Научная статья на тему 'Организационно-технические проблемы подготовки специалистов в области машиностроения'

Организационно-технические проблемы подготовки специалистов в области машиностроения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудерин М.К., Шерниязов М.А., Абишев К.К., Быков П.О.

На основе анализа современного состояния развития машиностроения Казахстана показаны основные направления подготовки специалистов машиностроительного профиля Павлодарского региона. Определены основные научно-технические, управленческо-организационные и кадровые проблемы. Реальный выход это интеграция образования, науки и производства.Бүгінгі күнгі Қазақстан машина жасау саласының даму деңгейіне талдау жүргізу негізінде Павлодар өңіріндегі машина жасау саласындағы мамандарды даярлаудың негізгі бағыттары көрсетілген. Ғылыми-техникалық, басқару-ұйымдастыру мен кадр мәселелерінің негіздері айқындалған. Ең маңызды болып білім беру, ғылым және өнеркәсіптің интеграциясы табылады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of analyses of present-day condition regarding to engineering industry development of Kazakhstan are shown the principal trends for specialist training of engineering field in Pavlodar region. It is defined the list of main scientific and technical management and organizational and scientific brainpower problems. The real way-out is integration of education, science and production.

Текст научной работы на тему «Организационно-технические проблемы подготовки специалистов в области машиностроения»

УДК 378.096:621

Ш Ü

т

щ ■Я

1

Ш

ш ж

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ

МАШИНОСТРОЕНИЯ

М.К. Кудерин, М.А. Шерниязов, К.К. Абишев, П.О. Быков

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Буг'шгг i<ymi Казахстан машина жасау саласыньщ даму децгешне талдау жургАзу нег1з\нде Павлодар ощртдег! машина жасау саласындагы мамандарды даярлаудыц тгхзг1 багыттары корс.епйлген. Рылыми-техникальщ, баск;ару-уйымдастыру мен кадр мэселелершщ нег1здгр[ ащындалган Ец мацызды болып 6\л[м беру, еылым жене онерквстпйц интеграциясы табылады.

На основе анализа современного состояния развития машиностроения Казахстана показаны основные направления подготовки специалистов машиностроительного профиля Павлодарского региона. Определены основные научно-технические, управлеическо-организационные и кадровые проблемы. Реальный выход - это интеграция образования, науки и производства.

On the basis of analyses ofpresent-day condition regarding to engineering industry development of Kazakhstan are shown the principal trends for specialist training of engineering field in Pavlodar region. It is defined the list of main scientific and technical, management and organizational and scientific brainpower problems. The real way-out is integration of education, science and production.

Казахстан, как и другие страны СНГ, столкнулся в 90-е годы с проблемой разработки собственной концепции и стратегии реализации высшего образования. В новых условиях каждая постсоветская страна стремилась выработать свою политическую линию в сфере образования, не дублируя при этом опыт своих соседей. И эта оправданная образовательная политика вела к необходимости разработки соответствующих государственных национальных образовательных стандартов.

При этом планирование приема в высшие учебные заведения республики осуществлялось с учетом максимально возможного сохранения десятилетиями сформированных материально-технических, учебно-методических и научно-педагогических баз вузов, обладающих огромным интеллектуальным и национально-этническим потенциалом, всех ранее открытых казахских отделений в разрезе специальностей, усиления подготовки кадров технического профиля, регионализации высшего образования и других особенностей.

В связи с переходом на рыночные отношения и организации платного обучения многие инженерно-технические специальности по таким основным отраслям производства, как горнодобывающая, машиностроение, транспорт, строительство несколько потеряли свою престижность. В основном, молодежь идет на специальности экономического, юридического и социально-гуманитарного профиля. К тому же частный сектор, в большинстве случаев, пока не заинтересован в подготовки специалистов технического профиля. Все это приводит к резкому уменьшению приема на вышеуказанные специальности, к сокращению численности профессорско-преподавательского состава и оттоку высокопрофессиональных преподавателей, крупных ученых в другие сферы.

В то же время, тенденция мировой практики такова, что в развитых странах вклад технического прогресса (инновационный фактор) обеспечивает более 50% общего прироста национального дохода. При этом особая роль в развитии инновационной экономики принадлежит именно высшей технической школе, которая призвана обеспечить формирование и опережающее развитие научно-технического потенциала общества посредством подготовки специалистов по инженерно-техническим специальностям, способным создать технологическую основу поступательного развития государства.

Машиностроение играет главенствующую роль в осуществлении научно-технического прогресса. Массовое изготовление техники новых поколений, способной обеспечить многократное повышение производительности труда, открыть путь к автоматизации всех стадий производства, поднять эффективность использования научно-технического потенциала, трудовых, материальных и финансовых ресурсов - таковы задачи, которые предстоит решать машиностроению Казахстана [1].

В этой связи и в целях реализации долгосрочных приоритетов, определенных Президентом страны в послании народу Казахстана «Казахстан -2030» подготовка молодых инженерно-технических кадров, отвечающих

мировым стандартам, приобретает особое значение для будущего Казахстана. При этом необходимо учесть, что в последние годы на промышленных предприятиях республики наблюдается тенденция роста производства, связанная, в первую очередь, с разработкой и внедрением современного оборудования, использование новых технологий и передового опыта развитых стран.

На всех этапах производства конкурентоспособной продукции существует острая необходимость в высококвалифицированных работниках. Поэтому руководители несут ответственность за обучение и подготовку подчиненных. Обучение инженеров не должно ограничиваться изучением нормативных требований. Для подготовки современных специалистов необходимо применять на практике высокопроизводительные методы обучения.

Например, есть много причин, объясняющих снижение уровня квалификации, подготовки отечественных специалистов (технологов, конструкторов) в области машиностроения. Одна из них заключается в технических и технологических возможностях применения современных методов проектирования и разработки техпроцессов.

К настоящему времени создано большое количество машиностроительных и ремонтных заводов, производственных и научно-производственных объединений, имеющих в совокупности большую производственную мощность. Основной сферой деятельности сравнительно небольшого числа проектных институтов машиностроительного профиля являются модернизация и совершенствование конструкции имеющихся машин и их производства. Развито машиностроение в Алматинской, Карагандинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и Чимкентской областях.

Удовлетворение же потребностей машиностроения в рабочих, техниках, инженерах и научных работниках практически полностью предопределяется местными условиями, уровнем решения кадровой проблемы республиканскими органами. Указанными выше особенностями существенно предопределяется развитие машиностроительных предприятий любого регионального подчинения.

Интенсификация экономики на основе научно-технического прогресса означает, прежде всего, повышение организационного и технического уровня предприятий. Очевидно, что никакое ускорение научно-технического прогресса невозможно без скорейшего внедрения результатов научных исследований в производство и повышения качества выпускаемых изделий, подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, способ-

ных в дальнейшем содействовать становлению промышленно-развитого региона.

Главной причиной сложившегося положения на предприятиях машиностроительной отрасли нашего государства - в неподготовленности большинства инженеров к решению сложных технических проблем современного машиностроения. Объясняется это тем, что темпы научно-технического развития существенно опережают сложившиеся темпы обновления знаний. Создатели и пользователи передовой техники не имели базового образования в области промышленной электроники и к тому же не прошли основательную переподготовку. Насыщать производство передовой техникой, планировать разработку и внедрение современных автоматизированных средств без должного кадрового обеспечения - это бесполезное расходование национальных средств. Очевидно, чтобы исправить создавшееся положение необходимо прежде всего решить кадровую и научную проблемы подготовки специалистов в области машиностроения.

Исследования в области машиностроения центральными ведомствами должным образом не координируются.

Единственным ведомством, где сконцентрировано большое число ученых - машиностроителей и механиков, является Министерство образования и науки РК (МОН РК). В свое время были проанализированы планы и отчеты вузов, где ведутся исследования в области машиностроения, целью которых являлось выяснение состояния и перспектив развития научно-исследовательских работ (НИР) по машиностроению [1]. В числе этих вузов были Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (ПГУ), Карагандинский технический университет (КарГТУ), Евразийский университет им. Л.Н. Гумилева. Анализу подверглись тематика госбюджетных и хоздоговорных работ, основные направления исследований, материально-техническая база и связи с промышленными предприятиями. Считаем, что в нынешней ситуации в вузах положение коренным образом не изменилось.

По результатам анализа были сделаны следующие заключения.

В вузах ведется незначительный объем НИР на хоздоговорной основе в области машиностроения. Развитие хоздоговорных исследований практически не подкрепляются основополагающими госбюджетными работами (за исключением КарГТУ), опережающими во времени заключение хоздоговоров.

В республике не выявляются системно основные научно-технические и кадровые проблемы машиностроения и не планируются их решения. Сла-

ГФЗ, 2003 г

129

ол лабораторная база вузов (нехватка лабораторных установок, оборудо-п;|Н11я. приборов для проведения необходимых исследований и жспери-кк>нн>в), которые пока не готовы к объединению усилий по решению ос-н0ВНы\ проблем машиностроения Казахстана последующим причинам

у качанные выше проблемы разрабатываются совершенно по различим частным аспектам. Общую теорию надежности машин, эксплуатируемых в Казахстане, никто не разрабатывает, каждый вуз работает в отдельном направлении. Тематические республиканские конференции про-ро тая крайне редко, совместных публикаций по конкретным направлениям практически нет, ученые мало знакомы с результатами исследований дрм друга.

Советов по защите даже кандидатских диссертации по машиностроительным специальностям нет. Выпускники аспирантур, как правило, раз-раба! ывают темы, заимствованные из соответствующих вузов и регионов. Для изменения специализации по проблемам машиностроения Казахстана нет достаточных материальных и моральных стимулов. Если встреча выпускника вуза с предприятием не состоялась, то он (без связи с производством) быстро теряет квалификацию, а через определенно время в научном отношении становится практически бесполезным. До настоящего времени в вузах республики не имелось перечня актуальных тем НИР по машиностроению, не велась работа по созданию картотеки ученых - машиностроителей; иными словами, неизвестно, что делать в первую очередь и с кем делать.

Проблема кадров машиностроения включает следующие основные задачи: переподготовку имеющегося инженерно-технического персонала и подготовку инженерно-технических и научных кадров, которые рассматриваются в свете перспективных научно-технических проблем развития машиностроения Казахстана.

Ускорение научно-технического прогресса невозможно без перестрой-ки образа и уровня мышления и руководителей, и исполнителей, причем ^тематическое и динамическое обновление знаний должно стать нормой. 1ем,,ы обновления знаний должны опережать темпы прогресса произвол-(1На Разовая (один раз в 5 лет) переподготовка кадров совершенно недо-^Г0ЧНа- За пять лет технология и средства передовых фирм капиталисти-етраи обновляются полностью, а в приоритетных областях (компь-^ биологии, информационные системы) - еще быстрее. Это ре-ца ^етемпы развития производств. В режиме каждого дня, недели, меся-' Ол*но быть предусмотрено время на повышение квалификации, при-

чем не произвольное, а по совершенно конкретной и обновляемой программе, рассчитанной для работников каждого уровня и профиля. И здесь одними поездками по обмену опытом и случайными лекциями не обойтись. В каждом регионе необходимо организовать центр переподготовки.

На начальном этапе проблему переподготовки пытались решить всякого рода кооперативы, кружки на базе общества «Знание» и т.д. Но понятно, что никакие бюро по трудоустройству и частные потуги в должной мере проблемы не решают.

Лучше всего, если это будет научно-исследовательский центр при ведущем техническом вузе, к работе которого был бы привлечен профессорско-преподавательский состав. Объективная необходимость организации региональных центров на базе вузов вызвана еще и тем, что преподаватели, обладая теоретическими знаниями, не имеют должной лабораторной базы, а производственники, располагая передовой техникой, не имеют достаточных и систематически обновляемых знаний. Отдельные образцы новой техники рационально вначале устанавливать в научно-исследовательском центре, а затем, по мере подготовки специалистов по их использованию, на предприятиях. Разумеется, для такой переподготовки инженеров вузовским работникам придется всегда быть в необходимой научно-технической форме и оперативно реагировать на запросы производства.

Организация переподготовки специалистов может быть различной: в форме дневного и вечернего обучения, еженедельной, ежемесячной или ежегодной учебы в зависимости от категории работников. Лабораторную базу центра можно также использовать для обучения студентов, распределяемых по окончании вуза в основном на те же предприятия региона. Таким образом, каждый центр сможет заниматься планомерной переподготовкой кадров в свете последних достижений науки и техники и обучением студентов на требуемом уровне по задачам и программам, согласованным с предприятиями региона.

Кроме того, научно технические проблемы, в том числе региона, будут решаться центрами на госбюджетной основе, а на этапе конкретных воплощений - на хоздоговорной. Современное оборудование и квалифицированные преподаватели помогут в таких условиях поднять на новый уровень качество исследований и ускорить внедрение их результатов. Предприятия, снабжая учебно-исследовательские центры на паевых началах, не понесут больших материальных потерь, но приобретут базу для планомерной переподготовки своих инженерных кадров и решения научных про-

блем, а для вуза частично решится проблема материально-технического оснащения.

В нашем регионе одним из основных учебных заведений, выполняющих подготовку специалистов по вышеназванному направлению, является Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова. ПГУ является многопрофильным высшим учебным заведением,готовившим выпускников по 69 специальностям, в том числе по машиностроительным направлениям около \0 специальностей (подготовка инженеров-технологов производится по 4 специальностям, остальные - инженеры-конструкторы).

Анализ квалифицированных характеристик специальностей показал, что МОН РК готовит только инженеров-механиков. Между тем машиностроительные предприятия имеют на вооружении современные средства автоматизации технологических процессов и контроля качества продукции, широко используют в производстве компьютерную технику и в настоящее время ни одно производство не может функционировать без использования соответствующего электронного оборудования.

Причем именно электронизацией предопределяется прогресс в машиностроении. Если электрификация касалась в основном приводов, то электроника проникла и в управление, и в диагностику, и контроль процессов, стала органической, наиболее сложной и дорогостоящей частью производства. Машиностроение не может нормально функционировать без налаженной службы инженеров-программистов, электронщиков, системщиков. Научно-технический прогресс не стоит на месте, но вместе с тем изменений в подготовке кадрового потенциала пока не наблюдается. Предприятия зачастую сами не могут правильно сформулировать свои не только научно-технические, но и кадровые проблемы. Без четко выработанной стратегии по подготовке кадров МОН вынужден работать «вдогонку», ликвидируя возникшие пробелы.

Изменение форм собственности, передача предприятий в управление иностранным компаниям не меняет изложенные выше принципы подготовки и переподготовки инженерных кадров. Повышается требования к специалистам и качеству их подготовки.

С другой стороны, в связи с перестройкой политической и экономической систем координально и динамично изменяются требования спроса рынка к науке и личности ученого.

К настоящему времени в подавляющем большинстве случаев кадры машиностроения, в основном для преподавательской работы, готовятся в аспирантурах центральных вузов. Такая форма подготовки вызвана объек-

тивнымй причинами и в период становления была оправданна. Центральные вузы и НИИ имеют свои направления и тематики исследований, они не нацелены и не должны решать проблемы отдельных регионов страны. Поступающий в целевую аспирантуру, как правило, подключается к теме научного руководителя, а после окончания, уже работая в отдельном регионе, пытается эту тему развить, и не всегда успешно, поскольку зачастую она оторвана от потребностей и профиля машиностроения данного региона (в частности Павлодарского). Для смены же специализации нужны годы, как правило, незапланированной и плохо или вовсе неоплачиваемой работы, при этом соискатель очередной ученой степени временно или вовсе теряет свое научное лицо. Тему научного руководителя гораздо успешнее развивают его ученики. Поэтому считанные единицы вырастают в республике до уровня докторов технических наук, а именно эта категория научных работников, как правило, подготовлена и способна при соответствующих условиях решать крупные научные проблемы.

Важнейшим фактором, объективно оказывающим влияние на потенциал каждого ученого, является история его становления как исследователя и уровень научной школы, где он защищал свою диссертацию. Так или иначе, большинство ученых-исследователей готовились в бывшем союзе по схеме: вуз - аспирантура - кандидат наук - докторантура. В указанной выше схеме, несомненно есть свои плюсы, но отсутствует одно важное звено - производство.

В принципе, нельзя стать ученым-прикладником не имея должной производственной практики, без должного понимания проблем производства и без инженерного фундамента, выверенного производством, на котором и должна строиться вся последующая научная работа.

В результате, так или иначе научный работник разговаривает с производством на разных языках, он всегда ощущает свою слабость и неуверенность.

Не может научить производству преподаватель, сам не прошедший производственную инженерную школу.

Отсутствие производственного опыта, ощущения производства, преподаватель частично может компенсировать усиленной научной работой в интересах конкретных предприятий, особенно, занимаясь анализом действующего производства и внедрением новых технологий и разработок. Если же преподаватель не работал на производстве и не занимается наукой в указанном смысле, то объективно и неизбежно становится схоластом, в лучшем случае, повторяющим из года в год устаревшую информацию.

В республике насчитывается сотни кандидатов технических наук по различным научным специальностям, но нет ни одного научного ядра (направления), разрабатывающего хотя бы одну из основных проблем развития машиностроения Казахстана, что является следствием указанной выше подготовки. Таким образом, нужно организовать ряд аспирантур и соответствующие научные школы машиностроения, а Национальной академии наук координировать научные исследования. Целевая подготовка через центральные аспирантуры, разумеется, должна сохраняться, но центр тяжести в подготовке постепенно необходимо перемещать на собственные научные школы. Потенциальные возможности для такой постановки в нашей стране, в частности, в нашем регионе, имеются.

Нужно в директивном и первоочередном порядке укрепить материально-техническую базу исследований в области машиностроения, исключив в этом вопросе произвол руководства вузов (по личным интересам).

Для укрепления материально-технической базы МОН РК необходимо организовать при вузах учебно-исследовательские центры, не дожидаясь, когда вузы сами придут к таким решениям, преодолев внутренние и внешние трудности. Эти центры будут базовыми и в постановке НИР, и в подготовке кадров машиностроения. Координировать НИР по машиностроению. безусловно, должна Академия наук РК.

В целях обеспечения первоочередного развития машиностроения в Казахстане можно определить:

1. Академии наук РК, Министерству образования и науки выработать направления фундаментальных исследований и стратегию опережающей подготовки инженерно-технических и научных кадров в свете тенденций развития мирового машиностроения и прогнозов будущего.

2. Создать координационный совет по машиностроению или хотя бы институт в системе Академии наук РК, занимающимся проблемами машиностроения Казахстана, а также региональные учебно-исследовательские центры при ведущих технических вузах и предпочтительно при них аспирантуры и научные школы машиностроения.

Инженерные специальности по машиностроению необходимо готовить по следующим специальностям: инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-организатор производства; начать подготовку инженеров-про-граммистов и менеджеров по качеству машиностроительной продукции.

С января 2001 года в ПГУ им. С. Торайгырова началось реформирование деятельности университета, направленное на демократизацию в системе высшего образования. Согласно Концепции развития ПГУ на 2001 -2003

годы, стратегической целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современного открытого общества, рынка труда, глобализации, вхождения университета в мировое образовательное пространство.

Резюмируя изложенное, полагаем, что на данном этапе формирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием необходимо усилить государственную поддержку высшей школы по подготовке инженеров нового поколения - разработчиков высоких технологий, владеющих современным инструментарием -математикой, методами моделирования, информационными технологиями, управлением.

ПГУ им. С. Торайгырова в своей деятельности планирует реализовать следующие глобальные тенденции развития мирового образования:

- внедрение новых парадигм образования с обновленной философией образования;

- внедрение концепции Всемирной декларации «Образование для всех» для обеспечения соответствующего современным требованиям уровня образованности населения;

- информатизация образования, разработка и внедрение соответствующих информационных и активных технологий;

- интеграция образования, науки и производства и т.д.

Одной из глобальных и преобладающих прогрессивных тенденций современного общественного развития является интеграционный процесс, который проявляется на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Эти проявления многообразны и свидетельствуют о возрастании роли си-нергетического фактора в развитии человеческой цивилизации [2].

Интеграционные процессы имеют место в отношениях между народами, государствами и регионами; развиваются в сфере экономики, политики, образования и культуры. Интегрируются различные отрасли производства, направления науки и т.д., другими словами, интеграция - глубоко структурированный процесс, имеющий самые разнообразные проявления и направления.

Мы остановимся здесь лишь на некоторых аспектах взаимодействия науки и образования, интеграции науки, производства и рынка.

В условиях сокращения бюджетного финансирования подготовки специалистов и проведения научных исследований объединение усилий университетов и академических НИИ является залогом сохранения научных

кадров и школ, а также их материально-технической и экспериментальной базы. При этом важной проблемой является повышение качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Одним из путей ее решения является интеграция высшей школы страны с научно-исследовательской и научно-технологической сферой.

В этом направлении следует комплексно и поэтапно решать целый ряд задач:

- обеспечить достаточную интеграцию программ обучения и научной деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов на передовых рубежах современной науки; тесное творческое общение научных работников, преподавателей и студентов в процессе решения теоретических и прикладных задач науки; организовать на должном уровне производственную практику студентов на лабораторно-промышленных, теоретических и экспериментальных базах НИИ и предприятий, проводить совместные научно-теоретические, научно-практические конференции с участием ведущих ученых, как нашей страны, так и зарубежных, привлекать их к чтению лекций по современным, развивающимся и перспективным направлениям науки;

- создать Положение о механизме интеграции университетов и НИИ, утверждаемое МОН РК;

- выработать эффективный механизм интеграции исследовательских институтов и университетов по принципу «сообщающихся сосудов»;

академическим институтам и кафедрам вузов, имеющим одинаковые или родственные профили по проблемам машиностроения, факультетам вузов и лабораториям академических институтов, имеющим родственные направления создавать научно-образовательные (практические) объединения с тем, чтобы студенты могли пользоваться уникальным научным оборудованием и современными приборами, имеющимися в распоряжении НИИ.

Профессорско-преподавательский состав вузов и ведущие ученые НИИ должны принимать активное участие в разработке и выполнении научных программ и проектов академических институтов и полученные новые научные результаты использовать в учебном процессе, вплоть до внедрения их в технологические циклы. Для этой цели необходимо привлекать студентов, обладающих достаточными и необходимыми знаниями. Результаты совместной научной деятельности вузов и НИИ должны ежегодно обобщаться и использоваться в учебном процессе в виде учебных пособий, научных монографий и др. Это позволит обеспечить необходимый уровень

подготовки специалистов для вновь создаваемых наукоемких технологий и машиностроительных производств.

- студентам "и аспирантам выполнять исследовательские работы в стенах институтов и тем самым пополнять ряды ученых и научно-педагогических кадров; ученые академических институтов получат возможность читать лекции, проводить семинарские и лабораторные занятия по современным направлениям развития науки, передавая студентам свои богатейшие научные знания и опыт;

- подготовку научных кадров в стенах университетов осуществлять непосредственно по заявкам национальных, межотраслевых и региональных научных центров и отраслевых НИИ. Причем образовательные программы должны быть гибкими, в особенности программы специальных курсов, которые должны составляться с учетом требований и пожеланий заказчиков.

Таким образом, в ближайшие годы необходимо провести поэтапную интеграцию университетов и научно-исследовательских институтов и тем самым заложить базу для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием высокого качества. Решение проблемы требует чрезвычайно взвешенных и всесторонне продуманных подходов. В конечном итоге интеграция должна привести к тому, что единой целью будут объединены подготовка научных кадров и выполнение научных исследований и на практике реализован принцип «Обучаясь - исследую, исследуя - обучаюсь».

Реализация вышеуказанных задач должна проводится планомерно и поэтапно. На первом этапе необходимо определить возможности и функции вузов и НИИ, виды взаимодействия между ними с соответствующими детальными планами, договорами и соглашениями. Должна быть разработана нормативная документация о взаимодействии вузов и НИИ. На втором этапе должна начаться совместная деятельность вузов и НИИ в учебном процессе, научных исследованиях и др. На третьем этапе целесообразно организовать учебно-научные комплексы, в которых вузы и НИИ составляли бы единую структуру, выполняющую все функции, присущие как вузам, так и НИИ с единым финансированием, руководством и едиными планами работы.

Можно предложить следующие пути интеграции [2].

В республике есть университеты, в которых сосредоточен мощный науч-но-кадровый потенциал, имеется учебная и научная материально-техническая база и даже опытно-экспериментальное производство. С научными орга-

низаниями такой вуз может интегрироваться на паритетных, договорных началах, расширяя и углубляя традиционные пути сотрудничества.

Однако в ряде вузов отсутствует надлежащая опытно-экспериментальная база для проведения научных исследований, нет учебно-опытной базы для практики студентов, в частности по машиностроительным специальностям. Такие вузы могли бы стать составляющей частью обновленных учебно-научных структур.

Одним из путей интеграции может стать организация научно-образовательных коллективов (центров, малых предприятий, консалтинговых фирм и др.) для выполнения целевых научных программ и проектов в области машиностроения.

Для вузов, расположенных в нашем регионе, где имеется многоотраслевой промышленный потенциал, целесообразно открытие на их базе ряда филиалов научно-исследовательских институтов по наиболее приоритетным и актуальным направлениям машиностроения. Другой аспект заключается в том, что в нашей республике не готовят специалистов по некоторым направлениям: инженеров-организаторов производства, инженеров - программистов машиностроительного профиля, менеджеров по качеству производственной продукции. На базе имеющихся узкоспециализированных научно-исследовательских институтов целесообразно создать филиалы высших учебных заведений, которые занимались бы не только научными разработками, но и подготовкой указанных специалистов.

Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса (его слабая интеграция с производством и наукой) в методическом, материальном и кадровом обеспечении, приверженность большинства преподавателей к устаревшим методам обучения, безынициативность и низкая требовательность не способствует получению студентами прочных знаний. Учебные планы и рабочие программы требуют кардинального пересмотра. Самостоятельная работа студентов не обеспечивается в полной мере методическими пособиями (особенно на государственном языке); развитие творческих способностей студентов сдерживается недостатком лабораторных работ исследовательского характера. Низка эффективность использования вычислительной техники, недостаточен процесс оснащения компьютерной базой, ее программное обеспечение и обслуживание.

По нашему мнению, проблема здесь состоит в скудности госбюджетного финансирования научных работ и отсутствии материально-технической базы исследований в области машиностроения.

Одной из причин недостаточной практической подготовки специалистов является несовершенство организации и проведения производственной, технологической и преддипломной практик студентов. Отчеты по практике в ряде случаев не отражают объема работ предусмотренных программой. Низка эффективность подготовки кадров без отрыва от производства. Слаба роль социально-гуманитарных дисциплин в организации воспитательных мероприятий.

Недостаточно активно осуществляются меры по внедрению двуязычия в учебный процесс, работа по подбору соответствующих специалистов, способных обеспечить по настоящему преподавания дисциплин на казахском языке.

Анализ работы государственных квалификационных комиссий и экспертиза дипломных проектов (работ) свидетельствует о том, что не обеспечивается должное руководство. Нельзя признать удовлетворительным научно-технический уровень курсовых и дипломных проектов студентов, рецензирование их проводится формально, без критических замечаний [5].

В этой связи в ПГУ им. С. Торайгырова было предложено в курсовых и дипломных проектах отражать элементы научно-исследовательской работы, с проведением обзора и анализа поставленной задачи. Темы дипломных проектов подбирать с учетом исследований проведенных при курсовом проектировании. При такой постановке задачи будущий специалист приобретет глубокие, фундаментальные знания и сможет самостоятельно разбираться в тех или иных вопросах. Нет необходимости начинать дипломный проект, что называется «с нуля», а нужно продолжать исследования по тем или иным приоритетным научным направлениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система обучения должна быть гибкой, особенно это касается подготовки специалистов, немедленно отзывающейся на новые потребности жизни. Застой в учебной работе во многом связан с отсутствием в ряде сфер полноценной научной жизни, где не проводятся серьезные фундаментальные исследования, а в хозяйственных научных работах участвует небольшой контингент молодых ученых, аспирантов, стажеров - исследователей, недостаточное привлечение к научной работе студентов.

В условиях развития рыночных отношений актуализируется проблема интеграции науки, образования, предпринимательства и рынка, формирования сектора инновационного предпринимательства, ориентированного на активное использование результатов фундаментальных научных исследований в целях опережающего развития наукоемких отраслей.

Итак, для стимулирования процесса интеграции науки и высшего обра-

ЫрЗ, 2003 Г

139

човиння деятельность университетов и НИИ следует рассматривать как

совместную:

по подготовке высококвалифицированных кадров:

по выполнению научных исследований:

по разработке национального законодательства:

но привлечению академических ученых к преподавательской работе:

по подготовке совместных, проведению межвузовских конференций

II т.д.

Такое сотрудничество будет способствовать поэтапной интеграции образования и науки, сделает модель исследовательского университета - наиболее передовой формы учебного заведения, реальной для Казахстана. Однако в современных условиях одной интеграции образования и науки уже недостаточно. Интеграционные процессы вступают в новую фазу своею развития, приобретают качественно новые черты.

Как видим, в современных условиях развития общества прогресс науки, образования, производства и всей социально-экономической сферы связан с углублением и расширением многоаспектных интеграционных процессов. От успешности интеграционных процессов, в конечном счете, зависит будущее как образования, так и науки.

ЛИТЕРАТУРА

1 Бшшагамбетов Т Ш., Козыханов X.Р., Степанов П.Б. и др. Перспективы раз-в,,т»я машиностроения Казахстана-Алматы: Наука, 1988 - 152 с.

- Женимое М.М., Жаашова СМ. Подготовка и переподготовка инженерных кадР°в в постсоветское время// Проблемы комплексного развития регионов Каштана.- 1996,-Ч. 1.-С. 25

* Абдылюнапов С. Развитие интеграционных процессов в сфере науки и обра-

Н Высшая школа Казахстана.- 2000.- №3,- С. 8. 5 концепция развития ПГУ им. С. Торайгырова на 2001-2003 г. "ниях С""танов с• Государственный контроль за качеством образования в ус-V'! ' ,ре(али^ции закона РК «Об образовании» // Высшая школа Казахстана.-М '5-С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.