Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СПИН-ОФФ КОМПАНИИ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумков Вячеслав Владиславович, Покрытан Лариса Анатольевна

В статье рассмотрены особенности университетских разработок как объектов интеллектуальной собственности, раскрыт процесс их коммерциализации, выявлены способы и механизм коммерциализации объектов интеллектуальной собственности вузов, а также показан наиболее эффективный способ с помощью создания спин-офф компаний. Показано, что создание совместного предприятия между научной организацией и компанией может стать одной из эффективных форм коммерциализации интеллектуальной собственности вузов в России. Определено, что в высших учебных заведениях России необходимо создавать специальные подразделения, аффилированные с университетом, которые могут оказывать всестороннюю поддержку инновационным проектам. Такими структурами выступают, например, центры коллективного пользования, инновационно-технологические центры, центры предпринимательства, бизнес-инкубаторы, отделы коммерциализации интеллектуальной собственности и т.п. В статье уделено особое внимание такому подразделению российского вуза как центр трансфера технологий (ЦТТ), который отвечает за коммерциализацию научных разработок, показана его роль и функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шумков Вячеслав Владиславович, Покрытан Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL CONDITIONS FOR THE COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS OF RESEARCH UNIVERSITIES

The article examines the features of university developments as objects of intellectual property, reveals the process of their commercialization, identifies the methods and mechanism of commercialization of intellectual property objects of universities, and also shows the most effective way by creating spin-off companies. It is shown that the creation of a joint venture between a scientific organization and a company can become one of the effective forms of commercialization of intellectual property of universities in Russia. It is determined that in higher educational institutions of Russia it is necessary to create special units affiliated with the university, which can provide comprehensive support to innovative projects. Such structures can be, for example, collective use centers, innovation and technology centers, entrepreneurship centers, business incubators, intellectual property commercialization departments, etc. The article pays special attention to such department of the Russian university as the Technology Transfer Center (TTC), which is responsible for the commercialization of scientific developments, its role and functions are shown.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ»

Организационно-управленческие условия коммерциализации объектов интеллектуальной собственности исследовательских университетов

Шумков Вячеслав Владиславович,

аспирант, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ) E-mail: vyacheslav.shumkov@ innopraktika.ru

Покрытан Лариса Анатольевна,

кандидат технических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: la.pokrytan@mail.ru

В статье рассмотрены особенности университетских разработок как объектов интеллектуальной собственности, раскрыт процесс их коммерциализации, выявлены способы и механизм коммерциализации объектов интеллектуальной собственности вузов, а также показан наиболее эффективный способ с помощью создания спин-офф компаний. Показано, что создание совместного предприятия между научной организацией и компанией может стать одной из эффективных форм коммерциализации интеллектуальной собственности вузов в России. Определено, что в высших учебных заведениях России необходимо создавать специальные подразделения, аффилированные с университетом, которые могут оказывать всестороннюю поддержку инновационным проектам. Такими структурами выступают, например, центры коллективного пользования, инновационно-технологические центры, центры предпринимательства, бизнес-инкубаторы, отделы коммерциализации интеллектуальной собственности и т.п. В статье уделено особое внимание такому подразделению российского вуза как центр трансфера технологий (ЦТТ), который отвечает за коммерциализацию научных разработок, показана его роль и функции.

Ключевые слова: университет, коммерциализация, интеллектуальная собственность, спин-офф компании, объекты интеллектуальной собственности.

Одной из основных целей управления интеллектуальной собственностью, созданной в высшем учебном заведении, является коммерциализация этих объектов, которая может служить для извлечения дополнительных доходов, достаточных для самофинансирования инфраструктуры, обеспечивающей управление объектами интеллектуальной собственности.

Согласно Федеральному закону от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», под коммерциализацией понимается «деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов» [1, ст. 2].

Коммерциализация интеллектуальной собственности является основным инструментом повышения эффективности инновационных процессов и обеспечения конкурентоспособности бизнеса. Этот процесс возможен путем интеграции усилий государства, бизнеса и университетов в формировании неформальных институтов в сфере интеллектуальной собственности, создания критической массы специалистов в этой области, усиления образовательной составляющей, что обеспечит профессиональную поддержку коммерциализации интеллектуальной собственности и активизирует инновационную деятельность в России.

Коммерциализация интеллектуальной собственности сопряжена с широким спектром рисков. Наиболее важным из них является риск неудачного выбора объекта интеллектуальной собственности для коммерциализации. Следующим по важности является риск неправильной оценки стоимости интеллектуальной собственности. На практике его чаще недооценивают, чем переоценивают. Любая инновация может столкнуться с проблемой сложного поиска потребителя, неправильного выбора сегмента рынка, недобросовестного покупателя, некомпетентного персонала, утечки информации. При продвижении инноваций за рубежом часто выявляется слабая защита научных или технических результатов.

Вузы нередко перекладывают затраты на правовую охрану своих разработок на покупателя. Последствия такого шага часто ущемляют права авторов, он лишается роялти. При этом возникают проблемы конфиденциальности, и в результате этого снижается цена лицензии.

При коммерциализации инноваций важно работать с рисками, а именно уходить от них (например, отказ от статуса ноу-хау, не защищающего научные результаты в случае утечки информации), выявлять наиболее рисковые участки проекта и защищать их, страховать риски.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Особую группу составляют такие риски коммерциализации интеллектуальной собственности как появление аналогичной продукции и контра-факта.

Руководство вуза должно формировать и осуществлять стратегию коммерциализации результатов научных исследований сотрудников. Важным является приближение результатов к технологиям, где возможно быстрое внедрение. Для этого важен прогноз развития той отрасли, на которую ориентирована инновация (объем инновационной продукции, доля инновационно активных предприятий), средний срок службы оборудования и ориентировочный срок его обновления, продолжительность инновационного цикла.

Следование перечисленным фазам процесса коммерциализации интеллектуальной собственности, учет и минимизация рисков данного процесса позволят университету повысить доходы от собственных разработок, улучшить имидж у предприятий и в мировых рейтингах, что несомненно привлечет новых участников процесса коммерциализации инноваций и дополнительное финансирование в университет.

Сам процесс коммерциализации может быть представлен следующим образом (рис. 1).

о.

е

со еч о еч

Рис. 1. Этапы процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности Источник: составлено авторами по [3].

Для создания эффективного механизма коммерциализации научно-технических разработок в вузах создаются центры трансфера технологий (ЦТТ).

Центр трансфера технологий - это «организация, которая инициирует движение технологии с использованием каких-либо информационных каналов от одного ее индивидуального или коллективного носителя к другому» [2].

Задачами центра трансфера технологий выступают:

- взаимодействие с органами государственной власти, научными учреждениями и институтами развития, отвечающими за программы научно-технологического развития в регионе;

- поиск и предварительная подготовка компаний, которые выступают в роли получателей технологического трансфера;

- формирование инновационных консорциумов из представителей бизнеса и науки, которые

смогут эффективно воспользоваться полученными технологиями и знаниями;

- проведение экспертно-аналитической и научно-исследовательской деятельности на глобальных рынках трансфера технологий для инновационных компаний в различных сферах с последующим обобщением и популяризацией полученных результатов.

Для того чтобы успешно реализовать главные задачи, ЦТТ выполняет следующие функции:

«- формирование списков потенциальных получателей технологий;

- осуществление информирования научного и экспертного сообщества и общественности о результатах деятельности Центра;

- установка связей с зарубежными экспертными учреждениями для усовершенствования процесса международного трансфера технологий;

- проведение специализированных мероприятий для потенциальных получателей технологий и других участников процесса трансфера технологий» [6].

Следует отметить, что часто понятия «коммерциализации технологий и инноваций» и их трансфера употребляются как абсолютно тождественные понятия, либо связывают их в одно - «трансфер и коммерциализация технологий и инноваций». Авторы согласны с мнением, что это не всегда верно, поскольку это два самостоятельных процесса, которые в реальной практике могут быть не связаны [4]. Мы считаем, что процесс трансфера знаний или технологий в первую очередь предполагает передачу информации для выполнения какой-то задачи, и далеко не всегда на возмездной основе, в то время как коммерциализации предполагает именно экономически выгодное применение новых технологий в практическом использовании.

В этой связи российским вузам может быть полезен опыт зарубежных научно-образовательных структур, их принципы развития, подходы к оценке результативности проводимых научных исследований и трансферу научных разработок.

Одним из наиболее эффективных механизмов коммерциализации результатов интеллектуального труда считается создание университетами дочерних предприятий (спин-офф). Эта бизнес-модель впервые появилась в Англии в конце XIX века и быстро завоевала внимание и применение в других странах.

Общепринятого определения спин-офф университетов не существует. Этот термин используется довольно широко и обычно относится к любой новой, небольшой, высокотехнологичной или наукоемкой компании. В основе такой компании лежит результат интеллектуальной деятельности (РИД), который в соответствии с действующим законодательством подлежит правовой охране. В случае, если правовая охрана не предоставляется, то такой результат интеллектуальной деятельности относится к неохраняемым интеллектуальным продуктам (НИП). Интеллектуальная собственность может внедряться в коммерческий оборот сторон-

них организаций, которые уже существуют и созданы с участием вуза, с помощью лицензирования.

Обычно спин-офф компания включает один или несколько из пяти различных типов фирм [5].

1. Любая новая фирма, одним из учредителей которой является сотрудник государственного сектора или университета.

2. Любая новая фирма, которая лицензирует технологию у университета или государственного исследовательского института.

3. Любая новая фирма, одним из учредителей которой является студент или выпускник.

4. Любая новая фирма, созданная в инкубаторе или технологическом парке, связанном с государственный сектор или университет.

5. Любая новая фирма, в которой университет или национальная лаборатория инвестируют в акционерный капитал.

На процесс коммерциализации влияют размер университета, преподавательский состав, сфера исследований вуза, объемы финансирования и т.п.

Эффективность спин-офф компании зависит от соотношения доходов, полученных вузом от деятельности этой компании, к затратам университета на реализацию результатов интеллектуальной собственности. С точки зрения экономической целесообразности, следует реализовывать инновационный проект на начальном этапе как «дочернюю» компанию в структуре вуза. В России самой популярной моделью является малое инновационное предприятие.

С течением определенного периода времени спин-офф компания выводит инновацию как продукт или технологию на рынок. На первоначальном этапе создания спин-офф компании в вузе создается результат интеллектуальной деятельности (РИД) сотрудниками университета. Однако в России существует ряд проблем, связанных с управлением РИД. Эти проблемы делятся на правовые, экономические, организационно-управленческие и проблемы кадрового обеспечения.

Правовые проблемы включают в себя отсутствие локальных нормативных актов и отсутствие мониторинга неправомерного использования РИД в ВУЗах, а также не принятия мер противодействия соответствующим правонарушениям.

К экономическим проблемам создания РИД относятся сложности с оценкой стоимости РИД, недостаток знаний и опыта в коммерциализации и недостаток средств для получения патента.

Организационно-управленческие проблемы включают в себя неразвитость партнерских отношений университетов с научно-исследовательскими центрами и отсутствие четкой регламентации в вузе охраны РИД.

Проблема кадрового обеспечения связана с отсутствием квалифицированных специалистов для создания РИД.

После создания РИД университету необходимо выполнить следующие шаги: • оформить права на РИД и, если необходимо,

ввести режим коммерческой тайны;

• поставить РИД на учет как нематериальный актив;

• принять решение о способе коммерциализации РИД;

• подписать соглашение о намерении с соучредителями;

• подать патентные заявки;

После выполнения всех вышеперечисленных пунктов ВУЗ приступает к учреждению спин-оф компании:

• передает спин-офф компании лицензию на использование интеллектуальной собственностью (ИС);

• принимает на себя обязательства по передаче лицензии на все будущие патенты, которые будут получены на данную ИС;

Спин-офф компания приобретает лицензию у вуза. Однако для реализации деятельности также необходим центр трансфера технологий (ЦТТ), который может оказать помощь спин-офф компании в правовых вопросах.

Для развития спин-офф компании необходимо привлечение частных инвесторов. Если частные инвестиции составляют не менее 25% от общей суммы необходимых средств, то компания может претендовать на грант от фонда Российской венчурной компании (РВК). Финансируя инновацио-ную деятельность, инвесторы приобретают долю акций спин-офф компании.

В качестве успешного примера спин-офф компании можно привести компанию PolyProx Therapeutics от университета Cambridge в Великобритании. Компания была создана в 2019 году и обладает большим потенциалом для лечения рака и нейродегенеративных заболеваний. Уже в первый год компания привлекла инвестиции в размере 3,4 миллиона фунтов [7].

В 2020 году PolyProx Therapeutics обосновалась в собственных лабораториях в исследовательском кампусе Babraham с опытной научной и управленческой командой, в которую входят опытные биотехнологические предприниматели из Кембриджа. Компания PolyProx Therapeutics также занималась разработками в области вакцин от COVID-19. Еще одним положительным эффектом модели спин-о-фф компании является возможность привлечения сотрудников вуза в ее работу, а также пользование оборудованием на временной основе. Таким образом, можно сделать вывод, что модель спин-офф компаний для коммерциализации разработок университета является эффективным и вполне перспективным способом.

Полученные от спин-офф компании средства университет может использовать для развития новых технологий и создания новых РИД, а также для улучшения инфраструктуры университета.

Литература

1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от23.08.1996

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

№ 127-ФЗ (редакция от 17.02.2023)//http://www. consultant.ru/document/

2. Тюрина В.Ю., Ипполитова А.А. От коммерциализации исследований и разработок до создания инновационного продукта //Инновационная деятельность. 2014. № 4.

3. Покрытан Л., Шумков В., Хворостяная А., Новикова Ю. Стратегическая сравнительная характеристика европейских и американских центров трансфера технологий //Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2020. № 12. С. 21-29.

4. European Commission. What is technology transfer? URL: https://ec.europa.eu/knowledge4policy/ technology-transfer/what-technology-transfer_en (дата обращения: 12.04.2023)

5. Тюрина В.Ю., Казакова Н.В. О некоторых особенностях процесса трансфера технологий и инноваций // Инновационная деятельность. 2012. № 4.

6. Шевелёва Н. П., Сумина П.А. Спин-офф компании как способ управления интеллектуальной собственностью вуза //Проблемы устойчивого развития российских регионов. - 2015. -С.378-380.

7. lacobucci, D., & Micozzi, A. How to Evaluate the Impact of Academic Spin-Offs on Local Development: An Empirical Analysis of the Italian Case. The Journal of Technology Transfer. 2019. URL: https://doi.org/10.1007/s10961-014-9357-8 (дата обращения: 09.04.2023)

LQ S Q.

e

CO CM

о

CM 1Л

ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL CONDITIONS FOR THE COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS OF RESEARCH UNIVERSITIES

Shumkov V.V., Pokrytan L.A

Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH"; Lomon-osov Moscow State University

The article examines the features of university developments as objects of intellectual property, reveals the process of their commercialization, identifies the methods and mechanism of commercialization of intellectual property objects of universities, and also shows the most effective way by creating spin-off companies. It is shown that the creation of a joint venture between a scientific organization and a company can become one of the effective forms of commercialization of intellectual property of universities in Russia. It is determined that in higher educational institutions of Russia it is necessary to create special units affiliated with the university, which can provide comprehensive support to innovative projects. Such structures can be, for example, collective use centers, innovation and technology centers, entrepreneurship centers, business incubators, intellectual property commercialization departments, etc. The article pays special attention to such department of the Russian university as the Technology Transfer Center (TTC), which is responsible for the commercialization of scientific developments, its role and functions are shown.

Keywords: university, commercialization, intellectual property, spin-off companies, intellectual property objects.

References

1. Federal Law "On Science and State Scientific and Technical Policy" dated 23.08.1996 No. 127-FZ (as amended on 17.02.2023)//http://www.consultant.ru/document/

2. Tyurina V. Yu., Ippolitova A.A. From commercialization of research and development to creation of an innovative product // Innovative activity. 2014. No.4.

3. Pokrytan L., Shumkov V., Hvorostyanaya A., Novikova Yu. Strategic comparative characteristics of European and American technology transfer centers //Intellectual property. Industrial property. 2020. No. 12. pp. 21-29.

4. European Commission. What is technology transfer? URL: https://ec.europa.eu/knowledge4policy/technology-transfer/ what-technology-transfer_en

5. Tyurina V. Yu., Kazakova N.V. On some features of the process of technology transfer and innovation // Innovation activity. 2012. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sheveleva N. P., Sumina P.A. Spin-off of the company as a way of managing the intellectual property of the university //Problems of sustainable development of Russian regions. - 2015. -pp. 378-380.

7. Iacobucci, D., & Micozzi, A. How to Evaluate the Impact of Academic Spin-Offs on Local Development: An Empirical Analysis of the Italian Case. The Journal of Technology Transfer. 2019. URL: https://doi.org/10.1007/s10961-014-9357-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.