Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕХЭТАПНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ РИНОСИНУСИТОВ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕХЭТАПНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ РИНОСИНУСИТОВ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ЛОР-ПАТОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / РИНОСИНУСИТ / ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО СТРЕЛЬНИКОВОЙ / MORBIDITY / OTORHINOLARYNGOLOGICAL PATHOLOGY / PREVENTION / RHINOSINUSITIS / STRELNIKOVA RESPIRATORY GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Царцидис Е. А., Кошель В. И., Амлаев К. Р.

В структуре студенческой заболеваемости одно из ведущих мест занимает лор-патология, в частности риносинуситы. Целью исследования стала оценка заболеваемости студентов и разработка трехэтапной программы профилактики с последующей оценкой ее эффективности. Представлен анализ результатов комплексного осмотра студентов медицинского университета в 2015-2017 гг. Разработана и внедрена трехэтапная программа профилактики, состоящая из общеукрепляющей базовой программы на первом этапе, дополняемая на втором этапе медикаментозной и физиотерапевтической программой, на третьем - комплексом дыхательной гимнастики по Стрельниковой и использованием природной минеральной воды для промывания полости носа. Для оценки эффективности программы 164 студента с риносинуситами были рандомизированы в три группы, которые прошли первый, второй или все три этапа. Анализ структуры имеющейся у студентов заболеваемости показал высокую распространенность среди студентов лор-патологии, преимущественно риносинуситов. Предложенная трехэтапная программа профилактики, внедренная в работу университета, снижает частоту простудных заболеваний, госпитализаций в год, длительность течения риносинусита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Царцидис Е. А., Кошель В. И., Амлаев К. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL FEATURES OF THREE-STAGE PROGRAM OF PREVENTION OF RHINOSINUSITIS IN STUDENT YOUTH

The problem of preserving health of students remains an important task due to peculiarities of their studies and life. The otorhinolaryngologic pathology, in particular rhinosinusitis, occupies one of leading positions in the structure of morbidity of students. The purpose of study is to assess morbidity in students and to develop three-stage prevention program with subsequent evaluation of its effectiveness. Materials and methods: analysis of the results of comprehensive medical examination of medical students in 2015-2017, otorhinolaryngologic pathology. The three-stage prevention program was developed and implemented. The program consisted of general strengthening basic program at the first stage, medication and physiotherapy program at the second stage and complex of Strelnikova respiratory gymnastics and with natural mineral water nasal lavage at the third stage. To evaluate effectiveness of the program, sampling of 164 students suffering of rhinosinusitis was randomized at three groups that passed the first, the second, or all 3 stages respectively. Results and conclusions. The analysis of structure of morbidity in students established high prevalence of otorhinolaryngologic pathology, mainly rhinosinusitis. The proposed three-stage prevention program, implemented in the University, decreased rate of common colds and annual hospitalizations and duration of rhinosinusitis.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕХЭТАПНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ РИНОСИНУСИТОВ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Реформы здравоохранения

© Коллектив авторов,2020 УДК 614.2

Царцидис Е. А.1, Кошель В. И.2, Амлаев К. Р.2

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕХЭТАПНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ РИНОСИНУСИТОВ

У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

'ГБУЗ «Ставропольская краевая клиническая больница», 355000, г. Ставрополь; 2ФГБО ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, 355000, г. Ставрополь

В структуре студенческой заболеваемости одно из ведущих мест занимает лор-патология, в частности ри-носинуситы. Целью исследования стала оценка заболеваемости студентов и разработка трехэтапной программы профилактики с последующей оценкой ее эффективности. Представлен анализ результатов комплексного осмотра студентов медицинского университета в 2015—2017 гг. Разработана и внедрена трех-этапная программа профилактики, состоящая из общеукрепляющей базовой программы на первом этапе, дополняемая на втором этапе медикаментозной и физиотерапевтической программой, на третьем — комплексом дыхательной гимнастики по Стрельниковой и использованием природной минеральной воды для промывания полости носа. Для оценки эффективности программы 164 студента с риносинуситами были рандо-мизированы в три группы, которые прошли первый, второй или все три этапа. Анализ структуры имеющейся у студентов заболеваемости показал высокую распространенность среди студентов лор-патологии, преимущественно риносинуситов. Предложенная трехэтапная программа профилактики, внедренная в работу университета, снижает частоту простудных заболеваний, госпитализаций в год, длительность теченияри-носинусита.

Ключевые слова: заболеваемость; лор-патология; профилактика; риносинусит; дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Для цитирования: Царцидис Е. А., Кошель В. И., Амлаев К. Р. Организационные особенности трехэтапной программы профилактики риносинуситов у студенческой молодежи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(6):1339—1343. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1339-1343 Для корреспонденции: Царцидис Екатерина Алексеевна, врач-оториноларинголог отоларингологического отделения Ставропольскай краевой клинической больницы, e-mail: gogo-83@mail.ru

Tsartsidis E. A.', Koshel V. N.2, Amlaev K. R.2 THE ORGANIZATIONAL FEATURES OF THREE-STAGE PROGRAM OF PREVENTION OF RHINOSINUSITIS IN STUDENT YOUTH

1The State Budget Institution "The Stavropol Kray Clinical Hospital", 355000, Stavropol, Russia;

2The State Budget Educational Organization of Higher Education "The Stavropol State Medical University" of Minzdrav of Russia, 355000, Stavropol, Russia

The problem of preserving health of students remains an important task due to peculiarities of their studies and life. The otorhinolaryngologic pathology, in particular rhinosinusitis, occupies one of leading positions in the structure of morbidity of students. The purpose of study is to assess morbidity in students and to develop three-stage prevention program with subsequent evaluation of its effectiveness. Materials and methods: analysis of the results of comprehensive medical examination of medical students in 2015—2017, otorhinolaryngologic pathology. The three-stage prevention program was developed and implemented. The program consisted of general strengthening basic program at the first stage, medication and physiotherapy program at the second stage and complex of Strelnikova respiratory gymnastics and with natural mineral water nasal lavage at the third stage. To evaluate effectiveness of the program, sampling of 164 students suffering of rhinosinusitis was randomized at three groups that passed the first, the second, or all 3 stages respectively. Results and conclusions. The analysis of structure of morbidity in students established high prevalence of otorhinolaryngologic pathology, mainly rhinosinusitis. The proposed three-stage prevention program, implemented in the University, decreased rate of common colds and annual hospitalizations and duration of rhinosinusitis.

Keywords: morbidity; otorhinolaryngological pathology; prevention; rhinosinusitis; Strelnikova respiratory gymnastics.

For citation: Tsartsidis E. A., Koshel V. N., Amlaev K. R. The organizational features of three-stage program of prevention of rhinosinusitis in student youth. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020;28(6):1339—1343 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1339-1343

For correspondence: Tsartsidis E. A., the otorhinolaryngologist of the otorhinolaryngologic Department of the State Budget Institution "The Stavropol Kray Clinical Hospital". e-mail: gogo-83@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 03.07.2020 Accepted 03.09.2020

Первостепенной задачей системы здравоохранения является укрепление и охрана здоровья подрастающего поколения [1, 2]. Здоровье подрастающего поколения во многом определяет качество будущей интеллектуальной и управленческой элиты общества [3]. Ценностное отношение к здоровью формируется в раннем детстве, в процессе учебы и в после-

дующие годы оно приумножается новыми знаниями и возможностями. В его основе лежит формирование культуры здоровья [4].

Студенчество относится к одной из уязвимых групп населения, подверженной воздействию факторов внешней среды, которые вызывают развитие различных заболеваний [5, 6]. Характер изменений

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2020; 28(6) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1339-1343

показателей здоровья студенческой молодежи указывает на динамическое ухудшение здоровья подрастающего поколения и отсутствие ответственного отношения к своему здоровью. Поэтому вопрос укрепления здоровья студентов и формирование ответственного отношения к своему здоровью, а также воспитание понятий культуры здоровья актуальны для современного здравоохранения [7].

Используемые методики лечения воспалительной патологии носа и его придаточных пазух зачастую не улучшают качество жизни, не удлиняют период ремиссии заболеваний и увеличивают резистентность микроорганизмов к применяемым препаратам [8—10]. Новейшие эндоскопические методики способствуют эффективному лечению риноси-нуситов, однако не снижают их распространенность [11—13]. Возникает необходимость уделять большее внимание профилактической медицине, позволяющей без ущерба для государства и пациента предупредить распространение заболеваемости, а также развитие риносинуситов среди подрастающего поколения [14—16]. Возникает необходимость внедрения программ здорового образа жизни, включая применение регулярной двигательной активности [17—20]. Одной из самых распространенных является дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. Основное ее преимущество — использование короткого форсированного вдоха с вовлечением в дыхательный акт диафрагмы, что увеличивает жизненную емкость легких, количество кислорода и способствует оптимизации обменных процессов в организме [22, 24].

Цель исследования — анализ общей заболеваемости, структуры имеющейся оториноларингологиче-ской патологии первокурсников, а также оценка влияния внедренной оздоровительной трехэтапной программы на состояние патологии.

Материалы и методы

С целью оценки общей заболеваемости первокурсников проведен анализ ежегодного комплексного осмотра первокурсников за 2015—2017 гг. Выявлена динамика распространенности основных заболеваний среди первокурсников за исследуемый период: заболеваний лор-органов (2015 г. — 35,9%,

2016 г. — 20,9%, 2017 г. — 13,9%), болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (2015 г. — 8,2%, 2016 г. — 13,4%, 2017 г. — 15%), болезней глаза и его придаточного аппарата (2015 г. — 24,5%, 2016 г. — 30,3%, 2017 г. — 34,6%), болезней нервной системы (2015 г. — 21,2%, 2016 г. — 7% ,

2017 г. — 8,3%), болезней органов дыхания, болезней органов пищеварения (2015 г. — 6,5%, 2016 г. — 22,2%, 2017 г. — 33%), болезней мочеполовой системы (2015 г. — 2%, 2016 г. — 2,4%, 2017 г. — 3,4%), болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ (2015 г. — 1,7%, 2016 г. — 3,9%, 2017 г.— 5,2%).

Проведен анализ структуры оториноларинголо-гической патологии. Так, в 2015 г. у первокурсников доля острой и хронической воспалительной патоло-

гии носа и придаточных пазух носа составляла 19,8%, хронического гипертрофического ринита — 8,3%, искривления носовой перегородки — 30,4% , аллергического ринита — 17,8%, поллиноза — 1,6%. В 2016 г. на долю острой и хронической воспалительной патологии носа и придаточных пазух носа пришлось 28,3%, у 9,7% обучающихся имелся хронический гипертрофический ринит, у 18,7% — искривление носовой перегородки, у 9,7% — аллергический ринит, а у 4% — поллиноз. В 2017 г. на долю острой и хронической воспалительной патологии носа и придаточных пазух носа пришлось 37,4%, у 14,3% обучающихся был хронический гипертрофический ринит, у 18,7% — искривление носовой перегородки, у 2,8% — аллергический ринит, а у 11% — поллиноз , На основании полученных данных следует, что из имеющейся оториноларингологической патологии у первокурсников патология носа и придаточных пазух носа значительно превалирует.

С целью улучшения показателей заболеваемости, профилактики распространенности риносинуситов среди студентов сформирована и внедрена трехэтап-ная программа оздоровительных мероприятий.

Первый этап программы направлен на внедрение мер, формирующих у студентов устойчивое здоро-вьеориентированное мышление и ведение здорового образа жизни.

Второй этап включал физкультурно-оздоровительную программу и состоял из нескольких частей:

— организации спортивных секций университета, привлечения максимального числа сотрудников университета к занятиям физической культурой в секциях, организации и регулярного проведения спортивно-массовых мероприятий (соревнования, спартакиады);

— внедрения и адаптации специальных программ среди студентов оздоровительных групп, а также организации и проведения мониторинга физического здоровья и активности среди студентов университета;

— реабилитационной программы — диспансерного наблюдения, оздоровления, восстановительного лечения, а также своевременного обеспечения консультативно-диагностическими и лечебными средствами.

Третий этап предусматривал разработку и внедрение специализированной программы, направленной не только на укрепление здоровья и уменьшение заболеваемости в целом, но и на уменьшение частоты заболеваемости, в частности риносинусита-ми. Он включал:

— обеспечение 100% охвата обучающихся и сотрудников университета иммунизацией согласно национальному календарю прививок и по эпидемическим показаниям;

— мониторинг состояния здоровья в целом и отоларингологической патологии в частности;

— прохождение студентами университета профилактических мероприятий по предупреждению развития воспалительной патологии носа и придаточных пазух носа с индивидуальными

Реформы здравоохранения

особенностями: осмотр студентов группы риска по развитию риносинуситов в динамике специалистами (оториноларингологом, аллергологом, физиотерапевтом), регулярное прохождение курса физиотерапевтического лечения (магнитотерапии, электрофореза с гидро-кортизоновой мазью, ингаляций с минеральной водой «Целебный источник № 17»), проведение дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой при отсутствии противопоказаний, витаминотерапию, фитотерапию в ве-сенне-осенний период.

Разработанную трехэтапную программу внедряли в работу университета поэтапно, без психологического давления на обучающихся.

С целью оценки эффективности внедряемой трехэтапной программы отобрано 164 студента-первокурсника, которые были рандомизированы в три параллельные группы: основную (п=56), контрольную (п=54), группу сравнения (п=54), которые были сопоставимы по полу, возрасту и клиническому статусу. Лиц женского пола в основной группе и группе сравнения было 30, а в контрольной — 29. Лиц мужского пола в основной группе было 26, в группе сравнения — 24, в контрольной — 25. Все студенты проходили курс терапии от простудных заболеваний в течение 10,6±0,3 дня перед обращением к врачу. После осмотра отоларингологом и дообследования студентам назначался курс противовоспалительной, местной антибактериальной терапии, а при наличии гнойного процесса — системной антибактериальной терапии. Студенты находились под динамическим наблюдением в течение 1 года. Воспалительная патология носа и придаточных пазух носа была представлена острым ринитом, хроническим ринитом, острым катаральным гайморитом, острым гнойным гайморитом, хроническим катаральным гайморитом, обострением, хроническим гнойным гайморитом, обострением, острым катаральным фронтитом. В основной группе студенты проходили все три этапа оздоровительной программы, в группе сравнения не проводили дыхательную гимнастику по системе Стрельниковой, а в контрольной группе не проводили курс физиотерапевтического лечения и дыхательную гимнастику по системе Стрельниковой.

Результаты исследования

Через 1 год после прохождения трехэтапной оздоровительной программы проведена динамическая оценка ряда показателей. Частота простудных заболеваний до прохождения программы в основной группе составляла 5,2±0,3 раза в год, а 1 год спустя — 1,1 ±0,2 раза в год, в группе сравнения — 5,1±0,4 и 3,8±0,3 раза в год соответственно, в контрольной группе — 5,3±0,4 и 4,2±0,4 раза в год (при показателях p через год: pl—2=0,043; р2—3=0,089; р1—3=-0,001). Показатель частоты госпитализаций в год в основной группе составил 2,2±0,1 раза в год (позднее за время наблюдения ни разу не госпитализировались), в группе сравнения до лечения — 2,1±0,1, спустя год — 0,8±0,01 раза в год, в контроль-

ной группе — 2,1±0,1 и 1,0±0,02 раза в год соответственно (при показателях р через год: р1—2=0,01; р2—3=0,236; р1—3=0,001). Показатель длительности ри-носинусита в основной группе до лечения составлял 13,2±2,4 дня, спустя год — 6,3±0,9 дня, в группе сравнения — 14,1±2,8 и 8,6±0,9 дня соответственно, в контрольной группе — 14,5±2,6 и 10,3±1,2 дня соответственно (при показателях р через год: р1—2=0,079; р2—3=0,082; р1—3 =0,023).

Заключение

Анализ ежегодного комплексного осмотра первокурсников за 2015—2017 гг. выявил, что в 2015 г. преобладали заболевания лор-органов среди остальных видов заболеваний, в последующие годы лидирующую позицию заняли заболевания глаза и придаточного аппарата с сохранением основных позиций заболеваний лор-органов. Анализ структуры имеющейся отоларингологической патологии в 2015— 2017 гг. показал, что среди заболеваний лор-органов у студентов значительную часть составляет патология носа и придаточных пазух носа, а доля воспалительной патологии носа и придаточных пазух носа составляла в 2015 г. 19,8%, в 2016 г. — 28,3%, в 2017 г. — 37,4%. Полученные данные указывают на увеличение количества студентов с воспалительной патологией носа и придаточных пазух носа за исследованный период. Разработанная трехэтапная программа, внедренная в работу университета среди студентов, способствует статистически значимому улучшению показателей частоты простудных заболеваний, уменьшению частоты госпитализаций в год, уменьшению длительности течения риносину-сита.

Выявлено, что патология лор-органов среди подрастающего поколения занимает стабильно лидирующие позиции, а среди отоларингологической патологии преобладает патология носа и придаточных пазух носа. Выявлено, что внедренная в работу университета трехэтапная оздоровительная программа благоприятно влияет на подрастающее поколение, содействуя укреплению его здоровья, и способствует уменьшению развития количества риносинуситов среди студентов университета, а при развитии рино-синусита — более легкому его течению. Внедрение и реализация трехэтапной оздоровительной программы среди студентов университета возможны без существенных финансовых затрат и без отрыва от учебного процесса.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Танская Г. А., Паатова М. Э. Комплексный подход к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков и молодежи. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016;10(3—2):118—20.

2. Соболева С. В., Смирнова Н. Е. Особенности динамики заболеваемости детей и подростков Сибирского Федерального округа в контексте российских тенденций. Экономика и социология. 2018;99(3):97—119.

3. Симбирцев А. С., Янов Ю. К., Гуломов З. С. Эффективность им-муномодулятора «Бестим» в лечении острого риносинусита,

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2020; 28(6) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1339-1343

Вестник последипломного образования в сфере здравоохранения. 2017;(3):39—45.

4. Романова Е. С. Актуальные проблемы внедрения здоровьесбе-регающих технологий в вузах культуры. Культура: управление, экономика, право. 2019;(2):42—7.

5. Кучма В. Р. Стратегия развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. 2017;293(8):7—10.

6. Резник С. Д., Черниковская М. В. Социальная устойчивость студенческой молодежи России: как оценивают ее сами студенты. Интеграция образования. 2019;23(1):85—99.

7. Prusik Ка., Görner K., Prusik Krz. Stan aktywnosci turystycznej i ru-chowej uczniow w czasie wolnym. Exercitatio Corpolis — Motus — Salus: Slovak Journal of Sports Sciences. CD-ROM/vedec. Red. Matej Bence. Banska Bystryca: Univerzyta Mateja Bela, 2008. Р. 117—31.

8. Садовников И. В., Айзенштадт А. А. Тактика ведения подростков, страдающих острым риносинуситом и хроническим адено-идитом. В кн.: Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Общественный фонд «Поддержка медицины»; 2017. С. 381—2.

9. Сухорукова М. В., Эйдельштейн М. В., Склеенова Е. Ю. Анти-биотикорезистентность нозокомиальных штаммов Acinetobacter spp. в стационарах России: результаты многоцентрового эпидемиологического исследования «МАРАФОН» 2013—2014. Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2017;19(1):42—8.

10. Морозова С. В., Свистушкин В. М., Карапетян Л. С. Ингаляционная мультинаправленная терапия острого риносинусита. Медицинский совет. 2019;(8):28—32.

11. Рачек И. И. Роль методов физиотерапии в оздоровлении пациентов санатория. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2015;(1):22—7.

12. Коркмазов М. Ю., Зырянова К. С., Белошангина А. С. Оценка клинической эффективности фитотерапевтического лекарственного препарата в лечении и профилактике рецидивов острых риносинуситов у детей г. Челябинска. Медицинский совет. 2016;(7):90—3.

13. Шаматов И. Я., Хушвакова Н. Д., Шодиев А. Э., Курбанов Э. Х. Комплексное лечение хронического риносинусита в стадии обострения. Re-health Journal. 2019;(2):5—10.

14. Зырянова К. С., Коркмазов М. Ю., Белошангин А. С., Коркма-зов А. М. Лечение и профилактика рецидивов острых риноси-нуситов у детей города Челябинска. Евразийское научное объединение. 2016;2(4):103—6.

15. Лукьянова И. Е., Орлова Г. П. Организационно-методическое обеспечение профилактики заболеваний среди обучающейся молодежи. В кн.: Современные реалии создания коррекцион-но-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.: ООО «Логомаг»; 2016. С. 143—6.

16. Кулева А. А., Панкова Е. Д., Пасечник И. А., Кулешов Б. А. Сравнительная оценка основных факторов риска хронических инфекционных заболеваний у студентов разного уровня образования. В кн.: Сборник 72-й межвузовской (VII Всероссийской) итоговой научной студенческой конференции с международным участием. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета; 2018. С. 145—6.

17. Гибибов А. Б., Друкер А. Б. Изучение динамики физического воспитания в Аграрном университете по результатам анкетирования студентов. В кн.: Новые технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород: Изд-во ООО «Агентство перспективных научных исследований»; 2018. С. 134—7.

18. Попов А. В., Попова Д. А. Использование здоровьесберегаю-щих технологий на уроках физической культуры в начальной школе, актуальные проблемы преподавания в начальной школе. В кн.: Кирюшкинские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Изд-во «Саратовский источник»; 2016. С. 273—6.

19. Сагиев Т. А., Альжанов Х. Х., Мальцева М. А., Седельникова Т. А. Физическое саморазвитие студентов непрофильного вуза как необходимость современной молодежи. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018;(3):72—6.

20. Рютина Л. Н., Парфенов С. П., Зубков Н. Ф. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом. Colloquium-journal. 2019;8(32):32—5.

21. Сидельников А. Н., Елисеев Е. В., Кокорева Е. Г. Здоровье школьников в проекции финансирования физической культуры и спорта Челябинской области: двуликий Янус 2000—2015 годов. Современные проблемы науки и образования. 2017;(1):81.

22. Труль А. Р., Хон Г. С. Дыхательная гимнастика. Дыхательная практика. Дыхательные тренажеры. Аллея науки. 2018;2(6):932—5.

23. Тропин М. Д., Кондратюк Т. А., Кудрявцев М. Д. Использование комплексов дыхательной гимнастики на уровень физической культуры в начальной школе. Проблема современного педагогического образования. 2018;60(3):328—31.

24. Татаринцева И. А., Мальчикова Е. В., Чурина М. К. ЛФК и дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой как средство оздоровления студентов страдающих бронхиальной астмой. В кн. : Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: Сборник научных статей VII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Воронеж: Из-дательско-полиграфический центр «Научная книга»; 2018. С. 561—3.

Поступила 03.07.2020 Принята в печать 03.09.2020

REFERENCES

1. Tanskaya G. A., Paatova M. E. An integrated approach to the study of health and the formation of a healthy lifestyle in adolescents and youth. Actualnye problemy gumanitarnyh i socio-economicheskih nauk. 2016;10(3—2):118—20 (in Russian).

2. Soboleva S. V., Smirnova N. E. Features of the dynamics of morbidity in children and adolescents in the Siberian Federal District in the context of Russian trends. Economica i sociologiya. 2018;99(3):97— 119 (in Russian).

3. Simbirtsev A. S., Yanov Yu. K., Gulomov Z. S. The effectiveness of the immunomodulator «Bestim» in the treatment of acute rhinosinusitis. Vestnik poslediplomnogo obrazovaniya v sfere zdra-vookhraneniya. 2017;(3):39—45 (in Russian).

4. Romanova E. S. Actual problems of introducing health-saving technologies in universities of culture. Kul'tura: upravlenie, jekonomika, pravo = Culture: management, economics, law. 2019;(2):42—7 (in Russian).

5. Kuchma V. R. Strategy for the development of population and personalized hygiene of children and adolescents. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya = Public health and environment. 2017;293(8):7—10 (in Russian).

6. Reznik S. D., Chernikovskaya M. V. Social sustainability of student youth in Russia: how students themselves evaluate. Integraciya obrazovaniya. 2019;23(1):85—99.

7. Prusik Ка., Gorner K., Prusik Krz. Stan aktywnosci turystycznej i ru-chowej uczniow w czasie wolnym. Exercitatio Corpolis — Motus — Salus: Slovak Journal of Sports Sciences. CD-ROM/vedec. Red. Matej Bence. Banska Bystryca: Univerzyta Mateja Bela, 2008. Р. 117—31.

8. Sadovnikov I. V., Aizenshtadt A. A. Tactics of management of adolescents suffering from acute rhinosinusitis and chronic adenoiditis. In: Modern problems of adolescent medicine and reproductive health of young people: Materials of the All-Russian scientific and practical conference [Sovremennye problemy podrostkovoy meditsiny i reproduktivnogo zdorovya molodezhi: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. St. Petersburg: Public Foundation «Support for Medicine»; 2017. P. 381—2 (in Russian).

9. Sukhorukova M. V., Eidelstein M. V., Skleenova E. Yu. Antibiotic resistance of nosocomial strains of Acinetobacter spp. in hospitals in Russia: the results of the multicenter epidemiological study «MARATHON» 2013—2014. Clinicheskaya microbiologiya i antimicrobnaya chimioterapiya. 2017;19(1):42—8 (in Russian).

10. Morozova S. V., Svistushkin V. M., Karapetyan L. S. Inhalation multidirectional therapy of acute rhinosinusitis. Meditsinskiy sovet. 2019;(8):28—32 (in Russian).

11. Rachek I. I. The role of physiotherapy methods in the health improvement of patients of the sanatorium. Kremlevskaya medicina. Klinicheskiy vestnik. 2015;(1):22—7 (in Russian).

12. Korkmazov M. Yu., Zyryanova K. S., Beloshangina A. S. Assessment of the clinical efficacy of a phytotherapeutic drug in the treatment

Реформы здравоохранения

and prevention of recurrence of acute rhinosinusitis in children of Chelyabinsk. Mediysinskiy sovet. 2016;(7):90—3 (in Russian).

13. Shamatov I. Ya., Khushvakova N. D., Shodiev A. E., Kurbanov E. Kh. Complex treatment of chronic rhinosinusitis in the acute stage. Re-health zhurnal. 2019;(2):5—10 (in Russian).

14. Zyryanova K. S., Korkmazov M. Yu., Beloshangin A. S., Korkma-zov A. M. Treatment and prevention of recurrence of acute rhinosinusitis in children of the city of Chelyabinsk. Eurasiyskoe nauchnoe obedinenie. 2016;2(4):103—6 (in Russian).

15. Lukyanova I. E., Orlova G. P. Organizational and methodological support of disease prevention among students. In: Modern realities of creating a correctional and educational space for children with disabilities: Materials of the All-Russian conference with international participation [Sovremennye realii sozdaniya korrektsionno-obrazovatelnogo prostranstva dlya detey s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorovya: Materialy Vserossiyskoy konferentsii s mezhdun-arodnym uchastiem]. Moscow: Logomag; 2016. P. 143—6 (in Russian).

16. Kuleva A. A., Pankova E. D., Pasechnik I. A., Kuleshov B. A. Comparative assessment of the main risk factors for chronic infectious diseases in students of different levels of education. In: Collection of the 72nd interuniversity (VII All-Russian) final scientific student conference with international participation [Sbornik 72-y mezhvu-zovskoy (VII Vserossiyskoy) itogovoy nauchnoy studencheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem]. Chelyabinsk: Publishing House of the South Ural State Medical University; 2018;145—6 (in Russian).

17. Gibibov A. B., Drucker A. B. Studying the dynamics of physical education at the Agrarian University according to the results of a questionnaire survey of students. In: New technologies in social sciences and humanities and education: current state, problems, development prospects: collection scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference [Novye tekhnologii v sotsialno-gumanitarnykh naukakh i obrazovanii: sovremennoe sos-toyanie, problemy, perspektivy razvitiya: Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferent-

sii]. Belgorod: Publishing house of LLC Agency for Advanced Scientific Research; 2018. P. 134—7 (in Russian).

18. Popov A. V., Popova D. A. Use of health-saving technologies in physical education lessons in primary school Actual problems of teaching in primary school. In: Kiryushkin readings: materials of the All-Russian scientific-practical conference [Kiryushkinskie chteniya: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Saratov: Publishing house «Saratov source»; 2016. P. 273—6 (in Ruissian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Sagiev T. A., Alzhanov Kh. Kh., Maltseva M. A., Sedelnikova T. A. Physical self-development of students of a non-core university as a necessity for modern youth Izvesti Tula State University. Physich-eskaya kultura. Sport. 2018;(3):72—6 (in Russian).

20. Ryutina L. N., Parfenov S. P., Zubkov N. F. Disease prevention and health improvement of students in the process of physical culture and sports. Colloquium-journal. 2019;32(8):32—5 (in Russian).

21. Sidelnikov A. N., Eliseev E. V., Kokoreva E. G. Health of schoolchildren in the projection of financing of physical culture and sports of the Chelyabinsk region: two-faced Janus 2000—2015 Sovremenye problemy nauki i obrazovaniya. 2017;(1):81 (in Russian).

22. Trul A. R., Hon G. S. Respiratory gymnastics. Breathing practice. Breathing simulators. Alleya nauki. 2018;2(6):932—5 (in Russian).

23. Tropin M. D., Kondratyuk T. A., Kudryavtsev M. D. The use of respiratory gymnastics complexes on the level of physical culture in primary school. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018;60(3):328—31. (in Russian).

24. Tatarintseva I. A., Malchikova E. V., Churina M. K. Exercise therapy and breathing exercises A. N. Strelnikova as a means of improving the health of students suffering from bronchial asthma. In: Medico-biological and pedagogical bases of adaptation, sports activities and a healthy lifestyle: a collection of scientific articles of the VII All-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation [Mediko-biologicheskie i pedagogicheskie os-novy adaptatsii, sportivnoy deyatelnosti i zdorovogo obraza zhizni: Sbornik nauchnykh statey VII Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem]. Voronezh: Publishing and Printing Center «Scientific Book»; 2018. P. 561—3 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.