Научная статья на тему 'Организация борьбы с преступлениями в сфере банковского кредитования'

Организация борьбы с преступлениями в сфере банковского кредитования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
918
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лекомцева М. В., Семенов В. А., Семенова М. А., Коробейников А. Г.

В статье рассматриваются способы совершения преступлений в сфере банковского кредитования, а также показана организация борьбы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация борьбы с преступлениями в сфере банковского кредитования»

ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ М.В. Лекомцева, В.А. Семенов, М.А. Семенова Научный руководитель - д.т.н., профессор А.Г. Коробейников

В статье рассматриваются способы совершения преступлений в сфере банковского кредитования, а также показана организация борьбы с ними.

Преступления в банковской сфере условно можно разделить на 2 группы - насильственные преступления (убийства, налеты, грабежи и т.д.) и так как называемые «беловоротничковые» преступления, к которым относятся всевозможные финансовые хищения и махинации т.е. мошенничество. В мировой, как и в российской банковской сфере, группа последних преступлений является явно преобладающей и по количественным показателям, и по объектам похищенных средств.

Мошенничество - это преступление, заключающиеся в завладении чужим имуществом или правом на него, а также в получении иных благ путем обмана или злоупотребления доверием. Наиболее характерным видом мошенничества в банковской сфере является незаконное получение кредита, т.е. получение кредита либо льготных условий кредитования путем предоставления кредитной организации или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии, в связи с чем кредитной организации причиняется крупный ущерб [1].

Проблему защиты банковских интересов от преступных посягательств со стороны недобросовестных заемщиков без преувеличения можно назвать одной из наиболее острых. По предварительным прогнозам и с учетом международного опыта борьбы с преступностью в банковской сфере, этот вопрос и в ближайшие годы останется весьма актуальным. Данное преступление совершается путем обмана. Кредит либо льготные условия кредитования предоставляются потому, что заемщик - руководитель организации или индивидуальный предприниматель - сообщает кредитной организации заведомо ложные сведения о своем хозяйственном состоянии или финансовом положении. На основе анализа и оценки этих объективно неверных данных кредитным комитетом банковского учреждения принимается решение о выдаче денежных средств. Как показывает обобщение банковской и правоохранительной практики, из общего числа невозвра-щенных кредитов примерно каждый пятый был получен незаконным путем при помощи недобросовестного заемщика и представителя кредитной организации.

Льготные условия кредитования могут выражаться в доверительной выдаче кредита (без обеспечения) или его неполном обеспечении, а также касаться суммы кредита и сроков его возврата; в уменьшении процентной ставки за его пользование. В то же время льготные условия кредитования могут выражаться и в увеличении суммы лимита кредитного риска на конкретного заемщика. Это может произойти при получении ложных сведений, на основании которых делается более благоприятный, чем это объективно следует, вывод об определении группы кредитного риска, т.е. о более высокой вероятности исполнения кредитных обязательств с вытекающими из этого позитивными (для заемщика) последствиями выдачи кредита [2].

Незаконное получение кредита зачастую связано с предоставлением заведомо ложных сведений, которые могут быть как в официальных документах, содержащих необходимые реквизиты (штамп, печать, дата, номер), так и в документах, хотя и не имеющих статуса официальных, но, безусловно, исходящих от заемщика и обладающих основаниями для принятия решения по выдаче кредита.

Заведомо ложные сведения - это неверные данные, о которых заемщик достоверно знает, что искажают или скрывают истинное положение вещей. Заведомая ложность этих сведение состоит в том, что в них осознанно не внесены верные или отражены не-

полные данные, искажающие смысл и содержание представленной информации, в результате чего кредитной организацией делаются неверные оценки в отношении заемщика [3]. Ложные сведения могут вноситься в документы следующими основными способами: собственно внесением в подлинный документ записей, не соответствующих действительности; подделкой документа, которая состоит в изготовлении (составлении) полностью подлинного документа; фальсификацией документа (частичной подделкой), т.е. внесением искаженных сведений в подлинный документ.

В основном к заведомо ложным сведениям относятся информация о хозяйственном положении и финансовом состоянии заемщика. Под хозяйственным положением заемщика обычно понимаются совокупность данных, характеризующих его правовой и экономический статус, его связи, ведения экономической деятельности, обеспеченности деятельности и т.д. К заведомо ложным сведениям о хозяйственном положении можно отнести:

• неверные данные об учредителях, руководителях, акционерах, основных партнерах предприятия, связях с другими фирмами;

• фиктивные гарантийные письма, поручительства, материальные ценности, представление в залог имущества, на которое нельзя обратить взыскание, которое не соответствует объявленной стоимости, не является собственностью залогодателя и т.п.;

• технико-экономическое обоснование (бизнес-план), в котором неверно указаны основные направления использования заемных средств, конкретные хозяйственные операции;

• сфальсифицированные договоры, платежные, транспортные и иные документы о хозяйственной операции, на которую испрашивается кредит;

• поддельные договоры и другие документы, неправильно свидетельствующие о возможности реализации заемщиком своей продукции, его конкурентоспособности, положении на рынке, в отрасли и т. д.;

• данные складского и бухгалтерского учета и другие.

Документы, отражающие финансовое состояние, дают представление не только о денежных средствах заемщика, но о стоимости всех его активов, включающей, кроме денежных средств в кассе, на расчетном счете и у подотчетных лиц, еще такие позиции, как стоимость сырья, готовой нереализованной продукции, стоимость оборудования, зданий сооружений. Из финансовых документов можно почерпнуть сведения о наличии собственных средств и долговых обязательств заемщика [4]. К заведомо ложным сведениям о финансовом состоянии относятся сфальсифицированные: бухгалтерские документы о регистрации в налоговой инспекции, в которых финансовое состояние показано в лучшем положении (баланс-форма №1, отчет-форма №2 и другие), справки о дебиторской и кредиторской задолженности, о полученных кредитах и займах в других банковских учреждениях, выписки из расчетных и текущих счетов и другие.

К основным способам совершения преступлений в сфере банковского кредитования также относятся лжепредпринимательство, преднамеренное и фиктивное банкротство.

Лжепредпринимательство - создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющие целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Создание фиктивной коммерческой организации может осуществляться следующими способами:

• использование искаженной или фиктивной информации о предприятии;

• регистрация организации на подставных физических лиц или назначение их на руководящие должности;

• регистрация организации по фиктивному адресу, по недействительным документам или с нарушением закона с помощью подкупа должностных лиц;

• изготовление подложных уставов, регистрационных и иных документов с использованием поддельных печатей, ксерокопий действительных документов;

• использование реквизитов распавшихся предприятий; похищение регистрационных документов чужих предприятий и открытие по ним расчетных счетов и другие приемы [5].

Распространенными приемами при создании фиктивного предприятия являются также: регистрация организации по фиктивному адресу, по недействительным или похищенным документам или с нарушением закона с помощью подкупа должностных лиц, использование реквизитов распавшихся предприятий и т. д.

Преднамеренное банкротство - умышленное создание или увеличение неплатежеспособности с целью невозврата кредита. Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредитной организации для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредитору платежей или скидки с кредита, а также для его неуплаты [1]. Неправомерные действия при банкротстве заключаются в следующем:

• сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации о нем, передача имущества в иное владение, отчуждение лил уничтожение имущества;

• сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность;

• неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов;

• принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам.

Опыт работы кредитных организаций показывает, что немалое количество противоправных посягательств на их кредитные ресурсы могли бы предотвратить сами банковские работники при соответствующей проверке потенциальных ссудозаемщиков и правильной организации этой работы. Однако в большинстве случаев роль подразделений безопасности в этом процессе сведена к минимуму, и их потенциал используется не в полной мере. В некоторых банковских структурах сотрудники подразделений безопасности в полной мере проверяют лишь недобросовестных клиентов или рискованные сделки. Зачастую они привлекаются лишь в тех случаях, если возникла необходимость установить личность клиента, его платежеспособность, надежность. Другое дело, когда возникает ситуация с невозвратом в срок полученного кредита, а у клиента нет имущества и денежных средств для его погашения. К сожалению, имеют место факты, когда руководство кредитной организации поручает подразделению безопасности вернуть этот кредит, не заботясь о том, каким путем это будет сделано. Здесь необходимо четко понимать, что имеющиеся у подразделений возможности и предоставленные им Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» права ограничены, в связи с чем на завершающей стадии кредитной деятельности, т. е. при невозврате выданного кредита, принять действенные меры к его погашению сотрудники этих подразделений в большинстве случаев не могут.

Работу по проверке клиентов, исходя из основных принципов организации и функционирования комплексной системы обеспечения безопасности кредитной организации, целесообразно организовывать силами трех подразделений (кредитное, юридическое, безопасности), причем каждое из них должно отвечать за решение строго определенных вопросов, отнесенных к их компетенции. В обязанности кредитного подразделения должны входить вопросы проверки и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия: проверка балансов и других бухгалтерских документов, представленных клиентом, экономическая оценка хозяйственной деятельности потенциального ссудозаемщика, ее эффективность, перспективы и т.п., т.е. его финансовое положение, качество управления компанией, состояние отрасли и региона, конкуренто-

способность клиента, его положение в отрасли или сфере деятельности, платежеспособность, наличие активов и пассивов, товарных запасов, оценка залога и возможность его реализации, а также финансовое положение гаранта или поручителя.

Юридическое подразделение осуществляет следующие функции: проверяет соответствие регистрационных и учредительных документов действующему законодательству, дает заключение о полноте представленных клиентом документов в случае принятия в залог имущества, проводит консультации по вопросу хранения залога, анализирует правильность оформления поручительств и гарантий, проверяет правильность юридического оформления других документов и договоров, в случае невозвращения кредита в срок оформляет документы для предъявления должнику гражданского иска или совершает необходимые действия, связанные с получением исполнительной подписи нотариуса.

К компетенции подразделения безопасности должны быть отнесены вопросы по установлению репутации клиента с позиции возможного противоправного поведения [6]: 1. Технико-криминалистический анализ учредительных и иных документов с целью выявления подделок. Эта работа заключается в проверке:

• соответствия документов общеустановленным формам (наличие необходимых реквизитов; четкость оттисков печатей, штампов; отсутствие разночтений в экземплярах одного и того же документа и подчисток, исправлений, дописок, травлений; соответствие подписи должностных лиц - отсутствие извилистости, угловатости, сдвоенности штрихов, вдавленных бесцветных штрихов);

• в регистрационных, налоговых и иных органах - факта регистрации и постановки на учет и соответствия этих сведений представленным данным;

• в органах милиции - факта утраты паспорта и регистрации по нему предприятия;

• соблюдения требований по созданию организации, в том числе, с участием иностранного капитала. Проверяется, в какие холдинги (финансово-промышленные группы, иные объединения коммерческих организаций) входит организация, имеются ли дочерние и зависимые общества, а также взаимоотношения между организациями - участие в уставных капиталах друг друга, совместное руководство (нахождение одного и того же лица на руководящих постах в разных организациях), совместная хозяйственная деятельность;

• фактического адреса или причины несовпадения юридического и фактического адреса, получение сведений о том, где ранее находилась организация, где она собирается размещаться в дальнейшем, в чьей собственности находится помещение, на какой срок и когда заключен договор аренды, своевременно ли внесена арендная плата, взаимоотношения учредителей с собственником или арендодателем;

• репутации клиента - судимость, психические недостатки, дееспособность, компетентность, отношение к выполнению своих обязательств в прошлом, наличие имущественных претензий и долгов;

• соответствия бухгалтерских данных сведениям из налоговых инспекций;

• достоверности представленных сведений об обеспечении обязательств, причины расхождений между данными складского и бухгалтерского учета и данными об остатках товарно-материальных ценностей, нет ли ареста или иных запретов на предмет залога, в том числе прав третьих лиц, проверка кредитоспособности поручителя, выдачи ли им других поручительств (кому и за что), подлинность банковской гарантии;

• наличия расчетных счетов, которыми может пользоваться заемщик, в том числе расчетных счетов родственных предприятий, особых отношений с предприятиями и лицами, которые могут быть сообщниками клиента и где он может скрыть свое имущество;

• отношений с основными партнерами по приобретению и сбыту сырья, продукции; были ли ранее факты банкротства; каковы учредители и руководители организации; наиболее «тесные и близкие» отношения с партнерами и контрагентами.

2. Проверка факта действительности существования клиента, его репутации.

3. Проверка наличия имущества, предоставленного в залог.

4. Организация работы по погашению просроченных ссуд.

5. Подготовка и направление документов в правоохранительные органы, если из материалов усматриваются признаки преступления.

Переговоры с потенциальным ссудозаемщиком сотрудники кредитного, юридического подразделений и подразделения безопасности могут вести как вместе, так и порознь. К достоинствам первого метода относится то, что сотрудники кредитной организации могут обменяться затем впечатлениями о клиенте, помогать друг другу в процессе беседы. Кроме того, то, что не заметит один из них в настораживающем поведении клиента, может увидеть другой. Да и клиенту, если он потенциальный мошенник, легче обмануть одного сотрудника кредитной организации, нежели сразу троих. С другой стороны, когда переговоры ведутся каждым сотрудником самостоятельно, можно более детально разобраться в специфических для данного сотрудника вопросах. В этом случае начинать их предпочтительнее сотруднику подразделения безопасности.

Эти три подразделения должны работать в тесном контакте, помогать и консультировать друг друга. Такая совместная работа должна начинаться уже в момент переговоров с потенциальным клиентом. В ходе переговоров каждый сотрудник выясняет сведения о будущем заемщике, исходя из своих функциональных обязанностей.

Предложенный вариант переговоров с потенциальным ссудозаемщиком принципиально отличается от существующего в практике многих кредитных организаций. Эти переговоры в подавляющем большинстве ведет кредитный инспектор. Участие же в них юристов и сотрудников подразделения безопасности дает возможность выяснить специфические для них вопросы, обратить внимание на те или иные моменты, предусмотреть возможные меры воздействия к клиентам, вовремя не возвратившим ссуды.

Исходя из решения задач, стоящих перед каждым подразделением, их сотрудники требуют от будущего заемщика необходимые им документы. В ряде случаев одни и те же документы необходимы сотрудникам разных подразделений, но используют они их с различных позиций, для решения своих задач.

Очень важное значение в работе кредитной организации и, прежде всего, кредитного подразделения и подразделения безопасности должно быть уделено контролю (мониторингу) за выданным кредитом, т.е. выявлению фактов, которые должны ее «насторожить». К их числу относятся следующие основные факты:

• резкое отклонение от условий использования кредита со ссылкой на незначительные факторы, не оказывающие существенного влияния на его исполнение, либо несоответствующие действительности факты;

• длительная задержка с началом исполнения кредитуемой сделки, трудно объяснимое поведение руководителей, в том числе уклонение по различным причинам от личных встреч, телефонных переговоров, оставление без ответа направляемых телеграмм; систематическое направление извинений о временных финансовых трудностях; постоянное требование о пролонгации кредита; неуплата налогов, таможенных платежей и стремление скрыть такие факты от кредитной организации;

• создание препятствий при проверке залога, договоров по кредитуемой сделке, бухгалтерской отчетности и других данных;

• заключение нелогичных с хозяйственной точки зрения, практически невыполнимых договоров;

• наличие конфликтных ситуаций на фирме заемщика, серьезные кадровые изменения, а также радикальные изменения в составе учредителей, акционеров, админи-

страции предприятия; существенные сокращения численности работников предприятия;

• резкое изменение профиля деятельности предприятия; потеря важных партнеров и клиентов; распродажа имущества, разрыв или непродление договора аренды помещений;

• выезд руководителей фирмы и членов их семей за границу; упорное распространение сведений о несостоятельности либо получение данных об умышленном создании неплатежеспособности и др.;

• несоразмерная зарплата, приобретение в личное пользование руководящими лицами дорогих вещей и недвижимости; приобретение ими недвижимости за границей и т.п.;

• получение сведений о злоупотреблениях руководящих лиц; совершение противоправных операций с денежными и материальными ценностями предприятия; участие в легализации преступных доходов; получение данных о связях с криминальными элементами и преступными группировками; введение в состав учредителей авторитетов преступного мира или криминальных групп либо назначение их на руководящие должности [5].

В настоящее время актуальной является неоднократно высказываемая в кругах подразделений безопасности банковских учреждений идея о создании единой базы данных о недобросовестных заемщиках, к которой имели бы доступ все кредитные организации. Такая система явилась бы серьезной преградой на пути преступников, которые в принципе не смогли бы получить и не возвращать десятки кредитов в различных кредитных организациях, пользуясь их неинформированностью. Решение данного вопроса всецело зависит от общего решения руководителей кредитных организаций. Так, в целях снижения кредитного риска в Государственной Думе РФ обсуждается соответствующий законопроект с предложением об учреждении специализированного Федерального государственного архива кредитных историй.

В результате проведенного анализа рассмотрена проблема защиты банковских интересов от преступных посягательств со стороны недобросовестных заемщиков. Сделаны выводы о необходимости создания единой базы данных о недобросовестных заемщиках, к которой имели бы доступ все кредитные организации.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации.

2. Калугин Н. Организация борьбы с мошенничеством в сфере банковского кредитования // Информационно-аналитический бюллетень «Банкир» Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу. 2002. № 2.

3. Амплеев С.В. Меры защиты банков от незаконного получения кредитов. / Материалы учебно-практической конференции «Актуальные проблемы безопасности банковского дела в условиях финансового кризиса». М., 1999.

4. Чупрова А.Ю. Квалификация преступного обмана в кредитно-финансовой сфере. // Банковское право. 2000. № 2, С. 64-67.

5. Ларичев В. Преступления, совершаемые в сфере банковского кредитования. // Деньги и кредит. 1998. № 4. С. 70-72.

6. Ларичев В. Предупреждение работниками банка мошенничества и иных злоупотреблений, связанных с выдачей ссуд. // Деньги и кредит. 1997. № 3. С. 44-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.