Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ВИДЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА / ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Ирина Владимировна, Неволина Ольга Алексеевна

Актуальность исследования основывается на том, что необходимость обучения в дистанционном режиме требует от преподавателя вуза специальной работы по повышению качества образования в условиях пандемии. Представленная статья посвящена решению проблемы: каковы мероприятия по адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в условиях дистанционного обучения? Основные мероприятия по адаптации студентов первого курса имеют универсальную структуру, могут использоваться преподавателями разных направлений подготовки студентов и дополняться специфическими профессиональными средствами обучения. В качестве показателей эффективности мероприятий по адаптации студентов первого курса учитывается способность придавать учебному процессу желательное для себя направление и адаптировать субъективные и объективные окружающие условия для успешного образовательного процесса; удовлетворенность личностного деятельного аспекта пребывания в новой социальной роли - студент вуза; адаптация продуктивной деятельности и желания самореализоваться, которые проявляются в академической успеваемости студентов и желании реализовать свой учебный потенциал; оптимальное психоэмоциональное состояние при общении с преподавателями. В статье рассматриваются традиционные и разработанные авторами мероприятия по адаптации студентов первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Ирина Владимировна, Неволина Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CONDITIONS FOR THE ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The relevance of the study is based on the fact that the need for distance learning requires a university lecturer to do special work to improve the quality of education amid the pandemic. The given article aims at solving the following problem: what are the measures for the adaptation of first-year students to educational activities in the conditions of distance learning? The main measures for the adaptation of first-year students have a universal structure; they can be used by teachers of different areas of student training and be supplemented with specific professional training tools. We consider as indicators of the effectiveness of measures for the adaptation of first-year students the following: the ability to give the educational process the desired direction and adapt subjective and objective environmental conditions for a successful educational process; satisfaction with the personal activity aspect of being in a new social role - a university student; adaptation of productive activities and the desire to self-actualize, which are manifested in the academic performance of students and the desire to realize their learning potential; the optimal psycho-emotional state when communicating with teachers. The article discusses measures, traditional and developed by the authors, for the adaptation of first-year students.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.14 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-242-255

ББК 74.48

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ORGANIZATIONAL CONDITIONS FOR THE ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Абрамова Ирина Владимировна

Доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин, Пермский государственный национальный исследовательский университет, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: irena-leontio@mail.ru

Abramova Irina V.

Assistant Professor at the Department of Mathematics and Natural Sciences, Perm State University, PhD in Education, Associate Professor

E-mail: irena-leontio@mail.ru

Неволина Ольга Алексеевна

Доцент кафедры общей химии института фундаментального образования, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, кандидат химических наук, доцент E-mail: o.a.nevolina@urfu.ru

Nevolina Olga A.

Assistant Professor at the Department of General Chemistry of the Institute of Fundamental Education, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, PhD in Chemistry, Associate Professor E-mail: o.a.nevolina@urfu.ru

Аннотация. Актуальность исследования основывается на том, что необходимость обучения в дистанционном режиме требует от преподавателя вуза специальной работы по повышению качества образования в условиях пандемии. Представленная статья посвящена решению проблемы: каковы мероприятия по

Abstract. The relevance of the study is based on the fact that the need for distance learning requires a university lecturer to do special work to improve the quality of education amid the pandemic. The given article aims at solving the following problem: what are the measures

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Абрамова И. В., Неволина О. А., 2022

адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в условиях дистанционного обучения? Основные мероприятия по адаптации студентов первого курса имеют универсальную структуру, могут использоваться преподавателями разных направлений подготовки студентов и дополняться специфическими профессиональными средствами обучения. В качестве показателей эффективности мероприятий по адаптации студентов первого курса учитывается способность придавать учебному процессу желательное для себя направление и адаптировать субъективные и объективные окружающие условия для успешного образовательного процесса; удовлетворенность личностного деятельного аспекта пребывания в новой социальной роли - студент вуза; адаптация продуктивной деятельности и желания самореализоваться, которые проявляются в академической успеваемости студентов и желании реализовать свой учебный потенциал; оптимальное психоэмоциональное состояние при общении с преподавателями. В статье рассматриваются традиционные и разработанные авторами мероприятия по адаптации студентов первого курса.

Ключевые слова: адаптация студентов, виды адаптации студентов, проблемы адаптации студентов, мероприятия по адаптации студентов первого курса, показатели успешной адаптации студентов, дистанционное обучение, преимущества дистанционного обучения, перспективы дистанционного обучения.

Для цитирования: Абрамова И. В., Неволина О. А. Организационные условия адаптации студентов первого курса в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 242-255. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-242-255.

for the adaptation of first-year students to educational activities in the conditions of distance learning? The main measures for the adaptation of first-year students have a universal structure; they can be used by teachers of different areas of student training and be supplemented with specific professional training tools. We consider as indicators of the effectiveness of measures for the adaptation of first-year students the following: the ability to give the educational process the desired direction and adapt subjective and objective environmental conditions for a successful educational process; satisfaction with the personal activity aspect of being in a new social role - a university student; adaptation of productive activities and the desire to self-actualize, which are manifested in the academic performance of students and the desire to realize their learning potential; the optimal psycho-emotional state when communicating with teachers. The article discusses measures, traditional and developed by the authors, for the adaptation of first-year students.

Keywords: adaptation of students, types of adaptation of students, problems of adaptation of students, measures for adaptation of first-year students, indicators of successful adaptation of students, distance learning, advantages of distance learning, prospects of distance learning.

Cite as: Abramova I. V., Nevolina O. A. Organizational conditions for the adaptation of first-year students in the conditions of distance learning. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 4, pp. 242-255. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-242-255.

Введение

При поступлении в вуз абитуриент становится студентом. Происходят кардинальные изменения в жизнедеятельности, которые связаны с изменением социального статуса. Степень успешности перехода бывшего школьника в статус студента влияет на дальнейшую успешность в учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

При переходе на более высокую обучающую ступень происходит изменение стереотипов о процессе обучения, которое часто приводит к стрессовым состояниям ребят, что может стать причиной их низкой успеваемости. Такие изменения связаны с необходимостью самостоятельно приспосабливаться к смене режима обучения, к новому коллективу, новым требованиям, к необходимости без родительской поддержки принимать важные коммуникативные, финансовые, организационные решения.

Аспекты и проблемы адаптации студентов первого курса к процессу обучения рассмотрены в работах многих ученых, например В. А. Рыжаев, Д. В. Хвостовой выявили и описали некоторые аспекты этого процесса [1]. Проблемами адаптации студентов первого курса вуза занимались Е. В. Бурдина и О. В. Лешер [2]. Ученые И. Ю. Авдеева, С. Ю. Ланина [3], T. Waller [4] выявили, что одним из педагогических условий успешной адаптации студентов первого курса является работа куратора студенческой группы. Е. А. Клокова, В. М. Юрина, А. Д. Чихутова, А. С. Масленникова [5], A. I. Clinciu [6], M. G. Wintre, M. Jaffe [7] изучали проблему социально-психологической адаптации студентов. На основе анализа работ перечисленных ученых можно сформулировать такое определение адаптации студентов: это процесс перехода обучающихся из статуса школьника в статус студента на основе изменений требований к учебной деятельности и социального окружения. Целью организации работы по адаптации студентов первого курса является необходимость повышения качества образования, которое зависит как от природных качеств студентов, так и от внешних условий организации процесса обучения на первом курсе.

В последние два года большое влияние на учебную деятельность оказывают условия необходимой самоизоляции людей в условиях пандемии. В соответствии с этим важным становится вопрос не просто о дистанционном обучении студентов, а об адаптации к дистанционным условиям учебы студентов первого курса. Нормативно-правовой базой для организации обучения в дистанционном режиме в условиях пандемии являются: Методические рекомендации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [8]; Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции [9].

Изучением теоретических и методических вопросов организации дистанционного обучения занимались многие ученые. Так, Н. Л. Игель, Г. Н. Шаповал, Е. А. Карташова [10], М. А. Мамед [11], Ш. С. Мирзаев [12], M. D. Roblyer [13] в своих трудах выявили задачи дистанционного обучения, которые сформулировали в соответствии с функциями и программными реализациями дистанционного обучения. Ученые Н. А. Бархатов, Е. А. Ревунова, И. С. Ундалова [14], а также К. П. Дьяконов [15], M. Moore, G. Kearsley [16]

проанализировали методы дистанционного обучения. Анализ эффективности дистанционного обучения в системе высшего образования России провели С. А. Леонова и Н. В. Тимошенко [17]. Анализируя и обобщая работы ученых, можно утверждать, что под дистанционным обучением понимается учебное взаимодействие студентов с преподавателями на расстоянии с помощью информационно-коммуникационных средств, посредством сети Интернет, в соответствии с целями, содержанием, методами, формами учебного процесса.

При реализации дистанционного обучения активно используются средства передачи информации и методы обмена информацией на основе технической среды. В работе И. А. Дониной и К. Р. Хачатуровой [18] рассмотрены особенности формирования метапредметных компетенций с помощью таких форм организации дистанционного обучения, как телеконференции, чат-занятия, виртуальные лаборатории, веб-занятия.

В качестве преимуществ дистанционного обучения ученые Г. Ю. Рябых, Н. В. Фролова, Т. А. Мокина, К. С. Гоцуляк [19] и преподаватели вузов называют:

• возможность выстраивания гибкого графика обучения;

• снижение себестоимости обучения; сокращение времени на обучение;

• потенциал выстраивания индивидуальной траектории обучения;

• повышение качества обучения;

• создание единой образовательной среды;

• удобство обучения студентов с ограниченными физическими возможностями.

Методология

Методы исследования: анализ и обобщение зарубежной и российской литературы по вопросам адаптации студентов и дистанционного обучения; анкетирование студентов для выявления проблем их адаптации; экспериментальная проверка мероприятий преодолению выявленных проблем.

Результаты

Одним из средств выявления конкретных проблем адаптации студентов в конкретном вузе является анкетирование. Анкетирование студентов первого курса по проблемам их адаптации было организовано на пяти направлениях подготовки: 01.03.02 «Прикладная математика и информатика», 08.03.01 «Строительство», 18.03.01 «Химическая технология», 19.03.01 «Биотехнология», 22.03.02 «Металлургия». Всего было проанкетировано 108 человек. Вопросы анкеты по выявлению проблем адаптации студентов первого курса были сгруппированы по четырем видам адаптации: организационному (7 вопросов), деятельностному (3 вопроса), профессиональному (7 вопросов), социально-психологическому (11 вопросов).

Анализ ответов на вопросы первого вида адаптации показал, что чаще всего источниками информации о вузе для абитуриентов становятся официальные сайты вузов, социальные сети и советы родственников и знакомых. Было выявлено, что к условиям

дистанционного обучения студенты готовы, так как имели такой опыт при обучении в школе. Также отметили, что происходит их своевременное информирование об изменениях в обучающем процессе, но выявили сожалении о необходимости такого обучения.

Все опрашиваемые студенты используют образовательный портал вуза и не пропускают онлайн-занятия без уважительной причины. В качестве проблемы по первому компоненту анкеты можно назвать техническое оснащение студентов, в рамках которых были названы: технические перебои в процессе воспроизведения материала, проблема со звуком и низкая скорость интернет-канала, что вызывало задержку кадра презентационного материала.

Технические проблемы обучения студенты преодолевали самостоятельно, со стороны вуза были приняты меры для усиления трансляционного сигнала и адаптации образовательной платформы к техническим условиям студентов. Реализация мероприятий по преодолению проблем организационного компонента повысило степень сформированности такого показателя, как способность придавать учебному процессу желательное для себя направление и адаптировать субъективные и объективные окружающие условия для успешного образовательного процесса.

Изучение деятельностного вида адаптации студентов первого курса показал, что для получения учебной информации вполне достаточно использовать учебный материал, расположенный на учебном портале вуза, но иногда возникает необходимость в использовании материала, учебников с цифровых образовательных ресурсов IPR-books и IPR-smart. Работу преподавательского состава студенты оценили хорошо и отлично. Вместе с тем указали на наличие таких проблем, как недостаточность владения компьютерными технологиями; сложность выполнения практических задач; низкий уровень мотивации студентов к своевременному выполнению заданий в полном объеме; недостаточность методов стимулирования студентов к учебной деятельности; большое количество студентов на одного преподавателя во время занятия.

Для преодоления проблем деятельностного вида адаптации применялись методы их преодоления, в соответствии с выявленными проблемами. Недостаточность владения компьютерными технологиями компенсировалось тем, что студентам были разосланы памятки «Правила установки, использования средств Zoom», «Правила по поиску информации в электронной библиотеке на учебном портале вуза», «Правила работы с научными источниками информации». Занятия проводились в достаточно простой для использования платформе видеосвязи Zoom, теоретический материал сопровождался презентацией и учебными видеофильмами. Перечисленные мероприятия позволили повысить такой показатель, как удовлетворенность личностного деятельного аспекта пребывания в новой социальной роли - студент вуза.

Проблема сложности выполнения практических задач решалась тем, что преподаватель на занятиях онлайн давал подробный план решения типовых задач, затем предлагал студентам задачи для самостоятельного решения, а при проверке домашних задач, в случае неуспеха, придерживался следующей последовательности работы: анализировалось решение студента; ответ сравнивался с верным ответом; в случае неправильного ответа студент рассказывал ход решения задачи; выявлялся этап решения

задачи, в котором допущена ошибка; предлагались возможные приемы работы над ошибками, в соответствии со степенью подготовленности студентов.

Мероприятия по преодолению сложности выполнения практических задач способствовали формированию такого показателя, как адаптация продуктивной деятельности и желание самореализоваться, которые проявляются в академической успеваемости студентов и желании реализовать свой учебный потенциал.

Н. М. Бабаева называла посещаемость занятий как один из факторов решения проблемы мотивации студентов к обучению [20]. Проблема низкого уровня мотивации студентов к своевременному выполнению заданий в полном объеме преодолевалась организацией индивидуальных бесед со студентами, которые задерживали выполнение заданий; снижением баллов за несвоевременное предоставление заданий; использованием соревновательных моментов при организации занятий. Данные мероприятия позволяли повысить такой показатель, как оптимальное психоэмоциональное состояние при общении с преподавателями.

Мероприятием для преодоления проблемы недостаточности методов стимулирования студентов к успешной учебе являлся метод оценки результатов учебной деятельности, который заключается в саморефлексии промежуточных и конечных результатов выполнения заданий. Для этого студентам задавались вопросы: Что планировали сделать за какой-то период деятельности? Для чего это надо было сделать? Какие знания, умения и навыки применялись в работе над выполнением задания? Какой опыт при этом был приобретен? Такая работа по саморефлексии создает условия не только для анализа промежуточных и конечных результатов, но и позволяет убедиться в соответствии поставленных образовательных целей темпам работы и плану ее выполнения. Повысился такой показатель, как оптимальное психоэмоциональное состояние при общении с преподавателями.

Проблему большого количества студентов на одного преподавателя во время занятия можно преодолеть методическими аспектами организации образовательного процесса, которые являются совокупностью приемов и подходов индивидуального взаимодействия преподавателя со студентами и студентами между собой. В общей методике организации учебного процесса применялись три формы взаимодействия преподавателей и студентов: пассивные, активные и интерактивные.

Пассивная форма предполагает, что преподаватель управляет ходом занятий, а студентам отводится роль пассивного слушателя, который работает по плану преподавателя. Взаимосвязь осуществляется посредством опросов, контрольных работ и тестов. Такая форма работы эффективна только в том случае, если преподавателю необходимо выдать большое количество материала за ограниченное время. Но при этом требуется очень четко ставить цели лекции перед студентами.

Активная форма взаимодействия преподавателя и студента предполагает участие студентов в ходе разбора учебного материала, используя ранее полученные знания, обобщая имеющийся профессиональный опыт и связывая новый материал с изученным ранее. Этот вопрос рассмотрен в работе П. А. Гадомской [21].

Интерактивная форма взаимодействия преподавателя и студентов похожа на активную форму. Основным отличием является то, что это более современная активная

форма работы со студентами, которая предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, то есть студенты организуют диалог, беседу, спор не только с преподавателем, но и друг с другом. В этом случае преподаватель выступает в роли дирижера, который направляет общение студентов в нужную тематику, разрабатывает сценарии, упражнения и задания для такого общения. В условиях дистанционного обучения эта форма взаимодействия оказывает наибольшее позитивное влияние на адаптацию студентов первого курса и способствует повышению двух показателей успешной адаптации: адаптация продуктивной деятельности и желания самореализоваться, которые проявляются в академической успеваемости студентов и желании реализовать свой учебный потенциал; оптимальное психоэмоциональное состояние при общении с преподавателями.

При анализе ответов на вопросы профессионального компонента анкеты по адаптации студентов первого курса выяснилось, что большинство студентов не изменили свое отношение к выбранной специальности или направлению подготовки, а у четверти студентов оно изменилось в лучшую сторону. Также больше половины студентов сказали, что мотивация к обучению не изменилась, а у части студентов даже повысилась, и совсем небольшой процент указали на уменьшение мотивации к обучению.

В качестве мотивов выбора специальности и направления подготовки больше половины студентов указали престиж вуза и желание овладеть той профессией, на которую поступили, и при возможности поступить учиться вновь выбрали бы то же направление подготовки; кроме того, был отмечено, что студенты видят перспективы своего трудоустройства именно по выбранному направлению подготовки. О проблеме профессиональной адаптации студенты сказали, что не всегда хватает первоначальных (школьных) знаний для успешного обучения профессиональным дисциплинам. Преподаватели также отмечают, что в группах есть студенты с разным уровнем первоначальных знаний, поэтому требуется организация специальной работы по нивелированию этой проблемы. Для преодоления этой проблемы были успешно реализованы дидактические средства, направленные на:

• педагогическую профилактику неуспеваемости студентов первого курса, которая заключается в организации индивидуальных консультаций по конкретным вопросам учебного материала как по запросу конкретного студента, так и при необ -ходимости подготовительной работы для восприятия нового материала;

• педагогическую диагностику для систематического контроля и оценки результатов освоения учебного материала. Формами педагогической диагностики являются беседы, анализ результатов входного тестирования по дисциплине, обобщение этих результатов в виде таблиц допущенных ошибок;

• педагогическую терапию по устранению пробелов в первоначальных (школьных) знаниях, которые выявляются на этапе педагогической диагностики. На этом этапе применяются групповые и индивидуальные формы и средства обучения;

• воспитательное воздействие оказываемое с целью восполнения пробелов в школьной учебной подготовке студентов и развития их познавательной самостоятельности. В этом случае происходит конкретизация требований по достижению

результатов обучения, причем допускается временное ослабление требований с целью создания условий для наверстывания упущенного материала.

Кроме реализации дидактических средств, для преодоления проблемы разноуровневых первоначальных знаний большое позитивное воздействие оказывает создание временных групп слабых, средних и сильных студентов, которые организуются по результатам прохождения ими входных тестов и первых контрольных точек по дисциплине. По мере их адаптации к учебным требованиям студенты переходят из группы низшего уровня подготовки в группу высшего уровня.

Таким образом, к окончанию первого семестра нивелируется первоначальные знания студентов слабой, средней и сильной группы. Также с позитивной точки зрения зарекомендовали себя дополнительные занятия, которые хоть и создают дополнительную нагрузку на преподавателя, но дают положительный результат в «подтягивании» студентов с пробелами в первоначальных знаниях. Перечисленные мероприятия оказывают положительное влияние на такой показатель, как адаптация продуктивной деятельности и желания самореализоваться, которые проявляются в академической успеваемости студентов и желании реализовать свой учебный потенциал.

Изучение социально-психологического вида адаптации студентов первого курса выявило такие преимущества дистанционного режима, как возможность повторного просмотра видеозаписи лекции, низкий уровень возможности заражения инфекцией, домашнее питание, индивидуальный темп обучения и самообучения, возможность использования современных технологий обучения и организации собственной деятельности.

Больше половины первокурсников отметили, что в случае необходимости они смогут успешно справляться с учебной нагрузкой и на последующих курсах обучения. Атмосферу в студенческой группе характеризовали как доброжелательную, дружественную, а коллектив одногруппников - как коллектив, умеющий прийти на помощь. В этом случае было выявлено, что основной проблемой успешного обучения являются трудности, связанные с элементарной ленью, нехваткой школьных знаний, большим объемом подготовки к занятиям.

Решение этой проблемы сводится к формированию у студентов ответственности за результаты своего обучения. Основными средствами организации такой работы являются: систематический контроль над промежуточными результатами обучения; личный контакт преподавателя и студентов; ознакомление первокурсников с правилами и традициями обучения в вузе; убеждение студентов первого курса работать над самодисциплиной. Перечисленные мероприятия позволили повысить такой показатель, как удовлетворенность личностного деятельного аспекта пребывания в новой социальной роли - студент вуза.

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях дистанционного образования, кроме традиционных проблем адаптации студентов первого курса, прибавляются проблемы, связанные с необходимостью взаимодействия педагога со студентами на расстоянии, без личного контакта, посредством информационно-коммуникационных технологий.

Обсуждение

В заключение следует сравнить результаты исследования, представленные в статье с результатами работы других ученых. Е. С. Биксултанова [22] показала необходимость и описала принципы организационно-педагогического сопровождения студентов первого курса. Т. П. Габышева [23] конкретизировала мысль, описав возможности организационно-педагогического сопровождения в условиях самоизоляции. Авторы статьи конкретизировали формы и виды дистанционного организационно-педагогического сопровождения студентов первого курса. Н. М. Волобуева [24], Н. А. Принада [25] рассмотрели ресурсы адаптации студентов первого курса с социально-психологической точки зрения. В исследованиях W. K. Enochs, C. B. Roland [26] изучена взаимосвязь социальной адаптации студентов со степенью сформированности у них привычек самодисциплины. В работах W. Martin, J. L. Swartz-Kulstad, M. B. Madsen [27], M. Jaffe [28] описываются психосоциальные факторы адаптации первокурсников к учебной деятельности. В данной статье социально-психологический аспект адаптации студентов рассмотрен как система мероприятий, направленных на успешное вливание студентов первого курса в состав студентов вуза.

Особое значение дистанционного обучения придается при организации работы по адаптации студентов первого курса обучения. В работах Д. К. Бегисбаевой [29], F. B. King, M. F. Young, K. Drivere-Richmond, P. G. Schrader [30] дистанционное обучение обосновано и аргументировано как инновационная форма обучения, которая имеет возможность и средства для организации работы по адаптации студентов. В представленных результатах исследования конкретизируются формы и средства организации дистанционной работы со студентами первого курса. В работах Д. Г. Воротникова [31], R. Phipps, J. Merisotis [32] рассмотрены перспективы применения дистанционного обучения в высшем образовании, что подтверждает необходимость изучения данного аспекта с разных точек зрения.

Вывод

Таким образом, опытно-экспериментальная работа, которая проводилась на протяжении двух учебных лет, показала увеличение уровня показателей по разным видам адаптации студентов первого курса. Эффективность мероприятий по преодолению проблем адаптации студентов к обучению на первом курсе подтвердилась увеличением числа успешных студентов, по сравнению с теми студентами, которые поступали в вуз раньше на год (в первый год изоляции).

Так, положительное влияние на способность придавать учебному процессу желательное для себя направление и адаптировать субъективные и объективные окружающие условия для успешного образовательного процесса оказали мероприятия организационного вида адаптации студентов первого курса.

На показатель удовлетворенности личностного деятельного аспекта пребывания в новой социальной роли - студент вуза эффективное воздействие имели мероприятия деятельностного и социально-психологического видов адаптации первокурсников.

На показатель адаптации продуктивной деятельности и желания самореализоваться, которые проявляются в академической успеваемости студентов и желании реализовать свой учебный потенциал, положительное влияние оказали мероприятия деятельност-ного и профессионального видов адаптации первокурсников.

На показатель оптимального психоэмоционального состояния при общении с преподавателями положительное влияние оказали мероприятия деятельностного и социально-психологического видов адаптации студентов первого курса.

Перспективами дальнейших исследований являются публикации практических и методических рекомендаций по организации мероприятий адаптации студентов первого курса в условиях дистанционного обучения. Рекомендации будут предназначаться для студентов широкого спектра направлений подготовки и содержать конкретные формы, методы, средства организации мероприятий по адаптации первокурсников и будут полезны в практической деятельности педагогам вузов, средних профессиональных учебных заведений и учителям школ.

Список литературы

1. Рыжаев В. А., Хвостовой Д. В., Храмцов Д. А. Некоторые аспекты адаптации студентов первого курса к процессу обучения // Символ науки. 2021. № 8-1. С. 74-75.

2. Бурдина Е. В., Лешер О. В. Проблемы адаптации студентов первого года обучения // Научный аспект. 2018. № 4-2. С. 184-192.

3. Авдеева И. Ю., Ланина С. Ю. Работа куратора студенческой группы как одно из педагогических условий адаптации студентов первого курса // Вопросы педагогики. 2021. № 4-1. С. 16-18.

4. Waller T. Mixed method approach for assessing the adjustment of incoming first-year engineering students in a summer bridge program: PhD dissertation. Blacksburg, Virginia, 2009.

5. Проблема социальной адаптации студентов первого курса / Е. А. Клокова, В. М. Юрина, А. Д. Чихутова, А. С. Масленникова // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/81533 (дата обращения: 10.02.2022).

6. Clinciu А. I. Adaptation and stress for first year university students // Procedia - Social and behavioral sciences. 2013. Vol. 78. P. 718-722.

7. Wintre М. G., Jaffe M. First-Year Students' Adjustment to University Life as a Function of Relationships with Parents // Journal of Adolescent Research. January 2000. Vol. 15, No. 1. P. 9-37.

8. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04.

9. Письмо Министерства образования и науки РФ. 1 Часть (от 18.03.2020), 2 Часть (от 20.03.2020).

10. Игель Н. Л., Шаповал Г. Н., Карташова Е. А. Проблемы организации дистанционного обучения в период всеобщей изоляции // Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия: материалы XXIV междунар. науч. конф. М., 2020. С. 76-78.

11. Мамед М. А., Лагерев Д. Г. Задачи дистанционного обучения // Инновации в современной науке: материалы Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. М., 2017. С. 14-19.

12. Мирзаев Ш. С. Программные реализации систем дистанционного обучения // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 12. С. 839-842.

13. Roblyer M., Hughes J. Integrating Educational Technology into Teaching. New York: Pearson Education, 2018.

14. Бархатов Н. А., Ревунова Е. А., Ундалова И. С. Инноватика дистанционных методов обучения как фактор роста экономических показателей вуза // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 128-131.

15. Дьяконов К. П. Анализ современных методов дистанционного обучения при проектировании систем дистанционного обучения // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам CCXV междунар. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 511-514.

16. Moore M., Kearsley G. Distance Education: A Systems View. Belmont, CA: Wadsworth Publishing Company, 1996.

17. Леонова С. А., Тимошенко Н. В. Дистанционное обучение: анализ эффективности внедрения дистанционного обучения в систему высшего образования России // Галактика науки 2021: материалы Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. 2021. С. 122-127.

18. Донина И. А., Хачатурова К. Р. Особенности формирования метапредметных компетенций в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 56-61.

19. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Г. Ю. Рябых, Н. В. Фролова, Т. А. Мокина, К. С. Гоцуляк // Инновационные технологии в науке и образовании (конференция «ИТНО 2020»): сб. науч. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф., с применением дистанционных технологий. М., 2020. С. 248-250.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Бабаева Н. М. Посещаемость занятий студентами как фактор и критерий успешности адаптации в вузе // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. № 1. С. 636-639.

21. Гадомская П. А. Использование активных методов социально-психологического взаимодействия в процессе адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде вуза // Научные исследования и образование. 2018. № 3 (31). С. 40-42.

22. Биксултанова Е. С. Организационно-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза // Научный студенческий журнал. 2020. № 35-1 (121). С. 79-80.

23. Габышева Т. П. Особенности учебной адаптации студентов первого курса вуза в условиях самоизоляции // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12 (80). С. 250-253.

24. Волобуева Н. М. Жизнестойкость как ресурс адаптации студентов первого курса // Международный научный студенческий журнал. 2020. № 11. С. 131-134.

25. Принада Н. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса к среде высшего учебного заведения // Учен. зап. Крымского инженерно-педагогического ун-та. Сер.: Педагогика, психология. 2017. № 1 (7). С. 120-123.

26. Enochs W. K., Roland C. B. Social adjustment of college freshmen: the importance of gender and living environment // College Student Journal. 2006. Vol. 40, No. 1. P. 63-73.

27. Martin W. E., Swartz-Kulstad J. L., Madsen M. B. Psychosocial Factors That Predict the College Adjustment of First-Year Undergraduate Students: Implications for College Counselors // Journal of college counseling. DOI: https://doi.org/10.1002/J.2161-1882.1999.TB00150.X.

28. Jaffe M. First-year university students' adjustment to university life as a function of relationships with parents [microform]: PhD dissertation. New York University, 1997.

29. Бегисбаева Д. К. Дистанционное обучение для студентов очной формы обучения // Становление личности в современном обществе: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 257-259.

30. Defining distance learning and distance education / F. B. King, M. F. Young, K. Drivere-Richmond, P. G. Schrader // Education Technology Review. 2001. Vol. 9, No. 1. P. 1-14.

31. Воротников Д. Г. Перспективы внедрения дистанционного обучения в сфере высшего образования // Актуальные вопросы архитектуры и строительства: материалы XIII междунар. науч.-техн. конф. М., 2020. С. 296-301.

32. Phipps R., Merisotis J. What's the Difference? A Review of Contemporary Research on the Effectiveness of Distance Learning in Higher Education. Washington, DC: Institute for Higher Education Policy, 1999.

References

1. Ryzhaev V. A., Khvostovoy D. V., Khramtsov D. A. Nekotorye aspekty adaptatsii studentov pervogo kursa k protsessu obucheniya. Simvol nauki. 2021, No. 8-1, pp. 74-75.

2. Burdina E. V., Lesher O. V. Problemy adaptatsii studentov pervogo goda obucheniya. Nauchnyy aspekt. 2018, No. 4-2, pp. 184-192.

3. Avdeeva I. Yu., Lanina S. Yu. Rabota kuratora studencheskoy gruppy kak odno iz pedagogicheskikh usloviy adaptatsii studentov pervogo kursa. Voprosy Pedagogiki. 2021, No. 4-1, pp. 16-18.

4. Waller T. Mixed method approach for assessing the adjustment of incoming first-year engineering students in a summer bridge program. PhD dissertation. Blacksburg, Virginia, 2009.

5. Klokova E. A., Yurina V. M., Chikhutova A. D., Maslennikova A. S. Problema sotsialnoy adaptatsii studentov pervogo kursa. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2017, No. 5. Available at: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/81533 (accessed: 10.02.2022).

6. Clinciu A. I. Adaptation and stress for first year university students. Procedia - Social and behavioral sciences. 2013, Vol. 78, pp. 718-722.

7. Wintre M. G., Jaffe M. First-Year Students' Adjustment to University Life as a Function of Relationships with Parents. Journal of Adolescent Research. January 2000, Vol. 15, No. 1, pp. 9-37.

8. Pismo Ministerstva prosveshcheniya RF ot 19.03.2020 No. GD-39/04.

9. Pismo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Part 1 (ot 18.03.2020), Part 2 (ot 20.03.2020).

10. Igel N. L., Shapoval G. N., Kartashova E. A. Problemy organizatsii distantsionnogo obucheniya v period vseobshchey izolyatsii. In: Prioritety mirovoy nauki: eksperiment i nauchnaya diskussiya. Proceedings of the XXIV International scientific conference. Moscow,

2020. Pp. 76-78.

11. Mamed M. A., Lagerev D. G. Zadachi distantsionnogo obucheniya. In: Vostretsov A. I. (ed.) Innovatsii v sovremennoy nauke. Proceedings of International (correspondence) scientific-practical conference. Moscow, 2017. Pp. 14-19.

12. Mirzaev Sh. S. Programmnye realizatsii sistem distantsionnogo obucheniya. Voprosy ustoychivogo razvitiya obshchestva. 2021, No. 12, pp. 839-842.

13. Roblyer M., Hughes J. Integrating Educational Technology into Teaching. New York: Pearson Education, 2018.

14. Barkhatov N. A., Revunova E. A., Undalova I. S. Innovatika distantsionnykh metodov obucheniya kak faktor rosta ekonomicheskikh pokazateley vuza. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019, No. 2 (36), pp. 128-131.

15. Dyakonov K. P. Analiz sovremennykh metodov distantsionnogo obucheniya pri proektirovanii sistem distantsionnogo obucheniya. In: Molodoy issledovatel: vyzovy i perspektivy. Proceedings of the CCXVInternational scientific-practical conference. Moscow, 2021. Pp. 511-514.

16. Moore M., Kearsley G. Distance Education: A Systems View. Belmont, CA: Wadsworth Publishing Company, 1996.

17. Leonova S. A., Timoshenko N. V. Distantsionnoe obuchenie: analiz effektivnosti vnedreniya distantsionnogo obucheniya v sistemu vysshego obrazovaniya Rossii. In: Galaktika nauki

2021. Proceedings of All-Russian (national) scientific-practical conference. 2021. Pp. 122-127.

18. Donina I. A., Khachaturova K. R. Osobennosti formirovaniya metapredmetnykh kompetentsiy v usloviyakh distantsionnogo obucheniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020, No. 67-2, pp. 56-61.

19. Ryabykh G. Yu., Frolova N. V., Mokina T. A., Gotsulyak K. S. Preimushchestva i nedostatki distantsionnogo obucheniya. In: Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii (konferentsiya "ITNO 2020"). Proceedings of the VIII International scientific-practical conference, with the use of remote technologies. Moscow, 2020. Pp. 248-250.

20. Babaeva N. M. Poseshchaemost zanyatiy studentami kak faktor i kriteriy uspeshnosti adaptatsii v vuze. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. 2019, No. 1, pp. 636-639.

21. Gadomskaya P. A. Ispolzovanie aktivnykh metodov sotsialno-psikhologicheskogo vzaimodeystviya v protsesse adaptatsii studentov-pervokursnikov v obrazovatelnoy srede vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2018, No. 3 (31), pp. 40-42.

22. Biksultanova E. S. Organizatsionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsii studentov pervogo kursa v obrazovatelnom prostranstve vuza. Nauchnyy studencheskiy zhurnal. 2020, No. 35-1 (121), pp. 79-80.

23. Gabysheva T. P. Osobennosti uchebnoy adaptatsii studentov pervogo kursa vuza v usloviyakh samoizolyatsii. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2020, No. 12 (80), pp. 250-253.

24. Volobueva N. M. Zhiznestoykost kak resurs adaptatsii studentov pervogo kursa. Mezhdunarodnyy nauchnyy studencheskiy zhurnal. 2020, No. 11, pp. 131-134.

25. Prinada N. A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie protsessa adaptatsii studentov pervogo kursa k srede vysshego uchebnogo zavedeniya. Uchen. zap. Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo un-ta. Ser.: Pedagogika, psikhologiya. 2017, No. 1 (7), pp. 120-123.

26. Enochs W. K., Roland C. B. Social adjustment of college freshmen: the importance of gender and living environment. College Student Journal. 2006, Vol. 40, No. 1, pp. 63-73.

27. Martin W. E., Swartz-Kulstad J. L., Madsen M. B. Psychosocial Factors That Predict the College Adjustment of First-Year Undergraduate Students: Implications for College Counselors. Journal of college counseling. DOI: https://doi.org/10.1002ZJ.2161-1882.1999. TB00150.X.

28. Jaffe M. First-year university students' adjustment to university life as a function of relationships with parents [microform]. PhD dissertation. New York University, 1997.

29. Begisbaeva D. K. Distantsionnoe obuchenie dlya studentov ochnoy formy obucheniya. In: Stanovlenie lichnosti v sovremennom obshchestve. Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow, 2018. Pp. 257-259.

30. King F. B., Young M. F., Drivere-Richmond K., Schrader P. G.Defining distance learning and distance education. Education Technology Review. 2001, Vol. 9, No. 1, pp. 1-14.

31. Vorotnikov D. G. Perspektivy vnedreniya distantsionnogo obucheniya v sfere vysshego obrazovaniya. In: Aktualnye voprosy arkhitektury i stroitelstva. Proceedings of the XIII International scientific-technical conference. Moscow, 2020. Pp. 296-301.

32. Phipps R., Merisotis J. What's the Difference? A Review of Contemporary Research on the Effectiveness of Distance Learning in Higher Education. Washington, DC: Institute for Higher Education Policy, 1999.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 4

Статья поступила в редакцию 28.02.2022 The article was received on 28.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.