Научная статья на тему 'Организационные особенности инновационного процесса внедрения системы интегрированного оперативного управления'

Организационные особенности инновационного процесса внедрения системы интегрированного оперативного управления Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
132
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кинжалов А. А., Пахомов М. А.

In research the basic reasons of unsuccessful realization of the projects of introduction of systems of the integrated operative management are revealed. The provisional plan of realization of the project of introduction of system of the integrated operative management allowing to smooth influence of the specified negative factors is developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кинжалов А. А., Пахомов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные особенности инновационного процесса внедрения системы интегрированного оперативного управления»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

А. А. КИНЖАЛОВ, М. А. ПАХОМОВ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

In research the basic reasons of unsuccessful realization of the projects of introduction of systems of the integrated operative management are revealed. The provisional plan of realization of the project of introduction of system of the integrated operative management allowing to smooth influence of the specified negative factors is developed.

Большой интерес к системам управления предприятиями и рост числа руководителей, отважившихся на их внедрение, очень часто обусловлен исходящими от поставщиков данных систем обещаниями значительных преимуществ, которые предприятия будут получать в результате использования таких систем. Однако, в противоположность обещаниям, очень часто реализация проектов по внедрению данных систем заканчивается неудачей. В некоторых обзорах, периодически появляющихся в западной прессе, приводятся данные о том, что примерно 70 % проектов внедрения автоматизированных систем управления предприятиями не достигают заявленных целей.

На наш взгляд, одними из основных причин неудачной реализации проектов внедрения систем интегрированного оперативного управления являются следующие:

1. Системы интегрированного оперативного управления (ИОУ) не учитывают специфических особенностей предприятий, на которых они внедряются.

2. Внедрение систем ИОУ на предприятиях не обеспечивается заранее подготовленными кадрами. В связи с этим для целей функционирования системы ИОУ отвлекаются имеющиеся, но не подготовленные соответствующим образом, исполнителями. При этом данные кадры тратят много времени на изучение принципов работы системы, а текущие обязанности отходят на второй план, что приводит к убыткам, обусловленным несвоевременным выполнением заказов, потерей клиентуры, другими причинами. Отсутствие опыта работы с системой интегрированного

оперативного управления ведет к возникновению множества ошибок в планировании производственных процессов, конфликтным ситуациям между сотрудниками, осуществляющими ИОУ, технологами, цеховым персоналом, психологическому отторжению организационных инноваций и т. д.

Примерный план реализации проекта внедрения системы ИОУ, позволяющий нивелировать влияние указанных негативных факторов, представлен ниже:

Этап 1 (продолжительность: 0,5 месяца).

Исследование экономической целесообразности внедрения системы интегрированного оперативного управления. Выбор наиболее подходящей для данного предприятия системы.

Этап 2 (продолжительность: 1 месяц).

Исследование текущего состояния системы интегрированного оперативного управления на предприятии. Анализ формы представления технологической документации и полноты информации, представленной в ней, необходимой для эффективного функционирования предлагаемой системы интегрированного оперативного управления.

Этап 3 (продолжительность: 1-4 месяца) Выбор программы, совместимой с приобретаемой системой интегрированного оперативного управления, и осуществление перевода технологической документации стабильно выпускаемой продукции предприятия в электронный вид.

Этап 4 (продолжительность: 2-4 месяца).

Закупка и установка оборудования, закупка и отладка пробной лицензионной версии используемого программного продукта, локальных сетей. Подбор группы потенциальных участников проек-

та. Ознакомление их с целями проекта, с той ролью, которую они будут играть в системе управления на предприятии. Обучение группы принципам работы внедряемой системы управления предприятием. Пробное составление планов-графиков изготовления продукции предприятия, формирование плана материально-технического снабжения и работы вспомогательных подразделений.

Этап 5 (продолжительность 2-3 месяца).

Специализация участников группы на определенных направлениях деятельности предприятия. Обучение их особенностям работы по направлениям. Определение особенностей разработки технологических маршрутов для каждого направления деятельности предприятия. Изучение возможности параллельной организации разработки конструкторской, технологической документации и основного производства по каждому из направлений. Выработка навыков составления планов-графиков изготовления продукции при помощи выбранного программного продукта по направлениям специализации. Начало формирования базы данных планов-графиков изготовления продукции. Налаживание коммуникаций между участниками группы и персоналом завода (технологами, конструкторами, сотрудниками цехов и т. д.), задачей которых на данном этапе является ознакомление работников с отчетами, составленными при помощи используемых программных продуктов, накопление опыта в данной сфере.

Этап 6 (продолжительность 2-3 месяца).

Закрепление навыков составления планов-графиков изготовления продукции. Расширение базы данных планов-графиков изготовления продукции. Пробное составление планов-графиков

по каждому направлению на плановый месяц. Анализ результатов, выяснение причин отклонений фактических результатов от плановых. Поиск совместно с руководителями путей устранения несоответствий. Формирование у участников группы навыков управления в нестандартных ситуациях: появление срочных незапланированных заказов, отказ потребителя от сделанного заказа или его изменение и т. д. Разработка правил (методических рекомендаций, критериев) для эффективной реализации системы управления предприятием. Окончательное определение формы закупки программного обеспечения: на сколько рабочих мест должно быть рассчитано, в каких местах необходимо организовать данные рабочие места, нужна ли годовая поддержка, наладка.

Этап 7 (продолжительность 2-3 месяца).

Ознакомление участников группы с их непосредственными рабочими местами. Формирование и диспетчирование реального плана производства на один или несколько месяцев. Активный контроль за результатами пробной реализации системы управления предприятием. Поиск возможностей ее совершенствования. Активное использование графиков и отчетов, составленных при помощи программного продукта.

Этап 8 (продолжительность 2-3 месяца).

Непрерывное использование системы управления предприятием. Накопление опыта.

Для сокращения сроков внедрения системы интегрированного оперативного управления некоторые из этапов целесообразно выполнять параллельно. С этой целью нами был разработан алгоритм внедрения системы подобного типа, который представлен на рисунке 1.

С Этап 1

Отказ от внедрения системы ИОУ

Внедрение системы ИОУ экономически целесообразно?

С

Продолжение этапа 1

^~Ътап

І______

(^~3тапб~^^

СГЭтап о

с Этап 2 3

С Этап 3 г

(^""зтап

Рис. 1. Алгоритм внедрения системы интегрированного оперативного управления

Рассмотрим план реализации проекта внедрения системы интегрированного оперативного управления, основанный на предлагаемом в диссертации алгоритме, использованный в практике ОАО «Борхиммаш». В качестве системы ИОУ, выбрана одна из наиболее применяемых в мире систем управления проектами Microsoft Project Professional 2002, которая соответствует обозначенным выше целям ИОУ на данном предприятии, а также не является слишком дорогостоящей.

Этапы 1-2. Полностью повторяют описанное выше содержание этапов.

Этап 3. Перевод технологической документации в электронный вид с помощью системы Microsoft Excel.

Этап 4. На этом этапе происходит поиск и заключение контракта с квалифицированным консультантом по работе с Microsoft Project 2002, который из студентов Индустриального техникума № 10, с которым ОАО «Борхиммаш» связывает тесное сотрудничество по предоставлению необходимых квалифицированных кадров, подбирает группу перспективных студентов количеством пять (семь) человек - потенциальных участников проекта, которые под руководством квалифицированного специалиста обучаются принципам работы Microsoft Project 2002.

Параллельно производится закупка и установка необходимого дополнительного оборудования (рассматривается возможность использования существующего оборудования, которое может быть применено для выполнения данных задач), а также закупка и отладка лицензионной версии MS Project, локальных сетей.

В качестве рабочих заданий студентами под руководством консультанта составляются пробные планы графики изготовления продукции ОАО «Борхиммаш» при помощи Microsoft Project 2002.

Этап 5. Студенты совмещают учебу в техникуме со стажировкой на ОАО «Борхиммаш», специализируясь на определенных направлениях деятельности завода: выделение специалистов по аппаратам воздушного охлаждения, теплообменным аппаратам, нестандартным аппаратам, материально-техническому снабжению и т. д., а также получают практический опыт составления планов-графиков изготовления продукции ОАО «Борхиммаш» при помощи Microsoft Project 2002, постепенно нарабатывая базу данных планов-графиков изготовления продукции для дальнейшего использования при формирования производственной программы. Происходит постепенная интеграция студентов в практическую деятельность завода, налаживаются профессиональ-

ные коммуникации с персоналом, непосредственно отвечающим за соответствующие направления специализации студентов, которые обучают студентов особенностям работы на данном направлении исследования и оптимизации. С помощью опытных сотрудников определяются особенности разработки технологических маршрутов для каждого направления деятельности предприятия (аппаратам воздушного охлаждения, теплообменным аппаратам, нестандартным аппаратам), а также изучаются возможности параллельной организации разработки конструкторской, технологической документации и основного производства по каждому из направлений, исследуются другие возможности оптимизации производства.

Этап 6. (продолжительность 2-3 месяца).

Студенты закрепляют практические навыки составления планов-графиков изготовления продукции, а также параллельно расширяют базы данных планов-графиков изготовления продукции, постепенно знакомят постоянных сотрудников, участвующих в проекте с примерами графиков и отчетами, составленными при помощи Microsoft Project 2002, которые в дальнейшем будут использоваться постоянно. В дальнейшем производится пробное составление планов-графиков по каждому направлению на плановый месяц, а также анализ результатов, выяснение причин отклонений фактических результатов от плановых и поиск совместно с руководителями путей устранения несоответствий.

Этап 7. (продолжительность 2-3 месяца).

Происходит окончательное определение формы закупки программного обеспечения: на сколько рабочих мест должна быть рассчитана, в каких местах необходимо организовать данные рабочие места, нужна ли годовая поддержка, наладка и т. п. Студенты, которые на данном этапе проекта работают на предприятии на постоянной основе, накапливают опыт управления системой в нестандартных ситуациях: появление срочных незапланированных заказов, отказ потребителя от сделанного заказа или его изменение и т. д. Разрабатываются правила (методические рекомендации, критерии) для эффективного интегрированного оперативного управления и его организации, а также происходит пробное использование графиков и отчетов, составленных при помощи Microsoft Project 2002.

Этап 8. (продолжительность 2-3 месяца).

На данном этапе происходит формирование и диспетчирование реального плана производства на один или несколько месяцев, контроль за результатами пробной реализации и внедрения сис-

темы, опрос работников предприятия о недостатках внедренной системы оперативного управления на предприятии, а также совместный поиск возможностей дальнейшего совершенствования оперативного управления на предприятии с помощью системы Microsoft Project 2002.

Этап 9.

Заключительный этап внедрения, характеризующийся накоплением опыта использования системы оперативного управления на предприятии на основе программы управления проектами Microsoft Project 2002, использование всех возможностей данной системы в работе всех подразделений предприятия.

В результате реализации проекта предприятие ОАО «Борхиммаш» получит готовых квалифицированных специалистов по интегрированному оперативному управлению, владеющих навыками и опытом работы с системой MS Project и

специально подготовленных для оперативного управления на ОАО «Борхиммаш».

В процессе реализации проекта будет создана база данных по процессам изготовления изделий, используя которые можно будет на основании аналогичных заказов оперативно создавать производственные графики для новых видов изделий и быстро моделировать общую программу выпуска изделий. Это позволит:

- в сжатые сроки разрабатывать технологические маршруты в виде диаграмм Ганта;

- ликвидировать «узкие места» в производстве;

- рассчитывать плановую себестоимость изготовления изделий и многое другое.

В результате постепенной реализации разработанной программы на предприятии должна быть создана эффективная и качественная автоматизированная система управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.