Научная статья на тему 'Организационные основы механизма педагогического руководства в процессе обучения в учебном центре ФСИН России'

Организационные основы механизма педагогического руководства в процессе обучения в учебном центре ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРАВОВОЙ КОМПОНЕНТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PROFESSIONAL SKILLS / PEDAGOGICAL COMPETENCE / SOCIAL AND LEGAL COMPONENT / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / TRAINING CENTERS OF THE PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвишков В. М., Malanying V. S.

Содержание данной статьи раскрывает специфику подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы, что предполагалось ранее, и что реализуется и планируется с учетом реализации концепции развития в этой сфере. Кроме того, дается понятие профессиональному мастерству в широком смысле и применительно к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в частности. Раскрывает отдельные проблемы данной сферы, ее специфику и предлагаются пути разрешения наболевших вопросов благодаря проведенному исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвишков В. М., Malanying V. S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL BASES OF THE MECHANISM OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT IN TEACHING-LEARNING PROCESS AT THE EDUCATIONAL CENTER OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

This article reveals the specifics of training employees for the penitentiary system, which was supposed before being realized and planned to implement the concept of development in this sphere. In addition, given the concept of professional skills in the broadest sense and, in relation to employees of the penal system in particular. Reveals problems of this scope, its peculiarities and ways of the resolution of urgent problems through research.

Текст научной работы на тему «Организационные основы механизма педагогического руководства в процессе обучения в учебном центре ФСИН России»

УДК 37

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В

УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ ФСИН РОССИИ

ORGANIZATIONAL BASES OF THE MECHANISM OF PEDAGOGICAL

MANAGEMENT IN TEACHING-LEARNING PROCESS AT THE

EDUCATIONAL CENTER OF THE FEDERAL PENITENTIARY

SERVICE OF RUSSIA

Профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор Литвишков В.М. Адъюнкт Академии ФСИН России

Маланьин В.С.

Professor of chair of legal psychology

and pedagogics Academies of FSIN of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor Litvishkov V. M. Graduated in a military academy of Academy of FSIN of Russia Malanying V. S.

Содержание данной статьи раскрывает специфику подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы, что предполагалось ранее, и что реализуется и планируется с учетом реализации концепции развития в этой сфере. Кроме того, дается понятие профессиональному мастерству в широком смысле и применительно к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в частности. Раскрывает отдельные проблемы данной сферы, ее специфику и предлагаются пути разрешения наболевших вопросов благодаря проведенному исследованию.

Ключевые слова: профессиональное мастерство, педагогическая компетентность, социальный и правовой компонент, дополнительное профессиональное образование, учебные центры уголовно-исполнительной системы.

This article reveals the specifics of training employees for the penitentiary system, which was supposed before being realized and planned to implement the concept of development in this sphere. In addition, given the concept of professional skills in the broadest sense and, in relation to employees of the penal system in particular. Reveals problems of this scope, its peculiarities and ways of the resolution of urgent problems through research.

Keywords: professional skills, pedagogical competence, social and legal component, additional professional education, training centers of the penal system.

За последние десятилетия достаточно остро обозначилась проблема исполнения уголовного наказания. На это повлияло значительное количество факторов, связанных и с государственными преобразованиями и с общественными изменениями, да и со многими другими ключевыми составляющими процесса функционирования и развития той или иной цивилизации. Таким образом, об актуальности рассматриваемого вопроса дополнительно говорить не приходиться.

Конечно на разных этапах развития уголовно-исполнительной системы России имели место попытки организовать обучение персонала основам пенитенциарной педагогики. То есть на месте не стояли, а делались регулярные попытки идти в ногу со временем, хотя и не всегда это удавалось.

В первую очередь хотелось бы осветить профессионально значимые личностные свойства сотрудника и конечно педагогические способности по их овладению [1]. Специальная подготовка современного специалиста складывается из фундаментальных общеобразовательных, психолого-

педагогических и специальных знаний, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. С помощью этого главной предпосылкой профессионального становления сотрудника является достижение профессионального совершенства [2].

Под профессиональным мастерством понимается функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане профессиональное мастерство — выражение личности сотрудника, его возможностей и способностей самостоятельно заниматься служебной деятельностью. В педагогической литературе профессиональное мастерство нередко трактуется как:

- совокупность знаний, навыков и умений;

- единство личностных качеств, знаний, умений и навыков, которые необходимы специалисту.

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию профессионального мастерства. Мастерство сотрудника предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого, так сказать на новый уровень. Более прогрессивным представляется понимание профессионального мастерства как системы [3]. Основой саморазвития профессионального мастерства выступает совокупность знаний и направленности личности.

Профессиональная деятельность в уголовно-исполнительной системе предъявляет определенные требования к уровню подготовки сотрудников. Определяя их должностными лицами с определенными правами и обязанностями. Которые должны обладать эрудицией, широким кругозором, профессиональными знаниями, умением общаться с людьми. Педагогическое мастерство сотрудников должно быть развито на высоком уровне, поскольку уже само по себе общение с осужденными требует необходимых навыком и способностей [4]. Сотрудник-педагог на профессиональном уровне должен

находить выход из любой сложившейся ситуации. От мастерства организации сотрудником индивидуальной работы либо проведения групповых мероприятий может зависеть достижение основной цели наказания и исправление осужденных, а также предотвращение совершения ими новых преступлений [5].

Учебная и профессиональная деятельность существенно отличаются прежде всего в предметах их деятельностей и социальных статусах их субъектов. Предметом учебной деятельности являются накопленные знания, приобретенные умения и полученные навыки. Они являются тем, на что направлена деятельность обучающегося, а также задают формы этой самой деятельности. В случае перехода к профессиональной деятельности знания будут приобретать новую функцию, таким образом, знания становятся средствами ее регуляции. Значительные трудности это вызывает для слушателей потому что в период обучения они не получают достаточных навыков работы со знанием как со средством [6].

Серьезные трудности могут возникнуть при противоположном переходе, от профессиональной деятельности специалиста к учебной деятельности слушателя, первоначальной профессиональной подготовки.

Предметом деятельности снова должны стать знания, навыки, умения. Происходят изменения социальной позиции сотрудника, а это в свою очередь способствует образованию некоторых особенностей организации курсов подготовки по сравнению с вузом [7]. Потребность в высококвалифицированных специалистах, готовых к оперативной ориентации в возникающих ситуациях. Подготовка таких специалистов определяется от эффективности работы послевузовского образования.

Существующая система переподготовки повышения квалификации кадров для уголовно-исполнительной системы в современных условиях мы считаем, что недостаточно своевременно реагирует на меняющиеся реальности. И тому есть объективные причины. Важнейшими факторами,

которые, несмотря на сложившуюся ситуацию, остаются управляемыми и являются учебно-образовательными факторами [8].

На современном этапе сложилась противоречивая и достаточно сложная ситуация в организации построения учебного процесса как механизма подготовки квалифицированных кадров.

В учебных заведениях существует различное понимание определения специалиста. В одних случаях оно представляется в виде набора не связанных между собой профессиональных характеристик. Именно благодаря применению эмпирического подхода к анализу профессиональной деятельности сотрудника не способствует в полной мере выявлению основных параметров. В высших ведомственных учебных заведениях существует и такая проблема, что вплоть до окончания подготовки трудно выделить конкретное должностное предназначение выпускника.

Это связано с отсутствием четкого механизма долгосрочного планирования движения и служебного роста кадров. Отсутствие сбалансированной системы профессионального распределения выпускников и системы комплектования ведомственных подразделений [9]. Эта ситуация предлагает использовать необходимые изменения в учебный процесс и делает его более широко направленным относительно подготовки специалиста конкретной квалификации, вносит процент неопределенности в трудовое предназначение, что создает трудности в работе преподавателей. Нельзя не отметить и недостаточное финансирование учебных центров, что приводит к закономерному старению материальной базы и как следствие, затрудняет использование инновационных технологий обучения.

В связи с естественным уходом преподавателей пенсионного возраста и сменой их новыми специалистами происходит изменение организации учебного процесса.

Слушатели, которые прибывают на обучение в учебный центр в основной своей массе являются специалистами, находящиеся в том возрасте,

когда есть возможность наиболее качественно и активно воплотиться в выбранной профессии. Такой опыт является своеобразным фильтром информации и регулятором оценки педагогического опыта преподавателя. Эти слушатели на своем собственном опыте смогли прочувствовать разницу между теорией и настоящей действительностью, а именной практикой профессиональной деятельности по месту непосредственного несения службы.

В этих условиях важной является именно деятельность по исправлению у слушателя той сложившейся системы неправильных взглядов и установок. Уникальной чертой системы дополнительного образования являются более короткие по сравнению с вузом и временные условия организации учебного процесса. Что требует значительной интенсификации учебного процесса и уплотнения учебного материала [10].

Как и в любом образовательном учреждении, содержание обучения в учебном центре определяется учебными планами и программами, которые периодически подвергаются качественным и особенно количественным изменениям. Такой учебный план включает в себя обязательный перечень и объем учебных дисциплин и их дальнейшее распределение в ходе обучения. Проведенный анализ учебно-программной документации для сотрудников пенитенциарной системы России определил ее основные недостатки. К ним можно отнести следующие:

1. программы учебных дисциплин не в полной мере определяют конкретные операционные конечные цели обучения;

2. в учебном плане недостаточно обоснован отбор учебных дисциплин.

Эти недостатки затрудняют возможность оценки качества подготовки

специалиста после прохождения учебного курса. Устранить имеющиеся недостатки возможно с помощью программно-целевого подход к организации учебного процесса. Содержание и технологии обучения должны быть ориентированы на систему частных и конечных целей подготовки

специалиста. Следует отметить специфические особенности организации учебного процесса в системе повышения квалификации кадров, которые связаны со сменой типа деятельности обучающихся. Ведущей для них оказывается познавательная деятельность, которая развертывается на фоне прерванной служебной деятельности в организациях и учреждениях.

В системе дополнительного профессионального образования уголовно-исполнительной системы должны более часто применяться современные педагогические методики, которые будут способствовать развитию мышления и способности эффективно действовать в сложных условиях профессиональной деятельности.

Ключевым моментом в наполнении учебного процесса профессиональной подготовки является устранение противоречий, которые могут возникнуть между сотрудниками с разным опытом работы и возрастом. При этом весьма специфической задачей преподавателя является необходимость обеспечить строгое соблюдение служебного подчинения так как участники инновационного процесса в своем большинстве носят погоны со всеми вытекающими из этого обязанностями и нивелировать этот же факт на момент взаимодействия сотрудников в рамках гибкой организационной структуры [11].

Неслучайно именно в системе дополнительного образования возникла необходимость внедрения современных педагогических технологий и информационных форм организации учебного процесса. Так, зародились и получили широкое применение новые формы организации и проведения учебных занятий, такие как учебные игры, круглые столы, анализы ситуация, мозговой штурм, практикумы, тренинги, обмены опытом практической работы [12].

Применение инновационных технологий в системе дополнительного профессионального образования позволяет в более короткие сроки осуществлять самореализацию и самоопределение слушателя, проходящего

повышение квалификации. Но эти подходы, дающие положительные результаты только в совершенствовании отдельных аспектов деятельности образовательного учреждения при обычном режиме его работы, не позволяют достичь поставленных целей в инновационном режиме. Поэтому здесь необходимы иные подходы к организации и управлению учебным процессом.

В связи с этим возникает необходимость дальнейшей реорганизации системы дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов, как важнейшего условия повышения уровня их профессиональной деятельности [13]. В связи с перестройкой учебного процесса нельзя не остановиться на существующих проблемах, имеющих место в его организации. Опыт деятельности учебных заведений Министерства Внутренних Дел России, занимающихся первоначальной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, показывает, что для успешного осуществления инновационных процессов требуется наличие адекватной организационной формы и способности обеспечить участие в них:

- осуществляющих поиск инновационных идей и инициатив, а также анализ возможностей внедрения новшеств;

- создателей инновационных проектов, которые занимаются разработкой оптимального содержания инновационной политики, основанной на анализе внешних инновационных идей и внутренних потребностей учебного процесса;

- теоретический анализ общих характеристик факторов, влияющих на формирование социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки позволил выявить некоторые условия. Именно благодаря им возможно детерминировать становление

социально-психологической компетентности личности организация

психолого-педагогического сопровождения на основании коммуникативного подхода, с применением активных методов обучения и потенциала педагогического состава, с учетом андрагогических принципов.

Отсюда очевидны противоречия:

- между требованиями общества, государства к повышению качества воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы и отсутствие специальной подготовки сотрудников, направленной на формирование их педагогической компетентности;

- между потребностью сотрудников уголовно-исполнительной системы в педагогических знаниях, умениях и отсутствие необходимой подготовки в системе ведомственных учебных заведениях и центрах;

- между богатым научно-практическим арсеналом средств перевоспитания осужденных и отсутствием его интеграции с другими компонентами служебной подготовки [14].

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, какой должна быть служебная подготовка, чтобы она способствовала формированию педагогической компетентности сотрудников исправительных учреждений.

Педагогическая компетентность сотрудников как вид их профессиональной компетентности определяется нами как система знаний, интеллектуальных и предметно-практических умений, обеспечивающих понимание и реализацию педагогических задач воспитания и исправления осужденных, как система создания условий для их социальной реабилитации. Педагогическая компетентность сотрудников ФСИН представляет единство субстанционального, процессуального и когнитивного аспектов. Ее характеристиками являются полнота, глубина, системность, осознанность, прочность и оперативность[15].

Рассматривая педагогическую компетентность сотрудников, можно выделить отдельные элементы, составляющие ее структуру.

Правовой компонент - предусматривает владение знаниями нормативно-правовой базы, основ психологии и педагогики для осуществления профессиональной деятельности в рамках законодательства.

Социальный компонент - характеризует способность сотрудника устанавливать контакты с другими людьми внутри среды, способность к общению и разрешению конфликтных ситуаций, достижению поставленных целей, адаптации, проявлению личной инициативы, принятию ответственности на себя.

Коммуникативный компонент - характеризует способности сотрудника воспринимать и достоверно отражать информацию в процессах взаимодействия как в служебной, так и в повседневной деятельности.

Педагогическая компетентность персонала пенитенциарной системы может быть сформирована на разных уровнях:

- ознакомительный - изучение теории и методики организации воспитательной работы с осужденными;

- репродуктивный - применение и закрепление сотрудниками педагогических умений и навыков в ходе повседневной практической деятельности в целях успешного выполнения оперативно-служебных, производственных задач и функциональных обязанностей;

- креативный - самостоятельная разработка и принятие педагогических решений в воспитательном процессе с осужденными.

На формирование педагогической компетентности сотрудников как мы считаем оказывает влияние ряд таких факторов, как: международное и государственное законодательство, защищающее права, свободы и интересы человека; ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Федеральной службы исполнения наказания в Российской Федерации; особенности отбывания наказаний для осужденных, отличающегося возрастными, половыми, особенностями, а также состоянием

здоровья; должностные обязанности сотрудников уголовно-исполнительной

системы.

Список литературы:

1. Тарнава, Т.Г. Специфика обучения в учебных центрах ГУФСИН России / Т.Г. Тарнава. М.: ФСИН России, 2010. 64с.

2. Торосян, Р.А. Инновационные подходы к повышению квалификации сотрудников правоохранительной сферы / Р.А. Торосян // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №11. с. 11.

3. Шамсунов А.А. Организация непрерывного профессионального образования сотрудников как основа совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. // Казанский педагогический журнал. 2008. №12. С. 46-52.

4. Майсак Н.В., Рябичкина Г.В. Формирование комплаенса специалистов в системе послевузовского образования // Гуманитарные исследования. 2013. №1(45). С.090-096.

5. Аксенова Г.И. Субъектный-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2008. №1. С.26-33.

6. Бовин Б.Г., Кокурин А., Красов Д.А. Изучение общепрофессиональных качеств сотрудников спецподразделений по конвоированию и подразделений охраны уголовно-исполнительной системы на основе экспертной оценки // Прикладная юридическая психология. 2008. №1. С.80-91.

7. Сухов А.Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Прикладная юридическая психология. 2013. №1. С.8-10.

8. Маланьин В.С. Применение компетентностного подхода в профессиональной подготовке слушателей учебных центров ФСИН России // Прикладная юридическая психология №5. С.123.

9. Поздняков В.М. Направления совершенствования психологического обеспечения работы с сотрудниками ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2012. №2. С. 8-18.

10. Поздняков В.М., Черкасова М.А. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология. 2013. №1. С. 22-31.

11. Игнатова Т.В. Резервы развития новой модели дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. №1. С.62.

12. Рогов И.И. Совершенствование мотивации государственных служащих в современной России // Электронный вестник Ростовского социально -экономического института. 2014. №1. С.83.

13. Иванова А.А. Совершенствование базовой модели обучения в процессе профессионализации управления персоналом государственной службы // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. №1. С.92.

14. Веремейчук А.Л. Актуальные проблемы формирования креативности государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. №1. С.138.

15. Герасименко Д.А. Специфика оценки результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. №1. С. 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.