Кубанова А.К.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.
Организационно-управленческие условия реализации образовательного процесса в вузе
Управление представляет собой функцию организованных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддержания режима деятельности, реализацию ее программы, цели и как система управление предполагает наличие таких подсистем как: организация отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам механизмов развития по известной программе к какой-то цели. Оптимальная управленческая деятельность обеспечивается целостным комплексом теоретико-методологических, организационных и социально-психологических условий и факторов. Её сущность раскрывается в эффективном воздействии управляющей системы на управляемую, в интересах поддержания её структурной целостности и достижения желаемого состояния функционирования. Нормативные взаимосвязи в управлении учебным процессом определяют следование инструкциям и указаниям, которые регламентируют деятельность формализованной системы управления, личностные отношения между руководителем и исполнителями формируют психологический климат в коллективе. Основываясь на процессном подходе, под качеством образовательного процесса будем понимать интегральную характеристику всех составляющих образовательную деятельность процессов. Современный этап развития образования предполагает внедрение новых методов управления и принятия решений в вузе [1, с. 36]. В управленческой функции по формированию кадрового состава важным является подбор квалифицированных специалистов соответствующих уровню образовательного учреждения, обеспечение в коллективе социально-психологической совместимости специалистов разных профилей, различных индивидуально - личностных качеств и особенностей поведения. Проведя сравнительную характеристику педагогических работников по стажу работы в сфере образования специалисты утверждают, что это позволяет говорить о наличии кадровых ресурсов
для возрождения института наставничества в образовательных организациях [2, с. 21]. Развитие социальной структуры коллектива включает совершенствование социального облика, структурного и качественного состава, входящих в него специалистов. Управление социальной структурой направлено на создание устойчивых групп профессиональных работников, обновление кадрового состава, установку на создание социально-психологического комфорта в коллективе образовательного учреждения.
Исследователи пишут о высокой социальной значимости педагогической деятельности, представляющей особое социально-профессиональное пространство, в котором сфокусирован весь спектр социальных отношений, многообразие коммуникативных контактов, реализуемых на различных уровнях организации образовательного процесса и с различными категориями участников образовательных отношений, что объективно влечет за собой возникновение ситуаций, способных дестабилизировать личность педагога, модифицировать процессуальный маршрут педагогической деятельности [3, с. 130]. О максимальной активности педагога и учебных технических средствах, призванных обслуживать в первую очередь деятельность преподавателя по управлению образовательным процессом пишет Э.К. Самерханова [4, с. 77].
О роли воспитательной деятельности, придания ей социальной направленности и гражданского контекста, значимости включения студентов в волонтерские организации и воспитательные объединения, позволяющие сориентировать будущих специалистов на деятельность во благо общества и альтруизм, формирование самостоятельности, инициативности, критичности мышления, социальной активности отмечает А.В. Савченков. Создание виртуальной воспитательной среды вуза должно быть направлено на реализацию различных форм интерактивного воспитательного взаимодействия (форумы, персональные сообщения, видеосвязь и т. д.), создание единое воспитательное пространства вуза, вовлечение будущих специалистов в воспитательный процесс, интегрирование реального и виртуального воспитательного воздействия на будущих специалистов [5, с. 193].
Поступательное развитие российской системы высшего образования, основанное на цифровой трансформации вузов и обеспечение экономики кадрами, владеющими компетенциями для работы в условиях цифрового общества одно из приоритетов правительственной программы «Цифровая экономика». Цифровая трансформация вузов декларирует необходимость создания системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России. Все это требует трансформации классической образовательной системы,
что в итоге подразумевает создание «цифрового университета».
В настоящее время можно выделить определенные этапы цифровой трансформации вузов в условиях глобальных вызовов ее эволюционирования: информатизация и цифровизация. Первый этап связан с активным внедрением информационных технологий в вузовский процесс обучения, для реализации которого понадобился комплекс мероприятий технического, информационного, образовательного и ценностного характера. Этап цифровизации образовательных услуг, кроме глобальных, обусловлен рядом не менее важных факторов как государственного, так и регионального уровня. Принимая во внимание обеспокоенность общественности чрезмерным увлечением молодёжи виртуальными технологиями, необходима будет организация исследований о влиянии цифровой образовательной среды на формирование учебно-познавательных компетенций обучающихся, на физическое и психологическое благополучие преподавателей и студентов. Прежде чем получить конкретные результаты, преподавателям лучше всего будет соблюдать баланс между традиционными и виртуальными методами обучения и не забывать о важности живом, реальном межличностном взаимодействии со студентами.
Безусловно, одна из основополагающих задач, которую необходимо решить в связи с будущим развитием практик цифрового обучения - организация кибербезопасности, укрепление правого регулирования этой сферы, а также стимулирование развития цифрового правосознания. Цифровизация воспитательной работы обеспечит совершенствование таких направлений деятельности, как: делает воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным; значительно расширяет возможности предъявления воспитательной информации; позволяет оперировать большими объемами информации, оказывая комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти человека; обеспечивает наглядность, эстетику в оформлении воспитательных мероприятий; делает процесс воспитания более привлекательным для обучающихся, повышает интерес к мероприятиям; способствует адаптации личности в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры; используется в различных формах воспитательных мероприятий и сочетается с различными информационными источниками и педагогическими технологиями; позволяет более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса; повышает качество педагогического труда; способствует эффективности воспитательных мероприятий.
При переходе страны к цифровой экономике и образования определяющим для развития государства становится уровень цифровой культуры
общества в целом и личная цифровая культура граждан этого общества. Поэтому в вузе необходимо формирование корпоративной цифровой культуры профессорско - преподавательского состава, обучающихся и сотрудников вуза. Движущими силами формирования корпоративной цифровой культуры вуза должны стать принцип целенаправленного формирования и создание организационно-педагогических условий. При этом она должна обладать заданными свойствами: подчиненностью мотивам личности и интересам вуза в целом; использованием разнообразных технических средств; включением в обучение открытых и локальных образовательных ресурсов; использованием различных форм обучения, основанных на приближении к учебной и профессиональной деятельности; организацией контроля знаний с использованием ИКТ.
Трансформация образования рассматривается как неизбежный процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, в соответствии с требованиями к подготовке кадров для работы в цифровой экономике, т.к. цифровая эра требует не только новых умений от выпускников вузов, но и другого подхода к организации процесса образования в целом. В этих условиях ставится задача создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей качество и доступность образования всех видов и уровней. Цифровизация высшего образования объективно отражает запрос экономики и общества на изменения в деятельности вузов, а «цифровой университет» является основополагающим элементом новой реальности высшего образования.
Список литературы:
1. Самерханова Э.К., Имжарова З. Управление качеством образовательного процесса в условиях инновационного развития вуза // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). 36 с.
2. Майкова О.М., Кондратенко Е.В. Региональная модель целевого обучения и контрактного трудоустройства организационно-управленческие условия реализации // Вестник Марийского государственного университета. 2019. № 1 (33). С. 17-23.
3. Жуковский В.П., Скворцова Л.А. Жуковская Н.А.. Управление стрессами в педагогической деятельности: основные направления орга-низации//Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1. С. 130-135.
4.Самерханова Э.К. Организационно-управленческие условия формирования единого образовательного пространства в вузе // Вестник ЮУрГУ. 2005. № 4. С. 75-77.
5. Савченков А.В. Социально-педагогические условия реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. № 6 (159). С. 181-197.
Bibliography
1. Samerkhanova E.K., Imzharova Z. Management of the quality of the educational process in the conditions of innovative development of the university // Bulletin of the Minin University. 2014. № 4 (8). 36 p.
2. Maykova O.M., Kondratenko E.V. Regional model of targeted training and contract employment organizational and managerial conditions for implementation // Bulletin of the Mari State University. 2019. № 1 (33). Р. 17-23.
3. Zhukovsky V.P., Skvortsova L.A. Zhukovskaya N.A. Stress management in pedagogical activity: the main directions of the organization // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020. № 1. P. 130-135. 4.Samerkhanova E.K. Organizational and managerial conditions for the formation of a unified educational space at the university // Bulletin of the South Ural State University. 2005. № 4. Р. 75-77.
5. Savchenkov A.V. Socio-pedagogical conditions for the implementation of the system for preparing future teachers for educational activities in professional educational organizations // Bulletin of the YuUrGGPU. 2020. № 6 (159). Р. 181-197.