Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНАЦИФИКАЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И УРОКИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНАЦИФИКАЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И УРОКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНАЦИФИКАЦИЯ / ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА / ТРИБУНАЛ / КОНТРОЛЬ / DENAZIFICATION / DEMILITARIZATION / ECONOMY / EDUCATION AND CULTURE / TRIBUNAL / CONTROL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кардаш И.Л.

В статье раскрывается вопрос организации и осуществления мероприятий денацификации в послевоенной Германии. Представлены основные мероприятия по денацификации, показаны отличия в подходах к проведению мероприятий в советской и западной зонах оккупации. Сделаны выводы о мероприятиях по денацификации Украины с учетом исторического опыта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF DENAZIFICATION: HISTORICAL EXPERIENCE AND LESSONS

The article reveals the issue of the organization and implementation of denazi cation measures in post war Germany. The main denazi cation measures are presented, differences in approaches to holding events in the Soviet and Western occupation zones are shown. Conclusions are drawn about the measures for the denazi cation of Ukraine, taking into account historical experience

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНАЦИФИКАЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И УРОКИ»

УДК 323.14

Организационно-правовые аспекты денацификации: исторический опыт и уроки

КАРДАШ ИГОРЬ ЛЕОНИДОВИЧ,

ведущий научный сотрудник (главный научный консультант директора Росгвардии - начальник группы) Главного центра научных исследований Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, доктор военных наук, профессор (e-mail: ikar03@mail.ru).

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается вопрос организации и осуществления мероприятий денацификации в послевоенной Германии. Представлены основные мероприятия по денацификации, показаны отличия в подходах к проведению мероприятий в советской и западной зонах оккупации. Сделаны выводы о мероприятиях по денацификации Украины с учетом исторического опыта.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: денацификация, демилитаризация, экономика, образование и культура, трибунал, контроль.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF DENAZIFICATION: HISTORICAL EXPERIENCE AND LESSONS

KARDASH IGOR LEONIDOVICH,

leading researcher (chief scientific adviser to the Director of Rosgvardiya - head of the group) at the Main Center for Scientific Research of the Russian Guard; Doctor of Military Sciences, Professor (e-mail: ikar03@mail.ru)

ANNOTATION

The article reveals the issue of the organization and implementation of denazification measures in post-war Germany. The main denazification measures are presented, differences in approaches to holding events in the Soviet and Western occupation zones are shown. Conclusions are drawn about the measures for the denazification of Ukraine, taking into account historical experience.

KEYWORDS: denazification, demilitarization, economy, education and culture, tribunal, control.

В качестве главных целей проводимой на территории Украины специальной военной операции определены ее демилитаризация и денацификация. При всей масштабности каждой из поставленных целей денацификация Украины представляется более сложным делом, нежели ее демилитаризация, поскольку незавершенность процесса денацификации означала бы возможность нацистского реванша.

В этой обстановке серьезного внимания заслуживает исторический опыт такой деятельности. Наиболее значимая практика денацификации прямо связана с событиями Великой Отечественной и в целом - Второй

мировой войны. Разгром фашизма на полях сражений, достигнутый благодаря беспримерному подвигу советского народа, позволил выработать и реализовать конкретные меры денацификации Германии.

Под денацификацией гитлеровской Герма -нии и ее сателлитов принято понимать комплекс мер, реализованных после капитуляции Германии в мае 1945 года. Правовые основы данного процесса закладывались в предыдущие годы, еще в ходе войны.

Союзники начали обсуждать послевоенное устройство мира и определять судьбу Герма -нии, начиная с декабря 1943 года (именно тогда

начала работать Европейская консультативная комиссия)1.

Созданию ЕКК предшествовала Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании [1], на которой была принята «Декларация по вопросу о всеоб-щей безопасности». Эту декларацию подписали представители четырех держав, входивших в антигитлеровскую коалицию, - СССР, США, Великобритании и Китая [2]. В свете решений Московской конференции была создана ЕКК для организации совместных действий против Германии.

25 июля 1944 г., с учетом мнений союзников, ЕКК предложила правительствам стран антигитлеровской коалиции следующее решение вопросов послевоенного устройства Европы: раздел Германии на оккупационные зоны, создание Союзнического Контрольного совета2 [3], раздел Берлина на три сектора, а также проект соглашения о капитуляции Германии.

На Ялтинской конференции, проходившей с 4 по 11 февраля 1945 г., решения, разработанные ЕКК, в целом были одобрены. В Крымской декларации была намечена ясная и широкая программа действий по отношению к Германии, включающая ее оккупацию войсками союзных держав, военное и экономическое разоружение, предание суду военных преступников, возмещение убытков за причиненные немцами разрушения, искоренение фашистских организаций, духа фашизма и милитаризма. Здесь же стать полноправным участником ЕКК была приглашена Франция [4]. Контроль над Германией предлагалось осуществлять через СКС, состоящий из представителей СССР, США, Великобритании и Франции [5]. У совета были директораты, а в каждом директорате - комитеты и подкомитеты [6].

Особую роль в послевоенной судьбе Герма -нии и денацификации сыграла Потсдамская конференция, проходившая с 17 июля по 2 августа 1945 г. в пригороде Берлина во дворце Цецилиенхоф. Цели и направления денацификации Германии Потсдамская конференция определила в специальном документе: «Политические и экономические принципы,

которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». Предусмотренные меры включали:

• обеспечение полного разоружения и демилитаризацию Германии, ликвидацию всей германской промышленности, которая могла бы быть использована для военного производства, или контроль над ней;

• убеждение немецкого народа в том, что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, что навлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными;

• уничтожение национал-социалистической партии3, ее филиалов и подконтрольных организаций, роспуск всех нацистских учреждений, обеспечение недопустимости их возрождения в будущем и предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности или пропаганды;

• осуществление подготовки к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе;

• отмена всех нацистских законов, которые создали базис для гитлеровского режима или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений;

• контроль образования в Германии до полного устранения нацистских и милитаристских доктрин.

Кроме того, предлагалось арестовать и предать суду всех, кто участвовал в планировании и осуществлении военных и иных преступлений. Члены нацистской партии, «которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям», должны были удаляться с общественных должностей и ответственных постов на предприятиях. Их планировалось заменить лицами, «которые по своим политическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии».

1 Далее -«ЕКК».

2 Далее -«СКС».

3 Далее -«НСДАП».

После капитуляции Германия была разделена на четыре зоны оккупации: советскую, британскую, французскую и американскую.

Конкретные меры денацификации державы-победительницы отразили в постановлениях СКС в Германии № 1 от 20 сентября 1945 г., № 2 от 10 октября 1945 г. и № 10 от 20 октября 1945 г. Среди них можно выделить основные приоритетные направления:

• очищение государственной службы и промышленности от нацистских служащих (денацификация кадров);

• аресты и интернирование наиболее активных нацистов;

• денацификация экономики;

• денацификация образования и культуры;

• привлечение к уголовной ответственности руководства Третьего рейха (рис. 1).

Рисунок 1 - Приоритетные направления денацификации Германии

Таким образом, процесс денацификации Германии имел под собой прочную легитимную основу.

Вместе с тем реализация мероприятий по денацификации в западных и советской зонах оккупации на практике имела существенные различия.

Не останавливаясь на конкретных действиях союзников по денацификации Германии, необходимо отметить, что политические разногласия между ними наложили свой отпечаток и на этот процесс, что проявилось в ряде моментов, связанных с достижением целей денацификации.

В сфере денацификации кадров:

В американской зоне в рамках очередного этапа денацификации, который начался в марте 1946 года, предполагалась постепенная передача управления страной в руки самих немцев. Соответственно, полномочия по денацификационным проверкам передавалась немецким земельным правительствам.

Немецкие денацификационные органы выносили более мягкие приговоры, причисляли подозреваемых к более низким категориям

виновности, нередко пересматривая уже вынесенные решения американских трибуналов, затягивая рассмотрение дел. Это объяснялось тем, что ответственные за денацификацию немецкие министры, будучи подотчетными земельным парламентам (ландтагам), партиям и избирателям, зависели от общественного мнения, а немецкое общество оказывало все большее сопротивление денацификационным мерам [7].

Также выяснилось, что в трибуналах, созданных в рамках этого же этапа, существует проблема кадров. Это привело к тому, что они зачастую комплектовались бывшими членами нацистской партии: по данным одного из отчетов 1948 г., примерно 60% судей и 76% прокуроров в денацификационных судах Баварии сами в прошлом являлись членами НСДАП.

Для сокращения нагрузок и ускорения работы трибуналов американское командование пошло на смягчение условий денацификации. Уже в 1946 г. были объявлены две амнистии: в августе от денацификации были освобождены молодые люди младше 28 лет,

родившиеся после 1 января 1919 г., а 24 декабря были амнистированы бывшие нацисты с низким доходом и инвалидностью. В обоих случаях под амнистию подпадали лишь те, кто не был отнесен к двум первым категориям виновности и не обвинялся в военных преступлениях. Так называемые «молодежная» и «рождественская» амнистии освободили от денацификации около 2 млн человек.

В сфере арестов и интернирования членов нацистских организаций:

Как и в случае с денацификацией кадров, политика в отношении нацистов, подвергшихся автоматическому аресту и интернированию с момента начала оккупации, постепенно смягчалась в ситуации назревающей «холодной войны». В феврале 1946 г. категории подлежавших обязательному аресту были существенно сокращены. Те, кто по новым правилам не подпадал под автоматический арест, должны были пройти проверку. Те, кто не подозревался в военных преступлениях и не привлекался судом в качестве свидетеля, были освобождены. В октябре 1946 г. все лагеря для интернированных гражданских лиц были переданы в руки немецких властей.

В 1947-1948 гг., в контексте усиливавшегося противостояния с СССР и стремления западных союзников как можно быстрее завершить денацификацию в своих зонах, процесс освобождения интернированных был ускорен: чаще всего они освобождались с учетом отбытых сроков или приговаривались к штрафам.

Так, в конце июля 1948 года в лагерях американской зоны оставались лишь 3542 человека, из которых 1390 отбывали сроки, назначенные трибуналами. А к концу года число интернированных исчислялось лишь несколькими сотнями1.

В сфере денацификации экономики:

Проводимые мероприятия не затронули лиц, живущих на доходы, полученные за период Третьего рейха, беспартийных, которые, тем не менее, были активными сторонниками нацизма. Многие нацисты пытались обойти закон, передавая свои фирмы родственникам, фиктивно устраиваясь простыми рабочими или уходя во временный отпуск. Следует отметить,

что не все нацисты исключались полностью из экономической жизни, а имели возможность работать на более низкой должности.

Осенью 1945 года американские оккупационные власти составили список из 1800 крупнейших промышленников и банкиров, причисленных к военным преступникам, однако в официальной публикации в списке осталось всего 42 человека. В 1946-1948 гг. американские оккупационные власти провели судебные процессы над руководителями фирм «ИГ Фарбениндастри», концернов Круппа и Флика, но спустя несколько месяцев заключения многие из них вновь вернулись к своей работе как «незаменимые специалисты». Так, Альфред Крупп, приговоренный к 12 годам тюрьмы, пробыл в заключении лишь 1,5 года, а Флик из 7 лет только 3 года. К концу января 1946 г. около 260 тыс. чел. были сняты со своих должностей.

В сфере образования и культуры:

Воспитание чувства личной вины не сопровождалось анализом причин возникновения фашизма. Его изображали как «историческую аномалию», как отклонение от «нормального капиталистического развития». Соответственно, основное внимание уделялось внешним атрибутам - недемократичности и террору. В то же время социально-экономическая база возникновения фашизма, в том числе участие крупного капитала, старательно замалчивалась. Под запретом оказались такие темы, как роль зарубежных держав в установлении и укреплении власти А. Гитлера.

Тревожные тенденции фиксировались уже послевоенными опросами. Даже в 1952 году каждый четвертый житель Германии признавался в хорошем отношении к Гитлеру. Почти 40% заявляли, что уничтожение евреев, поляков и других «неарийских» народов диктовалось интересами безопасности Германии. Половина немцев утверждала, что фашизм был хорошей, но плохо воплощенной идеей. В реальности сторонников подобных взглядов было больше, но не каждый решался в них сознаться, пусть даже анонимно. Почти сразу после завершения войны в Западной Германии

1 Для сравнения: в советской зоне интернирование проводилось более тщательно: ему были подвергнуты 150 тыс. человек, из которых 17 тыс. были осуждены советскими военными трибуналами.

появились неонацистские организации. Союзники и новая немецкая администрация не просто «терпели» их, но и откровенно к ним благоволили. Эти группы рассматривались как один из инструментов антикоммунизма.

В целом американская военная администрация почти полностью сняла контроль над денацификацией в конце мая 1948 года (англичане официально завершили программу еще в январе того же года), а немцы обрели практически полную независимость и постарались «свернуть» процесс как можно быстрее. В преддверии первых выборов в Бундестаг, прошедших в западных землях в августе 1949 г. и ознаменовавших образование нового независимого государства - Федеративной Республики Германии1, денацификация в западных зонах оккупации была почти полностью завершена.

В декабре 1950 года, уже после провозглашения ФРГ, Бундестаг принял постановление о завершении денацификации. Многие комментировали это решение как прощение бывших нацистов и угрозу возрождения фашизма.

Большинство как отечественных, так и зарубежных историков в отношении политики денацификации отмечают, что после завершения денацификационного процесса под контролем союзников все быстро вернулось на круги своя. Так, например, уже к 1950 году от 40 до 80% нацистов в различных сферах вернулись на свои посты. И все приговоренные к разным срокам тюремного заключения высокопоставленные чиновники и военные были либо амнистированы, либо освобождены досрочно в период 1949-1951 гг. [7].

В мае 1951 года в ФРГ был принят закон, по которому все чиновники, уволенные со службы в ходе денацификации, могли претендовать на восстановление в должностях, признанные виновными могли подавать ходатайства о пересмотре их дел, чем они успешно пользовались.

Таким образом, проведенная в западных оккупационных зонах денацификация не достигла конечной цели - полного искоренения нацизма, Запад умышленно «амнистировал» бывших нацистов как носителей идеологии «Drang hach Osten» («Поход на Восток»).

В условиях конфронтации с СССР Запад пошел на сохранение нацистской элиты

1 Далее -«ФРГ».

для скорейшего восстановления Западной Германии и ее интеграции в такие структуры, как НАТО. Сегодняшние события по реанимации «холодной войны» Западом на этот раз уже против России лишь подтверждают данный тезис.

Учитывая исторический опыт денацификации и оценивая перспективы денацификации Украины, необходимо исходить из того, что это потребует целой системы мер в социально-экономической, общественно-политической, культурно-образовательной и информационной сферах. В качестве главной цели должно рассматриваться искоренение самих источников распространения нацистской идеологии и практики. Без выполнения этого условия, без глубоких и последовательных преобразований перспективы возрождения нацизма сохранятся.

В этой связи представляется возможным осветить предложения, в которых могут быть отражены уроки для полной ликвидации нацистской идеологии на Украине:

• в социально-экономической сфере - конфискация и национализация собственности владельцев, оказывавших материально-финансовую поддержку нацистским организациям, партиям,воинским формированиям, таким как «Азов», «Айдар», «Торнадо»;

• материально-финансовая, сырьевая поддержка предприятий, ориентированных на развитие экономического взаимодействия с российской промышленностью;

• осуществление полной демилитаризации экономики;

• в общественно-политической сфере -рассмотрение военных преступлений и преступлений, связанных с нарушением прав человека в специально созданном Международном общественном трибунале по Украине;

• отстранение должностных лиц, связанных с неонацистской деятельностью, от занимаемых должностей в государственных, административно-хозяйственных учреждениях, промышленности и т. д.;

• отказ от культа, идеологии и возвеличивания неонацистских движений,организаций и политических партий, избравших своей

идеологией идеи коллаборантов, активно сотрудничавших в годы Второй мировой войны с немецко-фашистскими захватчиками;

• ликвидация и запрет на политическую деятельность в дальнейшем всех организаций и партий, декларировавших нацистские или этнофобские политические инициативы. К таким партиям, например, относятся «Батькивщина» (ю. Тимошенко), «Европейская солидарность» (п. Порошенко и А. Турчинов) и «Слуги народа» (основатель - В. Зеленский);

• усиление информационно-пропагандистской работы с пленными Вооруженных Сил Украины;

• осуществление постоянного контроля над той частью украинцев, которые демонстрируют свое желание внедряться в российские административно-политические структуры на освобожденных территориях Украины;

• привлечение к планированию мер по денацификации украинцев, вынужденных ранее покинуть Украину за свои антинацистские взгляды;

• стимулирование переселения управленческих кадров из Российской Федерации на освобожденную от нацистов территорию Украины;

• комплектование силовых структур на освобожденных территориях кадрами из Российской Федерации как на временной, так и на постоянной основе;

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Англо-советско-американское коммюнике о конференции трех министров в Москве, 2 ноября 1943 г. // Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны: Документы и материалы / отв. ред. Р. Магид. -М., Т. 1., 1944. С. 357-360.

2. Декларация четырех держав по вопросу о всеобщей безопасности, 30 октября 1943 г. // Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны: Документы и материалы / отв. ред. Р. Магид. - М., Т. 1., 1944. С. 360-361.

3. Соглашение меду правительствами СССР, США и Великобритании о контрольном механизме в Германии, принятое европейской

• украинские националисты, принимавшие участие в военных преступлениях, в обязательном порядке должны понести заслуженное наказание;

• поиск всех военных преступников должен быть бессрочным;

• в культурно-образовательной сфере -придание русскому языку конституционного статуса и отмена всех дискриминационных законов, принятых парламентом Украины в последние 8 лет в отношении русского языка и русскоязычного населения;

• изменение системы образования, создание новых образовательных программ, учебников по истории с освещением преступлений украинских нацистов как в годы Великой Отечественной войны, так и в «послемайда-новский» период с 2014 года, а также исключающих формирование националистических, реваншистских установок;

• возрождение исторической памяти о героях и участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

• в информационной сфере - формирование нового информационного поля с объективным освещением произошедших на Украине в последнее десятилетие событий (национализация всех телевизионных каналов и других средств массовой информации).

консультативной комиссией, 14 ноября 1944 г. // Русский архив: Великая Отечественная: Т. 15 (4-5). Битва за Берлин (Красная армия в поверженной Германии). - М., 1995. С. 318.

4. Российский государственный архив социально-политической истории (далее -РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 128. Д. 788. Л. 112.

5. Семиряга М. И. Как мы управляли Герма -нией. М., 1995. С. 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ермолаев В. А. Без гнева и пристрастия: Записки историка. - Саратов, 2009. С. 245.

7. Лезина Е. Денацификация Западной Гер -мании. 70 лет с момента завершения программы. № 3-4 (127) июль-декабрь 2018. Вестник общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.