Научная статья на тему 'Организационное обеспечение функционально-объектного подхода к региональному развитию в системе стратегического управления'

Организационное обеспечение функционально-объектного подхода к региональному развитию в системе стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / КООРДИНАЦИЯ / СОГЛАСОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / FUNCTION-OBJECT APPROACH / MODELING / STRATEGIC MANAGEMENT / REGULATION / SELF-REGULATION / COORDINATION / HARMONIZATION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабалина Елена Ивановна

Представлены основные аспекты организационного обеспечения функционально-объектного подхода к региональному развитию в системе стратегического управления. При этом предложен механизм сочетания принципов регулирования и саморегулирования на основе применения функционально-объектного моделирования регионального роста и мотивации достижения региональных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational support for the function-object approach to regional development in the systems of strategic management

This article focuses on the basic aspects of organizational support for the function-object approach to regional development in the system of strategic management. The author proposes a mechanism combining the principles of regulation and self-regulation on the basis of application of function-object modeling of regional growth and motivation to achieve regional goals.

Текст научной работы на тему «Организационное обеспечение функционально-объектного подхода к региональному развитию в системе стратегического управления»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА

УДК 338.24 (470+571)

Е. И. Шабалина

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОБЪЕКТНОГО ПОДХОДА К РЕГИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Представлены основные аспекты организационного обеспечения функционально-объектного подхода к региональному развитию в системе стратегического управления. При этом предложен механизм сочетания принципов регулирования и саморегулирования на основе применения функционально-объектного моделирования регионального роста и мотивации достижения региональных целей.

This article focuses on the basic aspects of organizational support for the function-object approach to regional development in the system of strategic management. The author proposes a mechanism combining the principles of regulation and self-regulation on the basis of application of function-object modeling of regional growth and motivation to achieve regional goals.

Ключевые слова: функционально-объектный подход, моделирование, стратегическое управление, регулирование, саморегулирование, координация, согласование, мотивация.

Key words: function-object approach, modeling, strategic management, regulation, self-regulation, coordination, harmonization, motivation.

Рассматривая пути решения проблем современного регионального развития, следует отметить, что понятие экономического роста закономерно связано с обеспечением баланса показателей взаимодействующих и смежных отраслей. Соответственно антагонизм понятия «устойчивое развитие» имеет свое разрешение в координации и согласованности действий хозяйствующих субъектов путем формирования динамично развивающегося баланса производственных отношений. Применяемая во многих капиталистических странах система государственного индикативного планирования сформировалась в целях решения именно этой задачи. Однако такой подход оправдан в условиях массового производства и относительной предсказуемости развития тенденций в перспективе. Рост масштабов производства, научно-технический прогресс и инновации обусловили нарастание процессов нестабильности, что стало предпосылкой формирования системы стратегического управления, направленной на обеспечение адаптации экономических систем в условиях неопределенности. Соответствующее стремление к состоянию устойчивости и необходимость адаптации определили тре-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 3. С. 47 — 52.

48

бования к повышению уровня региональной управляемости. При этом в рыночных условиях наиболее распространенной ее формой стало управление в замкнутом контуре с обратной связью, что в наибольшей степени соответствует возможности обеспечения адаптационного поведения системы.

В то же время нужно подчеркнуть, что постепенное развитие процессов трансформации экономического пространства сформировало дополнительные факторы неустойчивости для интегрированных регионов, подверженных противоречивому влиянию политики смежных региональных и национальных систем [1]. При этом для указанных территорий следует выделить доминирующую роль внешних коммуникаций, определяющих специализацию региона и необходимые пропорции ее структурного и инфраструктурного обеспечения, так как именно внешние связи берут на себя системные структурно-образующие функции, но, обладая высоким уровнем неопределенности в связи с подвижностью границ и неустойчивостью функциональности экономических объектов в процессе межрегионального и международного сотрудничества, данные связи обусловливают неопределенность и неустойчивость экономической системы региона в целом. Возникающие в связи с этим ограничения возможностей определения и соответствующего моделирования неопределенных и неустойчивых систем интегрированного взаимодействия снижают управляемость указанных процессов развития и региональной адаптации. Это приводит к потерям в уровне эффективности и структурным диспропорциям. Кроме того, из-за реакции смежных регионов на указанные диспропорции возникает логический разрыв между управленческими действиями в региональном менеджменте, с одной стороны, и потребностями обеспечения пропорциональности функционально-объектной структуры интегрированных связей, определяющих региональную специализацию, — с другой, что практически не позволяет реализовать принципы системного подхода к управлению развитием региона. Таким образом, управление в замкнутом контуре для подобных систем становится неэффективным в связи с проблемой рассогласованности регулирующих воздействий субъекта управления на возмущающие реакции объекта, находящегося в плоскости пересечения внутренней и внешней среды. Поэтому в процессе развития интегрированных региональных систем в рамках механизмов стратегического управления сложилась необходимость в реализации таких подходов, которые позволяют учитывать указанные особенности и формируют направленность на обеспечение региональной адаптации. Принципиальные основы к программно-стратегическому управлению, ориентирующие на повышение эффективности регулирования программ развития приморских регионов, являющихся центрами пересечения значительного количества интегрирующих функций, представлены в работе [2].

Предложенный автором данной статьи функционально-объектный подход [3], предполагает реализацию сочетания принципов регулирования в рамках прямой связи контура управления и саморегулирования, в рамках обратной связи.

Обеспечение функционально-объектного подхода к региональному развитию

Рассматривая данный подход в контексте особенностей развития интегрированных регионов и присущего им доминирующего значения функциональных связей, в системе стратегического управления следует выделить основную роль стратегических проектов и программ, поскольку именно на данном уровне разработки перспектив регионального развития формируется набор связей-отношений, определяющих функции приоритетных направлений в модели развития региона. Таким образом, для интегрированных территорий именно стратегические программы становятся способом формирования долгосрочных целей на основе функционального моделирования развития региона и одновременно средством их достижения за счет мотивации практической реализации указанных программ, что позволяет сочетать механизмы регулирования и саморегулирования.

Ключевым моментом реализации данного подхода в системе стратегического регионального управления становится достижение согласованности стратегических программ на основе мотивации и общих интересов. При этом мотивация, ориентированная на достижение общих целей, должна сохраняться на весь период реализации указанных программ — до тех пор, пока цели не будут достигнуты. В то же время практическая реализация программ характеризуется тем, что в результате воздействия факторов среды возникает необходимость в корректировке программ, а значит, и в их дальнейшем согласовании. Однако необходимость внесения таких изменений по отдельным программам требует комплексной корректировки всех взаимозависимых программ, имеющих функциональные отраслевые и межотраслевые связи. Соответственно для интегрированных территорий в условиях тесного переплетения функциональных зависимостей возникает необходимость в формировании специальных координирующих программ территориального развития, основной задачей которых является анализ функциональных изменений и согласование связанного с этим процесса распределения ресурсов, особенно если для соответствующих программ предусмотрены региональные, федеральные или международные источники финансирования. К таким программам могут относиться программы отраслевого и межотраслевого взаимодействия на региональном, межрегиональном и международном уровнях, а также федеральные целевые программы и программы по проектам международного сотрудничества. Следует подчеркнуть, что мотивационной основой разработки и реализации данных программ также выступает поиск совместных интересов в рамках достижения целей рассматриваемых интегрированных систем. Однако одних только условий экономической политики регионального уровня для этого недостаточно. Необходимы также формирование позиции федерального Центра по отношению к конкретным регионам для создания условий государственной поддержки программ межрегионального значения и межправительственные соглашения в целях стимулирования развития определенных направлений международного сотрудничества. Следовательно, представляется необходимым согласование решений, принимаемых на различных уровнях управления. Соответствующим механизмом обеспече-

49

50

ния указанного требования может стать программно-координирую-щий блок стратегического регионального управления, формирующий согласованное экономическое поведение хозяйствующих субъектов в направлении достижения региональных целевых установок, определяющих устойчивый и сбалансированный рост.

Следует отметить, что основной формой существующей сегодня координации взаимодействия в процессе разработки и реализации как стратегии в целом, так и стратегических программ по отдельным направлениям является система партнерского участия, предполагающая привлечение представителей бизнеса и общественности к процессам управления региональным ростом. Как правило, данная форма реализуется в рамках работы Координационного совета и тематических рабочих групп. А в качестве инструмента реализации стратегии предусматривается организация деятельности по ресурсному и бюджетному обеспечению разработанных программ, а также корректировке и актуализации стратегии в процессе изменения условий и факторов среды.

Предлагаемый в данной статье подход к формированию системы стратегического управления на основе функционального моделирования и мотивации не требует изменения существующих организационных форм разработки стратегических программ в системе партнерского участия. Однако формируемое стремление к достижению совместных интересов обусловливает определенную организационную трансформацию указанного взаимодействия. В данной связи следует подчеркнуть, что сегодня в системе партнерского участия практически отсутствует согласованность с позиций мотивации и учета общих интересов. При этом разработчики стремятся привлечь максимум бюджетных средств для реализации отдельных программ. В то же время недостаточное стремление к совместным целям и отсутствие соответствующих скоординированных решений не позволяют эффективно использовать эти средства. Трансформация указанного взаимодействия на основе объектно-функционального подхода и мотивации формирует систему партнерского участия как систему партнерского согласия, которая на базе достижения совместных целей и интересов становится организационной формой и основой для осознания и формирования эффективной совместной деятельности в целях регионального развития. Процесс управления таким взаимодействием на региональном уровне может быть представлен в виде матричной схемы (см. рис.).

При этом реализуется необходимость учета отмеченных ранее функциональных особенностей интегрированных регионов, обусловливающих необходимость соответствующих административных мер, особенно на уровне координации ресурсного обеспечения стратегических программ. В этой связи в представленной схеме предусмотрено взаимодействие на уровне Координационного совета представителей подразделений администрации, отвечающих за развитие региона и его ресурсное обеспечение. Кроме того, предполагается обязательное участие в данном процессе координаторов стратегических программ, наделенных соответствующим статусом и полномочиями для решения вопросов, связанных с привлечением государственных и международных финансовых средств.

Рис. Схема матричного управления стратегическим программированием развития интегрированных регионов

к»

52

Таким образом, в рамках существующих организационных форм стратегического регионального управления может быть реализован подход, основанный на учете функционально-объектных связей и мотивации в целях достижения партнерского согласия в процессе формирования скоординированных действий и принятия решений, определяющих региональную экономическую политику, направленную на устойчивое развитие.

Следует отметить, что в условиях развития рыночных отношений и глобализации, вызывающей рост нестабильности, возникает необходимость в создании достаточно гибкой системы координации действий и согласования принимаемых решений в процессе разработки и внедрения перспективных программ развития. Представленная организация разработки стратегических программ развития интегрированных регионов создает предпосылки формирования такой системы на основе функционально-объектного подхода, позволяющего учитывать закономерности и факторы регионального роста, а также обеспечить реализацию их выполнения на основе мотивации совместной деятельности хозяйствующих субъектов.

Список литературы

1. Бильчак В. С. Приграничная экономика : монография. Калининград, 2001.

2. Ивченко В. В. Программно-стратегическое развитие приморского региона России: теория, методология, практика : монография. Калининград, 2003.

3. Шабалина Е. И. Методологические аспекты формирования функциональ-но-объекгного подхода к управлению региональным развитием // Весгник Балтийского федерального университета им. И. Канга. 2011. № 3. С. 78 — 82.

Об авторе

Шабалина Елена Ивановна — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: [email protected]

About author

Dr Yelena I. Shabalina — PhD, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.