Научная статья на тему 'Денацификация Западной Германии. 70 лет с момента завершения программы'

Денацификация Западной Германии. 70 лет с момента завершения программы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2528
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Евгения ЛёЗина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Denazification of West Germany. 70 years Since the Programme ́s Completion

The article presents an overview of the denazification measures implemented in the allied-occupied West Germany in the aftermath of WWII. The denazification programme represented a comprehensive attempt to achieve a largescale social change in Germany. It included the elimination of Nazi ideology and symbols from public life, dismantling of the main Nazi institutions – the party, the police, the judiciary and public organizations. The paper particularly focuses on such policies as the removal of former Nazis from state administration, civil service and business enterprises; automatic arrests and internment of the most active Nazis, and the criminal prosecution of the former leaders of the Third Reich. It also discusses the outcomes of the programme and the perception of the denazification policies by the German public opinion. Although transitional justice in post-war Germany became largely symbolized by war crimes trials, of which the International Military Tribunal at Nuremberg is best known, it was a largescale personnel vetting, unique in structure and scale, which became the predecessor of all vetting or lustration measures implemented subsequently in different parts of the world.

Текст научной работы на тему «Денацификация Западной Германии. 70 лет с момента завершения программы»

Дискуссии

Евгения ЛЁЗИНА

Денацификация Западной Германии. 70 лет с момента завершения программы

В 2018 году исполнилось 70 лет одному из самых значимых политических и юридических начинаний ХХ столетия, которое навсегда изменило и международную политику, и юриспруденцию: программе денацификации, проводившейся союзниками по антигитлеровской коалиции в последние месяцы войны и в первые годы после ее окончания.

Эта программа стала первым значительным опытом демократизации бывшей диктатуры. Она включала устранение нацистской идеологии и символики из общественной жизни, демонтаж основных нацистских институтов — партии, полиции, судебных органов, общественных организаций, привлечение к уголовной ответственности бывших руководителей Третьего рейха, а также удаление из госадминистрации, гражданской службы, экономических структур бывших нацистских лидеров, активистов и пособников.

Так случилось, что конкретные меры программы денацификации не слишком хорошо известны в России. Как правило, она ассоциируется с судебными разбирательствами в рамках Нюрнбергского процесса. Хотя Международный военный трибунал в Нюрнберге действительно стал главным символом переходного правосудия в послевоенной Германии, именно массовая программа денацификации кадров, уникальная по структуре и масштабу, стала предшественницей всех подобных мер, реализованных впоследствии в разных частях мира.

Начало демократической послевоенной трансформации Западной Германии было положено союзниками по антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Именно союзники сформулировали в августе 1945 года в Потсдамском соглашении и реализовали впоследствии принципы, вошедшие в историю как политика четырех «Д»: демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация.

Ниже приводится обзор основных денаци-фикационных мер, осуществленных в западных оккупационных зонах. Среди них можно выделить три приоритетных направления: очищение государственной службы и бизнеса от нацистских служащих, автоматические аресты и интернирование наиболее активных нацистов, а также привлечение к уголовной ответственности руководства Третьего рейха.

Оговоримся, что, хотя приблизительно те же механизмы были реализованы и в советской оккупационной зоне, анализ советской денацификационной программы останется за рамками данного исследования (за исключением тех моментов, где принятые в советской зоне меры прямо пересекались с решениями западных союзников и где возможны сравнительные данные). Прежде всего это связано с тем, что цели, которые ставились советской администрацией на подконтрольной ей территории, в основном отличались от целей, которые ставились союзниками в западных зонах. Демонтаж прежней системы в первую очередь должен был способствовать советиза-

ции восточной части Германии, максимально быстрой и всеобъемлющей перестройке всех сфер общественной жизни в ней по советскому образцу1.

Поскольку главная инициатива в разработке денацификационных мер принадлежала американцам, мы подробнее остановимся на рассмотрении механизмов, выработанных именно американской стороной и применявшихся с некоторыми вариациями также в британской и французской зонах2.

Еще в 1942 году Управление стратегических служб США (УСС)3 привлекло к подготовке мер по денацификации немецких ученых, вынужденных эмигрировать из Третьего рейха после прихода нацистов к власти. В Центрально-европейской секции УСС, в частности, работали выходцы из знаменитой Франкфуртской школы4: политолог, социолог и юрист Франц Нойманн, автор опубликованного в 1942 году фундаментального исследования о Третьем рейхе «Бегемот: структура и практика национал-социализма», политолог Отто Кирх-хаймер и философ Герберт Маркузе. Именно эти немецкие интеллектуалы-эмигранты создали широкомасштабную программу демократизации Германии. В частности, группа Нойманна — Маркузе составила скрупулезные «черные списки» активных нацистов, которых предстояло отстранить от руководящих постов после капитуляции нацистского рейха, а также «белые» списки возможных замен, включавших тех лиц, чей «характер, профессиональная репутация, опыт и политическая надежность делали их особенно подходящими для замещения ответственных должностей»5. Кроме того, были подготовлены списки из 220—250 тысяч должностей, обладатели которых подлежали автоматическому аресту и последующему интернированию в целях обеспечения общественной безопасности6.

1 Подробнее о советизации Восточной Германии и других стран Центральной и Восточной Европы см.: Петров Н.В. По сценарию Сталина. Роль органов НКВД — МГБ СССР в советизации стран Центральной и Восточной Европы. М.: РОССПЭН, 2011. С. 16-162.

2 Политике денацификации посвящена обширная литература. В частности, книга историка Перри Биддискомба подробно рассматривает денацификацию во всех четырех оккупационных зонах. См.: Biddiscombe P. The Denazification of Germany 1945-48. The History Press Ltd., 2006.

3 УСС было создано в 1942 году, а в 1945-м оно было преобразовано в Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США.

4 Имеется в виду действовавший при Франкфуртском университете Институт социальных исследований (Institut für Sozialforschung), почти в полном составе эмигрировавший в США после 1933 года.

5 Цит. по: Biddiscombe P. Op. cit. P. 23-24.

6 Op. cit.

Помимо очищения государственной администрации, политической сферы, судебной системы, системы образования, армии, полиции и других структур от активных сторонников нацизма программа денацификации, по замыслу ее разработчиков, должна была подорвать экономическую базу нацистского режима: от руководства стратегическими предприятиями устранялись те, кто содействовал его укреплению и поддержанию. Как объяснял Герберт Маркузе, «для того, чтобы денацификация была эффективной, должно произойти нечто большее, чем чистка персонала и отмена нацистского законодательства <...> — должен был быть нанесен удар в корень немецкого фашизма через искоренение экономических основ антидемократической политики немецкой крупной промышленности»7. В результате сотрудниками Центрально-европейской секции УСС были подготовлены списки из 1800 руководителей бизнеса и промышленности, которых тоже предстояло арестовать и привлечь к уголовной ответственности за их соучастие в преступлениях Третьего рейха. Выработанные экспертами УСС меры легли в основу нормативных документов — законодательных актов, директив и инструкций, — изданных и реализованных впоследствии американским военным командованием8.

Ликвидация нацистских структур и удаление нацистов и милитаристов с государственных должностей и ответственных постов в наиболее важных частных предприятиях

Отстранение бывших членов национал-социалистической партии (НСДАП) и ее аффилированных структур с официальных государственных постов и влиятельных должностей в коммерческих структурах было призвано способствовать изменению немецкого общества и препятствовать возрождению нацистской идеологии и институтов в будущем.

Американцы приступили к денацификации, как только их войска заняли первые населенные пункты на территории Германии осенью 1944 года. Специально созданные для этой цели подразделения начали проверки местных чиновников и госслужащих на предмет их причастности к нацистским структурам. Проверки проводились с помощью объемных анкет (Fragebogen),

7 Op. cit.

8 Подробнее об участии УСС в подготовке денацификации см.: Laudani R. (ed.) Secret Reports on Nazi Germany: The Frankfurt School Contribution to the War Effort. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2013.

также разработанных Центрально-европейской секцией УСС и состоявших из 131 вопроса, касавшегося трудовой деятельности, партийной аффилиации, политической активности, членства в организациях и других биографических аспектов. Представленная в анкетах информация впоследствии перепроверялась с помощью архивных, контрразведывательных и иных доступных данных. На основе этих сведений сотрудники спецподразделений принимали решения о санкциях в отношении должностных лиц, относя их к одной из пяти категорий: 1) обязательное удаление; 2) дискреционное удаление, неблагоприятные рекомендации; 3) дискреционное удаление, отсутствие неблагоприятных рекомендаций; 4) отсутствие доказательств нацистской деятельности; 5) наличие доказательств антинацистской деятельности1.

Секретная директива 1067, изданная Объединенным комитетом начальников штабов (Joint Chiefs of Staff, JCS) вооруженных сил США в апреле 1945 года, уточняла правила санкций. Согласно директиве, удалению и исключению «с государственных должностей и с позиций особой значимости в полуобщественных и частных предприятиях, таких как: 1) гражданские, экономические и трудовые организации; 2) корпорации и другие организации, в которых правительство или его подразделения имеют большой финансовый интерес; 3) промышленность, торговля, сельское хозяйство и финансы; 4) образование; 5) пресса, издательства и другие агентства, распространяющие новости и пропаганду», подлежали «все члены нацистской партии, являвшиеся более чем номинальными участниками своей деятельности, все активные сторонники нацизма или милитаризма и все другие лица, враждебные союзным целям» (§6 (с))2.

Критерии выявления активных партийцев и сторонников нацизма, подлежавших обязательному отстранению от работы, были определены в директиве 1067 следующим образом: «Лица должны рассматриваться в качестве более чем номинальных участников в деятельности партии, а также в качестве активных сторонников нацизма или милитаризма в тех случаях, если они: 1) занимали должности или были иным образом активны в партии и в ее подчиненных организациях или же в организациях, поддерживающих принципы милитаризма, на любом

1 OMGUS, Denazification (Cumulative Review), Report of the Military Governor, 1 April 1947 — 30 April 1948. No. 34. 1948. P. 3.

2 Joint Chiefs of Staff Directive to Commander in Chief of United States Forces of Occupation Regarding the Military Government of Germany (JCS 1067/6), 26 April 1945. URL. <https://usa.usembassy.de/etexts/ga3-450426.pdf>

уровне от местного до национального; 2) санкционировали или участвовали в любых нацистских преступлениях, расовых преследованиях или дискриминации; 3) были убежденными последователями нацизма или расового и милитаристского учения или 4) добровольно оказывали существенную моральную или материальную поддержку либо политическую помощь любого рода нацистской партии или нацистским должностным лицам и лидерам»3.

В дополнение к этому изданное в декабре 1944 года «Руководство для военной администрации в Германии» содержало списки нацистских политических организаций, подлежавших ликвидации (в них содержалось 27 наименований структурных подразделений партийного аппарата, 5 типов региональных и местных отделений партии, 26 наименований профессиональных, политических и других партийных организаций, а также 8 пара-милитаристских и полицейских организаций). Кроме того, «Руководство» содержало списки чиновников и государственных служащих, подлежащих увольнению или временному отстранению от должности; списки позиций в нацистских партийных организациях и структурах и отношениях к партии, которые должны были служить основанием для дисквалификации, а также квазиправительственных позиций, с которых должны были быть удалены главные должностные лица4.

Упомянутая выше директива JCS 1067 также ставила перед военным губернатором американской оккупационной зоны задачу уничтожить нацистские институты и очистить общественные структуры от нацистской идеологии. В первую очередь ликвидировалась «нацистская партия, ее формирования, аффилированные ассоциации и контролируемые организации, а также все нацистские общественные институты, которые были созданы в качестве инструментов господства партии» и запрещалось их возрождение в любой форме (§6 (а)). Отменялись «законы, направленные на установление политической структуры национал-социализма и основы гитлеровского режима и все законы, указы и постановления, вводившие дискриминацию по признаку расы, национальности, вероисповедания или политических убеждений» (§6 (б)).

Также распускались все структуры вооруженной организации нацистской партии (СС)

3 Op. cit.

4 Handbook for Military Government in Germany Prior to Defeat or Surrender. Supreme Headquarters, Allied Expeditionary Force, Office of the Chief of Staff, December 1944. P. 275, 278, 281-289.

и тайной политической полиции (гестапо), вооруженные силы (вермахт) и парамилитарист-ские формирования (СА и др.) (§12). Уголовная полиция и полиция общественной безопасности переходили под контроль военного командования и могли возобновить работу лишь после того, как оттуда увольнялись все нацистские кадры. Закрывались также и все чрезвычайные суды, включая народные (Volksgerichtsshof) и специальные (Sondergerichte), действовавшие в Третьем рейхе. Кроме того, временному закрытию подлежали уголовные, гражданские и административные суды: они могли возобновить работу под жестким контролем военной администрации только после проверки персонала и их «очищения от любых нацистских проявлений» (§11). На таких же условиях, то есть после тщательной денацификации преподавательского состава, могли возобновить работу учреждения начального, среднего и высшего образования. При этом в них запрещалось использовать учебные пособия и программы, основанные на нацистском и милитаристском учениях. Американское оккупационное правительство объявило о намерении создать скоординированную систему контроля над немецким образованием и разработать программу переориентации «для ликвидации нацистских и милитаристских доктрин и поощрения развития демократических идей» (§14).

В сентябре 1945 года в американской зоне был введен дополнительный законодательный запрет нанимать бывших членов нацистской партии или ее дочерних организаций, включая СС, СА, гитлерюгенд и проч., на любые руководящие должности в коммерческих структурах1.

Стоит отметить, что американцы не только опережали союзников по коалиции в реализации денацификационных мер, но и постоянно настаивали на унификации политики во всех четырех оккупационных зонах2. Со временем программа денацификации, разработанная американцами, стала общей политикой союзников. Практически дословно цитируя директиву JCS 1067, решение Потсдамской конференции от 1 августа 1945 года провозглашало: «Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее

1 Military Government-Germany, United States Zone, Law No. 8 "Prohibition of Employment of Members of Nazi Party in Positions in Business Other than Ordinary Labor and for Other Purposes" and Regulation No. 1 under the Law, 26 September 1945. In: OMGUS, Denazification (Cumulative Review), Report of the Military Governor, 1 April 1947 — 30 April 1948. No. 34. 1948. P. 49-52.

2 Plischke E. Denazification Law and Procedure // The American Journal of International Law, Vol. 41. No. 4. October 1947. P. 809.

деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим политическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии»3.

5 июня 1945 года был создан Контрольный совет в Германии (также известный как Союзный контрольный совет, или СКС) — совместный орган четырех союзников в составе главнокомандующих оккупационными войсками СССР, США, Великобритании и Франции. Контрольным советом были изданы директивы и законы, призванные искоренить нацистские проявления в общественной жизни Германии, во многом аналогичные принятым ранее в американской зоне. Так, закон № 1 СКС от 20 сентября об отмене нацистского законодательства и закон № 2 СКС о роспуске и ликвидации НСДАП и ее дочерних организаций от 10 октября фактически воспроизводили ранее принятые военным командованием США законы № 1 и № 54. А директива № 24 СКС «Об устранении нацистов и других лиц, враждебных союзным целям» — апрельскую директиву JCS 1067, а также изданную в июле 1945 года директиву «Устранение и исключение нацистов и милитаристов»5. Директива № 24 СКС уста-

3 Цит. по: Протокол Берлинской конференции трех держав, 1 августа 1945 г. Опубл. в: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов. В 6 т. Т. VI. М.: Изд-во политической литературы, 1984. С. 431.

4 The Control Council Law No. 1 "Repealing of Nazi Laws", 20 September 1945. In: Enactments and Approved Papers of the Control Council and Coordinating Committee. Allied Control Authority, Germany (1945-1948). Legal Division of the Office of the U.S. Military Government for Germany, 1945. Vol. I. P. 101-104. The Control Council Law No. 2 "Providing for the Termination and Liquidation of the Nazi Organizations", 10 October 1945. In: Ibid. Vol. II. P. 131-132. Cf. Military Government Law No. 1 "Abrogation of Nazi Laws." In: Military Government-Germany, Supreme Commanders Area of Control. Proclamation, Laws, Orders, Ordinances and Notices. Directives and Instructions to German Police. Reproduced by Ninth US Army, 7 Novermber 1944. P. 7-9. Military Government Law No. 5 "Dissolution of Nazi Party." In: Ibid. P. 15-17.

5 Директива USFET от 7 июля 1945 года, определяя степень виновности членов нацистской партии, установила дату вступления в НСДАП с 1 мая 1937 года, чтобы разделить активных нацистов, удаление или исключение которых было обязательным, от номинальных нацистов, удаление или отстранение которых от работы являлось дискреционным (§2 (b)). В прежних инструкциях для тех же целей использовалась дата вступления в НСДАП до или после января 1933 года, то есть до или после прихода нацистов к власти. USFET Directive, Removal of Nazis and Militarists, 7 July 1945. In: OMGUS, Denazification (Cumulative Review). Report of the Military Governor. 1 April 1947 — 30 April 1948. No. 34. 1948. P. 23-37.

навливала единую политику денацификации во всех четырех оккупационных зонах1.

По разным оценкам, специальным подразделениям американской военной администрации удалось рассмотреть в 1945—1946 годах чуть более 1,6 млн анкет и отстранить от должности или не допустить к ответственной работе около 375 тысяч человек, что означало удаление с государственной службы около 40% персонала2. В британской зоне к лету 1946-го были рассмотрены 870 тысяч анкет, и около 200 тысяч человек были либо не допущены к ответственной работе, либо столкнулись с ограничениями различного характера. Еще приблизительно 195 тысяч человек подверглись различным штрафам и ограничениям во французской зоне. Больше всего уволенных или не допущенных к работе оказалось в советской зоне: в марте 1947 года таковых насчитывалось уже 390 тысяч человек3.

С марта 1946 года в американской зоне начался второй этап денацификации. Американская политика предполагала постепенную передачу управления страной в руки самих немцев. Соответственно полномочия по денацифи-кационным проверкам передавалась немецким земельным правительствам. 5 марта 1946 года был принят разработанный министерствами юстиции входивших в американскую зону земель Бавария, Гессен и Баден-Вюртемберг закон «Об освобождении от национал-социализма и милитаризма» (закон № 104), принципы которого в октябре того же года были распространены директивой СКС № 38 и на другие зоны оккупации4.

На основании закона № 104 в каждой земле (Land) были созданы министерства политического освобождения, а в каждом городе и округе (Kreis) — судебные трибуналы (Spruchkammer) и апелляционные трибуналы для пересмотра решений. Судебные трибуналы состояли как минимум из трех членов — пред-

1 Control Council Directive No. 24 "Removal from Office and from Positions of Responsibility of Nazis and of Persons Hostile to Allied Purposes" of 12 January 1946. In: Enactments and Approved Papers of the Control Council and Coordinating Committee. Allied Control Authority, Germany (1945-1948). Legal Division of the Office of the U.S. Military Government for Germany, 1945. Vol. II. P. 46-16.

2 "Now It's Up to the Germans". U.S. Office of Military Government for Germany, Weekly Information Bulletin No. 49. July 8. 1946. P. 13.

3 Biddiscombe P. Op. cit. P. 114, 172, 143.

4 Law for Liberation from National Socialism and Militarism, (German legislation), 5 March 1946. In: OMGUS, Denazification (Cumulative Review), Report of the Military Governor, 1 April 1947 — 30 April 1948. No. 34,

1948. P. 52-98. Allied Control Authority Control Council Directive No. 38

The Arrest and Punishment of War Criminals, Nazis and Militarists and the Internment, Control and Surveillance or Potentially Dangerous Germans, 12 October 1946. In: Ibid. P. 114-137.

седателя и не менее двух консультантов не моложе 30 лет. Также при трибунале работал прокурор, который отвечал за прием и изучение регистрационных форм, заявлений, разоблачительных сведений и другой информации, касавшейся ответственных персон, проводил расследования и выступал в трибунале в качестве обвинителя (ст. 33). Все члены трибунала назначались на должности министром политического освобождения, на которого была возложена основная ответственность за реализацию закона (ст. 24, 25, 26). В законе уточнялось, что министры, как и все причастные к денацификации чиновники, должны «быть известны как оппоненты нацизма и милитаризма, отличаться безукоризненностью, честностью и справедливостью» (ст. 28).

По новым правилам каждый немец, достигший 18-летнего возраста, должен был зарегистрироваться, заполнить подробную биографическую анкету (Meldebogen) и пройти через процедуру проверки. Судебные трибуналы принимали решения о причислении зарегистрировавшихся к одной из пяти категорий, каждая из которых подробно описывалась в законе: 1) главные виновные (Hauptschuldige); 2) виновные (активисты, милитаристы, извлекатели выгоды) (Belastete); 3) незначительно виновные (Minderbelastete); 4) попутчики (Mitläufer) и 5) невиновные (Entlastete), и о присуждении наказаний5. Всего было создано 545 судебных трибуналов по денацификации со штатом 22 тысячи человек. Приблизительно за два года, к концу мая 1948 года, в американской зоне, где проживало чуть более 17 млн человек, зарегистрировалось около 13,2—13,4 млн немцев. Из них около 3,3—3,6 млн человек (или около 27%) так или иначе подпадали под действие закона, то есть состояли ранее членами НСДАП или ее аффилированных организаций и соответственно должны были предстать перед судебными трибуналами6.

Однако вскоре обнаружилось, что подход немецких судебных трибуналов к денацификации существенно отличался от американского. Немецкие денацификационные органы вы-

5 Подробный разбор критериев определения виновности и предусмотренных наказаний см. в: Кун Г. Возвращение из преисподней: денацификация послевоенной Германии // Историк и художник. № 12. 2007. [Электронный ресурс.] <http://polit.ru/article/2007/07/04/kun/>

6 Romeike S. Transitional Justice in Germany after 1945 and after 1990 // International Nuremberg Principles Academy, Occasional Paper No. 1. 2016. P. 24. Denazification Summary. Excerpt of OMGUS Report, prepared by the Civil Administration Division covering 18-month period // Information Bulletin, magazine of U.S. Military Government in Germany, No. 169. September 6. 1949. P. 28.

носили более мягкие приговоры, причисляли подозреваемых к более низким категориям виновности, нередко пересматривая уже вынесенные решения американских трибуналов, затягивая рассмотрение дел и проч. Как объяснял исследователь денацификации Уильям Гриффит, ответственные за денацификацию немецкие министры, будучи подотчетны земельным парламентам (ландтагам), партиям и избирателям, зависели от общественного мнения, а немецкое общество оказывало все большее сопротивление денацификационным мерам1.

Неэффективность работы трибуналов и частая несправедливость выносимых приговоров (слишком мягкие для главных нацистов и слишком суровые для номинальных) дискредитировали весь процесс в глазах тех немцев, которые изначально были сторонниками денацификации. Как уточняет историк, автор книги «Денацификация Германии 1945—48» Перри Биддискомб, поддержка принимавшихся мер начала сокращаться, «как только стало ясно, что денацификация реализуется непоследовательно и что отдельные нацисты могут сохранять или заново получать свои посты»2. В результате доля жителей американской зоны, довольных денацификацией, сократилась с 57% в начале 1946 года до 32% в 1947-м, а к 1949-му упала до 17%3. Даже те, кто изначально был уверен в необходимости очищения общества от нацистских кадров, со временем проникались все большим скепсисом в отношении проводившейся политики.

Тому были реальные основания. Процесс денацификации в руках немецких исполнителей постепенно превращался в фарс. И дело не только в колоссальной перегруженности трибуналов, буквально заваленных десятками тысяч анкет, но и в атмосфере неприятия, интриг и давления, которая формировалась вокруг дена-цификационных органов и персонала.

Сильнее других были заинтересованы в затягивании судебных разбирательств крупные нацисты, стремившиеся избежать наказания. Лица, причисленные к двум первым категориям виновности, могли быть отнесены к более низкой категории на основании представляемых ими доказательств (ст. 34, 39 закона № 104). Поэтому «скоро трибуналы наводнило огромное количество всевозможных сертификатов, оправдательных бумаг, рекомендатель-

1 Griffith W.E. The Denazification in the United States Zone of Germany // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 267. January 1950. P. 71.

2 Biddiscombe P. Op. cit. P. 191, 193.

3 Ibid.

ных писем о том, что обвиняемый вел образ жизни истинного христианина и не был активным нацистом»4. Эти «обеляющие» нацистов свидетельства стали известны как «персил-удо-стоверения» (Persilscheine), по названию популярного моющего средства. Возникала ситуация круговой поруки, когда местные жители оказывали друг другу услуги в денацификаци-онных судах, выступая там в качестве свидетелей «добропорядочности» и «благонадежности» соседей, родственников и сослуживцев. Процветал черный рынок, где наиболее богатые и влиятельные могли приобрести справки, помогавшие «очиститься» и попасть в категорию номинальных нацистов. Критикуя реализацию программы, исследователь денацификации в Баварии Лутц Нитцхаммер назвал ее «фабрикой по производству попутчиков» (Mitläuferfabriky.

Мелкие же нацисты стремились как можно быстрее реабилитироваться и вернуться к работе (закон накладывал ограничения на трудоустройство до вынесения приговора). В результате трибуналы оказались перегруженными разбирательствами по делам рядовых членов партии, в то время как наиболее высокопоставленным партийцам и чиновникам нередко удавалось замести следы и избежать ответственности.

В трибуналах существовала также проблема кадров. В ранней статье о денацификации Элмер Плишке приводил высказывание министра политического освобождения одной из земель: тот сетовал, что должен назначить «10 тысяч политически надежных и опытных немецких судей», но «понятия не имеет, где найти даже малую долю от этого числа»6. В результате трибуналы зачастую комплектовались бывшими членами нацистской партии: по данным одного из отчетов 1948 года, примерно 60% судей и 76% прокуроров в денацификационных судах Баварии сами в прошлом являлись членами НСДАП7.

Для сокращения нагрузок и ускорения работы трибуналов американскому командованию пришлось пойти на смягчение условий денацификации. Уже в 1946 году были объявлены две амнистии: в августе от денацификации были освобождены молодые люди младше 28 лет, родившиеся после 1 января 1919 года, а 24

4 Niethammer L. Die Mitläuferfabrik. Die Entnazifizierung am Beispiel Bayerns. 2. Auflage, Bonn, 1982.

5 Жаронкина Е.А. Политика американских оккупационных властей по денацификации и демократизации Западной Германии (1945-1949). Дисс. ... канд. ист. наук. Томск, 2009. С. 119.

6 PlischkeE. Denazifying the Reich // Review of Politics. Vol. 9. No. 2. April 1947. P. 170.

7 Herz J.H. The Fiasco of Denazification in Germany // Political Science Quarterly. Vol. LXIII. No. 4. 1948. P. 591.

декабря были амнистированы бывшие нацисты с низким доходом и инвалидностью. В обоих случаях под амнистию подпадали лишь те, кто не был отнесен к двум первым категориям виновности и не обвинялся в военных преступлениях. Так называемые молодежная и рождественская амнистии освободили от денацификации около 2 млн человек1.

Всего к июню 1948 года были амнистированы около 2,4 млн немцев, а перед трибуналами предстали около 950 тысяч человек2. Из них главными виновными были признаны лишь 1635 человек, виновными — 21 965, незначительно виновными — 106 200, попутчиками — 483 598, остальные же, приблизительно 333 тысячи, были либо признаны невиновными, либо производство по их делам по разным причинам было прекращено. К различным срокам заключения были приговорены лишь 9600 человек, большинство отделались штрафами3. Еще более мягкими оказались результаты проверок во французской зоне: рассмотрев 670 тысяч дел, судебные трибуналы отнесли только 13 человек в первую категорию, 936 — во вторую, 16 826 (2,5%) — в третью, 298 789 (15%) — в четвертую, а 52% дел были просто прекращены4.

Между тем усиливалось противостояние между западными странами и Советским Союзом. В ответ на решение включить Западный Берлин в сферу действия «плана Маршалла» СССР устроил транспортную блокаду, длившуюся с июня 1948-го по май 1949-го. На этом фоне программа денацификация постепенно сворачивалась. В письме американского военного правительства земельным военным губернаторам от 27 марта 1948 года говорилось о необходимости ускорить завершение дена-цификационных судов в американской зоне, поскольку «с точки зрения целей военного правительства в Германии важно, чтобы эта программа была окончена быстро»5. Согласно прилагаемым к письму вторым за полгода по-

1 PlischkeE. Denazification Law and Procedure // The American Journal of International Law Vol. 41 No. 4 October 1947. P. 826.

2 Denazification Summary. Excerpt of OMGUS Report, prepared by the Civil Administration Division covering 18-month period // Information Bulletin, magazine of U. S. Military Government in Germany, No. 169. September 6. 1949. P. 28.

3 CohenD. Transitional Justice in Divided Germany after 1945. In: Elster J. Retribution and Reparation in the Transition to Democracy. New York: Cambridge University Press, 2006. P. 75. Biddiscombe P. Op. cit. P. 61.

4 Cohen D. Op cit. P. 80.

5 OMGUS Letter to the Land Military Governors, U.S. Zone, Subject: Expediting Completion of Denazification Trials In the U.S. Zone, 27 March

1948 In: OMGUS, Denazification (Cumulative Review), Report of the Military Governor, 1 April 1947 — 30 April 1948. No. 34. 1948. P. 150-163.

правкам к закону о денацификации (первые были приняты в октябре 1947-го) те лица, кто не классифицировались как главные виновные, но состояли ранее членами преступных организаций, могли теперь быть отнесены к категории попутчиков, а затем амнистированы или оштрафованы. С попутчиков также были сняты ограничения по трудоустройству в период ожидания решений трибуналов6.

В конце мая 1948 года американская военная администрация почти полностью сняла контроль над денацификацией (англичане официально завершили программу еще в январе того же года), а немцы обрели практически полную независимость и постарались свернуть процесс как можно быстрее. В преддверии первых выборов в Бундестаг, прошедших в западных землях в августе 1949-го и ознаменовавших образование нового независимого государства — Федеративной Республики Германия (ФРГ), денацификация кадров была почти полностью завершена.

Аресты и интернирование членов нацистских организаций. Судебные процессы над военными преступниками. Международный военный трибунал и последующие Нюрнбергские процессы

Параллельно с очищением от нацистских кадров проводились аресты десятков тысяч фактических или предполагаемых военных преступников, а также тех, кто представлял, по мнению военной администрации, возможные угрозы безопасности в период оккупации. Директива JCS 1067 определяла, что обязательному «автоматическому аресту» (Automatischer Arrest) подлежали, в частности: 1) должностные лица нацистской партии НСДАП и ее формирований, аффилированных ассоциаций и контролируемых организаций, начиная с уровня лидеров местных групп (Ortsgruppenleiter) и должностных лиц эквивалентного ранга; 2) все сотрудники политической полиции, включая гестапо и Службу безопасности СС; 3) офицерский и младший офицерский состав Ваф-фен СС и все члены подразделений СС; 4) все офицеры Генерального штаба; 5) офицеры полиции, имеющие звания выше лейтенанта или занимающие соответствующие этим званиям посты; 6) кадровые офицеры СА; 7) ведущие должностные лица всех министерств и другие высокопоставленные чиновники, начиная с уровня глав городских и сельских администраций (Bürgermeister), и должностные лица эквивалентного ранга, а также лица, которые

6 Herz J.H. Op. cit. P. 576. Biddiscombe P. Op. cit. P. 80.

занимали аналогичные должности, будь то гражданские или военные, в администрации стран, оккупированных Германией; 8) нацисты и нацистские сторонники, занимающие важные и ключевые позиции: а) в национальных и региональных гражданских и экономических организациях; б) в корпорациях и других организациях, в которых правительство имело крупные финансовые интересы; в) в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и финансах; г) в образовании; д) в судебной системе; е) в прессе, издательствах и других агентствах, распространяющих новости и пропаганду1; 9) все судьи, прокуроры и должностные лица Народного суда (Volksgerichtshof), специальных судов (Sondergerichte) и других чрезвычайных судов, созданных нацистским режимом; 10) любой гражданин любой из стран Объединенных наций или связанных государств, предположительно совершивший преступления против своего национального законодательства в поддержку немецких военных усилий; 11) любое другое лицо, чье имя или должность указаны в списках, представленных Объединенным комитетом начальников штабов, или о котором поступит отдельное уведомление»2.

Это был неполный список: директивой 1067 военный губернатор наделялся правом «арестовывать и удерживать под стражей до судебного разбирательства со стороны соответствующего квазисудебного органа», который должен был быть создан им же, «всех лиц, которые могли поставить под угрозу выполнение целей военного командования» (§8).

В «Руководстве для военной администрации в Германии» 1944 года содержались списки должностных лиц нацистской партии, правительства, полиции и парамилитаристских структур, подлежавших интернированию с приблизительными оценками их численности. Наиболее массовыми категориями, подлежавшими интернированию согласно этому документу, были: весь персонал гестапо и СД (по 15 тысяч человек); все офицеры СС (8 тысяч); все офицеры Ваффен СС (60 тысяч); офицеры СА выше ранга штурмбаннфюрера (30 тысяч);

1 В пункте 8 содержалось следующее уточнение: «Как правило, в отсутствие доказательств обратного, можно исходить из того, что лица, занимающие подобные должности, являются нацистами или нацистскими сторонниками».

2 Joint Chiefs of Staff Directive to Commander in Chief of United States Forces of Occupation Regarding the Military Government of Germany (JCS 1067/6). 26 April 1945. In: OMGUS, Denazification (Cumulative Review), Report of the Military Governor, 1 April 1947 — 30 April 1948. No. 34. 1948. P. 15-16.

офицеры гитлерюгенда выше ранга штаммфю-рера (20 тысяч); члены Национал-социалистического механизированного корпуса (НСМК) в ранге штаффельфюрера и выше (10 тысяч); офицеры Национал-социалистического авиакорпуса (НСФК) в ранге штурмбаннфюрера и выше (5 тысяч); все члены партии в ранге бе-райхсляйтера и выше (30 тысяч); руководители немецкой военной и гражданской администрации в оккупированных странах и территориях (3 тысяч) и др.3

По разным оценкам, в западных зонах оккупации были таким образом арестованы от 200 до 250 тысяч человек (примечательно, что эти цифры совпадали с предложениями группы Нойманна — Маркузе из УСС), из них 100 тысяч арестов были произведены в американской зоне и около 90 тысяч — в английской4.

Как и в случае с денацификацией нацистских кадров, политика в отношении нацистов, подвергшихся автоматическому аресту и интернированию с момента начала оккупации, постепенно смягчалась в ситуации назревающей холодной войны. В феврале 1946 года категории подлежавших обязательному аресту были существенно сокращены. Те, кто по новым правилам не подпадал под автоматический арест, должны были пройти проверку. Те, кто не подозревался в военных преступлениях и не привлекался судом в качестве свидетеля, были освобождены. В октябре 1946 года все лагеря для интернированных гражданских лиц были переданы в руки немецких властей, которые могли судить на основании закона № 104. На начальном этапе, как следует из отчетов военного губернатора, дело продвигалось очень медленно: до конца марта 1947 года немецкими трибуналами были вынесены приговоры лишь в отношении 262 интернированных из 50 747 остававшихся под стражей (включая 26 212 бывших офицеров СС, 17 471 члена нацистской верхушки, 1430 гестаповцев, 740 членов СД и 4894 представителей других категорий)5. В 1947—1948 годах, в контексте усиливавшегося противостояния с СССР и стремления западных союзников как можно быстрее завершить денацификацию в своих зонах, процесс освобождения интернированных был ускорен: чаще всего они освобождались с учетом отбы-

3 Handbook for Military Government in Germany prior to defeat or surrender. Supreme Headquarters, Allied Expeditionary Force, Office of the Chief of Staff, December 1944. P. 286-288.

4 Romeike S. Op. cit. P. 22-25. Cohen D. Op. cit. P. 59-88.

5 OMGUS, Denazification (Cumulative Review). Report of the Military Governor. 1 April 1947 — 30 April 1948. No. 34. 1948. P. 6-7.

тых сроков или приговаривались к штрафам. Так, в конце июля 1948 года в лагерях американской зоны оставались лишь 3542 человека, из которых 1390 отбывали сроки, назначенные трибуналами1. А к концу года число интернированных исчислялось лишь несколькими сотнями2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для сравнения: в советской зоне интернированию были подвергнуты 150 тысяч человек, из которых 17 тысяч были осуждены советскими военными трибуналами. Находясь в заключении, 44 тысячи интернированных погибли от ужасных условий содержания и болезней, а около 25 тысяч были депортированы в СССР и Польшу на принудительные работы3.

Помимо автоматического ареста и последующего интернирования в специально организованные лагеря по факту принадлежности к ключевым организационным структурам Третьего рейха, союзники занимались активным поиском отдельных подозреваемых в военных преступлениях, которые впоследствии должны были понести личную ответственность за свои деяния, представ пред судом.

Два различных типа помещения под стражу — задержание с последующим интернированием подлежавших «автоматическому аресту» и аресты подозреваемых в тяжких преступлениях — были определены директивой Контрольного совета № 38 от 12 октября 1946 года «Арест и наказание военных преступников, нацистов и милитаристов; интернирование, контроль и надзор за потенциально опасными немцами». Среди целей этого документа, устанавливавшего общую линию поведения союзников в период оккупации Германии и согласовывавшего «некоторые детали в отношении определения категорий и характера наказаний и санкций», были указаны: «а) наказание военных преступников, нацистов, милитаристов и промышленников, которые вдохновляли и поддерживали нацистский режим; б) полное и окончательное уничтожение нацизма и милитаризма путем изоляции видных участников или сторонников этих идей и путем ограничения деятельности этих лиц; в) интернирование немцев, которые, не являясь виновными в определенных преступлениях, считаются опасными для союзных целей, а также

1 Monthly Report of the Military Governor, U.S. Zone. No. 37. July 1948. P. 9.

2 Cohen D. Op. cit. P. 69-70.

3 История Германии. В 3 т. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галакти-онова. Т 2. От создания Германской империи до начала XXI века. М.: КДУ, 2008. С. 346.

контроль и надзор над другими, которые считаются потенциально опасными»4.

Результатом совместных усилий союзников по привлечению к уголовной ответственности руководителей Третьего рейха стал Международный военный трибунал (МВТ) в баварском Нюрнберге. Трибунал, организованный после долгих согласований в ходе нескольких встреч «большой тройки», был создан на основании Устава, выработанного и утвержденного правительствами государств-союзников в ходе Лондонской конференции 8 августа 1945 года.5

Трибуналу предшествовал длительный подготовительный процесс. В октябре 1943 года на Московской конференции союзниками была принята «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства», в которой подчеркивалось, что главные нацистские преступники, «преступления которых не связаны с определенным географическим местом», «будут наказаны совместным решением правительств-союзников» (остальных виновных в преступлениях было решено отсылать в те страны, где преступления были совершены, «чтобы они могли быть судимы и наказаны в соответствии с законами этих освобожденных стран»)6.

Ключевая роль в разработке проекта и подготовке международного трибунала принадлежала американским юристам. Первый проект соглашения о создании МВТ был представлен американцами 3 мая 1945 года на совещании руководителей внешнеполитических ведомств Советского Союза, США и Великобритании в Сан-Франциско. С 26 июня по 8 августа того же года в ходе конференции представителей СССР, США, Великобритании и Франции в Лондоне проводились выработка соглашения и Устава МВТ, согласование позиций относительно предъявленных обвинений, выявление и систематизация доказательств, определение

4 Директива Контрольного совета в Германии № 38 «Арест и наказание военных преступников, нацистов и милитаристов; интернирование, контроль и надзор за потенциально опасными немцами» от 12 октября 1946 г. [Электронный ресурс]. <http://www.memorial.krsk.ru/ DOKUMENT/USSR/19461012.htm>

5 Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, принятый 8 августа 1945 года в Лондоне. Опубл. в: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. М.: Госполитиздат, 1955. С. 165- 172.

6 Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства (Москва, 19-30 октября 1943 г.). Секретный протокол Московской конференции (п. 18 о принятии Декларации). Опубл. в: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов. В 6 т. Т. 1. М.: Изд-во политической литературы, 1978. С. 363-364.

функций и обязанностей трибунала. К концу лета был также согласован список главных военных преступников, опубликованный 29 августа1.

Международный военный трибунал, созданный в Нюрнбергском Дворце юстиции и заседавший с 20 ноября 1945-го по 1 октября 1946-го, рассматривал дела 24 ключевых руководителей Третьего рейха, точнее, тех из них, кто к этому моменту оставался в живых и по поводу включения которых в список обвиняемых союзникам удалось достигнуть консенсуса. Эти высокопоставленные нацисты обвинялись в заговоре с целью захвата власти, преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности (преступления, подпадающие под юрисдикцию трибунала, определяла ст. 6 Устава).

В результате длившихся почти год судебных разбирательств 12 обвиняемых были приговорены трибуналом к смертной казни: Герман Геринг (рейхсмаршал, главнокомандующий военно-воздушными силами Германии (1935—1945)), Йоахим фон Риббентроп (министр иностранных дел нацистской Германии (1938—1945)), Вильгельм Кейтель (начальник штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами Третьего рейха (1938—1945)), Эрнст Кальтенбруннер (руководитель Главного имперского управления имперской безопасности, РСХА (1943-1945)), Альфред Розенберг (один из главных идеологов НСДАП, рейхсми-нистр восточных оккупированных территорий (1941-1945)), Ганс Франк (генерал-губернатор оккупированной Польши (1941-1945)), Вильгельм Фрик (рейхсминистр внутренних дел (1933-1943), рейхспротектор Богемии и Моравии (1943-1945)), Юлиус Штрейхер (гауляйтер Франконии, главный редактор антисемитской газеты «Штурмовик», Der Stürmer (1923-1945)), Фриц Заукель (гауляйтер Тюрингии (19271945), генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы (1942-1945)), Альфред Йодль (начальник Штаба оперативного руководства Верховного главнокомандования вооруженными силами (ОКВ) (1939-1945)), Артур Зейсс-Инкварт (канцлер Австрии (1938), рейхскомиссар Нидерландов (1940-1945)), Мартин Борман (начальник Партийной канцелярии НСДАП (1941-1945), личный секре-

1 Подробнее о подготовке МВТ и о согласовании интересов союзниками см.: Taylor T. The Anatomy of the Nuremberg Trials: A Personal Memoir. Skyhorse Publishing, 1993. Ch. 2-5. P. 21-116. Лебедева Н.С. Дорога в Нюрнберг // Нюрнбергский процесс в документах российских архивов. [Электронный ресурс.] <http://nurnberg.rusarchives.ru/predislovie>

тарь фюрера, был приговорен к смерти заочно). Трое обвиняемых были приговорены к пожизненному лишению свободы: Рудольф Гесс (заместитель фюрера в НСДАП (1933-1941)), Эрих Редер (главнокомандующий военно-морским флотом Третьего рейха (1935-1943)) и Вальтер Функ (имперский министр экономики (1938-1945)).

Бальдур фон Ширах (глава гитлерюгенда (1933-1940) и гауляйтер Вены (1940-1945)), а также Альберт Шпеер (рейхсминистр вооружений и боеприпасов (1942-1943) и рейхсминистр вооружений и военного производства (19431945)) были приговорены к 20 годам лишения свободы, Константин фон Нейрат (министр иностранных дел Германии (1932-1938) и рейхспротектор Богемии и Моравии (1939-1943)) — к 15 годам, а Карл Дениц (командующий подводным флотом (1939-1943) и главнокомандующий военно-морским флотом нацистской Германии (1943-1945)) — к 10 годам. Трое обвиняемых — Ганс Фриче (руководитель отделов радиовещания и внутригосударственной прессы в Министерстве народного просвещения и пропаганды (1933-1945)), Ялмар Шахт (имперский министр экономики (1934-1938)) и Франц фон Папен (рейхсканцлер Германии (1932), посол в Австрии (1934-1938) и Турции (1939-1944)) — были оправданы. Глава Германского трудового фронта и заведующий Организационным отделом НСДАП Роберт Лей покончил с собой до начала процесса, а промышленник, глава концерна «Фридрих Крупп» Густав Крупп признан неизлечимо больным и дело в отношении него было прекращено до суда.

Обвинялись также группы или организации, к которым принадлежали подсудимые. Однако лишь четыре структуры из восьми были признаны преступными: руководящий состав НСДАП, охранные отряды партии (СС), тайная политическая полиция (гестапо) и служба безопасности партии (СД) (дела двух последних рассматривались совместно). Подробнее о принципах признания нацистских организаций преступными в ходе Нюрнбергского процесса речь еще пойдет в дальнейшем.

После основного процесса американские власти провели в своей зоне оккупации в 1946— 1949 годах серию из 12 судебных процессов, вошедших в историю как «последующие», или «малые», Нюрнбергские процессы. Они проводились на основании предоставленного законом № 10 Контрольного совета всем союзникам права самостоятельно судить нацистов

в пределах своей оккупационной зоны1. Поскольку Нюрнберг находился в американской зоне, последующие судебные разбирательства были проведены военными судами США в стенах того же нюрнбергского Дворца юстиции, где ранее заседал МВТ. В ходе этих разбирательств перед американскими военными судами предстали нацистские судьи; медики, обвинявшиеся в принудительной эвтаназии, стерилизации, принудительных медицинских экспериментах и убийстве заключенных; представители военного командования Третьего рейха; чиновники Главного административно-хозяйственного управления СС; генералы Юго-Восточного фронта; ведущие промышленники нацистской Германии (процессы по делам собственников и сотрудников концернов Фридриха Флика, Альфреда Круппа и «ИГ-Фарбен»); крупные государственные чиновники; руководители различных министерств и ведомств (по названию улицы в Берлине, где располагалось большинство правительственных учреждений, этот процесс вошел в историю как «дело Виль-гельмштрассе»); ответственные за реализацию нацистской расовой политики; бывшие офицеры айнзацгрупп — специальных подразделений СС и СД, созданных для уничтожения «врагов» рейха, и некоторые другие категории обвиняемых (в общей сложности приговоры были вынесены в отношении 184 человек)2.

Всего за оккупационный период американские военные трибуналы возбудили уголовные дела в отношении 1941 и вынесли приговоры в отношении 1571 человека (324 из них были приговорены к смертной казни, 247 — к пожизненному заключению, 946 — к различным тюремным срокам). Американцы, в частности, провели процессы против 1021 бывшего сотрудника администрации и охраны концлагерей Дахау, Миттельбау-Дора и Флоссенбург. Еще 1085 человек были привлечены к уголовной ответственности в английской зоне (240 из них приговорены к смертной казни), в том числе персонал концлагерей Белзен, Нойен-гамме и Равенсбрюк. В свою очередь, француз-

1 Закон № 10 Контрольного совета в Германии о наказании лиц, виновных в военных преступлениях, преступлениях против мира и против человечности (20 декабря 1945 г.). Опубл. в: Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. В 8 т. Т. 1. М.: Юридическая литература, 1987. С. 159-164.

2 Подробнее о Нюрнбергских процессах см. воспоминания главного обвинителя от США на последующих Нюрнбергских процессах Телфор-да Тейлора. Taylor T. The Anatomy of the Nuremberg Trials: A Personal Memoir. Skyhorse Publishing, 1993. См. также: Heller K.J. The Nuremberg Military Tribunals and the Origins of International Criminal Law. Oxford: Oxford University Press, 2011.

ские военные трибуналы вынесли приговоры в отношении 2107 человек (104 из них были приговорены к смертной казни). Во французской зоне, в частности, прошли процессы по делу сотрудников концлагерей Нацвейлер и Равенсбрюк, а также процесс по делу сталелитейного промышленного магната Германа Рёхлинга, которого называли «фюрером военной экономики»3. В отношении некоторых подозреваемых, кого не удалось обнаружить и задержать, приговоры выносились in absentia, в отсутствие подсудимых. В итоге западные союзники в период оккупации привлекли более 5 тысяч немцев к уголовной ответственности за преступления периода Третьего рейха.

Уголовные дела по нацистским преступлениям могли также рассматриваться немецкими судами: тем же законом СКС № 10 от 20 декабря 1945 года им предоставлялось право возбуждать такие дела по разрешению оккупационных властей. Однако юрисдикция немецких судов была ограничена преступлениями, совершенными немцами против немцев или лиц без гражданства (то есть они не могли проводить разбирательства по наиболее тяжким преступлениям, совершавшимся немцами против других народов и людей других национальностей). До конца 1949 года немецкие суды осудили 4667 нацистских преступников главным образом за такие преступления, как «доносы (составляли 38% всех ранних нацистских судебных процессов); расстрелы политических заключенных и «пораженцев» незадолго до окончания войны; преступления против немецких евреев (особенно во время «Хрустальной ночи»); преследования политических оппонентов; в рамках нескольких судебных процессов рассматривались случаи «эвтаназии», то есть убийств людей с психическими и физическими особенностями и пациентов психиатрических клиник»4.

Существовала еще юридическая проблема осуждения членов преступных организацией Третьего рейха. Закон № 10 прямо определял в качестве преступной деятельности «принадлежность к определенным категориям внутри группы или организации, объявленной МВТ преступной» (§1(d)), и устанавливал возможность наказания за принадлежность к преступной организации (в §3 перечислялись наказа-

3 Rückerl A. The Investigation of Nazi Crimes 1945-1978. A Documentation. Trans. Derek Rutter. Heidelberg: C. F. Müller, 1979. P. 28.

4 Romeike S. Op. cit. P. 15. Eichmüller A. Die Strafverfolgung von NS-Verbrechen durch westdeutsche Justizbehörden seit 1945. Eine Zahlenbilanz // Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte. Vol. 56. No. 4. 2008. S. 626.

ния от штрафа и конфискации имущества до смертной казни).

Устав МВТ также предусматривал, что лица, совершая международные преступления, могли действовать как «индивидуально», так и «в качестве членов организации» (ст. 6). Кроме того, в Уставе оговаривалось, что «при рассмотрении дела о любом отдельном члене той или иной группы или организации Трибунал может <...> признать, что группа или организация, членом которой подсудимый являлся, была преступной организацией» (ст. 9).

Однако вынесенный 1 октября 1946 года приговор МВТ в целом отклонил принцип коллективной ответственности, утверждая, что «преступная виновность является личной и следует избегать массовых наказаний»1. Относительно понятий «преступной организации» в приговоре содержалось уточнение: «Преступная организация аналогична преступному заговору в том, что по существу они предполагают сотрудничество ради преступных целей. Должна существовать группа, связанная и организованная для осуществления общей цели. Эта группа должна быть создана или использована в связи с совершением преступлений, предусмотренных Уставом»2.

В приговоре Трибунала признавалось, что такие группы и организации, как руководящий состав нацистской партии, тайная политическая полиция (гестапо) и служба безопасности партии (СД), а также охранные отряды партии (СС), преследовали цели или использовались для целей, преступных с точки зрения Устава МВТ. При этом в приговоре уточнялось, кто из членов организации может быть привлечен к ответственности в качестве членов группы, а кто нет. МВТ квалифицировал в качестве преступных группы, состоявшие из тех членов политического руководства, СС, гестапо и СД, которые либо занимали высокие и ответственные посты в них (они перечисляются в тексте приговора), либо «вступили в организацию или оставались в ней, зная о том, что она использовалась для совершения действий, объявленных преступными в соответствии со статьей 6 Устава, либо тех, которые как члены организации лично принимали участие в совершении подобных преступлений»3. «Это решение, — указывалось в Нюрнбергском приговоре, — должно исключить тех лиц, которые не были осведом-

1 Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. В 8 т. Т. 8. М.: Юридическая литература, 1999. С. 638.

2 Там же. С. 639.

3 Там же. С. 644, 649-650, 655.

лены о преступных целях или действиях организации, и тех, которые были призваны в эту организацию государственными органами, за исключением тех случаев, когда они были лично замешаны в совершении действий, объявленных преступными в соответствии со ст. 6 Устава, в качестве членов этой организации. Формальное членство не подпадает под действие этого решения»4.

Что касается правоприменения в этой области, союзники, за исключением англичан, в основном рассматривали членство в организациях в рамках общего производства по денацификации (на основании уже упоминавшейся директивы № 38). Как уточняет исследователь денацификации Дэвид Коэн, только британская зона проводила систематическую политику уголовного судопроизводства по членству в преступных организациях, создав для этой цели специальные трибуналы (Spruchgerichte) в лагерях для интернированных. К октябрю 1949 года эти трибуналы привлекли к ответственности 24 154 члена руководящего корпуса нацистской партии, СС, гестапо и СД, из которых 15 724 человека были осуждены, 5614 получили наказание в виде лишения свободы, а остальные приговорены к различным штрафам5.

Заключение

Смысл программы денацификации в западной части Германии обобщил социолог Лев Гудков. Она «предполагала несколько важнейших социально-политических шагов, осуществленных юридически-правовым путем и направленных на то, чтобы сделать невозможным процесс социокультурного воспроизводства прежних отношений: а) первоначально административное, затем юридически оформленное оттеснение прежних нацистских кадров от собственно государственного управления, запрет на занятие соответствующих позиций в органах исполнительной власти и возможность выборов в структуры законодательной власти, а также суда, в меньшей степени — армии, полиции и еще некоторых ключевых институтов; б) недопущение их к репродуктивным системам общества — прежде всего к преподаванию в высшей и средней школе и механизмам формирования общественного мнения (в первую очередь к СМИ), ограничение влияния на культуру, литературу, искусство (временный запрет на публикацию); в) практика осуждения и уголовного преследования нацистских пре-

4 Там же. С. 639.

5 Cohen D. Op. cit. P. 71.

ступников (прежде всего идеологов нацизма и функционеров высшего и среднего ранга), цепь международных, а затем и собственно германских трибуналов и судебных процессов разного уровня, установивших — первоначально внешним и принудительным образом — морально-правовую ответственность за участие в преступлениях тоталитарных режимов, внутренне с трудом принимавшуюся и усваиваемую населением»1.

Впервые в истории — в рамках Нюрнбергского процесса и последующих судебных разбирательств — в отношении политики геноцида и агрессивной войны была вынесена не только нравственно-этическая оценка, но и сформулирована юридическая позиция, ставшая основой международного права. Отныне массовые преступления против граждан больше не оставались исключительно внутренним делом государства, но могли преследоваться в международном правовом порядке. В 1950 году на основании решения МВТ Комиссией международного права по поручению Генеральной Ассамблеи ООН были сформулированы Нюрнбергские принципы, которые способствовали развитию международного уголовного права и легли в основу деятельности международных уголовных судов (в том числе созданного в 2002 году постоянно действующего Международного уголовного суда)2.

Примечательно, что привлечение к уголовной ответственности руководителей Третьего рейха также нашло отклик у большинства жителей Германии, несмотря на общее неприятие оккупации. Согласно опросам американской военной администрации, проведенным с октября 1945-го по август 1946-го, абсолютное большинство жителей американской зоны (в среднем 80%) считали Нюрнбергский процесс справедливым, и лишь 4—6% — несправедливым. После того как приговор был оглашен, 55% сочли вынесенные вердикты в целом справедливыми, 21% — слишком мягкими, 9% — слишком жесткими. Более половины полагали, что обвинение в преступной деятельности также следовало предъявить нацистским организациям: доля поддерживавших такое мнение составляла 56% в октябре

1 ГудковЛ.Д. «Тоталитаризм» как теоретическая рамка // Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 гг. М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А», 2004. С. 432-433.

2 Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнберг-

ского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала.

(Приняты в 1950 г. на второй сессии Комиссии международного права

ООН). Опубл. в: Международное публичное право. Сборник докумен-

тов. Т. 2. М.: БЕК, 1996. С. 101-102.

1945-го, 6G% в декабре 1945-го и 59% в октябре 1946-го3.

Если значимость «судебной» части программы денацификации была почти единогласно признана юристами и историками, очищение государственных публичных институтов от нацистских кадров удостоилось более противоречивых оценок. Главным недостатком этой части программы с точки зрения замысла, по мнению большинства экспертов, являлось чрезмерное расширение ее объема. Как обобщил выводы большинства наблюдателей историк денацификации Перри Биддискомб, программа не должна была включать рядовых членов партии, а затрагивать только руководящее звено, а также активных сторонников режима, способствовавших его укреплению, независимо от их партийной принадлежности4. В том виде, в котором она была реализована, денацификация напоминала, словами Биддискомба, «ковровую бомбардировку», вызвав нехватку специалистов во многих областях и значительно ухудшив функционирование администрации и эконо-мики5. Например, к i946 году в американской зоне были уволены около 5G% учителей, а некоторых регионах доля уволенных педагогов достигала невероятных 9G%6.

Среди других слабых сторон денацификации, как правило, отмечаются такие проблемы в ее реализации, как затянутость процесса, перегруженность трибуналов незначительными делами и возможность избежать наказания для крупных нацистов. Все это приводило к долгосрочной дискредитации денацификации в глазах жителей страны, что нашло отражение и в данных социологических опросов. Так, Институт изучения общественного мнения в Алленсбахе дважды — в 1948-м и 1953-м — проводил опросы с целью выявить динамику восприятия процесса денацификации жителями Западной Германии (табл. i). В августе i948 года, когда оккупация еще продолжалась, а программа денацификации была уже фактически свернута, положительно оценивали процесс очищения различных институтов от нацистских кадров лишь 14% опрошенных, полагавших, что в целом денацификация достигла поставленной цели. Наибольшую популярность в i948 году имела позиция, согласно которой «денацификация была необходима,

3 Merritt A.J.; Merrit R.L. (eds.) Public Opinion in Occupied Germany. Urbana, Illinois: University of Illinois Press, 1970. P. 34-35.

4 Biddiscombe P. Op. cit. P. 217-218, 220.

5 Ibid.

6 Puaca B. Learning Democracy: Education Reform in West Germany, 1945-1965. New York: Berghahn, 2009. Р. 15.

Таблица 1

КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УТВЕРЖДЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОЦЕССА ДЕНАЦИФИКАЦИИ ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЫРАЖАЮТ ВАШЕ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ? (в % от числа опрошенных)

Денацификация была необходима и достигла поставленной цели Денацификация имела множество изъянов, но в целом она достигла своей цели Денацификация была необходима, но она была плохо реализована Денацификация была ненужной и плохо реализованной

Денацификация была не чем иным, как крючкотворством, обманом и придирками оккупационных властей

Не знаю / Затрудняюсь ответить

но она была плохо реализована» (39%), 31% респондентов считали, что «денацификация была ненужной и плохо реализованной» (31%), и еще 9%, что она «была не чем иным, как крючкотворством, обманом и придирками оккупационных властей» (таким образом, доля негативных оценок достигала 40%). Спустя пять лет, когда оккупация являлась уже делом прошлого, доля разделявших мнение о необходимости денацификации, но считавших, что она была плохо реализована, сократилась до 23% (на 16 п.п.), но произошло это, по всей видимости, за счет затруднившихся с ответом, доля которых выросла с 7 до 20%. При этом негативная оценка этого процесса сохранилась на уровне 41%, а позитивная выросла всего на 3 п.п. — до 17%!.

Скепсис большинства историков в отношении политики денацификации связан также с тем фактом, что после завершения денацифи-кационного процесса под контролем союзников все быстро вернулось на круги своя. Так, по данным Уильма Гриффита, уже к 1950 году от 40 до 80% нацистов в различных сферах вернулись на свои посты2. И все приговоренные к разным срокам тюремного заключения высокопоставленные чиновники и военные были либо амнистированы, либо освобождены досрочно в период 1949—1951 годов.

Таким образом, важно зафиксировать проблематичность политики денацификации как в концептуальном плане (слишком расширительной подход, включение в программу рядовых членов партии), так и в плане реализации, особенно с момента передачи программы в руки немецких земельных правительств. Расчет американцев на эффективную реализацию денацификации немецкими властями не оправдался. Ретроспективно обращаясь к анализу этих мер,

1 Noelle-Neumann E.; Neumann E.P. (eds.) The Germans: Public Opinion Polls 1947-1966. Allensbach, Verlag für Demoskopie, 1967. Р. 219.

2 Griffith WE. Op. cit. P. 74.

1948 1953 VIII XI

4 5

10 12

39 23

31 26

9 14 7 20

очевидно, что немецкие исполнители саботировали процесс, затягивая его и превращали в фактическую реабилитацию, обеление нацистских кадров. В то же время шансы на успех в контексте послевоенной оккупации могла иметь только быстрая, решительная и разумно ограниченная по объему программа очищения общества от нацистских активистов и пособни-ков3. В контексте набиравшей обороты холодной войны, руководствуясь новыми интересами в Европе и подталкиваемые необходимостью ускорения экономического развития западной части Германии, западные союзники не были готовы настаивать на последовательном проведении денацификационных мер.

Тем не менее, несмотря на все проблемы и сложности в реализации программы денацификации, важно, что, как справедливо отметила Барбара Маршалл, «союзниками была создана рамка, которая позволила немцам впоследствии самостоятельно осуществить процесс социальных и политических изменений»4.

Список литературы

1. Гудков Л.Д. «Тоталитаризм» как теоретическая рамка. Опубл. в: Гудков Л.Д. Негативная идентичность. Статьи 1997—2002 гг. М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А», 2004. С. 362-447.

2. Жаронкина Е.А. Политика американских оккупационных властей по денацификации и демократизации Западной Германии (1945-1949). Дисс. ... канд. ист. Наук. Томск, 2009.

3. История Германии. В 3 т. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионова. М.: КДУ, 2008.

3 Cohen D. Op. cit. P. 82.

4 Marshall B. The Democratization of Local Politics in the British Zone of Germany: Hanover 1945-47 // Journal of Contemporary History. Vol. 21. No. 3. July 1986. P. 414, 447.

4. Кун Г. Возвращение из преисподней: денацификация послевоенной Германии // Историк и художник. № 12. 2007. [Электронный ресурс]. <http://polit.ru/ article/2007/07/04/kun/>

5. Лебедева Н.С. Дорога в Нюрнберг // Нюрнбергский процесс в документах российских архивов. [Электронный ресурс]. <http://nurnberg.rusarchives.ru/predislovie>

6. Международное публичное право. Сборник документов. В 2 т. М.: БЕК, 1996.

7. Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. В 8 т. М.: Юридическая литература, 1987-1999.

8. Петров Н.В. По сценарию Сталина. Роль органов НКВД — МГБ СССР в советизации стран Центральной и Восточной Европы. М.: РОССПЭН, 2011.

9. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. М.: Госполитиздат, 1955.

10. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: Сборник документов. В 6 т. М.: Изд-во политической литературы, 1978-1984.

11. Biddiscombe P. The Denazification of Germany 1945-48. The History Press Ltd., 2006.

12. Cohen D. Transitional Justice in Divided Germany after 1945. In: Elster, Jon. Retribution and Reparation in the Transition to Democracy. New York: Cambridge University Press, 2006. P. 59-89.

13. Denazification Summary. Excerpt of OMGUS Report, prepared by the Civil Administration Division covering 18-month period // Information Bulletin, magazine of U.S. Military Government in Germany. No. 169. September 6. 1949.

14. Eichmüller A. Die Strafverfolgung von NS-Verbrechen durch westdeutsche Justizbehörden seit 1945. Eine Zahlenbilanz // Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte. Vol. 56. No. 4. 2008. S. 621-640.

15. Enactments and Approved Papers of the Control Council and Coordinating Committee. Allied Control Authority, Germany (1945-1948). Legal Division of the Office of the U.S. Military Government for Germany, 1945. Vols. I-II.

16. Griffith W.E. The Denazification in the United States Zone of Germany // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 267. January 1950. P. 68-76.

17. Handbook for Military Government in Germany Prior to Defeat or Surrender. Supreme Headquarters, Allied Expeditionary Force, Office of the Chief of Staff, December 1944.

18. Helle K.J. The Nuremberg Military Tribunals and the Origins of International Criminal Law. Oxford: Oxford University Press, 2011.

19. Herz J.H. The Fiasco of Denazification in Germany // Political Science Quarterly. Vol. LXIII. No. 4. 1948.

20. Laudani R. (ed.) Secret Reports on Nazi Germany: The Frankfurt School Contribution to the War Effort. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Marshall B. The Democratization of Local Politics in the British Zone of Germany: Hanover 1945—47 // Journal of Contemporary History. Vol. 21. No. 3. July 1986.

22. Merritt A.J., Merritt R.L. (eds.) Public Opinion in Occupied Germany. Urbana, Illinois: University of Illinois Press, 1970.

23. Niethammer L. Die Mitläuferfabrik. Die Entnazifizierung am Beispiel Bayerns. 2. Auflage, Bonn, 1982.

24. Noelle-Neumann E.; Neumann E.P. (eds.) The Germans: Public Opinion Polls 1947—

1966. Allensbach, Verlag für Demoskopie,

1967.

25. "Now It's Up to the Germans". U.S. Office of Military Government for Germany, Weekly Information Bulletin. No. 49. July 8.

1946.

26. OMGUS, Denazification (Cumulative Review), Report of the Military Governor, 1 April 1947 - 30 April 1948. No. 34. 1948.

27. Plischke E. Denazification Law and Procedure // The American Journal of International Law. Vol. 41. No. 4. October

1947. P. 807-827.

28. Plischke E. Denazifying the Reich // Review of Politics. Vol. 9. No. 2. April 1947. P. 153172.

29. Puaca B. Learning Democracy: Education Reform in West Germany, 1945-1965. New York: Berghahn, 2009.

30. Romeike, Sanya. Transitional Justice in Germany after 1945 and after 1990 // International Nuremberg Principles Academy, Occasional Paper. No. 1. 2016.

31. Rücker A. The Investigation of Nazi Crimes 1945-1978. A Documentation. Trans. Derek Rutter. Heidelberg: C.F. Müller, 1979.

32. Taylor T. The Anatomy of the Nuremberg Trials: A Personal Memoir. Skyhorse Publishing, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.