ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЁТА И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Юлдашев Б.Т. Email: [email protected]
Юлдашев Ботирали Тошбаевич - независимый научный сотрудник, старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета в агропромышленном комплексе, Андижанский филиал Ташкентский государственный аграрный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в настоящей статье доказаны научно обоснованные способы и научно-правовые основы получения внебюджетных средств бюджетными организациями путём предпринимательства и приведены практические рекомендации по их совершенствованию. Даны научно обоснованнные и практические предложения для совершенствования аудита внебюджетных средств в бюджетных организациях. Разработаны практические предложения по организации и совершенствованию учета и аудита внебюджетных средств в бюджетных организациях. Ключевые слова: высшее образование, учреждения высшего образования, внебюджетные средства, предпринимательство, государственная поддержка, подготовка кадров, усовершенствование системы образования, расходы, законодательные акты, закон Республики Узбекистан.
THE LEGAL FRAMEWORK FOR ACCOUNTING AND INTERNAL AUDIT OF EXTRA-BUDGETARY FUNDS IN BUDGETARY
ORGANIZATIONS Yuldashev B.^
Yuldashev Botirali Toshbaevich - Independent Researcher, Senior Lecturer, DEPARTMENT ACCOUNTING IN THE AGRICULTURAL SECTOR, ANDIJANBRANCH TASHKENT STATE AGRARIAN UNIVERSITY, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article proves scientifically sound methods and the scientific and legal basis for obtaining extra-budgetary funds by budget organizations through entrepreneurship and provides practical recommendations for improving them. Scientifically substantiated and practical proposals are given for improving the audit of extrabudgetary funds in budgetary organizations. Practical proposals have been developed for organizing and improving the accounting and audit of extrabudgetary funds in budget organizations. Keywords: high education, institutions of higher education, extrabudgetary funds,enterpreneurship governmental support staff training improvement of the education system expenses legislative acts law of the Republic of Uzbekistan.
УДК 336.1.
По законодательству Республики Узбекистан в целях развития системы образования предусмотрены следующие: усовершенствование системы финансирования учреждений высщего образования, внедрение его системы источников бюджетных и внебюджетных средств, финансовое самообеспечение образовательных учреждений, государственная поддержка и стимулирование
направления в систему образования средств, полученных путём предпринимательства, усиление приоритета спонсоров и инвесторов в системе подготовки кадров, оказание дополнительных платных услуг, обеспечение доходов учреждений образования за счёт ведения предпринимательских, консалтинговых и экспертных работ в тех видах деятельностей, которые установлены законом и уставом образовательных учреждений и другие.
В высщих учебных заведениях страны сформирована надёжная нормативно-правовая база образования и ведения предпринимательских услуг, а также ведения их бухгалтерского учёта. Вышеизложенные нормативно-правовые акты усовершенствуются на основе законов и требований глобализации экономики и на основе изменений, происходяших в мировой и национальной экономике. Правовые основы, внедряемые в практику на основе реформ, проводимых правительством, требуют скорейшего применения и постоянного усовершенствования.
В 6-й главе «Правовой статус образовательного учреждения» Закона республики Узбекистан «Об образовании» установлено, что «образовательное учреждение функционирует на основе устава, разработанного в соответствии законодательными актами».
Действительно, одним из основополагающих документов является устав высшего учебного заведения. Каждое высшее учебное заведение, исходя из своих уставных целей и задач, должно определить и упорядочить правила получения дополнительных внебюджетных средств на основе предпринимательства.
Подразумевая предпринимателскую деятельность, следует учесть разные понятийные определения, данные ему разными учёными, инстанциями и в частности, Законом Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», где в 3-й статье отмечено, что предпринимательская деятельность -это «деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии законодательными документами по своей инициативе, на свой риск а направленная на получение дохода (прибыли) под свою ответственность».
Ряд учёных, в частности, Б.А. Лешенко, Ф.М. Матмуродов, А.А. Бекбасова, считают, что «Сущность предпринимательства -это нахождение возможности использования капитальной собственности и видов изменения капитала, собственности и ресурсов в постоянно изменяемых условиях рынка и превращение этих возможностей в практическую деятельность».
Т. Жураев, Д. Тожибоева считают: «Предпринимательская деятельность -экономическая деятельность, осуществляемая с риском получения дохода путём эффективного использования средств на основе законов и под имущественной ответственностью» [1].
Американский учёный Р. Хизрич, подчеркнул, что:
«Предпринимательство - это процесс создания какого-то нового, имеющего свою ценность, а предприниматель = это лицо, который использует на это всё своё нужное время и день, берущий на себя финансовый, психологический и социальный риск и удовлетворяющийся достигнутым и получением в качестве награды денег» [2].
В вышеприведенных определениях учтены особенности предпринимательства в частном секторе, но не раскрываются пути получения на основе предпринимательства дополнительных внебюджетных средств в бюджетных организациях. Поэтому, хотелось бы отдельно подчеркнуть, что предпринимательство в бюджетных образовательных организациях - это деятельность организаций по получению дополнительных средств исходя из своей специализации, в цели эффективного совершенствования системы образования на основе новых и современных тенденций и ведение этой деятельности в соответствии с законодательными документами уставом, внедренных для повышения экономической стабильности.
Предпологая « получение дополнительных средств исходя из своей специализации, в цели эффективного совершенствования системы на основе новых и
современных тенденций » мы подразумеваем, что у всех бюджетных организаций различаются сферы специализации и каждая организация должна правильно оценить свои возможности и определить дополнительные виды деятельности и системно организовать их осуществление.
А когда говорим " о ведении этой деятельности в соответствии с законодательными документами уставом, внедренных для повышения экономической стабильности» мы подразумеваем, что в бюджетных организациях для ведения основной деятельности используются бюджетные средства, но в цели дополнительного финансирования основной деятельности бюджетная организация должна глубоко изучать рынок и подыскать по нему способы получения дополнительных средств.
Кроме того, нужно обратить внимание на то, что понятие «внебюджетные средства в бюджетных организациях» до сих пор полностью не изучено и те понятия, которые были выдвинуты по нему не нашли должного отражения в экономической литературе.
Следовательно, дать экономически оправданные определения значения и содержания понятий ведения бухгалтерского учёта в бюджетных организациях остаётся сущностной проблемой.
Между тем, в 3-й главе Бюджетного кодекса Республики Узбекистан «Основные понятия» пояснено: «Внебюджетные фонды бюджетных организаций - средства, поступающие в распоряжение бюджетной организации из источников, предусмотренных законодательными документами».
Несмотря на всестороннюю поддержку бюджетных организаций и на задачи по совершенствованию их деятельности на практике существует множество не решенных проблем.
Нижеследующие проблемы и их решение должно помогать становлению роли внебюджетных средств в деятельности бюджетных организаций:
1. В статье 44 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан указано: «Внебюджетные фонды бюджетных организаций составляют: фонд развития бюджетной организации, фонд материального стимулирования и развития медицинских учреждений, внебюджетные фонды министерств, государственных комитетов и ведомств и внебюджетные средства бюджетных организаций, формируемые за счёт платежей ими взимаемых. Следовательно нужно учесть, что внебюджетные средства учреждений высшего образования учитываются в фонде его развития и распределяются на основе законодательства.
В 26 пункте Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №.414 «О совершенствовании порядка обеспечения бюджетных организаций средствами» установлено, что «Средства фонда развития бюджетной организации расходуются только:
- в первую очередь на выплату пенсий по нетрудоспособности и выплату имеющейся кредиторской задолженности;
- на мероприятия по укреплению материально-технической базы бюджетных организаций;
- на социальное развитие и материальную поддержку кадров (сотрудников)бюджетных организаций.
Слово «только» в данном пункте означает ограничение (предел), а это в свою очередь затрудняет формирование фонда развития учреждений высшего образования. На наш взгляд, в качестве решения проблемы по поводу представления не ограничения, а свободы следует исключить из этого пункта слово «только».
Кроме этого, в этом пункте отмечена затрата средств на укрепление материально-технической базы, но не приведен список мероприятий по её укреплению. На наш взгляд, следовало бы привести данный список или занести изменение в пункт по
поводу внесения дополнения слов «для мероприятий на закупку хозяйственного инвентаря и малоценных, быстроизнащиваемых изделий».
2. В пункте 18 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 414 «О совершенствовании порядка обеспечения бюджетных организаций средствами» отмечено: «На основе установленных лимитов средства по группе IV «Другие расходы» расходуются по соблюдению следующего порядка:
- питание;
- медикаменты;
- коммунальные услуги;
- другие расходы. Этим пунктом определен строгий порядок и перечень по расходам, т.е. в расходовании средств нужно строго придерживаться данного перечня, что приводит к появлению кредиторской задолженности учреждений высшего образования перед другими организациями.
В 163-й статье Бюджетного кодекса Республики Узбекистан отмечено следующее: « Финансовые отчётности бюджетных организаций и получателей бюджетных средств заверяются руководителями данных организаций и главным бухгалтером». Следовательно, если анализировать сделанные расходы с точки зрения финансовых операций, то данные операции в конце года аккумулируются на финансовых отчетностях, что означает полную финансовую ответственность руководителя и главного бухгалтера учреждения. В качестве решения проблемы предлагаем исключить из 18-пункта словосочетание «при соблюдении следующей очередности», что станет эффективного урегулирования расходов и платежей учреждения.
3. В 20-м пункте Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 414 « О совершенствовании порядка обеспечения финансами бюджетных организаций» отмечено, что «приобретение по ^-группе автомобилей и других автотранспортных средств (приобретение специального автотранспорта исключено), сотовых телефонов и предметов украшения (импортная офисная мебель, аудио и видео техника (кроме используемых в учебных, научных и медицинских процессах), ковров для офиса и другие) допускается только по согласованию с Министерством Финансов Республики Узбекистан. Там же сделано исключение по приобретению указанных материальных активов при случае выделения средств на их приобретения в смете расходов бюджетной организации по соответствующей статье экономической классификации. На наш взгляд, целесообразным будет внесение коррективы словосочетанию «(приобретение специального автотранспорта исключено)» и определить их порядок. Допустим, чтобы открыть курс подготовки водителей высшее учебное заведение намерен приобрести автомобиль марки «Матис», в таком случае приобретение автомобиля должно быть согласовано с Министерством финансов Республики Узбекистан. Так как автомобиль используемый в курсе подготовки водителей является специальным автотранспортом.
4. В 29-м пункте того же Постановления указано, что «Вся сумма спонсорских средств, оказанных бюджетной организации со стороны юридических и физических лиц, в случае не указания других обстоятельств расходуется на укрепление материально-технической базы бюджетной организации» Считаем, что словосочетание «в случае не указания других обстоятельств» приводит к появлению проблем, то есть, юридическое или физическое лицо спонсирует добровольно и расходование этих средств с их согласования противоречить логическим правилам. К тому же такое согласование может привести к коррупции.
Наши предложения в основном исходят из сущности определения внебюджетных средств, которые считаются заработанными на основе предпринимательства.
По статье нами сделаны следующие заключения:
1. Для коренного усовершенствования системы высшего образования, исходя из приоритетных задач социально-экономического развития страны нужно кардинально
пересмотреть значение подготовки кадров и создать необходимые условия для подготовки кадров, соответствующих мировым стандартам.
Исходя из этого, на наш взгляд, цель получения высшими учебными заведениями дополнительных внебюджетных средств на основе предпринимательства отражается в следующих:
- финансовое самообеспечение и создание условий для оказания дополнительных услуг;
- своевременная оплата кредиторских задолженностей;
- обновление и развитие материально-технической базы;
- повышение качества обучения и подготовка квалифицированных специалистов;
- недопушение бюджетного дефицита.
2. Внебюджетные средства учреждений высшего образования классифицируются:
- Средства, поступающие за счёт специальных услуг;
- Средства, поступающие в форме оплаты контракта;
- Средства, поступающие за счёт оказания дополнительных образовательных услуг;
- Средства, поступающие по видам деятельности;
- Другие поступления.
Список литературы /References
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Статья 6.
2. «О гарантиях предпринимательской деятельности». Статья 3. Закон Республики Узбекистан № 328 2 мая 2012 года.
3. Лешенко Б.А., Матмуродов Ф.М., Бекбасова А.А. Основы управления предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Ташкент, 2004. Стр. 10.
4. Жураев Т., Тожибоева Д. Экономическая назария. Учебник. Ташкент. Наука и технология, 2012. Стр. 193.
5. Хизрич Р., Питерс С. Предпринимательство. Москва, 1991. Стр. 20.
6. Алимова Г.А. основы формирования малого бизнеса и частного предпринимательства. Научно-методическая разработка. Ташкент. Национальный Университет Узбекистана, 2011. Стр. 11.
7. Свод законодательных документов Республики Узбекистан, 2013 год, 52-I выпуск; 2014 год, 36 выпуск, статья 452; 2015 год, 52 выпуск, статья 645.
8. Бюджетный кодекс Республики Узбекистан. Свод законодательных документов Республики Узбекистан, 2017 год, 1 выпуск, статья 1, 24 выпуск, статья 487.
9. Исманов И.Н., Хожаев А.С., Хабижонов С.К., 2019. Вопросы совершенствования бухгалтерского учёта нематериальных активов. Журнал «Проблемы современной науки и образования». С. 79-82. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/voprasy-sovershenstvovaniya-buhgalterskogo-uchyota-nematerialnyh-aktivov/ (дата обращения: 21.05.2020).