УДК 34
Донцова Н.А.
магистрант 2 курса Калужского института (филиала) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) (г. Калуга, Россия)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Аннотация: в настоящей статье рассматривается институт государственных закупок в России с организационно-правовой точки зрения, а также механизм работы данного института. В данной статье нами изучается иерархия правовых источников в данной сфере. Рассматриваются особенности размещения заказов и проведения аукционов, а также, особое внимание уделено вопросам совершенствования организационно-правовых аспектов осуществления государственных закупок в Российской Федерации.
Ключевые слова: государственные закупки, ЕИС, информационные системы, контрактная система, организация госзакупок, правовое регулирование, электронный бюджет.
В современных реалиях процесс осуществления закупочной деятельности является достаточно эффективным в плане расходования бюджетных средств с целью получения социально-экономических благ населением. Организация государственных закупок представляет собой одну из функций управления закупками в целом. Организация государственных закупок представляет собой непрерывное взаимодействие населения и государственных институтов, приобретение товаров и услуг.
Одним из основных нормативно-правовых актов, на котором базируется вся закупочная деятельность, в том числе государственные закупки, является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Целью нашей работы является характеристика организационно-правового аспекта в сфере государственных закупок.
Объект исследования - правовой контроль в сфере государственных закупок.
Предмет исследования - правовые и организационные особенности механизма государственных закупок.
При проведении данной работы нами были использованы такие научные методы как системный подход, статистические методы обработки массивов информации, метод анализа, метод синтеза.
Информационной базой для нашей работы являются Конституция РФ. Федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, научные труды, Интернет - ресурсы.
Государственная система закупок в своем механизме имеет несколько, режимов, которые позволяют сделать процесс более подходящим для того или иного случая. Безусловно, каждый режим имеет свои особенности, которые будут рассмотрены нами ниже. Для более полного раскрытия темы данной статьи необходимо рассмотреть ключевые понятия более детально.
Контрактная система представляет собой Совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Определение поставщика - Совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе», начиная с размещения извещения об осуществлении
закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд и завершаются заключением контракта.
Государственный контракт - Договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации для обеспечения с государственных нужд.
Государственный заказчик - Государственный орган (в том числе орган государственной власти), государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Участник закупки - Любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса.
В целом, все виды государственных закупок подразделяются на два класса: закупки по 44-ФЗ и закупки по 223-ФЗ. Первый вид государственных закупок распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделок, в то время как второй устанавливает общие принципы. Во втором случае список заказчиков закупок будет ограничен.
Одну из основных ролей в системе государственных закупок играет введенная в эксплуатацию Единая информационная система в сфере закупок. ЕИС направлена на информационное обеспечение контрактной системы от этапа планирования закупок до завершения исполнения контрактов. Создание ЕИС предусмотрено Федеральным законом от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Единая информационная система (ЕИС) - Совокупность информации, содержащаяся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее — официальный сайт).
Для еще большей открытости и прозрачности контрактной системы, на уровне субъектов начинают свою работу подобные ЕИС информационные системы. Например, в Московской области действует система ЕАСУЗ — единая автоматизированная система управления закупками [8].
Как мы уже указывали ранее, основными Федеральными законами, регулирующими систему государственных закупок являются Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О Контрактной системе», а также Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-Ф3.
Одной из функций государства является контролирующая функция, которая распространяется, в том числе, и на бюджет государства. Контроль статей расходов бюджета необходим для обеспечения эффективности, действенности использования, а также для максимально возможного исключения коррупционных проблем. Одним из направлений расходов бюджетных средств со стороны государства является приобретение государством товаров и услуг для удовлетворения потребности государства и органов местного самоуправления. Следовательно, можно сделать вывод, что финансовое регулирования закупочной системы со стороны государства является обязательным для определения законности и правильности использования государственной казны в системе государственных закупок.
Организационные вопросы в финансовой сфере в рассматриваемой нами теме устанавливаются между государственным органом, разрабатывающим
эффективную систему управления финансами, и органом, руководящим закупками. Система управления финансами государственного сектора организована для защиты и поддержки бюджета Российской Федерации.
Фискальное администрирование регулируется законом, при этом властно-распорядительные функции и закреплены за специальными государственными органами. Внутренний и внешний (местные органы власти) финансовый потенциал различается в зависимости от субъектов, осуществляющих власть, но схема одинакова. Это включает в себя, в том числе, соблюдение государственных (местных самоуправлений) договоров и договоров о финансировании [9].
До принятия № 44-ФЗ федеральный закон государства не содержал обязательств по управлению финансами. Внесен Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «Распоряжение о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для нужд органов государственного управления и местного самоуправления» (называется Закон № 94-ФЗ). В статье, ставшей недействительной с 2014 года, содержалась ссылка, дающая согласие на соблюдение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в отношении размещения заказов, без закрытия путем проверки бюллетеней. Данные нормы привели к бесконтрольному развитию системы государственных закупок, провести оценку эффективности исследуемой нами системы являлось невозможным, т.к. полномочиями для объективного оценивания системы государственных закупок не обладал ни один из органов власти.
Одной из основных проблем, возникших в системе государственных закупок на время принятия Федерального закона №94-ФЗ, была коррупция. Положения данного закона были направлены на унификацию и формализацию всех закупочных процедур, а также для обеспечения прозрачности контроля над коррупционными рисками. К инструментам финансового контроля,
появившимся после принятия вышеназванного закона, можно отнести такие инструменты как:
Отмена результатов проведенных торгов;
Наложение штрафов на должностных лиц контролирующими органами в соответствии с КоАП;
Проведение плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля
В настоящий момент две главы Федерального закона №44-ФЗ посвящены контролю в сфере государственных закупок и включают в себя мониторинг, аудит, контроль, ведомственный контроль, контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком, общественный контроль.
Фискальное управление регулируется законом, а полномочия по управлению возлагаются на функции специальных учреждений. Внутренний и внешний потенциал зависит от субъекта, осуществляющего власть, но порядок тот же. Сюда входят, в том числе, договоры и соглашения, и финансовая поддержка.
Экономический характер государственных органов страны с течением времени меняется, особенно с принятием Федерального закона в области договорных процедур в сфере закупок товаров, работ и услуг в целях удовлетворения потребностей государства и органов местного самоуправления. № 44-ФЗ (см. ниже закон 44-ФЗ). Речь идет о комплексе государственного органа как составной части договора.
До принятия № 44-ФЗ федеральное публичное право не включало финансовые административные обязательства. Федеральный закон № 94-ФЗ введен в действие 21 июля 2005 г. «Порядок оплаты товаров, осуществления сделок и предоставления пошлин для нужд органов местного самоуправления и самоуправления» (Закон 94-ФЗ)7.
Стоит отметить, что мониторингу и аудиту в сфере закупок в Законе № 44-ФЗ отведена незначительная часть. Так, Закон № 44-ФЗ в этой части является рамочным, так как детали мониторинга и аудита полностью не раскрываются.
В Законе № 44-ФЗ определены три вида контроля в сфере закупок, в зависимости от органов контроля на разных уровнях (рис. 3).
Процедуры этого режима закреплены в различных документах. Следовательно, в настоящее время нет оснований для осуществления полномочий агента в правительстве. Такой порядок устанавливается нормами законодательства республики и предусмотрен частью II ст. Закон № 44-99 ФЗ.
Сегодня существуют действенные способы воздействия и контроля системы государственных закупок, которые включены в Федеральный закон №44-ФЗ. Данные способы, в целом, эффективно интегрированы в систему и обеспечивают полноценный процесс регулирования данной системы.
Проведя анализ финансового законодательства Российской Федерации, мы пришли к выводу, что организационно-правовой процесс развития системы государственных закупок является достаточно последовательным и полным, что позволяет получить максимальную эффективность для федерального бюджета, а также для государственных и муниципальных нужд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации с изменениями, внесенными на общероссийское голосование. 2020. - М.: Издательство АСТ, 2020 - 6 с.
2. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
3. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
4. Агафонова Н.П. Исторические аспекты нормативного регулирования государственных закупок в России // Известия Дагестанского ГАУ. — 2019. — № 4. — С. 140-144.
5. Коваленко С.Н. Особенности осуществления процесса государственных закупок в сфере здравоохранения // Бухучет в здравоохранении. — 2021. — № 9.
— С. 53-60.
6. Катвалян А.Э. Развитие системы правового регулирования государственных закупок в России // Финансовое право. — 2019. — № 1. — С. 39-43.
7. Атарщикова Е.Н. Правовое регулирование государственных закупок в Российской Федерации // Интеллектуальные ресурсы-региональному развитию.
— 2019. — Т. 5. — № 2. — С. 196-199.
8. Шурыгина П.А. Система правового регулирования государственного финансового контроля в сфере государственных закупок // Научный аспект. — 2019. — Т. 3. — № 2. — С. 357.
9. Паулов П.А., Радица М.Д. Основные проблемы в области правового регулирования государственных закупок, возможные пути их решения // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. — 2020. — № 18. — С. 112-119.
Dontsova N.A.
All-Russian State University of Justice (RPA of Ministry of Justice of Russia) (Kaluga, Russia)
ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS OF PUBLIC PROCUREMENT
Abstract: this article examines the institute of public procurement in Russia from an organizational and legal point of view, as well as the mechanism of work of this institute. In this article, we study the hierarchy of legal sources in this area. The features of placing orders and conducting auctions are considered, and special attention is paid to the issues of improving the organizational and legal aspects of public procurement in the Russian Federation.
Keywords: public procurement, information systems, contract system, organization of public procurement, legal regulation, electronic budget.