Научная статья на тему 'Организационное обучение в альянсе'

Организационное обучение в альянсе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волчков Никита Вячеславович

The article explores various aspects of organizational training in a strategic alliance. The author examines two main types of training and provides their characteristics; the two types are training in cooperation and training in competition. The article also provides criteria for evaluating partners in an alliance from the point of view of effective organizational training. The author describes ways of converting knowledge into organizational property. The article reflects the author's position on managing organizational training in a strategic alliance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational training in an alliance

The article explores various aspects of organizational training in a strategic alliance. The author examines two main types of training and provides their characteristics; the two types are training in cooperation and training in competition. The article also provides criteria for evaluating partners in an alliance from the point of view of effective organizational training. The author describes ways of converting knowledge into organizational property. The article reflects the author's position on managing organizational training in a strategic alliance.

Текст научной работы на тему «Организационное обучение в альянсе»

Н. В. ВОЛЧКОВ'

Никита Вячеславович ВОЛЧКОВ — аспирант СПбГУЭФ по специальности экономика и управление народным хозяйством.

В 2004 г. окончил факультет экономики и управления СПбГУЭФ по специальности менеджер проектов. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — стратегические альянсы. -О" -у* -у»

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В АЛЬЯНСЕ"

Способность приобретать новые знания имеет особое значение для партнеров, которые создают альянс Усиление этой способности зачастую является главным мотивом сотрудничества. Альянсы создают возможно сти для обучения. Например, у одного партнера может быть большой опыт в сфере производства, а у другого — в сфере исследований.

Inkpen выделил четыре основные формы обучения s альянсе':

1. Обучение на основе опыта создает знание, которое может быть использовано для организации и управле ния последующими альянсами. Чем значительнее у партнера опыт работы в альянсе, тем вероятнее, что посж дующие альянсы будут успешными.

2. Приобретение знаний о партнере необходимо, потому что важно знать мотивы, способности и культур партнера по альянсу. Знания, приобретенные о партнере в период отбора партнеров и переговоров, могут име1 критическое значение для успешной работы и эволюции альянсовых отношений.

3. Обучение у партнера происходит во время передачи знаний между двумя и более партнерами. Переда' знаний представляет собой движение существующих знаний от одной организации к другой, для которой of являются новыми. Сотрудничество позволяет получить доступ к навыкам и знаниям партнеров о технологи организации, рынках и отношениях на этих рынках.

4. Обучение вместе с партнером отличается от вышеуказанных форм обучения тем, что предполагает сс дание нового знания или существенную трансформацию уже существующего. Эта форма обучения качествен отличается от остальных и является более сложной задачей, так как требует интеграции усилий партнер в приобретении знаний для достижения синергетического эффекта от взаимодополняющих ресурсов и навыко

Во время формирования и работы альянса должен поддерживаться баланс между информационными в к: дам и партнеров. Существует два формата обучения в альянсе: обучение-сотрудничество и обучен! соперничество.

Расширение и углубление сотрудничества, основанного на обучении тому, как надо работать вместе и д тигать синергии взаимодополняющих компетенций, могут, в конечном счете, привести партнеров к создан альянса как независимого предприятия со своим собственным менеджментом. Faulkner в своем исследова! обнаружил прямую связь между организационным обучением и жизненным циклом альянса. Он утверждает, «философия обучения» — одно из немногих условий, необходимых для успешной эволюции альянса (нарях выполнением своих обязательств и регулярными новыми проектами)2. Schacht в своем исследовании сделал вод о том, что степень обучения является ключевым фактором эволюции сотрудничества. 06y4ev соперничество Hamel охарактеризовал в своем исследовании альянсов между японскими и американок партнерами как «конкуренцию за компетенции»: «Факт выбора фирмой сотрудничества с настоящим или б; щим конкурентом не должен восприниматься как отказ от конкурентных намерений против этого партне|: Наше! указывал на асимметричное обучение партнеров по альянсу, вызванное их нежеланием работать ((сплоченная» организация. Обучение-соперничество превращает отношения между партнерами в «гонку об

' © Н. В. Волчков, 2007

Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента И. С. Пивоварова.

ния», где партнеры стремятся создавать преимущества в первую очередь для самих себя, а не для альянса. Успех данной «гонки» связан с рыночной позицией партнера. Партнер с сильной рыночной позицией на первых этапах создания альянса стремится создать условия для асимметричного обучения (например, требуя полной открытости технологий партнера).

Pucik* комментирует разделение обучения на сотрудничество и соперничество следующим образом: «Организационное обучение не случайный процесс, а тщательно спланированный набор политических пунктов и практик увеличения базы знаний организации. Предотвращение асимметрии (или создание асимметрии в чьих-то интересах) в организационном обучении — стратегическое требование для фнрм, участвующих в конкурентном обучении».

Одного присутствия компании в стратегическом альянсе недостаточно, и для эффективного обучения партнеры должны соответствовать ряду требований:

1) присутствие «обучения» среди намерений партнера на стадии формирования альянса, понимание ценности обучения;

2) наличие способности обучаться;

3) наличие способности превращать знания в организационную собственность (знание должно быть распространено среди соответствующих людей и подразделений организации, понято ими и сохранено для дальнейшего использования).

Если превращение знаний в организационную собственность проходит успешно, тогда партнер получает положительную обратную связь и усиливает свои намерения дальнейшего обучения в существующих и будущих альянсах. Так же как и Hamel, Simonin5 обнаружил в своем исследовании 147 альянсов с американскими партнерами: чем сильнее были намерения партнеров приобретать знания за счет альянсов, тем более успешным это обучение было. Garrete и Dussauge разделили альянсы на вертикальные и горизонтальные (на основе исследования 150 альянсов между 36 автопроизводителями). В вертикальных альянсах главным намерением является достижение эффекта масштаба и использование избыточных мощностей. В них могут быть организованы совместные исследования и разработки, производство деталей или даже отдельных продуктов. В альянсах, ориентированных на достижение эффекта масштаба и сокращение издержек, стремление партнеров к взаимному обучению традиционно менее высокое, чем в горизонтальных альянсах. Факт более частой реорганизации горизонтальных альянсов Garrete и Dussauge считают показателем активного обмена знаниями и навыками среди партнеров.

Способность партнеров обучаться определяется комбинацией факторов: передаваемость знаний; восприимчивость партнера к новому знанию; способность понимать и усваивать знание; опыт предыдущего обучения.

Nonaka и Takeuchi выделили 4 способа превращения знаний в организационную собственность:

1. Социализация (неявное знание => явное знание);

2. Экстернализация (неявное знание => явное знание);

3. Объединение (явное знание => явное знание);

4. Интернапизация / усвоение (явное знание => неявное знание).

Авторы подчеркивают существенную зависимость организационного обучения от неявного знания (субъективного, неформализованного знания, носителем которого являются отдельные индивиды) и способности организации объединять неявное знание для создания явного знания (формализованного, четко выраженного знания).

На форму, которую принимает организационное обучение в альянсе, может влиять целый ряд факторов. Child и Markoczy выделили формы организационного обучения, которые являются функцией изменений в когнитивном и поведенческом обучении и уровня мотивации к обучению. Их классификация отображена в таблице6.

Таблица

Формы обучения Характер изменений Уровень мотивации к обучению

когнитивные поведенческие

Принудительное обучение X + низкий

Имитация обучения X + средний

Блокированное обучение + X высокий

Полученное обучение + + высокий (асимметричное)

Интегрированное обучение + + высокий (взаимное)

Сегментированное обучение частичные частичные низкий

Отсутствие обучения X X низкий

Формы организационного обучения в альянсах, Child и Markoczy.

Принудительное обучение часто происходит в случае неравномерного распределения власти в альянсе. Имитация обучения может заключаться в низкам качестве тренингов, предназначенных для поддержки образо-

вательного процесса. Блокированное обучение имеет место, когда сотрудники одного партнера в альянсе получают обучение от другого партнера, но они лишены возможности использовать усвоенные знания на практике. Полученное обучение — форма обучения, при которой один партнер перенимает знания другого партнера. Интегрированное обучение реализует полный потенциал сотрудничества (совместный поиск технических, системообразующих и стратегических решений для задач альянса). Сегментированное обучение становится итогом разделения между партнерами зон ответственности, когда доверие между партнерами невысокое. Отсутствие обучения — результат низкого приоритета обучения среди целей альянса или отсутствия открытой информации между партнерами.

Недостатки в организационном обучении часто вызваны вполне конкретными барьерами на пути эффективного обучения. Pucik выделил 3 основных барьера7:

1) несоответствующие стратегические цели, фокус на краткосрочных задачах и низкий приоритет обучения;

2) несовершенная система организационного контроля, в которой накопление знаний не приветствуется, а обязанности за организационное обучение определены нечетко;

3) несодержательная политика УЧР, в рамках которой обеспечение альянса персоналом полностью передается партнеру.

Nonaka и Nakeuchj указывают на то, что барьером на пути передачи знаний могут стать различия во взглядах на коммуникацию и различия в социальной идентичности членов проектных команд альянса. Социальная идентичность — набор основополагающих идей, которые формируются в результате взаимодействия личности с различными референтными группами в течение жизни и карьеры. Социальная идентичность индивида произ-водна от принадлежности к семье, общественным и рабочим группам в заданном организационном и национальном контексте. Simon и Dives рассматривают проблему появления барьеров на пути организационного обучения с позиции локального партнера в международном альянсе и утверждают, что организационное обучение в большой степени связано с ролевым обучением. Роли и уверенность в их исполнении часто привязаны к социальным идентичностям людей в определенной культурной среде8. Inkpen и Crossan в своем исследовании 40 американо-японских альянсов пришли к выводу, что нежелание отказаться от прежних методов работы основано на целом наборе убеждений менеджеров, и эти убеждения существенно осложняют процесс организационного обучения в альянсе.

Позиция автора состоит в том, что организационным обучением в альянсе можно и нужно управлять. Для эффективного менеджмента организационного обучения должны быть предприняты следующие меры:

1) созданы механизмы преодоления когнитивных и эмоциональных барьеров;

2) снижены организационные барьеры;

3) обеспечено открытое обращение информации.

Отсутствие намерения обучаться может быть важным когнитивным барьером для реализации потенциала организационного обучения в альянсе. Способы снижения этого риска включают в себя визиты к потенциальным партнерам и назначения работающих у них менеджеров на должности в альянсе, внимательное исследование их продуктов и услуг. Высокий уровень приверженности менеджеров проектам, связанным с организационным обучением, является важным фактором успеха организационного обучения. Эмоциональные барьеры часто сводятся к проблеме недоверия. Быстрого способа построения доверительных отношений не существует, тем не менее, можно определить условия, которые способствуют доверию. Если топ-менеджеры уделяют время и предпринимают усилия для построения близких личных отношений, тогда и персонал партнеров начинает рассматривать друг друга в положительном свете. Одним из условий снижения эмоциональных барьеров организационного обучения в альянсе является общее видение долгосрочной перспективы сотрудничества9. Генеральный директор альянса занимает «промежуточное положение» между партнерами и персоналом и должен сокращать пропасть между широким видением партнеров, которые учредили альянс, и реальностью повседневной работы, с которой сталкивается персонал альянса. Можно выделить следующие условия, обеспечивающие важные для обучения в альянсе межорганизационные связи:

1. Ротация менеджеров между альянсом и материнской компанией, регулярные встречи менеджеров альянса и менеджеров партнеров-учредителей;

2. Регулярные визиты партнеров на совместное предприятие;

3. Привлечение топ-менеджеров к работе в альянсе;

4. Обмен информацией между альянсом и материнской компанией.

ЛИТЕРАТУРА

1 I n k р е п А. С. (2002). Learning, Knowledge Management, and Strategic Alliances: So Many Studies, so Many Unanswered Questions // F. J. Contractor and P. Lorange (eds.), Cooperative Strategies and Alliances. Amsterdam: Pergamon.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

163

Faulkner D. O. (1995). International Strategic Alliances: Co-operating to Compete. London: McGraw-Hill. H a m e I G (1991). Competition for Competence and Inter-Partner Learning within International Strategic Alliances // Strategic Management Journal, 12: 83-103.

Pucik V. (1991). Technology Transfer in Strategic Alliances: Competitive Collaboration and Organizational Learning // T. Agmon and M. A. von Glinow (eds.), Technology Transfer in International Business. Oxford: Oxford University Press. — P. 121-38.

Simonin B. L. (2004). An Empirical Investigation of the Process of Knowledge Transfer in International Strategic Alliances // Journal of International Business Studies, 35:407-27.

Child and Markoczy (1993). Host-Country Managerial Behaviour and Learning in Chinese and Hungarian Joint Ventures//Journal of Management Studies, 30:611-31. Pucik V.Op.cit.

Simon L., D a v i e s G. ( 1996). A Contextual Approach to Management Learning: The Hungarian Case, Organization Studies, 17: 269-89. FaulknerD. O. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.