Факультет высоких технологий: опыт инженерного
образования в классическом университете
А.Е. Панич, В. П. Свечкарев
Создание инженерного факультета в классическом университете преследует цель повышение качества инженерного образования за счет системной интеграции фундаментального и специального (прикладного) образования и направлено на введение в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ, широкое вовлечение в научно-образовательные, исследовательские и инновационные процессы студентов старших курсов, учащихся магистратуры и аспирантуры, молодых ученых и преподавателей, повышение квалификации и проведение научных стажировок аспирантов, молодых ученых и преподавателей из других вузов России.
Используя нотацию БЛЭТ-диаграмм [1] можно проиллюстрировать взаимосвязь совокупности подпроцессов научных исследований, трансфера и инноваций высоких технологий и подготовки специалистов новой формации (рис.1).
Рис.1. Декомпозиция процесса продвижения высокой технологии
Подпроцессы в целом охватывают весь жизненный цикл подготовки и продвижения высокой технологии. Каждый из них может быть локализован в рамках конкретной организационной структуры, преследующей, в общем случае, и собственные цели, отличные от глобальной цели интеграции. Однако только наличие корпоративной сверхструктуры, обеспечивающей интенсификацию взаимосвязей и взаимодействий подпроцессов, и позволяет эффективно продвигать высокую технологию. В Южном федеральном университете (ЮФУ, ранее, Ростовский государственный университет) такой новой интегрирующей структурой и является факультет высоких технологий (ФВТ), который можно классифицировать как отраслевой кластер, реализующий механизм институциональной интеграции.
При определении отраслевой направленности перспективной научно-технической и
инновационной политики ФВТ принята стратегия «научно-технологического прорыва» с
ориентацией на узкий круг НИОКР, обеспечивающих распространение новых технологий в тех секторах, где у ЮФУ, ВУЗов, НИИ и предприятий и организаций Ростовской области (РО) имеется достаточный фундаментальный, изобретательский и конверсионный задел. В первую очередь -это перечень критических технологий России. Такой подход должен способствовать
формированию университетской и областной инновационной системы, интеграции науки и
производства, активизации процесса развития и поддержания системы новых технологических
компаний, а также адаптации образования к инновационной деятельности в организациях науки и промышленности РО.
Создание организационной структуры научно-образовательного комплекса (НОК) является достаточно сложной, междисциплинарной, слабо структурируемой и формализуемой деятельностью. Тем не менее, в данной деятельности, несмотря на ее неопределенный характер, выделяется многоуровневая системная интеграция мощных по интеллекту секторов академической и прикладной науки с высшей школой. Исторически и методологически прообразом такого рода корпоративной инфраструктуры являются учебно-научнопроизводственные комплексы, включающие отдельные кафедры, факультеты или целые ВУЗы и специализированные научно-производственные, конструкторские технологические бюро или институты. В рамках указанного подхода при создании НОК используются различные модели их «корпоративной» организации. Каждая из моделей сконцентрирована на описании и исследовании интеграционных процессов, стимулирующих формирование и развитие НОК. Отметим здесь необходимость создания единой информационной среды корпоративного комплекса, иерархической организации всех структурных элементов системы, инновационных «развивающих» отношений и связей, итеративность взаимодействия структурных элементов системы и интерактивность субъектов процесса обучения. В зависимости от роли, играемой конкретным структурным элементом в корпоративной системе, включаются те или иные механизмы интеграции, используются соответствующие модели организации.
Для развития факультета высоких технологий ЮФУ использованы новые механизмы формирования эффективности научно-образовательных структур, в частности, резидент-агентная модель их организации [2]. Постановка задачи подготовки новых специалистов с востребованным профессиональным уровнем может быть проиллюстрирована с помощью следующей БЛЭТ-диаграммы (см. рис.2).
Принципиальным отличием является формирование процесса подготовки специалистов новой формации в соответствии с требованиями современной инновационно-технологической среды государства и общества наряду с требованиями государственных образовательных стандартов (ГОС) и, естественно, привлечение дополнительных ресурсов для обеспечения указанного процесса.
Рис.2. Общая постановка задачи подготовки специалистов новой формации
В структуре ЮФУ, как развивающегося НОК, естественно формирование новых структурных элементов и структурных связей. Так появляются новые кафедры, открываются новые направления подготовки специалистов, создаются новые лаборатории, научные подразделения и т.п. Каждое такое нововведение дает определенный импульс в развитии ВУЗа. Условно такое развитие можно отнести к экстенсивному. Интенсификация процессов развития предполагает создание новых структурных подразделений и структурных связей, инициирующих процессы интеграции как уже существующих структурных элементов, так и порождения новых.Рассмотрим более подробно, как в среде НОК с целью подготовки специалистов новой формации инициируются процессы интеграции, как уже существующих структурных элементов, так и порождения новых. Для этого выполним декомпозицию задачи подготовки специалиста (см. рис.2) в среде НОК (рис.3).
Рис.3. Декомпозиция задачи подготовки специалиста в среде НОК
Здесь следует отметить усиление присутствия привлекаемых ресурсов по мере технологической или (и) инновационной ориентации специалиста, что, безусловно, потребует соответствующей структуризации этих ресурсов в рамках системы подготовки. Второе важное наблюдение связано с взаимным управляющим (ограничивающим) влиянием последних двух процессов предполагающим либо итеративность этих процессов, либо единую траекторию их развития. И, наконец, предполагается множественная альтернативность уровня профессиональной подготовки, как абитуриентов, так и выпускников - специалистов. Использование ресурсов НОК позволяет организовать соответствующую поддержку указанных процессов и принципиально изменить организационную и функциональную структуру ФВТ.
В процессе создания, функционирования и развития ФВТ использованы следующие процессы и механизмы интеграции (табл.1).
Из таблицы, в частности, видно, что использование того или иного процесса с включением соответствующего механизма интеграции позволяет направленно формировать учебный процесс и получать специалиста необходимой (востребованной рынком) квалификации или профессиональной направленности. Каждый из представленных выше процессов и механизмов
интеграции, используемых в организации учебного процесса на ФВТ, уже известен, более того некоторые из них уже апробированы на ряде других факультетов ЮФУ. Однако принципиальной особенностью инновации ФВТ является их совместное применение.
Таблица 1. Процессы, механизмы и целевые результаты системной интеграции
Процессы Механизмы Целевые результаты
Интеграция фундаментального и инженерного образования Использование ресурсов факультетов фундаментальной подготовки Специалисты с углубленной фундаментальной подготовкой
Интеграция универсального и специализированного образования Потоковое изучение базовых дисциплин Специалисты с повышенным профессиональным уровнем
Перекрестное усиление специализаций
Интеграция основного и дополнительного образования Совмещение очной и очно-заочной форм ускоренного обучения Специалисты с двойной профессиональной квалификацией
Интеграция группового и индивидуального образования Групповое изучение базовых дисциплин Специалисты с востребованным уровнем целевой профессиональной подготовки
Индивидуальное планирование целевой подготовки
Корпоративная интеграция направлений подготовки Совмещение очной и очно-заочной форм ускоренного обучения Специалисты с востребованным рынком уровнем профессиональной подготовки
Новые совместные специализации (программы) подготовки
Такой подход потребовал не только глубоко продуманной политики выбора и развития направлений подготовки специалистов на ФВТ, но и соответствующей адаптации структуры факультета и учебного процесса. Уже в настоящее время на ФВТ при использовании указанных процессов и механизмов интеграции сформированы базовые образовательные программы по направлению Системный анализ и управление (магистратура), специальностям Информационные системы и технологии, Информационно-измерительная техника и технологии, Менеджмент высоких технологий и др. Использование двух форм обучения очной и очно-заочной позволяет организовать изучение, наряду с основным направлением подготовки, второго дополнительного направления (в рамках ФВТ), а также профессиональную переподготовку в сфере высоких технологий (в рамках Института повышения квалификации ЮФУ).
Развитие ФВТ (открытие новых направлений и программ подготовки) предполагает дальнейшую структурную интеграцию с подразделениями НОК. Например, на рис.4 показано формирование нового направления ФВТ Нанотехнологии путем использования корпоративной интеграции с НИИ Физики ЮФУ. В этом случае научно-педагогический потенциал НИИ концентрируется в
соответствующей кафедре ФВТ, из средств оборудования выделяется учебная лаборатория. По-сути указанные подразделения ФВТ, располагаясь территориально в корпусах НИИ Физики, являются учебно-инновационными агентами ФВТ и обеспечивают эффективность описанного выше процесса подготовки специалистов новой формации. Аналогично, сформированы научнообразовательные направления кафедры Информационных и измерительных технологий (в среде НКТБ Пьезоприбор), кафедры Глобальных информационных систем (в среде НИИ Прикладной механики и математики). Из среды НОК интегрируются (путем указанных процедур) в состав ФВТ необходимые для его развития подразделения и вновь сформированные структуры (Х-кафедры).
Рис.4. Резидент-агентная модель интеграции научно-образовательных структур
Таким образом, структура ФВТ, как корпоративной инфраструктуры, может быть представлена следующим кортежем множеств элементов и связей
БФВТ = < МЦ, МО, МС, МИА, МИИ>,
где МЦ - множество целей (структура целей);
МО - множество организаций, участвующих в функционировании ФВТ;
МС - множество функциональных и организационных связей и отношений взаимодействия между ними;
МИА - множество взаимных инновационных образовательных агентов, обеспечивающих низкоуровневое взаимодействие подразделений организаций;
МИИ - множество элементов и связей инфраструктуры, обеспечивающей информационное взаимодействие.
Таким образом, принципиальным отличием структуры ФВТ является низкоуровневое взаимодействие подразделений организаций, за счет дополнительно созданных структурных
элементов - взаимных инновационно-образовательных агентов, резидентно располагаемых в организациях участниках и, путем концентрации научно-педагогического потенциала соответствующего подразделения ЮФУ в соответствующей кафедре ФВТ, обеспечивающих эффективность научно-образовательных процессов. Это позволило в кратчайшие сроки сформировать и реализовать новейшие образовательные программы по подготовке, системных аналитиков, менеджеров и специалистов в сфере высоких технологий.
Литература
1. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем. ЮЕР -технологии. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 203 с.
2. Панич А.Е., Свечкарев В.П. Резидент-агентная модель интеграции научнообразовательных структур. // Наука и коммерциализация технологий. Сб. трудов Международной научно-технической конференции, Ростов на Дону, 20-21 апреля 2006. -Ростов на Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2006. - С.7-12.
15 мая 2007 г.