Научная статья на тему 'Организационные условия создания транспортно-грузового экспедиторского центра'

Организационные условия создания транспортно-грузового экспедиторского центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ГРУЗОВОЙ ЭКСПЕДИТОРСКИЙ ЦЕНТР / ДОСТАВКА ТОВАРОВ / УСЛУГИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК / ЭКСПЕДИТОРСКИЕ ФИРМЫ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / TRANSPORT SHIPPING CENTER / DELIVERY OF GOODS / SERVICES / SHIPPING OPERATIONS MANAGEMENT / FREIGHT COMPANIES / TRANSPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Принзюк Игорь Васильевич

Рассматривается эффективность систем доставки товаров на базе территориальных транспортно-грузовых экспедиторских центров. Описывается процесс организации транспортно-грузовых экспедиторских центров, его цели, задачи и функции. Отмечается влияние развития транспортно-грузовых экспедиторских центров на экономику России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF SETTING UP A TRANSPORT AND SHIPPING COMPANY

The author studies the efficiency of goods delivery based on territorial transport and shipping companies, describes the process of setting up transport and shipping companies, its objectives, tasks and functions and characterizes the impact of transport and shipping companies' development on the Russia's economy.

Текст научной работы на тему «Организационные условия создания транспортно-грузового экспедиторского центра»

УДК 686 И. В. ПРИНЗЮК

ББК У37-81-21+018 кандидат экономических наук, доцент,

Хабаровская государственная академия экономики и права

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ГРУЗОВОГО ЭКСПЕДИТОРСКОГО ЦЕНТРА

Рассматривается эффективность систем доставки товаров на базе территориальных транспортно-грузовых экспедиторских центров. Описывается процесс организации транспортно-грузовых экспедиторских центров, его цели, задачи и функции. Отмечается влияние развития транспортно-грузовых экспедиторских центров на экономику России.

Ключевые слова: транспортно-грузовой экспедиторский центр; доставка товаров; услуги; организация перевозок; экспедиторские фирмы; транспортная система.

I. V. PRINZYUK

PhD in Economics, Associate Professor, Khabarovsk State Academy of Economics and Law

CONDITIONS OF SETTING UP A TRANSPORT AND SHIPPING COMPANY

The author studies the efficiency of goods delivery based on territorial transport and shipping companies, describes the process of setting up transport and shipping companies, its objectives, tasks and functions and characterizes the impact of transport and shipping companies' development on the Russia's economy.

Keywords: transport shipping center; delivery of goods; services; shipping operations management; freight companies; transport system.

Имеющийся зарубежный опыт свидетельствует о том, что создание эффективных систем доставки товаров внутри регионов, между регионами и странами возможно на базе территориальных транспортно-грузовых экспедиторских центров (ТТГЭЦ). Основной задачей формируемого ТТГЭЦ становится объединение усилий отдельных участников процесса доставки товаров как на территории края, так и за его пределами.

По отношению к коммерческим, некоммерческим, государственным и негосударственным учреждениям, имеющим то или иное отношение к процессу доставки товаров, ТТГЭЦ выполняет координирующую функцию.

Деятельность ТТГЭЦ должна осуществляться исходя из идеи рационализации доставки грузов: оптимизации маршрутов, размеров грузовых единиц и транспортных средств, повышения скорости движения то-

варов на всех этапах, улучшению условий труда и повышения его эффективности как при транспортировке грузов, так и при осуществлении производственных процессов, связанных с хранением, сортировкой, перегруппировкой товаров. Таким образом, формирование и организация его деятельности направлены на повышение эффективности процесса доставки товаров и решение ряда социальных проблем на предприятиях, занятых транспортировкой, хранением и переработкой грузов на складах.

Рассматриваемый территориальный центр должен обладать способностью к развитию: на начальных стадиях выполняет ограниченное количество функций, по мере становления их количество и состав выполняемой деятельности становятся более разнообразными. Это обстоятельство необходимо учитывать уже на стадии проектирования, предусматривая в структуре создаваемой организации

© И. В. Принзюк, 2013

подразделения, способные решать стратегические проблемы.

Проектируемая схема системы доставки товаров включает в себя, прежде всего, ТТГЭЦ и сеть транспортно-грузовых распределительных центров терминального типа, расположенных около крупных промышленно-транспортных узлов края (г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре, г. Советская Гавань, г. Ванино). Количество таких транспортно-распределительных центров требует дополнительного обоснования в каждом узле. Расположения ТТГЭЦ целесообразно совместить с одним из транспортно-распределительных грузовых центров г. Хабаровска.

В состав ТТГЭЦ входят следующие самостоятельные организации: управляющая

компания, транспортно-экспедиторские фирмы, информационные и консультационные предприятия. Решающую роль в формировании и развитии ТТГЭЦ играет управляющая компания. Представляется целесообразным на начальном этапе формирование управляющей компании с участием государства (краевого правительства). Именно эта компания в перспективе должна обеспечить реализацию системного подхода в доставке товаров. Компания может осуществлять некоторые государственные функции, например, определить место размещения проектируемых транспортно-грузовых распределительных центров, организовать конкурсы на право их создания и т.д. К основным функциям, выполняемым управляющей компанией, относятся следующие: обоснование состава деятельности и структуры транспортно-экспедиторского центра и системы доставки товаров; привлечение транспортно-экспедиторских компаний для участия в деятельности ТТГЭЦ; планирование стратегического развития системы доставки товаров на территории края; организация проведения маркетинговых исследований рынка территории и транспортно-экспедиторских услуг; подготовка кадров; взаимодействие между предприятиями-участниками системы доставки товаров на территории края и за его пределами; проектирование размещения транспортно-грузовых распределительных центров на территории края; привлечение инвестиции для развития материальной базы системы доставки товаров; разработка предложений по совершенствованию нормативной базы в сфере доставки товаров.

Если сформировать общие цели деятельности управляющей компании ТТГЭЦ, то они сводятся к созданию системы доставки товаров, а затем к ее развитию. Очевидно, формирование и самой управляющей компании и транспортно-грузового экспедиторского центра будет проходить в несколько этапов.

Транспортно-экспедиторские фирмы, входящие в состав ТТГЭЦ, выступают в качестве ключевого фактора, обеспечивающего реализацию процесса доставки товаров. Интересы грузоотправителей и грузопере-возчиков определяют состав деятельности экспедиторских компаний, который в настоящее время дополняется и становится более разнообразным.

Журнал «American Shipper» в результате обследования девяти ведущих международных фирм выделил и проранжировал 12 разновидностей транспортно-экспедиторских услуг (функций), которые ими приобретаются у специализированных фирм [2, с. 557]:

1. Предоставление информации об управлении перевозками и отслеживание груза.

2. Таможенное декларирование и таможенная очистка грузов.

3. Подготовка экспортно-импортной и фрахтовой документации.

4. Проверка грузовой счет-фактуры.

5. Организация грузовых перевозок к портам или из портов.

6. Складское хранение.

7. Координация транспорта на местах (на условиях грузоотправителя).

8. Переговоры по транспортным тарифам.

9. Связь с зарубежными поставщиками.

10. Операции по сборке изделий, испытанию, нанесению маркировки и выполнению других операций.

11. Выбор грузового перевозчика.

12. Проверка надежности исполнения своих обязанностей грузовых перевозчиков.

Приведенные положения отражают структуру спроса промышленных и коммерческих компаний на транспортно-экспедиторские услуги на свободных рынках. Российские исследователи данной проблемы, обобщив опыт деятельности экспедиторских фирм стран Европейского Союза, где уже действуют транспортно-распределительные центры, приводят следующие функции [1, с. 348-349]:

- организация перевозок грузов в международном и междугородном сообщении;

- подготовка и оформление плановых, перевозочных, коммерческих и расчетных операций при получении заказа на комплексное транспортное обслуживание;

- оформление грузов на терминалах и грузовых партий, осуществление упаковочных работ, маркировка грузов, оформление пакетов;

- организация перевозок груза в контейнерах;

- предоставление клиенту складских услуг, предусматривающих хранение продукции (сырья) клиента на терминале;

- организация перевозок грузов в смешанном сообщении: завоз (вывоз) грузов (контейнеров) на железнодорожные станции, терминалы, речные и авиапорты, обеспечение своевременной и качественной магистральной перевозки грузов с полной ответственностью за весь перевозочный процесс от грузоотправителя до грузополучателя;

- введение централизованных расчетов за все операции и товародвижение;

- информационное обеспечение клиента по контролю за месторасположением груза, транспортного средства, себестоимостью перевозки грузов и тарифами на различных видах транспорта, товародвижения в целом, введением безбумажного документооборота;

- предоставление услуг по страхованию грузов и сопровождению на всем пути следования, обеспечению охраны грузов при их складировании, перевозке, перегрузке;

- оказание консультационных и посреднических услуг как перевозчикам, так и обслуживаемой клиентуре по выбору вида транспорта и типа подвижного состава, маршрута следования груза, организация обслуживания по типу «just-in-time» (точно в срок), применение специализированных типов подвижного состава, выполнение посреднических функций между перевозчиком и клиентом при заключении договора (контракта) на перевозку и комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание.

Приведенные перечни функций дополняют друг друга и соответствуют тем положениям, которые были сформулированы в нашей статье. Как и на любом другом предприятии, занятом производственной деятельностью, перед экспедиторской фирмой стоит проблема выбора стратегии развития, опреде-

ление оптимального состава деятельности, ориентация на определенные сегменты рынка. Очевидно, на выбор стратегии развития экспедиторских фирм будут действовать разнообразные факторы: изменение требований клиентов к процессу грузоперевозок, развитие технологии транспортировки грузов, политика федеральных и местных органов власти, экологические требования и т.д. Так, за наиболее эффективную организацию доставки товаров на интермодальных принципах отвечает управление процессом транспортировки одним оператором, который обеспечивает комплексное транспортно-экспедиторское обслуживание. Такие фирмы, как показывает мировая практика, создаются чаще всего при поддержке государства и становятся монополистами в своих странах в сфере интермодальных перевозок [1, с. 347].

В рамках ТТГЭЦ могут действовать несколько экспедиторских фирм, одни их них организуют внутригородские перевозки, другие в силу сложившейся специализации работают со своими партнерами-грузопе-ревозчиками. Интермодальные операторы, создание которых возможно в перспективе при государственной поддержке, могли бы обеспечить взаимодействие всех транспортно-экспедиторских компаний.

Важнейшим элементом всей транспортной системы должна стать сеть транспортнораспределительных центров (терминалов), закрывающих города от въезда большегрузного транспорта, где будут разгружаться, храниться, сортироваться, проходить таможенную очистку промышленные и сельскохозяйственные товары в ожидании перераспределения на склады городов и ближайших поселков.

Образование ТТГЭЦ предполагает осуществление значительных инвестиций в создание и развитие информационной системы, способной обеспечить успешную деятельность центра. Информационные системы в современных компаниях подразделяются на внутреннюю и внешнюю подсистемы [3, с. 555-577]. Каждая из них решает свои задачи, представляя, тем не менее, единое целое. Создание и функционирование информационной системы должно подчиняться следующим принципам:

- соответствие ее возможностей целям и задачам организации;

- обеспечение надежности поступления и качества информации;

- оперативность доступа к информационным ресурсам;

- бесперебойность работы;

- возможность интеграции с информационными системами контрагентов;

- способность к саморазвитию и расширению.

Применение информационных технологий, как показывает мировая практика, повышает эффективность производственных процессов, коммерческой деятельности управление компаниями.

Внутренняя информационная система ТТГЭЦ должна решать следующие задачи:

- автоматизация документооборота, бухгалтерского учета и т.п.;

- создание баз данных о запасах на терминалах и для разработки прогнозов по оценке возможного спроса на товар;

- управление запасами товаров на терминалах;

- формирование нормативной базы для осуществления технических и экономических расчетов;

- горизонтальная и вертикальная интеграция всех звеньев и уровней ТТГЭЦ;

- подготовка информации для принятия управленческих решений.

Внешняя информационная система ТТГЭЦ имеет своей основной целью обеспечить взаимодействие с контрагентами и решает следующие задачи:

- создание баз данных о клиентах, получающих товары через терминалы зоны действия ТТГЭЦ и данных о контрагентах, расположенных в других странах и регионах РФ;

- формирование базы данных о законах, инструктивных документах, торговых обычаях, регламентирующих процесс доставки товаров в России и зарубежных странах;

- организация системы слежения за процессом перемещения транспортных единиц на территории Дальнего Востока и других регионов с целью оперативного вмешательства при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение информацией о месте нахождения груза в данный момент, электронных способов осуществления платежей, оптимальных маршрутов доставки товаров.

Очевидно, что в данной статье приведен неполный перечень задач как внешней, так

и внутренней информационной системы. По мере развития сравнительно новой для России деятельности по управлению процессами доставки товаров будет расширяться круг задач информационной системы ТТГЭЦ, предъявляться более жесткие требования к срокам поступления информации, использованию возможностей системы для обоснования и принятия управленческих решений и по развитию управления центром, и по организации доставки товаров.

Основными направлениями инвестиций при создании и развитии информационной системы ТТГЭЦ, по нашему мнению, являются: приобретение лицензионных

программных продуктов для обеспечения деятельности внутренней и внешней информационной системы, а также поддержание канала доступа в Интернет, создание многоуровневых локальных сетей и системы поиска информации, механизмов защиты сведений.

Наряду с капитальными вложениями в материальную инфраструктуру, информационную систему требуются инвестиции для создания и развития кадрового потенциала. Деятельность по организации процесса считается новой для России и особенно для Дальнего Востока. На уже созданных предприятиях подобного профиля работают люди, имеющие самые разнообразные специальности, но не владеющие в полной мере профессиональными знаниями, умениями, навыками, необходимыми в этой сфере деятельности. Данное обстоятельство заставляет их самостоятельно заниматься поиском нужных знаний, знакомиться с опытом работы подобных структур за рубежом.

К персоналу головной компании и терминалов предъявляются жесткие требования: должны владеть комплексом профессиональных знаний и умений в области коммерции, транспорта, логистики, достаточно хорошо знать иностранные языки для обеспечения заключения сделок с зарубежными контрагентами, иметь представление о практике ведения дел и торговых обычаях в различных странах, документах, регламентирующих процесс доставки товаров.

В результате формирования региональной системы управления доставкой товаров на основе строительства ТТГЭЦ, повысится уровень доходов транспортных, грузопере-

рабатывающих, складских и транспортноэкспедиционных предприятий за счет дополнительной оптимизации, расширения сферы предоставляемых услуг, коммерциализации их деятельности, улучшения использования всех видов производственных ресурсов, включая финансовые, материальные, топлив-

ные, трудовые, подвижной состав транспорта, — что повлечет за собой и увеличение поступлений в федеральный, областной, городской и местные бюджеты в том числе и за счет отчислений от прибыли высокоэффективных объектов терминальной инфраструктуры.

Список использованной литературы

1. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов / под общ. ред. Л. Б. Миро-тина. — М. : Экзамен, 2003. — 448 с.

2. Современная логистика / Дж. Джонсон [и др.] ; пер. с англ. — 7-е изд. — М. : Изд. дом, 2002. — 624 с.

3. Управление современной компанией / под ред. Б. 3. Мильнера и Ф. Линса. — М. : Инфра-М, 2001. — 586 с.

References

1. Integrirovannaya logistika nakopitel'no-raspredelitel'nykh kompleksov / pod obshch. red. L. B. Mirotina. — M. : Ekzamen, 2003. — 448 s.

2. Sovremennaya logistika / Dzh. Dzhonson [i dr.] ; per. s angl. — 7-e izd. — M. : Izd. dom, 2002. — 624 s.

3. Upravlenie sovremennoi kompaniei / pod red. B. Z. Mil'nera i F. Linsa. — M. : Infra-M, 2001. — 586 s.

Информация об авторе

Принзюк Игорь Васильевич — кандидат экономических наук, доцент, кафедра логистики и коммерции, Хабаровская государственная академия экономики и права, 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, e-mail: prinzyuk@gmail.com.

Author

Prinzyuk Igor Vasilievich — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Logistics and Commerce, Khabarovsk State Academy of Economics and Law, 134, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, 680042, e-mail: prinzyuk@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.