Научная статья на тему 'Организационно-управленческие условия реализации образовательного процесса в вузе'

Организационно-управленческие условия реализации образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / образовательный процесс / качество образования / воспитательная деятельность / образовательная среда / цифровая трансформация / management / educational process / quality of education / educational activity / educational environment / digital transformation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кубанова А. К.

Проблема подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях высшего образования сложна и многогранна, и ее решение требует создания определенных организационно-управленческих и организационно-методических условий становления и реализации системы подготовки выпускников вуза. Высокотехнологичная образовательная среда, выполняя роль управленческих средств, предусматривает реализацию фронтальных форм организации педагогической деятельности и проектируется с опорой на закономерности ее осуществления, что подчеркивает значимость педагога в управлении качеством образования даже в условиях применения высоких технологий в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кубанова А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and managerial conditions for the implementation of the educational process at the university

The problem of preparing future specialists for professional activity in educational institutions of higher education is complex and multifaceted, and its solution requires the creation of certain organizational and managerial and organizational and methodological conditions for the formation and implementation of the system of training graduates of the university. The high-tech educational environment, acting as management tools, provides for the implementation of frontal forms of organization of pedagogical activity and is designed based on the regularities of its implementation, which emphasizes the importance of the teacher in managing the quality of education even in the conditions of the use of high technologies in education.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие условия реализации образовательного процесса в вузе»

Кубанова А.К.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.

Организационно-управленческие условия реализации образовательного процесса в вузе

Управление представляет собой функцию организованных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддержания режима деятельности, реализацию ее программы, цели и как система управление предполагает наличие таких подсистем как: организация отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам механизмов развития по известной программе к какой-то цели. Оптимальная управленческая деятельность обеспечивается целостным комплексом теоретико-методологических, организационных и социально-психологических условий и факторов. Её сущность раскрывается в эффективном воздействии управляющей системы на управляемую, в интересах поддержания её структурной целостности и достижения желаемого состояния функционирования. Нормативные взаимосвязи в управлении учебным процессом определяют следование инструкциям и указаниям, которые регламентируют деятельность формализованной системы управления, личностные отношения между руководителем и исполнителями формируют психологический климат в коллективе. Основываясь на процессном подходе, под качеством образовательного процесса будем понимать интегральную характеристику всех составляющих образовательную деятельность процессов. Современный этап развития образования предполагает внедрение новых методов управления и принятия решений в вузе [1, с. 36]. В управленческой функции по формированию кадрового состава важным является подбор квалифицированных специалистов соответствующих уровню образовательного учреждения, обеспечение в коллективе социально-психологической совместимости специалистов разных профилей, различных индивидуально - личностных качеств и особенностей поведения. Проведя сравнительную характеристику педагогических работников по стажу работы в сфере образования специалисты утверждают, что это позволяет говорить о наличии кадровых ресурсов

для возрождения института наставничества в образовательных организациях [2, с. 21]. Развитие социальной структуры коллектива включает совершенствование социального облика, структурного и качественного состава, входящих в него специалистов. Управление социальной структурой направлено на создание устойчивых групп профессиональных работников, обновление кадрового состава, установку на создание социально-психологического комфорта в коллективе образовательного учреждения.

Исследователи пишут о высокой социальной значимости педагогической деятельности, представляющей особое социально-профессиональное пространство, в котором сфокусирован весь спектр социальных отношений, многообразие коммуникативных контактов, реализуемых на различных уровнях организации образовательного процесса и с различными категориями участников образовательных отношений, что объективно влечет за собой возникновение ситуаций, способных дестабилизировать личность педагога, модифицировать процессуальный маршрут педагогической деятельности [3, с. 130]. О максимальной активности педагога и учебных технических средствах, призванных обслуживать в первую очередь деятельность преподавателя по управлению образовательным процессом пишет Э.К. Самерханова [4, с. 77].

О роли воспитательной деятельности, придания ей социальной направленности и гражданского контекста, значимости включения студентов в волонтерские организации и воспитательные объединения, позволяющие сориентировать будущих специалистов на деятельность во благо общества и альтруизм, формирование самостоятельности, инициативности, критичности мышления, социальной активности отмечает А.В. Савченков. Создание виртуальной воспитательной среды вуза должно быть направлено на реализацию различных форм интерактивного воспитательного взаимодействия (форумы, персональные сообщения, видеосвязь и т. д.), создание единое воспитательное пространства вуза, вовлечение будущих специалистов в воспитательный процесс, интегрирование реального и виртуального воспитательного воздействия на будущих специалистов [5, с. 193].

Поступательное развитие российской системы высшего образования, основанное на цифровой трансформации вузов и обеспечение экономики кадрами, владеющими компетенциями для работы в условиях цифрового общества одно из приоритетов правительственной программы «Цифровая экономика». Цифровая трансформация вузов декларирует необходимость создания системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России. Все это требует трансформации классической образовательной системы,

что в итоге подразумевает создание «цифрового университета».

В настоящее время можно выделить определенные этапы цифровой трансформации вузов в условиях глобальных вызовов ее эволюционирования: информатизация и цифровизация. Первый этап связан с активным внедрением информационных технологий в вузовский процесс обучения, для реализации которого понадобился комплекс мероприятий технического, информационного, образовательного и ценностного характера. Этап цифровизации образовательных услуг, кроме глобальных, обусловлен рядом не менее важных факторов как государственного, так и регионального уровня. Принимая во внимание обеспокоенность общественности чрезмерным увлечением молодёжи виртуальными технологиями, необходима будет организация исследований о влиянии цифровой образовательной среды на формирование учебно-познавательных компетенций обучающихся, на физическое и психологическое благополучие преподавателей и студентов. Прежде чем получить конкретные результаты, преподавателям лучше всего будет соблюдать баланс между традиционными и виртуальными методами обучения и не забывать о важности живом, реальном межличностном взаимодействии со студентами.

Безусловно, одна из основополагающих задач, которую необходимо решить в связи с будущим развитием практик цифрового обучения - организация кибербезопасности, укрепление правого регулирования этой сферы, а также стимулирование развития цифрового правосознания. Цифровизация воспитательной работы обеспечит совершенствование таких направлений деятельности, как: делает воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным; значительно расширяет возможности предъявления воспитательной информации; позволяет оперировать большими объемами информации, оказывая комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти человека; обеспечивает наглядность, эстетику в оформлении воспитательных мероприятий; делает процесс воспитания более привлекательным для обучающихся, повышает интерес к мероприятиям; способствует адаптации личности в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры; используется в различных формах воспитательных мероприятий и сочетается с различными информационными источниками и педагогическими технологиями; позволяет более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса; повышает качество педагогического труда; способствует эффективности воспитательных мероприятий.

При переходе страны к цифровой экономике и образования определяющим для развития государства становится уровень цифровой культуры

общества в целом и личная цифровая культура граждан этого общества. Поэтому в вузе необходимо формирование корпоративной цифровой культуры профессорско - преподавательского состава, обучающихся и сотрудников вуза. Движущими силами формирования корпоративной цифровой культуры вуза должны стать принцип целенаправленного формирования и создание организационно-педагогических условий. При этом она должна обладать заданными свойствами: подчиненностью мотивам личности и интересам вуза в целом; использованием разнообразных технических средств; включением в обучение открытых и локальных образовательных ресурсов; использованием различных форм обучения, основанных на приближении к учебной и профессиональной деятельности; организацией контроля знаний с использованием ИКТ.

Трансформация образования рассматривается как неизбежный процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, в соответствии с требованиями к подготовке кадров для работы в цифровой экономике, т.к. цифровая эра требует не только новых умений от выпускников вузов, но и другого подхода к организации процесса образования в целом. В этих условиях ставится задача создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей качество и доступность образования всех видов и уровней. Цифровизация высшего образования объективно отражает запрос экономики и общества на изменения в деятельности вузов, а «цифровой университет» является основополагающим элементом новой реальности высшего образования.

Список литературы:

1. Самерханова Э.К., Имжарова З. Управление качеством образовательного процесса в условиях инновационного развития вуза // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). 36 с.

2. Майкова О.М., Кондратенко Е.В. Региональная модель целевого обучения и контрактного трудоустройства организационно-управленческие условия реализации // Вестник Марийского государственного университета. 2019. № 1 (33). С. 17-23.

3. Жуковский В.П., Скворцова Л.А. Жуковская Н.А.. Управление стрессами в педагогической деятельности: основные направления орга-низации//Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1. С. 130-135.

4.Самерханова Э.К. Организационно-управленческие условия формирования единого образовательного пространства в вузе // Вестник ЮУрГУ. 2005. № 4. С. 75-77.

5. Савченков А.В. Социально-педагогические условия реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. № 6 (159). С. 181-197.

Bibliography

1. Samerkhanova E.K., Imzharova Z. Management of the quality of the educational process in the conditions of innovative development of the university // Bulletin of the Minin University. 2014. № 4 (8). 36 p.

2. Maykova O.M., Kondratenko E.V. Regional model of targeted training and contract employment organizational and managerial conditions for implementation // Bulletin of the Mari State University. 2019. № 1 (33). Р. 17-23.

3. Zhukovsky V.P., Skvortsova L.A. Zhukovskaya N.A. Stress management in pedagogical activity: the main directions of the organization // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020. № 1. P. 130-135. 4.Samerkhanova E.K. Organizational and managerial conditions for the formation of a unified educational space at the university // Bulletin of the South Ural State University. 2005. № 4. Р. 75-77.

5. Savchenkov A.V. Socio-pedagogical conditions for the implementation of the system for preparing future teachers for educational activities in professional educational organizations // Bulletin of the YuUrGGPU. 2020. № 6 (159). Р. 181-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.