Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ ХАБАРОВСК'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ ХАБАРОВСК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ГОРОД ХАБАРОВСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жебо Анна Владимировна, Тяпшева Татьяна Антоновна

Сфера услуг является третичным и социальным инфраструктурным сектором, который охватывает различные сферы деятельности, в частности сферу общественного питания. Деятельность которой направлена на повышение уровня жизнедеятельности населения и удовлетворение их культурно-бытовых потребностей. При этом сфера общественного питания (СОП), как отрасль сферы услуг, минимизирует трудовые нагрузки населения от приготовления питания в домашних условиях, а также предоставления им времени для восстановления сил и целенаправленной работы в разных отраслях экономики. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления организационных и технологических инноваций на предприятиях общественного питания в городе Хабаровск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жебо Анна Владимировна, Тяпшева Татьяна Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL INNOVATIONS AT ENTERPRISES OF PUBLIC AFFAIRS IN THE CITY OF KHABAROVSK

The sphere of services is a tertiary and social infrastructure sector, which covers various spheres of activity, in particular, the sphere of public catering. The activity of which is aimed at increasing the level of life activity of the population and meeting their cultural and household needs. At the same time, the public catering sector, as a service sector, minimizes the workload of the population from preparing food at home, as well as giving them time to restore strength and purposeful work in different sectors of the economy. In this article, the author attempted a scientific analysis and critical analysis of organizational and technological innovations at catering enterprises in the city of Khabarovsk.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ ХАБАРОВСК»

Столыпинский вестник №10/2022

Научная статья Original article УДК 338.45:664

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ

ХАБАРОВСК

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL INNOVATIONS AT ENTERPRISES OF PUBLIC AFFAIRS IN THE CITY OF KHABAROVSK

Жебо Анна Владимировна, кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО "Хабаровский государственный университет экономики и права" (680042, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134), тел. +7 (4212) 22-48-79, Zhebo. av@yandex.ru

Тяпшева Татьяна Антоновна, магистрант ФГБОУ ВО "Хабаровский государственный университет экономики и права" (680042, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134), тел. +7 (4212) 22-48-79, tatyanatyapsheva@yandex.ru

Zhebo Anna Vladimirovna, candidate of technical sciences, associate professor, FSBEI HE "Khabarovsk State University of Economics and Law" (680042, Russia, Khabarovsk, 134, Pacific street), tel. +7 (4212) 22-48-79, Zhebo. av@yandex.ru Tyapsheva Tatyana Antonovna, master student of FSBEI HE "Khabarovsk State University of Economics and Law" (680042, Russia, Khabarovsk, 134, Pacific street), tel. +7 (4212) 22-48-79, tatyanatyapsheva@yandex.ru

Столыпинский вестник

5889

Аннотация: Сфера услуг является третичным и социальным инфраструктурным сектором, который охватывает различные сферы деятельности, в частности сферу общественного питания. Деятельность которой направлена на повышение уровня жизнедеятельности населения и удовлетворение их культурно-бытовых потребностей. При этом сфера общественного питания (СОП), как отрасль сферы услуг, минимизирует трудовые нагрузки населения от приготовления питания в домашних условиях, а также предоставления им времени для восстановления сил и целенаправленной работы в разных отраслях экономики. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления организационных и технологических инноваций на предприятиях общественного питания в городе Хабаровск.

Abstract: The sphere of services is a tertiary and social infrastructure sector, which covers various spheres of activity, in particular, the sphere of public catering. The activity of which is aimed at increasing the level of life activity of the population and meeting their cultural and household needs. At the same time, the public catering sector, as a service sector, minimizes the workload of the population from preparing food at home, as well as giving them time to restore strength and purposeful work in different sectors of the economy. In this article, the author attempted a scientific analysis and critical analysis of organizational and technological innovations at catering enterprises in the city of Khabarovsk.

Ключевые слова: развитие экономики, развитие бизнеса, предприятия общественного питания, организационные инновации, технологические инновации, город Хабаровск.

Keywords: economic development, business development, public catering enterprises, organizational innovations, technological innovations, the city of Khabarovsk.

5890

В нынешних условиях исследование СОП как фактора социально -экономического развития приобретает особое значение, так как дает возможность обеспечить коллективно-общественный прием пищи, объединяет людей, коллектив работников, а также повышает производительность труда работников, что, безусловно, положительно влияет на развитие города Хабаровска. [7, с. 74]

На рисунке 1 видно, что в структуре предприятий сферы общественного питания города Хабаровска, образуется трехлинейная степень воздействия внешних и внутренних факторов, которые под номером первый (1) подразумевают внутренние факторы - факторы, влияющие на производство и торгово-сервисные услуги, а под номером второй (2) внешние факторы -влияющие на рынок поставщиков и рынок потребителей. [4, с. 19]

Рисунок 1. Структурная схема влияния факторов на деятельность предприятий сферы общественного питания города Хабаровска (составлено

автором)

5891

По данным анализируемых источников, к внутренним факторам, относятся: [3, с. 15]

1. Организационная форма собственности, определяющая характер экономических интересов субъектов предприятий сферы общественного питания города Хабаровска;

2. Отраслевая принадлежность предприятий сферы общественного питания города Хабаровска, специализация предприятий и основная цель;

3. Финансовое состояние предприятий СОП города Хабаровска;

4. Научно-технический потенциал;

5. Производственный потенциал предприятий СОП города Хабаровска;

6. Кадровый потенциал предприятий СОП города Хабаровска (уровень квалификации работников предприятий общественного питания, степень делегирования кадров).

К внешним факторам, влияющим на рынок поставщиков и рынок потребителей относят: [1, с. 144]

1) элементы рынка, психология потребителей, формирующих спрос на готовую продукцию и услуги предприятий СОП города Хабаровска;

2) возможность получения прибыли;

3) характер конкуренции, стратегические планы конкурирующих предприятий;

4) политическая ситуация в стране;

5) коммуникации местными органами власти, заказчиками и инвесторами.

6) географическая условия;

7) научно-технический прогресс.

Рекомендуется рассматривать все факторы, приспосабливающихся к развитию инновационной деятельности субъектов, как стимулирующие факторы инновационного развития СОП города Хабаровска. К числу такими факторам относят: уровень конкурентоспособности, критерия или объем

5892

спроса потребителей, объем производства продукции и их доставка потребителям; обеспечение условий труда работников предприятий и механизм мотивации работникам предприятий. Вместе с тем, существуют различные факторы, сдерживающие инновационное развитие предприятий СОП города Хабаровска. К ним относятся: экономические факторы, ценовые факторы, рыночные факторы, правовые (институциональные) факторы, а также факторы, связанные с человеческим капиталом или знаниям. [9, с. 51]

Считаем, что все признаки классификации факторов инновационного развития имеют общие характерные черты, которые проводится либо на уровне макро, либо на уровне микросреды и ограничиваются обобщенными типами классификации. Но, нам нужен тот тип классификации факторов, который учитывая экономические особенности деятельности или возможности субъекта, отражают инновационный потенциал предприятий СОП города Хабаровска.

Для обеспечения инновационного развития, необходимо оценивать инновационный потенциал предприятий СОП города Хабаровска или в целом Хабаровского края, как основополагающие базы инновационного развития данной отрасли.

Нужно отметить, что причина неиспользования мощи или потенциала предприятия общественного питания в полных объемах зависит не только от факторов, формирующих инновационный потенциал предприятий, т.е. не только внутренние факторы, но и от внешних факторов. Поэтому нам следует проанализировать степень влияния внешних факторов инновационного развития предприятий СОП города Хабаровска. [5, с. 128]

Для достижения поставленной цели и с учетом перечисленных признаков классификации факторов, используя метод PEST - анализа, проведем классификацию и ранжирование внешних факторов.

Таблица 1. Классификация внешних факторов инновационного развития

СОП по методу PEST-анализа

5893

Политико-правовые факторы Экономические факторы

(Political) (Economic)

1. Политическая ситуация внутри страны и на международном уровне; 2. Государственные органы, регулирующие деятельности ПСОП; 3. Нормативно-правовая база по государственному регулированию общественного питания; 4. Государственная инновационная политика. 1. Спрос и предложение, поведение потребителей, формирующих спрос на готовые продукты и услуг ПСОП; 2. Уровень инфраструктуры региона; 3. Уровень доходности населения; 4. Уровень инвестиций в основной капитал ПСОП; 5. Уровень (индекс) потребительских цен (инфляции); 6. Уровень неопределенности выгода (риск).

Социально-культурные факторы (Social) Технологические факторы (Technological)

1. Уровень образования населения; 2. Культура и ценность общества; 3. Качества услуг; 4. Демографические факторы; 5. Природно-климатические условия; 6. Уровень восприимчивости инноваций. 1. Мировой уровень научно -технического прогресса; 2. Уровень развития энергосберегающих технологий; 3. Уровень технологических инноваций; 4. Уровень информационной базы.

Важное значение в процессе организации управления занимает управление качества общественного питания, знания с учетом культуры производства и квалификации работников. С другой стороны, организация здорового питания, способствует развитию и жизнедеятельности людей, укреплению их здоровья и профилактике заболеваний на основе соблюдения санитарно-гигиенических норм.

5894

Важно заметить, что система управления качеством в СОП города Хабаровска создается, используя процессный подход на основе «организации контроля процесса производства, приобретения сырья, готовой продукции (блюд) и их реализации».

В связи с этим разработка и реализации инновационных проектов должны учитывать вышеуказанные процессы на основе использования схемы «наука и образование - производство - рынок» в общественном питании, а также систематизация факторообразующих элементов, учитывающие результаты их работы. [2, с. 125]

В целом использование результатов систематизации факторообразующих элементов в работе предприятий СОП города Хабаровска, способствует обеспечению эффективности функционирования предприятий различных форматов городе Хабаровске, на основе разработки стратегии развития, учитывая двух подходов: экономического развития и роста. [6, с. 108]

Важно заметить, что первая стратегия в городе Хабаровска реализуется на основе интеграции деятельности предприятий в структуре системы «наука и образование - производство - рынок» и главная ее цель предусматривает удовлетворение спроса рынка и формирование новых потребительских предпочтений и пищевого поведения населения края.

Другая стратегия предусматривает удовлетворение потребительского спроса населения и основывается на улучшении качества продукции и услуг предприятий ОП города Хабаровска.

Потребительский спрос на услуги обеспечивается параметрами здорового питания разных слоев населения и обоснованной физиологической базы для формирования инновационной культуры, интеллектуального капитала и др.

При этом особое место мы уделяем источникам закупки предприятиями общественного питания сырьевых ресурсов сельское хозяйство, АПК, их

5895

продукции и их переработки, отрасли пищевой промышленности. Улучшении взаимодействия возможно на рынке розничной торговли и оптового рынка при исключении посредников. [8, с. 330]

На основе оценки локальных процессов в предприятиях, изучения их деятельности, обосновании целей в разрабатываемых и реализуемых стратегиях, создания благоприятных условий для их функционирования мы пришли к выводу о том, что в условиях формирования цифровой экономики важным считаем роль знаний и развития интеллектуального капитала работников СОП города Хабаровска.

Инновации в СОП города Хабаровска, прежде всего, направлены на: «минимизацию ручного труда; повышение качества и периода обслуживания посетителей; формирование сильного бренда; обоснование перспектив развития; стимулирование конкуренции и повышение конкурентоспособности предприятий; повышение уровня жизни различных слоев населения».

Таким образом, можно предположить, что в ближайшей перспективе появятся новые инновационные технологии для повышения эффективности работы ПОП города Хабаровска, позволяющие совершенствовать процесс предоставления услуг и ускорить, а также минимизировать ошибки при выполнении заказов.

Литература

1. Абдуллина, Е. Э. Инновационное развитие предприятий общественного питания / Е. Э. Абдуллина // Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. - С. 143-144.

2. Винокуров, С. В. Стратегический маркетинг как направление устойчивого развития предприятий общественного питания / С. В. Винокуров // Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2020. - С. 124-127.

3. Исаенко, Е. В. Оценка достижения целей устойчивого развития предприятиями общественного питания потребительской кооперации / Е. В. Исаенко, Е. Е. Тарасова, А. В. Исаенко // Вестник Белгородского

5896

университета кооперации, экономики и права. - 2021. - № 3(88). - С. 922.

4. Исоков, А. А. Оценка степени влияния внешних факторов на инновационное развитие предприятий общественного питания / А. А. Исоков, А. Р. Алиев // Российский экономический интернет-журнал. -2020. - № 3. - С. 14-21.

5. Кириличева, О. Д. Этапы формирования долгосрочной конкурентной стратегии развития предприятия общественного питания / О. Д. Кириличева, Т. А. Маринко // Молодой ученый. - 2020. - № 4(294). - С. 127-130.

6. Любарская, М. А. Роль интернет-сервисов в развитии предприятий общественного питания на современном этапе / М. А. Любарская, А. А. Ларионова // Тверь: Тверской государственный технический университет, 2021. - С. 105-109.

7. Роль инновационной среды в развитии предприятий общественного питания в региональных условиях / Н. В. Горников, Л. А. Маюрникова, С. В. Новоселов [и др.] // Техника и технология пищевых производств. -2022. - Т. 52. - № 1. - С. 70-78.

8. Ткачева, Е. Л. Инновационное развитие предприятий общественного питания в условиях цифровой экономики / Е. Л. Ткачева, М. А. Безъязыкова // Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. - С. 328-332.

9. Чеченина, С. В. Влияние агрокультурной промышленности на развитие предприятий общественного питания / С. В. Чеченина, А. А. Пантелеенко // Саратов: НАУЧНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЦИФРОВАЯ НАУКА», 2020. - С. 49-52.

5897

Literature

1. Abdullina, E. E. Innovative development of public catering enterprises / E. E. Abdullina // Ekaterinburg: Ural State Economic University, 2019. - P. 143144.

2. Vinokurov, S. V. Strategic marketing as a direction of sustainable development of public catering enterprises / S. V. Vinokurov // Simferopol: IP Zueva T.V., 2020. - P. 124-127.

3. Isaenko, E. V., Tarasova E. E., Isaenko A. V. Assessment of the achievement of sustainable development goals by public catering enterprises of consumer cooperation // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. - 2021. - No. 3 (88). - P. 9-22.

4. Isokov, A. A. Assessment of the degree of influence of external factors on the innovative development of public catering enterprises / A. A. Isokov, A. R. Aliev // Russian Economic Internet Journal. - 2020. - No. 3. - P. 14-21.

5. Kirilicheva, O. D. Stages of formation of a long-term competitive strategy for the development of a public catering enterprise / O. D. Kirilicheva, T. A. Marinko // Young scientist. - 2020. - No. 4 (294). - P. 127-130.

6. Lyubarskaya, M. A. The role of Internet services in the development of public catering enterprises at the present stage / M. A. Lyubarskaya, A. A. Larionova // Tver: Tver State Technical University, 2021. - P. 105-109.

7. The role of the innovative environment in the development of public catering enterprises in regional conditions / N. V. Gornikov, L. A. Mayurnikova, S. V. Novoselov [et al.] // Technique and technology of food production. - 2022. -T. 52. - No. 1. - P. 70-78.

8. kacheva, E. L. Innovative development of public catering enterprises in a digital economy / E. L. Tkacheva, M. A. Bezyazykova // Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2019. - P. 328-332.

9. Chechenina, S. V. Influence of the agricultural industry on the development of public catering enterprises / S. V. Chechenina, A. A. Panteleenko //

5898

Saratov: SCIENTIFIC PUBLIC ORGANIZATION "DIGITAL SCIENCE 2020. - P. 49-52.

© Жебо А.В., Тяпшева Т.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

Для цитирования: Жебо А.В., Тяпшева Т.А. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ ХАБАРОВСК // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

5899

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.