Научная статья на тему 'Организационно-технологические аспекты формирования брендовой экскурсии по Москве 1812 года'

Организационно-технологические аспекты формирования брендовой экскурсии по Москве 1812 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
294
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИЯ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / МОСКВА / ВОЙНА 1812 ГОДА / БРЕНДОВАЯ ЭКСКУРСИЯ / ЖИВАЯ КАРТА / TOURISM / EXCURSION / EVENT TOURISM / MOSCOW / THE PATRIOTIC WAR OF 1812 / BRAND EXCURSION / ALIVE MAP

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бойко Татьяна Валерьевна

Статья посвящена особенностям составления брендовых экскурсий по Москве. Брендовые экскурсии представляют собой новое явление в развитии экскурсионной школы России на данный момент. В статье представлен пример экскурсии, связанной с одной из главных тем экскурсионных программ в 2012 году празднование 200-летия победы в войне 1812 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the formation specifi cs of brand excursions in Moscow. Brand excursions are considered to be new occurrence in the development of Russian excursion school at this stage. Excursion example presented in the article is connected with one of the central theme of excursion programmes in 2012 celebration of 200-anniversary of victory in the Patriotic War of 1812.

Текст научной работы на тему «Организационно-технологические аспекты формирования брендовой экскурсии по Москве 1812 года»

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ: ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Организационнотехнологические аспекты формирования брендовой экскурсии по Москве 1812 года

Бойко Т. В.

Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!

Пушкин А. С.

Статья посвящена особенностям составления брендовых экскурсий по Москве. Брендовые экскурсии представляют собой новое явление в развитии экскурсионной школы России на данный момент. В статье представлен пример экскурсии, связанной с одной из главных тем экскурсионных программ в 2012 году -празднование 200-летия победы в войне 1812 г.

Ключевые слова: туризм, экскурсия, событийный туризм, Москва, война 1812 года, брендовая экскурсия, живая карта

The article highlights the formation specifics of brand excursions in Moscow. Brand excursions are considered to be new occurrence in the development of Russian excursion school at this stage. Excursion example presented in the article is connected with one of the central theme of excursion programmes in 2012 - celebration of 200-anniversary of victory in the Patriotic War of 1812.

Keywords: tourism, excursion, event tourism, Moscow, the Patriotic War of 1812, brand excursion, alive map

Экскурсионно-познавательный туризм является вторым по популярности видом туризма для российских и иностранных граждан, посещающих Москву. В рамках данного вида туризма важной задачей является постоянная работа над включением в предложения для туристов новых интересных и актуальных программ. Это является одним из главных факторов, вли-

яющих на увеличение турпотока в Москву, в том числе за счет возвращающихся туристов. Пока в Москве этот показатель еще очень низкий, в то время как в некоторых странах Европы, например, в Испании около 85% всех туристов, посещающих страну, приезжают сюда уже второй и более раз [7].

Во многих регионах России уже поняли значимость событийного туризма, и многие города выходят в лидеры по количеству приема туристов после грамотно проведенной подготовки и проведения программ празднования различных значимых дат и событий (например, 1000-летия города Ярославля, Кострома сегодня готовится отпраздновать 400-летие Династии Романовых). Одним же из главных событий в Москве станет проведение праздника, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 г.

В этой связи актуальным является разработка и внедрение новых экскурсионных программ по данной тематике, которые могут быть интересны, в первую очередь, при работе со школьной аудиторией, студентами, историками, краеведами и широкой публикой, интересующейся историей Москвы и России в целом.

Новым явлением в экскурсионнопознавательном туризме можно назвать формирование целых блоков экскурсионных программ, на базе которых можно создавать разные туристские продук-

38

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Организационно-технологические аспекты формирования брендовой экскурсии по Москве 1812 года

ты и, в частности, брендовые экскурсии. Данные экскурсии характеризуются тем, что их нитка маршрута проходит по наиболее важным и знаковым достопримечательностям региона, отражающим суть заявленной тематики, которая может быть построена на каком-либо знаменательном событии. В частности Юбилей Отечественной войны 1812 года.

В качестве первой подобной брендовой экскурсии предлагается создание блока экскурсионных программ на тему «Москва в 1812 году. По страницам романа Льва Толстого «Война и мир».

Брендовая экскурсия будет состоять из трех частей, фактически, каждая часть является отдельной экскурсией, именно поэтому речь идет о блоке экскурсионных программ. Рассмотрим основные объекты показа, которые предлагается включить в каждый блок.

Часть I. Москва в начале событий 1812 г.

Объекты показа:

1. Слободской дворец (2-я Бауманская улица д. 5).

2. Дом Мусина-Пушкина (Новая Басманная).

3. Усадьба Муравьевых-Апостолов (Старая Басманная д. 23\9).

4. Дом Ермолова (Улица Пречистенка д. 22).

5. Дом Давыдова (Улица Пречистенка д. 17).

6. Хамовнические казармы (Комсомольский проспект д. 18—24).

7. Кутафья башня Московского Кремля.

8. Новинский бульвар (запись добровольцев).

9. Марьина роща (запись добровольцев).

10. Дворец Растопчина (Улица Большая Лубянка д. 14) [1]

11. Дом Ростовых на Поварской (Улица Большая Никитская, д. 55).

Часть II. Французы в Москве

Объекты показа:

1. Поклонная гора [2].

2. Бородинская панорама.

3. Памятник Кутузову.

4. Изба Фролова (Совет в Филях).

5. Высокопетровский монастырь.

6. Страстной монастырь [3].

7. Петровский замок [4].

Часть III. Память о войне 1812 г.

Объекты показа:

1. Обелиск на братской могиле русских воинов (около Кутузовской избы).

2. Триумфальная арка.

3. Музей архитектуры им. Щусева.

4. Памятник Кутузову.

5. Здание Манежа.

6. Храм Христа Спасителя.

7. Донской монастырь, где хранятся подлинные фрагменты Храма Христа Спасителя.

8. Бородинский мост

В настоящее время в Москве есть несколько тематических экскурсий, посвященных войне 1812 года. В основном они рассчитаны на 2—4 часа и включают автобусно-пешеходную городскую экскурсию и посещение музея-панорамы «Бородинская битва» или Храма Христа Спасителя. В городскую экскурсию также включают посещение Поклонной горы, Триумфальной арки, памятника Кутузову и Избу Фролова. Таким образом, большинство объектов показа из второй и третьей частей более или менее известны на рынке. В то же время объекты показа первой части находятся вне туристических маршрутов, предлагаемых сегодня турфирмами в рамках тематических экскурсий. В этой связи в данной статье будет сделан первый шаг к подготовке данной брендовой экскурсии и, в первую очередь, будут представлены некоторые организационные аспекты.

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы. Для данной экскурсии предлагается следующий маршрут:

1. Слободской дворец (2-я Бауманская

д. 5);

2. Усадьба Муравьевых-Апостолов (Старая Басманная д. 23\9);

3. Дом Мусина-Пушкина (Новая Басманная);

4. Марьина роща (запись добровольцев);

5. Дом Ростовых на Поварской;

6. Новинский бульвар (запись добровольцев);

Событийный туризм: открываем новые возможности

39

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ: ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

7. Хамовнические казармы (Комсомольский проспект д. 18—24);

8. Дом Ермолова (Пречистенка д. 22);

9. Дом Давыдова (Пречистенка д. 17);

10. Кутафья башня Московского Кремля;

11. Дворец Растопчина на Лубянке (Большая Лубянка д. 14)

На рисунке 1 представлено расположение основных объектов показа брендовой экскурсии.

В дальнейшем возможна также разработка маршрута по хронологическому принципу, показ объектов в том порядке, в каком они упоминаются в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир».

Цель экскурсии: сформировать у туристов представление об исторических событиях, происходивших в Москве в 1812 году, познакомить с основными историческими личностями, игравшими важнейшую роль в жизни Москвы и России в указанный период времени.

Целевая аудитория: экскурсия рассчитана, в первую очередь, на школьников, студентов. Также возможна более глубокая проработка экскурсионного материала для ее предложения историкам, краеведам, музееведам и другим специалистам и заинтересованным лицам по данной тематике. Экскурсия рассчитана на группу 15—20 человек.

Отличительные особенности: уникальная экскурсия, не имеющая сегодня аналогов и актуальная в связи с 200-летием Отечественной войны 1812 г.

Тип, вид: автобусно-пешеходная, историческая экскурсия.

Место проведения: г. Москва.

Продолжительность: 2,5—3 часа (80 минут на переезды между объектами + 55 минут на остановки около каждого объекта + запасное время на свободное время для фотографий, пробки и непредвиденные обстоятельства).

Пр отяженность маршрута: около 47 км.

Количество объектов показа: 11.

Основные методы показа и рассказа:

метод цитирования, метод объяснений, метод иллюстраций, метод локализации событий.

Портфель экскурсовода: фотогра-

фии, рисунки, карточки с цитатами, фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир», аудиокнига «Война и мир» и др.

После определения основных параметров необходимо разработать этикетки и паспорт по каждому объекту показа. Ниже приведены примеры оформления этикеток по некоторым объектам.

Рис. 1. Маршрут брендовой экскурсии по Москве 1812 года

40

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Организационно-технологические аспекты формирования брендовой экскурсии по Москве 1812 года

Этикетка по объекту № 1

Культурно-историческое туристское пространство

П амятник культур ы , * 0 ■' ' [ t 1 ^• • ' - i

Название: Слободской дворец (МГТУ им. Баумана) [5].

Адрес: Бауманская 2-я ул., 5.

Телефон: +7 (499) 263-63-91.

Сайт: http://www.bmstu.ru /

Описание: Слободской дворец - здание, расположенное на 2-й Бауманской улице (ранее улица называлась Коровий брод). С 1830 г. - «старое здание» МВТУ. История дворца начинается с 1749 г., когда канцлер А. П. Бестужев-Рюмин построил свой большой московский дом. В 1826 г. вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила большие мастерские разных ремесел для мальчиков-сирот Воспитательного дома. С этой целью известным московским архитектором Д. И. Жилярди был отстроен сгоревший еще в 1812 г. Слободской дворец в Немецкой слободе. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. В центральной части оно украшено скульптором И. П. Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника.

Как доехать: Остановка Лефортовская набережная (Трамвай 24, 37, 45, 50).

Этикетка по объекту №3 Культурно-историческое туристское пространство_________________

Памятник культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Название: Усадьба Муравьевых-Апостолов [6].

Адрес: Улица Старая Басманная д. 23/9.

Событийный туризм: открываем новые возможности

41

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ: ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Телефон: +7916 157-84-12

Сайт: http://www.ma-housemuseum.ru/

Описание: Старинная городская усадьба на Старой Басманной связана для москвичей с именем Муравьевых -Апостолов. Дом, построенный в стиле московского классицизма в конце XVIII - начале XIX в., перешел во владение Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола в 1815 г. после его второй женитьбы. В 1912 г. на месте усадьбы собирались построить 6-тиэтажный доходный дом. Но, к счастью, проект остался лишь на бумаге. В советское время в доме располагались конторы, галерея и т. п. Проводились ремонты и реставрации, но парадный этаж никогда не подвергался кардинальной перестройке. Еще в 1925 г. А. Луначарский хотел открыть в усадьбе музей декабристов. Идея нашла воплощение лишь в 1986 г., когда в доме создали филиал Государственного Исторического музея. Однако уже в 1991 г. музей прекратил свое существование, так как здание находилось в аварийном состоянии, а денег на его реставрацию в государстве не нашлось. В 1991 г. по приглашению Советского фонда культуры в Россию приезжают Муравьевы-Апостолы: Алексей, Андрей и его сын Кристофер. После нескольких лет, потраченных на различные формальности, в декабре 2000 г. главный дом усадьбы Муравьевых-Апостолов был передан по Постановлению Московского Правительства в аренду музею. Началась реставрация.

Далее рассмотрим пример составле- I будет составлен по объекту № 1 — Слобод-ния паспорта объекта. Паспорт объекта | скому дворцу.

Г

Памятник культуры

Культурно-историческое туристское пространство _____Паспорт объекта «Слободской дворец»_____

История дворца начинается с 1749 г., когда канцлер А. П. Бестужев-Рюмин начал строить свой большой московский дом. В процессе длительного строительства в 1758 г. Бестужев-Рюмин попал в опалу и был сослан; дворец в 1764 г. был приобретен в казну, а через три года Екатерина II подарила его своему фавориту Алексею Орлову. Орлов во дворце практически не жил, и дворец начал разрушаться, так что его в 1778 г. планировали разобрать на материал для постройки Екатерининского дворца на противоположном берегу р. Яузы. Екатерина II пожаловала дворец князю А. А. Безбородко в 1787 г. При Безбородко дворец был перестроен по проекту Джакомо Кваренги, под руководством Матвея Казакова. Дворцовую церковь во имя святого Михаила Малеина проектировал Василий Баженов (церковь была уничтожена пожаром 1812 г.). Отделка дома была закончена к 1764 г., обстановка дворца считалась одной из лучших в Москве.

Дворец был приобретен у Безбородко императором Павлом I, который переименовал здание в Слободской дворец, по названию Немецкой слободы, одновременно с переименованием Екатерининского дворца в казармы. Ко дворцу примыкали два низких деревянных здания, также называемых дворцами, Желтым и Марлинским, которые стали использоваться под службы.

42

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Организационно-технологические аспекты формирования брендовой экскурсии по Москве 1812 года

Во дворце останавливались императоры Павел I и Александр I. Именно в Слободском дворце в 1812 г. было оглашено императорское послание к столице. Патриотический настроенное дворянство и купечество прямо в залах дворца открыло сбор денег на проведение войны. По словам П. А. Вяземского, с собрания в Слободском дворце «война приняла характер войны народной». Эти события описаны в романе Л. Н. Толстого «Война и Мир» (Том III, часть I, главы XXII и XXIII). Также в Слободском дворце происходит встреча царя в начале войны 1812 г.

В 1826 г. вдовствующая императрица Мария Федоровна «высочайше повелеть соизволила учредить большие мастерские разных ремесел» для мальчиков-сирот Воспитательного дома. С этой целью известным московским архитектором Д. И. Жилярди был перестроен сгоревший в 1812 г. Слободской дворец. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. Здание Жилярди имеет черты московского ампира - тяжеловесность, немногочисленные украшения на обширных плоскостях стен. Главный фасад объединяют часто повторяющиеся ордерные арки, каждую из которых поддерживает пара дорических колонн. В центральной части здание украшено скульптором И. П. Витали многофигурной композицией, символизирующей единство науки и ремесел. В центре скульптуры изображена богиня мудрости Минерва, вокруг нее расположены аллегорические изображения наук и ремесел.

Подводя итог, необходимо отметить, что создание цикла экскурсионных программ, посвященных войне 1812 г. в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир», не только позволит привлечь дополнительных экскурсантов, повысить интерес к путешествиям по Москве как самих москвичей, так и гостей столицы, но, что не менее важно, может стать началом новых форм работы в рамках современной экскурсионной школы России. Выражается это

Литература

1. Толстой Л. Н. Война и мир. Т. 3., ч. 3. главы: 10, 24, 25. История с купеческим сыном Верещагиным.

2. Толстой Л. Н. Война и мир. Т. 3, глава 2, 3, 4.

3. Толстой Л. Н. Война и мир. Т. 3., ч. 3. гл. 5.

4. Толстой Л. Н. Война и мир. Т. 4., ч. 2., гл. 10, 11.

в создании брендовых экскурсий, без которых уже становится сложным представить существование городов и регионов, активно развивающих экскурсионно-познавательный туризм. Экскурсионное дело сейчас находится в переходной стадии и, возможно, брендовые экскурсии помогут найти наиболее эффективный и удачный путь решения ряда проблем, возникающих при развитии экскурсионно-познавательного туризма в городах России.

5. http://www.mosgid.ru/mesta/slobodskoy-dvorets-5437.html (дата обращения:

10.11.2011)

6. http://www.ma-housemuseum.ru (дата обращения: 4.11.2011)

7. Журнал «Туринфо» № 8 (744), 16-30 сентября 2011 года.

Событийный туризм: открываем новые возможности

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.