ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
34
В.А. КАЗЮЛИН,
начальник кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
А.В. БЕЦКОВ,
доцент кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,
доктор технических наук (Академия управления МВД России)
Организационно-правовые аспекты взаимодействия территориальных и транспортных органов внутренних дел при обеспечении правопорядка
В статье представлены нормы, регулирующие организацию взаимодействия территориальных и транспортных органов внутренних дел, а также организационные мероприятия по решению указанной задачи.
Территориальные органы внутренних дел; органы внутренних дел на транспорте; обслуживаемая территория; территория, прилегающая к объектам транспорта; акт незаконного воздействия; единство целей; структурная целостность; непротиворечивость интересов; формы взаимодействия.
Взаимодействие — это слаженные взаимосогласованные действия органов и подразделений, предпринимаемые в интересах взаимодействующих сторон с целью решения общих задач. Общей целью территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение правопорядка и общественной безопасности на обслуживаемых территориях [1; 3].
Правовой основой организации взаимодействия является Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», где в ст. 10 «Взаимодействие и сотрудничество» исходя из пяти ее пунктов определена необходимость организации взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [2]. Президент России Указом от 18 апреля 1996 г. «О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью» (в ред. от 25 ноября 2003 г. № 1389) [2] обозначил
необходимость организации эффективного взаимодействия между силами правопорядка и определил следующие основные формы их взаимодействия: координационные совещания, обмен информацией по интересующим вопросам, выезд в территориальные органы для оказания методической помощи (проведение конференций, семинаров и т. д.), совместную законотворческую работу, совместный выпуск тематических бюллетеней, согласование координационных планов и др. В качестве приоритетного направления деятельности по обеспечению национальной безопасности Правительством Российской Федерации реализуется Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (в ред. от 20 декабря 2010 г. № 2341-р) [5], которая представляет совокупность мероприятий, направленных на реализацию задач, обеспечивающих формирование, развертывание, функционирование и развитие комплексной системы обеспечения безопасности [11].
В целях неукоснительного исполнения уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства Российской Федерации, а также оперативного реагирования на сообщения о правонарушениях, преступлениях и чрезвычайных происшествиях, нарушениях законных прав и интересов граждан, организации обмена информацией между дежурными службами Генеральной прокуратуры России, МВД России, ФСБ России, МГО и ЧС России, ФСКН России, СК при Генеральной прокуратуре России 3 апреля 2008 г. был подписан совместный приказ № 54/308/144/163/117/40 «О взаимодействии дежурных служб государственных органов в области обмена оперативной информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, имеющих особую общественную значимость» [8].
МБЫ 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
Внутриведомственная организация взаимодействия деятельности территориальных органов внутренних дел и внутренних дел на транспорте строится на основе приказа МВД России от 10 июля 2008 г. № 598 «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания» [7]. Приказ определил перечень объектов транспорта, находящихся в оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте, и перечень объектов транспорта, ему не подлежащих. В данном приказе обозначена необходимость разработки совместных планов мероприятий по координации и совершенствованию взаимодействия, содержится указание на проведение не реже одного раза в полугодие совместных коллегий, совещаний и рабочих встреч в целях выработки мер предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска лиц, их совершивших; а также ежегодных командно-штабных учений и тактико-специальных занятий для совершенствования взаимодействия при проведении мероприятий по борьбе с преступностью, охране общественного порядка, ликвидации последствий катастроф, аварий, стихийных бедствий и иных кризисных ситуаций.
Рассматривая систему органов внутренних дел как целостную, динамичную, состоящую из взаимосвязанных компонентов и элементов, следует отметить, что для оптимального функционирования нужна согласованность действий ее подразделений в выполнении поставленных задач, что достигается эффективным взаимодействием [6].
Взаимодействие в теории научного управления все чаще рассматривается как одна из основных форм деятельности (трудовой, служебной), а также отношений и связей различных объективно обусловленных видов жизнедеятельности и поддержания их функционирования [9].
Сущность взаимодействия сводится к сотрудничеству, которое раскрывается в совместных, согласованных действиях и взаимопомощи при достижении общих целей и решении соответствующих задач. Результаты совместных усилий будут положительными при условии четкой организации данного процесса.
Организация взаимодействующих субъектов (в данном случае — территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте) предполагает следующее: деятельность на основе правовых форм и методов и во имя закона; сбор и анализ необ-
ходимой информации; определение целей и задач, обязанностей, полномочий субъектов взаимодействия, а также форм их взаимодействия; разработку планов согласованной деятельности; комплексное решение задач по предупреждению правонарушений, успешное их расследование. Таким образом, взаимодействие является не только средством, обеспечивающим выполнение поставленных задач, но и одновременно необходимым условием повышения эффективной работы взаимодействующих субъектов, а также одной из основных форм оперативно-служебной деятельности, которая проявляется через служебные отношения между сотрудниками органов внутренних дел и отношения, связи различных объективно-общественных направлений (задач) системы органов внутренних дел [10].
Взаимодействие компонентов и элементов системы органов внутренних дел в процессе обеспечения правопорядка и общественной безопасности базируется на следующих основных системных положениях.
1. Единство целей (задач) всех элементов системы. Поскольку система органов внутренних дел является многоотраслевой, конкретные цели (обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение преступлений и административных правонарушений) взаимосвязаны и являются составляющими общей цели.
2. Структурная целостность как необходимое условие взаимосвязи компонентов и элементов системы органов внутренних дел. На обусловленность взаимодействия структурой указывают и современные исследователи. Структура управления должна обеспечивать взаимодействие в процессе функционирования смежных подразделений без затруднений, возникающих от несогласованности, и ее элементы должны быть взаимозависимыми и взаимодействующими. Отметим, что любая перемена, будь то образование нового звена или ликвидация имеющегося, изменение его подчиненности или принадлежности, всегда меняет взаимодействие звеньев системы органов внутренних дел.
3. Непротиворечивость интересов (коллективных, индивидуальных, частных, локальных) при выполнении взаимосвязанных между всеми элементами действий.
4. Определение и распределение функций (задач) между отраслевыми службами органов внутренних дел, которое происходит при определении взаимодействия. Иначе, чем предусмотрев меру участия каждой службы в данном процессе управления, взаимодействие служб органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности организовать нельзя.
5. Организация процесса взаимодействия — одна из основных задач для руководителя лю-
I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
36
бого ранга. От этого зависит его способность в процессе управления в определенной мере компенсировать недостатки структуры управления.
6. Совместимость служб органов внутренних дел как важное условие качества взаимодействия. Службы совместимы, если свойства одной из них позволяют реализовывать функции другой и наоборот, т. е. речь идет о кооперации — наиболее распространенном виде содействия. Кооперация есть вид положительного взаимодействия, в результате которого две и более службы извлекают обоюдную пользу. Комплексное использование сил и средств согласно совместно разработанному плану единой дислокации [8] — это путь к эффективному решению поставленных задач по обеспечению правопорядка на обслуживаемых территориях.
Главным условием взаимодействия является своевременное обеспечение всех заинтересованных служб информацией, полученной в процессе служебной деятельности, что способствует совместной выработке и реализации управленческого решения.
Под взаимодействием понимается режим взаимосвязей между элементами системы органов внутренних дел, при котором они согласовано действуют в целях решения общих задач. Это достаточно общее понятие, характеризующее сущность взаимодействия. Более распространенное понятие взаимодействия, которое отражает его содержание, включает согласование по цели, месту и времени прилагаемых усилий и оказание взаимной помощи всех служб и подразделений, нарядов, а также других сил при выполнении ими служебных задач.
Основными формами взаимодействия являются нижеперечисленные:
— разработка и реализация совместных планов и отдельных мероприятий по обеспечению правопорядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
— совместное изучение состояния преступности и правонарушений на обслуживаемой территории и выработка мер борьбы с ними;
— обмен информацией, представляющей взаимный интерес, в частности, для раскрытия и расследования преступлений;
— совместная разработка предложений (рекомендаций) по вопросам укрепления общественного порядка и безопасности, предупреждения, пресечения преступлений и административных правонарушений;
— проведение совместных мероприятий по повышению профессиональной подготовки сотрудников, а также граждан, участвующих в охране порядка, предупреждении и пресечении преступлений и правонарушений.
Успех данной работы несомненно зависит от степени взаимной заинтересованности, моральной готовности к ней, позитивного стимулирования, потенциальных возможностей для действий. В интересах решения обозначенной проблемы возникает острейшая необходимость формирования нового правового поля с учетом реформирования системы МВД России.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
3. О транспортной безопасности: Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ.
4. О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью: Указ Президента России от 18 апреля 1996 г. № 567 (в ред. от 25 ноября 2003 г. № 1389) // СПС Гарант.
5. Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р. URL: http://www.mintrans.ru.
6. Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах: приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 81.
7. Об организации взаимодействия между органами внутренних дел и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания: приказ МВД России от 10 июля 2008 г. № 598.
8. О взаимодействии дежурных служб государственных органов в области обмена оперативной информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, имеющих особую общественную значимость: приказ Генеральной прокуратуры России, МВД России, МЧС России, ФСКН России, СК при прокуратуре России от 3 апреля 2008 г. № 54/308/144/163/117/40.
9. Майдыков А.Ф. Организация взаимодействия в ГРОВД. М., 1977.
10. Дорофеев И.Н. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на железнодорожном транспорте по борьбе с экономическими преступлениями: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
11. Елагин А.Г. Управление деятельностью по обеспечению безопасностью. М., 2010.
E-mail: [email protected] [email protected]