Научная статья на тему 'Организационный потенциал социально-экономического развития региона'

Организационный потенциал социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / REGIONAL ECONOMY / ORGANIZATIONAL CAPACITY OF REGIONAL DEVELOPMENT / MODERNIZATION OF REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бураев Федор Владимирович

Рассматриваются проблемы повышения эффективности организационного потенциала в контексте усложнения процессов регионального развития. Особое внимание уделяется формированию мотивационного механизма использования данного потенциала в процессе модернизации регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CAPACITY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article deals with the issues of increasing efficiency of organizational capacity in the context of complicated regional development. Special attention is paid to forming a motivational mechanism of using this capacity in the process of modernizing regional development.

Текст научной работы на тему «Организационный потенциал социально-экономического развития региона»

т* УДК 338:316(571.54) Ф.В. Бураев

ББК У9(2)32

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

О

СЧ Рассматриваются проблемы повышения эффективности организа-

ционного потенциала в контексте усложнения процессов регионального развития. Особое внимание уделяется формированию мотивационного механизма использования данного потенциала в процессе модернизации регионального развития.

Ключевые слова: региональная экономика, организационный потенциал регионального развития, модернизация региональной экономики.

F.V. Burayev

ORGANIZATIONAL CAPACITY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article deals with the issues of increasing efficiency of organizational capacity in the context of complicated regional development. Special attention is paid to forming a motivational mechanism of using this capacity in the process of modernizing regional development.

Keywords: regional economy, organizational capacity of regional development, modernization of regional economy.

Модернизация экономической системы страны требует соответствующего изменения составляющих ее элементов. При этом основной задачей становится определение общего направления модернизационных «Н| процессов. Для решения данной задачи существенное значение имеет

Mg S выявление наиболее устойчивых характеристик, интерпретирующих

нц| изменение показателей социально-экономического развития.

gy I Российская Федерация представляет собой сложную территориаль-

5^1 ную, социально-культурную, хозяйственную систему, решающую зада-

| чу комплексного объединения огромного разнообразия хозяйствующих

субъектов в единое целое и поддержания их функционирования. Существование данной системы возможно на основе естественных связующих а§ элементов, определяемых конкретными условиями существования сис-

| темы и реализуемых через культуру, язык, традиции, использование

интегрированных ресурсов, поддержание должного уровня коллективной безопасности и жизнедеятельности, а также через взаимопроникали^ вение различных хозяйственных укладов.

При этом вклад отдельных хозяйствующих субъектов в национальную экономику настолько серьезен, что к ним применимы не только г. правила микроэкономики, но и частично законы, действующие на мак-

роэкономическом уровне. Подобных хозяйствующих субъектов относят к субъектам мезоуровня и позиционируют их как региональных. От осо-н бенностей функционирования, формулирования основных признаков их

классификации, разработки ключевых правил, необходимых в процессе управления, разработки механизмов их реализации, выявления тенден-

Нций развития подобных субъектов экономической деятельности напрямую зависит жизнедеятельность регионов.

© Ф.В. Бураев, 2011

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

ой-

^ 1

1

^ Л £ ё§! ь Е

« цт I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Региональная система является составной частью единой социальноэкономической системы страны. При этом она состоит из иерархически взаимосвязанных территориальных образований, которые, в свою очередь, также представляют собой различные сложносоставные и взаимосвязанные социально-экономические подсистемы меньшего масштаба. Каждая подобная система выполняет свои определенные функции в системе более высокого уровня. Именно поэтому региональная экономика, выступающая в роли мезоуровня российской экономики, представляет отдельный самостоятельный сегмент экономики страны.

Основной целью создания хозяйственного пространства региона является эффективная интеграция в российскую экономику, базирующаяся на принципах взаимосвязи интересов и равноправия отношений. При этом основой регионального экономического пространства должна стать самостоятельность товаропроизводителей как главных субъектов экономических отношений.

В контексте усложнения процессов регионального развития актуальное значение приобретает организационный потенциал, который включает способы и приемы, обеспечивающие согласованность действий при достижении поставленных целей, развитие региона, т.е. информационные технологии, стиль и методы управления, выбор вариантов развития, планирование и прогнозирование и т.д.

Организационный потенциал становится важнейшим источником экономического роста и повышения благосостояния населения. Он также увеличивает вклад региона в народнохозяйственный потенциал страны. Это происходит в силу особенности функций, исполняемых организационным потенциалом:

- управление экономическими и социальными ресурсами региона;

- выявление и использование организационных резервов при относительно малых капитальных затратах.

Из этого следует, что социально-экономический потенциал региона — сложносоставной комплекс, число элементов которого может изменяться в зависимости от степени проводимого анализа и особенностей региона. При этом можно выявить постоянные составляющие социально-экономического потенциала региона вне зависимости от специфики последнего.

Структуризация социально-экономического потенциала региона зависит от принятой дифференциации. Однако в любом случае социальноэкономический потенциал региона не является уменьшенной копией народнохозяйственного комплекса.

Особенности процессов установления экономических пропорций внутри региона зависят от целого ряда других пропорций как между стадиями воспроизводственного процесса, так и на каждой из них. Наиболее важными из пропорций являются такие, которые в максимальной степени выражают специфические особенности развития экономических систем в каждом конкретном регионе и обусловливают экономическую эффективность, а также структуру экономических подсистем внутри региона. Сюда можно отнести те, которые отражают процессы, возникающие между отраслями (промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, торговлей, банковским сектором) в соответствии с уровнем развития производства и инфраструктуры; в соответствии с состоянием капитального строительства и наличными мощностями строительных организаций; между производственной и не-

%

О

^ производственной сферами; согласно уровню развития производства и

трудовых ресурсов.

Внутрирегиональные экономические пропорции зависят от общего уровня индустриального развития конкретного региона, степени его включения в процессы межрегионального разделения труда в рамках £5 | российской экономики, особенностей сложившейся в регионе структу-

ры экономики, характера взаимоотношений между отраслями и предприятиями, природно-экономических условий развития экономических систем и других факторов.

В последнее время помимо проблем, связанных с управлением развитием социально-экономической основы региона, встал острый вопрос, связанный с модернизацией региональной экономики. Российская Федерация столкнулась с серьезными проблемами, затормаживающими рост ее экономики, а также рост уровня и качества жизни населения. Подобные проблемы не могут быть всецело решены с использованием только лишь инструментов управления социально-экономическим развитием. В связи с этим необходимо применять качественно новые, модернизированные методы и инструменты развития социально-экономической системы как государства в целом, так и регионов в отдельности.

Существенное значение для изменения организационного потенциала имеют инвестиционные вложения. Оптимизация инвестиционных процессов на региональном уровне должна базироваться на общеметодологических концепциях, касающихся анализа и сравнения вариантов реализации капитальных вложений с учетом факторов и особенностей экономического развития.

На территории региона циркулирует многообразие финансовых потоков, связывающих в единую систему все институциональные единицы региона. Из-за высокой мобильности финансовых ресурсов и обезличен-ности денежных потоков определить их территориальную принадлеж-; ность на сегодняшний день не представляется возможным. Тем не менее

финансовые ресурсы, циркулирующие на территории региона, оказывали § ют серьезное влияние на все стороны социально-экономического разви-

^ ^ | тия региональной системы.

^ | Важной частью финансовых средств, идущих на социально-эконо-

1 мическое развитие региона, являются инвестиции. При этом источники ^ | ком инвестиционных средств могут быть не только собственные средства

бюджета региона, средства внебюджетных фондов или хозяйствующих в субъектов, но и заемные средства. Заимствования подобного рода могут

2о з осуществляться различным путем, например с помощью коммерческих

к®3 кредитов или эмиссии ценных бумаг.

Для оптимизации управления инвестиционными потоками, направляемыми на финансирование инвестиционных проектов, целесообразно 23 разработать систему, обеспечивающую:

- заимствование денежных средств на финансовом рынке в необходимых объемах, в частности с помощью организации эмиссии инфраструктурных облигаций;

- подготовку и реализацию инвестиционной программы региона;

- финансирование за счет заемных средств инвестиционной просо граммы региона;

Н- мониторинг целевого использования и возвратности заемных средств, а также реализации инвестиционных программ.

О

н

О

(N

Система финансирования инфраструктурных проектов состоит из подразделений, отвечающих за оптимизацию управления инвестиционными потоками и финансирование инфраструктурных проектов. Так, отдел перспективного финансового планирования занимается определением предельных объемов инвестиционного бюджета и заимствований, организуемых в текущем финансовом году. Предельные объемы долга определяются исходя из возможностей бюджета региона обслуживать и погашать долг в среднесрочной перспективе.

Отдел формирования инвестиционных программ должен заниматься формированием адресной инвестиционной программы, представляющей собой подробный перечень объектов инфраструктуры.

В задачи отдела финансирования входит разработка плана привлечения инвестиционных ресурсов. Привлеченные инвестиционные ресурсы, помимо эмиссии инфраструктурных облигаций, также могут иметь следующие источники происхождения:

- эмиссия стандартных региональных облигаций;

- привлечение коммерческого кредита;

- финансирование из специальных внебюджетных фондов.

Отдел мониторинга реализации инвестиционных проектов должен контролировать реализацию инвестиционной программы. Здесь под контролем понимается контроль соблюдения сроков и целевого использования финансовых ресурсов.

Внедрение системы финансирования инфраструктурных проектов в российских регионах позволит планомерно улучшать региональную инфраструктуру и способствовать росту ее производственного и организационного потенциала.

SS1 Д 5 =

«31

оК %<s ^ 1

5s 1

«Л*

h Е

« F I

8s! Й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

н

о

н

PQ

со

Н

Информация об авторе

Бураев Федор Владимирович — кандидат экономических наук, старший преподаватель, кафедра менеджмента и права, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8, e-mail: fbr.bur@mail.ru.

Author

Burayev Fyodor Vladimirovich — PhD in Economics, Senior Instructor, Chair of Management and Law, Buryat State Academy of Agriculture named after V.R. Philipov, 670024, Ulan-Ude, Pushkin st., 8, e-mail: fbr.bur@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.