Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРЕИ / КАЗЕННЫЕ УЧИЛИЩА / РАВВИНСКИЕ УЧИЛИЩА / РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамкина Инна Николаевна

Затрагивается проблема реформирования национального образования в Российской империи в первой половине XIX в. Отмечается, что на протяжении длительного времени еврейская община в России сохраняла традиционную систему образования, а попытки разрушения традиционной еврейской школы вызывали противодействие со стороны евреев. Делается заключение, что реформа еврейского образования заложила основу для развития светского образования, способствовала формированию педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мамкина Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL FOUNDATIONS OF JEWISH EDUCATION IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY

This article deals with the problem of reforming Jewish education in the Russian Empire in the first half of the 19th century. It is noted that for a long time the Jewish community in Russia maintained the traditional education system. The attempt to destroy the traditional Jewish school provoked opposition from Jews. It is noted that the reform of Jewish education laid the foundation for the development of secular education, contributed to the teaching staff establishment.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiahist.isu.ru/ru

2022. Т. 42. С. 58-66

Серия «История»

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

Научная статья

УДК 93/94

https://doi.org/10.26516/2222-9124.2022.42.58

Организационные основы еврейского образования в Российской империи в первой половине XIX в.

И. Н. Мамкина*

Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия

Аннотация. Затрагивается проблема реформирования национального образования в Российской империи в первой половине XIX в. Отмечается, что на протяжении длительного времени еврейская община в России сохраняла традиционную систему образования, а попытки разрушения традиционной еврейской школы вызывали противодействие со стороны евреев. Делается заключение, что реформа еврейского образования заложила основу для развития светского образования, способствовала формированию педагогических кадров.

Ключевые слова: система образования, национальное образование, евреи, казенные училища, раввинские училища, реформа.

Для цитирования: Мамкина И. Н. Организационные основы еврейского образования в Российской империи в первой половине XIX в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2022. Т. 42. С. 58-66. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2022.42.58_

Organizational Foundations of Jewish Education

in the Russian Empire in the First Half of the 19th Century

I. N. Mamkina*

Transbaikal State University, Chita, Russian Federation

Abstract. This article deals with the problem of reforming Jewish education in the Russian Empire in the first half of the 19th century. It is noted that for a long time the Jewish community in Russia maintained the traditional education system. The attempt to destroy the traditional Jewish school provoked opposition from Jews. It is noted that the reform of Jewish education laid the foundation for the development of secular education, contributed to the teaching staff establishment. Keywords: education system, national education, Jews, state schools, rabbinical schools, reform.

For citation: Mamkina I. N. Organizational Foundations of Jewish Education in the Russian Empire in the First Half of the 19th Century. The Bulletin of Irkutsk State University. Series History, 2022, vol. 42, pp. 58-66. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2022.42.58 (in Russian)_

В исторической науке еврейскому вопросу уделено немало внимания, но все же назвать его полностью изученным нельзя. Среди публикаций дореволюционного периода можно выделить обобщающие труды по истории рос-

© Мамкина И. Н., 2022

Original article

*Полные сведения об авторе см. на последней странице статьи. For complete information about the author, see the last page of the article.

сийского еврейства [3-5]. Авторы изучали вопрос с точки зрения дискриминации еврейского народа, концентрируясь на взаимоотношениях государственной власти и евреев, русского и еврейского общества, антисемитизме. Изучение собственно еврейской истории отражено в трудах С. М. Дубнова, который одним из первых сосредоточился на истории национальной школы [7; 8]. Отдельные вопросы истории национальной школы отражены в трудах Л. М. Брамсона, П. С. Марека, И. М. Чериковера [2; 13; 16]. В советской историографии национальная еврейская школа и формируемая государством казенная получили негативную оценку [10; 15]. В постсоветский период возрос интерес исследователей к истории национальной школы на уровне регионов [6; 11; 12].

Вместе с тем отдельные аспекты истории еврейского образования являются слабоизученными.

Многочисленная еврейская община появилась в России в результате трех разделов Польши. На западе империи проживало около 1 млн еврейских переселенцев. Безусловно, евреи пришли в российский социум с уже сложившимися устоями. Не имея собственного государства, сохраняя идентичность, евреи крепко держались религии предков на протяжении столетий. Ядро традиционного еврейского образования составляло изучение основ религии в совокупности с получением элементарной грамоты. Наиболее распространенным типом традиционных еврейских училищ считались хедеры (хадаримы), талмуд-торы, ешиботы, реализующие преимущественно преподавание основ иудаизма [14, с. 7]. В еврейских школах не стояла задача изучения русского языка, истории. Влившаяся в российский социум еврейская община сохраняла свою идентичность, что, несомненно, вызывало обеспокоенность российских властей.

Одним из первых нормативных актов российских властей, закрепившим светское образование евреев, является Положение об устройстве евреев, высочайше утвержденное 9 декабря 1804 г.1 В Положении говорилось, что «все дети евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, во всех Российских народных училищах, Гимназиях и Университетах»2. Отсутствовали и религиозные ограничения: «Никто из детей еврейских, быв в училище во время его воспитания, не должен быть ни под каким видом отвлекаем от своей религии, ни принуждаем учиться тому, что ей противно и даже несогласно с нею быть может». В случае нежелания евреев отдавать детей в государственные учебные заведения положение закрепляло возможность «установить на счет их особенные школы, где бы дети их были обучаемы»3.

Принимая во внимание многонациональный и поликонфессиональный состав населения Российской империи, следует отметить, что евреи получили определенный приоритет по сравнению с другими нерусскими народностями, для которых путь к образованию шел через обязательное крещение.

1 Положение об устройстве евреев, высочайше утв. 9 декабря 1804 г. URL: http://www.hrono.ru/dokum/ ru_zid1804. html (дата обращения: 18.08.2022)

2 Там же.

3 Там же.

Упомянутое положение предлагало в качестве альтернативы светское образование, но еврейская община предложением не воспользовалась. Ряд исследователей считает, что причиной непопулярности светских училищ могло быть отсутствие обучения на национальном языке [16]. По мнению известного исследователя Ю. И. Гессена, евреи «не желали и слышать» о русской школе [4, с. 121]. Собственные светские учебные заведения евреи также не спешили открывать [1, с. 144]. Такое отношение можно объяснить ограниченной практической значимостью светского образования не только для евреев, но и для русского населения. Государственная служба в начале XIX в. оставалась монопольным правом русских дворян, а для других видов службы обязательное образование не требовалось.

Таким образом, действия властей, направленные на развитие светского образования евреев, фактически не были реализованы. Еврейская община продолжала вести замкнутый образ жизни, сохраняя традиции, оберегая религию, не стремясь к изучению русского языка, истории, культуры.

В августе 1827 г. был принят Высочайший рескрипт, предписывающий «распространить надзор Министерства народного просвещения на все без исключения учебные заведения»4, кроме высших и духовных. Таким образом, действующие еврейские учебные заведения подпадали под контроль министерства. Как оказалось, на практике большинство еврейских детей обучалось у меламедов на дому. По данным МНП, в Вильненской, Гродненской, Минской и Белостокской областях действовало около 2500 домашних школ, в каждой обучалось от трех до девяти учеников из разных семей, нанявших учителя. В министерстве отмечали, что обучение носило «почти исключительно религиозное содержание»5. Эти школы имели латентный характер и не контролировались МНП. Незначительное количество действующих школ также находилось в безнадзорном состоянии «частично по недостатку общих положений по воспитанию евреев, частично по неизвестности средств к учреждению еврейских училищ в видах правительства»6.

В итоге установить контроль Министерства народного просвещения над еврейскими школами не удалось по причине отсутствия достоверных сведений о таковых.

Вопрос о светском образовании евреев зазвучал вновь в 1840 г. По указу Николая I 27 декабря 1840 г. начал работу Комитет для определения мер коренного преобразования евреев. В реализации реформы можно выделить несколько направлений, одним из которых стало реформирование еврейского образования. Было принято решение, не ограничивая традиционное образование, учредить особые еврейские училища во всех городах и местечках черты оседлости. Позднее эти училища получили название казенных.

Еврейские училища 1-го разряда учреждались для «распространения первоначальных более или менее всякому еврею нужных сведений»7. Училище

4 РГИА. Ф. 733. Оп. 97. Д. 14. Л. 48.

5 Там же. Д. 13. Л. 70.

6 РГИА. Ф. 733. Оп. 97. Д. 14. Л. 18 об.

7 Журнал Министерства народного просвещения. 1847. Т. 54. С. 144. URL: https://runivers.ru/bookreader/ book450805/#page/352/mode/1up (дата обращения: 09.08.2022).

Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2022. Т. 42. С. 58-66 The Bulletin of Irkutsk State University. Serns History, 2022, vol. 42, pp. 58-66

состояло из двух классов с программой обучения, рассчитанной на два года, по одному в каждом классе. В программу входило изучение Закона Еврейского, чтение и письмо на русском языке, чтение и письмо на древнем еврейском языке, элементарные арифметические действия, чистописание. Дополнительно разрешалось преподавать основы сельского хозяйства и садоводства, различные ремесла, черчение, немецкий язык, историю и географию России. В конце учебного года ученики сдавали экзамен.

В училище принимали еврейских детей с 8 лет, знающих общеупотребительные молитвы иудейской веры и читающих на древнем языке. Численность учеников в классе не должна была превышать 50 человек, допускались параллельные классы.

Учителя получали назначения в еврейские училища по согласованию с руководством учебного округа. На должность преподавателя Закона Еврейского назначался только еврей.

Училища 2-го разряда по своей учебной программе приравнивались к уездным училищам и были ориентированы на «приспособление юношества к торговому и промышленному состояниям»8. Учебный курс продолжался от трех до пяти лет. Учебная программа условно представляла три блока дисциплин. Первый блок - светские дисциплины: русский язык, арифметика, история, география, черчение и чистописание. Второй блок составляли дисциплины еврейского цикла: Еврейский Закон и еврейский язык, преподаваемый учителями из евреев. Дополнительно в училище могли изучаться дисциплины из «реальных наук»: бухгалтерия, геометрия, механика, физика, химия, есте-ствознание9. Содержание учебной программы училища определялось попечителем учебного округа и утверждалось Министерством народного просвещения. Забегая вперед, отметим, что, несмотря на столь прогрессивный набор предметов, попечители, как правило, утверждали традиционные дисциплины, оставляя физику, химию и другие за рамками учебного курса. К обучению принимались дети евреев без сословных ограничений с объемом знаний программы училищ 1-го разряда.

Средства на содержание училищ формировались из нескольких источников: со свечного сбора евреев поступало 230 тыс. руб.; от продажи еврейских церковных книг - 720 руб.; от сбора на получение свидетельств, выдаваемых меламедам на право содержания хедер, - 1500; от доходов с аренды помещений, находящихся в собственности у училищ, - 1126; с процентов еврейского училищного вклада в размере 617 524 руб. ежегодно поступало 26 445 руб.10 В среднем ежегодно на содержание еврейских училищ затрачивалось порядка 250 тыс. руб. Средства распределялись по округам, расходовались на содержание училищ, стипендии учащимся евреям в общих учебных заведениях, на пособия содержателям частных еврейских школ, жалованье учителям рус-

8 Журнал Министерства народного просвещения. С. 151.

9 Там же

10 РГИА. Ф. 733. Оп. 189. Д. 67. Л. 52 об.

ского языка, канцелярию и иные расходы. В частности, в 1865 г. в Санкт-Петербургский учебный округ поступило 3176 руб., в Виленский - 109 984, Киевский - 90 987, Одесский - 44 856, Дерптский - 6787 руб.11

Для обеспечения казенных училищ учителями правительство учредило раввинские училища. Одновременно училища осуществляли подготовку раввинов. Училища открывались с разрешения МНП и находились под контролем попечителей учебных округов. Вместе с тем преподавание еврейских дисциплин, их объем, учебные программы контролировались инспектором, назначенным из ученых евреев. В раввинские училища принимались еврейские дети всех сословий с 10 лет. Часть учеников обучались за государственный счет и считались стипендиатами, часть являлись вольноопределяющимися. Стипендиаты после окончания училища были обязаны отработать учителями в еврейских училищах 10 лет, вольноопределяющиеся могли работать учителями по желанию, прямая обязанность за ними не закреплялась.

Учебная программа состояла из трех курсов. Первый - общий для всех учеников, второй - педагогический, для будущих учителей казенных училищ, третий - специальный, для подготовки раввинов. Дополнительно были открыты подготовительные классы, где учебный курс соответствовал курсу первых трех классов гимназии и продолжался три года.

Общий курс был рассчитан на четыре года и соответствовал четырем высшим классам гимназии. Учащиеся изучали русскую словесность, логику, латинский, немецкий, французский языки, математику, основы геометрии, географию, статистику, историю, физику, чистописание, черчение, рисование. Все предметы преподавались на русском языке. Еврейские предметы по изучению языка и основ веры, как и везде, преподавали иудеи.

Педагогический курс рассчитывался на год и был направлен на получение практических знаний. Студенты изучали правила и способы преподавания, давали пробные уроки. По окончании учебных курсов учащиеся сдавали экзамены, в зависимости от результатов выпускники получали назначения в еврейские училища. «Оказавшие особенные успехи и отличившиеся постоянным прилежанием и благонравием»12 получали распределение в училища 2-го разряда. «При хороших успехах в науках, прилежны и благонравны»13 отправлялись в училища 1-го разряда.

Специальный раввинский курс продолжался два года и предусматривал углубленное изучение предметов, необходимых для получения звания раввина. После окончания первого года учащийся получал звание кандидата в раввины и обязался в течение года состоять помощником раввина. По истечении года кандидат с положительной рекомендацией от раввина сдавал итоговые экзамены и получал искомое звание. Не сдавший экзамен получал звание подраввина14. Выпускники раввинского курса сохраняли право занимать должность учителей еврейских предметов в казенных училищах.

11 РГИА. Ф. 733. Оп. 189. Д. 67. Л. 62-87.

12 Журнал Министерства народного просвещения. С. 166.

13 Там же.

14 Там же. С. 167.

Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2022. Т. 42. С. 58-66 The Bulletin of Irkutsk State University. Series History, 2022, vol. 42, pp. 58-66

Для поощрения светского образования правительство закрепило некоторые льготы за выпускниками училищ. Так, выпускникам училищ 2-го разряда сокращался срок действительной военной службы на 10 лет, выпускникам гимназий - на 15 лет. Отличник со знанием русского языка освобождался от службы15. По мнению правительства, подобные льготы делали светское образование более привлекательным, однако за годы деятельности училищ льготой воспользовалось незначительное число евреев.

Таким образом, преобразования 1844 г. сформировали государственную систему еврейского образования. По данным МНП, в 1846 г. в черте оседлости действовало 2702 училища 1-го разряда, 2580 училищ 2-го разряда. Обучалось 69 464 ученика, в учительской деятельности было задействовано 10 860 учителей16.

Вместе с тем еврейская общественность негативно воспринимала казенные училища. Предусмотренные льготы оказались труднодостижимыми. Обязательное знание русского языка, сокращение числа занятий по еврейским дисциплинам, ограничение доступа к казенным училищам раввинов с традиционным образованием не способствовали популярности училищ среди евреев. Наряду с казенными училищами продолжали сохраняться традиционные школы. В 1846 г. министерство отметило 27 ешиботов, 52 талмуд-торы. Широкое распространение имело домашнее образование. Количество домашних школ меламедов в силу их латентного характера трудно поддавалось учету со стороны государства.

В обращении еврейских купцов к министру внутренних дел в феврале 1863 г. есть упоминание о раввинских училищах, прекрасно иллюстрирующее отношение евреев к этим заведениям. В частности, купцы писали о том, что выпускники раввинских училищ «благодаря совершенному незнакомству их с требованиями религии и изолированного пребывания во время воспитания... по вступлении в свет бесцеремонным обращением с постановлениями веры и открытыми нарушениями важнейших религиозных запретов поддерживают неуважение и нерасположение к ним народа»17. Российские раввинские училища стали предметом обсуждения в седьмом номере «Всеобщей еврейской газеты» от 11 февраля 1862 г. Евреи видели в казенных и раввинских училищах угрозу традиционному образованию и выражали негативное отношение к ним.

Одним словом, еврейское сообщество не приняло образовательную реформу правительства. Не видели практической значимости в казенных еврейских училищах и представители российской власти. В 1863 г. могилевский губернатор А. П. Беклемишев писал о казенных училищах как о «мнимых раз-садниках просвещения существующих только на показ»18. Киевский генерал-губернатор И. И. Васильчиков утверждал, что «по неудачному их внутрен-

19

нему устройству не пользуются никаким доверием евреев» .

15 РГИА. Ф. 733. Оп. 189. Д. 49. Л. 452.

16 Журнал Министерства народного просвещения. С. 14.

17 РГИА. Ф. 733. Оп. 189. Д. 38. Л. 8 об.

18 Там же. Д. 49. Л. 38.

19 Там же. Л. 38.

С каждым годом количество казенных еврейских училищ сокращалось. К 1863 г. в черте оседлости действовало 99 училищ 1-го разряда, 13 - 2-го и две раввинские школы в Вильнюсе и Житомире20. Принимая во внимание численность евреев в 1863 г. (1 425 784 чел.), отметим, что такое мизерное количество казенных учебных заведений свидетельствует о провале реформы.

Летом 1863 г. по инициативе министра народного просвещения А. В. Го-ловнина «для осмотра еврейских училищ» командирован чиновник министерства Александр Филиппович Постельс21. Постельс посетил училища Витебской, Курляндской, Ковенской, Виленской, Минской, Гродненской, Волынской, Подольской, Полтавской, Черниговской, Могилевской областей.

По завершении длительной командировки, осмотрев два раввинских училища, три училища 2-го разряда, 55 училищ 1-го разряда, частные школы, А. Ф. Постельс сделал вывод, что в раввинских училищах «курс надлежит некоторому изменению для более основательной подготовки воспитанников к педагогической деятельности и для сближения курса нисших классов с таковыми же в гимназии, куда с некоторого времени стали переходить многие вос-питанники»22. Училища 2-го разряда, по его мнению, «не дают законченных знаний»23, училища 1-го разряда подлежат коренному изменению.

В итоговом отчете Постельс отметил, что разрешение евреям с учеными степенями поступать на государственную службу и проживать в любой местности способствовало увеличению числа еврейских студентов в гимназиях и университетах. Возрастающий интерес еврейского юношества к светскому образованию требовал определенных изменений в системе еврейского образования. А. Ф. Постельс считал необходимым уравнять статус раввинских училищ с гимназиями, упразднить училища 2-го разряда, изменить учебную программу училищ 1-го разряда, пересмотрев цикл еврейских дисциплин. Подобные преобразования дадут возможность еврейским училищам осуществлять необходимую подготовку учащихся для поступления в гимназии и университеты. В прежнем виде система казенных еврейских училищ, на его взгляд, не имела перспективы.

Таким образом, отметим, что на протяжении первой половины XIX в. власти предпринимали попытки организации государственной системы еврейского образования с целью интеграции еврейского сообщества в российский социум. Действия правительства не увенчались успехом и не имели поддержки со стороны еврейской общины, стремящейся сохранить традиционное образование. Распространению гражданского образования мешало ограничение правового статуса евреев. Созданная в 1840-х гг. система казенных еврейских училищ не смогла в полной мере заместить традиционное еврейское образование, но она стала переходным звеном к общему светскому образованию. Деятельность раввинских училищ, несмотря на сопротивление ортодоксальной еврейской общины, содействовала формированию педагогического

20 РГИА. Ф. 733. Оп. 189. Д. 49. Л. 8.

21 Там же.

22 Там же. Л. 40.

23 Там же.

Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2022. Т. 42. С. 58-66 The Bulletin oflrkutsk State University. Series History, 2022, vol. 42, pp. 58-66

сообщества, воспитанного на светских началах. В конечном итоге только изменение государственной политики в области гражданских прав евреев способствовало усилению практической значимости общего образования и ослаблению роли традиционных еврейских школ, что по сути являлось целью всех преобразований.

Список литературы

1. Баркусский И. Особенности национального просвещения (к вопросу о реформе казенного еврейского образования в николаевской России) // Тирош : Труды по иудаике, славистике, ориенталистике. 2003. № 6. С. 141-148.

2. Брамсон Л. М. К истории начального образования евреев в России. СПб. : Тип. и- лит. А. Е. Ландау, 1896. 76 с.

3. ГессенЮ. И. История евреев в России. СПб. : Право, 1914. 341 с.

4. Гессен Ю. И. История еврейского народа в России. Л. : Тип. К.-О. Ленингр. губпроф-совета, 1925. Т. 1. 244 с.

5. Гинзбург С. М. Евреи в России: странички из недавнего прошлого. М. : Труд и воля, 1917. 72 с.

6. Голубь И. Б. Некоторые материалы из истории становления и развития национального образования в ЕАО // Проблема трансформации исторического знания и формирования социально-ориентированной личности учителя. Биробиджан : ГОУ ВПО ДВГСГА, 2005. С. 65-73.

7. Дубнов С. М. Всеобщая история евреев на основании новейших научных исследований : в 3 кн. СПб., 1904-1906.

8. Дубнов С. М. Евреи в царствование Николая II (1894-1914). Петербург : Кадима, 1922.

85 с.

9. Ермолов В. А. Особенности системы образования в национальных школах Российской империи: мусульманские и еврейские школы // Общество. Среда. Развитие. 2009. № 4(13). С. 100-109.

10. Кантор Я. Национальное строительство среди евреев в СССР. М. : Власть советов, 1934. 200 с.

11. Клюева В. П. Система еврейского светского образования в Западной Сибири в 1917 г. - 1920-х гг. // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VIII регион. науч.-практ. конф. Красноярск, 2007. С. 237-242.

12. Курьян З. Из истории еврейского образования в Мозыре в конце XIX - начале XX в. // Евреи в Гомеле: история и культура (конец XIX - начало XX века). Гомель, 2004. С. 46-53.

13. Марек П. С. Очерки по истории просвещения евреев в России (Два воспитания). М. : Об-во распространения правильных сведений о евреях и еврействе, 1909. 289 с.

14. Материалы, относящиеся к образованию евреев в России. СПб. : Тип. Рогальского, 1865. 62 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Палатник С. Культурное строительство среди евреев СССР. М. : ЦСОЗЕТ, 1931. 64 с.

16. Чериковер И. M. История Общества для распространения просвещения между евреями в России (Культурно-общественные течения в русском еврействе), 1863-1913 гг. СПб. : Тип. И. Флейтмана и тип. И. Лурье и К°, 1913. Т. 1. 257 с.

References

1. Barkusskii I. Features of national enlightenment (on the issue of the reform of state-owned Jewish education in Mykolaiv Russia [Features of national enlightenment (on the issue of the reform of state Jewish education in Mykolaiv Russia)]. Tirosh. Trudy po iudaike, slavistike, orientalistike. [Tirosh. Works on Judaism, Slavistics, Orientalism], 2003, no. 6, pp. 141-148. (in Russian)

2. Bramson L.M. On the history of primary education of Jews in Russia. [On the history of primary education of Jews in Russia]. Saint Petersburg, Tip. i-lit. A. E. Landau Publ., 1896, 76 p. (in Russian)

3. Gessen Yu.I. History of Jews in Russia [History of Jews in Russia]. Saint Petersburg, Pravo Publ., 1914, 341 p. (in Russian)

4. Gessen Yu.I. History of the Jewish people in Russia [History of the Jewish people in Russia]. Leningrad, Tip. K.-O. Leningr. Gubprofsoveta Publ., 1925, vol. 1, 244 p. (In Russian)

5. Ginzburg S.M. Jews in Russia: pages from the recent past [Jews in Russia: pages from the recent past. ]. Moscow, Trud i volya Publ., 1917, 72 p. (in Russian)

6. Golub' I.B. Some materials from the history of the formation and development of national education in the EAO [Some materials from the history of the formation and development of national education in the EAO]. Problema transformatsii istoricheskogo znaniya i formirovaniya sotsialno-orientirovannoi lichnosti uchitelya [The problem of transformation of historical knowledge and the formation of a socially-oriented personality of a teacher]. Birobidzhan, GOU VPO DVGSGA Publ., 2005, pp. 65-73. (in Russian)

7. Dubnov S.M. The general history of the Jews on the basis of the latest scientific research [The universal history of the Jews based on the latest scientific research]. In 3 books. Saint Petersburg, 1904-1906. (in Russian)

8. Dubnov S.M. Jews in the reign of Nicholas II (1894-1914) [Jews in the reign of Nicholas II (1894-1914)]. Saint Petersburg, Kadima Publ., 1922, 85 p. (in Russian)

9. Ermolov V.A. Features of the education system in the national schools of the Russian Empire: Muslim and Jewish schools [Features of the education system in the national schools of the Russian Empire: Muslim and Jewish schools]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie [Society. Wednesday. Development], 2009, no. 4(13), pp. 100-109. (In Russian)

10. Kantor Ya. National construction among Jews in the USSR. [National construction among Jews in the USSR]. Moscow, The Power of the Soviets Publ., 1934, 200 p. (in Russian)

11. Klyueva V.P. The system of Jewish secular education in Western Siberia in 1917 - 1920s. [The system of Jewish secular education in Western Siberia in the 1917-1920's.]. Jews in Siberia and the Far East: history and modernity [Jews of Siberia and the Far East: history and modernity]. Proc. of the 8th Regional Sci. and Pract. Conf.]. Krasnoyarsk, 2007, pp. 237-242. (in Russian)

12. Kur'yan Z. From the history of Jewish education in Mozyr in the late XIX - early XX centuries. [From the history of Jewish education in Mozyr in the late 19th - early 20 centuries]. Evrei v Gomele: istoriya i kultura (konetsXIX- nachaloXXvekov). [Jews in Gomel: History and culture (late 19th - early 20th centuries)]. Gomel, 2004, pp. 46-53. (in Russian)

13. Marek P.S. Essays on the history of the enlightenment of Jews in Russia (Two educations) [Essays on the history of the enlightenment of Jews in Russia (two educations)]. Moscow, 1909, 289 p. (in Russian)

14. Materials related to the education of Jews in Russia [Materials related to the education of Jews in Russia]. Saint Petersburg, 1865, 62 p. (in Russian)

15. Palatnik S. Cultural construction among the Jews of the USSR [Cultural construction among the Jews of the USSR]. Moscow, TSSOZET Publ., 1931, 64 p. (in Russian)

16. Cherikover I.M. History of Society for the dissemination of enlightenment among Jews in Russia (Cultural and social trends in Russian Jewry), 1863-1913 [History of the Society for the Dissemination of Enlightenment among Jews in Russia (cultural and social trends in Russian Jewry), 18631913]. Saint Petersburg, 1913, vol. 1, 257 p. (in Russian)

Сведения об авторе

Мамкина Инна Николаевна

доктор исторических наук, заведующая кафедра теории государства и права Забайкальский государственный университет

Россия, 664082, г. Чита, ул. Чкалова, 140 e-mail: mail@zabgu.ru

Information about the author

Mamkina Inna Nikolayevna

Doctor of Sciences (History), Head, Department of Theory of State and Law Transbaikal State University 140, Chkalov st., Chita, 664082, e-mail: mail@zabgu.ru

Статья поступила в редакцию 14.08.2022; одобрена после рецензирования 05.09.2022; принята к публикации 10.11.2022 The article was submitted August, 14, 2022; approved after reviewing September, 05, 2022; accepted for publication November, 10, 2022

Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2022. Т. 42. С. 58-66 The Bulletin of Irkutsk State University. Series History, 2022, vol. 42, pp. 58-66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.