УДК 630.6
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
ORGANIZATIONAL FORMS OF PUBLIC SECTOR
Спирин М.Н., Андреева Л.П. (Сибирский государственный технологический
университет, г. Красноярск, РФ) Spirin М-N., Andreeva L.P. (SibGTU, Krasnoyarsk, Russian Federation)
Рассмотрены организационно-правовые формы организаций государственного сектора, рассмотрены организационно-правовые формы организаций государственного сектора в странах западной Европы, рассмотрены организационно-правое формы организаций лесопромышленного комплекса Красноярского края.
The organizational forms of public sector, the organizational forms of public sector in the countries of Western Europe, considered organizational-right organizations form the timber industry complex of the Krasnoyarsk Territory.
Ключевые слова: организационно-правовая форма, государственный сектор, лесопромышленный комплекс Красноярского края
Key worlds: organizational form, the public sector, the timber industry complex of the Krasnoyarsk Territory
Ученые, занимающиеся проблемами и путями развития управления государственной собственностью, отмечают, что исследование особенностей организаций государственного сектора экономики представляется важным, поскольку позволяется определить по каким направлениям и как в России должно осуществляться совершенствование управления государственной собственностью.
Стоит отметить, что в Российской литературе нет общепризнанного понятия государственный сектор и организаций государственного сектора. В рамках настоящей статьи под организациями государственным сектора понимаются юридические лица, находящиеся под полным или частичным контролем федерации, субъекта федерации, муниципалитета. Под организацией с частичным государственным контроля, понимаются юридические лица с государственной долей более 25% в уставном капители, 25% и более акций которых принадлежат государству и т.д.
Действующее законодательство выделяет пять основных организационно-правовых форм организаций государственного сектора экономики: унитарные предприятия, учреждения, государственные корпорации, государственные компании, коммерческие организации с государственным участием.
Унитарным предприятием в соответствии с федеральным законом №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» является: «коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником».
Унитарные предприятия делятся на два типа: распоряжающиеся имуществом на праве хозяйственного ведения и распоряжающиеся имуществом
на праве оперативного управления.
Учреждением в соответствии с ГК РФ признается: «унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера».
Учреждения могут создаваться гражданином, юридическим лицом, Российской федерацией, субъектом федерации, муниципальным образованием. Учреждения, созданные федерацией, субъектом федерации, муниципальным образованием относятся к одному из следующих видов:
- автономное учреждение;
- бюджетное учреждение;
-казенное учреждение.
Государственная корпорация в соответствии с Федеральным законом о некоммерческих организация от 08.12.1995 №7-ФЗ это: «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций».
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.
Главными особенностями, оказывающими влияние на функционирование и распространённость той или иной организационно правовой формы, являются полнота хозяйственных прав, цели и задачи деятельности.
Цели и задачи организации государственного сектора оговариваются в уставе или соответствующем законе и не могут быть изменены руководством организации.
На наш взгляд, наибольшее влияние на полноту хозяйственных прав (в порядке уменьшения влияния) оказывают следующие факторы: полнота имущественных прав, законодательные ограничения финансово-хозяйственной деятельности, влияние собственника на деятельность организации.
В качестве примера проведём сравнение по указанным выше критериям государственного предприятия (организация, владеющая имуществом на праве хозяйственного ведения) и организации с частичным государственным участием.
Право хозяйственного ведения предполагает, что предприятие владеет имуществом на основании ограниченного вещного права. Собственник такого имущества сохраняет за собой право на недвижимое имущество, движимое имущество собственность предприятия.
Организация с частичным государственным участием распоряжается имуществом на основание полного вещного права - права собственности.
Унитарное предприятия вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Собственник имущества устанавливает долю прибыли, остающуюся у предприятия. Предприятие вправе из своей доли приобретать
имущество и распоряжаться им на праве собственности.
Организация с частичным государственным участием вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную уставом и законодательством Российской Федерации. Собственник имеет права на получение дивидендов. Любое имущество, приобретенное организацией, находится в ее собственности.
Деятельность унитарного предприятия дополнительного регулируется приказом (распоряжение) о создание предприятия, федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011, №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Организации, с частичным государственным участием так же попадает под действие федерального закона №223-Ф3.
Следовательно, правовое положение унитарных предприятий и организаций с частичным государственным участием различно. Организации с частичным государственным участием обладают большей имущественной самостоятельностью.
Таким образом, можно говорить о том, что правовое и экономическое положение юридических лиц государственного сектора зависит от организационно-правовой формы.
Однако нельзя говорить о том, что одна организационно-правовая форма эффективней другой, организационно-правовая форма выбирается исходя из целей создания организаций, что подтверждается востребованностью всех организационно-правовых форм.
В качестве примера рассмотрим лесопромышленный комплекс Красноярского края.
Учреждения: лесничества в районах Красноярского края созданы в организационно-правовой форме краевых государственных бюджетных учреждений (КГБУ), краевое государственное автономное учреждение «Красноярсклес» (КГАУ), краевые государственные казенные учреждения ГУФСИН России (КГЗУ) выступает в качестве субъекта лесной отрасли края, выступает в качестве лесопользователя и осуществляет деятельность по заготовки древесины и ее переработке.
Унитарные предприятия представлены ГПКК «Красноярсклес», созданным во исполнение Распоряжения Правительства Красноярского края от 22.10.2010 № 876-р с 17.11.2010 года. ГПКК «Красноярсклес» выполняет государственный заказ в лесной отрасли, взаимодействующий с лесничествами.
Государственные корпорации представлены ГК «Внешэкономбанк», выступающим в качестве единственного акционера и учредителя ЗАО «Краслесинвест», являющегося приоритетным национальным проектом входящего в программу освоения Нижнего Приангарья. ООО «Деревообрабатывающая фабрика Мекран» так же входит в перечень приоритетных проектов и финансируется, в том числе, Внешэкономбанком.
Государственные компании на территории Красноярского края не представлены, в рамках Российской Федерации отдельно стоит выделить государственную компанию «Российские автомобильные дороги».
Стоит отметить, что организационно-правовые формы организаций в
России во многом совпадают с западными. Д.э.н. Савченко А.В. выделяет три основных типа организаций с государственным участием на западе:
- Торговые товарищества. Отличительной особенностью таких организаций является наличие контрольного пакета акций у государства. Наиболее распространены в Германии и Франции.
- Предприятия, капитал которых не разделен на акции или паи и которые являются самостоятельной имущественной ответственностью. Стоит отметить, что в ряде стран, например, Англии и Франции, нет единого закона, регулирующего деятельность государственных предприятий, государственные предприятия создаются и действуют на основании конкретного закона.
- Казенные предприятия, не обладающие хозяйственной, финансовой и правовой самостоятельностью.
Российские юридические лица, относящиеся к государственному сектору, так же могут быть классифицированы на три указанных выше группы: к первой группе относятся организации с государственным участием, ко второй группе унитарные предприятия, государственные корпорации и государственные компании, к третьей учреждения.
Таким образом, типология российских организаций государственного сектора совпадает с зарубежной и, как отмечалось выше, организационно-правовая форма выбирается исходя из целей и задач.
В заключении хочется еще раз отметить, что изучение особенностей организаций государственного сектора экономики является важным, они представлены во всех отраслях народного хозяйства, основная их деятельность, в первую очередь, связана с развитием экономики и удовлетворением общественных потребностей в целом, что приводит к росту эффективности частного бизнеса, а равно к синергетическому экономическому эффекту. Так же организации с государственным участием в той или иной мере распоряжаются государственным имуществом, что, как отмечалось выше, приводит к наличию устойчивой корреляционной связи между эффективностью управления государственной собственностью и эффективностью деятельности организаций с государственным участием.
Список использованных источников
1. Савченко А.В. Эффективность управления государственной собственностью в рыночной экономике диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.01 - Санкт-Петербург, 2005. - 301с.
2. Кононкова Н.П. Государственный сектор в рыночной экономике: вопросы теории и современной российской практики: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.01 -Москва, 2010. - 325с.