Научная статья на тему 'Организационно-правовая форма как конкурентное преимущество корпораций в условиях глобализации экономических процессов'

Организационно-правовая форма как конкурентное преимущество корпораций в условиях глобализации экономических процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СCORPORATION / GLOBALIZATION / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горловская Ирина Георгиевна

Анализируются особенности конкурентных преимуществ корпорации в организационно-правовой форме открытых акционерных обществ. Рассматриваются объективные ресурсные конкурентные преимущества корпорации и инструменты их реализации на национальном и международном финансовых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal form as a competitive advantage of corporations in the process of economic globalization

The article analyzes the characteristics of competitive advantage in the corporate legal form of joint stock companies. Considered the objective resource corporations a competitive advantage and tools for their implementation at the national and international financial markets.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовая форма как конкурентное преимущество корпораций в условиях глобализации экономических процессов»

УДК 338.242

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

LEGAL FORM AS A COMPETITIVE ADVANTAGE OF CORPORATIONS IN THE PROCESS OF ECONOMIC GLOBALIZATION

И.Г. Г орловская I.G. Gorlovskaya

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Анализируются особенности конкурентных преимуществ корпорации в организационно-правовой форме открытых акционерных обществ. Рассматриваются объективные ресурсные конкурентные преимущества корпорации и инструменты их реализации на национальном и международном финансовых рынках.

The article analyzes the characteristics of competitive advantage in the corporate legal form of joint stock companies. Considered the objective resource corporations a competitive advantage and tools for their implementation at the national and international financial markets.

Ключевые слова: корпорация, глобализация, конкурентные преимущества. Key words: сcorporation, globalization , competitive advantages.

В условиях глобализации экономических процессов и трансформации технологических укладов особое значение приобретает способность производственной корпорации к устойчивому экономическому развитию, обусловливающему ее стабильное положение на отраслевом, региональном, национальном и мировом рынках. Вектор устойчивого развития корпорации всегда сопряжен с ее стратегией: устойчивое развитие может быть связано с приоритетами будущих поколений, экономическим ростом, качественно новым типом развития [1]. Важной составляющей компонентой устойчивого экономического развития коорпо-рации в условиях глобализации является обеспечение ее высокой конкурентоспособности. В процессе улучшения приспособленности корпорации к изменению внешних условий и факторов происходит увеличение внешних взаимосвязей корпорации и, как следствие, усложнение ее внутренней структуры (производственно-хозяйственной, в том числе технико-технологической, финансово-экономической, организационно-управленческой и др.). Меняющаяся внешняя среда побуждает корпорацию искать новые способы обеспечения ее конкурентоспособности. От содержательного понимания конкурентоспособности корпорации ее менеждментом зависит выбор форм и

методов управления корпорации как в долгосрочном, так и краткосрочном периодах. Между тем до сих пор в научной среде до сих пор остается дискуссионным само понятие конкурентоспособности. Часто конкурентоспособность корпорации предприятия отождествляют с конкурентоспособностью ее продукции, определяют конкурентоспособность как «количественную и качественную характеристику производимой товаропроизводителями продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества, поставляемых на этот рынок товаров» [2]. Иногда под конкурентоспособностью предприятия понимают «возможности его адаптивности и инновационности для формирования конкурентных преимуществ» [3]; способность «применения совокупного конкурентного потенциала для борьбы с соперниками и достижения конкурентных преимуществ» [4]; оцененное субъектами внешней среды превосходство предприятия на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары (услуги),

© И.Г. Горловская, 2013

превосходящие аналоги по критерию цена/качество [5]. Приведённые точки зрения демонстрируют, с одной стороны, сложность и мно-гоаспектность понятия конкурентоспособности, с другой стороны, - возможность раскрытия содержания конкурентоспособности через сопряженное понятие «конкурентные преимущества». Конкурентные преимущества производственной корпорации в рамках традиционного (маркетингового) взгляда лежат в области развития новых технологий; учета изменившихся требований потребителей продукции и поставщиков компонентов производства; появления нового сегмента рынка [6, с. 33]. По виду получаемого результата к основным типам конкурентных преимуществ относят ресурсные, технологические, инновационные, социальные, экологические, глобальные, культурные и другие преимущества [7]. Несмотря на важность традиционно рассматриваемых в научной среде конкурентных преимуществ корпораций, связанных с качеством и ценой товара, НИОКР, внедрением новых технологий, использованием дешевой рабочей силы, с развитием качества системы управления предприятием, в условиях глобализации особую значимость для корпорации приобретают конкурентные преимущества, связанные с организационно-правовой формой, обусловливающей объективные преференции в ресурсной области. Представляется, что организационно-правовая форма открытого акционерного общества дает ряд конкурентных преимуществ перед корпорациями, ведущими бизнес в иных организационно-правовых формах. Кроме преимуществ, связанных с системой налогообложения прибыли [6, с. 480], при прочих равных условиях акционерная организационно-правовая форма расширяет конкурентные возможности корпорации следующим образом.

Во-первых, в ресурсной области, поскольку финансово-эмиссионный механизм формирования капитала дает возможность централизации уставного и заемного капитала, возможность привлечения средств разрозненных субъектов с избытком денежных средств не только в пределах национальной экономики, но и за её пределами. Увеличение финансовых ресурсов корпорации положительно сказывается на развитии материальных, трудовых и других ресурсов. Данный вид конкурентных преимуществ может быть реализован на всех этапах жизненного цикла корпорации.

Во-вторых, в технико-технологической области, поскольку инвестиционный механизм корпорации позволяет посредством покупки

и последующего владения ценными бумагами других корпораций («финансовых цепочек») формировать необходимые технологические взаимосвязи («технологические цепочки»). Отсюда вытекает возможность экономии трансакционных издержек в рамках холдинговой структуры, что, следовательно, влияет на ценовую составляющую в конкурентной позиции.

В-третьих, традиционный маркетинговый механизм корпорации дополняется возможностью рекламировать себя и свою продукцию посредством листинга ценных бумаг на мировых фондовых биржах. Вследствие прохождения процедуры листинга корпорация и ее продукция становятся известными неограниченному числу инвесторов, а также корпорация приобретает положительный имидж в глазах потребителей её продукции как надежный производитель продукции;

В-четвертых, в социальной области: несмотря на необходимость публичного раскрытия большого массива информации в силу действующего законодательства и увеличения затрат на публичное раскрытие информации, транспарентная корпорация автоматически вынуждена нести социальную ответственность, что влечет за собой рост уровня лояльности со стороны персонала компании, а также развитие интрапренерства [8], а следовательно, по -вышает конкурентоспособность в контексте устойчивого экономического развития;

В-пятых, долевая собственность и коллегиальное управление в корпорации способствуют определению наиболее адекватных (с точки зрения глобальных и национальных перспектив) целей развития по сравнению с предприятием, основанным на базе индивидуальной собственности и единоличного управления [9]. Представляется, что определение миссии и стратегических целей корпорации является первостепенным, а использование остальных инструментов и обеспечение необходимых процессов должно быть взаимоувязано и подчинено достижению поставленных целей. При этом в современных условиях акценты в деятельности корпорации должны смещаться от маркетинговой стратегии, стоимостной стратегии к стратегии, согласовывающей интересы собственников корпорации (прибыль), интересы персонала корпорации (развитие человеческого капитала) и интересы всего общества (экологичность продукции и применяемых технологий).

В рамках существующих классификаций [10] конкурентные преимущества корпорации, вытекающие из ее особой организационной

формы можно охарактеризовать как устойчивые, уникальные, наследственные, нацеленные на синергический результат на уровне предприятия (а не только на уровне товара или вида деятельности), формирующиеся в рамках системного подхода.

Специфические инструменты и процедуры реализации конкурентных преимуществ корпорации, вытекающие из организационноправовой формы, следует определять в разрезе типов конкурентных (см. таблицу).

Рассмотрим более подробно некоторые инструменты финансово-эмиссионного механизма реализации конкурентных преимуществ корпораций. Этот способ реализации конкурентных преимуществ обеспечивает доступ к источникам денежных ресурсов, которыми не обладает ни одна другая организационно-правовая форма предприятия. Уставный капитал корпорации формируется за счёт выпуска долевых бессрочных ценных бумаг - акций, которые после регистрации выпуска размещаются среди физических и юридических лиц. Это позволяет сконцентрировать разрозненные сбережения в эффективно действующий капитал.

Ресурсные конкурентные преимущества национальной корпорации заключаются в том, что акции могут размещаться одновременно как на национальном рынке ценных бумаг, так и за рубежом при помощи особых финансовых инструментов - депозитарных расписок. Особенностью ресурсных конкурентных преимуществ транснациональных корпораций является то, что при помощи депозитарных расписок акции, выпущенные в стране базирования штаб-квартиры, могут обращаться и размещаться в принимающих странах, где находятся ее производственные и другие подразделения, и наоборот.

Депозитарные расписки представляют собой производный финансовый инструмент, в основе которого лежат базовые ценные бумаги - акции. Корпорация-эмитент акций помещает часть выпуска акций на хранение и/или учёт в депозитарий-кастодиан в стране нахождения самой корпорации, а затем специализированный депозитарий-эмитент депозитарных расписок выпускает их и передает брокерским фирмам для размещения на зарубежном рынке ценных бумаг.

Специфические инструменты механизма реализации конкурентных преимуществ корпорации

Тип конкурентного преимущества Механизм реализации конкурентных преимуществ Инструменты и процедуры реализации конкурентных преимуществ корпорации Результат реализации конкурентных преимуществ корпорации

Организационный Организационно- управленческий Определение миссии и стратегических целей на коллективной основе Соответствие стратегическим национальным и глобальным целям

Ресурсный Финансово- эмиссионный Базовые ценные бумаги (акции, облигации, биржевые облигации), производные финансовые инструменты (депозитарные расписки), эмиссия ценных бумаг Увеличение уставного и заемного капитала корпорации

Т ехнологический Инвестиционный Портфель ценных бумаг других корпораций, управление портфелем ценных бумаг Создание финансово-технологической цепочки, диверсификация деятельности

Инновационный Финансово- эмиссионный, инвестиционный Базовые ценные бумаги (акции, облигации, биржевые облигации), производные финансовые инструменты (депозитарные расписки), эмиссия ценных бумаг Портфель ценных бумаг других корпораций, управление портфелем ценных бумаг Выпуск продукции с новыми качествами; выпуск экологически чистой продукции и др.

Социальный Информационный Публично раскрываемая информация, раскрытие информации в силу национального законодательства Повышение социальной ответственности, повышение лояльности персонала, развитие интрапренерства

Маркетинговый Информационный Листинг, публично раскрываемая информация, раскрытие информации в силу национального законодательства Дополнительная реклама

Конкурентные преимущества корпорации заключаются, кроме того, в том, что выпуск депозитарных расписок, во-первых, является формой листинга, рекламой корпорации и её продукции; во-вторых, означает прохождение процедуры листинга, что в дальнейшем облегчает допуск ценных бумаг корпорации на ведущие мировые фондовые биржи; в-третьих, является фактором, способствующим росту капитализации корпорации. Для российских (национальных) корпораций перспективными являются американские депозитарные расписки (ADR -American Depositary Receipt) и глобальные депозитарные расписки (GDR - Global Depositary Receipt); для транснациональных корпораций, имеющих доли в зарубежных акционерных обществах, перечень дополняется российскими депозитарными расписками (РДР).

Конкурентные преимущества РДР пока ещё не освоены транснациональными корпорациями. В России был осуществлен только один выпуск РДР на обыкновенные акции United Company RUSAL Plc. Эмитентом РДР выступил депозитарий Сбербанка РФ.

РДР представляет собой особый вид именной бездокументарной ценной бумаги, не имеющей номинальной стоимости. РДР удостоверяет право собственности на определенное количество базовых ценных бумаг (акций или облигаций) иностранной корпорации и закрепляет право ее владельца требовать от российского депозитария-эмитента РДР получения взамен РДР соответствующего количества базовых ценных бумаг иностранной корпорации и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав, закрепленных базовыми ценными бумагами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены два вида РДР. Первый вид предполагает, что корпорация принимает на себя обязательства перед владельцами РДР, заключая специальный договор с депозитари-ем-эмитентом РДР, удостоверяющий право владельца РДР требовать надлежащего выполнения этих обязательств по базовой ценной бумаге. В таком договоре эмитент базовых ценных бумаг должен указать права, закрепленные представляемыми базовыми ценными бумагами; порядок выдачи (направления) владельцами российских депозитарных расписок указаний депозитарию-эмитенту РДР о порядке голосования по базовым акциям; обязательства корпорации-эмитента базовых ценных бумаг предоставлять информацию на русском языке в объеме и сроки, которые обеспечивают возможность осуществить ее раскрытие в объеме,

порядке и сроки, которые предусмотрены российским законодательством. РДР второго вида выпускаются на акции корпорации, уже прошедших процедуру листинга на одной из ведущих мировых фондовых бирж, поэтому не требуют заключения дополнительного договора.

Для реализации объективных ресурсных преимуществ посредством выпуска депозитарных расписок корпорация должна заключить договоры с инфраструктурными институтами -депозитарием-кастодианом в стране нахождения корпорации, депозитарием-эмитентом депозитарных расписок в стране обращения депозитарных расписок, брокерскими фирмами, консультантом. Процедура эмиссии депозитарных расписок определяется нормами законодательства той страны, где будут обращаться эти производные ценные бумаги. Особенности этапов эмиссии ADR обусловлены видом (уровнем) депозитарных расписок. Для РДР предусмотрена процедура из трёх этапов: утверждение решения о выпуске РДР уполномоченным органом эмитента - депозитария; государственная регистрация выпуска РДР; размещение РДР. Дополнительный выпуск российских депозитарных расписок не требует дополнительной государственной регистрации и осуществляется путем внесения изменений в решение о выпуске российских депозитарных расписок в части увеличения максимального количества российских депозитарных расписок выпуска, которое может одновременно находиться в обращении. Размещение РДР может происходить как в открытой форме среди неограниченного круга лиц, так и в закрытой форме, в том числе среди квалифицированных инвесторов.

Следующим инструментом реализации объективных ресурсных преимуществ корпорации являются биржевые облигации, дающие возможность привлечения заёмного капитала на рынке ценных бумаг без дополнительных затрат. Биржевые облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в расчётном депозитарии, обслуживающим фондовую биржу, которая осуществляет допуск таких облигаций к торгам. Срок обращения биржевых облигаций не может превышать один год с даты начала их размещения. Доходом по биржевой облигации является либо дисконт, либо фиксированный процент от номинальной стоимости. Для выпуска биржевых облигаций характерны: облегчённая процедура эмиссии (без государственной регистрации выпуска); обращение исключительно на организованном рынке ценных бумаг. Усло-

виям реализации такого конкурентного преимущества являются: срок существования корпорации не менее трёх лет; наличие надлежащим образом утвержденной годовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года; прохождение процедуры листинга на фондовой бирже.

Реализация объективных ресурсных преимуществ корпорации даёт возможность привлечения дополнительных денежных ресурсов как на национальном, так и на международном рынках ценных бумаг. Источниками таких финансовых ресурсов могут выступать не только свободные денежные средства населения, но и страховые, пенсионные накопления, концентрирующиеся в специализированных финансовых институтах. Между тем, представляется, что определение миссии и стратегических целей корпорации является первостепенным, а использование специфических инструментов и обеспечение необходимых процессов должно быть взаимоувязано и подчинено достижению поставленных целей. В условиях глобализации экономических процессов акценты в деятельности корпорации должны смещаться от маркетинговой стратегии, стоимостной стратегии к стратегии, согласовывающей интересы собственников корпорации (прибыль), интересы персонала корпорации (развитие человеческого капитала) и интересы всего общества (экологичность продукции и применяемых технологий). В рамках выбранной стратегии у корпорации возникает необходимость выбора специфических инструментов и выбора способа их реализации для обеспечения конкурентоспособности.

1. Горловская И. Г. Особенности формирования механизма устойчивого развития промышленных предприятий в условиях перехода к новому технологическому укладу // Экономические науки. - 2010. - № 9 (70). - С. 203-209.

2. Маевский В. И., Сухарев О. С., Нешитой А. С. Стратегия формирования конкурен-

тоспособного типа воспроизводства (качество экономического роста) // Россия в глобализирующемся мире : стратегия конкурентоспособности / отв. ред. Д. С. Львов, Д. Е. Сорокин. -М. : Наука, 2005. - С. 57.

3. Абахов Ю. М., Лукашенко О. В., Смот-рицкая И. И. Стратегия формирования конкурентоспособности корпораций // Россия в глобализирующемся мире : стратегия конкурентоспособности / отв. ред. Д. С. Львов, Д. Е. Сорокин. - М. : Наука, 2005. - С. 137.

4. Рубин Ю. Б Теория и практика предпринимательской конкуренции. - М. : Маркет ДС, 2006. - С. 91.

5. Фасхиев Х. А. Определение конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 4. - С. 70-78.

6. Портер Майкл Е. Конкуренция : учеб. пособие : пер. с англ.. - СПб. [и др.] : Вильямс, 2000. - 495 с.

7. Рохчин В. Е., Ветрова Е. Н., Полянский А. В. Управление стратегической конкурентоспособностью промшленного предприятия на основе развития его потенциала : монография / под ред. А. Е. Карлика. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - С. 86-100.

8. Миллер А. Е., Крючков В. Н. Проблемы становления институционального интрапренерства // Вестн. Сиб. гос. авт.-дор. акад. - 2012. -№ 11. - C. 11-116.

9. Герасина Ю. А. Трансформация механизма корпоративного структурирования экономики в условиях глобализации : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2012. - С. 32-34.

10. СелюковМ. В., Шалыгина Н. П., Савенкова И. В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8. - С. 449-454. -URL: www .rae .ru/fs/?section=content&op=show _article&article_id=7798385 (дата обращения: 02.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.