Научная статья на тему 'Организационные формы интегративного развития высшего образования и науки'

Организационные формы интегративного развития высшего образования и науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / НАУКА / УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латуха О. А., Пушкарева Е. А.

В современных условиях процессы интеграции образования и науки становятся не только необходимыми, но и стратегически важными для развития высшего образования, науки и инновационной деятельности в России. В нашей стране уже накоплен некоторый опыт в данном направлении, и уже можно говорить о первых результатах учебно-научных интеграций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные формы интегративного развития высшего образования и науки»

№ 4 - 2007 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 378:001

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

О.А. Латуха, Е.А. Пушкарева

ГОУ ВПО Новосибирский медицинский государственный университет Росздрава

(г. Новосибирск)

В современных условиях процессы интеграции образования и науки становятся не только необходимыми, но и стратегически важными для развития высшего образования, науки и инновационной деятельности в России. В нашей стране уже накоплен некоторый опыт в данном направлении, и уже можно говорить о первых результатах учебно-научных интеграций.

Ключевые слова: высшее образование, интеграция, наука, учебно-научный центр.

Организационные изменения можно наблюдать также и во внутренней структуре ведущих российских университетов. Эти изменения отражают процессы интегративного развития образования и науки, направленные, как было сказано выше, на смену образовательной парадигмы, суть которой заключается в создании образовательного среды, позволяющей, студентам и аспирантам приобретать знание в результате самостоятельного учебнонаучного поиска [4].

Как результат самоорганизации многочисленные формы интеграции образования и науки возникают на базе конкретных факультетов. Это могут быть межкафедральные, междисциплинарные исследовательские центры, лаборатории, профессиональные ассоциации, объединяющие преподавателей, исследователей, молодых ученых на основе научных интересов. В качестве примера можно привести философский факультет СПбГУ. На факультете созданы такие центры, как: гуманитарно-политологический центр "Стратегия", центр изучения культуры, центр политического менеджмента, центр изучения средневековой культуры, центр гражданского образования и прав человека, центр эмпирических политических исследований, центр сравнительного изучения религии. Действуют философские общества и ассоциации: Российская ассоциация философов образования Новосибирское отделение философского общества России, Санкт-Петербургское философское общество, Платоновское общество, феноменологическое общество, студенческое научное общество, научное общество студентов, аспирантов и молодых ученых "Традиции Востока", ассоциация молодых политологов, межрегиональная ассоциация исследователей западноевропейской культуры XYII века (МАИС), Работают исследовательские лаборатории: виртуальная лаборатория политологических исследований, лаборатория метафизических исследований.

Такие формы интеграции науки и образования предоставляют возможность широкого выбора форм участия в научной и исследовательской деятельности, а также осуществления проблемно-ориентированной подготовки студентов и аспирантов, что способствует повышению качества образования.

Также новые формы интегративного развития науки и образования возникают на межфакультетском уровне. Их источником выступает взаимное проникновение различных отраслей научного знания и формирование междисциплинарного подхода к исследованию и решению сложных проблем. Организация научного поиска, исходя из принципа междисциплинарности, приводит к созданию межфакультетских научноисследовательских групп и коллективов, которые разрабатывают совместно новое научное направление. В результате появляются образовательные программы, имеющие целью подготовку качественно иного поколения специалистов, способных и готовых работать в междисциплинарной парадигме. Примером такой формы интеграции служит сотрудничество физического, биологического, социологического факультетов и факультета менеджмента СПбГУ по открытию основной образовательной программы по направлению "Исследование сложных систем в природе и обществе", квалификация -бакалавр.

Одной из основных форм университетской интеграции образования и науки является создание учебно-научных центров (УНЦ) как организационных единиц, способных соединить в единое целое исследовательский и образовательный процессы. Учебнонаучные центры объединяют ученых и преподавателей вузов, академических и отраслевых институтов, а в ряде случаев и специалистов из бизнес-структур. Основным принципом подготовки специалистов в таких центрах является обеспечение приоритета научных исследований (для классических университетов - фундаментальных).

Для создания УНЦ требуется соблюдение двух основных условий. Первое -сотрудничество образовательных и научных подразделений, в том числе университетов и академических институтов, и второе - включение в научные исследования молодежи (студентов, аспирантов, молодых ученых). Возможны ситуации, когда УНЦ являются некими виртуальными, рамочными структурами с головной организацией, координирующей всю деятельность. При этом в 80 % случаев головной организацией является вуз, в остальных - академическая организация. Чаще всего сотрудничество осуществляется на уровне "кафедра - лаборатория" [2].

УНЦ позволяет повышать качество образования благодаря новой организации сотрудничества - более комплексной, согласованной, с расширенным кругом участников, благодаря обеспечению доступа к хорошему научному оборудованию, а также быстрому внедрению результатов исследований в учебный процесс.

Базовым элементом УНЦ выступает профильный НИИ. Например, в СПбГУ существует 12 НИИ, которые представляют собой уникальные творческие коллективы с многолетними традициями, широкой известностью и высоким мировым рейтингом. Именно в НИИ университета осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации (магистров, аспирантов, докторантов) и реализуется на практике классическое единство учебного и научного процессов [1]. В рамках УНЦ создаются совместные научные или учебно-научные лаборатории, учебно-научные кафедры и филиалы кафедр, а также временные творческие коллективы. Примером образования УНЦ в социально-гуманитарной сфере является Учебно-научный центр "Социология", сформированный на базе факультета социологии СПбГУ и Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ).

Надо отметить, что в результате процесса интеграции учебно-научные центры стали важнейшей организационной формой взаимодействия университетов и академических институтов. На сегодняшний день такая форма интеграции получила государственную поддержку. Так, в ходе реализации целевой программы <Интеграция> создано 154 УНЦ. Из них примерно 55 % приходятся на Москву и Петербург. В какой-то мере это отражает количественное распределение научного потенциала, поскольку в этих двух регионах работает почти 60 % всех исследователей вузовского сектора науки [3]. Кроме того, сформирован Учебно-научный центр "Северо-Западный классический университет", в работе которого принимают участие более 40 академических и вузовских организаций Северо-Западного региона России. Также при Санкт-Петербургском отделении Академии наук сформирован УНЦ "Академический университет", в который вошли коллективы университетов и академических институтов Санкт-Петербурга, являющиеся исполнителями проектов программы "Интеграция". Безусловно, жизнеспособность вновь созданных организационных форм интеграции науки и образования зависит не только от инициативы и потенциала исследовательских и преподавательских коллективов, но во многом и от того, какова государственная политика в сфере науки и высшего профессионального образования. Как отмечается в Основах политики Российской Федерации в области науки и технологий на 2010 год и дальнейшую перспективу, развитие интеграционных процессов в науке и образовании предполагает создание и поддержку деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров (в том числе инновационных) для консолидации усилий и ресурсов, развития международного сотрудничества и международной кооперации в интересах подготовки квалифицированных кадров в научной, научно-технической и инновационной сферах [6].

Интеграция науки и высшего образования необходима для повышения ка^чества подготовки специалистов, особенно в современных условиях, когда существенно возрос темп удвоения научной информации по тем направлениям науки, которые наиболее существенно влияют на развитие цивилизации в целом. По точным, естественным и техническим наукам удвоение научной информации происходит за 3,5 года (в прошлом веке за 10 лет), а по информатике - за 18 месяцев. Это, с одной стороны, большая скорость устаревания информации. С другой - качественный специалист должен быть подготовлен на самой современной (свежей) информации. Этого можно добиться только на основе эффективной интеграции науки и образования, привлечения ученых в учебновоспитательный процесс, незамедлительного внедрения последних достижений науки в образование.

Интеграции науки и образования в немалой степени содействуют как научноисследовательская деятельность НГПУ, так и привлечение ученых в качестве преподавателей, совместная научная и издательская деятельность, проведение конференций, симпозиумов, семинаров.

Будущее любой страны во многом зависит от ее способности не только соответствовать времени, но и опережать его. Опыт убеждает в том, что системный подход к повышению качества результатов интеллектуальной деятельности в области современного производства, наукоемких технологий, образовательных услуг и подготовки специалистов позволяет стране занять достойное место в мировом сообществе.

России требуется не только и не столько увеличение добычи сырьевых ресурсов, сколько повышение выпуска товаров и услуг, представляющих собой результаты интеллектуальной деятельности, для того чтобы она смогла занять достойное место в международной системе разделения труда и мировом сообществе. Продукция

современного производства, основанного на наукоемких технологиях, образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования, подготовка специалистов по приоритетным направлениям науки и техники - вот что должно стать уже в ближайшее время (в идеале) базой российского экспорта. И добиваться этого можно, если повысить эффективность производства, конкурентоспособность товаров и услуг, обеспечив соответствующую подготовку квалифицированных кадров.

Как уже отмечено, основным инструментом в решении перечисленных задач должна стать интеграция науки и образования. Центрами такой интеграции по своей природе являются вузы, и среди них в первую очередь - классические и педагогические университеты. Здесь сосредоточен значительный потенциал кадров высшей научной квалификации, совмещающих преподавательскую деятельность с научно-исследовательской работой. Это позволяет постоянно обогащать содержание учебных дисциплин сведениями о новейших достижениях науки, методологии и технологиях научного поиска. С другой стороны, студенческая среда является благодатной почвой для выращивания молодой научной смены, ибо именно при университетах сформирована основная часть системы послевузовского образования - аспирантура и докторантура.

Новосибирский государственный педагогический университет занимает одно из ведущих мест в ряду педагогических вузов страны, в том числе и как центр исследований в области фундаментальных и психолого-педагогических наук. Интеграция науки и образования идет по следующим направлениям:

• расширение сотрудничества с академическими учреждениями: к преподаванию в университете, руководству дипломными работами студентов, аспирантами, докторантами и соискателями привлекаются ведущие ученые сибирских отделений трех академий; студенты-старшекурсники проходят преддипломную практику в ряде научно-исследовательских институтов Новосибирска; большая часть преподавателей тесно связана с институтами Академгородка, участвует в работе научных семинаров, в совместных научных исследованиях на основе российских и зарубежных грантов;

• внедрение в образовательный процесс новейших достижений современной науки: ежегодно в НГПУ издается несколько десятков учебных пособий, содержащих сведения о современном состоянии науки; разработана и внедрена система спецкурсов по актуальным научным проблемам, большинство дипломных работ содержат элементы научного исследования, широко развита сеть научных кружков и проблемных групп;

• популяризация научных изданий: ежегодно публикуются монографии и сборники научных статей, содержащие новейшие научные результаты, полученные преподавателями университета; организуется несколько десятков научнопрактических конференций, семинаров, круглых столов, презентаций, мастер -классов, на которых происходит обмен научной информацией; издаются четыре научных журнала;

• развитие системы подготовки научных кадров: в НГПУ функционирует аспирантура по 41 специальности, докторантура по 3 специальностям, 3 диссертационных совета по 9 специальностям; университет практически полностью обеспечивает себя кадрами высшей квалификации, готовит преподавателей с учеными степенями для образовательного комплекса Сибири, других регионов России, для дальнего и ближнего зарубежья: из 820 сотрудников (с учетом совместителей) 530, т. е. 64,6 % имеют ученую степень, качественный состав - 14,9 % (2004 г. - 62,3 и 12,6 процента соответственно). Среди 654 штатных

преподавателей 58 % - реально дипломированные специалисты: 54 человека -докторов наук и профессоров (8,3 %) и 325 кандидатов наук (49,7 %);

• формирование и развитие научно-исследовательской структуры вуза и

привлечение к работе в научных подразделениях студентов и аспирантов: в НГПУ созданы 4 научно-исследовательских института, 4 научно-методических центра, более 30 научно-исследовательских лабораторий; основные научные исследования ведутся в рамках 21 комплексной университетской темы, охватывающих современные проблемы естественных гуманитарных и психолого-педагогических наук; для поддержания научных исследований создана система их внутривузовского финансирования из внебюджетных средств и система содействия привлечению средств из внешних источников [5].

В целом, резюмируя все сказанное выше, подчеркнем, что встречные интеграционные процессы приводят к возникновению многообразных организационных форм взаимодействия, партнерства и сотрудничества образовательного и научного комплексов.

Список литературы

1. Вербицкая Л.А. Организация научных исследований и университетское образование в переходный период / Л.А. Вербицкая // Науковедение и организация научных исследований в России в переходный период. Материалы конференции 911 октября 2001 года, Санкт-Петербург. СПб.: изд-во СПбГУ, 2002. Часть 1. С. 69.

2. Дежина И.Г. Развитие межведомственной кооперации: эмпирические оценки результатов сотрудничества академических и вузовских коллективов / И.Г. Дежина // Науковедение и организация научных исследований в России в переходный период. Материалы конференции 9-11 октября 2001 года, Санкт-Петербург. СПб.: изд-во СПбГУ, 2002. Часть 1. С. 90.

3. Дежина И.Г. Развитие межведомственной кооперации: эмпирические оценки результатов сотрудничества академических и вузовских коллективов / И.Г. Дежина // Науковедение и организация научных исследований в России в переходный период. Материалы конференции 9-11 октября 2001 года, Санкт-Петербург. СПб.: изд-во СПбГУ, 2002. Часть 1. С. 89.

4. Демидова И.Д. Организационные формы интегративного развития науки и образования (на примере социально-гуманитарного знания) / И.Д. Демидова, В.Н. Минина // Философия образования. - 2004. - N 3 (11). - С.53-61.

5. Жафяров А.Ж. Интеграция науки и образования в Новосибирском государственном педагогическом университете / А.Ж. Жафяров // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - N 1. - С.7-20.

6. Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на 2010 год и дальнейшую перспективу //http://www.icsti.ru/rbd/rus/basics_2010html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.