Организационный этап приватизации в Смоленской области (конец 1991 - начало 1992 года)
Иванов Александр Михайлович,
к.и.н., доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации E-mail: mail@smol.ranepa.ru
Купченко Константин Владимирович,
к.и.н., доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, доцент Смоленской государственной сельскохозяйственной академии.
E-mail: mail@smol.ranepa.ru Федоскин Николай Николаевич,
к.п.н., доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, E-mail: nnfedoskin@yandex.ru
Ягнешко Михаил Владимирович,
к.э.н.. доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации E-mail: yagneshkom@gmail.com
В статье анализируются архивные документы и статистические данные, правовые документы начала приватизации на примере Смоленской области. В 1991 г. Российская Федерация становится самостоятельным государством с демократическим правительством во главе. Необходимостью на тот момент стало незамедлительное принятие принципиальных направлений экономических реформ. Российское правительство выбрало модель радикальных экономических преобразований, позволяющих, как тогда предполагалось, создать в течение 1,5-2 лет основы рыночной экономики. Избранная модель предусматривала реализацию целого ряда мероприятий, но центральным звеном реформ стала приватизация. На материалах Смоленской области, авторы исследуют динамику, результаты и противоречия начального или как его называют «организационного» этапа приватизации. Опыт полученный в ходе приватизации на данном этапе позволил выявить правовые, организационные управленческие ошибки, допущенные авторами реформ. В последующих этапах приватизации учтут опыт начального этапа, что приведёт к значительным изменениям и в правовом регулировании данного вопроса.
Ключевые слова: коммерциализация, приватизация, программа приватизации, организационный этап приватизации, итоги приватизации, Смоленская область.
К началу 1992 года в Российской Федерации были созданы основы законодательства и организационные предпосылки, позволяющие приступить к преобразованию отношений собственности. Смоленская область вошла в число регионов, активно включившихся в процесс приватизации с самого его начала. Уже в конце 1991 года в регионе приступили к коммерциализации ряда отраслей. Основной задачей коммерциализации, как следовало из Указа Президента РФ от 25 ноября 1991 г. N232 «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР», Указа Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. N240 «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР» и соответствующего Постановления Главы администрации Смоленской области от 18.12.1991 № 46, было создание условий для развития конкуренции в сфере торговли, общественного питания и улучшения обеспечения населения товарами народного потребления и услугами. Фактически задачей коммерциализации являлось изменение организационной и управленческой структуры сферы услуг, позволяющее ускорить последующую приватизацию. В Смоленской области в ходе коммерциализации, в частности предполагалось:
- реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия и организации розничной торговли и общественного питания независимо от ведомственной принадлежности путем выделения из их состава в установленном порядке структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети, общедоступных столовых, кафе, ресторанов и других) и предоставления указанным структурным единицам прав юридического лица;
- в сфере общественного питания выделить из состава объединений структурные составляющие - парикмахерские, ателье, химчистки, фотографии и наделить их статусом юридического лица;
- несмотря на реорганизацию, сохранить перечень оказываемых населению услуг, а в случае нарушений, принимать к нарушителям меры вплоть до ликвидации;
- особое внимание уделить поставке продукции и услуг в сельской местности;
- в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 г. № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" сохранить на 1992 год для возникших малых и других предприятий бытового обслуживания населения установленное
5 -о
сз
<
в 1991 году льготное налогообложение прибыли в размере 5%.
Коммерциализация существенно изменила организационную и управленческую структуру отраслей. До ноября 1991 г. государственная торговля была представлена управлением торговли, включавшим: 11 торгов, 15 торговых объединений, в структуру которых входило 490 структурных единиц без права юридического лица, торгово-закупочную базу, ремонтно-строительное управление, комбинат торговой рекламы, проектно-сметное бюро, бюро торговых экспертиз. Общественное питание возглавляло областное управление, которому подчинялись 31 комбинат общественного питания с правом юридического лица, объединявшим 222 подразделения (столовые, кафе, рестораны и т.п.), торгово-закупочная база, ремонтно-строительное управление. Из двух управлений в ноябре 1991 г. создали департамент торговли, объединивший все структурные подразделения двух управлений, торги и торговые объединения упраздняются. Цели создания департамента определялись особенностями переходного этапа от государственной торговли к частной. В его функции входило распределение фондовых товаров, стимулирование рыночных преобразований, подготовка кадров и т.п. Процесс коммерциализации протекал достаточно быстро, к концу июня 1992 г. в торговле было образовано 385 юридических лиц, в общественном питании - 86. В этом же месяце Глава администрации Смоленской области Постановлением от 08.06.1992 г. № 122 ликвидировал департамент торговли, а его функции перешли к областному торговому дому. Выделившиеся структурные подразделения осуществляли свою деятельность самостоятельно посредством заключения прямых договоров с оптовыми базами.
Управленческая структура сферы услуг выглядела аналогично. На верхнем уровне располагалось территориально-производственное управление бытового обслуживания, которому подчинялись 26 районных управлений бытового обслуживания и 14 областных объединений с правом юридического лица, в состав последних входило 520 структурных подразделений. Территориально-производственное объединение в результате коммерциализации преобразовалось в акционерное общество "Гамаюн" [5] с функциями снабжения и обеспечения спецоборудованием, инвентарем, сырьем предприятий бытового обслуживания ставших самостоятельными в ходе коммерциализации.
Оптовая торговля в регионе к моменту начала реформ была представлена 11 оптовыми специализированными базами, подчинявшимися республиканским объединениям и Министерству торговли Российской Федерации. Две снабженческие базы Главснаба и Облснаба включали в себя 5= семь юридических лиц. Эти базы преобразовались ^ в торгово-коммерческое предприятие "Смоленск" ^ и Областной торговый дом.
Проведенная компания коммерциализации по-Ц зволила разрушить существовавший механизм
управления, выделить из состава областных объединений структурные подразделения и наделить их статусом юридического лица с правом самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности. Сектор сферы услуг к апрелю-маю 1992 г. был подготовлен к приватизации - по состоянию на 1 апреля в целом по области зарегистрировали 599 новых юридических лиц (на начало года их насчитывалось 97). Однако процесс коммерциализации продолжался с началом приватизации, к концу 1992 г. коммерциализации подверглись 705 предприятий. В том числе в торговле 441, общественном питании 102, бытовом обслуживании 162.
Нужно отметить, что подходы к приватизации, разработанные правительством РФ в условиях радикальной трансформации экономической системы от плановой к рыночной, вследствие отсутствия в России опыта приватизации, разработанного и апробированного механизма передачи государственной собственности в частные руки, учитывающего специфику сложившихся социально-экономических связей, навыков формирования нормативно-правовой базы регулирующей приватизацию, неоднозначности предлагаемых подходов, на местах вызвали довольно резкую критику. Например, 26 февраля 1992 года состоялось пленарное заседание 10 сессии Смоленского областного Совета народных депутатов, на которой в числе прочих вопросов обсуждались принципиальные положения программы приватизации. На заседании развернулась дискуссия по поводу целей и методов приватизации. Представители депутатского корпуса считали, что в процессе приватизации должны соблюдаться региональные и местные интересы, сохраняться социальная инфраструктура. Так, много споров возникло по поводу проведения конкурсов. Подписанный президентом РФ Указ № 66 от 29. 01. 1992 г. фактически исключил проведение некоммерческих конкурсов, т.е. конкурсов, в которых главным определяющим фактором при приватизации социально значимых объектов была бы не только цена объекта [1, ст 2.9], но и при необходимости другие условия. Как отмечалось «по нынешнему действующему указу конкурс практически превращается в аукцион» [6, с. 103].
Возникли претензии к порядку приватизации предприятий, арендованных трудовыми коллективами. Государственной программой приватизации выкуп арендованного имущества разрешался только для тех коллективов, которые имели договора аренды с правом выкупа до ввода в действие закона о приватизации, тем самым ограничивались права работников на участие в приватизации и соответственно нарушался принцип социальной справедливости.
Председатель Смоленского областного Совета народных депутатов Мамонтов Л.В. отмечал сложный и многоаспектный характер приватизации: «проблема это весьма сложная и вопросы приватизации нужно не оптом решать, а решать нужно с каждым отдельным коллективом. Смотреть, что за здание, что за сооружение, что за лю-
ди, даже какие взаимоотношения в этом коллективе. Это очень сложно. И равнять, предположим, предположим, больницу со школой, с предприятием, со строительной организацией... В одни рамки они не войдут. И так быстро это не сделается. Поэтому сейчас я бы просил вас, здесь принципиальный подход: дать приоритетное право трудовым коллективам. Вот смысл всего подхода и выхода в этом» [6, с. 109]. Принципиально иной подход продемонстрировали представители исполнительных органов власти. Так, руководитель Фонда государственного имущества Смоленской области буквально заявил следующее «я считаю, у нас ненормальное состояние общества, когда все желают быть собственниками, все хотят участвовать в приватизации» [6, с. 103]. Своей главной задачей они видели выполнение программы приватизации и реализацию действующего законодательства.
По итогам обсуждения программы приватизации областной Совет народных депутатов принял решение «О предложениях по изменению государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» [3, с. 38-39], в котором содержались предложения по изменению целей, способов приватизации принципов распределения, поступающих от продажи государственного имущества средств. Данный документ включал ряд взвешенных предложений по совершенствованию процесса приватизации, придания ему экономически и социально обоснованного характера. Как отмечалось в решении, целью приватизации не может быть увеличение доходов бюджетов всех уровней. В первую очередь приватизация должна быть направлена на формирование рыночной, конкурентной среды. Государственная программа не должна вводить целевые показатели и обязательные задания по приватизации. Это влечет за собой формализацию процесса приватизации, придание ей административного характера. Каждое предприятие отличается определенными особенностями, связанными с отраслевыми особенностями, состоянием производственной базы, производственно-финансовой эффективности, сложившимися традициями управления, взаимоотношениями в коллективе. Поэтому преобразование отношений собственности необходимо проводить с учетом этих индивидуальных особенностей на каждом предприятии. Весьма рациональным представляется предложение Смоленского областного Совета народных депутатов о приватизации в первую очередь убыточных объектов государственной собственности в виде объектов незавершенного строительства, неиспользуемых и бесхозных объектов, убыточных предприятий. Распределение и использование средств которые будут поступать от приватизации предлагалось осуществлять под контролем представительных органов власти. Деньги, вырученные от продажи государственного имущества, следовало, по мнению депутатов «направлять на специальные счета соответствующих Советов народных депутатов». Использование средств должно иметь
строго целевой характер и расходоваться на целевые программы развития экономики социальную защиту населения, осуществление природоохранных мероприятий.
Особое внимание к процессу проведения очередных экономических реформ объяснялось тем, что Смоленская область располагала существенным производственным потенциалом. К моменту начала приватизации на территории области располагалось 6955 предприятий со стоимостью основных фондов 12,2 млрд руб. (таблица 1), в том числе производственного назначения 8,0 млрд руб., непроизводственного 4,2 млрд руб. Количество занятых в экономике региона на конец 1991 года составляло 581,8 тыс. человек [9]. К началу 90-х годов в Смоленской области сформировалась экономика, основу которой составляла промышленность, производящая почти половину национального дохода, доля второй по значению отрасли - сельского хозяйства была ниже в три раза, сферы услуг - более чем в два [8, с. 48].
Таблица 1. Количество предприятий и организаций по отраслям народного хозяйства Смоленской области (на 01.011991 г.)
Отрасли Количество предприятий, ед. Основные фонды, млн руб. Число занятых в среднем за год, тыс. чел.
Промышленность 333 5517,7 187,0
Строительство 227 494,4 68,5
Сельское хозяйство 480 2502,1 97,2
Транспорт и дорожное хозяйство 55 729,9 33,7
Связь 41 165,0 8,7
Торговля, общественное питание, мат. тех. снабжение и сбыт заготовки, 5285 443,0 42,7
Прочие отрасли материального производства 5 74,1 10,6
Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание 98 2588,8 22,4
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 186 169,8 31,4
Наука и научное обслуживание 40 40,7 6,9
Образование, культура и искусство 181 410,0 56,8
Прочие непроизводственные отрасли 25 91,8 13,8
ВСЕГО 6955 13227,3 581,8
Формально в Смоленской области началом процесса приватизации можно считать Постановление Главы администрации Смоленской области от 17.02.1992 года № 46 «О преобразовании Департамента экономики при Главе администрации Смоленской области в Комитет по управлению государственным имуществом Смоленской области». Данное преобразование нельзя расценить равнозначно. С одной стороны, область сразу же получила аппарат, состоящий из квалифицированных, дисциплинированных работников, хорошо знающих экономику отраслей, состояние отдельных предприятий и их руководство, что в перспективе позволило бы осуществить приватизацию с учетом региональной и отраслевой специфики. В то же время, упразднение планово-экономического управления лишило руководство области органа, способного систематически отслеживать и анализировать состояние экономики в регионе и на этой основе определять действенную экономическую политику.
Комитеты по управлению имуществом создавались во всех районах и городах области. Их численность составила от 2 до 16 человек. В ряде районов, таких как Кардымовский, Краснинский, Ельнинский, Ершичский, Холм-Жирковский, Шу-мяческий возникли проблемы с комплектованием квалифицированными кадрами. Более 50% комитетов не имели в штате юристов. Во всех районах созданы отраслевые комиссии по приватизации муниципальных предприятий (от 1 до 9).
Эффективное осуществление приватизации предусматривает раздел собственности в соответствии с компетенцией органов власти. Постановлением Правительства РФ № 110 от 20 февраля 1992 года «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Смоленской области» [2] региону были переданы 622 предприятия со статусом юридического лица, с входящими в них структурными подразделениями, и стоимостью имущества в 2,6 млрд руб.
На основании нормативных документов, регулирующих приватизацию, в Смоленской области приступили к формированию региональной программы приватизации. В разработке программы принимали участие комитет по управлению государственным имуществом Смоленской области, отраслевые комитеты и ведомства, региональные органы власти, учитывалось мнение местных органов власти. Задания по приватизации устанавливались постановлениями главы администрации Смоленской области. Так, порядок приватизации в сфере лесного комплекса устанавливался Постановлением Главы Администрации Смоленской области от 09.03.1992 № 64, в сфере агропромышленного комплекса Постановлением Главы Администрации Смоленской области от 09.03.1992 № 57, в сфере жилищно-коммунального хозяйства Постановлением Главы Администрации Смоленской области от 09.03.1992 № 68, в строительном
комплексе Постановлением Главы Администрации Смоленской области от 09.03.1992 № 69 и т.д.
Таблица 2. Обязательные задания целевые показатели для городов и районов Смоленской области приватизации по приватизации различных отраслей на 1992 год
Наименование Обязательное задание по приватизации
% от общего числа предприятий млн руб.
I этап (МИ кварталы1992 г.)
Предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания в том числе
магазины 60 85
оптовые базы 50 20
предприятия общепита 50 45
Предприятия бытового обслуживания 60 35
Государственные сельскохозяйственные предприятия 60 5
Законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства 30% от общей стоимости незавершенного строительства
II Этап (начиная со второго полугодия 1992 г.)
Автотранспортные и авторемонтные предприятия 60 30
Строительные предприятия 50 91
Предприятия промышленности строительных материалов 40 70
Мелкие (численностью до 200 работающих) предприятия пищевой промышленности 50 160
Мелкие (численностью до 200 работающих) предприятия легкой промышленности 60 200
Всего 780
Решением XI сессии Смоленского областного Совета народных депутатов XXI созыва от 4 апреля 1992 г. «Об утверждении перечня юридических лиц, государственное имущество которых включено в программу приватизации в 1992 году» и «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также государственного имущества, находящегося в пользовании негосударственных юридических лиц в муниципальную собственность районов, городов Смоленска и Десногорска» в собственность городов Смоленска, Десногорска и районов области передано 224 юридических лица со стоимостью имущества 1,2 млрд рублей. На этой основе была сформирована и утверждена областная программа прива-
тизации [7, с. 5-19]. Программой устанавливалось задание по приватизации в разрезе отдельных отраслей. Таким образом, программа приватизации на 1992 год получила законодательное закрепление на региональном уровне.
Количественные показатели по приватизации выглядели следующим образом (таблица 2) [7, с. 20-21].Программа приватизации неоднократно подвергалась изменениям. Так уже 28 апреля 1992 года вышло постановление Главы администрации Смоленской области N98 «О внесении изменений в постановления Главы администрации NN57, 58, 64, 65, 66, 67 от 9 марта 1992 года» [4], которым из перечня государственных предприятий, относящихся к областной собственности, подлежащих первоочередной приватизации в 1992 году, было исключено 18 объектов имеющих большое социально-экономическое значение, в том числе Гормолзавод, Маслосырбаза, Руднянский молочно-консервный комбинат и др.
Приватизацию намечалось осуществлять с учетом отраслевых особенностей. Например, в агропромышленном комплексе экономически обоснованным было сохранение тесной взаимосвязи сельскохозяйственных предприятий с организациями, осуществляющими материально-техническое снабжение, сервисное обслуживание, сельское строительство. Так предприятия, входящие в объединение «Смоленскагросервис» (ремонтно-технические, транспортные, предприятия по производству монтажных заготовок) предусматривалось преобразовать в акционерные общества и на их основе создать холдинг. В программу первоочередной приватизации включены 9 льнозаводов, убыточных на 1.01.1992 г. Предполагалось создать коммерческо-производственную фирму «Лен» для материально-технического снабжения и технологического руководства приватизированных и государственных льнозаводов. Основная часть предприятий молочной промышленности к моменту начала приватизации имели договора аренды с правом выкупа. Все предприятия объединений «Смоленскагропромснаб» и «Плодородие» перешли в муниципальную собственность, 50% из них подлежали приватизации в 1992 году.
Программа приватизации предприятий строительного комплекса разрабатывалась с учетом следующих особенностей:
- неравномерной концентрации основных фондов между организациями и предприятиями, участниками единого производственного процесса;
- сосредоточением основных фондов, созданных совместными усилиями строителей в специализированных организациях, и трестах, и на предприятиях строительной индустрии;
- тесной взаимосвязи и взаимозависимости предприятий и организаций различных строительных структур, функционирующих как единый производственно-технологический комплекс;
- высокой степени универсальности и мобильности строительной техники, создающей потенциальную возможность ее ухода со строительного рынка.
Учитывая вышеприведенные особенности, необходимость сохранения производственно-технологических, экономических и организационных связей между участниками строительного процесса предприятия и организации данного сектора экономики подлежали преобразованию в акционерные общества. Вследствие необходимости контроля за выполнением плана работ технологически связанными специализированными предприятиями, входящими в состав территориальных строительных объединений согласно программе приватизации, часть акций приватизируемого предприятия должна приобретаться взаимозависимыми организациями. При этом намечалось распределять именные привилегированные акции, подлежащие безвозмездной передаче трудовому коллективу приватизируемой организации (в пределах 25% ее уставного капитала) на тех же условиях между работниками технологически связанных с ней организаций, а также предоставить возможность коллективом общестроительных организаций приобретать на льготных условиях акции, не выкупленные трудовым коллективом приватизируемой специализированной организации.
Приватизация объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, передавалась на районный уровень. Кроме указанных отраслей постановлением Главы Администрации № 68 от 9.03.92 г. в муниципальную собственность переданы 78 районных предприятий жилищно-коммунального хозяйства в состав которых входили бани, канализация, водопровод, гостиницы, саночистка, прачечные и т.п.
Созданные организационно-правовые условия позволили приступить непосредственно к приватизации. Первые результаты выглядели достаточно скромно. За первые три месяца 1992 года в Смоленской области в частную собственность перешли всего 2 объекта, а первые систематические продажи государственного имущества начались только во втором квартале. Длительный период подготовки имущества к реализации был вызван отсутствием навыков практической работы у сотрудников органов приватизации, пробелами в правовом регулировании.
Отличительной чертой начального периода приватизации можно считать неожиданно высокие цены на объекты общественного питания и розничной торговли. Первый аукцион по продаже государственной собственности в г. Смоленске, на котором выставлялось три объекта состоялся 30 мая. За кафе «Зеркальное», имевшее стартовую цену 89,5 тыс. рублей боролись 13 участников аукциона, в ходе торгов цена повысилась в 169 раз и достигла 15,1 млн руб. Магазин «Сделай сам» привлек 23 участника, при стартовой цене 22,1 тыс. руб. продан за 6,25 млн руб. (соотношение конечной и стартовой цен 282,8:1), магазин "Комфорт" реа-
5 -о
сз
<
лизован за 8,1 млн руб., что превысило стартовую цену в 566 раз (стартовая цена определялась исходя из остаточной стоимости основных фондов).
Собственность в районах продавалась по более низким ценам, но тем не менее, соотношение конечных и стартовых цен в данном периоде достигло 10-50:1. Десятки миллионов рублей, уплаченные за кафе и магазины, свидетельствовали не только о высоком отложенном спросе, но и о накоплении значительных средств в руках отдельных граждан. Поляризация общества по доходам достигла к моменту приватизации достаточно высокого уровня, например, если сравнить среднюю заработную плату в 1992 году (4516 рублей) с ценой реализации государственного имущества, то окажется, что за наиболее привлекательные для инвесторов объекты уплачивались тысячи заработных плат. Тем самым, приватизация положила начало реализации индивидуальных капиталов, накопленных в предшествующий реформам период.
Таблица 3. Результаты приватизации в Смоленской области в первой половине 1992 года
Отрасль Количество предприятий на самостоятельном балансе подлежащих приватизации Приватизировано предприятий по состоянию на 01.07.1992 г.
Всего, ед. в т.ч. преобразовано в акционерные общества
Транспорт 43 - -
Промышленность 287 - -
Лесное хозяйство 44 2 -
Агропромышленный комплекс 525 1
Строительство 291 1 -
Бытовое обслуживание 162 27 -
Торговля и общественное питание 533 37 2
Коммунальное хозяйство 85 9 -
Прочие 141 3 -
Итого 2111 80 2
Успехи в реализации объектов розничной торговли и общественного питания не сопровождались аналогичными достижениями в других отраслях. Всего по области в первой половине 1992 г. приватизировано 80 предприятий и объектов, что = составило 3% от общего числа государственных ~ предприятий, подлежащих приватизации. В раз-сэ резе отраслей итоги приватизации по состоянию £ на 1 июля 1992 года как видно из таблицы 3, вы-^ глядели следующим образом: промышленность - 0
объектов; транспорт - 0 объектов; лесное хозяйство - 2 объекта; агропромышленный комплекс - 1 объект.
Их них в промышленности, транспорте, не приватизировано ни одного предприятия, в агропромышленном комплексе одно, лесном хозяйстве два. Почти половина (46%) реализованных объектов относится к сфере торговли, 34% к бытовому обслуживанию, 11% к коммунальному хозяйству.
Несмотря на незначительный опыт приватизации к середине 1992 года можно было сделать некоторые выводы относительно динамики и эффективности изменения отношений собственности.
Приватизация оказалась эффективной в первую очередь в сфере розничной торговли. Магазины, рестораны, кафе сразу же включились в процесс производства и реализации товаров и услуг и в дальнейшем их доходность определялась расторопностью владельцев и конъюнктурой рынка.
Изменение отношений собственности в бытовом обслуживании дало скорее отрицательный результат. Первый же опыт самостоятельной деятельности теперь уже частных предприятий показал их неподготовленность к работе в новых условиях. Ликвидация центральных объединений и передача предприятий частным лицам, как правило трудовым коллективам, немедленно поставили последних перед проблемой закупки необходимого сырья, вызванной разрывом хозяйственных связей и быстрым ростом процентных ставок по кредитам.
Частные предприниматели столкнулись с новой для страны проблемой - проблемой сбыта (в СССР остро стояла проблема производства потребительских товаров), обусловленной быстрым насыщением рынка импортным товарами, создавшими конкуренцию отечественным товаропроизводителям. Сокращение сбыта также обострилось снижением платежеспособного спроса населения, поскольку в Смоленской области росту доходов населения в 1992 г. по отношению к 1991 в 7,4 раза противостояло увеличение потребительских цен на товары и услуги в 24, 9 раза [10, с. 10, 51].
На результатах деятельности сказались и конфликты в трудовых коллективах, нередко возникающие по поводу распределения получаемой прибыли, недоверия работников к руководству.
К середине 1992 года бытовое обслуживание в виде услуг парикмахерских, фотографий, починки обуви, ремонта теле-, радиоаппаратуры и др. частично сохранились лишь в относительно крупных городах. В сельской местности и городах районного подчинения большинство видов услуг прекратили свое функционирование в связи с нерентабельностью.
В результате недостаточно четкого определения условий конкурсов по продаже предприятий службы быта, перестала осуществляться выездная форма обслуживания, сбор заказов в сельских населенных пунктах. Основные средства, прочее оборудование были распроданы, бывшие сотрудники занялись другими видами деятельности.
Необходимость восстановления службы быта, особенно на селе, обусловили выход в свет Постановления совета министров - Правительства РФ от 2 августа 1993 г. № 746 "О мерах по стабилизации деятельности предприятий бытового обслуживания". В соответствии с данным постановлением в области была создана комиссия по анализу состояния и разработке мер по восстановлению службы. Деятельность комиссии не воплотилась в конкретные результаты из-за отсутствия средств в областном и местном бюджетах, которых потребовало восстановление системы бытового обслуживания.
Крайне медленно осуществлялся процесс приватизации в жилищно-коммунальном хозяйстве, что объяснялось низкой рентабельностью отрасли. Более того, как выяснялось не спасают положения даже свободные тарифы, объекты ЖКХ (бани, гостиницы) не могут существовать на местах без бюджетных дотаций. В отдельных городах районного подчинения местным органам власти пришлось "национализировать" прошедшие коммерциализации бани (в пос. Екимовичи Рославльского района, в пос. Понизовье Руднян-ского района). На местах, из-за отсутствия клиентов, стали закрываться или использоваться по-другому назначению гостиницы. В г.г. Демидове, Ельне, Рудне часть площадей гостиниц использовалась под жилье или сдавалась в аренду другим организациям.
Срывалось выполнение установленного задания по приватизации в сфере культуры. Согласно плану приватизации, следовало реализовать порядка 20 процентов от общего числа государственных киноустановок. По состоянию на 15.05.92 г. в муниципальную собственность передали 482 киноустановки, по заданию департамента культуры приватизации подлежало 90 киноустановок или 18.7 процента. Однако из-за убыточности и нерентабельности, к приватизации киноустановок практически не приступил ни один район.
Низкие количественные показатели приватизации в первой половине 1992 года объяснялись следующими причинами:
- трудовые коллективы и отдельные граждане еще недостаточно понимали значение и необходимость самой приватизации;
- в регионе практически не велась работа по донесению до населения идеологии реформ в целом, не разъяснялись положения, смысл и требования закона "О приватизации" и других законных и подзаконных актов;
- приватизационный блок реформ рассматривался в отрыве от других направлений экономической политики, задач демонополизации экономики и ее структурной перестройки;
- медленно происходила регистрация государственных и муниципальных предприятий, на местах затягивалось рассмотрение утверждаемых коллективами трудящихся Уставов их предприятий;
- доходы населения в основной своей массе оказались слишком низкими для участия в процессе приватизации.
Таким образом, низкие темпы реформ и полученный на начальном этапе опыт должны были послужить поводом для изменения региональной политики в отношении приватизации, которые и последовали во второй половине 1992 года.
Литература
1. Указ Президента РФ от 29.01.1992 N66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» //СПС «Консультант Плюс»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.1992 г. № 110 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Смоленской области» // СПС «Консультант Плюс»
3. Решение Смоленского областного Совета народных депутатов от 26 февраля 1999 г. № «О предложениях по изменению государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» // Решения Смоленского областного Совета народных депутатов XI сессии XXI созыва 4 апреля 1992 года. -Смоленская городская типография. Смоленск. 1992 г. - 90с.
4. Постановление Главы Администрации Смоленской области от 28.04.1992 № 98 «О внесении изменений в постановления Главы администрации NN57, 58, 64, 65, 66, 67» от 9 марта 1992 года // СПС «Консультант Плюс»
5. Постановление Главы Администрации Смоленской области от 15.04.1992 № 86 «О создании государственного предприятия инженерно-коммерческого центра Гамаюн» // https://www. lawmix.ru/zakonodatelstvo/583518
6. Государственный архив Смоленской области (ГАСО) Ф.2361. Оп. 15. Д.1820. Протокол и стенограмма 10 сессии областного Совета народных депутатов XXI созыва от 26.02.1992 г.
7. Государственный архив Смоленской области (ГАСО) Ф.2361. Оп. 15. Д.1823. Решения 11 сессии областного Совета народных депутатов XXI созыва от 4 апреля 1992 г.
8. Иванов А.М., Купченко К.В., Федоскин Н.Н., Ягнешко М.В. Социально-экономическое развитие Смоленской области к началу радикальных экономических преобразований 1990-х годов // Исторический бюллетень. - 2022. -
№ 1. - Том: 5. - С. 48-55 И
9. 60 лет Смоленской области. Статистический И сборник. - Смоленск.: Смоленский облком- Е стат, 1997. - 272 с. А
10. Статистический сборник № 16 Смоленская об- Н ласть в цифрах в 1992 году. - г. Смоленск, сен- У тябрь 1993 г. - 125с. >
ORGANIZATIONAL STAGE OF PRIVATIZATION IN THE SMOLENSK REGION (LATE 1991- EARLY 1992)
Ivanov A.M., Kupchenko K.V., Fedoskin N.N., Yagneshko M.V.
Smolensk Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
The article analyzes archival documents and statistical data, legal documents of the beginning of privatization on the example of the Smolensk region. In 1991 The Russian Federation becomes an independent state with a democratic government at the head. The need at that time was the immediate adoption of the principal directions of economic reforms. The Russian government chose a model of radical economic reforms, which, as it was then supposed, would create the foundations of a market economy within 1.5-2 years. The chosen model provided for the implementation of a number of measures, but privatization became the central element of the reforms. On the materials of the Smolensk region, the authors explore the dynamics, results and contradictions of the initial or as it is called the "organizational" stage of privatization. The experience gained in the course of privatization at this stage made it possible to identify legal, organizational and managerial mistakes made by the authors of the reforms. In the subsequent stages of privatization, the experience of the initial stage will be taken into account, which will lead to significant changes in the legal regulation of this issue.
Keywords: commercialization, privatization, privatization program, organizational stage of privatization, results of privatization, Smolensk region.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of 29.01.1992 N66 "On accelerating the privatization of state and municipal enterprises" // SPS "Consultant Plus"
2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 110 dated 02/20/1992 "On the transfer of state enterprises, organ-
izations and institutions, as well as other state property to the state ownership of the Smolensk region" // SPS "Consultant Plus"
3. Decision of the Smolensk Regional Council of People's Deputies of February 26, 1999 No. "On proposals to change the state program of privatization of state and municipal enterprises in the Russian Federation for 1992" // Decisions of the Smolensk Regional Council of People's Deputies of the XI session of the XXI convocation on April 4, 1992. - Smolensk city printing house. Smolensk. 1992-90s.
4. Resolution of the Head of the Administration of the Smolensk region dated 28.04.1992 No. 98 "On amendments to the resolutions of the Head of the Administration NN57, 58, 64, 65, 66, 67" from March 9, 1992 // SPS "Consultant Plus"
5. Resolution of the Head of the Administration of the Smolensk region dated 15.04.1992 No. 86 "On the establishment of the state enterprise of the engineering and commercial center Ga-mayun" // https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/583518
6. The State Archive of the Smolensk region (GASO) F.2361. Op. 15. d.1820. Minutes and transcript of the 10th session of the Regional Council of People's Deputies of the XXI convocation of 26.02.1992
7. The State Archive of the Smolensk region (GASO) F.2361. Op. 15. d.1823. Decisions of the 11th session of the Regional Council of People's Deputies of the XXI convocation of April 4, 1992
8. Ivanov A.M., Kupchenko K.V., Fedoskin N.N., Yagneshko M.V. Socio-economic development of the Smolensk region to the beginning of radical economic transformations of the 1990s // Historical Bulletin. - 2022. - No. 1. - Volume: 5. -pp. 48-55
9. 60 years of the Smolensk region. Statistical collection. - Smolensk.: Smolensk Regional Committee, 1997. - 272 p.
10. Statistical collection No. 16 Smolensk region in figures in 1992. - Smolensk, September 1993-125c.