Научная статья на тему 'Организационные формы создания конкурентоспособных инновационных производств на базе малых промышленных предприятий'

Организационные формы создания конкурентоспособных инновационных производств на базе малых промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОПАРК / ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПЛОЩАДКА / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / TECHNOPARK / INDUSTRIAL GROUP / INDUSTRIAL PLATFORM / SMALL-SCALE ENTERPRISE / ORGANIZATIONAL FORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова Ирина Вадимовна, Подоляк Ольга Олеговна

В статье проведен анализ современных тенденций изменения оргнизационных форм ведения бизнеса, структурированы основные причины низкой эффективности деятельности крупных предприятий с полным производственным циклом и собственной производственной инфраструктурой. Выявлены правовые и организационные ограничения создания инновационных объединений на базе промышленных предприятий и предложено использовать новую организационную форму промышленную площадку как промежуточный вариант между простой кооперацией и технопарком. Приведена примерная организационная схема создания и функционирования промплощадки, апробированная в практике машиностроительных предприятий Свердловской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL FORMS OF CREATION OF COMPETITIVE INNOVATIVE MANUFACTURES ON THE BASIS OF THE SMALL INDUSTRIAL ENTERPRISES

In the article the organizational forms of running business developing analysis is carried out, also the principal causes of low efficiency of large enterprises (with a full production cycle and its own industrial infrastructure) activity are structured. Legal and organizational restrictions of creation the innovative associations on the basis of the industrial enterprises are revealed. As a result, we offer to use the new organizational form an industrial platform as an intermediate variant between simple cooperation and technopark (industrial park). The approximate organizational scheme of industrial platform creation and functioning, approved in running business of the machine-building enterprises of Sverdlovsk area is resulted

Текст научной работы на тему «Организационные формы создания конкурентоспособных инновационных производств на базе малых промышленных предприятий»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОИЗВОДСТВ НА БАЗЕ МАЛЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И.В. Ершова, д-р экон. наук, профессор,

О.О. Подоляк, старший преподаватель Уральский государственный технический университет — УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

В статье проведен анализ современных тенденций изменения оргнизационных форм ведения бизнеса, структурированы основные причины низкой эффективности деятельности крупных предприятий с полным производственным циклом и собственной производственной инфраструктурой. Выявлены правовые и организационные ограничения создания инновационных объединений на базе промышленных предприятий и предложено использовать новую организационную форму — промышленную площадку — как промежуточный вариант между простой кооперацией и технопарком. Приведена примерная организационная схема создания и функционирования промплощадки, апробированная в практике машиностроительных предприятий Свердловской области

Конкурентоспосбность национальной экономики во многом определяется долей инновационной высокотехнологичной продукции в общем объеме промышленного производства. В настоящее время, экономика России поддерживает сырьевую направленность, сохраняя за собой лидерство только по небольшому перечню промышленной продукции,в большей части - по продукции обороннопромышленного комплекса.

Причин сложившейся ситуации, на наш взгляд, несколько. Это и внешние причины, связанные с последствиями «шокового» реформирования экономики и нечеткой государственной промышленной политикой, индуцировавшие разрушения конструкторско-технологической базы, и повышенный износ основных производственых фондов. Внешние причины на ряде предприятий углубили внутренние противоречия между необходимостью рыночного управления и сложившимися традициями работы в административно-командной системе.

Промышленные предприятия, обладавшие значительным научно-технологическим потенциалом, прежде всего предприятия оборонно-промышленного комплекса, авиастроения и ряд других, потеряв или значительно сократив государственный заказ, не смогли наладить производство конкурентоспособной гражданской продукции, используя технологии двойного назначения, прежде всего потому, что система менеджмента этих предприятий не была адаптирована к новым рыночным условиям.

Крупные промышленные предприятия, традиционно являющиеся основой экономики региона и страны в целом, постепенно перестают отвечать требованиям быстро изменяющейся внешней среды. Некоторой иллюстрацией данного высказывания может служить динамика кризисных объемов продаж крупных и малых машиностроительных предприятий. Если крупные предприятия г. Екатеринбурга в среднем сократили объем продаж на 30% и более, то по выборке малых предприятий наблюдается рост объемов заказов.

Причины низкой эффективности работы крупных предприятий заключаются, на наш взгляд, в следующем.

• Длительность цепочки «НИОКР - производство», что приводит к замедлению темпов обновления продукции и утрате адаптивности к рыночным потребностям. Например, длительность цикла разработки и производства комплекта турбинных лопаток «с нуля» для инжинирингово-консалтинговой фирмы, активно использующей формы производственной кооперации, в два раза меньше аналогичного процесса на крупном предприятии.

• Повышенные финансовые затраты на растущий объем незавершенного производства, формирующийся из-за диспропорциональности пропускной способности производственных участков различных уровней технологической оснащенности. При «лоскутном» внедрении обрабатывающих центров на производственной площадке крупной корпорации достигается 10-кратное снижение операционного времени на конкретном участке, но увеличивается объем незавершенного производства за счет роста межучастко-вых и межцеховых заделов.

• Излишние производственные мощности полного производственного цикла, наличие которых вызывает увеличение как прямых, так и косвенных расходов. Традиции сохранения полного производственного цикла по машиностроительным предприятиям Свердловской области привели к диспропорциям между рыночным спросом и наличными производственными мощностями практически всех заготовительных переделов. Так, по традиционно ранее перегруженному литейному производству, доля предприятий желающих поставлять данные услуги -56%, желающих приобретать - 40%. По услугам кузнечно-прессового производств и термообработке ситуация еще внушительнее: при доле потенциальных продавцов соответственно 38% и 19% покупатели отсутствуют.[2]

Значительные «лишние мощности» на крупных машиностроительных предприятиях, помимо заготовительных производств, представляют собой мощности обслуживающего производства, сложившиеся в силу специфики создания предприятий при плановой экономике как единого производственного комплекса,

выполняющего весь технологический процесс. Процессы реструктуризации крупных промышленных предприятий, начинавшиеся, как правило, с передачи на баланс муниципалитета социальной сферы, продолжились выводом в дочерние фирмы транспортных хозяйств, а постепенно и инструментальных производств, и ремонтных служб. Параллельно происходила передача в аренду производственных площадок и простойных мощностей основных производств, что привело к созданию необходимой для современной экономики буферной зоны малых специализированных промышленных предприятий. Сегодня на территории Свердловской области функционирует около 30 тысяч малых предприятий, из которых около 15% относятся к промышленности. В машиностроительном комплексе области доля малых предприятий к общему числу зарегистрированных - около 40%, при этом на их долю приходится около 6% всего объема машиностроительной продукции. Для сравнения, в мировой практике доля инновационных малых предприятий традиционно составляет 20-30%. [3]

Зачастую на небольшом предприятии проще коммерциализировать инновационную разработку. С другой стороны, небольшое предприятие сталкивается с рядом инфраструктурных проблем: необходимостью выполнять требования по соблюдению санитарных норм, обеспечения противопожарной безопасности, охраны территории и т. д.

Существует два варианта территориальной расположенности малого предприятия: на территории крупного предприятия, обладающего всей необходимой инфраструктурой, и организация нового производства «с нуля» на выделенном землеотводе. Традиционно используется первый вариант организации промышленного малого предприятия, так как инфраструктурные и экологические требования к производству резко повышают первоначальные инвестиционные затраты и являются непреодолимым барьером для многих потенциальных предпринимателей. Разновидностями первого варианта являются: приобретение производственных площадей в собственность или их аренда. Взаимоотношения арендодателя и арендатора четко регламентируются договорными отношениями. Наиболее сложным и непроработан-ным случаем являются отношения независимых собственников малых предприятий, расположенных на одной промышленной площадке. При этом варианте

возникают серьезные проблемы, связанные с обслуживанием энергохозяйства, тепловых и газовых сетей, дорог и т. п., обусловленные тем, что

• не имеется единого управляющего органа, ответственного за комплексное обслуживание инфраструктуры;

• эксплуатация инфраструктуры промышленной площадки затруднена некорректным межеванием территории;

• не проводится ППР объектов инфраструктуры для поддержания ее работоспособности.

Решение проблемы руководители многих малых предприятий видят в объединении и создании общего координирующего и управляющего органа. Однако сложность современного этапа модернизации промышленности состоит в том, что законодательно закреплены нормы и правила функционирования только монопредприятий. Таким образом, возникает проблема отсутствия закрепленной терминологии, механизма решения организационных вопросов невозможности урегулирования взаимоотношений, и т. д.

Наиболее привлекательной формой объединения, в том числе с точки зрения налоговых преференций, является технопарк. Несмотря на значительный мировой и уже имеющийся российский опыт создания и функционирования технопарков, правовые и организационные аспекты этого процесса до конца не решены. В Свердловской области действует «Положение о технопарках, создаваемых на земельных участках находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области» (Утверждено постановлением Правительства Свердловской области от 8.07.2003 г. №410-ПП) и зарегистрировано 8 технопарков. Еще 4 заявки на регистрацию находятся на рассмотрении в Правительстве области. В то же время, анализ работы созданных технопарков показывает, что инновационная составляющая их деятельности невелика. Видимо поэтому, в определении технопарка, принятом в Постановлении, особо указано на возможность создания технопарков для организации мелкосерийного производства, и часто используется, пока официально не утвержденный термин «промышленный технопарк». Сравнительный анализ содержания двух понятий приведен в таблице1.

Таблица 1

Основные формы взаимодействия малых предприятий___________________________

Отличительные признаки Технопарк Промышленный технопарк

Цель Коммерциализация исследований Снижение затрат, повышения качества услуг

Функции Стимулирование перехода от экспериментального производства к коммерческому освоению новой продукции, технологии Развитие малого и среднего бизнеса, увеличение числа рабочих мест

Участники и условия их взаимодействия Производственные, научные, инфраструктурные предприятия. Промышленные предприятия,

По нашему мнению, целесообразнее вместо по- «промышленная площадка» (далее - промплощадка),

нятия «промышленный технопарк» использовать бо- определив для данной формы правовой статус и уста-

лее соответствующее действительности понятие

новив ряд преференций для участников в рамках полномочий областных органов власти.

Промышленная площадка обеспечивает своим резидентам инфраструктурные условия, использование единой информационной базы, совместного использование ресурса технической библиотеки, выполнения ряда специальных функций: обеспечению бухгалтерского учета, юридическое сопровождение, что позволяет малому предприятию существенно экономить расходы на дублирующих функциях, а также обеспечить эффективность использования общей территории.

Под промышленной площадкой предполагается понимать промышленно-производственную зону с единой системой коммуникаций, на территории которой функционирует несколько обособленных предприятий, имеющих единую управляющую компанию, задачей которой является поддержание работоспособности технической, социальной и экологической инфраструктуры, функционирующей за счет членских вносов предприятий- резидентов площадки.

Актуальность утверждения статуса и соответствующего организационного механизма создания и функционирования промплощадки обусловлена следующими причинами.

1. Процессы разгосударствления и банкротства крупных предприятий, а также дальнейшие программы реструктуризации с выделением дочерних предприятий, привели к созданию промпло-щадок «де-факто».

2. Отсутствие регламента взаимодействия резидентов промплощадки, с утвержденными правами и обязанностями, вызывает серьезные проблемы при обслуживании общей инфраструктуры, из-за нежелания недобросовестных собственников участвовать в этом процессе и невозможности влияния на них со стороны прочих резидентов и властных структур.

Нами предлагается следующий механизм организации промплощадки с возможностью дальнейшего преобразования ее технопарк.

Этап1. Организация промплощадки

1. Регистрация территории в органах власти в статусе промплощадки.

2. Создание управляющей компании промпло-щадки - юридического лица, профессионально занимающегося обслуживанием и поддержанием в работоспособном состоянии инфраструктуры территории промплощадки. Учредителями управляющей компании являются заинтересованные собственники предприятий, расположенных на данной территории.

3. Определения статуса участников промпло-щадки в качестве учредителя управляющей компании или в качестве резидента промплощадки

4. Разработка регламента взаимодействия пред-приятий-резидентов промплощадки с управляющей компанией в части определения базы расчета членских взносов и определения ответственности каждого участника.

Этап 2. Преобразование промплощадки в технопарк

1. Создание на основе развитых кооперационных связей предприятий промплощадки региональных инновационных центров, соответствующих специализации предприятий.

2. Реорганизация промплощадки в технопарк с расширением полномочий управляющей компании.

Вариант предлагаемого взамодействия был апробирован для предприятий промплощадки, стихийно сложившейся на базе реорганизованного унитарного предприятия, подвергшегося в 2003 году процедуре банкротства. «Промышленная площадка

«ВМЗ» объединяет более 40 предприятий. В 2007г. по инициативе ряда собственников была создана управляющая компания, основной целью которой является инфраструктурное обеспечение производственной деятельности.

Схема взаимодействия предприятий промпло-щадки приведена на рисунке.

Промплощадка

(собрание директоров предприятий)

Г

Управляющая компания промплощадки (исполнительный директор)

Оказание услуг по эксплуатации сетей

і

Целевые

взносы

Управляющая компания технопарка

Целевые

взносы

Финансирование предприятий в соответствии со стратегическими приоритетами технопарка

1

ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМ- Возможность вхожде- ПРЕДПРИЯТИЯ ТЕХ-

ПЛОЩАДКИ ния в технопарк НОПАРКА

Схема взамодействия предприятий промплощадки

По количеству на территории промплощадки больше всего предприятий, занимающихся металлообработкой, далее идут предприятия, занимающиеся строительством, деревообработкой, сдачей офисов в аренду (по 3 предприятия).

Организация промплощадки укрепила кооперационные связи между предприятиями, что позволило сформировать инновационные региональные центры на базе 5 предприятий, формирующих ядро технопарка:

• производства оборудования для экологически чистой обработки промышленных отходов;

• производства нестандартной гидравлики;

• региональный сервисный центр по облужи-ванию малой дорожной техники.

Остальные предприятия - резиденты промпло-щадки, взаимодействуют с управляющей компанией на основе возмездного оказания услуг по облужива-нию инфраструктуры. Базы расчета целевых взносов приведены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели, формирующие размер целевых взносов предприятий-резидентов

Функции, выполняемые управляющей компанией Показатель, формирующий размер членских взносов

1.Стратегическое управление Объем реализованной продукции (РП)

1. Формирование технологической специализации технопарка

2.Рпределение инновационных приоритетов технопарка

3.Взаимодействие с областными и региональными властями по -юридическим -экономическим -организационным вопросам

П.Управление инфраструктурой технопарка

-дороги общего пользования Площадь

-энергохозяйство РП

Продолжение табл. 2

-водоснабжение Числ-ть

-водоотведение Числ / РП

-отопление Площадь

-телефонные сети Кол.точек

Ш.Управление текущей деятельностью технопарка

-охрана Площадь

-обеспечение, аттестация и отчетность по РП

= экологической безопасности Числ-ть

= СЭС Числ / РП

= ГОиЧС Площадь

= пожарной безопасности Кол.точек

= охране труда Числ-ть

Ш.Управление текущей деятельностью технопарка

- юридические услуги РП

-бухгалтерские услуги

- сертификация и обеспечение библиотечным обслуживанием

- кадровое делопроизводство Числ-ть

-общепит

-медпункт

Создание организационной структуры на базе промышленной площадки ВМЗ позволяет решить текущие производственные проблемы, вынося их на уровень управляющей компании, и снизить затраты предприятий на содержание инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприятия, дислоцированные на территории промплощадки, уверены в своем дальнейшем успешном развитии. По экспертным оценкам топ-менеджеров этих предприятий, при условии создания технопарка, прогнозные показатели их развития на

ближайшие 5 лет вырастут на 30-50 %.

Предлагаемый механизм функционирования промплощадки, утвержденный на уровне регионов, позволяет решить проблемы перехода промышленности в сторону инновационной модели развития.

Литература

1. Луговцов А.В. Технопарки как инновационная форма развития машиностроения / А.В. Луговцов, А.В. Макаров. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. 182с.

2. Программа развития кооперации на территории Свердловской области до 2020г. Правительство Свердловской области, 2009г.

3. Статистический сборник. Регионы России.

Социально-экономические показатели. 2007г. Компьютерная верстка: Информационно-издательского

центра «Статистика России», М. 2007г.

(343)3754812

Ключевые слова: технопарк, промышленная

группа, промышленная площадка, малые предприятия, организационные формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.