Научная статья на тему 'Организационно-правовое регулирование деятельности уголовно-исполнительных инспекций по контролю за соблюдением отсрочки отбывания наказания осужденными, признанными больными наркоманией'

Организационно-правовое регулирование деятельности уголовно-исполнительных инспекций по контролю за соблюдением отсрочки отбывания наказания осужденными, признанными больными наркоманией Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
114
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / БОЛЬНЫЕ НАРКОМАНИЕЙ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PENAL INSPECTION / CONVICTED PERSONS WITH DRUG ABUSE WHOSE SENTENCE HAS BEEN DEFERRED / PROBLEMS OF REALIZATION OF CONTROL FUNCTION OVER CONVICTED PERSONS WITH DRUG ABUSE WHOSE SENTENCE HAS BEEN DEFERRED / MEDICAL AND SOCIAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Дихтиевский Петр Васильевич, Бычинская Ирина Сергеевна

в статье представлены трудности, связанные с контролем за осужденными, больными наркоманией, отбывание наказания которым отсрочено, предложены меры организационно-правового характера, направленные на повышение эффективности указанного вида отсрочки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Дихтиевский Петр Васильевич, Бычинская Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION OF PENAL INSPECTIONS ACTIVITIES CONCERNING THE CONTROL OVER THE COMPLIANCE WITH DEFERMENT OF SERVING SENTENCES BY PERSONS WITH DRUG ABUSE

in the article the author considers some difficulties connected with control over the persons with drug abuse, whose sentence has been deferred, and suggests some measures of organizational and legal character for increase of efficiency of the mentioned type of deferment.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое регулирование деятельности уголовно-исполнительных инспекций по контролю за соблюдением отсрочки отбывания наказания осужденными, признанными больными наркоманией»

УДК 343.8 p.V. DIKHTIYEVSKY, I.S. BYCHINSKAYA

ББК 67.409.021.18

Д50 ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION OF PENAL INSPECTIONS' ACTIVITIES CONCERNING THE CONTROL OVER THE COMPLIANCE WITH DEFERMENT OF SERVING SENTENCES BY PERSONS WITH DRUG ABUSE

Annotation: in the article the author considers some difficulties connected with control over the persons with drug abuse, whose sentence has been deferred, and suggests some measures of organizational and legal character for

increase of efficiency of the mentioned type of deferment. Key words: penal inspection, convicted persons with drug abuse whose sentence has been deferred, problems of realization of control function over convicted persons with drug abuse whose sentence has been deferred,

medical and social rehabilitation.

ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ ДИХТИЕВСКИЙ, доктор юридических наук, профессор, профессор юридического факультета (Псковский государственный университет);

ИРИНА СЕРГЕЕВНА БЫЧИНСКАЯ,

адъюнкт

(Псковский юридический институт ФСИН России) E-mail: irina_smi69@mail .ru.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ, ПРИЗНАННЫМИ БОЛЬНЫМИ НАРКОМАНИЕЙ

Аннотация: в статье представлены трудности, связанные с контролем за осужденными, больными наркоманией, отбывание наказания которым отсрочено, предложены меры организационно-правового характера, направленные на повышение эффективности указанного вида отсрочки.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, отсрочка отбывания наказания, осужденные, больные наркоманией, медико-социальная реабилитация.

В числе приоритетных направлений деятель- Осужденномук лишению свободы, признан -ности уголовно-исполнительных инспекций ному больным наркоманией, совершившему (УИИ) в 2013 г. - осуществление организаци- впервые преступление, предусмотренное ч. 1 онных мероприятий, связанных с контролем за ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, и изъявив-поведением и прохождением курса лечения от шему желание добровольно пройти курс лече-наркомании, а также медико-социальной реа- ния от наркомании, а также медико-социальную билитации осужденных с отсрочкой отбывания реабилитацию, суд может предоставить отсроч-наказания. В соответствии с Федеральным за- ку отбывания наказания в виде лишения свобо-коном от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесе- ды до окончания курса лечения и медико-соци-нии изменений в Уголовный кодексРоссийской альной реабилитации, но не более чем на пять Федерации и отдельные законодательные акты лет. При этом если осужденный, признанный Российской Федерации» в 2012 г. на исполне- больным наркоманией, отбывание наказания ние в УИИ поступило 91 судебное решение об которому отсрочено, откажется от прохожде-отсрочке отбывания наказания лицам, страда- ния курса лечения от наркомании, а также ме-ющим наркоманией. Следует также подчерк- дико-социальной реабилитации или будетукло-нуть, что на фоне ежегодного снижения числа няться от лечения после предупреждения, осужденных на учетах УИИ в последние годы объявленного УИИ, осуществляющей контроль увеличивается количество лиц, осужденных за за его поведением, суд по представлению УИИ преступления, связанные с незаконным оборо- отменяет отсрочку отбывания наказания и на-том наркотиков (2009 г. - 105 440, 2010 - 110 369, правляет осужденного для отбывания наказа-2011- 113 669, 2012 г. - 116 775)1. ния в место, назначенное в соответствии с при- ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 1 -

говором суда. Вместе с тем, как считают наши респонденты, вряд ли правильно, что отсрочка отбывания наказания может быть связана только с отказом от прохождения курса лечения и медико-социальной реабилитации.

В случае установления судом факта совершения осужденным, признанным больным наркоманией, отбывание наказания которомуотсро-чено, преступления, указанного в ч. 1 ст. 82.1 УК РФ, суд по представлению УИИ, осуществляющей контроль за поведением осужденного, отменяет отсрочку отбывания наказания, назна -чает наказание по правилам, предусмотренным ч. 5 ст. 69 УК РФ, и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда. Если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, признанный больным наркоманией, совершил новое преступление, суд отменяет отсрочку отбывания наказания, назначает ему наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ, и направляет осужденного в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

Как показало проведенное нами исследование, реализация Федерального закона от 7 декабря 2012 г. N° 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» будет связана прежде всего с организацией лечения больных наркоманией. Практические работники уверены, что рассматриваемый вид отсрочки в настоящее время вряд ли можно считать эффективным, поскольку

у больных наркоманией слабая мотивация к освобождению от наркозависимости (16 %);

УИИ не могут в полной мере обеспечить контроль за поведением названной категории осужденных и прохождением ими курса лечения и медико-социальной реабилитации (6 %);

такая отсрочка неэффективна в силу двух названных выше причин (34 %).

В плане организации лечения больных наркоманией и социально-медицинской реабилита -ции установлены следующие проблемы:

- нехватка соответствующих медицинских учреждений, дороговизна одного курса лечения. Как показал анализ сложившейся ситуации по России, курс лечения измеряется десятками и даже сотней тысяч рублей в зависимости от региона, вида учреждения, его принадлежности;

- стойкая ремиссия не наступает после прохождения первого курса реабилитации; кроме того, 80-90 % наркоманов после лечения не могут преодолеть свой недуг; наркозависимое

лицо после предоставления отсрочки возвращается в ту микросреду, которая с высокой степенью вероятности может обусловить употребление наркотиков. Врачи, говоря об успешном лечении наркомании, вместо выражения «вылечившийся или выздоровевший наркоман», обычно говорят «неактивный наркоман», то есть не употребляющий наркотики в данный момент (вероятность срыва будет существовать всегда из-за значительных изменений личности)2.

Проблемы реализации новой и столь специфичной для УИИ функции, по нашему мнению, обусловлены:

1) пробелами правового регулирования деятельности УИИ в этом направлении.

В ходе проведенного опроса мы попытались установить, требует ли такой вид отсрочки отбывания наказания восполнения пробела в нормативном и правовом обеспечении. 28 % респондентов дали утвердительный ответ, более того, по мнению 31 %, требуется значительное восполнение пробела в организационно-правовом обеспечении контроля за поведением осужденных, признанных больными наркоманией, отбывание наказания которым отсрочено, и прохождением ими курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации.

В настоящее время имеются лишь Разъяснения по осуществлению контроля за поведением осужденных, признанных больными наркоманией, отбывание наказания которым отсрочено, и прохождением ими курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации. Именно указанный факт обусловливает основные проблемы, связанные с реализацией УИИ новой сложной функции. В соответствии с Разъяснениями по осуществлению контроля за поведением осужденных, признанных больными наркоманией, отбывание наказания которым отсрочено, и прохождением ими курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации в целях контроля за соблюдением осужденными условий отсрочки отбывания наказания УИИ осуществляет по месту их жительства:

- не реже одного раза в месяц посещает осужденного по месту жительства либо в медицинской организации с целью проверки и выявления фактов уклонения от прохождения курса лечения и медико-социальной реабилитации.

Исследование показало, что основными нарушениями со стороны рассматриваемой категории осужденных, встречающимися в деятельности УИИ, являются:

/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 1

- отказ от посещения и уход из лечебного учреждения (31 %);

- невыполнение предписаний лечащего врача два и более раза (12 %);

- систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (34 %);

- продолжение употребления наркотиков или психотропных веществ (12 %);

- не реже одного раза в месяц запрашивает информацию о прохождении осужденным курса лечения и медико-социальной реабилитации в медицинской организации3. Анализ практики деятельности УИИ показал, что подобная информация запрашивается УИИ один раз (53 %), однако 3 % опрошенных запрашивают ее чаще: 6 % - два раза в месяц, 3 % - еженедельно, 9 % - в случае необходимости;

- в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, не реже одного раза в квартал запрашивает в соответствующем подразделении территориального органа МВД России информацию о привлечении осужденного к административной или уголовной ответственности (вместе с тем на проведение таких мероприятий в установленные сроки указали лишь 34 % респондентов, 12 % - запрашивают подобную информацию по мере необходимости);

- не реже одного раза в месяц проводит профилактические беседы с осужденным, его родственниками и лицами, которые могут оказать на него влияние, направленное на предотвращение уклонения его от прохождения курса лечения и медико-социальной реабилитации, нарушений им общественного порядка и повторных преступлений;

- проводит в пределах компетенции иные мероприятия, связанные с осуществлением контроля за поведением осужденного, его образом жизни и отношением к назначенному лечению;

2) сложностями внешнего взаимодействия УИИ.

По убеждению практически каждого второго респондента (40 %), отсрочка отбывания

наказания осужденными, признанными больными наркоманией, прохождение ими курса лечения, а также медико-социальная реабилитация могут быть эффективными при условии достаточно результативного внешнего взаимодействия УИИ, в первую очередь с органами здравоохранения;

3) отсутствием специально подготовленных сотрудниковдля реализации контроля за такими осужденными, а также недостаточным кадровым составом УИИ.

Практически половина опрошенных нами начальников и инспекторов филиалов ФКУ УИИ уверены, что решение возложенных на них задач невозможно без укрепления организационного и кадрового обеспечения УИИ, поскольку многие сотрудникине готовы к реализации новой функции. Так, большинство опрошенных нами начальников (50 %) и инспекторский состав (50 %) филиалов ФКУ УИИ - в возрасте от 30 до 40 лет (59 %), каждый пятый (19 %) - до 30 лет. Кроме того, 40 % имеют стаж службы в должности от 1 года до 5 лет, при этом подавляющее большинство (60 %) с высшим юридическим образованием.

На наш взгляд, затруднит организацию контроля за поведением осужденных и, следовательно, предупреждение преступлений с их стороны отсутствие необходимого опыта работы у сотрудников УИИ с осужденными, больными наркоманией, а также достаточных знаний и умений, методического обеспечения работы. Об этом, в частности, позволяет утверждать тот факт, что 62 % опрошенных нами начальников и инспекторов филиалов ФКУ УИИ отметили, что им еще не приходилось осуществлять контроль за поведением указанной категории лиц.

Вместе с тем, как утверждают респонденты, также требуется повысить и ответственность самих сотрудников за исполнение возложенных на них задач;

4) недостаточное ресурсное обеспечение деятельности УИИ.

1 См.: Об итогах деятельностиуголовно-исполнительныхинспекций в 2012 году: обзор ФСИН России.

2 См.: Смирнова И.Н., Байчоров С.И. Проблемы и перспективы функционированияуголовно-исполни-тельных инспекций: монография. Псков, 2013. С. 106-108.

3 См.: Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Ст. 134. Ч. 4. П. 3 // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.

/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.