ства обвиняемого, не оспаривающего свою вину в предъявленном ему обвинении [6].
Библиографический список
1. Рыбалов К.А. Особый порядок судебного разбирательства в Российской Федерации и проблемы его реализации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
2. Пашкевич П.Ф. Процессуальные формы уголовного судопроизводства нужно дифференцировать // Социалистическая законность. 1974. № 9; Гуляев А. Единый порядок предполагает дифференциацию // Соц. законность. 1975. № 3; Маршев С.А. О дифференциации форм уголовного судопроизводства // Развитие и совершенствование уголовно-процессуальной формы. Воронеж, 1979; Якуб М.Л. Процессуальная форма в советском уголовном судопроизводстве. М., 1981; Гуськова А.П., Пономаренко С.С. Об особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением по российскому уголовно-процес-суальному закону // Российский судья. 2002. № 10. С. 18; Халиков А. Вопросы, возникающие при особом порядке судебного разбирательства // Российская юстиция. 2003. № 1. С. 63; Дорошков В. В. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением // Российский судья. 2004. № 9; Га-ничева Е. Особый порядок принятия судебного разбирательства // Законность.2006. № 9. С. 48; Осин В. В. Что мешает применению в России особого порядка судебного разбирательства? //Адвокат. 2006. № 7. С. 33; Трофимов И.Э. Проблемы применения особого порядка судебного разбирательства // Уголовное судопроизводство. 2006. № 3.
3. См.: Дорошков В.В. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением // Российский судья. 2004. № 9.
4. Уголовно-процессуальное право РФ / Отв. ред. П.А. Лупинс-кая. М., 2005. С. 539; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2002. С. 532; Рыбалов К.А. Указ. раб. С. 17.
5. См.: Рыбалов К.А. Указ. раб. С. 18; Алкиперов Х.Д., Зейналов М.А. Компромисс в борьбе с преступностью. М., 1999.
6. См.: Рыбалов К.А. Указ. раб. С. 21; Безлепкин Б.Т., Боровский М.В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. М., 2002. С. 382.
148
УДК 340 Д-89
Дынько Алексей Петрович
старший участковый уполномоченный милиции отдела милиции №1 УВД по Центральному округу г. Краснодара, преподаватель кафедры гражданского права Кубанского социально-экономического института
г. Краснодар, проезд Олега Кашевого, д. 71 тел. (918) 463 92 00
Организационно-правовые основы реализации уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних преступников во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг.
Рассматриваются организационно-правовые основы реализации уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних преступников во второй половине 1940-х -первой половине 1950-х гг.
Ключевые слова: уголовное наказание, трудовые колонии, несовершеннолетние осужденные.
Осужденные к лишению свободы несовершеннолетние преступники в послевоенный период, так же как и предшествующие годы советской власти, отбывали это наказание в специальных детских пенитенциарных учреждениях (детских колониях). При этом практически весь рассматриваемый в данной работе период действовало принятое 28 мая 1940 г. Положение о трудовых колониях НКВД для несовершеннолетних заключенных [1, с. 332-338].
В первой половине 1950-х гг. начинается реорганизация детских закрытых учреждений в структуре МВД СССР. Ее завершением становится новое Положение о детских трудовых колониях, принятое в июле 1956 г. Изменением предшествующей практики работы учреждений становится более широкое, чем раньше, привлечение общественности в процесс перевоспитания осужденных несовершеннолетних, создание попечительских советов при каждой колонии. Существенным фактором становится возможность установления шефской помощи над колонией со стороны государственных и общественных организаций. Сокращается продолжительность рабочего дня для колонистов. Следовательно, наступает качественно новый этап в проведении государственной политики по отношению к подросткам-
преступникам, содержащимся в закрытых учреждениях. Успешная реализация нормативно-правовых требований, предъявляемых к детским закрытым учреждениям, нуждалась в изменении структуры их управления с учетом складывающейся внутриполитической обстановки в стране и в изменении государственной политики по отношению к беспризорным, безнадзорным и совершившим преступления подросткам. Созданный ранее Отдел трудовых колоний для несовершеннолетних НКВД СССР не являлся самостоятельным подразделением, подчиняясь Административно-хозяйственному управлению НКВД, но имел собственную структуру и компетенцию. В трудовых колониях для несовершеннолетних создавался свой административный аппарат, возглавляемый Управляющим, который нес полную ответственность за состояние дел во вверенном ему подразделении, осуществлял руководство учебно-воспитательной, производственно-технической, административно-финансовой частями. После создания летом 1943 г. Отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью НКВД СССР детские пенитенциарные учреждения становятся его отдельным самостоятельным структурным подразделением [2, с. 11].
При этом, начиная с 1950 г., происходили неоднократные ведомственные реорганизации детских пенитенциарных учреждений страны. Приказом МВД СССР от 26 декабря 1950 г. Отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью переименовывается в Отдел детских колоний, штат которого был определен в 94 человека. Реально в нем работало только 90. В апреле 1953 г. Отдел трудовых колоний подчиняется ГУЛАГу, в составе которого создается Управление детских колоний, переименованное с марта 1954 г. в Отдел детских трудовых и воспитательных колоний МВД СССР. В 1956 г. изменяются методы руководства колониями для несовершеннолетних. Создание учебно-воспитательных советов в них свидетельствует о внедрении демократических принципов управления. В состав совета входили как работники детской трудовой колонии, так и представители общественности. Совет обладал широкими полномочиями, среди которых было вынесение решения о досрочном освобождении колониста или о снижении для него срока наказания. По своей организации и функциям учебно-воспитательный совет напоминал организацию управления в школах ФЗУ Наркомата юстиции, действовавших в первой половине 1930-х гг., когда начальник школы принимал решения во взаимодействии с педагогическим советом. Формой самоуправления для колонистов становится совет воспитанников, руководимый начальником колонии. Указанный факт характеризует усиление воспитательных функций детских закрытых учреждений НКВД-МВД СССР, что нашло отражение в организации управления в них [2, с. 12]. Если иметь ввиду организационную сторону, то нужно заметить, что число детских колоний после войны стало
150
увеличиваться. Это объяснялось прежде всего тем, что в результате войны резко увеличилась доля семей, где не было отцов и родителей вообще, что, в свою очередь, способствовало росту числа несовершеннолетних правонарушителей в первые послевоенные годы. Но уже с 1950 г. тенденция пошла на некоторое улучшение, и поэтому происходит ликвидация учреждений, и остается 119 трудколоний и 271 приемник-распределитель.
Важное место в воспитательной работе среди несовершеннолетних осужденных занимало профессионально-техническое обучение. В частности, в детских колониях готовили специалистов различных профессий. Наиболее востребованными специальностями в трудовых колониях были профессии столяров, специалистов по механической обработке древесины, токарей, фрезеровщиков. Начиная с 1950 г., организация производственного обучения в трудовых колониях для воспитанников старше 14 лет стала осуществляться по программам и в объеме школ ФЗО - 1048 часов обучения в мастерских, 104 часа на теоретическую подготовку, полный курс - 48 недель. Таким образом, происходило повышение требований к подготовке специалистов в детских пенитенциарных учреждениях, и создавались оптимальные условия для их адаптации после освобождения. При этом детские пенитенциарные учреждения сочетали в себе как производственное обучение несовершеннолетних, так и возможность их работы на производстве, поэтому при открытии новых трудовых колоний учитывались возможности реализации таких требований. При этом сложилась тенденция создавать четыре вида производства: металлообработку, деревообработку, обувное, трикотажное - в колониях для девушек. В ходе социалистического соревнования уголов-но-исполнительные учреждения для несовершеннолетних досрочно выполняли и перевыполняли плановые задания.
Несмотря на то, что детские колонии функционировали в мирное время, в их деятельности имелось немало недостатков. Так, Министерство внутренних дел СССР, рассмотрев результаты инспекторских смотров детских трудовых воспитательных колоний в апреле 1951 г., отмечало в соответствующем приказе, что наряду с некоторым улучшением работы колоний, во многих воспитательных колониях имеются серьезные недостатки. Так, "в ряде колоний (Известковская, Ижевская, Анненекая, Марксовская) слабо проводится воспитательная работа, мало уделяется внимания индивидуальному изучению подростков, плохо организованы детские коллективы, воспитанники недостаточно вовлечены в общественную жизнь колоний, в клуб-но-кружковую работу, в физкультуру и спорт; особенно неудовлетворительно поставлены производственное обучение и работа подростков на производстве. Несмотря на то, что в трудовых воспитательных колониях содержится от 15 до 30 процентов детей в возрасте 11-13 лет, которые еще не могут быть охвачены производственным обу-
чением и трудом на основном производстве, их свободное время не организовано и не используется в воспитательных целях. В некоторых трудовых воспитательных колониях до сих пор не установлено круглосуточное наблюдение за подростками со стороны воспитателей, учителей, мастеров и надзирателей. В ряде колоний (Челябинская, Костромская и другие) воспитательная работа подменялась администрированием и допускались извращения в дисциплинарной практике. Во многих колониях плохо работают общественные комиссии и Совет воспитанников. В отдельных колониях не оказывалось должной помощи комсомольским и пионерским организациям. Министерство внутренних дел СССР считает необходимым особо отметить большое количество побегов подростков из ряда трудовых воспитательных колоний (Бучанская, Якушинецкая, Курган-Тюбинская, Каменномостская, Детско Хуторская). Имеют место факты освобождения из трудовых воспитательных колоний подростков, недостаточно изученных, плохо проверенных, а также случаи неправильного устройства освобождаемых из колоний подростков или возвращения их в семью, где не обеспечивается их дальнейшее воспитание» [3].
Соответственно предписывалось Министрам внутренних дел республик, Начальникам УМВД по краям и областям, начальнику Отдела детских колонии МВД СССР генерал-майору Петровскому обратить особое внимание на состояние работы трудовых воспитательных колоний; укрепить воспитательные колонии наиболее опытными и квалифицированными кадрами. Однако вплоть до конца периода сталинского руководства (1953 г.) коренного перелома в организации работы среди несовершеннолетних осужденных так и не произошло. Вместе с тем акцент на профессиональное обучение содержащихся в местах лишения свободы несовершеннолетних преступников следует признать позитивным явлением.
Библиографический список
1. Дети ГУЛАГа. Документы / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 2002.
2. Бубличенко В.Н. Детские закрытые учреждения НКВД-МВД СССР на европейском Севере России (1935-1956 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2007.
3. Приказ МВД СССР «Об улучшении работы трудовых воспитательных колоний МВД» // ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 210. Л. 12-13.
152
УДК 343.2/.7 П-90
Пухкалова Марина Олеговна
кандидат юридических наук доцент кафедры уголовного права РГУПС, судья Ворошиловского суда г. Ростова-на-Дону тел. (928) 229 82 94
Некоторые проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних
Анализируется проблема формирования качественного законодательства, создания правовой основы, позволяющей решать конкретные вопросы снижения девиаций в молодежной среде.
Ключевые слова: девиантное поведение, молодежь и несовершеннолетние, молодежная делинквентность, молодежная политика.
Правотворческая, законодательная деятельность как форма правовой политики имеет немаловажное значение в мерах, предпринимаемых государством и обществом по снижению уровня девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних и молодежи в России.
Российское законодательство бурно изменяется. Принят целый ряд законов, целью которых является совершенствование российского молодежного законодательства, снижение молодежной делинквентности и преступности несовершеннолетних, однако они далеко не исчерпывают всего существа проблемы. В целом, по мнению ученых и практиков, государством уделяется недостаточное внимание молодежной политике и формированию правовой базы в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних [1]. До сих пор не приняты законы «Об основах государственной молодежной политики в РФ», «О ювенальной юстиции», «Об Уполномоченном по правам ребенка в РФ», не создан институт ювенальной юстиции и ювенальных судов (они действуют только в стадии эксперимента в ряде субъектов РФ). Медленно внедряются в ювенальные технологии примирительные и восстановительные процедуры (восстановительное правосудие). Продолжается широкомасштабное применение репрессивных мер по отношению к молодым правона-