УДК 378.14 Рихтер Татьяна Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и физики Соликамского государственного педагогического института (филиала)
Пермского государственного национального исследовательского университета
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Richter Tatiana Vasilyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Mathematics and Physics Subdepartment, Solikamsk State Pedagogical Institute, Perm State National Research University
THE ORGANIZATIONAL EDUCATIONAL CONDITIONS PROMOTING THE FORMATION OF VOCATIONAL COMPETENCES OF FUTURE INFORMATICS TEACHERS IN THE CONTEXT OF INTERACTIVE EDUCATIONAL COMMUNICATION
Аннотация:
В статье в качестве теоретической основы выделения организационно-педагогических условий, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих учителей информатики в рамках интерактивного образовательного взаимодействия, выбраны системный, деятель-ностный, компетентностный и интерактивный подходы. Выделены группы организационно-педагогических условий (мотивационные, организационные, методические). Перечислены профессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий учитель информатики.
Ключевые слова:
организационно-педагогические условия, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, студент, педагогический вуз, интерактивное взаимодействие.
Summary:
As a theoretical basis of organizational educational conditions conducive to the formation of professional competences of future informatics teachers in the context of interactive educational communication the author considers system-based, activity-based, competence-based and interactive approaches. The paper distinguishes groups of the organizational educational conditions (motivational, organizational, methodological). The vocational competences of the future informatics teachers are also listed.
Keywords:
organizational educational conditions, professional competence, vocational competences, student, teachers' training university, interactive communication.
Современный этап развития российского общества, связанный с изменениями социально-экономической среды, определяет новые требования к компетентности личности, что указывает на необходимость модернизации образовательной политики, которая должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям государства. В связи с этим возрастает необходимость в профессиональной подготовке конкурентоспособных специалистов в области педагогического образования, разработке содержательного, организационного и методического обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций будущих учителей, в том числе и информатики.
Вопросам формирования профессиональной компетентности будущих учителей посвящены работы В.А. Адольфа, Ю.В. Варданяна, Н.Ф. Ефремовой, Э.Ф. Зеера и т. д. В своем исследовании Н.Н. Двуличанская под профессиональной компетентностью понимает интегральное качество, которое характеризуется способностью и готовностью применять знания и умения для продуктивного выполнения профессиональных функций, в том числе проблемного характера, на основе ценностного самоопределения, опыта деятельности. Это совокупность профессиональных и ключевых компетенций в действии [1, с. 14].
В исследованиях И.А. Зимней, Н.Н. Кошеля, А.В. Макарова, В.В. Шадрикова, А.В. Хуторского и т. д. компетенция рассматривается как знания и опыт, которые необходимы для решения теоретических и практических задач, а под компетентностью понимаются способности личности их применения в профессиональных, социальных и личностных проблемных ситуациях.
Анализ подходов к определению понятий «профессиональная компетентность педагога», «профессиональные компетенции» в работах Н.Н. Двуличанской, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.В. Хуторского и т. д. позволил выявить структуру профессиональной компетентности будущего
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
учителя информатики, включающую предметную, методическую, управленческую, организационную и коммуникативную составляющие. Исходя из вышесказанного, перечислим основные профессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий учитель информатики: владение современными образовательными технологиями (умение использовать многообразные приемы, формы, методы, разрабатывать рабочую образовательную программу, организовывать исследовательскую работу школьников); владение технологиями педагогической деятельности (умение оценить эффективность и результативность процесса обучения, учитывать уровень освоенности знаний, умений, навыков); квалифицированная работа с различными источниками информации (умение оптимизировать и разрабатывать информационные ресурсы); грамотное использование автоматизированных рабочих мест; умение вырабатывать стратегию взаимодействия со школьниками, коллегами и родителями; умение убеждать и аргументировать свою точку зрения; использование законодательных документов в педагогической деятельности (знание федерального образовательного стандарта, стратегии образования в России).
Анализ теоретических исследований в области формирования профессиональных компетенций позволяет констатировать тот факт, что данный процесс будет осуществляться эффективнее в рамках интерактивного образовательного взаимодействия, являющегося личностно-ориентирован-ным и основанного на глобальном взаимодействии субъектов образовательной деятельности.
В работе Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой [2] выделены следующие преимущества интерактивного обучения: интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач; формирование продуктивных подходов к овладению информацией; повышение мотивации и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем; получение опыта активного освоения учебного содержания; развитие личностной рефлексии, что является необходимым условием для становления и совершенствования профессиональных компетенций через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.
Эффективность интерактивного обучения при формировании профессиональных компетенций студентов зависит от соответствующих организационно-педагогических условий, под которыми Н.Н. Двуличанская понимает совокупность содержания и структуры предметного образования, учебно-методического обеспечения и инновационной образовательной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных дидактических задач [3, с. 22].
В качестве теоретической основы выделения организационно-педагогических условий, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих учителей информатики в рамках интерактивного образовательного взаимодействия, выбраны системный, деятельностный, компетентностный и интерактивный подходы. Первый позволяет рассматривать формирование профессиональных компетенций студентов как целостную систему; второй отвечает за содержательное наполнение образовательного процесса; третий обеспечивает формирование профессиональных компетенций личности и интерактивный влияет на активное взаимодействие участников процесса обучения. Таким образом, формирование профессиональных компетенций будущих учителей информатики зависит от полноты реализации следующих выделенных групп организационно-педагогических условий в рамках интерактивного образовательного взаимодействия:
1 группа: мотивационные (реализующие мероприятия, формирующие качественные изменения педагогической активности субъектов образовательного процесса): формирование позитивной мотивации к обучению, получению профессии учителя информатики и саморазвитию личностных качеств на основе деятельностного подхода.
2 группа: организационные (регламентирующие требования к структуре образовательной среды педагогического вуза): реализация системного, деятельностного, компетентностного и интерактивного подходов в образовательном процессе подготовки учителей информатики, способствующих формированию их профессиональных компетенций; структурирование содержания дисциплин профессионального блока будущих учителей информатики в рамках интерактивного образовательного взаимодействия в соответствии с особенностями приобретаемой профессии; достаточная материально-техническая база педагогического вуза для обучения высококвалифицированных и компетентностных специалистов в области информатики и методики ее преподавания.
3 группа: методические (включающие рекомендации по использованию методов, форм и средств эффективного обучения дисциплинам профессионального цикла): обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения учебных дисциплин профессионального цикла при подготовке студентов; использование интерактивных методов (дискуссионных, тренинговых, игровых, кейс-методов), технологий (микротех-
нологий, макротехнологий, модульно-локальных) и средств обучения, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих учителей, влияющих на упорядочивание взаимосвязанной деятельности субъектов образовательного процесса.
Представленное теоретическое обоснование выделенных организационно-педагогических условий, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих учителей информатики в рамках интерактивного образовательного взаимодействия, позволяет сделать вывод о возможности их применения в процессе обучения с целью повышения его эффективности.
Ссылки:
1. Двуличанская Н.Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе естественно-научной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 40 с.
2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие. М., 2008. 176 с.
3. Двуличанская Н.Н. Указ. соч.