Научная статья на тему 'Организационные предпосылки перехода групп организаций к составлению консолидированной финансовой отчетности по МСФО'

Организационные предпосылки перехода групп организаций к составлению консолидированной финансовой отчетности по МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкова С.В., Иванникова И.В., Михайлова О.А.

Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности приняты Международные стандарты финансовой отчетности. Однако имеются серьезные проблемы, которые связаны с отсутствием инфраструктуры применения МСФО и официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по международным стандартам. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении групп компаний, которые в соответствии с Концепцией обязаны подготавливать консолидированную финансовую отчетность. Подготовка консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским стандартам, требует неоправданно высоких затрат. При этом уровень профессиональной подготовки бухгалтерских работников в части МСФО оставляет желать лучшего. Выходом является формирование финансовой отчетности групп предприятий в соответствии с МСФО на основе отчетности, подготовленной участниками групп по российским положениям по бухгалтерскому учету. В любом случае внедрение МСФО в практику бухгалтерского учета предполагает проведение исходного комплекса мероприятий организационного плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные предпосылки перехода групп организаций к составлению консолидированной финансовой отчетности по МСФО»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

организационные предпосылки перехода групп организаций к составлению консолидированной финансовой отчетности по мсфо

С. В. ПАНКОВА,

доктор экономических наук, профессор, декан финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета И. В. ИВАННИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургского государственного университета О. А. МИХАЙЛОВА, старший преподаватель кафедры учетно-аналитических дисциплин Оренбургского государственного университета

Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу [1] в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности приняты Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Однако имеются серьезные проблемы, которые связаны с отсутствием инфраструктуры применения МСФО и официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по международным стандартам. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении групп компаний, которые в соответствии с Концепцией обязаны подготавливать консолидированную финансовую отчетность.

Подготовка консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации

бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским стандартам, требует неоправданно высоких затрат. При этом уровень профессиональной подготовки бухгалтерских работников в части МСФО оставляет желать лучшего. Выходом является формирование финансовой отчетности групп предприятий в соответствии с МСФО на основе отчетности, подготовленной участниками групп по российским положениям по бухгалтерскому учету. В любом случае внедрение МСФО в практику бухгалтерского учета предполагает проведение исходного комплекса мероприятий организационного плана.

Как отмечает доктор экономических наук, профессор Б. З. Мильнер, в зависимости от конкретных обстоятельств организационные изменения могут затрагивать работу отдельных служб

либо деятельность всей организации [2]. Перестройка внутренней организационной структуры должна предусматривать целый ряд этапов, охватывающих подготовку, сбор информации, определение направлений работы, организационно-техническое обеспечение, разработку финансового плана, практическую реализацию подготовленных изменений и контроль выполнения проекта.

Этапы подразделяются на задачи, реализуемые в разной последовательности в зависимости от выбранных руководством корпорации приори -тетов. На рисунке представлены основные этапы осуществления программы подготовки перехода группы организаций на ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.

На первом этапе основополагающее значение для успешной реализации программы перехода группы организаций на ведение бухгалтерского учета по МСФО и обеспечения на практике ее эффективности имеет мобилизация работников, которые будут ее осуществлять, их организация и мотивация. Необходимо учитывать, что процесс перехода затрагивает интересы различных групп пользователей информации, содержащейся в отчетности — собственников, руководителей и работников разных уровней.

На этапе подготовки перехода следует сформировать рабочую группу и разработать положение о ней. Указанная группа получает всю необходимую информацию для выполнения поставленной задачи. До ее сведения доводится цель, намеченная руководством, определяется структура работ, анализируется практика проведения подобных работ, распределяются полномочия и ответственность за выполнение проекта.

Результатом действий на данном этапе должно стать определение:

— состава работников из числа специалистов организации в области бухгалтерского учета, обладающих необходимыми навыками и знанием МСФО;

— необходимости и возможностей привлечения специалистов-аудиторов;

— целей работ, сроков их завершения на различных этапах.

На втором этапе основной задачей является составление действующей и перспективной общей структурной схемы организации. Ключевым вопросом, на который необходимо получить ответ на этом этапе, является вопрос, касающийся не только внутренней структуры предприятия, но и обеспечения эффективных каналов связи и взаимодействия с предприятиями группы.

При изучении внутренней структуры предприятий используется многосторонний подход, учитывающий время, затраты, трудности и риски в ходе образования группы организаций. Далее составляются структурные схемы бухгалтерии, при этом особое внимание следует уделить структуре бухгалтерии материнского общества, так как именно данной организации вменяется в обязанность ведение бухгалтерского учета по МСФО всей группой организаций. Тем не менее в бухгалтерии дочерних компаний также целесообразно поручить бухгалтеру, осуществляющему учет внешних расчетов, вести отдельный учет внутригрупповых операций.

Целью третьего этапа является достижение полного понимания основной проблемы и структуризация ее в виде ряда последовательных задач. Этот этап позволяет выявить организационные проблемы текущего процесса и проанализировать информационные потоки, когда планируются

Основные этапы осуществления программы подготовки перехода группы организаций на ведение бухгалтерского учета и отчетности по МСФО

мероприятия текущего процесса, оцениваются возможности по его улучшению, согласовываются намечаемые изменения.

На этом этапе необходимо дать ответы на следующие ключевые вопросы (табл. 1).

В ходе выполнения этих задач должно быть расширено понимание статических аспектов процессов, а именно принятие во внимание всех видов деятельности и этапов перехода, круга вовлеченных организаций и функционирующих подразделений.

В целях обеспечения выполнения поставленных задач составляется матрица операций, охватывающих всю деятельность группы компаний. На этой основе формулируются предложения по организационным формам и технологии управления, проводятся сравнения процессов внутри организации и уровня управления ими в подобных организациях. Необходимо выявить равные по уровню компании, определить сходства и основные различия в процессах перехода на МСФО, выявить возможности использования лучших элементов и приемов.

Наряду с перечисленными мероприятиями следует выявить проблемы, препятствующие процессу перехода, дисфункции и несоответствия, причины недостаточно быстрой передачи информации, при этом используется вся полученная ранее информация, для того чтобы выявить приоритетные процессы.

Обнаруженные противоречия и несоответствия возможных вариантов дают основания для

выработки путей их эффективного разрешения в масштабе организации. Необходимо определить временные рамки, достаточные для реализации намеченной программы перехода, которые должны быть распределены по соответствующим этапам работ.

На четвертом этапе создается описание технологии, стандартов, процедур, систем и видов контроля, используемых в процессе перехода. Цель мероприятий этого этапа — дать техническую характеристику процесса перехода.

Одновременно с социальным конструированием создаются модели взаимодействия социальных и технических элементов, составляются предварительные планы систем и процедур развития, программного обеспечения и обслуживания.

В данном случае пересматриваются установившиеся связи и распределение обязанностей внутри организаций, участвующих в переходе. Представляется необходимым также определить основные требования к ведению бухгалтерского учета и информацию, используемую для измерения и управления процессом перехода, а также порядок ее хранения.

Проводится устранение дублирующих информационных потоков и операций по их согласованию. В целом же рассматривается возможность сокращения числа неэффективных операций и упрощения работы контролирующих структур, а затем осуществляется слияние контрольных функций по наиболее эффективным операциям.

Таблица 1

Основные вопросы, учитываемые на этапе подготовки перехода группы организаций

на ведение бухгалтерского учета по МСФО

Вопрос Варианты ответов

Каковы основные и вспомогательные виды деятельности, охватываемые процессом перехода? Процессом перехода охватывается вся уставная деятельность как материнского, так и дочернего общества за предыдущий отчетный период

Как совершается формирование информационного потока в ходе процесса перехода? Первоначально информационный поток формируется отдельно в каждом юридическом лице — материнском и дочернем обществе, а затем вся информация после составления годового отчета поступает в бухгалтерию материнского общества для составления консолидированного отчета

Как другие компании того же уровня осуществляют процессы перехода в самом общем случае? Осуществляется выбор варианта перехода на МСФО: а) отчетность каждой организации трансформируют в соответствии с МСФО, а затем составляют консолидированный отчет согласно МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность»; б) составляется консолидированная отчетность, затем она трансформируется по МСФО

В каких случаях могут быть намечены изменения в методах выполняемой работы? В случае принятия Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

Контролирующая функция приближается к тому участку, где может произойти ошибка в работе — в данном случае к разделению операций по учету финансовых вложений, расчетов, расходов и получению доходов. Одновременно нужно искать возможности проведения параллельных операций, которые в настоящее время выполняются последовательно, за счет этого можно достичь ускорения учетного процесса.

Действия, выполняемые на этапе социального проектирования (пятый этап), ориентированы на выявление социальных аспектов процесса перехода, когда производится описание компании (кадрового состава, характера работ, стимулов, используемых в период перехода), разрабатывается план взаимодействия социальных и технических элементов. Наряду с этим составляются предварительные планы по найму работников, их обучению и образованию, новой расстановке персонала. В частности, в бухгалтерии материнских обществ следует назначить лиц, ответственных за разработку внутренних нормативных документов в соответствии с МСФО, а также сформировать должностные инструкции главного бухгалтера и всех работников бухгалтерии.

Социальное проектирование осуществляется одновременно с техническим проектированием. Ключевые моменты, на которые необходимо опираться на этом этапе, приведены в табл. 2.

Разработка экспериментальной версии и завершение составления модели процесса перехода на МСФО осуществляется на шестом этапе — этапе преобразования.

При этом составляется характеристика персонала организации в целях оценки квалификации сотрудников, степени их заинтересованности в переменах и возможности их использования в новых структурах организации. Оценка профессиональных знаний и навыков работника сравнивается с требованиями, предъявляемыми к каждой должности и уровню компетентности. Полученные данные о необходимости переподготовки надо использовать для разработки программы обучения и повышения квалификации работников бухгалтерии. Необходимо также предусмотреть возможность проведения вводного инструктажа работников, приступающих к выполнению новых для них обязанностей. Кроме того, проводится проверка базы данных, разработка форм рабочих документов, внутрифирменных стандартов, посвященных процессу ведения

Таблица 2

Действия, которые необходимо предпринять на этапе социального проектирования

Вопрос Действия

Какие технические и трудовые ресурсы необходимы в период проведения реорганизации? Формирование списка специалистов, имеющих опыт работы с консолидированной отчетностью как по российским стандартам, так и по МСФО. Разработка набора характеристик, навыков, знаний и ориентации персонала, относящихся к текущему и реорганизуемому процессам. Составление матрицы текущих и измененных видов работ по квалификации, опыту и набору ориентации. Каждая ячейка матрицы соответствует уровню (нулевой, низкий, средний, высокий) квалификации, опыта и ориентации, необходимому для работы. Используя эти матрицы, можно определять характеристики работ по их разновидностям

Какие цели должны быть поставлены и какие мероприятия проведены в социальной сфере? Рассмотрение согласованности характеристик текущих видов работ, выявление новых видов работ и новых групп исполнителей. Разработка документа, в котором приводятся данные об уровне квалификации, необходимом для каждого вида новых работ, схеме взаимоотношений между группами работников, выясняется количественный состав персонала для текущих и проектируемых объемов работ. Определение объема ответственности по управлению производством и развитию персонала, выявление руководителей и перечня квалификационных требований к ним

Как изменятся обязанности? Какие программы по обучению будут необходимы? Составление предварительного плана по осуществлению социальных мер, включая комплектование персонала, его обучение и кадровые перестановки. Определение ожидаемого участия в процессе перехода или «точки сопротивления» переменам применительно к каждому работнику, составление программы коммуникаций

Какие существуют возможности для срочной реализации всей программы? Техническое, программное и информационное оснащение процесса перехода. Замена профессиональных надбавок к заработной плате надбавками, основанными на знаниях и профессиональной квалификации

бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Для обеспечения процесса постоянного совершенствования организации необходимо выполнение следующих требований:

— перед персоналом, участвующим в процессе перехода, необходимо поставить ясные цели, довести до их сведения смысл мероприятий по достижению этих целей и информацию о значении текущих и прошедших мероприятий;

— следует предоставить средства сотрудникам для эффективного выполнения необходимых преобразований;

— на работников следует возложить конкретные обязанности и предоставить соответствующие полномочия, а также установить адекватную систему стимулирования.

Оценка осуществляемых изменений на каждом этапе и после завершения всех мероприятий по реорганизации осуществляется на основе определенной системы количественных и качественных показателей [2].

Седьмым (завершающим) этапом, обеспечивающим реализацию механизма обратной связи, является организация контроля за реализацией проекта. Цель данного этапа — построение системы, позволяющей контролировать и корректировать процесс перехода группы компаний на ведение бухгалтерского учета по МСФО.

Контроль осуществляется силами подразделений внутреннего аудита, ревизионной группы корпорации и внешнего аудитора.

Текущий контроль за мероприятими, проводимыми в процессе перехода на МСФО, проводится силами внутреннего аудита в рамках его полномочий. По окончании финансового года перед составлением консолидированной отчетности результативность принятых мер в материнском обществе и дочерних компаниях должна оценить ревизионная группа корпорации. Но данные группы часто организуются по формальному признаку, и ее члены могут не иметь знаний и навыков, достаточных для оценки такого специфического процесса, как подготовка консолидированной отчетности в соответствии с МСФО. Для этой цели оптимальным будет создание в структуре корпорации аудиторского комитета группы, члены которого обладают высокой компетентностью в вопросах бухгалтерского учета и финансовой отчетности [3]. В современном

понимании структуры органов корпоративного управления, предлагаемой инвесторами развитых стран, совет директоров в лице аудиторского комитета, менеджмент, включая службу внутреннего аудита, и внешний аудитор рассматриваются в качестве трех независимых составляющих, обеспечивающих эффективную работу организации в интересах акционеров. Именно аудиторский комитет сможет выполнить функции последующего контроля за процессом перехода на составление отчетности по МСФО наиболее эффективным образом.

На основании данных PriceWaterhouse Coopers, приведенных в документе «Комитет по аудиту — как успешно работать с инвесторами», эффективный надзор за процессом составления финансовой отчетности требует тесного взаимодействия комитета с руководством предприятия, которое может быть выражено в регулярном представлении аудиторскому комитету информации в отношении следующих вопросов:

— оценка руководством деловых рисков и планируемых мер снижения этих рисков;

— текущие проблемы в отрасли действия предприятия, включая нормативное регулирование и информацию о конкурентной среде;

— правовая среда, включая налоговые или судебные разбирательства, состояние обязательств по обеспечению качества продукции и соблюдению экологических режимов;

— финансовая деятельность по управлению денежными средствами, операциями в иностранной валюте, использованию новых или необычных финансовых инструментов;

— операции предприятия, осуществляемые за пределами государства;

— кадровая политика предприятия, включая оплату труда, процедуры компенсации расходов и выплат, особенно в отношении руководящих работников;

— страхование директоров и высших должностных лиц [4].

Обеспечение обратной связи достигается предоставлением аудиторским комитетом совету директоров информации о состоянии системы подготовки консолидированной финансовой отчетности и о необходимых корректировках, в которых она нуждается.

Процесс взаимодействия членов аудиторского комитета со службой внутреннего контроля

предприятия заключается в осуществлении надзора за системой внутреннего контроля путем получения отчетов от внутренних аудиторов и их совместного обсуждения. Аудиторский комитет должен сделать выводы о достаточной глубине анализа системы внутреннего контроля внутренними аудиторами и эффективности мероприятий, проводимых в рамках перехода на МСФО.

Взаимодействие комитета по аудиту с внешними аудиторами в рамках завершающего этапа заключается в разработке технического задания на проведение аудиторской проверки, учитывающего аспекты мероприятий, осуществляемых на предыдущих этапах перехода к подготовке консолидированной финансовой отчетности. В процессе аудиторской проверки необходимо наладить взаимодействие внутренних и внешних аудиторов. Кроме того, аудиторский комитет должен довести до сведения совета директоров корпорации выводы внешних аудиторов, касающиеся достоверности консолидированной отчетности и результативности завершенного процесса перехода на МСФО.

По мнению авторов, такой трехступенчатый контроль за переходом группы организаций на ведение бухгалтерского учета и отчетности по МСФО обеспечит достоверность информации, подготавливаемой группой организаций.

Литература

1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденная приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180.

2. Мильнер Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИН-ФРА-М, 2000. 480 с.

3. Панкова С.В., ИванниковаИ.В. Организация аудиторского комитета в структуре корпоративного управления // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 20.

4. Consolidated Financial Statements, Pricewaterhouse Coopers Publications [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. pwc. com/servlet/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.