Научная статья на тему 'Организационное обеспечение деятельности милиции СССР в предвоенный период и военные годы (1941 1945): краткий анализ'

Организационное обеспечение деятельности милиции СССР в предвоенный период и военные годы (1941 1945): краткий анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1050
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гусак В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационное обеспечение деятельности милиции СССР в предвоенный период и военные годы (1941 1945): краткий анализ»

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ СССР В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД И ВОЕННЫЕ ГОДЫ (1941 - 1945): КРАТКИЙ АНАЛИЗ

В.А. Гусак, кандидат юридических наук, начальник УУР ГУВД Челя-

бинской области

Необходимым условием успешного выполнения органами милиции своих обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью являлось организационное обеспечение их работы.

В этой связи необходимо отметить, что в предвоенный период НКВД представлял собой огромное ведомство со сложной структурой. О его масштабах свидетельствовала численность работающих сотрудников, которых по штату только в центральном аппарате НКВД насчитывалось на 1 января 1940 г. 32 624 человека, в то время как на момент образования НКВД, т.е. на 10 июля 1934 г., в штате его центрального аппарата числилось 8211 сотрудников1.

Важным структурным подразделением НКВД СССР являлась рабоче-крестьянская милиция (РКМ), бурное развитие которой началось со второй половины 30-х гг. и было обусловлено расширением возлагаемых на нее функций. Если на более ранних этапах эти функции могли выполняться в рамках существовавших тогда патрульно-постовой службы и уголовного розыска, то по мере развития страны и государства, в условиях непрерывного увеличения масштабов деятельности органов НКВД и милиции в его составе, умножались и усложнялись выдвигаемые перед ней задачи. Для их успешного решения требовалось применение новых форм и методов работы, что привело сначала к специализации сотрудников, а затем и организационноструктурному выделению специализированных служб.

Так, на протяжении 20-х гг., когда для удостоверения личности достаточно было предъявления разного рода справок, билетов и т.п., а документ единого образца отсутствовал, не требовалось и создания специальной службы для выдачи такого документа. Обстановка коренным образом изменилась после принятия постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 27 декабря 1932 г. «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов». Проведе-

ние паспортизации потребовало создания в системе аппаратов милиции специализированных паспортных подразделений.

В 30-е гг. организационная структура милиции претерпела очередные изменения: постановлением ЦК ВКП (б) и С НК СССР от 17 июля 1935 г. были образованы детские комнаты милиции; постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1935 г. «О въезде и проживании в пограничных поселках» были созданы отделы виз и регистраций иностранных граждан; 3 июля 1936 г. Совнарком СССР утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД Союза ССР».

Закрепление в новой Конституции СССР 1936 г. социалистической собственности как экономической основы советского государства вызвало необходимость проведения широкого комплекса мер, направленных на усиление ее охраны. В целях более успешного решения этой задачи приказом НКВД СССР от 16 марта 1937 г. в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был образован отдел, а на местах - соответствующие аппараты по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.

Расширение работы по расследованию преступлений заставило искать пути организационного обеспечения этого важного направления борьбы с преступностью, в результате чего в отделах уголовного розыска и отделах БХСС приказом НКВД СССР от 29 августа 1939 г. создавались специальные следственные группы из штатного состава наиболее подготовленных сотрудников.

Аналогичным образом строился созданный в 1941 г. отдел по борьбе с бандитизмом ГУРКМ НКВД СССР, состоявший из пяти отделений: четырех - по зонам страны и одного - следственного2.

В сентябре 1939 г. в органах милиции были образованы военно-учетные столы, которые к марту 1941 г. взяли на учет свыше девяти млн. человек военнообязанных3.

Гусак В.А.

Организационное обеспечение деятельности милиции _______СССР е предвоенный период и военные годы ....

Накануне войны структура Главного управления РКМ включала в себя следующие подразделения: отделы уголовного розыска и БХСС, наружной службы, политический, ГАИ, научно-технический, по борьбе с бандитизмом и др. Соответствующие структурные подразделения действовали на местах. Например, в состав Управления РКМ У НКВД по Челябинской области в ноябре 1940 г. входили следующие отделы: политический, отдел кадров, уголовного розыска, БХСС, отдел службы, материально-технического обеспечения, спецотдел и особая инспекция, финансовый отдел4.

В целом к началу 1941 г. НКВД представлял собой самое мощное государственное ведомство, охватывавшее своей деятельностью практически все стороны жизни страны. Его громоздкость явилась одной из причин издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 г. «О разделении Народного Комиссариата Внутренних Дел», в соответствии с которым из него был выделен в самостоятельное ведомство Народный комиссариат государственной безопасности. Хотя не исключено и то, что реорганизация НКВД была вызвана причиной субъективного характера: настороженностью Сталина к сосредоточению огромных властных полномочий в руках наркома НКВД Л. Берия.

Следует отметить, что НКВД являлся не только правоохранительной, но и крупнейшей в стране хозяйственной структурой. В 1940 г. им было выполнено около 13 % всего объема капитальных работ в народном хозяйстве страны. Народнохозяйственный план 1941 г. предусматривал вложение капитальных вложений по линии НКВД на сумму 6,8 млрд. рублей и выпуск промышленной продукции на сумму 1,8 млрд. рублей. Для выполнения хозяйственных задач в системе ГУЛАГа использовался труд около двух миллионов заключенных и почти 300 тыс. вольнонаемных, в том числе 25 тыс. специалистов-инженеров и техников5.

Как самое мощное правоохранительное ведомство, НКВД обеспечивал общественный порядок в стране, вел борьбу с преступностью. Проведенная в этом направлении работа принесла положительные результаты: в первом полугодии 1941 г. преступность по всем видам сократилась на 61 % по сравнению со второй половиной 1940 г., в том числе количество убийств снизилось наполовину, краж - на 68 %,

раскрываемость преступлений достигла 85,7 %б.

Как уже отмечалось, начавшаяся война значительно усложнила внутреннюю оперативную обстановку, вызвав тем самым необходимость объединения усилий силовых структур. С этой целью Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ от 20 июля 1941 г. «Об объединении Народного Комиссариата внутренних дел и Народного Комиссариата государственной безопасности в единый Народный Комиссариат внутренних дел»7.

На основании данного Указа приказом НКВД СССР была объявлена новая структура НКВД СССР, однако система органов милиции, сформированная в довоенный период, осталась практически без изменений.

Высшим звеном организационной структуры милиции в годы войны являлся союзнореспубликанский НКВД СССР, в составе которого находилось Главное управление милиции. В Наркоматах внутренних дел союзных республик, управлениях НКВД краев и областей действовали соответственно республиканские, краевые и областные управления милиции, в составе районных отделов (отделений) НКВД - районные отделы (отделения) милиции. Начальники органов милиции всех перечисленных уровней являлись одновременно заместителями наркомов (начальников) соответствующих НКВД, УНКВД и РОНКВД. В столицах союзных республик, областных центрах и других городах и рабочих поселках работали городские (поселковые) отделы (отделения) милиции, которые находились в подчинении соответствующих областных управлений и районных отделений милиции.

Так, например, номенклатурный список по Челябинскому областному управлению милиции в апреле 1942 г. включал в себя следующие должности и штатные назначения: зам. начальника ОУМ - 1, начальники отделов - 6, заместители и помощники начальников отделов УРКМ - 2, начальники отделений оперативных отделов УРКМ - 14, начальники городских отделов (они же заместители начальников горотделов НКВД) - 2, начальники городских районных отделений (Челябинска, Магнитогорска и Златоуста) - 16, начальники городских и районных отделений милиции (они же заместители начальников городских и районных отделений НКВД) - 66, начальник дивизиона ведомственной милиции - 1, начальник курсов - 1, преподаватель марксизма-ленинизма - 1. В составе номенклатурных

Серия «Право», выпуск 10

9

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

должностей была утверждена Челябинским обкомом ВКП (б) и группа политработников ОУМ: начальник политотдела, его заместитель, его помощник по комсомолу, редактор многотиражной газеты политотдела «На боевом посту» и освобожденный секретарь парторганизации ОУМ. Таким образом, общая численность руководящего состава Челябинского ОУМ составляла 115 человек, при этом в стадии согласования находились дополнительно 19 должностей политруков городских и районных отделов и отделений милиции8.

Внутренняя организационная структура органов милиции являлась более подвижной. Весной 1941 г. было принято решение, осуществление которого пришлось уже на начальный период войны - о передаче из милиции в состав других правоохранительных подразделений НКВД отдела кадров, мобилизационных аппаратов, особых инспекций, отделов материально-технического обеспечения, а также финансовых аппаратов. Это позволило ликвидировать в единой системе органов НКВД функциональные параллели, поднять их работу на более высокий уровень9.

В соответствии с директивным указанием ГУМ НКВД СССР от 17 апреля 1941 г. в составе НКВД союзных республик и областных управлениях милиции были созданы отделы по борьбе с бандитизмом (ОББ).

В целях улучшения работы милиции по предупреждению и раскрытию преступлений в республиканских и областных управлениях милиции были организованы оперативные отделы (отделения) для осуществления мероприятий по заданиям отделов уголовного розыска и БХСС, научно-технической экспертизы, а также для контроля за соблюдением установленного режима на объектах разрешительной системы.

Для усиления борьбы с хищениями социалистической собственности в 1941 г. была увеличена штатная численность аппаратов БХСС в целом по стране на 30,7 %10. Это позволило организовать в республиканских управлениях милиции отделы БХСС, укрупнить данные отделы в областных управлениях

милиции, а в их составе - специализированные отделения, сделать работу более эффективной. Были усилены также аппараты уголовного розыска, отделы служб и боевой подготовки, что являлось необходимой мерой в условиях военного времени.

Таким образом, суть организационного обеспечения деятельности органов милиции в годы войны заключалась, с одной стороны, в сокращении их функциональных обязанностей, связанных с работой неоперативных служб, передаче их в другие правоохранительные структуры, с другой - в укреплении оперативных аппаратов и повышении эффективности их деятельности.

В целом структурные преобразования органов НКВД были своевременными и отвечали задачам военного времени, позволили органам милиции достаточно результативно участвовать в реализации уголовно-правовой политики государства в годы Великой Отечественной войны.

1 ГригутьА.Е. Роль и место органов НКВД СССР в осуществлении уголовно-правовой политики советского государства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1999, -С. 110.

2 Там же. - С, 115.

3 Полиция и милиция России: страницы истории. - М., 1995.-С. 150.

4 Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). - Ф.П. - 288. - ОП. 3. - Д. 483. -Л. 50.

5 Некрасов В.Ф. Тринадцать «железных» наркомов. -М., 1995.-С. 234.

6 Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк / рук. авт. колл. В.Ф. Некрасов. - М., 1996. -С. 260.

7 Ведомости ВС СССР. - 1941. - № 33.

8 ОГАЧО. - Ф. П. - 288. - ОП. 42. - Д. 20. - Л, 607-608.

9 Подробнее см.: Незвигин Г.В. Деятельность милиции советского Казахстана по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): дис.... канд. юрид. наук. -М., 1980.

10 Григуть А.Е. Указ. соч. - С. 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.