или снега для добывания пресной воды, с 9 ч до 1Ш ч судовые работы по специальностям, а с малограмотными занятия по грамоте, арифметике и другим общеобразовательным предметам. В 12 ч дня обед из двух блюд, а с 1 ч до 2^

Арнгольд Э.Е. Указ. соч. С. 90.

Цит. по: Кузнецов Н.А. Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы. [Б/м], 2018. С. 91 (прим.).

развлечения и игры на воздухе, например, футбол, бокс, беганье на лыжах, катанье на буере и собаках в упряжи... В 3 ч чай, а с 4 до 6^ офицеры читали лекции по физической и общей географии, русской и военно-морской истории, природоведению, общей гигиене, анатомии и физиологии, физике и химии. В 7 ч ужин и чай, с 7^ до 9^ для желающих занятия по геометрии, алгебре, электротехнике и новым языкам. В 9 ч ложились спать»1.

Первые случаи заболевания цингой были отмечены в марте 1915 г. Гидрографическим управлением было принято решение отправить часть команды экспедиции на Большую землю. Были отобраны 18 человек матросов и один офицер «из наиболее слабых и болезненных». В итоге, суда покинули не только эти 18 человек, но и «также желающие и главным образом боявшиеся вторичной зимовки, что, конечно, отражалось на моральном состоянии их сотоварищей»2. Э.Е. Арнгольд записал в дневнике: «После ухода партии нас осталось пять человек командного состава, 20 человек матросов и вольнонаёмный повар-буфетчик. С этим составом мы могли бы кое-как прокормиться во время вынужденной второй зимовки»3.

Но этого не произошло - летом 1915 г. судам удалось выбраться изо льдов. 3 сентября 1915 г. экспедиция пришла в пункт назначения - Архангельск.

Пятилетний и предшествующий опыт исследователей показал, что конструкции судов «Таймыр» и «Вайгач» выдержали испытания, при строительстве последующих поколений ледоколов учитывались полученные технические наработки. Нормы продуктов питания и предметов первой необходимости ещё не раз пересматривались то в лучшую, то в худшую сторону.

В архиве РГАВМФ сохранились документы, в которых приводится сравнительный анализ норм продуктов питания для военных моряков, участников гидрографических экспедиций, установленных Временным правительством при непосредственном участии адмирала А.В. Колчака и Северной области во главе с генералом Е.К. Миллером (табл. 2). В последнем случае речь идёт об участии гидрографических судов в Карской товарообменной экспедиции 1919 г., где общее руководство экспедицией осуществлял капитан 1-го ранга Б. А. Вилькицкий. Карская экспедиция преследовала несколько задач: это доставка коммерческого груза для закупки в Сибири хлеба, масла, пушнины и минерального сырья в обмен

Арнгольд Э.Е. Указ. соч. С. 88. Там же. С. 93-94. Там же. С. 94.

на зарубежные сельскохозяйственные машины и механизмы, а также «военного груза», отправленного Временным правительством Северной области в сопровождении пяти гидрографических судов.

Коммерческий характер экспедиции позволил значительно улучшить качество питания моряков, но многие позиции установленных Временным правительством норм продуктов питания остались лишь на бумаге (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение хлебом фактически было лучше, чем предполагалось (10,5 фунтов против 10), такая же самая картина с салом и маслом. Но геркулес (овсянка), кофе, сухофрукты, пряности, копчёная свинина, сухари, галеты, вермишель, макароны, варенье отсутствовали в рационе. В нормах Временного правительства предусматривались настоящие деликатесы, как шоколад, вино виноградное, сыр, лимоны, бисквит, миндаль, сахарный горошек, мармелад. Справедливости ради надо сказать, что этими продуктами снабжали северные радиостанции ещё в начале 1920-х гг.1

Вышесказанное позволяет расширить представления о бытовых условиях участников гидрографических экспедиций Северного морского пути. Повседневная жизнь участников экспедиций проходила в экстремальных природно-климатических условиях, связанных с длительностью экспедиций, зимовками в малообжитых и не исследованных территориях, с преодолением холода и голода, с жёсткими ограничениями в материальной и духовной сферах, а также ограничениями пространства судов. В связи с этим при подготовке экспедиций большое внимание уделялось досугу и питанию для офицерского и рядового состава, учёных. При организации досуга в первую очередь учитывались комфортность проживания на судах, обеспеченность участников экспедиции тёплой одеждой, предметами первой необходимости и высококалорийными продуктами питания. Были разработаны даже нормы продуктов питания. Поэтому участники экспедиций Главного гидрографического управления (1914-1915 г. и Карской экспедиции 1919 гг.) находились в лучших материальных условиях, чем исследователи других ведомств.

РГАВМФ. Ф. 180. Оп. 1. Д. 254. Л. 75.

Таблица 2. Нормы продуктов питания, установленные Временным правительством и руководством Карской экспедиции 1919 г. (в расчёте на 1 человека в неделю)

Нормы бывшего Временного правительства Экспедиция 1919 г. (из Архангельска)

Мука (в фунтах1) 10 10 %

Сахар (в фунтах) 1 % 1 %

Какао (в фунтах) 1/9 -

Свежее сало или шпик (в фунтах) 5/16 2

Рис (в фунтах) - 1

Геркулес (овсянка) (в фунтах) 1 -

Мясо свежее (в фунтах) 7 1 5/4

Масло (в фунтах) 3/8 1

Соль (в фунтах) 2/4 -

Клюква (в фунтах и граммах) 15 г экстракта %

Спички (в коробках) - 1

Свежие овощи (в фунтах) - 5

Чай (в фунтах) 1/8 1/8

Кофе готовый (в фунтах) 1/6 -

Сушёные фрукты (в фунтах) 1/2 -

Пикули, уксус (пинта2) % %

Пряности (горчица, перец) (в унциях3, золотниках4) 28 золотников -

Горох (бобы) 1 1

Крупа (гречневая и др.) 3 1 2/2

Варенье 9/16 -

Рыба консервированная по усмотрению % банки

Молоко консервированное 1 банка 1/3 бутылки

Копчёная свинина 7/8 фунта -

Сухари, галеты 5/4 -

Вермишель, макароны 1 % -

Картофель сушёный - 1 %

Лук (томат) 1 2/2 унции -

Овощи сушёные 1 % %

Хмель 1/16 -

Лимонный сок - 1/16

Мыло 1 %

Картофельная мука - 1/16

Фруктовые консервы 9/16 банки 1/16 банки

Шоколад % фунта -

Вино виноградное 1/12 фунта -

Крупчатка 1 фунт -

Манная крупа 5/8 фунта -

Сыр % фунта -

Лимоны 1 шт. -

Бисквит % золотника -

Миндаль 8 золотников -

Сахарный горошек % фунта -

Различные приправы % фунта -

Мармелад % фунта -

1 фунт = 0,4095124 кг. 1 английская пинта = 0,56826127 литра. 1 унция = 28,349523 грамма. 1 золотник = 1/96 фунта ~ 4,26575417 грамма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.