DOI: 10.26347/1607-2502201811-12020-024
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ
Представлен опыт разработки и реализации комплекса организационных мероприятий по укрупнению городской многопрофильной больницы путем присоединения к ней другого стационара, основанный на интеграции задействованных служб, оперативном принятии решений, последовательном процессе реструктуризации в соответствии с действующим законодательством, что позволило получить значительный экономический эффект. Ключевые слова: городская многопрофильная больница, стационарная помощь, укрупнение больницы, реструктуризация медицинских организаций
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
С.А.Суслин1, А.В. Вавилов1'2, Р.И. Гиннятулина1'2
1 ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский
университет» Минздрава России, г. Самара, Россия
2 ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница № 1 имени Н.И. Пирогова»,
г. Самара, Россия
ORGANIZATIONAL APPROACHES TO THE RESTRUCTURING OF THE CITY MULTIDISCIPLINARY HOSPITAL
The article presents the experience of developing and implementing a set of organizational measures for enlarging the urban multi-field hospital by joining another hospital based on the integration of the services involved, prompt decision-making, a sequential restructuring process in accordance with current legislation, which allowed for a significant economic effect. Keywords: city multidisciplinary hospital, inpatient care, hospital enlargement, restructuring of medical organizations
Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
S.A. Suslin1, A.V Vavilov2, R.I. Ginnyatulina2
1FGBOU VO «Samara State Medical University» of the Ministry of Healthcare of Russia, Samara, Russia;
2 GBUZ «N.I. Pirogov Samara City Clinical Hospital No. 1, Samara, Russia
Медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях, — в настоящее время наиболее ресурсоемкий сектор здравоохранения. Развитие стационарной помощи в последнее время движется по пути перехода от больниц небольшого коечного фонда к более мощным медицинским организациям [1—3]. Концентрация материальных, финансовых и трудовых ресурсов в одной крупной больнице позволяет достичь высокого уровня медицинской и экономической эффективности стационарной помощи [4, 5]. Управление более крупной больницей, сконцентрированное в одних руках, дает свои положительные результаты и экономический эффект [6, 7].
Предпосылками к проведению укрупнения Самарской городской больницы (СГКБ) № 8 за счет присоединения к ней СГКБ № 9 стала необходимостью сокращения дублирующих должностей административно-управленческого аппарата; объединения диагностических служб; взаимного дополнения профилей коечного фонда для ускорения постановки диагноза и назначения лечения; уменьшения расходов на «внешние» услуги, поскольку многопрофильная больница имеет
возможность оказывать весь спектр медицинских услуг на своей базе; высвобождения финансовых средств, выделяемых на содержание дублирующих зданий (гараж, прачечная, пищеблок, патоло-гоанатомическое отделение). Важный момент укрупнения многопрофильной больницы — это снижение затрат на приобретение неисключительных прав (лицензии) на программное обеспечение, которое напрямую зависит от количества рабочих мест бухгалтерских служб, а также привлечение к торгам наиболее солидных в финансовом отношении организаций, так как сумма, заявленная на торги крупным стационаром, становится гораздо выше и одновременно привлекает к торгам большее число поставщиков, что позволяет заказчику рассчитывать на максимальную конкуренцию и на наиболее выгодные для него условия. Еще один аспект укрупнения больницы — улучшение финансовой ситуации за счет дополнительного притока денежных средств от предпринимательской деятельности, что в свою очередь позволяет их направлять на более глобальные задачи (закупку медицинского оборудования, медицинской мебели, ремонт помещений, зданий и т.д.).
Комплекс организационных мероприятий по укрупнению СГКБ № 8 путем присоединения СГКБ № 9
Наименование мероприятий Исполнители Срок выполнения
1. СГКБ № 8 и СГКБ № 9 направляют письменные уведомления: — уполномоченному государственному органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц (Инспекция федеральной налоговой службы Российской Федерации по территориальному признаку, далее ИФНС) о начале процедуры реорганизации; — органу контроля за уплатой страховых взносов (ИФНС) о начале процедуры реорганизации; — органу контроля за уплатой страховых взносов (Фонд социального страхования по территориальному признаку) о начале процедуры реорганизации. 2. ИФНС вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) о начале процедуры реорганизации Юридическая и бухгалтерская службы В течение трех рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации
Уведомляются сотрудники СГКБ № 8 и СГКБ № 9 о реорганизации Кадровая служба В течение трех рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации
Опубликовывается дважды уведомление о реорганизации СГКБ № 8 и СГКБ № 9 в журнале «Вестник государственной регистрации» с периодичностью один раз в месяц Юридическая и бухгалтерская служба Первое опубликование производится в течение 2 недель со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации
Направляются письменные уведомления кредиторам о начале реорганизации от реорганизуемых СГКБ № 8 и СГКБ № 9 Бухгалтерская служба В течение пяти рабочих дней после даты направления в уполномоченный государственный орган (ИФНС), осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц
Проводится инвентаризация имущества, активов и финансовых обязательств реорганизуемых СГКБ № 8 и СГКБ № 9 Бухгалтерская служба В течение периода реорганизации до момента составления передаточного акта
Осуществляется процедура приема-передачи материальных ценностей, объектов движимого и недвижимого имущества, земельных участков и т.д. присоединяемого бюджетного учреждения (СГКБ № 9) с подписанием передаточного акта Бухгалтерская служба В течение периода реорганизации
Представляется передаточный акт на рассмотрение и утверждение в отраслевое министерство Бухгалтерская служба В течение периода реорганизации
Представляется передаточный акт на рассмотрение и утверждение в министерство имущественных отношений Самарской области Бухгалтерская служба В течение периода реорганизации
1. Разрабатывается новое штатное расписание, при необходимости — новая редакция устава учреждения СГКБ № 8. Издается приказ об изменении структуры и сокращении численности или штата работников учреждения. 2. Дата регистрации сводного штатного расписания должна совпадать с датой выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемого учреждения. 3. Проводится финансово-экономический анализ присоединяемого лечебного учреждения СГКБ № 9, а именно анализируются расходы по всем статьям бюджетной классификации. 4. Анализируется выполнение Задания, работа койки, количество пролеченных пациентов в отделениях. 5. Составляется заключение о соответствии утвержденного Задания выполняемым объемам и при необходимости пишется письмо в Территориальный фонд Самарской области о пересмотре объема Задания с прилагаемыми расчетами. 6. Составляется проект план финансово-хозяйственной деятельности объединенного учреждения. 7. Организовываются совместные торги для бесперебойной работы объединенного учреждения. Кадровая, экономическая, статистическая службы. Отдел закупок и торгов Не менее чем за два месяца до сокращения
Продолжение таблицы
Наименование мероприятий Исполнители Срок выполнения
1. В СГКБ № 8 и СГКБ № 9 издаются приказы о реорганизации. 2. Оформляются трудовые отношения с работниками. 3. Вносятся изменения в трудовые книжки работников, составляются дополнительные соглашения к трудовым договорам работников. Кадровая служба Датой выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемого учреждения, в течение трех рабочих дней со дня внесения записи в ЕГРЮЛ
Для проведения работы в связи с высвобождением работников в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ создается рабочая комиссия в СГКБ № 9. Кадровая служба Не позднее чем за два месяца до увольнения
Председатель рабочей комиссии обеспечивает выполнение мероприятий, связанных с высвобождением работников, в частности: а) в соответствии со статьями 179 и 180 Трудового кодекса РФ проводит работу по определению кандидатур работников, подлежащих высвобождению; б) уведомляет сокращаемых сотрудников об их сокращении согласно приказа об изменении структуры и сокращении численности или штата работников учреждения и предлагает имеющиеся вакантные должности; в) направляет письменное сообщение профсоюзному комитету о сокращении численности работников в сроки, установленные статьей 82 Трудового кодекса РФ; г) в соответствии с пунктом 5 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 № 99, направляет письменное сообщение в органы службы занятости о предстоящем высвобождении работников в связи с сокращением численности работников. Кадровая служба Не позднее чем за два месяца до начала проведения мероприятий, при массовом увольнении — не позднее чем за три месяца
Издается приказ об утверждении нового штатного расписания СГКБ № 8 Экономическая служба По окончании проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников
Оформляется и направляется в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ИФНС), заявление о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемого учреждения СГКБ № 9 Юридическая служба Не позднее даты прекращения деятельности СГКБ № 9
1. Производится завершение расчетов СГКБ № 9 с поставщиками и подрядчиками по выделенным субсидиям на иные цели. 2. Производится сверка движения и остатков денежных средств с начала финансового года с Департаментом исполнения областного бюджета и отчетности министерства управления финансами Самарской области. 3. Предоставляется пакет документов на закрытие обязательств в Департамент исполнения областного бюджета и отчетности министерства управления финансами Самарской области Бухгалтерская служба Не позднее даты прекращения деятельности СГКБ № 9
Перечисляются остатки средств на лицевых счетах реорганизованным учреждением (СГКБ № 9) в разрезе источников финансового обеспечения на лицевые счета учреждения, проводящего реорганизацию (СГКБ № 8) Бухгалтерская служба Не позднее даты прекращения деятельности СГКБ № 9
Закрываются лицевые счета реорганизованного учреждения (СГКБ № 9) Бухгалтерская служба Не позднее даты прекращения деятельности СГКБ № 9
Уничтожаются комиссионно печати и штампы реорганизованного учреждения СГКБ № 9 Комиссия СГКБ № 9 Не позднее дня внесения уполномоченным государственным органом (ИФНС), осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности СГКБ № 9
Переоформляются лицензии учреждения, проводящего реорганизацию (СГКБ № 8), с учетом лицензий реорганизованного учреждения СГКБ № 9 Юридическая служба Не позднее даты прекращения деятельности СГКБ № 9
Окончание таблицы
Наименование мероприятий Исполнители Срок выполнения
Формируется и представляется в отраслевое министерство сводная бухгалтерская отчетность на дату завершения реорганизации Бухгалтерская служба В сроки, установленные отраслевым министерством
Представляются сведения о застрахованных лицах в Пенсионный фонд РФ Бухгалтерская служба Не позднее дня внесения уполномоченным государственным органом (ИФНС), осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности СГКБ № 9
1. Принимается в архив документация реорганизованного учреждения СГКБ № 9. 2. Создается комиссия по приему документации и оформляется соответствующий акт Юридическая, экономическая, бухгалтерская, кадровая, статистическая службы В течение месяца после прекращения деятельности СГКБ № 9
До проведения укрупнения СГКБ № 8 был разработан алгоритм укрупнения городской многопрофильной больницы путем присоединения стационара. В рамках данного алгоритма СГКБ № 8, оценив свои финансово-экономические возможности и перспективы развития, обратилась в Министерство здравоохранения Самарской области с письмом о целесообразности проведения реорганизации СГКБ № 8 путем присоединения к ней СГКБ № 9 для повышения качества и доступности оказания медицинской помощи населению.
Правительством Самарской области принято постановление, а министерством здравоохранения Самарской области — распоряжение о реорганизации государственных бюджетных учреждений здравоохранения Самарской области «Самарская городская клиническая больница № 8» и «Самарская городская клиническая больница № 9». Для реализации данных нормативно-правовых документов в СГКБ № 8 совместно с СГКБ № 9 разработаны мероприятия по укрупнению городской многопрофильной больницы путем присоединения стационара.
Для реализации мероприятий были выделены соответствующие службы медицинских организаций (юридическая, бухгалтерская, кадровая, экономическая, статистическая), определены задачи и определены сроки их выполнения.
Наименование конкретных мероприятий, исполнители и сроки выполнения в хронологическом порядке изложены в таблице.
В результате проведенного комплекса мероприятий при сохранении коечной мощности ук-
рупненного стационара на уровне 535 коек произошло сокращение 51 ставки административно-хозяйственного персонала, увеличение числа профилей коек объединенной СГКБ № 8 с 6 до 12, укрупнение параклинической службы и вспомогательных подразделений больницы, что привело к экономии свыше 16,6 млн руб. в течение года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, разработан комплекс организационных мероприятий по укрупнению городской многопрофильной больницы путем присоединения к ней другого стационара, основанный на интеграции задействованных служб, оперативном принятии решений, последовательном процессе реструктуризации в соответствии с действующим законодательством. В результате реализации данного комплекса мероприятий получен значительный экономический эффект.
Разработанный комплекс организационных мероприятий можно использовать как стандарт другими медицинскими организациями при их реструктуризации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зундуева И.П., Амагыров В.П. Совершенствование организации стационарной помощи в городском ЛПУ экстренной медицинской помощи. Бюллетень восточно-сибирского научного центра сибирского отделения российской академии медицинских наук. 2008; 3 (61): 78—79.
2. Сейдуманов М.Т. Организация больничного дела на примере больницы скорой неотложной помощи. Вестник КазНМУ. 2012; 2: 329—332.
3. Суслин С.А., Павлов В.В., Шешунова С.В. Современные подходы к организации медицинской помощи на-
селению в условиях городской многопрофильной больницы. Здравоохранение РФ. 2014; 4: 29—33.
4. Амиров Н.Б., Потапова М.В., Сабиров Л.Ф. К вопросу оптимизации стационарной помощи в ведомственном здравоохранении. Вестник современной клинической медицины. 2013; 1 (6): 100—105.
5. Шейман И.М. Реструктуризация здравоохранения. Здравоохранение. 2011; 8: 20—28.
6. Лактионова Л.В., Бондаренко Н.Л., Никонова Е.В. Структурная реорганизация как фактор оптимизации деятельности Федеральной многопрофильной клиники в современных условиях. Опухоли женской репродуктивной системы. 2013; 1-2: 98—101.
7. Маслова О.П., Вавилов А.В. Разработка концепции и бизнес-плана развития лечебного учреждения. Здоровье и образование в XXI веке. 2016; 4: 60—66.
Поступила 14.09.2018 Принята к опубликованию 09.10.2018
REFERENCES
1. Zundueva I.P., Amagyrov V.P. Sovershenstvovanie organi-zatsii statsionarnoj pomoshhi v gorodskom LPU ehkstren-noj meditsinskoj pomoshhi [Improving the organization of inpatient care in the city of emergency medical facilities]. Byulleten vostochno-sibirskogo nauchnogo centra sibir-skogo otdeleniya rossijskoj akademii medicinskih nauk [Bulletin of the east-siberian scientific center of the siberian branch of the Russian academy of medical sciences]. 2008; 3 (61): 78—79. (In Russian).
2. Sejdumanov M.T. Organizatsiya bol'nichnogo dela na primere bol'nitsy skoroj neotlozhnoj pomoshhi [The organization of the hospital case on the example of the emergen-
cy hospital]. Vestnik KazNMU [Bulletin of KazNMU]. 2012; 2: 329—332. (In Russian).
3. Suslin S.A., Pavlov V.V., Sheshunova S.V. Sovremennye podkhody k organizatsii meditsinskoj pomoshhi naseleniyu v usloviyakh gorodskoj mnogoprofil'noj bol'nitsy [Modern approaches to the organization of medical care to the population in the conditions of an urban multi-field hospital]. Zdravookhranenie RF [Healthcare RF]. 2014; 4: 29—33. (In Russian).
4. Amirov N.B., Potapova M.V., Sabirov L.F. K voprosu opti-mizatsii statsionarnoj pomoshhi v vedomstvennom zdra-vookhranenii [On the issue of optimization of inpatient care in departmental health care]. Vestnik sovremennoj klinicheskoj meditsiny [Bulletin of modern clinical medicine]. 2013; 1 (6): 100—105. (In Russian).
5. Shejman I.M. Restrukturizatsiya zdravookhraneniya [Health restructuring]. Zdravookhranenie [Health care]. 2011; 8: 20—28. (In Russian).
6.Laktionova L.V., Bondarenko N.L., Nikonova E.V. Strukturnaya reorganizatsiya kak faktor optimizatsii deyat-el'nosti Federal'noj mnogoprofil'noj kliniki v sovremen-nykh usloviyakh [Structural reorganization as a factor of optimization of the activities of the Federal multidiscipli-nary clinic in modern conditions]. Opukholi zhenskoj re-produktivnoj sistemy [Tumors of the female reproductive system]. 2013; 1-2: 98—101. (In Russian).
7. Maslova O.P., Vavilov A.V. Razrabotka koncepcii i biznes-plana razvitiya lechebnogo uchrezhdeniya [Development of a concept and business plan for the development of a medical institution]. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke [Health and education in the 21st century]. 2016; 4: 60—66. (In Russian).
Received on 14.09.2018 Accepted for publication on 09.10.2018
Сведения об авторах:
Суслин Сергей Александрович — д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» МЗ РФ. 443079, г. Самара, ул. Тухачевского, 226. Тел. 8(846)336-05-78.
Вавилов Александр Владимирович — канд. мед. наук, доцент кафедры хирургических болезней № 2 ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» МЗ РФ, директор ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова». 443096, г. Самара, ул. Полевая, 80. Тел. 8(846)207-03-00. E-mail: [email protected]
Гиннятулина Руфия Ильдаровна — аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» МЗ РФ, заведующая отделом экспертизы качества медицинской помощи ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова». 443096, г. Самара, ул. Полевая, 80. Тел. 8(937)076-74-64. E-mail: [email protected]
About the authors:
Suslin Sergey A. — Doctor of Medical Sciences, Professor, head of the Department of Public Health and Healthcare, Samara State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. 443079, Samara, st. Tukhachevsky, 226. Tel. 8(846)336-05-78.
Vavilov Alexander V. — Candidate of Medical Sciences, Assistant Professort of Department of Surgical Diseases No. 2, Samara State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Chief Director of N.I. Pirogov Samara City Clinical Hospital No. 1. 443096, Samara, st. Polevaya, 80. Tel. 8(846)207-03-00. E-mail: [email protected]
Ginnyatulina Rufiya I. — postgraduate of the Department of Public Health and Healthcare of Samara State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Head of Medical Care Quality Department, N.I. Pirogov Samara City Clinical Hospital № 1. 443096, Samara, st. Polevayal, 80. Tel. 8(937)076-74-64. E-mail: [email protected]