Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы упразднения федеральных судов общей юрисдикции. На примере Псковской области'

Организационно-правовые основы упразднения федеральных судов общей юрисдикции. На примере Псковской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
упразднение федеральных судов общей юрисдикции / проект федерального закона / законодательная инициатива / нагрузка судей по рассмотренным делам. / abolition of federal courts of general jurisdiction / draft federal law / legislative initiative / load of judges in the cases considered.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Владимирович Алексеев

В статье рассматриваются организационно-правовые основы упразднения федеральных судов общей юрисдикции. Автор исследует причины принятия решения об упразднении районных судов. Рассмотрены полномочия территориальных органов Судебного департамента при упразднении районных судов. Анализируется подготовка документов для направления законодательной инициативы в субъектах РФ с последующим принятием федерального закона. В статье рассмотрено упразднение малосоставных районных судов в Псковской области. Проанализировано понятие «образование постоянного судебного присутствия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal basis of abolition of Federal courts of General jurisdiction (on the example of the Pskov region)

The author considers the organizational and legal basis for the abolition of Federal courts of General jurisdiction. The author examines the reasons for the decision to abolish district courts. Powers of territorial bodies of Judicial Department at abolition of regional courts are considered. Preparation of documents for the direction of the legislative initiative in the subjects of the Russian Federation with the subsequent adoption of the Federal law. The article considers the abolition of small-scale district courts in the Pskov region. The concept of formation of permanent judicial presence is considered.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы упразднения федеральных судов общей юрисдикции. На примере Псковской области»

УКД 342.5 ББК 67.71

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10264

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАЗДНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

На примере Псковской области

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,

прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются организационно-правовые основы упразднения федеральных судов общей юрисдикции. Автор исследует причины принятия решения об упразднении районных судов. Рассмотрены полномочия территориальных органов Судебного департамента при упразднении районных судов. Анализируется подготовка документов для направления законодательной инициативы в субъектах РФ с последующим принятием федерального закона. В статье рассмотрено упразднение малосоставных районных судов в Псковской области. Проанализировано понятие «образование постоянного судебного присутствия».

Ключевые слова: упразднение федеральных судов общей юрисдикции, проект федерального закона, законодательная инициатива, нагрузка судей по рассмотренным делам.

Annotation. The author considers the organizational and legal basis for the abolition of Federal courts of General jurisdiction. The author examines the reasons for the decision to abolish district courts. Powers of territorial bodies of Judicial Department at abolition of regional courts are considered. Preparation of documents for the direction of the legislative initiative in the subjects of the Russian Federation with the subsequent adoption of the Federal law. The article considers the abolition of small-scale district courts in the Pskov region. The concept of formation of permanent judicial presence is considered.

Keywords: abolition of federal courts of general jurisdiction, draft federal law, legislative initiative, load of judges in the cases considered.

Научный руководитель: Б.Б. Казак, заведующий кафедрой правозащитной, правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса Псковского государственного университета, доктор юридических наук, профессор

За последние несколько лет наметилась тенденция упразднения федеральных судов общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации. В период с 2016 по 2018 г. принято десять федеральных законов об упразднении федеральных районных судов в субъектах Российской Федерации и образовании

Сергей Владимирович АЛЕКСЕЕВ, аспирант юридического факультета Псковского государственного университета Е-mail: [email protected]

постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов.

Упразднение и создание федеральных судов общей юрисдикции в субъекте Российской Федерации определено федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

и «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ.

В статье 17 «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ сказано, что создание и упразднение федеральных судов, кроме Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, возможно при принятии федерального закона. Кроме того, никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В статье 3 этого Закона также закреплены данные нормы в отношении федеральных судов общей юрисдикции.

В статье 32 определено, что районный суд создается в судебном районе. Судебный район может охватывать границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Статей 33 установлено, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Принятие решения о подготовке документов по упразднению районных судов в субъекте Российской Федерации принимается областным судом. Управление Судебного департамента в области, в соответствии с Положением, наделено правом вносить предложения Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по вопросам совершенствования организационного обеспечения деятельности районных судов, гарнизонных военных судов и органов судейского сообщества.

В полномочиях Судебного департамента (п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ) закреплено право вносить в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов.

Например, принятие решения по упразднению районных судов Псковской области было обусловлено необходимостью привести судебную систему в области в соответствие с требова-

ниями действующего федерального законодательства.

В результате в Псковской области были упразднены районные малосоставные суды (со штатной численностью двое судей) с последующей передачей их функций более крупным по численному составу судей районных судов, так как в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30 и ч. 2 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации районные суды при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до начала судебного разбирательства в соответствии со ст. 231 УПК РФ, рассматривают уголовные дела о некоторых тяжких и особо тяжких преступлениях в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

Следует также отметить принятие Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ, в котором предусмотрено рассмотрение судьями районных судов некоторых категорий уголовных дел с 1 июня 2018 г. с участием присяжных заседателей.

В соответствии со ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Например, на территории Псковской области действуют семь районных судов, штатная численность которых составляет две единицы. Кроме того, в первом полугодии 2017 г. с учетом необходимости выравнивания служебной нагрузки районных судов была сокращена штатная численность в одном районном суде до двух единиц судей.

Судам, которые подлежат упразднению в связи с малым составом, затруднительно выполнять положения процессуального законодательства о последствиях отвода судьи, о направлении дела на новое рассмотрение вышестоящей инстанцией в суд первой инстанции в ином составе судей, а также достаточно трудно организовать рассмотрение дел с участием присяжных заседателей.

Анализ нагрузки судей в районных (малосоставных) судах в течение нескольких лет и в том числе имеющиеся изменения численности населения этих районов свидетельствуют о нецелесообразности введения в них дополнительных единиц судей. Согласно данным судебной статистики, нагрузка на каждого из судей районных

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

(малосоставных) судов по рассмотрению дел значительно ниже средней областной.

Так, средний областной показатель нагрузки в 2013 г. составил 24,13 дела в месяц, в 2014 г. — 23,13, в 2015 г. — 26,62, а на судью в некоторых районных судах, например Новоржевском районном суде, — 8,06, 9,9 и 14,71 дела соответственно, на судью в Локнянском районном суде — 12,79, 10,60 и 10,16 дела соответственно.

Таким образом, нагрузка на судей по рассмотрению дел в месяц в судах, подлежащих упразднению, в два раза меньше средней нагрузки на судей судов области в целом. Поэтому было принято решение об упразднении пяти (малосоставных) районных судов Псковской области с целью присоединения и объединения их с другими судами.

Штатная численность судей и работников аппаратов из упраздненных судов передается в районные суды, которым передается ведение вопросов осуществления правосудия. При разработке законопроекта было учтено, чтобы упразднение судов не повлекло ограничения права граждан на доступ к правосудию, поэтому схема размещения судов не изменится и граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания. В связи с этим законопроектом было предусмотрено образование постоянного судебного присутствия в пяти районных центрах Псковской области, в зданиях, где функционировали ранее районные суды.

Псковский областной суд с Управлением Судебного департамента в Псковской области подготовил проект федерального закона «Об упразднении некоторых районных судов Псковской области», проект постановления Псковского областного Собрания депутатов о законодательной инициативе, пояснительную записку к проекту федерального закона и финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона «Об упразднении некоторых районных судов Псковской области».

Кроме того, данные материалы были направлены в орган исполнительной власти Псковской области для рассмотрения и поддержания проекта федерального закона.

На 13-й сессии Псковского областного Собрания было рассмотрено обращение Псковского областного суда и принято постановление от 26 октября 2017 г. № 374 «О законодательной инициативе Псковского областного Собрания депутатов по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об упразднении некоторых районных судов Псковской области».

Проект федерального закона был принят 5 июня 2018 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобрен 20 июня 2018 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральный закон «Об упразднении некоторых районных судов Псковской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Псковской области» от 27 июня 2018 г. № 151-ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации.

Таким образом, упразднение федеральных судов общей юрисдикции требует проведения непростых мероприятий по финансово-экономическому обоснованию, анализу и подготовки документов для принятия решения, чтобы затем обратиться в законодательный орган субъекта Российской Федерации, который рассмотрит и выйдет с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Библиографический список

1. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.