Научная статья на тему 'Организационно-управленческие аспекты инновационной деятельности в гостиничном бизнесе'

Организационно-управленческие аспекты инновационной деятельности в гостиничном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
664
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE / ТИПОЛОГИЯ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / TYPOLOGY OF HOTEL ENTERPRISES / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EFFECTIVENESS OF INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомилевская Г. А.

В статье рассматривается роль управления инновациями в гостиничном бизнесе. Автором предложена система классификации организационно-управленческих инноваций, проведена оценка влияния гостиничной услуги инновационного характера на эффективность гостиничных предприятий, выявлены ключевые инновационные блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Managerial Aspects of Innovation Activity in the Hotel Business

Тhe article examines the role of innovation management in the hotel business. The author suggests a classification system of organizational and managerial innovations; she estimates the impact of an innovative hotel service on the efficiency of hotel companies and identifies the key innovative components.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие аспекты инновационной деятельности в гостиничном бизнесе»

управленческие инновации

в гостиничном бизнесе

организационно-управленческие аспекты

инновационной деятельности в гостиничном бизнесе

Гомилевская Г.А.

доцент Владивостокского университета экономики и сервиса, г. Владивосток [email protected]

_Аннотация

В статье рассматривается роль управления инновациями в гостиничном бизнесе. Автором предложена система классификации организационно-управленческих инноваций, проведена оценка влияния гостиничной услуги инновационного характера на эффективность гостиничных предприятий, выявлены ключевые инновационные блоки.

Ключевые слова: организационно-управленческие инновации, инновационная инфраструктура, типология гостиничных предприятий, эффективность инновационной деятельности

В современном обществе туризм как социально-экономическое явление приобретает все большее значение. Так, за период с 1950 по 2008 гг. мировые туристские прибытия увеличились в 36,6 раз, а доля доходов от мирового туризма составила 30% мирового экспорта услуг [5, 6]. При этом гостиничное предложение является центром формирования туристского рынка, что определяется высокой степенью зависимости туристского спроса от уровня гостиничной инфраструктуры, ассортимента гостиничных услуг и качества обслуживания.

В отличие от общемировых тенденций, доля России в международных туристских прибытиях не только остается незначительной, но и продолжает уменьшаться. Она сократилась с 3,1% в 2001 г. до 2,6% в 2008 г. [4]. Это не позволяет, с одной стороны, в полной мере обеспечить стабильный уровень

заполняемости гостиничных предприятий, а с другой - удовлетворить возрастающие потребности туристского рынка.

Исследования показывают, что в современных условиях, связанных с активизацией процесса развития материально-технической базы гостиничной инфраструктуры «слабым звеном» является управление гостиничным предприятием. Так, степень радикальности инноваций во многом зависит от уровня организационной системы [1, с. 269], что обусловливает необходимость включения инновационной деятельности в сферу управления человеческими ресурсами.

Классификация организационно-управленческих инноваций

Для определения наиболее существенных организационно-управленческих инноваций, учет которых необходим при оценке эффективности деятельности гостиничного предприятия, автором предложена система их классификации (см.рис. 1 на с. 142). В классификации отмечена взаимосвязь технологических и организационно-управленческих инноваций в гостиничной сфере, которые предложено распределять на инновации, связанные с управлением технологическими процессами (развитие МТБ, инновационной гостиничной инфраструктуры, систем безопасности) и инновации, обеспечивающие совершенствование бизнес-процессов (позиционирование гостиницы на основе инновационной типологии, кадровое и информационное обеспечение).

К примеру, распространение гостиничных цепей с точки зрения организационно-управленческих инноваций представляется как сочетание малых и больших форм бизнеса (отдельная гостиничная единица в гостиничной цепи), где обнаруживается современный вариант определения предпринимательства, данного Шумпетером, как поиска новых комбинаций обеспечения инновационной деятельности [2].

При распределении инноваций в зависимости от методов управления выделены методы, обеспечивающие новые или усовершенствованные подсистемы управления, функции управления и управленческие решения.

...в современных условиях, связанных с активизацией процесса развития материально-технической базы гостиничной инфраструктуры, «слабым звеном» является управление гостиничным предприятием

-о - Т-Н

гостиничное хозяйство

Рис.1. Классификация организационно-управленческих инноваций в гостиничном бизнесе

В зависимости от стадии инновационного процесса предполагается распределение инноваций на входные (финансовые, маркетинговые, юридические, кадровые, информационные), структурные (инновации как структура управления) и выходные (новое качество продукта, новая информационная среда, новая технология обслуживания и т.д.).

Таким образом, в гостиничном бизнесе распределение инноваций на продуктовые и процессные не имеет четких границ, и позволяет, на наш взгляд, использовать модель Р. Барраса в виде обратного продуктового цикла, начинающего с процессных инноваций [3]. Р. Баррас иллюстрирует цикл на примере введения новых информационных технологий, таким образом, подчеркивая актуальность использования модели обратного продуктового цикла в непроизводственной сфере.

Широта ассортимента услуг и профессионализм персонала

Организационно-управленческие инновации в гостиничном бизнесе в авторском понимании представляют комплексный процесс совокупности воздействий по организации и управлению производством и реализацией гостиничного продукта на основе применения новых или усовершенствованных методов управления, направленный на повышение эффективности управления гостиничным предприятием. В таблице (см. на с. 144) представлены результирующие показатели оценки эффективности деятельности гостиницы.

В качестве критерия эффективности гостиничного предприятия предложены показатели, устанавливающие зависимость дохода и прибыли гостиницы от уровня ее загрузки и приведенные к одному номеру-дню.

Наиболее важными факторами эффективной деятельности гостиничных предприятий является широта ассортимента услуг и уровень профессионализма персонала. Максимальная широта ассортимента услуг отдельного предприятия или их индивидуальный набор, по мнению автора, является комплексной услугой, обладающей

Литература

1. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент: учеб.

пособие, 2-е изд., доп. / Н.Ю. Круглова. - М.: РДЛ, 2001. -351 с.

2. Мастенбрук В. Исторические перспективы организационных новшеств: изменения как двойственность

управления // Управление персоналом, №7, 1999. - С. 49-58

3. Сурин А.В. Иннова-

ционный менеджмент: учеб.

для студ. вузов / А.В. Сурин,

О.П. Молчанова. - Моск. гос.

ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. управления. - М.:

ИНФРА-М, 2008. - 368 с.

4. Туризм в цифрах: статистический сборник / ИИЦ Статистика России, Федеральное агентство по туризму. - М.: Статистика России, 2008. - 40 с.

5. Факты и цифры ЮН ВТО // Сайт UNWTO. 0RG.2008. URL: http://www. unwto.org/index_rphp.

6. Tourismhighlights// UUNWT0.0RG.2009.- RL: http://www.unwto.org/facts/ eng/pdf/barometer/UNWTO_ Barom09_2_en_excerpt.

гостиничное х

Таблица

Показатели оценки эффективности деятельности гостиницы

ГРУППА ПОКАЗАТЕЛЬ ОБОЗНАЧЕНИЕ РАСЧЕТ

Абсолютные Cредняя цена за номеро/день с учетом заполняемости ADR (Average daily room rate) Отношение выручки от продажи номерного фонда к количеству проданных номеров за отчетный период

Доход с одного доступного места RevPAR (Revenue per available room per day) Отношение выручки от продажи номерного фонда к общему количеству номеро/дней

Валовая прибыль на один доступный номеро/день GopPAR (Gross operating profit per available room) Отношение валовой прибыли к общему количеству номеро/дней

Относительные Коэффициент заполняемости гостиницы Occupancy Отношение проданных номеров на все свободные номера за отчетный период

Показатели динамики эффективности IGoppar IRevPar IADR

_...в гостиничном

бизнесе распределение

_инноваций

_на продуктовые

_и процессные не

..имеет четких границ

определенной степенью уникальности, что для конкурентного рынка может рассматриваться как относительная инновация. Выявленная важность кадрового фактора обусловлена характером гостиничной услуги, где большинство процессных нетехнологических инноваций оказывает прямое или косвенное воздействие на качество гостиничного продукта, и, соответственно, - на повышение конкурентоспособности и эффективности гостиничного бизнеса.

Инновационные блоки в гостиничном бизнесе

На основании полученных результатов автором предложена система организационно-управленческих инновационных блоков в гостиничном бизнесе (см.рис. 2 на с. 145).

Рис. 2. Блок-схема организационно-управленческих инновационных блоков в гостиничном бизнесе ^

- J— t— Й-

российское предпринимательство, 2010, № 8 (2)

>х доннпнпиюог

Мониторинг потребностей оннкл в специалиста*

Практико-орие нтированное

ПЙЧИРМИР в НПО ГПП ППО

Повышение престижа работы ( ОТПЙСЛи

Объективная оценка качества

ППЛГПТГОЧКИ ГПРННДЛИГТЛН

Внедрение системы ТОМ и современны* стандартов 1СО

Контроль работы системы Жизнеобеспечения

Использование современны* систем пожаробезоласности

Использование современны* средств имущественной и личной безопасности (электронны* замков, сейфов и

т.д.)

Автоматизация управления

Использование глобальных

кПМПыЛТРПНЫ* ГИПГРМ

Развитие Интернет-рекламы

1Р-телефония

Инвестиционное

Использование инновационны* технологий в строительстве

Модернизация существующей МТБ

Строительство новы* объектов в соответствии с современной типологией

Производственно-технологические структуры

Финансовые структуры: фонды

Система экспертизы

Инфраструктура научных и учебных учреждений

Назначение

Уровень комфорта п о

г

Вместимость фонда я 0 I

Месторасположение

5

0

Продолжительность работы - £ а

Уровень цен

5

¿и

н

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"0

X

О

П ь

I 0"

ш X

£ 0

го н

т

X

го I

■С

та

п

X

о

п

о

5

Я

3

ш ж о

I

- -I

К I

Ш 5

й 5 -С ш

и и

г з

X О 01< Ь 3

о т>

X ш

о ®

П 3 (6 X

X Щ

о

£

X

_максимальная

_широта

_ассортимента

_услуг отдельного

_предприятия или

_их индивидуальный

_набор, по мнению

_автора, является

_комплексной

_услугой, обладающей

_определенной

_степенью

_уникальности, что

_для конкурентного

_рынка может

.рассматриваться как _инновация

ром развиваются все остальные инновационные направления.

Раскрывая основные элементы блок-схемы, прежде всего, следует отметить приоритетный характер инновационной типологии гостиничных предприятий, поскольку характер гостиничного предложения, набор и качество услуг определяются выбранной концепцией гостиницы, ее техническим оснащением, количеством основных и дополнительных услуг, уровнем квалификации персонала и т.д. Все это создает объективную необходимость выбора определенного типа гостиничного предприятия, соответствующего специфическим особенностям туристского рынка в целом и конкретного туристского сегмента.

В организационно-управленческом аспекте также одно из ключевых мест занимает инновационная инфраструктура. Применительно к гостиничному бизнесу ее интегрированным воплощением является учебная гостиница, использующая синерге-тические подходы в предоставлении современной практической базы для обучения, применении инновационных методов обучения и гостиничного обслуживания, адаптированной к постоянно возрастающим требованиям со стороны потребительского рынка и соответствующей современным стандартам обучения.

Gomilevskaya G.A.

Associate Professor, Vladivostok University of Economics and Service, Vladivostok

Organizational and Managerial Aspects of Innovation Activity in the Hotel Business

_Abstract

The article examines the role of innovation management in the hotel business. The author suggests a classification system of organizational and managerial innovations; she estimates the impact of an innovative hotel service on the efficiency of hotel companies and identifies the key innovative components.

Keywords: organizational and managerial innovations, innovation infrastructure, typology of hotel enterprises, effectiveness of innovation activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.