Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4
Право
УДК 340
Организационно-правовое обеспечение кадровой политики органов внутренних дел в период демократических преобразований в России
Саркисов О.Р.
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации
В статье рассматривается деятельность органов внутренних дел в период демократических преобразований 90-х гг. XXв. и последующее время, требования новых подходов к отбору, подбору на службу и подготовке специалистов органов внутренних дел, вопросу защиты интересов личности, общества и государства от преступных проявлений.
Ключевые слова: преступность, органы внутренних дел, правоохранительная деятельность.
В период демократических преобразований в России особенное значение приобретает интенсивное развитие эффективного управления, широкое вовлечение социальных групп общества в процессы управления общественными делами [1]. Переход к рыночным экономическим отношениям требует изменений во всех сферах государственной деятельности, в том числе и в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, в сфере защиты конституционных прав и свобод граждан. Решение этой задачи определяло постоянное совершенствование управления органов внутренних дел, внутренними войсками как составной части Министерства внутренних дел [2], призванной защищать интересы личности, общества и государства от проявлений преступной деятельности националистических, мафиозных, бандитских группировок и формирований, быстро реагировать на крупномасштабные массовые беспорядки [3-4].
Новые условия развития российского общества, переход к рынку обнажили непредвиденную ситуацию в области роста преступности как в целом по Российской Федерации, так и по регионам. Основными целями деятельности криминальных структур этого периода выступало деление сфер влияния, борьба за экономически выгодные территории и виды преступной деятельности, приносящие высокие прибыли. Преступный бизнес охватил такие сферы, как, например, экономика, 172
торговля (в том числе наркоторговля, торговля оружием, проституция во всех ее проявлениях).
Рост преступности в РФ, РТ [5-6], в частности, создавали угрозу политическим, экономическим, социальным преобразованиям, усиливали социальную напряженность в обществе. Смена криминогенной обстановки и приобретение преступными группами ярко выраженной региональной особенности (форма проявления преступности, места концентрации преступных групп, формирование преступной «элиты» в РФ и регионах, террористическая угроза и др.) выступили основными факторами развития нового суждения в кадровой политике органов внутренних дел в области принятия правовых и силовых мер. В связи с этим по инициативе МВД РФ и на уровне руководства министерств внутренних дел регионов были внесены свои коррективы в план действий.
Так, в Республике Татарстан был принят ряд законодательных актов, направленных на активизацию борьбы с преступностью. Верховным Советом Республики Татарстан 2 марта 1993 г. была утверждена «Государственная комплексная программа борьбы с преступностью на 1993-1995 гг.», целью которой являлось создание правовых, организационных и ресурсных предпосылок для преодоления роста преступности и повышения эффективности работы правоохранительных органов республики в этом направлении, усиления их взаимодействия с другими ведомствами и общественными форми-
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4
Право
рованиями. Данная программа последовательно, из года в год, дополнялась с учетом развития криминогенного сообщества и изменения форм преступных посягательств. Одним из направлений политики, проводимой государством в тот период, являлось реформирование силовых структур, направленное на создание условий, при которых личность, общество и государство было бы надежно защищены как от преступных посягательств, так и от внешней угрозы.
Эффективность борьбы с преступностью определяется многими факторами, но один из ключевых - это уровень профессионализма сотрудников милиции, ныне - полиция.
В инструкциях доперестроечного периода по организации служебной деятельности (подбору, отбору на службу, обучение в вузах МВД [7]) особый акцент делался на то, что сотрудник органов внутренних дел должен иметь высокую партийность и коммунистическую убежденность, непримиримость к буржуазной идеологии, высокую организованность и активность в общественной и служебной деятельности.
Такой идеологический подход к социальным качествам сотрудника ОВД, продержавшийся до 90-х гг., не давал реальной картины о социально важных качествах, обеспечивающих специалисту продуктивную профессиональную деятельность в социальном окружении. В этих условиях сформировывался хороший специалист, знающий техническую сторону своей деятельности, но не профессионал, способный к организации деятельности в условиях разнообразных межличностных отношений и существования различных социальных и этнонациональных групп [8]. Идеологические критерии нового периода предусматривали другие реалии, связанные с перестроечными процессами, где работник органов внутренних дел испытывается на прочность: неизмеримо выросли нагрузки и факторы риска, существенно снизились реальные гарантии социально-правовой защиты.
Социальный портрет работника милиции, который хотели видеть граждане России, определялся следующим. Он должен был быть честным и профессионально грамотным человеком, общительным, вежливым и тактичным, у него не должно быть связей с преступным и коррумпированным элементом, а в своих действиях он обязан руководствоваться только совестью и законом, уметь работать с населением и средствами массовой информации.
Социальные, политические процессы, социально-психологические изменения, происходящие в России, требовали новых подходов к отбору, подбору на службу и подготовке специалистов органов внутренних дел.
В этой связи, поэтапно, из года в год, проводилось реформирование всей системы органов вну-
тренних дел, ведомственного профессионального образования с целью его приближения к потребностям практической деятельности ОВД, повышения качества подготовленности кадрового корпуса милиции. Возросло количество учебных подразделений, появились их новые виды (университеты, академии, колледжи и др.), открывались новые специальности и направления подготовки, отвечающие потребностям органов внутренних дел в борьбе с преступностью.
В целом, анализ проведенной работы в органах внутренних дел в период 1990-1995 гг. свидетельствует о верности принятого стратегического решения в области кадровой политики.
Основным программным документом переходного периода, направленным на развитие кадрового потенциала органов внутренних дел, явилась Концепция кадровой политики МВД России, утвержденная приказом Министра от 11 января 1999 г. N° 12 [9]. Всю совокупность задач, поставленных Концепцией и планом мероприятий по ее реализации, можно разделить на стратегические и тактические цели. Под стратегическими целями следует понимать прежде всего формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса, в котором каждый сотрудник будет на своем месте. При этом надо заметить, что профессионализм милиционера не исчерпывался только лишь юридическими знаниями и умениями. Не менее важными его составляющими являлись служебно-боевая подготовка, а также нравственная и психологическая устойчивость сотрудников. Кроме того, органы внутренних дел должны были более полно соответствовать социально- политическим, экономическим, криминогенным и иным существующим и прогнозируемым условиям. Быть способными эффективно решать задачи, поставленные перед Министерством внутренних дел обществом и государством. Только достижение данных целей позволяло обеспечить решение другой стратегической задачи - последовательного перехода от традиционного для России, главным образом репрессивного, типа деятельности правоохранительных органов к модели деятельности, характеризующейся служению обществу и людям. Такая модель обеспечивала тесное взаимодействие между милицией и гражданами, их активное и, самое главное, результативное сотрудниче ство.
Тактические цели включали целый комплекс мер, начиная от совершенствования управления кадровыми процессами и заканчивая многочисленными вопросами комплектования и прохождения службы. Сюда же входят системы профессионального образования (усиление регионального принципа в подготовке специалистов для службы в ОВД и подготовки кадров), воспитательной работы и психологического обеспечения деятельности личного состава орга-
173
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4
Право
нов внутренних дел. Необходимость регионализации системы работы с кадрами, включая подготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, продиктована целым комплексом условий. Во-первых, процесс изменения в организации и содержании кадровой политики ОВД вызван социально-экономическими преобразованиями переходного периода, ценностной переориентацией общества, разрушением жестко централизованной системы управления подбора, отбора и подготовки кадров. Во-вторых, в условиях перехода к рыночной экономике, реальной и скрытой безработицы, разрастания антиобщественных проявлений, которые носили сложный криминальный характер, существенным образом повышались требования ко всем компонентам кадровой политики системы ОВД: необходим был более высокий уровень квалификации, компетенции, физической подготовленности специалиста, формирование у него культуры, правовых и нравственных убеждений, обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке труда и соответствующую интеграцию в культурную среду того или иного региона.
Работники органов внутренних дел должны отличаться безупречным морально-нравственным обликом, всегда должны быть готовыми прийти на помощь людям и, что самое главное, уметь видеть в каждом человеке добрые начала. Работники милиции постоянно «на виду», их работа связана с общением с гражданами разного уровня культуры, образования, социального поведения. В этом отношении они всегда представляют государственную власть. Естественно, что такие работники должны обладать высокой культурой поведения, иметь безупречный внешний вид, знать психологию общения, быть доброжелательными, справедливыми, а при необходимости - настойчивыми.
Переходный период девяностых и последующих лет характерен своими особенностями, сложными социальными и экономическими условиями в ситуации революционной ломки всей системы подготовки кадров и образования. В этой связи актуализируется такой важный фактор как укрепление кадрового потенциала органов внутренних дел новыми людьми, пришедшими в период перестройки на службу. К ним, в первую очередь, можно отнести контингент военнослужащих Российской Армии и Военно-морских сил, увольняемых со службы в запас. Немало бывших военнослужащих поступало на работу в милицию. Ежегодно из этого источника в систему МВД вливались около 18 % молодых сотрудников, а в органах внутренних дел некоторых областей еще больше (например, Тюменской области - до 30 %). Если мы вспомним историю, то еще в циркуляре Отдела управления Омского губревкома от 24 декабря 1919 г. говорилось о том, что «особенно желательными кандидатами на должности в милиции явля-
174
ются красноармейцы, уволенные в запас» [10, с. 32]. Абсолютное большинство лиц, увольняющихся из Вооруженных Сил РСФСР, РФ по своим деловым, моральным и физическим данным соответствовали требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел, а армейская выучка, привычка к дисциплине и уставному порядку помогали бывшим воинам успешно пройти курс первоначальной подготовки, овладеть основами профессионального мастерства, выработать необходимые морально-волевые качества для успешного выполнения задач по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. И эта высококвалифицированная когорта специалистов быстро адаптировалась, переучивалась и вставала в строй, как показала практика, многие из них служат и до настоящего времени.
В девяностые годы был дан старт для построения правового, демократического государства и создания реально действующих механизмов обеспечения законности, гарантий прав человека, и в этой связи деятельность органов внутренних дел рассматривалась как эталон защиты общества и государства.
Дальнейшие преобразования органов внутренних дел и формирование правовой базы, проведение реформ правоохранительной системы, усиление борьбы с преступностью определили эффективность правоохранительной деятельности полиции в современных условиях, в которых в качестве цели выступает оптимальная реализация личных и социальных интересов общества и государства. Безусловно, процесс реформирования органов внутренних дел требует времени и координируемых усилий как самой правоохранительной системы, так и многих государственных структур.
Литература:
1. Ершов А.Н., Рожков М.И. Молодежное самоуправление. - Казань: Татарское книжное издательство, 1990. - 94 с.
2. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Постановлением Совета Министров рСфСР от 22.10.1991 г. № 557 (с изм. и доп.) от 29.01.1992 г. № 50 и 23.10.1993 г. № 1082 // Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации. Сб. норм. актов. - М., 1994. - С. 184-191.
3. Указ Президента Российской Федерации № 1189 от 8.10.1992 г. «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 1157.
Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4
Право
4. Указ Президента Российской Федерации № 570 от 28.04.1993 г. «Об организационных мерах по усилению борьбы с преступностью» // Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 18. - Ст. 1597.
5. Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 25.05.1993 г. № 1860-XTT «О чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью». - URL: http://docs.pravo.ru/document/ view/3343954/3433942/
6. Указ Президента РФ от 14.06.1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» (14 июня 1994 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 804
7. Инструкция по организации учебного процесса в высших учебных заведениях Министерства внутренних дел СССР. - М: Управление учебных заведений МВД СССР, 1977.
8. Саркисов О.Р. Становление и развитие региональной системы подготовки кадров МВД Республики Татарстан: история и современность. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2002. - 122 с.
9. Милиция // Журнал Министерства внутренних дел России. - 2003. - № 10. - С. 3-6.
10. Касымов Б. В первые годы Советской власти // Вестник МВД Казахской ССР. - 1981. - № 81. -С. 32.
Procedural and Institutional Provision of Personnel Policy of Internal Affairs Bodies in the Period of Democratic Reforms in Russia
O.R. Sarkisov
Kazan legal institute (branch) of the Russian legal academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation
The paper deals with the activities of internal affairs bodies in the period of democratic reforms of 1990-s and further, demand for new approaches to selection and training of specialists in the internal affairs bodies, and protection of interests of an individual, society and state from criminal assaults.
Key words: delinquency, internal affairs bodies, law enforcement activities.
175