Научная статья на тему 'Организационные и правовые аспекты деятельности следственных групп (бригад)'

Организационные и правовые аспекты деятельности следственных групп (бригад) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1197
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННАЯ ГРУППА / ГРУППОВОЙ МЕТОД РАССЛЕДОВАНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ЧЛЕНЫ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ / СЛОЖНОСТЬ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ / ORGANIZATION OF THE INVESTIGATION TEAM’S WORK / INVESTIGATION TEAM / GROUP METHOD OF INVESTIGATION / HEAD OF INVESTIGATION TEAM / INVESTIGATOR / MEMBERS OF THE INVESTIGATION TEAM / COMPLEXITY OF THE CRIMINAL CASE / LARGE VOLUME OF THE CRIMINAL CASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алмаз Михаил Эдуардович

В статье рассматриваются правовая регламентация и вопросы организации деятельности следственных групп (бригад), анализируются научные взгляды ученых по поводу возникновения группового метода расследования и порядка организации работы следственной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal aspects of the investigation teams’ activities

The article deals with the legal regulation of the organization and activities of the investigative teams (crews). The author studies scientific views of the researchers regarding the group method of investigation and organization of the investigation team’s work.

Текст научной работы на тему «Организационные и правовые аспекты деятельности следственных групп (бригад)»

УДК 347.934

Алмаз Михаил Эдуардович

Almaz Mikhail Eduardovich

[email protected]

[email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ГРУПП (БРИГАД)

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF THE INVESTIGATION TEAMS’ ACTIVITIES

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются правовая регламентация и вопросы организации деятельности следственных групп (бригад), анализируются научные взгляды ученых по поводу возникновения группового метода расследования и порядка организации работы следственной группы.

The article deals with the legal regulation of the organization and activities of the investigative teams (crews). The author studies scientific views of the researchers regarding the group method of investigation and organization of the investigation team’s work.

Ключевые слова:

Keywords:

следственная группа, групповой метод расследования, руководитель следственной группы, следователь, члены следственной группы, сложность уголовного дела, большой объем уголовного дела, организация работы следственной группы.

investigation team, group method of investigation, head of investigation team, investigator, members of the investigation team, complexity of the criminal case, large volume of the criminal case, organization of the investigation team’s work.

Появление прототипа «группового метода расследования» отдельные авторы связывают с принятием Декрета СНК РСФСР «О суде» № 2 от 15 февраля 1918 г. и созданием следственных комиссий, состоящих из трех человек [1]. Такими комиссиями производилось предварительное следствие по уголовным делам, подсудным окружным судам, то есть о посягательствах на человеческую жизнь, причинении тяжких телесных повреждений и увечий, изнасиловании, разбойных нападениях, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве, спекуляции, а также по наиболее сложным делам. В Декрете СНК РСФР от 13 июля 1918 г. «О суде» № 3 регламентация деятельности следственных комиссий не изменилась. В ст. 6 было сказано, что по более сложным уголовным делам производство предварительного следствия возлагается на следственные комиссии, созданные на основании Декрета № 2.

В дальнейшем коллегиальные органы предварительного следствия были ликвидированы. Положением о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г., утвержденным декретом ВЦИК [2] были учреждены должности единоличных народных следователей при совете уездных (городских, губернских) народных судей, а также образованы должности следователей по важнейшим делам при отделах юстиции губиспол-комов и НКЮ.

Как таковое, бригадное расследование возникло в середине 40-х гг. XX в. [3], но своей нормативной базы не имело. Впервые о следственной группе было упомянуто в приказе Генерального прокурора СССР от 19 марта 1952 г. № 63 «Об устранении фактов волокиты в расследовании уголовных дел». В нем предлагалось в качестве меры сокращения сроков следствия, обеспечения его полноты и всесторонности производить расследование силами нескольких следователей [4].

В Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 г. [5] деятельность следственных групп была урегулирована нормой ч. 3 ст. 129 «Начало производства предварительного следствия», включенной в главу 10 «Общие условия производства предварительного следствия». Она предусматривала, что в случае сложности уголовного дела или его большого объема предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям, о чем фиксировалось в постановлении о возбуждении уголовного дела либо в отдельном постановлении. Один из следователей принимал уголовное дело к своему производству и руководил действиями других следователей. При этом подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику разъяснялось право на отвод, и объявлялся весь состав следователей.

Вместе с тем, регламентация организации и осуществления бригадного метода расследования была очень лаконичной и требовала более тщательной разработки. Восполнение пробелов в законодательстве осуществлялось с помощью научных рекомендаций ученых [6]. Учитывая, что в ч. 3 ст. 129 УПК РСФСР речь шла о «нескольких следователях», которым поручалось предварительное следствие. В доктрине употреблялась различная терминология для их обозначения - «бригада следователей» [7], «группа следователей» [8], «следственное формирование» [9] и т.д.

В действующем Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ) [10] ст. 163 вошла в главу 22 «Предварительное следствие», а не в главу 21 «Общие условия предварительного расследования», что является вполне оправданным, поскольку деятельность следственной группы возможна в форме предварительного следствия, а не дознания.

В названной норме впервые закреплено понятие «следственной группы», которое, как и в ранее действующем законодательстве не раскрывается.

В качестве основания для создания следственной группы сохранена преемственность - сложность или большой объем уголовного дела. Новеллой законодательства является положение ч. 2 ст. 163 УПК РФ о

том, что к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Объясняется данное дополнение сложившейся следственной практикой.

Первоначальная редакция ч. 2 ст. 163 УПК РФ предусматривала, что решение о производстве предварительного расследования следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела, а по уголовным делам, которые расследуются следователями прокуратуры - прокурором по собственной инициативе.

Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ [11] были внесены изменения, в соответствии с которыми решение о производстве предварительного расследования следственной группой, изменении ее состава принималось прокурором либо начальником следственного отдела. Другим Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ [12] в связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ (в настоящее время - Следственный комитет РФ) ч. 2 ст. 163 УПК РФ подверглась коррективам. Решение о создании следственной группы принимается руководителем следственного органа, о чем выносится соответствующее постановление, либо указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В данном процессуальном акте должны быть перечислены все следователи, которые входят в состав группы, с указанием кто из них является руководителем.

Все важные и значимые для производства предварительного следствия решения принимает руководитель следственной группы. В юридической литературе его функции подразделяют на процессуальные и организационные. Под первыми понимается принятие наиболее важных процессуальных решений: о прекращении уголовного дела, привлечении лица в качестве обвиняемого, возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения и т.д. (ч. 4, 5 ст. 163 УПК РФ) [13].

Важнейшей организационной функцией руководителя группы является планирование расследования. В числе других наиболее значимых выделяют:

- анализ всей поступающей следственной и оперативно-розыскной информации;

- организацию режима работы группы, корректировку в установленном порядке ее состава;

- определение принципов систематизации материалов дела, структурирование (с участием членов группы) всей доказательственной базы;

- постановку конкретных задач перед следователями и органами дознания, контроль их выполнения;

- составление или корректировку важнейших процессуальных документов;

- непосредственное участие в проведении важнейших следственных действий [14].

В соответствии с ч. 5 ст. 163 УПК РФ руководитель и члены следственной группы наделены правом участвовать в следственных действиях, лично производить следственные действия, а также принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Конкретный порядок организации работы следственной группы в уПк РФ не определен. По мнению М.М. Шамсутдинова - это деятельность ее руководителя, связанная с изучением и оценкой сложившейся по уголовному делу ситуации; формированием целей и определением направлений расследования; формулированием задач, подлежащих решению в ходе расследования и конкретизацией предмета доказывания; планированием расследования. Кроме того, к ней можно отнести рациональный выбор и реализацию мер, обеспечивающих успех запланированных мероприятий, таких как изучение необходимой литературы, приглашение специалистов и т.п. Эта деятельность включает в себя и управление процессом реализации запланированных следственных и иных процессуальных действий членами следственной группы [15].

При этом автор выделяет организационно-управленческие и процессуальные полномочия руководителя следственной группы. К первым М.М. Шамсутдинов относит процессуальные действия, урегулированные п. 1-4, 6 ч. 4 ст. 163 УПК РФ. Принятие таких решений, как направление обвиняемого в медицинский либо психиатрический стационар для производства судебных экспертиз, возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, производстве следственных действий, которые могут осуществляться по решению суда, являются процессуальными полномочиями. В этих случаях руководитель следственной группы обеспечивает получение новой информации по уголовному делу так же, как и при непосредственном производстве следственных действий [16].

М.М. Шамсутдинов считает, что следует в отдельной норме (ст. 163 УПК РФ) закрепить такие права руководителя следственной группы, как распределение объема работы между следователями, определение каждому из них направления расследования; поручение им конкретных процессуальных действий и установление сроков их исполнения. Помимо этого следует урегулировать письменную форму обязательных для исполнения указаний руководителя членам следственной группы о производстве следственных и иных процессуальных действий [17].

Позволим не согласиться с подобным высказыванием. Действия руководителя следственной группы, закрепленные в ч. 4-5 ст. 163 УПК РФ являются процессуальными полномочиями, исходя из содержания и смысла п. 32 ст. 5 УПК РФ, в котором определено понятие процессуального действия. Распределение объема работы между членами следственной группы, поручение выполнения процессуальных действий, планирование расследования и т.п. правомочия представляют собой организационную составляющую деятельности руководителя следственной группы. В дополнительной регламентации они не нуждаются, поскольку охватываются положениями ч. 3 ст. 163 УПК РФ о том, что руководитель следственной группы «организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей». Конкретизировать какой-либо их исчерпывающий перечень представляется затруднительным, а преимущества очевидны: они не обременяют процесс деятельности следственной группы составлением необходимых документов.

Руководитель следственной группы составляет общий план будущей работы, с которым должны быть ознакомлены остальные следователи. В результате совместного обсуждения, выдвижения рабочих версий, план корректируется. Следует заметить, что весь ход предварительного расследования следственной группой связан с совместным обсуждением производства следственных действий. Решение, которое принимается на этой основе нельзя назвать единоличным.

Эффективность бригадного метода расследования зависит, прежде всего, от предназначения следственной группы, а также от того, насколько правильно построено взаимодействие между входящими в ее состав сотрудниками (по структуре, численному составу, специализации и т.д.). Так, В.Н. Исаенко, исследуя организационные и тактико-методические аспекты деятельности следственных групп, создаваемых для расследования серийных убийств полагает, что численный состав формирования зависит от общего объема предстоящей работы, при определении которого учитываются: количество убийств, составляющих серию; их территориальная разбросанность; установленные и предполагаемые мотивы совершения преступлений; характер объектов преступного посягательства; содержание подлежащих проверке версий; количество обвиняемых (если они установлены на данный период) [18].

Обычно в состав следственной группы включаются следователи, имеющие практический опыт расследования преступлений того вида, для которого создана группа, деловые и профессиональные качества которых известны руководителям.

Существенным организационным моментом является обеспечение психологической совместимости следователей, входящих в состав группы, определенной единством цели совместной деятельности [19].

Руководитель группы распределяет обязанности между следователями. Как правило, каждому из них поручается расследование определенных эпизодов преступной деятельности. Возможны иные варианты: производство по отдельному направлению, например, проверке версии; поручение производства однотипных следственных действий одному или нескольким следователями. По мнению Н.И. Кулагина, если нельзя распределить функции между членами бригады по эпизодам или иным участкам, то можно воспользоваться еще одним способом - распределением по видам следственной работы, где один следователь допрашивает подозреваемых и обвиняемых, другой - свидетелей, третий - производит обыски и выемки, четвертый - контактирует с ревизорами, специалистами, экспертами и т.д. [20]. Используются и другие основания распределения обязанностей.

Следует обратить внимание еще на одну проблему. Закон предусматривает возможность привлечения к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 УПК РФ), но четко правовой статус оперативного работника не определен. Это порождает многочисленные дискуссии о том, входит ли он в состав следственной группы [21], следует называть его в постановлении о поручении расследования следственной группе или нет [22]. Помимо этого обсуждаются вопросы о соотношении таких понятий, как «следственная группа» и «следственнооперативная группа» [23]. Подобные проблемы является предметом самостоятельного исследования.

Дискуссионным является и вопрос о том, какие именно действия вправе совершать должностное лицо, привлеченное к участию в работе следственной группы. Б.Т. Безлепкин, комментируя положения ст. 163 УПК РФ, считает, что они занимаются добыванием оперативно-розыскной информации, поддающейся проверке следственным путем. В ст. 38 УПК РФ непосредственных правоотношений (прямых связей) между следователем и оперативным работником не предусмотрено. Давать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий следователь вправе органу дознания [24].

Существует и другая позиция, в соответствии с которой привлеченные к работе следственной группы должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по правилам ст. 38 и 40 УПК РФ могут совершать следственные действия по письменному поручению следователя [25].

На наш взгляд, должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут совершать не только данные мероприятия, но и отдельные следственные действия на основании письменных поручений следователя, которые направляются начальнику органу дознания. Это подтверждается не только положениями п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, но и ч. 7 ст. 164 УПК РФ, где сказано, что следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Представление результатов оперативно-розыскных мероприятий руководителю следственной группы по форме и содержанию должны отвечать требованиям, предъявляемым к процессуальным документам и источникам доказательств.

Анализ материалов уголовных дел, расследуемых следственной группой, показывает, что оперативным сотрудникам поручается проведение несложных проверок, результаты которых оформляются соответствующими рапортами; производство отдельных, не требующих высокой квалификации и глубокого знания материалов уголовного дела, следственных действий, например выемок, особенно с выездом в другую местность и т.д.

Завершая исследование организационных и правовых аспектов деятельности следственных групп, еще раз подчеркнем, что она представляет собой совместную деятельность, направленную на достижение целей предварительного следствия, которые недоступны одному следователю. Все ее члены, с одной стороны, обладают одинаковыми государственно-властными полномочиями, с другой - в определенных пределах подчиняются руководителю следственной группы, который принимает наиболее важные процессуальные решения и организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей. Эффективность деятельности следственной группы зависит от того, насколько правильно построено взаимодействие между входящими в состав следственной группы сотрудниками (по структуре, численному составу, специализации и т.д.).

Ссылки:

1. Бажанов С.В. Групповой метод расследования как способ повышения эффективности предварительного следствия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 9-10.

2. СУ РСФСР. 1920. № 83. Ст. 407.

3. Улищенко И.С. Расследование преступлений группой следователей: Проблемы правовой регламентации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 10.

4. Бажанов С.В. Историческая преемственность следственных групп (бригад) // Законность. 199S. № 5. С. 42.

5. Закон РСФСР от 27.1G.196G г. «Об утверждении уголовно-процессуального кодекса РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 196G. № 4G. Ст. 592.

6. См.: Кулагин Н.И. Планирование расследования сложных многоэпизодных дел. Волгоград, 1976. Ларин A.M. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. M., 197G и другие.

7. Герасун A.A. Бригадный метод расследования в советском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. M., 196S. С. 11.

S. Карнеева ЛМ, Галкин И.С. Расследование преступлений группой следователей. M., 1965. С. 5.

9. Кулагин Н.И., Mиронов Ю.И. Организация и деятельность следственных и следственно-оперативных формирований. Волгоград, 1999. С. 14.

1G. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 1S.12.2GG1 г. № 174-ФЗ (ред. от 2.G7.2G13 г. № ^G-ФЗ) // СЗ РФ. 2GG1. № 52 (ч. 1). Ст. 4921; 2G13. № 27. Ст. Э442.

11. О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от G4.G7.2GG3 г. № 92-ФЗ // СЗ РФ. 2GG3. № 27 (ч. 1). Ст. 27G6.

12. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон от G5.G6.2GG7 г. № 87-ФЗ // СЗ РФ. 2GG7. № 24. Ст. 2S3G.

13. Цоколов ИА Процессуальные и криминалистические особенности расследования преступлений следственной и следственно-оперативной группой: дис. ... канд. юрид. наук. M., 2GG1. С. 124-125.

14. Там же.

15. Шамсутдинов M.M. Производство предварительного следствия следственной группой: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2GG5. С. S4.

16. Там же. С. S4-S5.

17. Там же. С. SS.

1S. Исаенко В.Н. Вопросы организации деятельности следственных групп, формируемых для расследования серийных убийств // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2GG5. № 1. С. 414.

19. Там же. С. 417.

2G. Кулагин Н.И. Указ. соч. С. 15.

21. См.: Рогачевский ЛА Об адвокате свидетеля в уголовном судопроизводстве (к вопросу о правовой «изобретательности» в УПК РФ) // Приложение к журналу «Юридическая мысль». 2GG2. № 2 (S). С. 14-15.

22. См.: Викторов БА Общие условия предварительного расследования в советском уголовном процессе. M., 1971.

С. 42; Коновалов В. Групповой метод расследования // Законность. 1995. № 7. С. 3S.

23. См.: Кругликов A.^ Следственная и следственно-оперативная группы: проблемы взаимодействия следователей и

органов дознания при их функционировании // Уголовное право. 2G1G. № 6. С. 77-S4; Кучкина В.Г. Сравнительный анализ следственных и следственно-оперативных групп // Российский следователь. 2G11. № 24.

24. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Б.Т. Безлепкин // СПС КонсультантПлюс, 2G12.

25. Шадрин В.С. Производство предварительного следствия следственной группой // Уголовный процесс: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. Э-е изд., испр. и доп. M., 2GG2. Э21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.