Научная статья на тему 'Организация антимонопольной деятельности в России'

Организация антимонопольной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оганян Мария Александровна

Рассмотрены основы организации антимонопольной деятельности в России и проанализирована структура выявленных нарушений антимонопольного законодательства. Предложены направления повышения эффективности деятельности антимонопольной деятельности в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers bases of the organisation of antimonopoly activity in Russia and the structure of the revealed infringements of the anti-trust legislation is analysed. Directions of effectivization of activity of antimonopoly activity in Russia are offered

Текст научной работы на тему «Организация антимонопольной деятельности в России»

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2010. Экономические науки

УДК 519.23: 317.2

Оганян М.А.

Организация антимонопольной деятельности в России

В соответствии с Законом «О защите конкуренции» противодействие монополистической деятельности в стране должно осуществляться антимонопольным органом, который наделяется соответствующими полномочиями. К числу важнейших функций антимонопольного органа относятся: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства всеми органами исполнительной власти, органами самоуправления и хозяйствующими субъектами; выявление нарушений и принятие мер по их прекращению, а также предупреждение возникновения нарушения антимонопольного законодательства.

Для реализации этих функций в рамках соответствующих полномочий антимонопольный орган может производить следующие действия:

возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

выдавать предписания об устранении нарушений, обязательные для исполнения;

выдавать обязательные для исполнения предписания федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным органам, осуществляющим такие функции, или организациям, а также государственным внебюджетным фондам и их должностным лицам;

направлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий в случае, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных

органов, осуществляющих указанные функции, или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случае и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %;

размещать на сайте антимонопольного органа в Интернете решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;

устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти и др., получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращаться в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

осуществлять иные предусмотренные данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ полномочия [4].

В настоящее время основным органом, непосредственно регулирующим и осуществляющим антимонополистическую деятельность в нашей

стране, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), деятельность которой регламентируется соответствующим Положением, которое утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331, «Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа)».

В соответствии с этим же Положением руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство Российской Федерации. При этом сама ФАС в своей деятельности руководствуется всеми нормативными и законодательными актами федерального уровня, которые действуют на территории страны, а также международными договорами Российской Федерации. Непосредственную деятельность ФАС осуществляет через свои территориальные органы «во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями».

Для осуществления своей деятельности ФАС наделена необходимыми полномочиями, которые вытекают из ранее описанных полномочий антимонопольного органа, определенных в Федеральном законе «О защите конкуренции». Помимо этого для реализации указанных полномочий Положением о ФАС определены основные принципы организации этой службы [2].

Следует отметить, что ФАС, по существу, является преемником существовавшего до 2004 года Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое в тот период и являлось антимонопольным органом страны. За период с 1992 по 2005 год деятельность антимонопольных органов, осуществляющаяся в нашей стране, может быть охарактеризована следующим образом.

Основная деятельность антимонопольных органов в этот период была сосредоточена на выявлении нарушений двух законов: Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», аналогом которого в настоящее время является Федеральный закон «О защите конкуренции», и Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Учитывая, что наше исследование посвящено товарному рынку, произведем анализ деятельности ФАС, которая связана с нарушениями первого из упомянутых законов.

Основные показатели, характеризующие деятельность антимонопольных органов с 2006 по 2008 год, приведены в табл. 1.

Представленная в табл. 1 структура выявленных нарушений по различным статьям, в свою очередь, может быть конкретизирована структурой различных видов нарушений в рамках одной статьи. Структура принятых ФАС России решений о признании фактов нарушений антимонопольного законодательства в разрезе отдельных норм Закона «О защите конкуренции» в 2008 году выглядела следующим образом (см. рис. 1).

Характеризуя деятельность антимонопольных органов за прошедший период, нельзя не остановиться на таком важном аспекте, как эффективность работы этих органов, которая, по нашему мнению, была недостаточно значительной, хотя существующая законодательная база была и остается вполне достаточной для того, чтобы она была более высокой. Низкий уровень эффективности деятельности антимонопольных органов в значительной мере обусловлен тем, что они не уделяют должного внимания методической работе, являющейся обязательным элементом деятельности этих органов [4].

Отсутствие серьезной методической базы негативно сказывается на деятельности антимонопольной службы, хотя в последние годы ее результативность имеет некоторую тенденцию к возрастанию (см. рис. 2).

Отсутствие надлежащего информационно -методического обеспечения деятельности ФАС сказывается и на эффективности работы антимонопольных органов по судебным делам. Здесь она также недостаточно эффективна, хотя следует отметить, что в целом эффективность судебной работы антимонопольных органов имеет

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2010. Экономические науки

Таблица 1

Динамика основных показателей, характеризующих итоги контроля соблюдения антимонопольного

законодательства в 2006-2008 годах

Норма антимоно- Количество Количество Число принятых Количество

польного законода- Год принятых возбужденных решений о признании выявленных

тельства заявлений дел факта нарушения нарушений

Запрет на злоупот- 2006 3895 1166 647 1428

ребление хозсубъек- 2007 5290 1331 676 1590

том доминирующим положением 2008 6156 1639 862 1684

2008 к 2007, % 116,4 123,1 127,5 105,9

Запрет на ограничи- 2006 367 124 62 161

вающие конкуренцию 2007 195 232 94 226

соглашения или согласованные действия 2008 341 359 183 298

хозсубъектов 2008 к 2007, % 174,9 154,7 194,7 131,9

Запрет на недобросо- 2006 746 372 231 399

вестную конкурен- 2007 840 448 315 423

2008 906 517 303 395

2008 к 2007, % 107,9 115,4 96,2 93,4

Запрет на антиконку- 2006 2700 2002 1187 2460

рентные акты и дей- 2007 3153 2250 1399 2970

ствия органов власти 2008 3276 3523 2432 4304

2008 к 2007, % 103,9 156,6 173,8 144,9

1 2

Рис. 1. Структура принятых решений о злоупотреблении доминирующим положением в разрезе отдельных

норм ст. 10 Закона «О защите конкуренции» 1 - монопольно высокая цена (5 %); 2 - навязывание невыгодных условий договора (21 %); 3 - сокращение или прекращение производства товара (13 %); 4 - отказ от заключения договора (12 %); 5 - установление различных цен на один товар (3 %); 6 - создание дискриминационных условий (5 %); 7 -создание препятствий доступу на рынок (3 %); 8 - нарушение порядка ценообразования (17 %); 9 - прочие нарушения (21 %)

Рис. 2. Сумма штрафов, подлежащих уплате в сфере деятельности антимонопольной службы (млн р.)

определенную тенденцию к повышению. Так, доля решений антимонопольных органов, признанных судом законными в полном объеме, неуклонно увеличивается. Если в 2007 году доля таких решений среди обжалованных составляла 32 %, то в 2008 году - уже 35 % (если рассматривать соотношение решений, признанных законными в полном объеме, и решений, признанных недействительными, то оно выросло на 10 %) (см. табл. 2).

Таблица 2

Прохождение решений антимонопольных органов через судебные инстанции в случае их обжалования в 2007-2008 годах

Таким образом, система антимонопольной политики РФ не является целостным объектом. Не создано комплексной системы защиты интересов малых и средних предприятий на товарных рынках.

Несовершенство законодательной базы в области антимонопольного регулирования в России препятствует развитию конкуренции на рынках, что затрудняет функционирование малых и средних предприятий. В российской практике

антимонопольного регулирования не созданы благоприятные условия для входа малых предприятий на конкурентные товарные рынки. Представляется необходимым сформулировать ряд направлений по совершенствованию государственной антимонопольной политики в России. Рекомендация общего характера касается объема антимонопольного законодательства. В данном случае краткость, максимальная ясность и прозрачность являются залогом успеха. Нагромождение статей, норм, ограничений и санкций приводит лишь к дополнительным нарушениям и негативным эффектам в экономике, а также провоцирует коррупцию среди чиновников. Отсутствует надежная и эффективная система контроля со стороны государства, что также мешает развитию предпринимательства.

Дальнейшее проведение конкурентной политики должно иметь своей целью создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому развитию предпринимательства в стране. Особое внимание следует уделить: работе по приведению в соответствие с федеральным законодательством уже принятых в регионах законодательных и нормативных актов; работе по ведению мониторинга товарных рынков, позволяющей оперативно реагировать на появляющиеся нарушения антимонопольного законодательства; ликвидации административных барьеров и разработке правовых механизмов их устранения.

2007 2008

в том в том

Решения всего числе принятых в 2007 году всего числе принятых в 2008 году

Обжаловано в суд 844 489 1091 704

Признаны судом: 276 103 383 173

законными в полном объеме

частично недей- 39 16 21 10

ствительными

полностью не- 173 60 220 66

действительными

В стадии судебного обжалования 356 310 518 455

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. Л.: Омега, 2006. С. 51.

2. Гелхорн Э. Ковачич В. Антитрестовское законодательство и экономика США. М.: Междунар. ин-т права, 1995. С. 125.

3. Шаститко А.Е. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискус-

сии // Вопросы экономики. 2003. № 4.

4. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательства: государственное и межфирменное. М.: Кон-салтбанкир, 2002. С. 163.

5. Заусаев В.К., Воронцова Л.С., Пустовит И. А. Совершенствование взаимоотношений бизнеса и власти. М., 2005. С. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.