ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИНДИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ
Е.Н. ХОДАТЕНКО, кандидат исторических наук, доцент
Аннотация. Проблема повышения эффективности противодействия терроризму относится к наиболее актуальным в современном мире. В Индии значительная нагрузка в ее решении ложится на органы полиции. Понять, насколько эффективна антитеррористическая деятельность индийской полиции, можно, разобравшись в ее сложной организационной структуре и проанализировав нормативную основу функционирования этой силовой структуры.
Ключевые слова: полиция Индии, Индийская полицейская служба, индийские резервные батальоны, закон, законодательство, компетенция.
THE LAW AND ORGANIZATION STRUCTURE OF INDIAN POLICE AND ITS
ANTITERRORISM FUNCTIONS
E.N. HODATENKO, candidate of historical sciences, the senior lecturer
Annotation. The problem of increasing of effectiveness of terrorist's opposition is one of the most actual in modern world. The main burden of its resolving in India is laid on the organ of internal affairs - The Police. In order to understand how effective its antiterrorism activity is it's necessary, from our point of view, to look into complicated organization structure of Indian Police and analyze normative foundation of functioning of this special force.
Key words: the Police of India, The Indian Police Service, India Reserve Battalions, law, legislation.
Как и в большинстве стран, сталкивающихся с проблемой терроризма, в Индии значительная нагрузка в ее решении ложится на полиции. Понять, насколько эффективна антитеррористическая деятельность индийской полиции, можно, только разобравшись в ее сложной организационной структуре и проанализировав нормативную основу функционирования этой силовой структуры.
В соответствии с положениями Конституции Республики Индия, полиция наделена широким кругом полномочий, включающим в себя не только право задерживать подозрительных лиц, проверять документы, защищать имущество и собственность государства и частных лиц, охранять и предупреждать нарушение законов, разгонять и арестовывать демонстрантов или забастовщиков и т.д., но и стрелять в толпу, если люди отказываются разойтись1.
Деятельность полиции по поддержанию общественного порядка относится к компетенции штатов. Каждый штат и союзная территория имеют собственные отдельные полицейские силы, которые в своей деятельности руководствуются правилами и предписаниями, разрабатываемыми правительствами соответствующих штатов или союзных территорий. Тем не менее полиция
не является разрозненным правоохранительным институтом, а функционирует как единая система, подчиняющаяся общеиндийским законам и управляемая центром, в том числе с помощью кадровой политики.
Индийская полицейская служба (ИПС) и полицейские службы штатов (ПСШ). Высший административный аппарат полиции каждого штата формируется из офицеров ИПС, а также ПСШ2. ИПС представляет собой элитный корпус, чьи члены замещают все старшие посты и управленческие должности полиции на уровне штата и дистрикта3, а также в центральных полицейских организациях.
Статья 312 Конституции Республики Индия дает право парламенту создавать своим законом всеиндийские службы. На момент принятия Конституции таких служб было две - Индийская административная служба (ИАС) и ИПС, реорганизованные из колониальных Индийской гражданской службы и Индийской службы полиции соответственно.
В октябре 1951 г. принят Закон о всеиндийских службах4. В развитие этого Закона были утверждены правила, регулирующие вопросы набора чиновников, условий их службы, поведения, дисциплины, а также право апелляции. Позже в разряд
всеиндииских дополнительно включены лесная, медицинская и инженерная службы. Смысл создания всеиндиИскоИ службы, т.е. общеИ службы и для союза, и для штатов, как отмечал известный индиИскиИ правовед Д.Д. Басу, заключался в том, что ее существование и функционирование регулируется только законами союзного парламента5.
Центральное правительство осуществляет общее руководство кадровыми вопросами государствен-ноИ службы через секретариат МВД Индии. Руководство последнего ведет переговоры с админи-страциеИ штатов о распределении новых членов ИАС и ИПС в штатах, регулирует вопросы откомандирования чиновников всеиндиИских служб в распоряжение центра, осуществляет общиИ надзор за учебными заведениями подготовки чиновников ИАС и ИПС6.
Набор в ИПС, как и в другие всеиндиИские службы, проводят Комиссия по делам государственноИ службы союза и комиссии по делам государственноИ службы для каждого штата, созданные в соответствии со ст. 315-323 Конституции Республики Индия. ГлавноИ их обязанностью среди прочих является «проведение экзаменов на замещение должностеИ на службах союза или штатов соответственно».
Комбинированные экзамены гражданскоИ службы проводятся каждыИ год, к которым допускаются в среднем более 100 тыс. индиИцев. Экзамены проходят около 600 человек, однако только 60-70 кандидатов из них отбирают в состав ИПС. Претенденты должны иметь высшее образование и быть в возрасте от 21 до 28 лет. В отставку офицеры ИПС выходят в возрасте 60 лет7.
Кроме прямого набора, пополнение рядов ИПС происходит путем назначения офицеров ПСШ по квоте в 33% по рекомендации отборочного комитета Комиссии по делам государственноИ службы союза. Правительство Индии после консультациИ с правительством заинтересованного штата устанавливает общее количество вакансиИ для непосредственно набранных, а также для назначенных офицеров ИПС на каждыИ год. Принятые по прямому набору кандидаты проходят сначала 15-недельное базовое обучение в НациональноИ академии управления им. Лал Бахадур Шастри в Масури, затем - 44-недельныИ курс профес-сиональноИ подготовки в НациональноИ поли-цеИскоИ академии им. Сардар Валлабхаи Пателя (НПАСВП) в Хайдарабаде, и еще 34-недельную практическую подготовку в штатах, в которые они распределены. Назначенные из ПСШ офицеры ИПС проходят 6-недельную подготовку в НациональноИ полицеИскоИ академии им. Сардар Вал-лабхаи Пателя8.
После завершения обучения офицеров ИПС распределяют по кадровым составам штатов, к ко-
торым они остаются прикрепленными на все время своеИ карьеры. Организационно ИПС делится на 24 штатовских кадровых состава. Они включают в себя старшие полицеИские должности, резерв центрального делегирования, резерв делегирования штата, учебныИ резерв, младшие должности и отпускноИ резерв. Причем отдельного кадрового состава для руководства полицеИскими силами, находящимися в подчинении центрального правительства, не предусмотрено. Для службы в центре офицеров ИПС командируют из кадровых составов штатов по принципу ротации9.
В каждом штате имеется также своя полицеИская служба, которая считается нижестоящеИ службоИ по отношению к ИПС. Набор в нее осуществляют соответствующие правительства штатов через комиссии по делам государственноИ службы штатов посредством сдачи экзаменов, которые схожи с экзаменами, проводимыми КомиссиеИ по делам государственноИ службы союза. Обычно кандидаты, отобранные в ПСШ, после прохождения курса интенсивноИ подготовки назначаются на должности заместителя суперинтенданта полиции или помощника комиссара полиции.
После установленного срока службы в ПСШ ее офицеры назначаются в ИПС. Срок службы, не-обходимоИ для назначения, варьируется от 8 до 15 лет. Кандидат, поступившиИ в ПСШ, может дослужиться до генерального инспектора полиции штата. Количество вакансиИ в ПСШ каждыИ год меняется и зависит от нужд конкретного штата10. Так, существующая с 1951 г. ПолицеИская служба Раджастхана11 имеет в своем составе 661 офицера12, а численность ПолицеИскоИ службы штата Химачал-Прадеш составляет только 115 офицеров13.
В штатах ИПС и ПСШ дополняются подчиненными полицеИскими службами, из числа членов которых производиться набор на должности инспектора полиции, младшего инспектора полиции и помощника младшего инспектора полиции. Набор кандидатов (при наличии высшего образования) в подчиненные полицеИские службы производится после сдачи ими конкурсных экзаменов, проводимых комиссиями по делам государствен-ноИ службы штатов14.
Гражданская полиция. Структура и организация полиции в Индии до сих пор унаследованы от колониальных времен. ОсновноИ правовоИ базоИ существования полиции по-прежнему остаются Закон о полиции 1861 г., законы штатов о поли-цеИских силах, а также принятые в их развитие правила и предписания.
В своеИ деятельности полиция руководствуется тремя базовыми законами: УК 1862 г., Законом Республики Индия о свидетельских показаниях 1871 г. и УПК 1973 г.15 Эти законы устанавлива-
ют единые для всеИ страны права и обязанности полицеИских органов, предписывают единые процессуальные рамки их функционирования и наделяют четко очерченным объемом властных полномочиИ.
Законодательные собрания штатов вправе принимать в их развитие свои законы, которые, однако, не могут противоречить основополагающим принципам, содержащимся в общенациональных нормативных актах. Законы распространяются на всю страну, и правительства штатов обязаны деИствовать в строгом соответствии с их требованиями. Помимо основных законов, имеются законодательные акты, которые также деИствуют на всеИ территории Индии. К их числу можно отнести Законы о взрывчатых веществах 1908 г., о го-сударственноИ таИне 1923 г., об оружии 1959 г., о национальноИ безопасности 1980 г., о спецслужбах Индии 1985 г. и о борьбе с коррупциеИ 1988 г.
Полиция в штатах и союзных территориях организована по административно-территориальному принципу, а также включает в себя ряд функциональных подразделениИ, таких как департамент уголовного расследования, лаборатория судебноИ медицины, организация противопожарноИ службы штата, дорожная полиция16.
Вооруженная полиция. В дополнение к обычноИ полиции почти в каждом штате и союзноИ территории имеются силы вооруженноИ полиции. Они являются резервными подразделениями, остающимися большинство времени в казармах до вызова на выполнение специальных обязанностеИ или на борьбу с широкомасштабными нарушениями общественного порядка17.
В 1952 г. парламент страны принял Закон о силах вооруженноИ полиции штата, которыИ деИствие любых дисциплинарных законов, принятых законодательным собранием штата, распространил на членов подразделениИ вооруженноИ полиции штата, находящиеся на службе за его пределами18. Вооруженная полиция организована по батальонному принципу и помимо борьбы с массовыми беспорядками выполняет функции охраны и сопровождения.
Гражданская полиция, которая отвечает за раскрытие преступлениИ и поддержание общественного правопорядка, как правило, не вооружена. Стрелковое оружие может использоваться офицерами в звании младшего инспектора и выше, а также вооруженноИ полициеИ только в ситуации насилия и только по судебному распоряжению19.
Количество батальонов вооруженноИ полиции, их численность и даже названия сильно различаются в зависимости от конкретного штата или союзноИ территории, что сложилось исторически. Большие силы полиции, естественно, рас-
положены в самом большом по населению штате Уттар-Прадеш. Здесь в подчинении генерального директора полиции находятся 31 вооруженныИ батальон и другие специализированные подраз-деления20.
Ко времени обретения независимости в 12-ти провинциях Индии в вооруженноИ полиции служило около 95 тыс. человек21, а общая численность полиции в Индии в 1947 г. составляла 381 тыс. че-ловек22. В 2005 г. число сотрудников полиции возросло более чем до 1300 тыс. человек, из которых около 300 тыс. составляют батальоны вооруженноИ полиции штатов.
Индийские резервные батальоны. Несмотря на размещение в «горячих точках» военизированных формированиИ, оказалось, что все запросы штатов в отношении помощи в обеспечении вну-треннеИ безопасности удовлетворить невозможно. Из-за нехватки центральных сил безопасности МВД Индии предложило концепцию индиИских резервных батальонов. По этоИ схеме центральное правительство разрешало правительствам штатов осуществить набор дополнительных батальонов вооруженноИ полиции, финансирование которых частично брало на себя центральное правительство, а частично - правительство заинтересованного штата23.
Это весьма выгодно правительствам штатов, учитывая значительныИ объем расходов. Так, стоимость набора в штате Джамму и Кашмире двух индиИских резервных батальонов (одного в 2003 г., а второго - в 2003/04 финансовом году) составила 260 млн рупиИ24. За это правительство штата должно предоставлять резервные батальоны по первому требованию в распоряжение центрального правительства, которое может их использовать за пределами своего штата.
В 2004 г. центральное правительство санкционировало создание 19 индиИских резервных батальонов в штатах, где активно деИствовали левые экстремисты - наксалиты. В 2005 г. было разрешено сформировать дополнительно 32 индиИских резервных батальона в штатах Северо-ВосточноИ Индии. Хотя процесс их создания идет медленно, тем не менее в ближаИшее время планируется довести общее число индиИских резервных батальонов до 85 по всеИ Индии25.
Правительственная железнодорожная полиция. Поддержание законности и правопорядка на железных дорогах, находящихся на территории штатов, возложено на правительства штатов. Для этих целеИ они используют правительственную железнодорожную полицию26. Она отвечает в основном за предотвращение и расследование преступлениИ (изнасилования, кражи, убиИства), совершаемых на железнодорожном транспорте. Обязанности
правительственной железнодорожной полиции соответствуют тем, которые выполняет полиция дистрикта.
В 2003 г. личный состав правительственной железнодорожной полиции насчитывал 36 600 человек. Организационно эта полиция входит в состав полиции штата или союзной территории. Работа правительственной железнодорожной полиции дополняется деятельностью подразделений центральных сил защиты железных дорог, которые, например, охраняют товарные вагоны с грузами и пакгаузы на станциях в пределах того или иного штата27.
Кроме предотвращения и расследования преступлений в поездах, в обязанности правительственной железнодорожной полиции входят охрана железнодорожных мостов, патрулирование путей, поиск заложенных взрывных устройств на путях и на станциях. Другими словами, на железнодорожную полицию возложена важная антитеррористическая функция.
Количество и организационная структура правительственной железнодорожной полиции в штатах и союзных территориях варьируют в зависимости от количества населения и плотности железнодорожного сообщения. Хотя сотрудники железнодорожной полиции заняты обычными преступлениями, в последнее время им все чаще приходится сталкиваться с террористическими актами и диверсиями на железной дороге. Особенно это касается штатов Джамму и Кашмир, Северо-Восточной Индии.
1 Ульянова Л.П. Индия: правовое положение штатов. М., 1970. С. 83.
2 Там же.
3 Brass P.R. The Politics of India Since Independence. The New Cambridge History of India. Cambridge, 1991. P. 55.
4 The All-India Services Act. 1951. № 61 of 1951. URL: http://indiacode.nic.in/fullact1.asp?tfnm=195161.
5 Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. М., 1986. С. 540-541.
6 Флорин В.Н. Государственный административный аппарат независимой Индии. М., 1975. С. 128.
7 Don the khaki (Student Solution/Career Options. Government). URL: http: //www.eduquity.com/ student/careernew/Government.asp?target=govt_ indianpoliceservice.
8 Annual Report 2005-2006. Ministry of Home Affairs... Р. 78.
9 Annual Report 2004-2005. Ministry of Home Affairs. New Delhi, 2005. Р. 105.
10 Careers in the police force (State Police Service). URL: http://sify.com/peopleandplaces/fullstory. php?id=13743023&page=2.
11 About Us (History of Rajasthan Police). URL: http:// rajpolice.nic.in/indexfrm.htm.
12 Police at a Glance (Updated on 05.04.2006). URL: http://rajpolice.nic.in/indexfrm.htm.
13 Brief History Of Himachal Pradesh. URL: http:// hppolice.nic.in/welcome.html.
14 Careers in the police force (Subordinate Police Services). URL: http://sify.com/peopleandplaces/fullstory. php?id=13743023&page=3.
15 Ajay K.M. Policing in a Developing and Democratising Society // Dialogue. 2004. Vol. 6. № 1. URL: http://www. asthabharati.org/Dia_July04/Ajay.htm.
16 Подробнее об организационной структуре индийской полиции см., например: Ходатенко Е.Н.Индийский опыт борьбы с сепаратизмом и терроризмом в штате Джамму и Кашмир (правовой аспект) : моногр. Голи-цыно, 2006.
17 Brass P.R. Op. cit. P. 56.
18 The State Armed Police Forces (Extension Of Laws) Act. 1952. № 63. URL: http://indiacode.nic.in/fullact1. asp?tfnm=195263.
19 Ajay K.M. Policing in a Developing and.
20 About us // Uttar Pradesh Police. URL: http://uppolice. up.nic.in/About UP Police.html.
21 Vohra N.N. National Security Issues — A Rapid Review // Indian Defence Review. 1994. Vol. 9. P. 39.
22 Dhillon K.S. Police, Politics and Human rights // Dialogue. 2004. Vol. 6. № 1. URL: http://www.asthabharati. org/Dia_July04/Dhillon.htm.
23 India Reserve Battalions // Annual Report 2001—2002. Ministry of Home Affairs. New Delhi, 2002. URL: http:// mha.nic.in/annual%20report-5.htm.
24 Annual Report 2002-2003. Ministry of Home Affairs. New Delhi, 2003. Р. 25.
25 Ibid. Р. 86.
26 Singh N.K. Policing in India.
27 Role of G.R.P. URL: http://rpf.indianrailways.gov.in/ rpf/historyandrole.htm.