Law and statehood № 3 (4) 2024
УДК 342.531.151
DOI: 10.70569/2949-5725.2024.4.3.005
Организационно-правовые модели участия аппарата высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении его законопроектной деятельности
Б.И. Гатин
Казань, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. Статья посвящается вопросам участия аппарата высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении его законопроектной деятельности для последующего внесения разработанного им проекта регионального закона в законодательный (представительный) орган государственной власти. На основе проведенного исследования автор выделил наиболее типичные региональные организационно-правовые модели такого участия.
Ключевые слова: государственный аппарат, высший исполнительный орган власти, субъект Российской Федерации, законопроектная деятельность.
Для цитирования: Гатин Б.И. Организационно-правовые модели участия аппарата высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении его законопроектной деятельности // Право и государственность. 2024. № 3 (4). С. 43-46.
Organizational and legal models of participation of the apparatus of the supreme executive body of state power of a constituent entity of the Russian Federation in ensuring its legislative activities
B.I. Gatin
Kazan, Russian Federation [email protected]
Abstract. The article is devoted to the participation of the apparatus of the supreme executive body of state power of a constituent entity of the Russian Federation in ensuring its legislative activities for the subsequent introduction of the draft regional law developed by it into the legislative (representative) body of state power. Based on the study, the author identified the most typical regional organizational and legal models of such participation.
Keywords: state apparatus, supreme executive authority, constituent entity of the Russian Federation, legislative activity.
For citation: Gatin B.I. Organizational and legal models of participation of the apparatus of the supreme executive body of state power of the constituent entity of the Russian Federation in ensuring its legislative activity // Law and statehood. 2024. № 3 (4). P. 43-46.
В конституционно-правовой и административно-правовой науках орган исполнительной власти определяется как структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь законов в процессе руководства экономической, социальной, культурной и административно-политической сферой
жизни общества [1, с. 151]. Вместе с тем орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включая высший коллегиальный орган общей компетенции, можно трактовать в виде обособленного звена государственного аппарата, приоритетными задачами которого выступают, с одной стороны, обеспечение исполнения региональных законодательных актов, а с другой - возможность оказывать прямое влияние на законодательную деятельность,
а значит, и на региональный законодательный процесс, организуемый в представительном органе государственной власти субъекта Федерации. При этом к основным направлениям такого влияния относят прежде всего реализацию высшим исполнительным органом государственной власти конституционного (уставного) права законодательной инициативы, которая может иметь свою специфику в зависимости от предметной сферы осуществления (к примеру, область бюджетных и налоговых правоотношений); планирование собственной (внешней для регионального органа народного представительства) законопроектной деятельности; участие на началах сотрудничества и координации в планировании законопроектной деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти; присутствие с правом совещательного голоса на заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и его органов.
В контексте рассматриваемой темы актуализируется вопрос о моделях участия аппарата высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении данных процессов.
Первая организационно-правовая модель фактически делегирует правомочия главы субъекта Российской Федерации соответствующим аппаратам и департаментам органов исполнительной власти специальной компетенции в осуществлении законопроектной деятельности, предусматривая за ними специальные функции (например, участие в разработке актов стратегического планирования, анализ проектов нормативных правовых актов). К примеру, исходя из содержания Постановления Главы Администрации Тамбовской области от 4 октября 2022 года № 8 «Об утверждении Положения о правовом департаменте Правительства Тамбовской области»1, в круг его задач входят правовое обеспечение деятельности Главы Тамбовской области и Правительства
Тамбовской области по реализации их полномочий; координация законопроектной деятельности структурных подразделений Правительства Тамбовской области и исполнительных органов Тамбовской области и т. п. Достаточно общий характер правомочий главы субъекта Федерации в области законотворчества проявляется в том, что анализ проектов законов возлагается на компетентные структуры аппарата правительства субъекта Федерации. Впрочем, такая картина наблюдается и в других субъектах Федерации.
Следовательно, первую организационно-правовую модель участия аппарата высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении регионального законодательного процесса посредством содействия осуществлению законопроектной деятельности указанному органу можно назвать абсолютно ограниченной. Как справедливо отмечает М.В. Дулинов, в законопроектной деятельности необходимо устанавливать достаточно жесткие требования к содержанию концепции и технического задания на разработку законопроекта [2, с. 98]. В этом смысле участие исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации в законопроектной деятельности должно отвечать самым современным стандартам.
Вторая организационно-правовая модель отличается большей гибкостью и несколько расширяет формы участия аппарата исполнительного органа общей компетенции в обеспечении законопроектной деятельности администрации (правительства, кабинета министров), осуществляемой, с одной стороны, с целью сотрудничества властей в региональном законодательном процессе, а с другой - реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации. К примеру, согласно Постановлению Губернатора Еврейской автономной области от 19 февраля 2015 года № 37 «Об аппарате губернатора и правительства Еврейской автономной области»2 им обеспечивается организация правовой экспер-
1 Об утверждении Положения об аппарате главы администрации области : постановление Главы Администрации Тамбовской области от 9 марта 2017 г. № 16 // Тамбовская жизнь. 2017. 10 марта.
2 Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации // Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области / Департамент цифрового развития и связи Еврейской автономной области. URL: https://www.eao.ru/7p-4083 (дата обращения: 26.07.2024)
Law and statehood № 3 (4) 2024
тизы проектов законов области, разработка проектов законов области для внесения их губернатором области в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы, а также официальное опубликование областных законов. При этом важно, чтобы проект закона был представлен на общественное обсуждение [3, с. 149].
Таким образом, вторую организационно-правовую модель участия аппарата высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении регионального законодательного процесса, получившую наибольшее распространение в субъектах Российской Федерации и выражающуюся в содействии указанному органу исполнительной власти общей компетенции в осуществлении собственной законопроектной деятельности, можно назвать относительно ограниченной.
Третья организационно-правовая модель участия аппарата высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении участия органа исполнительной власти общей компетенции в региональном законодательном процессе, на наш взгляд, отличается тем, что при его организации главным ориентиром выступают формы и способы, характерные для аппарата законодательного (представительного) органа государственной власти. Например, участие Аппарата Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа устанавливается в Постановлении Правительства Чукотского автономного округа от 12 марта 2024 года № 90 «Об утверждении Регламента Правительства Чукотского автономного округа»1, которое закрепляет за ним проведение правовой и антикоррупционной экспертиз проектов законов автономного округа, формирование планов законопроектных работ на основе предложений органов исполнительной власти автономного округа, федеральных органов исполнительной власти, государственных и иных организаций, предварительную экспертную оценку законодательных предложений органов исполнительной власти автономного округа, направление
поступивших законопроектов на правовую и антикоррупционную экспертизы в Прокуратуру Чукотского автономного округа и Управление Министерства юстиции по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Губернатора Чукотского автономного округа от 4 октября 2013 года № 80 «Об утверждении Положения об Аппарате Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа» ему предоставляются следующие права и обязанности: учет и хранение законов автономного округа на бумажных и электронных носителях; обеспечение к ним санкционированного доступа; оформление, выпуск законов автономного округа, передача в средства массовой информации для официального опубликования; обеспечение предоставления обязательных бесплатных экземпляров нормативных правовых актов автономного округа соответствующим уполномоченным органам и организациям; участие в разработке и подготовке проектов нормативных правовых и иных актов, регулирующих жизнедеятельность коренных малочисленных народов; разработка по поручению Губернатора автономного округа и Руководителя Аппарата проектов законов; участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов автономного округа по вопросам государственной гражданской службы в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов автономного округа по вопросам противодействия и профилактики коррупции, в том числе программ и планов, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; анализ состояния законодательства автономного округа и разработка предложений о совершенствовании правового регулирования в автономном округе и т. д.
Итак, третью организационно-правовую модель участия аппарата высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
1 Об утверждении Регламента Правительства Чукотского автономного округа : постановление Правительства Чукотского автономного округа от 12 марта 2024 г. № 90 // Приложение к газете «Крайний Север». 2024. 15 марта.
в обеспечении регионального законодательного процесса посредством содействия в осуществлении собственной законопроектной и иной законодательной деятельности можно назвать относительно неограниченной. Таким образом, в субъектах Российской Федерации выработаны следу-
ющие организационно-правовые формы участия аппарата высшего исполнительного органа государственной власти в обеспечении законопроектной деятельности последнего: делегировано-специализаци-онная, относительно ограниченная и относительно неограниченная.
Список литературы
1. Административное право / под ред. Ю.М. Козлова, АА Попова, М. : Юрист, 1999. - 728 с.
2. Дулинов М.В. Регламентация законопроектной деятельности федеральных органов исполнительной власти // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2001. № 2. С. 97-99.
3. Юхнова В.А. Участие губернатора Хабаровского края в законодательном процессе на стадии проектирования // Власть и управление на Востоке России. 2008. № 1 (42). С. 145-149.
References
1. Administrativnoe pravo / pod red. Yu.M. Kozlova, L.L. Popova, M. : Yurist, 1999. - 728 s.
2. Dulinov M.V. Reglamentaciya zakonoproektnoj deyatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2001. № 2. S. 97-99.
3. Yuhnova V.A. Uchastie gubernatora Habarovskogo kraya v zakonodatel'nom processe na stadii proektirovaniya // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. 2008. № 1 (42). S. 145-149.
Информация об авторе (авторах): Гатин Булат Ильфирович, аспирант кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета, (450103, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18).
Information about the author(s): Gatin Bulat Ilfirovich, postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law, Kazan (Volga) Federal University, (450103, Russia, Kazan, Kremlin St., 18).
Статья поступила в редакцию 15.07.2024; одобрена после рецензирования 19.08.2024; принята к публикации 25.09.2024.
The article was submitted to the editorial office of the 15.07.2024; approved after 19.08.2024 review; accepted for publication 25.09.2024.