организационные структуры управления кредитными рисками в коммерческих
банках
Г.И. МАГОМЕДОВ, кандидат экономических наук Кафедра денежного обращения и кредита Дагестанского государственного университета
Р.С. ЮМАЕВА,
ст. преподаватель Чеченского государственного университета
События, происходящие в денежно-кредитной системе, как в России, так и за рубежом, ставят коммерческие банки перед необходимостью искать эффективные методы и инструменты управления рисками, переориентировать свою организационную структуру на изучение и выявление кредитных, процентных и других рисков, перестраивать деятельность многих функциональных подразделений, наладить информационно-аналитическое обеспечение процесса управления рисками.
Деятельность органа управления рисками должна быть подкреплена соответствующими регламентами и организационно-распорядительными документами, определяющими для банка правила и периодичность проведения анализа рисков, способ фиксации, хранения и использования результатов оценки рисков, порядок предоставления руководству антирисковых рекомендаций и контроля за их использованием.
Состояние экономики депрессивных регионов ставит чрезвычайно жесткие условия для банков, осуществляющих кредитование. Неудачи в кредитной политике поставили ряд даже крупных региональных банков на грань банкротства. АКБ «Дагэнергобанк» — один из крупнейших кредиторов региональной экономики Республики Дагестан, не один год ведет активный поиск эффективных форм управления кредитными рисками, в связи с чем целесообразно рассмотреть разработанную и внедренную им систему управления кредитными рисками, так как это один из первых опытов по ведению данной работы среди региональных банков.
Практика показывает, что основной вид риска для банка — это кредитный риск. В целях управления такими рисками в банке была разработана система предварительного, текущего и последующего контроля. Система предварительного контроля включает тщательное изучение кредитными работниками
финансово-хозяйственной деятельности заемщика и конкретной сделки с подключением обеспечивающих служб банка: юридической, залоговой, подразделений экономической безопасности, при необходимости — документарного бизнеса. Эта система контроля предусматривает процедуру предварительного рассмотрения вопросов на кредитном комитете регионального центра или филиала и окончательного решения на кредитном комитете центрального офиса.
Текущий контроль осуществляется кредитными инспекторами и обеспечивающими службами в течение плановых сроков кредитов. Отслеживается своевременность уплаты процентов за кредиты и погашения основного долга, осуществляется контроль за целевым использованием кредитных средств. Все кредиты ежемесячно должны просчитываться по категориям качества и ежеквартально — по лимитам кредитных рисков. Управление кредитных и позиционных рисков постоянно контролирует текущее состояние заемщиков, при необходимости осуществляет выборочные проверки.
Последующий контроль заключается в том, что все филиалы и подразделения банка не реже одного раза в год подвергаются комплексным плановым проверкам управления кредитных и позиционных рисков. В ходе проверок анализируется качество кредитного портфеля, изучается профессиональный уровень менеджмента в филиале, и предлагаются конкретные меры по минимизации рисков.
Другой коллегиальный орган банка — комитет по работе с проблемными кредитами, в задачу которого входит работа по погашению трудновозвратных кредитов, обобщение и анализ причин, приведших к возникновению проблемной задолженности.
Один из ключевых элементов политики банка — создание резервов под риск потери банковских активов, которые образуются из прибыли после налогообложения на балансовом счете — резервный фонд.
28
финансы и кредит
Применяемая банком система управления кредитными рисками еще далека от совершенства. Однако внедрение подобной практики по созданию организационной структуры управления кредитными рисками позволит другим кредитным организациям обеспечивать устойчивость банка и даст уверенность в том, что размещенные средства «работают» с применением современных банковских технологий и минимально возможной долей финансового риска.
Своим опытом и проблемами по управлению рисками на научно-практической конференции в ноябре 2006 г. поделился заместитель председателя АКБ «Экспресс» М. Селимов. Он отметил, что в АКБ «Экспресс» создана определенная система, предусматривающая классификацию банковских рисков, разработку методов учета экономических, политических и других рисков банка, а также методов расчета рисков клиентов и партнеров.
Стратегия банка по управлению рисками реализуется через ряд коллегиальных органов:
• комитет по управлению активами и пассивами, кредитный комитет,
• комитет по развитию, планированию и бюджету,
• комитет по персоналу,
• комитет по аудиту и контролю. Подобная система доказала свою эффективность и позволила повысить качество принимаемых управленческих решений. Так, жесткий контроль за соблюдением лимитов и всесторонний учет рискообразующих факторов привели к тому, что в 2006 г. даже в сложных политико-экономических условиях на балансе АКБ «Экспресс» не появилось новой просроченной задолженности, несмотря на расширение масштабов активных операций. Была оптимизирована расходная часть бюджета банка, а создание системы финансового планирования и утверждение ежеквартального бюджета банка позволили лучше управлять финансовыми результатами деятельности и существенно снизить уровень непроизводительных расходов.
Опыт работы АКБ «Дагэнергобанк» и АКБ «Экспресс» подтверждает, что проблемы управления современным банком, и прежде всего кредитными и другими рисками, являются сегодня наиболее актуальными для всего банковского сектора, что определяет важность и необходимость широкого обмена мнениями по этим вопросам.
Необходимым условием успешной кредитной деятельности, как показывает опыт зарубежных и отечественных банков, является наличие в организационной структуре как у одного, так и другого
банка соответствующего подразделения по управлению кредитными рисками.
Управление кредитными рисками опирается на организационную структуру, которая охватывает всю банковскую иерархию. Обобщение опыта ведущих финансовых институтов развитых стран позволяет выделить некоторые элементы организационной структуры, показать их взаимосвязь и описать стоящие перед ними задачи.
Правление банка, как было отмечено выше, устанавливает высшие руководящие принципы, которые определяют курс банка и являются основой для выработки кредитной политики.
На взгляд авторов статьи, можно выделить следующие основные принципы работы данной организационной структуры:
• независимость от структур, занимающихся проведением активных операций (непосредственное подчинение руководителю банка или его заместителю, который не курирует операционные вопросы);
• полный и оперативный доступ к информации, связанной с проблематикой работы (на основе внутрибанковских инструкций);
• отсутствие контактов с клиентами (чтобы избежать давления на сотрудников и обеспечить объективность рассмотрения кредитной заявки). Задачи такого подразделения весьма многочисленны: контроль качества кредитного портфеля и кредитной деятельности, мониторинг операций, разработка предложений по установлению различных лимитов кредитного риска, независимая оценка планируемых операций.
Управление кредитными рисками в масштабе всего банка должно находиться в компетенции главного управляющего по кредитованию, который выполняет свои функции с помощью отдела по управлению кредитными рисками, кредитного комитета и отдела контроллинга рисков. Руководствуясь принципом децентрализации, он делегирует полномочия и определяет компетенцию руководителей разных уровней в кредитных вопросах.
Отдел по управлению кредитными рисками разрабатывает методологию управления кредитными рисками, формирует политику в области анализа, оценки, прогнозирования и мониторинга рисков, применения классификации кредитов, использования залогов и гарантий, управления проблемными кредитами, а также устанавливает ограничения на кредитование в зависимости от отрасли, региона, риска заемщиков, стандарты на документацию кредитов.
Кредитный комитет состоит из представителей отдела по управлению кредитными рисками и председателя комитета по управлению банковскими рисками. Другим направлением деятельности комитета является систематическая проверка кредитования на местах, которая проводится совместно со службой внутренней кредитной ревизии.
Через регулярные промежутки времени кредитный комитет вместе с представителями отдела контроллинга обсуждает вопросы, связанные с уровнем риска кредитного портфеля, планированием кредитного портфеля и возможным влиянием изменяющихся внешних условий на структуру кредитных рисков. Кредитный комитет разрабатывает и совершенствует основные положения, директивы и инструкции, регулирующие кредитные операции и управление кредитными рисками.
Необходимым условием для успешного управления кредитными рисками в долгосрочном плане является кредитная культура банка, под которой понимается разделяемая руководителями и сотрудниками система ценностей, совокупность норм поведения и стереотипов мышления, на становление которых уходят годы и которые определяют образ действий кредитных работников. Наиболее важными элементами кредитной культуры являются:
• ориентация на потребности клиента и близость к нему (партнерство);
• доверительные отношения с клиентом и готовность предоставить отличное обслуживание;
• открытость (несокрытие рисков и проблемных кредитов, готовность и способность учиться на ошибках);
• ориентация на такие цели, как увеличение рентабельности, расширение спектра предоставляемых услуг и их совершенствование (кредитные работники действуют и мыслят как предприниматели). Предложенная схема организации управления
кредитными рисками коммерческого банка не универсальна. Состав и порядок ее деятельности могут варьироваться в зависимости от масштаба банка,
Схема построения группы по управлению кредитным риском
конкретной задачи, состояния среды функционирования и момента проведения аналитических работ. Например, для крупного банка целесообразно создать дополнительную группу по контролю за консолидированными рисками. Суть ее деятельности заключается в своевременном обнаружении (а еще лучше, упреждении) существенного изменения совокупного риска банка, определении причины такого изменения и предложении адекватных корректирующих воздействий из числа заранее предусмотренных антирисковых мер либо вновь разработанных.
Обязательным условием стабильной работы банка является существование органа управления рисками с определенными функциональными обязанностями и необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами. Вместе с тем, необязательно ассоциировать его со структурным подразделением. Эту роль, например, для небольшого банка может выполнять специальная группа в составе кредитного отдела, отдельный сотрудник (финансовый менеджер, риск-менеджер и т. д.) или специализированная консультационная фирма, предоставляющая услуги по анализу рисков.
Так, например, в небольших коммерческих банках целесообразно усилить работу кредитного отдела и создать в его структуре группу по управлению кредитным риском (см. рисунок).
Экономический эффект от внедрения этой схемы выражается не только в более взвешенной кредитной политике и улучшении прогнозирования кредитных рисков, но и в уменьшении размера неработающих активов за счет погашения проблемных просроченных ссуд. Кроме того, экономически важным для банка является отнесение ранее созданного резерва на возможные потери по просроченным ссудам в размере 100 % на доходную часть в объеме их погашения.
Таким образом, схема построения структурных подразделений, состав и порядок их деятельности для крупных, средних и небольших банков будет различной. Каждый коммерческий банк при решении вопроса о целесообразности создания структурных подразделений по контролю за кредитными рисками должен исходить из своего финансового положения, объема совершаемых кредитных операций и расчета экономического эффекта от деятельности такого рода подразделений.
Наглядным подтверждением этого является деятельность АКБ «Экспресс», где разработан специальный документ «Критерии оценки финансового поло-
жения заемщиков и качества обслуживания долга при формировании резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
В соответствии с требованиями этого документа для оценки финансового положения заемщика используются такие понятия, как плохое, среднее, хорошее. На практике они применяются отдельно для клиентов: физических и юридических лиц.
Анализ информации, содержащейся в документах учета и отчетности, позволяет оценить финансовое положение клиента-заемщика физического лица как:
• плохое, если у заемщика отсутствуют регулярные ежемесячные доходы для погашения суммы основного долга и процентов;
• среднее, если ежемесячные доходы заемщика ниже суммы основного долга и процентов в соответствии с графиком выплат, предусмотренным условиями кредитного договора;
• хорошее, если ежемесячные доходы заемщика позволяют выплачивать сумму основного долга и проценты в соответствии с графиком выплат, предусмотренным условиями кредитного договора. Обслуживание долга признается:
• плохим, если имеется просроченный платеж по основному долгу и по процентам свыше 60 календарных дней в течение последних 180 календарных дней;
• средним, если имеется случай просроченных платежей по основному долгу и по процентам от 31 до 60 календарных дней включительно в течение последних 180 календарных дней;
• хорошим, если платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме или имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и процентам до 30 календарных дней включительно. Финансовое положение заемщика юридического лица оценивается как:
• плохое, если заемщик признан несостоятельным в соответствии с законодательством, либо если он является устойчиво неплатежеспособным, а также, если анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и иные сведения о нем свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях, вероятным результатом которых могут явиться несостоятельность либо устойчивая неплатежеспособность заемщика.
• среднее, если анализ установил тенденции, которые в обозримой перспективе могут при-
вести к устранению имеющихся трудностей и финансовому выздоровлению деятельности предприятия;
• хорошее, если анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика, а также информация о внешних условиях докажет возможность стабильного развития производства, рост активов, превышающий уставный капитал, положительные тенденции в изменении прибыли и рентабельности. Обслуживание долга признается:
• плохим, если имеется просроченный платеж по основному долгу и по процентам в течение последних 180 календарных дней, свыше 30 календарных дней;
• средним, если имеется случай просроченных платежей по основному долгу и по процентам в течение последних 180 календарных дней, от 6 до 30 календарных дней включительно;
• хорошим, если платежи по основному долгу и процентам осуществляются одновременно и в полном объеме, однако имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и процентам в течение последних 180 календарных дней, до 5 календарных дней включительно. Работники банка, участвующие в проведении
оценки финансового положения заемщиков, руководствуются также требованиями Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
Полномочия работников банка, проводящих оценку финансового положения заемщиков, определяются их должностными инструкциями.
Распределение обязанностей между работниками, участвующими в проведении оценки финансового положения заемщиков, осуществляется руководителями соответствующих служб.
Таким образом, эффективная оценка финансового положения заемщиков и качества обслуживания долга позволяют банку снизить уровень риска кредитования, что имеет важное значение для сохранения банком своей устойчивости и солидности.
Литература
1. Адибеков М.Г. Кредитные организации. Классификация, порядок привлечения и учет. М.: 1995. — С. 154.
2. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как избежать банкротства. — М.: ЮНИТИ, 1996.
3. ЗахаровВ.С. Очерки банковской реформы 1988 — 1991 годов. М.: 2005.
4. КазимагомедовА.А., ГаджиевА.А. Деньги, кредит, банки. М.: Экзамен, 2007, 564 с.
5. Тютюнник А.В. Банковское дело. — М.: 2005, с. 215.
финансы и кредит
31