Научная статья на тему 'Организационные и образовательные аспекты НБИКС-конвергенции'

Организационные и образовательные аспекты НБИКС-конвергенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
23
Поделиться
Ключевые слова
NBIC-TECHNOLOGIES / NBICS CONVERGENCE / CONVERGENCE OF KNOWLEDGE / INTERDISCIPLINARITY / TRANSDISCIPLINARITY / OUTSOURCING / INSOURCING / CENTER FOR COLLECTIVE USE / INNOVATION / НБИК-ТЕХНОЛОГИИ / НБИКС-КОНВЕРГЕНЦИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ ЗНАНИЙ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / АУТСОРСИНГ / ИНСОРСИНГ / ЦЕНТР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свечкарев В.П., Олишевский Д.П.

Исследованы организационные и образовательные аспекты продвижения конвергентного образования в Южном федеральном университете. Рассмотрены результаты и возможности апробированного междисциплинарного подхода в подготовке специалистов высокого уровня. Выявлена необходимость выстраивания структуры, процессов и программ подготовки НБИКС-специалистов в виде трансдисциплинарной среды. Показано, что последняя образуется в результате согласованной интеграции сред формирования целей, реализации и ресурсного обеспечения трансдисциплинарной образовательной программы. Отмечен иерархический характер формирования каждой из сред. Описана иерархия целей, отражающая многовариантность и альтернативность образовательных траекторий. Представлен инсорсинг-центр, интегрирующий аутсорсинговый потенциал исследовательских и проектных структур. Определено образовательное направление мета-среды НБИКС-конвергенции.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свечкарев В.П., Олишевский Д.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Organizational and educational aspects of the NBICS convergence

Investigated the organizational and educational aspects of the promotion of convergent education in Southern federal university. The results and capabilities-proven multidisciplinary approach in training of specialists of high level.The necessity of forming the structure, processes and training programs of the NBICS specialists in the form of a transdisciplinary environment is revealed. It is shown that the latter is formed as a result of the coordinated integration of the environments for the formation of goals, implementation and resource support of the transdisciplinary educational program. The hierarchical nature formation for each of the environments was noted. Describes the hierarchy of objectives, reflecting the diversity and alternativeness of educational trajectories. Presents insourcing center, integrating the outsourcing potential in research and design of structures. The educational direction of the meta-environment of NBICS-convergence is defined.

Текст научной работы на тему «Организационные и образовательные аспекты НБИКС-конвергенции»

Организационные и образовательные аспекты НБИКС-конвергенции

Аннотация: Исследованы организационные и образовательные аспекты продвижения конвергентного образования в Южном федеральном университете. Рассмотрены результаты и возможности апробированного междисциплинарного подхода в подготовке специалистов высокого уровня. Выявлена необходимость выстраивания структуры, процессов и программ подготовки НБИКС-специалистов в виде трансдисциплинарной среды. Показано, что последняя образуется в результате согласованной интеграции сред формирования целей, реализации и ресурсного обеспечения трансдисциплинарной образовательной программы. Отмечен иерархический характер формирования каждой из сред. Описана иерархия целей, отражающая многовариантность и альтернативность образовательных траекторий. Представлен инсорсинг-центр, интегрирующий аутсорсинговый потенциал исследовательских и проектных структур. Определено образовательное направление мета-среды НБИКС-конвергенции.

Ключевые слова: НБИК-технологии, НБИКС-конвергенция, конвергенция знаний, меж-дисциплинарность, трансдисциплинарность, аутсорсинг, инсорсинг, центр коллективного пользования, инновация

Аббревиатура НБИКС в настоящее время уже стала самостоятельным смысловым конструктом, характеризующим концепцию управления развитием технонауки и, одновременно, попытку формирования эволюции человечества как осознанно направляемого процесса трансформации природы человека [1,2]. НБИКС представляет важнейшие технологии современности, а именно: нанотехнологии, биотехнологии, информационные, когнитивные и социальные технологии. Все технологии синергийно взаимодействуют, дополняют и усиливают друг друга, создавая небывалые, чрезвычайно мощные средства преобразования человека и земной цивилизации [1, 2]. Некоторые аспекты НБИКС-конвергенции были рассмотрены в разное время в Инженерном вестнике Дона (например, см. [3, 4]). В настоящей статье авторы, опираясь на опыт теоретических и практических разработок, ведущихся в Южном федеральном университете (ЮФУ) [5, 6], предлагают сконцентрироваться на организационных и образовательных аспектах НБИКС-конвергенции. В качестве своеобразного тезиса к такому подходу может

В.П. Свечкарев, Д.П. Олишевский Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

быть принято следующее заключение член-корреспондента РАН, директора НИЦ Курчатовский институт М.В. Ковальчука: «Очевидно, что необходима принципиальная перестройка базовых составляющих существующей цивили-зационной модели: наука, образование, технологии... Речь идет о создании принципиально новой техносферы, которая станет органичной часть природы» [7]. Именно такая постановка проблемы актуализирует научные исследования в сфере организационных и образовательных аспектов НБИКС-конвергенции.

В [4] при рассмотрении различных сторон образовательной конвергенции было отмечено, что в данном контексте речь может вестись об образовательных методологиях, связанных с фундаментальными процессами конвергенции знаний. Считается, что в настоящее время уже получен опыт построения мультидисциплинарных магистерских программ путём расширения классических образовательных стандартов, когда решение научно-образовательных задач в рамках предметного поля определенной науки достигается с помощью методологических конструктов и методов согласующихся научных дисциплин.

Новый уровень конвергенции знаний связывают и с осмыслением и продвижением методологий междисциплинарности, включающих разработку нового понятийного аппарата и специальных научных теорий, необходимых для постановки проблем и решения научных задач, лежащих на пересечении предметных полей интегрируемых научных дисциплин. В [4] также было отмечено, что реализация каждой междисциплинарной магистерской программы предполагает формирование соответствующей процедуры обучения в рамках программной деятельности. Процедура может порождаться междисциплинарным проектом, в процесс выполнения которого в качестве исполнителей включены обучающиеся, а преподаватель является научным руководителем их деятельности по решению практически или теоретически значимой

проблемы. Так образовательная модель междисциплинарной образовательной программы (МОП) инициировала реализацию ряда базовых её процедур с опорой на научно-технологические и организационные ресурсы исследовательских или проектных структур университета. Условно принцип организационного взаимодействия факультета, формирующего и реализующего МОП, и исследовательских или проектных структур университета, выполняющих образовательные процедуры при исполнении междисциплинарного проекта, можно назвать образовательным аутсорсингом. Организационно возможны различные схемы аутсорсинга. Так, успех создания и развития факультета высоких технологий (ФВТ) в ЮФУ не в последнюю очередь определялся организационной схемой образовательного аутсорсинга [5]. Последняя должна была поддерживать современные технологии управления проектами и качеством образовательных процессов и инициировать принципиальный переход при магистерской подготовке от предметной дифференцированной подачи знания к освоению интегративного знания под научным руководством по схеме образовательного аутсорсинга. В основу формирования научно-образовательной среды МОП на ФВТ ЮФУ положена резидент-агентная модель интеграции [8]. Резидент-агентная модель интеграционного развития ФВТ в виде диаграммы классов [6, 9] изображена на рис.1.

Рис.1. Резидент-агентная модель интеграционного развития

ФВТ ЮФУ

ФВТ агрегирует вновь формируемые научно-образовательные кафед-

ры, являющиеся агентами факультета, но резидентно располагаемые в научных (исследовательских, проектных) структурах ЮФУ. Кафедра формирует и реализует МОП, однако целевая и содержательная часть программы, а также её ресурсное обеспечение (приборами, оборудованием, профессиональными мастерами, методиками и технологиями, наконец, ресурсами междисциплинарного проекта) определяется НИИ и КБ ЮФУ (соответствующие отношения показаны на рис.1 пунктирными стрелками, отражающими отмеченные зависимости).

Исходя из особенностей задачи междисциплинарной подготовки магистра можно сформировать систему методологических требований МОП и представить её следующим кортежем:

где 2 - множество целей или структуры целей МОП; ТА - интервал времени на котором актуальны цели образования и реализуется междисциплинарный проект; Р - множество научных руководителей (педагогов), обладающих соответствующим целям интегративным знанием в предметной области МОП; В - вариативное множество актуальных дисциплин МОП; Р - отношения образовательного аутсорсинга, формирующие ресурсное обеспечение МОП.

Таким образом, принципиальным отличием структуры ФВТ (см. рис.1) является низкоуровневое взаимодействие подразделений университета, за счет дополнительно созданных структурных элементов - взаимных образовательных агентов, резидентно располагаемых в структурах-участниках и, путем концентрации научно-педагогического потенциала соответствующего подразделения ЮФУ в соответствующей кафедре ФВТ, обеспечивающих эффективность научно-образовательных процессов МОП. Так формировались кафедры инфо-, нано- и измерительных технологий ФВТ, резидентно располагаемые в НИИ физики, НИИ математики и компьютерных наук и НКТБ «Пьезоприбор» [6].

^МОП =< 2, ТА, Р, В, Р>,

(1)

Наконец, нельзя не признать и не отметить безусловный успех образовательной конвергенции. Именно системное взаимодействие образовательных и научных структур обеспечило конвергенцию знаний и способствовало формированию и реализации ряда новейших магистерских МОП. Поэтому естественно при исследовании НБИКС-конвергенции обратить внимание на имеющийся в целом положительный опыт, попытаться использовать его в дальнейшем при построении магистерских программ в сфере НБИКС-технологий. Действительно, каждая из технологий, развивается в ЮФУ в рамках соответствующих НИИ и КБ: физики, физической и органической химии, биологии, математики и компьютерных наук, нейрокибернетики, социологии и т.д. Каждая из указанных структур самостоятельно или в рамках резидент-агентной модели готова к образовательному аутсорсингу при формировании МОП по одной из технологий. Однако, в случае НБИКС-технологии потребуется использование стратегии множественного аутсорсинга, предполагающей формирование иерархической системы, на нижнем уровне которой представлены исследовательские и проектные структуры университета, обладающие аутсорсинговым потенциалом в каждой из НБИКС-технологий, а на верхнем - образован инсорсинговый центр, интегрирующий конкурентные преимущества резидентов с целью организации эффективного образовательного процесса и обеспечения уникальными научными ресурсами.

Методологически такого рода системы конвергентного образования определяются понятием трансдисциплинарности, предполагающей синкретическое осмысление результатов различных научно-исследовательских практик на более высоком концептуальном уровне. Основой такого концептуального осмысления является принцип трансдисциплинарного синкретизма, в рамках которого социальная реальность рассматривается как целостная упорядоченная система, носящая эмерджентный характер. В этом случае

конвергенция порождает целостную систему знаний, синкретически обобщающую на метатеоретическом уровне научные результаты, полученные в ходе различных дисциплинарных и междисциплинарных исследовательских практик, связанных с изучением этих сегментов [10]. Таким образом, методология конвергенции образования в свете НБИКС-технологий может быть определена как трансдисциплинарная. Исходя из этого понимания, необходимо выстраивать структуры, процессы и программы подготовки НБИКС-специалистов. Соответственно, магистерские образовательные программы, построенные в рамках указанного подхода, предлагается называть трансдисциплинарные образовательные программы (ТОП).

Модель системы, поддерживающей механизмы интеграции и обеспечивающей формирование и реализацию современных программ трансдисциплинарной магистерской подготовки, может быть представлена следующим кортежем:

где Б2 - среда формирования структуры (дерева) целей ТОП; БО - трансдисциплинарная иерархическая среда реализации ТОП; БР - среда ресурсного инсорсинга-аутсорсинга ТОП.

Согласованная интеграция сред формирования целей Б2, реализации БО и ресурсного обеспечения БР образовательной программы позволит сформировать единую научно-образовательную среду ТОП. Особенности задачи подготовки магистра ТОП-уровня принципиально исключают формирование такого рода среды только в рамках факультета или только научного учреждения и т.п. Здесь следует отметить усиление присутствия привлекаемых ресурсов по мере технологической или (и) инновационной ориентации магистра (специалиста), что, безусловно, требует соответствующей структуризации этих ресурсов в рамках системы подготовки. Второе важное наблюдение связано с взаимным управляющим (ограничивающим) влиянием сред,

бтоп =< бд БО, БР >,

(2)

предполагающим либо итеративность процессов в них, либо единую траекторию их развития. Далее наблюдается множественная альтернативность уровня профессиональной подготовки в соответствии с формируемыми целевыми установками ТОП. И, наконец, а точнее, самое важное, это иерархический характер формирования каждой из сред: иерархия целей, отражающая многовариантность и альтернативность образовательных траекторий; инсор-синг-центр, интегрирующий аутсорсинговый потенциал исследовательских и проектных структур; мета-среда НБИКС-конвергенции, исключающая узкую специализацию базового образовательного направления.

Понятия многовариантности и альтернативности образовательных траекторий чаще всего связывают с понятиями «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория» [11]. Индивидуализация безусловно важна и возможна, но в данном случае имеется в виду многовариантность траекторий конвергенции знаний, отраженная соответствующей иерархической целевой структурой. Последняя должна представлять и целевые установки взаимопроникновения, и инициировать использование интеграционных механизмов, и опираться на альтернативность имеющихся и предлагаемых образовательных модулей. В отличие от междисциплинарной образовательной программы, целевая деятельность которой реализуется в рамках технологий управления проектами, ТОП выстраивает целевую траекторию конвергенции знаний в виде структуры сообщества взаимосвязи и взаимодействия участников высокотехнологичных инноваций [12].

Аутсорсинговый потенциал технологических ресурсов, накопленный и развиваемый в исследовательских и проектных структурах, подлежит интеграции в рамках инсорсинг-центра. В ЮФУ накоплен значительный опыт такого рода интеграции. Уже более 10 функционирует один из первых в Российском высшем образовании центров коллективного пользования уникаль-

ным наукоемким оборудованием (ЦКП) [13]. Еще до начала программы развития ЮФУ (2007-2013 г.г.) в 2005-2006 годах в Ростовском государственном университете (будущем ядре ЮФУ) был создан ЦКП «Высокие технологии». Уникальное научное оборудование встраивалось в существующие организационные научные и образовательные структуры. В случае реализации автономного проекта в его рамках формировались небольшие группы специалистов, объединенных в команду. По мере «созревания» проекта в его организационную структуру добавляются отделы и сотрудники, формируя аут-сорсинговый потенциал. Развитие аутсорсинга в локальных научных структурах естественным образом породило проблему формирования организационной и информационной среды взаимодействия. Пришло осознание системности задачи, для решения которой необходим соответствующий инфраструктурный элемент ЮФУ, например, научно-образовательный инсорсинг-центр ЮФУ. Инсорсинг-центр призван инициировать организацию сервис-ориентированной среды, обеспечивающей реализацию ТОП посредством организации эффективного доступа к уникальному научному оборудованию ЦКП [13]. Приоритетом должна стать преимущественная подготовка магистров в сфере НБИКС-технологий, а также, интеграция в мировое сообщество, посредством участия в научных программах, стажировок за рубежом, приглашения из-за рубежа ведущих специалистов для чтения лекций и руководства научными проектами, обмена студентов и т.д. Созданные ТОП позволят подготовить не только высококвалифицированных специалистов и новые разработки для науки, промышленности, бизнеса и т.д., но и готовые команды, состоящие из специалистов различных специальностей, обладающие новыми технологиями и разработками. Все это вместе взятое позволит создать конкурентоспособное высокотехнологичное производство в соответствии с запросами стратегических партнеров. Поэтому структура центра инсорсинга должна быть нацелена на реализацию наукоемких проектов и динамичное

развитие системы услуг ЦКП в рамках научно-образовательных проектов, реализующих конкретные ТОП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечено выше, формирование трансдисциплинарных образовательных магистерских программ с опорой на НБИКС-технологии предполагает, наряду с учетом специализации конкретного образовательного направления (например, нанотехнологии, биотехнологии и т.д.), создание мета-среды на основе интеграционной образовательной программы. В идеале это может быть новая трансдисциплинарная образовательная программа «НБИКС-конвергенция». Но уже в настоящее время (с 2015 г.), в перечне федеральных стандартов имеется направление подготовки 27.04.05 «Инновати-ка» (уровень магистратуры), позволяющее создавать и реализовывать ТОП в сфере НБИКС-технологий. Так область профессиональной деятельности выпускников, освоивших указанную программу магистратуры, включает инновационное развитие, развитие инфраструктуры и внедрение новых технологий, а объектами их профессиональной деятельности являются программы и проекты инновационного развития и теория управления инновационными процессами. Стандартом регламентируется, что при разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Поэтому первые шаги создания ТОП в сфере НБИКС-конвергенции возможны в рамках указанного направления, при этом выпускник по направлению «Инноватика» осваивает, например, ТОП «НБИКС-конвергенция», имея возможность выбора в рамках вариативной части конкретной технологии из НБИКС.

Таким образом, наряду с уже апробированными междисциплинарными подходами в подготовке специалистов высокого уровня, необходимо выстраивать структуры, процессы и программы подготовки НБИКС -

специалистов в виде трансдисциплинарной среды. Последняя, в свою очередь, образуется в результате согласованной интеграции сред формирования целей, реализации и ресурсного обеспечения трансдисциплинарной образовательной программы. Важно отметить иерархический характер формирования каждой из сред: иерархия целей, отражающая многовариантность и альтернативность образовательных траекторий; инсорсинг-центр, интегрирующий аутсорсинговый потенциал исследовательских и проектных структур; мета-среда НБИКС-конвергенции, исключающая узкую специализацию базового образовательного направления.

Литература

1. Bainbridge, M.S., Roco, M.C. Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society. N.Y.: Springer, 2005. 390 p.

2. Khushf, G. (2005). The Use of emergent technologies for enhancing human perforance: Are we prepared to address the ethical and policy issues? Public Policy and Practice. 4(2). pp.1-17.

3. Свечкарев, В.П. Конвергентное образование на основе когнитивных технологий // Инженерный вестник Дона. 2015. №1. Ч.2 URL: www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2887.

4. Свечкарев, В.П. Фролова, А.С., Гура, О.Р., Рязанова, Я.Я. Конвергентное образование: социальный аспект // Инженерный вестник Дона. 2016. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3543.

5. Панич, А.Е., Свечкарев, В.П. Факультет высоких технологий: опыт инженерного образования в классическом университете // Инженерный вестник Дона, 2007. №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive /n1y2007/52/

6. Панич, А.Е., Свечкарев, В.П., Олишевский, Д.П. Модели и механизмы интеграции учебно-научно-инновационно-технологических комплексов. Ростов на Дону: Изд-во ЮФУ, 2008. 180 с.

7. Ковальчук, М.В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. Том 6. №1- 2. С.13-23.

8. Панич А.Е., Свечкарев В.П. Резидент-агентная модель интеграции научно-образовательных структур // Наука и коммерциализация технологий. Сб. трудов Международной научно-технической конференции, Ростов на Дону, 20-21 апреля 2006. Ростов на Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2006. С.7-12.

9. Рамбо, Дж., Блаха, М. UML 2.0. Объектно-ориентированное моделирование и разработка (Object-Oriented Modeling and Design with UML). СПб.: Питер, 2007. 544 с.

10. Лубский, А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная «мода» или социальный «вызов» // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 3-11.

11. Шапошникова, Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России, 2015. № 5. С.39-44.

12. Свечкарев, В.П. Модели и механизмы взаимосвязи и взаимодействия участников высокотехнологичных инноваций: от проектного управления к многоагентному сообществу // Инженерный вестник Дона, 2009. №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n 1y2009/116/

13. Олишевский, Д.П., Свечкарев, В.П. Модели и механизмы продвижения услуг центров коллективного пользования уникальным наукоемким оборудованием. Ростов на Дону: Изд-во ЮФУ, 2009. 128 с.

References

1. Bainbridge, M.S., Roco, M.C. Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society. N.Y.: Springer, 2005. 390 p.

2. Khushf, G. 2005. The Use of emergent technologies for enhancing human perforance: Are we prepared to address the ethical and policy issues? Public Policy and Practice. 4(2). pp.1-17.

3. Svechkarev, V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. №1. ^.2 URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2887.

4. Svechkarev, V.P. Frolova, A. S., Gura, O. R., Ryazanova, Ya. Ya. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016. №1. URL: http: //www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n 1y2016/3543.

5. Panich, A.E., Svechkarev, V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2007. №1. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive /n1y2007/52/.

6. Panich, A.E., Svechkarev, V.P., Olishevskiy, D.P. Modeli i mekhanizmy integratsii uchebno-nauchno-innovatsionno-tekhnologicheskikh kompleksov [Models and mechanisms of integration of educational, research and innovation-technological complexes]. Rostov na Donu: Izd-vo YuFU, 2008. 180 p.

7. Koval'chuk, M.V. Rossiyskie nanotekhnologii. 2011. Tom 6. № 1-2. pp.13-23.

8. Panich A. E., Svechkarev V. P. Nauka i kommertsializatsiya tekhnologiy. Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferentsii [Science and technology commercialization, international scientific-technical conference], Rostov na Donu,

2006. pp. 7-12.

9. PaM6o, Enaxa, M. UML 2.0. Ob"ektno-orientirovannoe modelirova-nie i razrabotka [Object-Oriented Modeling and Design with UML]. SPb.: Piter,

2007. 544 p.

10. Lubskiy, A.V. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015. № 10. pp. 3-11. 11.Shaposhnikova, N.Yu. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2015. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pp.39-44.

12. Svechkarev, V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2009. №1. URL: iv-don.ru/magazine/archive/n 1y2009/116/

13.Olishevskiy, D.P., Svechkarev, V.P. Modeli i mekhanizmy prodvizheniya uslug tsentrov kollektivnogo pol'zovaniya unikal'nym naukoemkim oborudova-niem [Models and mechanisms for the promotion of services of centers for collec-

tive use of unique high-tech equipment]. Rostov na Donu: Izd-vo YuFU, 2009. 128 p-