Научная статья на тему 'Организационно8педагогические факторы удовлетворенности учебной деятельностью обучающихся в вузе'

Организационно8педагогические факторы удовлетворенности учебной деятельностью обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
удовлетворенность учебной деятельностью / медицинское образование / академическая успеваемость / организация учебного процесса / satisfaction with learning activities / medical education / academic performance / organization of the learning process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимченко Наталья Станиславовна, Кочетова Юлия Юрьевна, Баринова Оксана Геннадьевна, Тупикина Валерия Александровна

В статье обсуждается проблема удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского университета. В условиях вызовов современного общества, обусловленных пандемией и высокими стандартами медицинского обслуживания, обнаружилась потребность в специалистах, имеющих мотивацию к работе в профессии. Подготовка специалистов, обладающих профессиональной готовностью к работе в системе здравоохранения, не представляется возможной без фундамента в виде личных установок будущего специалиста, а также понимания специфики профессии. Для эмпирического исследования данной проблемы нами было проведено анкетирование 108 студентов первого, второго и пятого курсов медицинского университета института клинической медицины. Инструментальной базой для исследования стала методика Л. В. Мищенко, которая позволила определить степень удовлетворенности учебной деятельностью студентов различных курсов обучения. Полученные результаты позволят иметь представление об особенностях удовлетворенности учебной деятельности студентов на разных этапах обучения и разработать организационноуправленческие решения по гармонизации отдельных компонентов удовлетворенности учебной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимченко Наталья Станиславовна, Кочетова Юлия Юрьевна, Баринова Оксана Геннадьевна, Тупикина Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL FACTORS OF SATISFACTION WITH THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article discusses the problem of satisfaction with the educational activity of medical univer% sity students. In the context of the challenges of modern society caused by the pandemic and high standards of medical care, there was a need for specialists who are motivated to work in the pro% fession. The preparation of specialists with professional readiness to work in the healthcare system is not possible without a foundation in the form of personal attitudes of the future specialist, as well as an understanding of the specifics of the profession. For an empirical study of this problem, we conducted a survey of 108 first%, second%, and fifth% year students of the Medical University of the Institute of Clinical Medicine. The instrumental basis for the study was the methodology of L. V. Mishchenko, which allowed the authors to determine the degree of satisfaction with the educational activities of students of various courses of study. The results obtained will allow us to have an idea of the peculiarities of students’ satisfaction with learning activities at different stages of training and to develop organizational and managerial solutions for the harmonization of individual components of satisfaction with learning activities.

Текст научной работы на тему «Организационно8педагогические факторы удовлетворенности учебной деятельностью обучающихся в вузе»

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

йО!: 10.17805^ри.2022.4.18

Организационно-педагогические факторы удовлетворенности учебной деятельностью обучающихся в вузе

Н. С. Тимченко

Алтайский государственный медицинский университет,

Ю. Ю. Кочетова Алтайский государственный медицинский университет,

О. Г. Баринова Алтайский государственный медицинский университет,

В. А. Тупикина Алтайский государственный медицинский университет

В статье обсуждается проблема удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского университета. В условиях вызовов современного общества, обусловленных пандемией и высокими стандартами медицинского обслуживания, обнаружилась потребность в специалистах, имеющих мотивацию к работе в профессии. Подготовка специалистов, обладающих профессиональной готовностью к работе в системе здравоохранения, не представляется возможной без фундамента в виде личных установок будущего специалиста, а также понимания специфики профессии.

Для эмпирического исследования данной проблемы нами было проведено анкетирование 108 студентов первого, второго и пятого курсов медицинского университета института клинической медицины. Инструментальной базой для исследования стала методика Л. В. Мищенко, которая позволила определить степень удовлетворенности учебной деятельностью студентов различных курсов обучения.

Полученные результаты позволят иметь представление об особенностях удовлетворенности учебной деятельности студентов на разных этапах обучения и разработать организационно-управленческие решения по гармонизации отдельных компонентов удовлетворенности учебной деятельностью.

Ключевые слова: удовлетворенность учебной деятельностью; медицинское образование; академическая успеваемость; организация учебного процесса

ВВЕДЕНИЕ

В условиях профессионального образования наличие выраженных мотивацион-ных устремлений обучающегося в обретении выбранной профессии является мощным, но не единственным фактором становления эффективного профессионала. Когда речь идет о современной высшей медицинской школе, востребованность

обществом целенаправленных действий в этом направлении с учетом эпидемиологической ситуации, падения показателей индивидуального и общественного здоровья населения России ощущается особенно остро. Образовательная среда, включающая материально-технические возможности вуза, уровень профессионализма научно-педагогического состава, характер отношений между субъектами образовательного процесса, управленческий потенциал и организационные ресурсы для решения возникающих проблем, условия личностного развития, может сыграть двоякую роль в формировании будущего специалиста (Ариас, Карпова, Ку-кулите, 2016; Рожкин, 2022).

С одной стороны, она может укрепить, развить, обогатить новыми смыслами потребностно-мотивационную сферу обучающегося, заложить компетентностный каркас профессиональной деятельности, создав систему профессиональных знаний, умений и навыков, что является безусловным благом для личности и общества. С другой стороны, вуз может не создать условий для превращения желания личности стать профессионалом в факт личной профессиональной жизни (Snopce, Alija, 2018). Один из сценариев такого развития ситуации проявлен в маргинализации процесса вхождения в профессию, когда обучающийся не бросает радикально учебу, но отчуждается от нее, а дистанцируясь, начинает нивелировать ценность обучения при сохранении формального желания стать медицинским специалистом. Вероятно, это именно та группа риска, из которой потом молодые врачи уходят из профессии.

Особенность современной ситуации в профессиональном образовании, в том числе медицинском, заключается в слабой мотивационной основе профессионального выбора (Manzar, Manzar, 2011). Высокий уровень инфантилизма молодежи приводит к тому, то выбор профессии часто оказывается выбором родителей профессионального будущего своего ребенка. Такая ситуация предъявляет еще больше требований к образовательной среде, задачей которой становится внутриву-зовская профориентационная работа. Этот факт требует не только осознания, но и определенных организационных усилий и действий.

Помимо того, существует маркетологический пласт проблемы изучения удовлетворенности учебной деятельности студентов вуза. Он высвечивает иной фокус, при котором образовательная услуга должна соответствовать динамично изменяющимся запросам потребителя (Ommering, Wijnen-Meijer, Dolmans, 2020; Tadesse, Tadesse, Dagnaw, 2022). Поэтому мониторинг удовлетворенности учебной деятельностью обучающихся естественным образом вписан во внутривузовскую систему независимой оценки качества образования. Изучение мнений обучающихся относительно различных компонентов учебной деятельности позволяет корректировать организационно-педагогические факторы образовательного процесса.

МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения уровня удовлетворенности студентами учебной деятельностью нами был применен анкетный опрос Л. В. Мищенко (Мищенко, 2007). Статистические расчеты проводились при помощи программы SPSS Statistics ver.23. Анкетный опрос проходил в онлайн-формате.

Выборку составили студенты первого, второго и пятого курсов медицинского университета, обучающихся в институте клинической медицины. Характер выбор-

ки обусловлен необходимостью оценить уровень удовлетворенности учебной деятельностью студентов на разных этапах обучения: первый курс (32 человека) — период адаптации, второй курс (39 человек) — стабилизация, пятый курс (37 человек) — вхождение в профессиональное клиническое пространство.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Образовательный процесс в медицинском университете имеет свою специфику, которая продиктована особенностями формирования будущего специалиста. Так, к примеру, первые два курса обучения в институте клинической медицины в основном посвящены теоретическим аспектам профессии врача-лечебника, и только с третьего курса начинается этап реализации учебных дисциплин клиническими кафедрами. Поэтому важно понимать, какие именно аспекты учебной деятельности наиболее привлекательны для студентов.

Мы предположили, что существуют значимые корреляционные взаимосвязи между шкалами удовлетворенности учебной деятельностью (УУД), имеющие свои качественные особенности на каждом курсе обучения студентов медицинского вуза.

В целях обнаружения значимых взаимосвязей между шкалами УУД на выборке первого курса (32 человека) был применен корреляционный анализ Спирмена, представленный в таблице 1.

Таблица 1

КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ШКАЛАМИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (ВЫБОРКА ПЕРВОГО КУРСА)

Table 1

CORRELATIONS BETWEEN SCALES OF SATISFACTION WITH EDUCATIONAL ACTIVITIES (SAMPLE OF THE 1ST YEAR)

Шкалы У1 У2 У3 У4 У5

У1 1,000 0,815* 0,483* 0,528* —

У2 0,815* 1,000 — 0,658* 0,467*

У3 0,483* — 1,000 — —

У4 0,528* 0,658* — 1,000 —

У5 — 0,467* — — 1,000

Примечание: «*» — уровень значимости р < 0,01; У1 — удовлетворенность учебным процессом; У2 — удовлетворенность воспитательным процессом; У3 — удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками; У4 — удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями; У5 — удовлетворенность бытом, досугом, бюджетом.

Анализируя данные, приведенные в табл. 1, следует отметить следующие особенности обнаруженных взаимосвязей. Во-первых, шкала удовлетворенности избранной профессией на нашей выборке первого курса не показала связи с какими-нибудь другими шкалами удовлетворенности. Мы полагаем, что это может быть связано с тем, что первокурсник еще не всегда отчетливо понимает содержательные аспекты профессиональной деятельности врача, тем более ему сложно соот-

нести эти основы с самим собой, своими возможностями, склонностями, предпочтениями и ценностями. Отсюда у студентов-первокурсников наблюдается некая незрелость экзистенциального уровня относительно выбора профессии и удовлетворенности этого выбора. Во-вторых, удовлетворенность учебным процессом ожидаемо коррелирует с взаимоотношениями (с преподавателями, студентами) в образовательном пространстве вуза. Логично, что чем более удовлетворены респонденты взаимоотношениями с субъектами образовательного процесса, тем выше степень удовлетворенности самим учебным процессом. Верно и обратное.

Соответствующие результаты наблюдаются и относительно шкалы удовлетворенности воспитательным процессом. В-третьих, интересно, что только у респондентов первого курса на нашей выборке обнаружены связи между шкалами: удовлетворенность воспитательным процессом и удовлетворенность бытом, досугом, здоровьем. Подобное значительное присутствие воспитательного процесса в жизни студента объяснимо целенаправленными организационными мероприятиями со стороны вуза. Корпус наставников, кураторы, сотрудники деканатов активно сопровождают студента, оказывая необходимую консультативную и иную поддержку, помощь и контроль, создавая условия для безболезненной адаптации первокурсника.

Далее остановимся на взаимосвязях между шкалами удовлетворенности, обнаруженных на выборке респондентов второго курса, которая составила 39 человек. В табл. 2 отмечены значимые корреляционные связи на уровне, не превышающем 0,01.

Таблица 2

КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ШКАЛАМИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (ВЫБОРКА ВТОРОГО КУРСА)

Table 2

CORRELATIONS BETWEEN EDUCATIONAL ACTIVITY SATISFACTION SCALES (SAMPLE OF THE 2ND YEAR)

Шкалы У1 У2 У3 У4 У5

У1 1,000 0,649* 0,439* 0,802* 0,546*

У2 0,649* 1,000 — 0,652* —

У3 0,439* — 1,000 0,572* 0,419*

У4 0,802* 0,652* 0,572* 1,000 0,573*

У5 0,546* — 0,419* 0,573* 1,000

Примечание: «*» — уровень значимости р < 0,01; У1 — удовлетворенность учебным процессом; У2 — удовлетворенность воспитательным процессом; У3 — удовлетворенность избранной профессией; У4 — удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями; У5 — удовлетворенность бытом, досугом, бюджетом.

По статистическим результатам, представленным в табл. 2, обозначим некоторые особенности корреляционных связей между шкалами УУД. Так, следует обратить внимание на отсутствие одной из шкал в таблице. Примечательно, что удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками значимо не связана ни с одной из шкал УУД. Возможно, второй курс обучения для студентов — это период

качественной перестройки и переоценки собственных личностных предпочтений, выбор и построение новых социальных контактов для долгосрочного взаимодействия. Известно, что первый год обучения в большинстве своем посвящен заботе и созданию комфортных условий для осуществления успешной учебной деятельности. Студенты приспосабливаются к условиям образовательной среды вуза, а также к студенческой группе, в которой каждый стремится занять комфортный ему социальный статус и обживается в новой социальной роли студента. Отсюда удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками лишь только формируется, созревает, определяется, как таковой ее еще нет.

Вместе с тем, как видно из табл. 2, обнаружены устойчивые прямые корреляционные связи, указывающие на то, что чем выше уровень удовлетворенности студентов учебным процессом, тем выше удовлетворенность всех других шкал, составляющих общий индекс удовлетворенности учебной деятельностью. Это мы можем утверждать, не допуская ошибку больше чем 0,01. Высокие коэффициенты корреляции от r = 0,572 до r = 0,802 мы обнаруживаем во взаимосвязях со шкалой удовлетворенности взаимоотношениями с преподавателями при Asymp. Sig. = 0,000. Чем выше показатели этой шкалы, тем в большей степени проявляется удовлетворенность учебным и воспитательным процессом, удовлетворенность избранной профессией, а также удовлетворенность бытом, досугом, здоровьем.

Для целостной картины результатов исследования представим данные о состоянии связей между шкалами удовлетворенности УД на выборке респондентов пятого курса, N = 52 (табл. 3).

Таблица 3

КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ШКАЛАМИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (ВЫБОРКА ПЯТОГО КУРСА)

Table 3

CORRELATIONS BETWEEN SCALES OF SATISFACTION WITH EDUCATIONAL ACTIVITIES

(SAMPLE OF THE 5TH YEAR)

Шкалы У1 У2 У3 У4 У5 У6

У1 1,000 0,601* 0,551* — 0,441* 0,414*

У2 0,601* 1,000 — — 0,558* 0,373*

У3 0,551* — 1,000 — — 0,565*

У4 — — — 1,000 0,462* —

У5 0,441* 0,558* — 0,462* 1,000 0,427*

У6 0,414* 0,373* 0,565* — 0,427* 1,000

Примечание: «*» — уровень значимости р < 0,01; У1 — удовлетворенность учебным процессом; У2 — удовлетворенность воспитательным процессом; У3 — удовлетворенность избранной профессией; У4 — удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками; У5 — удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями; У6 — удовлетворенность бытом, досугом, бюджетом.

Как видно из табл. 3, количество взаимосвязей значимо увеличилось в сравнении с результатами первого и второго курсов, что статистически подтверждается на уровне Л8утр. Sig., не превышающем 0,01. Отметим наиболее существенные ка-

чественно-количественные изменения в обнаруженных взаимосвязях между шкалами УУД. Считаем интересным, что в сравнении со вторым курсом (на первом связей обнаружено не было с этой шкалой) на пятом количество связей со шкалой удовлетворенности избранной профессией сократилось с 3 до 2. На наш взгляд, этот факт может объясняться тем, что студенты старших курсов начинают осмысливать будущую профессиональную деятельность вполне реально, на основе уже имеющегося у них опыта прохождения практики в клинических условиях, тогда как будучи студентами второго курса, респонденты мыслят чаще всего идеалистическими представлениями, не подкрепленными практическим опытом. Отсюда при г = 0,551 мы можем утверждать, что чем выше у студентов удовлетворенность избранной профессией, тем выше показатели удовлетворенности учебным процессом в вузе, и наоборот.

Остановимся еще на одном аспекте проведенного корреляционного анализа. Примечательно, что удовлетворенность бытом, досугом, здоровьем прямо и устойчиво коррелирует с такими шкалами, как удовлетворенность учебным процессом (г = 0,414); удовлетворенность воспитательным процессом (г = 0,373); удовлетворенность избранной профессией (г = 0,565) и удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями (г = 0,427). Отсюда, предположим, что многофакторная шкала удовлетворенности бытом, досугом, здоровьем во многом определяет общий индекс удовлетворенности учебной деятельностью студентов.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ КАК САМОЦЕННОСТЬ В СТРУКТУРЕ УУД СТУДЕНТОВ

Формальная сторона обучения, связанная с оцениванием знаний студента, неоднозначно воспринимается всеми участниками образовательного процесса: студентами, преподавателями и учебно-организационными структурами вуза. Мы предположили, что существует взаимосвязь между общей УУД студентов вуза и их академической успеваемостью по курсам обучения.

По результатам проведенного нами корреляционного анализа (по Спирмену) значимых статистических взаимосвязей между удовлетворенностью учебной деятельностью студентов вуза и их успеваемостью обнаружено не было. Этот факт может свидетельствовать о том, что специфика медицинского образования накладывает свой отпечаток на восприятие студентами своей текущей и итоговой учебной успеваемости. Полагаем, что для студентов, получающих медицинское образование, оказывается не столь важным, в каком количественном эквиваленте оценивается их успешность учебной деятельности. Вероятно, что для студентов более значимым критерием их успешности в учебе выступает качество усваиваемого знания, темпы продвижения в нем, умение применять его на практике (начиная с симуляционного центра вуза и заканчивая клинической апробацией в реальной жизни). Отсюда, для студента относительная успешность (в терминологии Л. С. Выготского) учебной деятельности значимо важнее, чем абсолютная успешность (в традиционном понимании балльная оценка). Именно эту особенность мы относим к специфическим условиям обучения в медицинском вузе, что, в свою очередь, рассматривается нами как основополагающий фактор поддержания состояния удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, основываясь на результатах проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы. На каждом курсе обучения существует специфическая картина УУД, связанная с этапами пребывания в вузе.

Так, в структуре УУД первокурсников наблюдается ограниченное количество корреляций между шкалами, что связано с адаптацией к новым условиям. Значимой является необходимость выстраивать новые коммуникационные связи с сокурсниками и преподавателями, приспосабливаться к бытовым условиям и требованиям высшей школы. Отсутствие связи УУД с избранной профессией связано с тем, что в учебных планах нет клинических дисциплин, которые могли бы способствовать большему погружению в будущую профессию. Данный момент может быть скорректирован путем активного вовлечения первокурсников в научное студенческое сообщество. Участие в научных кружках при кафедрах поможет студентам быстрее понять особенности будущей профессии, будет способствовать интенсивной профориентации.

На втором курсе студенты продемонстрировали более широкий спектр корреляционных связей в структуре УУД. Ребята преодолели первый рубежный контроль, осознают себя полноправными членами студенческого сообщества, понимают высокую ценность учебной деятельности, на первый план выходят взаимоотношения с преподавателями как образцами медицинской профессии. В целом второй курс представляется наиболее гармоничным с точки зрения УУД.

Пятый курс для студентов медицинского вуза открывает широкие представления о будущей профессии — они активно постигают клинические дисциплины, многие ребята начинают работать в медицинских учреждениях в качестве среднего медицинского персонала. Несмотря на это, мы наблюдаем незначительное снижение корреляции УУД с удовлетворенностью выбранной профессией. Данный факт может быть связан с первыми трудностями и даже разочарованиями в профессии. В этой связи требуется превентивная работа клинических кафедр и профессорско-преподавательского состава по поддержанию высокой профессиональной мотивации.

Следует обратить внимание на многофакторную шкалу удовлетворенности бытом, досугом, здоровьем. Во всех исследуемых подгруппах данная шкала коррелирует с другими шкалами, что говорит о значимости ее компонентов для студентов. Следовательно, при оптимизации образовательной среды вуза в целях повышения качества профессиональной подготовки будущих врачей необходимо принимать во внимание не только условия, относящиеся непосредственно к организации учебно-воспитательного процесса, но и грамотно продумывать возможные варианты поддержки и сопровождения обучающихся (Мрочко, Яковчук, 2020; Ковалева, 2017). Такими вариантами могут стать психолого-педагогические условия оптимизации образовательного процесса в вузе для сохранения здоровья, организации продуктивного (профессионально полезного) досуга и создания комфортных бытовых условий проживания обучающихся. Системный подход в решении поставленных вопросов поможет достичь высоких показателей удовлетворенности УД и гармонизировать взаимосвязи между шкалами удовлетворенности учебной деятельностью студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ариас, А., Карпова, Е. А., Кукулите, Т. Г. (2016) Динамика профессиональной идентичности студентов вуза (психологический анализ) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 241-253.

Рожкин, А. О. (2022) Удовлетворенность учебной деятельностью и смысловая сфера личности студентов в юношеском возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. № 2. С. 296-304.

Tadesse, S. G., Tadesse, D. G. & Dagnaw, E. H. (2022) Problem based learning approach increases the academic satisfaction of health science students in Ethiopian universities: a comparative cross sectional study. BMC Medical Education. Vol. 22. P. 334. URL: https://doi.org/10.1186/ s12909-022-03397-5

Мищенко, Л. В. (2007) Методика диагностики удовлетворенности учебной деятельностью // Вестник Пятигорского лингвистического университета. №1-2. С. 105-111.

Мрочко, Л. В., Яковчук, Т. Г. (2020) Культурные практики обучающихся как технология образования // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 186-193.

Ковалева, А. И. (2017) Проблемы социализации личности студента в вузе // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 48-62.

Snopce, H., Alija, S. (2018) Student Satisfaction, Needs, Learning Outcome and Motivation: A Case Study Approach at A See-University // The Eurasia Proceedings of Educational & Social Sciences. Vol. 10. P. 197-202.

Manzar, B., Manzar, N. (2011) To determine the level of satisfaction among medical students of a public sector medical university regarding their academic activities. BMC Research Notes. Vol. 4. P. 380. DOI: 10.1186/1756-0500-4-380

Ommering, B. W. C., Wijnen-Meijer, M., Dolmans, D. H. J. M. (2020) Promoting positive perceptions of and motivation for research among undergraduate medical students to stimulate future research involvement: a grounded theory study. BMC Medical Education. Vol. 20. P. 204. DOI: 10.1186/s12909-020-02112-6

Дата поступления: 13.09.2022 г.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL FACTORS OF SATISFACTION WITH THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

N. S. Timchenko Altai State Medical University,

Yu. Yu. Kochetova Altai State Medical University,

O. G. Barinova Altai State Medical University,

V. A. Tupikina Altai State Medical University

The article discusses the problem of satisfaction with the educational activity of medical university students. In the context of the challenges of modern society caused by the pandemic and high standards of medical care, there was a need for specialists who are motivated to work in the profession. The preparation of specialists with professional readiness to work in the healthcare system is not possible without a foundation in the form of personal attitudes ofthe future specialist, as well as an understanding of the specifics of the profession.

For an empirical study of this problem, we conducted a survey of 108 first-, second-, and fifth-year students of the Medical University of the Institute of Clinical Medicine. The instrumental basis for the study was the methodology of L. V. Mishchenko, which allowed the authors to determine the degree of satisfaction with the educational activities of students of various courses of study.

The results obtained will allow us to have an idea of the peculiarities of students' satisfaction with learning activities at different stages of training and to develop organizational and mana-

gerial solutions for the harmonization of individual components of satisfaction with learning activities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: satisfaction with learning activities; medical education; academic performance; organization of the learning process

REFERENCES

Arias, A., Karpova, E. A. and Kukulite, T. G. (2016) Dinamika profes-sional'noj identichnosti studentov vuza (psihologicheskij analiz). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 241-253. (In Russ.).

Rozhkin, A. O. (2022) Udovletvorennost' uchebnoj deyatel'nost'yu i smyslovaya sfera lichnosti studentov v yunosheskom vozraste. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. So-ciologiya, no. 2, pp. 296-304. (In Russ.).

Snopce, H. and Alija, S. (2018) Student Satisfaction, Needs, Learning Outcome and Motivation: A Case Study Approach at A See-University. The Eurasia Proceedings of Educational & Social Sciences, vol. 10, pp. 197-202.

Manzar, B. and Manzar, N. (2011) To determine the level of satisfaction among medical students of a public sector medical university regarding their academic activities. BMC Research Notes, vol. 4, pp. 380. DOI: 10.1186/1756-0500-4-380.

Ommering, B. W. C., Wijnen-Meijer, M., and Dolmans, D. H. J. M. (2020) Promoting positive perceptions of and motivation for research among un-dergraduate medical students to stimulate future research involvement: a grounded theory study. BMC Medical Education, vol. 20, p. 204. DOI: 10.1186/s12909-020-02112-6.

Tadesse, S. G., Tadesse, D. G. & Dagnaw, E. H. (2022) Problem based learning approach increases the academic satisfaction of health science stu-dents in Ethiopian universities: a comparative cross sectional study. BMC Medical Education, vol. 22, pp. 334. DOI: 10.1186/s12909-022-03397-5.

Mishchenko, L. V. (2007) Metodika diagnostiki udovletvorennosti uchebnoj deyatel'nost'yu. Vestnik Pyatigorskogo lingvisticheskogo universiteta, no. 1-2, pp. 105-111. (In Russ.).

Mrochko, L. V., Yakovchuk, T. G. (2020) Kul'turnye praktiki obucha-yushchihsya kak tekhno-logiya obrazovaniya. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 186-193. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2017) Problemy socializacii lichnosti studenta v vuze. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 48-62. (In Russ.).

Submission date: 13.09.2022.

Тимченко Наталья Станиславовна — доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук Алтайского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации. Адрес: 656038, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 40. Тел.: +7 (3852) 566-922. Эл. адрес: nattim-chenko@yandex.ru

Кочетова Юлия Юрьевна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Алтайского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации. Адрес: 656038, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 40. Тел.: +7 (3852) 566-922. Эл. адрес: kochetova20@mail.ru

Баринова Оксана Геннадьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Алтайского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации. Адрес: 656038, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 40. Тел.: +7 (3852) 566-922. Эл. адрес: barinov_77@mail.ru

Тупикина Валерия Александровна — обучающаяся Института фармации Алтайского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации. Адрес: 656038, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 40. Тел.: +7 (3852) 566-922. Эл. адрес: v.tupikina@mail.ru

Timchenko Nataliya Stanislavovna, Doctor of Sociology, Professor, Head, Department of Social Sciences and Humanities, Altai State Medical University, Ministry of Health of the Rus-

sian Federation. Postal address: 40, Lenina Ave., Barnaul, Russian Federation, 656038. Tel.: +7 (3852) 566-922. E-mail:

Kochetova Yuliya Yurievna, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy, Altai State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation. Postal address: 40, Lenina Ave., Barnaul, Russian Federation, 656038. Tel.: +7 (3852) 566-922. E-mail: kochetova20@mail.ru

Barinova Oksana Gennadievna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Altai State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation. Postal address: 40, Lenina Ave., Barnaul, Russian Federation, 656038. Tel.: +7 (3852) 566-922. E-mail: barinov_77@mail.ru

Tupikina Valeria Aleksandrovna, Student, Institute of Pharmacy, Altai State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation. Address: 40, Lenina Ave., Barnaul, Russian Federation, 656038. Tel.: +7 (3852) 566-922. E-mail: v.tupikina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.