Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯПОНИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археология / культуроохранное законодательство / охрана культурных ценностей / спасательные раскопки / привати зация / коммерциализация археологии / Archeology / Cultural Heritage Law / Cultural Heritage Mana gement / Rescue Excavations / Privatization / Archeology Commercialization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гурковский Александр Александрович

Рассмотрены специфические правовые рамки, а так же финансовая основа археологической деятельности и последую щей работы по сохранению археологического и культурного наследия в Японии. Актуальность работы исходит из уникальности опыта Япо нии касательно археологических исследований и практик по охране ископаемых памятников материального культурного наследия в виду исторических, географических и социальных особенностей Японии. Рассмотрены японское законодательство и методические основы ве дения археологических исследований и культуроохранной деятель ности в Японии, а также финансовая база такого рода деятельности и изменения за последние годы. Проанализированы как исходные до кументы, составляющие законодательную основу данной сферы дея тельности в Японии, так и соответствующие теме критические рабо ты западных и японских специалистов в области археологии и охраны культурных ценностей в Японии. Как итог, главной особенностью правовых рамок японской археологии является достаточно серьезное регулирование государством, поскольку сильно развита строительная отрасль и государству необходимо прибегать к мерам по сохранению отдельных объектов и их использованию. Помимо этого, можно вы делить государственные программы по сохранению культурного на следия, эффективную систему для публикации и распространения результатов исследований, совершенствование образовательной базы и внедрение новых технологий. Однако стоит отметить, что сфера ар хеологии и охраны культурных ценностей в Японии находится в со стоянии постепенного перехода в частный сектор — так, наиболее употребимо в наше время стало понятие «коммерческая археология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гурковский Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrational and Financial Aspects of Archaeology and Cultural Heritage Management in Japan

This paper aims to provide the audience with the legal fra mework and the financial basis for archaeology and subsequent work on the preservation of cultural heritage in Japan. The relevance of this paper is to consider and analyze the unique experience of Japanese archaeologi cal research and cultural heritage management with the specific backgro und of historical, geographical, and social characteristics. The subjects of the paper are Cultural Heritage Law and administrative bases of archaeo logical research and cultural heritage management in Japan. In addition, the financial base of Japanese archeology and recent changes are mentio ned. In this research, original legislative acts, as well as the relevant criti cal works of Western and Japanese archeologists and cultural heritage ma nagement specialists were used and analyzed. To sum up, the main feature of Japanese archeology law is strong state regulation. The reasons are sig nificant concentration of historical sites and strong development industry. These factors stimulate Japanese government take measures for the preser vation and use of cultural heritage. Moreover, the features of cultural heri tage management in Japan are the state programs for the preservation, an effective system for publishing and disseminating research results, impro ving the educational base, and introducing digital technologies. However, another feature is gradual transition to the private sector — for example, “commercial archeology” has become the most used concept in our time.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯПОНИИ»

DOI: 10.48647/ICCA.2022.35.83.045

А.А. Гурковский

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯПОНИИ

Аннотация. Рассмотрены специфические правовые рамки, а также финансовая основа археологической деятельности и последующей работы по сохранению археологического и культурного наследия в Японии. Актуальность работы исходит из уникальности опыта Японии касательно археологических исследований и практик по охране ископаемых памятников материального культурного наследия в виду исторических, географических и социальных особенностей Японии. Рассмотрены японское законодательство и методические основы ведения археологических исследований и культуроохранной деятельности в Японии, а также финансовая база такого рода деятельности и изменения за последние годы. Проанализированы как исходные документы, составляющие законодательную основу данной сферы деятельности в Японии, так и соответствующие теме критические работы западных и японских специалистов в области археологии и охраны культурных ценностей в Японии. Как итог, главной особенностью правовых рамок японской археологии является достаточно серьезное регулирование государством, поскольку сильно развита строительная отрасль и государству необходимо прибегать к мерам по сохранению отдельных объектов и их использованию. Помимо этого, можно выделить государственные программы по сохранению культурного наследия, эффективную систему для публикации и распространения результатов исследований, совершенствование образовательной базы

История

213

и внедрение новых технологий. Однако стоит отметить, что сфера археологии и охраны культурных ценностей в Японии находится в состоянии постепенного перехода в частный сектор — так, наиболее употребимо в наше время стало понятие «коммерческая археология».

Ключевые слова: археология, культуроохранное законодательство, охрана культурных ценностей, спасательные раскопки, приватизация, коммерциализация археологии.

Автор: Гурковский Александр Александрович, магистрант, ДВФУ. E-mail: gurkovskii.aa@students.dvfu.ru

Gurkovskii A.A.

Administrational and Financial Aspects of Archaeology and Cultural Heritage Management in Japan

Abstract. This paper aims to provide the audience with the legal framework and the financial basis for archaeology and subsequent work on the preservation of cultural heritage in Japan. The relevance of this paper is to consider and analyze the unique experience of Japanese archaeological research and cultural heritage management with the specific background of historical, geographical, and social characteristics. The subjects of the paper are Cultural Heritage Law and administrative bases of archaeological research and cultural heritage management in Japan. In addition, the financial base of Japanese archeology and recent changes are mentioned. In this research, original legislative acts, as well as the relevant critical works of Western and Japanese archeologists and cultural heritage management specialists were used and analyzed. To sum up, the main feature of Japanese archeology law is strong state regulation. The reasons are significant concentration of historical sites and strong development industry. These factors stimulate Japanese government take measures for the preservation and use of cultural heritage. Moreover, the features of cultural heritage management in Japan are the state programs for the preservation, an effective system for publishing and disseminating research results, improving the educational base, and introducing digital technologies. However, another feature is gradual transition to the private sector — for example, "commercial archeology" has become the most used concept in our time.

Keywords: Archeology, Cultural Heritage Law, Cultural Heritage Management, Rescue Excavations, Privatization, Archeology Commercialization.

Author: Aleksandr A. GURKOVSKII, Master's students, FEFU (e-mail:gurkovskii.aa@students.dvfu.ru).

Археологическая и культуроохранная деятельности являются важной частью изучения и сохранения истории конкретной местности или этноса. В Японии проекты, связанные с этим, особенно акту-

214

История

альны ввиду относительно малой территории страны и относительно большой концентрации исторических мест.

Проведение археологических раскопок и администрирование сохранением культурных ценностей в Японии на национальном уровне регулируется 14 законодательными актами. Основными и непосредственно относящимися к археологической деятельности являются Закон о защите культурных ценностей от 1950 г. (последние поправки датируются 2018 г.), Постановление об исполнении Закона о защите культурных ценностей от 1975 г. и Правила проведения раскопок захороненных культурных ценностей и уведомления об обнаружении археологических памятников от 1954 г. Помимо них, есть также 56 других нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты. Для примера — в России список нормативно-правовой базы раскопок и охраны культурных ценностей не превышает 20 пунктов, похожая ситуация наблюдается и в США. Может сложиться впечатление, что Япония — в достаточной степени зарегулированная страна в сфере охраны культурных ценностей.

Отчасти, это действительно так. В послевоенный период восстановления по Японии прокатился строительный бум; помимо этого, из страны вывозились объекты культурной ценности, поэтому государство, видевшее свою роль в качестве единственно возможного владельца прежде «утраченной собственности», желало их восстановить и сохранить. Что можно отметить — во многом подобная роль государства обосновывает систематизацию им видов культурно-исторического наследия и формирование специальных регламентов по обращению с ними.

Всё археологическое законодательство сводится к двум положениям. Во-первых, это возможность централизованного управления всеми объектами природного, культурного и исторического наследия в стране. Во-вторых, это наличие разветвленной системы объектов наследия. На сегодняшний день выделяется 8 общих групп только для культурных ценностей.

Переходя непосредственно к археологии, можно говорить о двух группах ценностей из имеющихся — это исторические места и захо-решенные культурные ценности (Ш&ХШИ)- Исторические места — это исторически и академически значимые комплексы объектов. Среди них особо важные отмечены как «Особые исторические места». Особенностью исторических мест является то, что после определения места как «историческое» по закону оно должно быть сохранено в том виде, в котором и было определено, изменение этого статуса возможно только в судебном порядке. Что касается захороненных культур-

История

215

ных ценностей, то их характеристика во многом аналогична историческим местам, но в отличие от них захороненные ценности не имеют такого особого значения. Помимо этого, они охраняются иначе — в рамках системы мер спасательной археологии. В список захороненных культурных ценностей входят археологические памятники, такие как раковинные кучи, гробницы, дворцы, замки, а также керамика, каменные инструменты, черепица и другие археологические находки [Nakanishi, 2017, p. 172].

Затрагивая момент с непосредственным управлением культурными ценностями и координацией археологических раскопок, стоит сказать, что они организовываются чаще всего государством на трёх уровнях. Самый высший уровень управления — отделы памятников, архитектуры и традиционной культуры Департамента защиты культурных ценностей Японского агентства по культуре, которое является частью Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий. На среднем уровне управления находятся префектуральные советы образования, а на нижнем — муниципальные; при этом большинство муниципальных органов власти имеют свой консультативный комитет по культурным ценностям, состоящий из специалистов и ученых, для получения рекомендаций и инструкций по назначению и политике, связанной с управлением культурными ценностями [Barnes, 1990, p. 185]. В целом, можно подчеркнуть, что на уровне префектур и муниципалитетов работает почти 6000 археологов [Nakanishi, 2017, p. 175]. Чаще всего проводятся именно спасательные раскопки — более 90 % от общего числа работ.

При организации раскопок рассматривается четыре этапа действий: сбор информации об объекте и её распространение, сами раскопки, сохранение объекта и, наконец, завершение работ с последующим использованием объектов.

Как организовывается первый этап раскопок? Сначала организация, изъявляющая желание проводить земельные работы в непосредственной близости от уже известных археологических мест, должна уведомить об этом префектуральный совет образования за 60 дней до начала проведения работ в соответствии с п. 1 ст. 93 Закона о защите культурных ценностей [Бункадзайхогохо]. Затем совет сообщает об этом в Агентство по культуре в соответствующий департамент, который либо собирает, либо уже владеет данными о необходимой территории, основываясь на предыдущих работах на данной местности. Агентство в свою очередь консультирует власти префектуры, а также непосредственно выполняющих работы, например, предоставляя карты распространения археологических объектов на данной терри-

216

История

тории. Важно уточнить, что возможны ситуации, когда Агентство начинает вести переговоры об изменении плана использования земли или ведения работ для минимизации потерь. Также Агентство может давать необходимые инструкции относительно, например, указание провести раскопки до начала ведения строительных работ.

Уже при ведении работ, если рабочие обнаруживают тот или иной объект, префектуральный совет образования должен быть снова уведомлен в соответствии с п. 1 ст. 96 Закона о защите культурных ценностей [Бункадзайхогохо], а он уже уведомляет Агентство по культуре, после чего власти имеют право прервать, временно приостановить или полностью запретить продолжение земляных работ, чтобы оценить значимость открытия. Однако здесь имеется важный нюанс. Процедура нахождения целого культурного слоя и конкретных артефактов различается. В первом случае, так как слой земли фактически является частью территории, принадлежащей землевладельцу, он так же принадлежит землевладельцу и он должен уведомлять власти о находке. Во втором случае артефакты не являются собственностью нашедшего их или землевладельца, а принадлежат их истинному владельцу согласно ст. 59 Закона об утерянном имуществе. Однако так как в подавляющем большинстве обнаружить владельца археологическоих объектов не представляется возможным, они технически становятся собственностью государства с момента их обнаружения (ст. 60—63 Закона об утерянном имуществе) [Barnes, 1990, p. 187].

Различия в статусе собственности на археологические артефакты и культурный слой приводят к различным методам обращения с находками. Если обнаруженный объект признан общенациональной ценностью на совещании со специализированным консультативным комитетом, то он может быть признан важным культурным достоянием или национальным достоянием (ст. 27 Закона о защите культурных ценностей), а обнаружившему/землевладельцу будет возмещена стоимость объекта. Если же объект считается малозначительным, право собственности на него может быть передано обнаружившему/ землевладельцу по заявлению. В случае нахождения культурного слоя, если государство всё-таки решает, что найденные объекты имеют ценность для определения его как историческое место, либо как особое историческое место (ст. 69 Закона о защите культурных ценностей). В этом случае землевладелец получает компенсацию за участок земли. Стоит уточнить, что в ряде случаев центральные власти могут напрямую получать информацию об объекте и принимать ре-

История

217

шения в быстром и упрощенном порядке — например, при работах после стихийных бедствий [Бункадзайхогохо].

Касательно признания места или отдельных объектов культурными ценностями необходим процесс, состоящий из 6 этапов. Первоначально объект находят и информация о нём доходит до Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий. Затем Министерство консультируется с Департаментом по культурным ценностям Агентства по культуре, после чего Агентство запрашивает у специального комитета экспертизу на установление ценности того или иного объекта. Получив результаты экспертизы, Агентство передаёт их обратно Министерству, а то в свою очередь публикует официальное объявление о признании и регистрации объекта, а также уведомляет об этом нашедшего/землевладельца. После объявления объект получает официальный сертификат.

Если затрагивать обширный финансовый аспект проведения раскопок, то можно столкнуться с процессом приватизации в этой отрасли, который наблюдается уже несколько десятилетий. Частные археологические единицы действуют сейчас на всей территории страны, особенно в регионе Канто — изначально большинство из них являлись небольшими по размеру и возглавлялись профессиональными археологами, но сейчас они создаются по инициативе или даже внутри строительных или инжиниринговых компаний, являясь самими по себе достаточно крупными предприятиями. Частные предприятия проводили кампании лоббирования в целях приватизации спасательных раскопок и в 2005 г. создали бизнес-ассоциацию членами которой являются 70 предприятий [Окашига, 2014, р. 2484]. Данные шаги были закономерным ответом на нехватку в Японии квалифицированных кадров для проведения раскопок при постоянном росте числа участков для работы даже во время прекращения строительного бума в связи с кризисом 1990-х. Тем временем объединение добилось успехов, а именно увеличения количества проводимых раскопок частными компаниями.

Однако приватизация спасательных раскопок могла иметь и отрицательные тенденции — существовала вероятность того, что застройщик будет меньше интересоваться качеством раскопок, что могло привести к ухудшению качества самих раскопок и публикаций результатов. Агентство по культуре ещё в 1996 г. пыталось воспрепятствовать тенденциям к приватизации в отрасли и выпустило ряд ограничений для частных работ. Однако ряд законопроектов, в частности Реформа государственных услуг путем введения конкуренции 2006 г., заставили Агентство по культуре отступить. На сегодняшний день до

218

История

20 % всех археологических работ выполняются частными компаниями [Сиина, 2016, с. 7]. Таким образом, можно увидеть, что сфера археологии в Японии уже давно не является в преимущественном ведении государства, хотя центральные власти всё же сохраняют ряд полномочий — так, например, государство проводит сертификацию частных археологов через специальный Совет по аккредитации археологических исследователей (if

Может сложиться впечатление, что «приватизация археологии» затрагивает только исполнителей работ, а траты на выполнение этих работ лежат на плечах у местных властей и Агентства по культуре. Это не совсем так. В случаях, когда аварийные раскопки проводятся в результате строительных работ в коммерческих целях, расходы оплачиваются застройщиком, будь то государственная или частная организация. Этот принцип ещё с конца 1960-х гг. применялся к государственным компаниям — например, к Японской жилищной корпорации или Японской государственной корпорации по строительству железных дорог. После этого его традиционно стали применять и к частным предприятиям. И хотя принцип «застройщик платит» не был четко прописан в Законе о защите культурных ценностей, он гарантировал источник финансовой поддержки менеджменту археологического культурного наследия в Японии и существенно помог его развитию.

Для правительства важным является сохранить археологические материалы — хотя в основном только в виде записей — на том основании, что они имеют как минимум юридическое значение. С другой стороны, строительные компании финансируют спасательные раскопки не только для продвижения социально ориентированного корпоративного имиджа самих себя, но и из-за необходимости понимать и уважать историю. Поддерживаемый финансово принципом «застройщик платит» и технически — современными технологиями земляных работ, такими как использование конвейерных лент и аэрофотосъемки, менеджмент археологического культурного наследия в Японии превратился в быструю и эффективную систему, способную производить огромное количество археологических данных, в том числе до нескольких тысяч отчетов в год [Okamura, 2014, p. 2483].

При этом суммарно количество средств, выделяемых частными компаниями для спасательных раскопок, на пике работы отрасли в 1990-е гг. составляла 1/6 часть всех расходов на раскопки в стране — сегодня за счёт спада государственных вложений доля возросла до 30 %. Всего же расходы на спасательные раскопки в Японии составляют около 50 млрд иен [Stein], большая часть из которых финанси-

История

219

руется местными властями. В целом бюджеты спасательных раскопок и количество нанятых в Японии археологов неуклонно сокращались с начала века, в то время как количество археологических исследований продолжало расти. В 2012 г. было проведено более 55 000 археологических исследований; из них около 8000 — это спасательные раскопки. Академические раскопки составили менее 1 % (434) этих исследований (остальная значительная часть приходится на георазведку). В то время как в 1996 г. бюджет в 125 млрд иен был выделен на более чем 41 000 археологических исследований, в 2012 г. менее половины из них (около 55,5 млрд иен) должно было быть затрачено на гораздо большее их количество. Уменьшение количества квалифицированных кадров было менее резким. В 2012 г. в Японии работало 5868 археологов, а в 2013 г. это число даже увеличилось впервые за 10 лет [Stein].

При этом центральные власти также участвуют в финансировании раскопок. Агентство по культуре субсидирует до 50 % затрат муниципальных властей на раскопки. Количество подобных субсидий уже несколько лет остаётся неизменным — 740 заявок, однако сумма выделяемых средств постепенно уменьшается. В 2020 г. она составляла 3 млрд иен, а в 2008 г. — почти 4 млрд иен.

Тем не менее, государственный бюджет на охрану культурных ценностей с каждым годом не снижается, так как существуют национальные программы по защите культурных ценностей. Сегодня доля средств на подобные программы составляет до трети всего бюджета Агентства по культуре — 46 из 158 млрд иен бюджета, закладываемого на 2021 г. — больше неё является только часть, выделенная Агентству на поддержку в период «коронакризиса». Основными программами, куда выделяются средства, являются ремонт и использование объектов культурного наследия, популяризация и расширение возможностей для демонстрации, а также развитие инфраструктуры для защиты культурных ценностей. В эти программы включено в общей сложности 17 проектов, направленных на охрану культурных ценностей.

Подводя итоги, можно сказать, что в японская сфера археологических исследований характеризуется сильной государственной поддержкой при отсутствии идеологического давления, наличием развитого законодательства и программ по сохранению исторического наследия, эффективной системой для публикации и распространения результатов исследований, совершенствованием образовательной базы и внедрением новых технологий. Помимо этого, неоднозначным является значительный тренд на коммерциализацию. Данная

220

История

тенденция исходит из того, что государство не обладает достаточным количеством средств и специалистов для стабильного функционирования. Частные девелоперы открывают собственные археологические подразделения, а местные органы власти, лишенные контроля со стороны правительства, начинают пользоваться их услугами. Обратной стороной такого сотрудничества является отсутствие у частного деве-лопера исследовательского приоритета, из-за чего есть риск падения качества научных работ, связанных с конкретными археологическими памятниками, и «простаивании» части материалов.

Библиографический список

Бункадзайхогохо: [Закон о защите культурных ценностей]. URL: https:// elaws.e-gov.go.jp/document?lawid=325AC1000000214 (дата обращения: 14.10.2021). (На яп.)

Сиина, Синтаро. Майдзобункадзайхого то катсуё но корэ мадэ то корэ кара: [Прошлое и будущее охраны и использования захороненных культурных ценностей] // Нихон фудосангаккайси, 2016. Т. 30. № 3. С. 4—9. (На яп.) DOI: 10.5736/ jares.30.3_4

Barnes, Gina Lee. The Origins of Bureaucratic Archaeology in Japan // Journal of the Hong Kong Archaeological Society, 1990. № 12. P. 183—194.

Nakanishi, Yumiko. Archaeological Administration and Japanese Archaeology // Japanese Journal of Archaeology, 2017. № 4. P. 171—184.

Okamura, Katsuyuki. Ethics of Commercial Archaeology: Japan // Encyclopedia of Global Archaeology. New York: Springer, 2014. P. 2482—2485. DOI: 10.1007/978-1-4419-0465-2_2060.

Stein, Britta. History of Archaeology in Japan. URL: https://link.springer.com/refer enceworkentry/10.1007 %2F978-3-319-51726-1_3370-1 (дата обращения: 16.10.2021). DOI: 10.1007/978-3-319-51726-1_3370-1.

References

Barnes, Gina Lee (1990). The Origins of Bureaucratic Archaeology in Japan, Journal of the Hong Kong Archaeological Society, No. 12: 183—194.

Bunkazaihogohou [Cultural Property Protection Act]. URL: https://elaws.e-gov.go. jp/document?lawid=325AC1000000214 (accessed: 14 October, 2021). (In Japanese).

Nakanishi, Yumiko (2017). Archaeological Administration and Japanese Archaeology, Japanese Journal of Archaeology, No. 4: 171—184.

История

221

Okamura, Katsuyuki (2014). Ethics of Commercial Archaeology: Japan, Encyclopedia of Global Archaeology, New York: Springer: 2482—2485. DOI: 10.1007/978-1-4419-0465-2_2060.

Shiina, Shintaro (2016). Maizoubunkazaihogo to katsuyou no kore made to kore kara [Past and Future of Protection and Utilization of Buried Cultural Properties], Nihon Fudousangakkaishi, Vol. 30, No. 3: 4—9. (In Japanese). DOI: 10.5736/jares.30.3_4.

Stein, Britta. History of Archaeology in Japan. URL: https://link.springer.com/ referenceworkentry/10.1007 %2F978-3-319-51726-1_3370-1 (accessed: 16 October, 2021). DOI: 10.1007/978-3-319-51726-1_3370-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.