Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития культуры добровольного медицинского страхования'

Организационно-педагогические условия развития культуры добровольного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КУЛЬТУРА / ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ORGANIZATIONAL PEDAGOGIC PROBLEMS / CULTURE / VOLUNTARY HEALTH INSURANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуждин Денис Игоревич

В статье рассматриваются организационные и педагогические условия развития культуры добровольного медицинского страхования и основные проблемы, препятствующие его развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voluntary health insurance culture development organizational-pedagogic conditions

Organizational and pedagogic conditions of voluntary health insurance culture and main problems impeding its development are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития культуры добровольного медицинского страхования»

УДК 368

Нуждин Денис Игоревич

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

denz.89@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

В статье рассматриваются организационные и педагогические условия развития культуры добровольного медицинского страхования и основные проблемы, препятствующие его развитию.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, культура, добровольное медицинское страхование.

В условиях реформирования высшего образования, перехода на непрерывную многоуровневую подготовку профессиональных кадров, обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда особую актуальность приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов по социальной работе, одним из звеньев которой является страхование, в частности медицинское.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости подготовки высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, способных к самообразованию, профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях развития новых наукоемких технологий, что в свою очередь обеспечивается организацией учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическим обновлением всех аспектов образования, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, здравоохранении, науки, техники и технологии, интеграцией науки, образования и производства, вариативностью образовательных программ.

Современная парадигма образования, потеснившая механистическую систему обучения в пользу личностно-ориентированной педагогики, предполагает создание условий для профессионального самосовершенствования обучающихся в системе комплексного базового и дополнительного образования.

Важнейшим достижением такого подхода к обучению является способность обучающихся к управлению механизмами собственного развития, что в сегодняшних условиях выступает в роли основного критерия, определяющего достаточные возможности обучающегося по его быстрой профессиональной адаптации и последующей продуктивной профессиональной деятельности.

Привести в действие существенный резерв повышения эффективности развития культуры добровольного медицинского страхования предполагает создание необходимых организационно-педагогических условий.

В теории развития культуры добровольного медицинского страхования нет конкретного подхода

в выделении наиболее оптимальных условий. Каждый автор выдвигает свои конкретные предложения. Рассмотрим некоторые из них.

В.А. Сластенин в управлении учебными заведениями выделяет две группы условий - общие и специфические. К общим условиям автор относит социальные, экономические, культурные, национальные и географические условия. К специфическим - особенности социально-демографического состава обучающегося, местонахождение учебного заведения, материальные возможности учебного заведения, воспитательные возможности окружающей среды [2, с. 31].

Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких предлагают иные условия повышения эффективности управления образовательными системами:

- совершенствование должностных обязанностей каждого преподавателя;

- совершенствование поощрительной системы в педагогическом процессе;

- создание банка информации, на основе которого можно анализировать и корректировать образовательно-воспитательную ситуацию;

- повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления.

Т.И. Шамова определила основные организационно-педагогические условия как:

- предоставление демократической возможности участия коллектива учебного заведения, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

- повышение профессионального мастерства и управленческой компетентности всех участников управления учебным заведением.

Кроме этого организационно-педагогические условия обучения будущих специалистов медицинского страхования - совокупность взаимосвязанных структурно-управленческих и содержательно-педагогических обстоятельств, определяющих успешность достижения образовательных целей и формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов, которые востребованы современным работодателем [4, с. 117].

Профессиональное обучение будущих специалистов медицинского страхования будет успешным

© Нуждин Д.И., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

191

при выполнении комплекса следующих организационно-педагогических условий:

- осуществление страховыми компаниями и медицинскими учреждениями мониторинга и прогнозирования, приоритетных для данного региона профессий и специальностей и организация на этой основе системы профессиональной информации, консультаций и профессиональной ориентации граждан;

- реализация личностно ориентированного и компетентностного подходов в процессе профессионального обучения основами медицинского страхования с использованием разнообразных методов, средств и форм обучения;

- осознание обучающимися перспективы будущей профессиональной деятельности, основанное на формировании профессиональной компетентности и профессиональных компетенций и формировании необходимых предпосылок для их успешной профессиональной адаптации в новых или измененных условиях;

- совершенствование организации учебного процесса, позволяющее максимально активизировать профессионально-познавательную и практическую деятельность обучающихся;

- социально-педагогическое взаимодействие обучающихся, преподавателей и работодателей, результативность которого определяется посредством отслеживания и оценки достигнутого уровня профессиональной компетентности и профессиональных компетенций, а также определения профессиональной направленности будущих специалистов медицинского страхования, одним из показателей которой является сформированность интересов к будущей профессиональной деятельности.

Все эти условия должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы они обеспечивали социальное и профессиональное развитие добровольного медицинского страхования.

Очень часто приходится слышать, что проблемы с развитием страхового рынка в России связаны с низкой страховой культурой населения. Вспоминая историю страхования в дореволюционной России, можно смело сказать, что отечественная культура страхования шла в ногу с развитием страховой отрасли во всем мире. Впоследствии, сменившийся строй, уничтоживший почти все признаки частной собственности, выхолостил все позитивные наработки начала XX века, а 70-летнее царство Госстраха в СССР, завершившееся его крахом и миллионными невыплатами по обязательствам, выразилось в негативном отношении к страховщикам со стороны российский граждан, в практически полном отказе от страхования.

Термин «культура» в научных исследованиях употребляется достаточно часто и его содержание все более разнообразно интерпретируется. В иссле-

довании определено общее в понятии «культура»: оно применяется в отношении к человеку и обществу, предполагает наличие особой субъективной реальности.

Социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что коренные изменения в системе обучения, которые отвечали бы современным тенденциям образования, не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели, т.к. в новых условиях у специалиста запрашиваются, кроме конкретных знаний, умений и навыков, ещё и способности ориентироваться в разнообразных жизненных, производственных ситуациях, принимать оптимальные решения, грамотно определяться с целями и способами их реализации, брать на себя ответственность за конечный результат своей деятельности.

Всё перечисленное можно принять за категории оценки качества образования, с одной стороны, и профессиональной подготовленности специалиста, с другой. Такой подход требует иной идеологии в педагогических изысканиях, иной системы ценностей, среди которых первейшая - ориентация на человека.

Сказанное означает, что в современном образовании назрела проблема создания инновационной модели профессионального обучения, рассчитанной на подготовку специалистов, обладающих устойчивой жизненной и профессиональной позицией, чувством ответственности за свои действия, ситуативным мышлением, развитыми способностями, позволяющими непрерывно повышать свой профессиональный уровень в изменяющемся социуме.

Программа обязательного медицинского страхования не охватывает крупные риски в силу ограниченности финансовых ресурсов. А что касается программ добровольного страхования, то включение подобных рисков в общее страховое покрытие значительно усложняет методику расчета страховых тарифов. Если обычное страхование расходов на лечение относится к группе рисковых видов страхования и расчет тарифов производится по методике, принятой в имущественных видах страхования, то страхование от критических заболеваний требует иных подходов к расчету платежей. Это объясняется, во-первых, долгосрочным характером страхового покрытия и, во-вторых, тем, что такой вид страхования сочетает в себе черты рискового и накопительного страхования.

Важной проблемой остается и распространенность «серой» медицины, препятствующей повышению культуры получения платных медицинских услуг. И, наконец, ограничиваются масштабы сотрудничества страховых компаний и лечебных учреждений. Медицинские учреждения иногда повышают цены несколько раз в год, из-за чего страховые компании вынуждены брать на себя дополнительные расходы, При этом, качество лечения не

192

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

улучшается, а иногда даже, наоборот, ухудшается. Более того, ряд клиник отказывается работать со страховыми компаниями, предпочитая осуществлять расчеты с пациентами напрямую.

Вот и получается, что о страховой культуре нельзя говорить только в отношении населения. Страховая культура должны сформироваться по обе стороны рынка. И пока страховщики не поднимут свою культуру на должный уровень глупо ждать этого от населения. А культура страховщика это не только юридическая точность в составлении договоров и правил страхования, виртуозность в актуарных расчетах, но и качественное обслуживание клиента на всех этапах [3, с. 39].

Пока же на всех этапах страхования можно найти недостатки. Среди страховых агентов немало людей неспособных качественно донести до клиента суть тех или иных условий, многие из них работают как ходячие калькуляторы и могут лишь рассчитать тариф и заполнить полис. Штатные специалисты, андеррайтеры, актуарии и прочие не всегда имеют специальное образование или давно не повышали уровень своих знаний. Обучение и квалификационный рост персонала страховых компаний от топ-менеджеров до последнего агента - одно из необходимых условий качественного развития рынка и страховой культуры населения. Квалифицированный и правильно мотивированный персонал должен стать основой для создания клиентоориентированной стратегии страховщиков. В настоящее время клиентоориентированность является лишь декларируемым лозунгом.

Профессиональная культура будущих специалистов медицинского страхования, будучи продуктом жизнедеятельности людей, предполагает собой своего рода предметный и деятельный «генофонд» об-

щества, обладающий различными трансляциями, задающий субъектам и социальным институтам определенные образцы мышления, чувствования и поведения, но вместе с тем предполагающий и их способность к обучению, адаптации и, следовательно, возможность обновления объема и структуры «социальной памяти» [1, с. 129].

Таким образом, сущность профессиональной культуры будущих специалистов медицинского страхования можно определить как культуру социальной организации и регуляции, выраженную в совокупности принципов, методов, приёмов осуществления общения и взаимодействия в системах «человек-человек», «человек-общество» в условиях хозяйствования, где предметом являются трудовые отношения и собственность, на основе характерных ценностных ориентаций, мотиваций, традиций, системы профессионально-этичеких норм и этикета, определяющих поведение личности в профессиональной среде.

Библиографический список

1. Гущина Г.А. Основные подходы к определению понятия «профессиональная культура» в контексте социально-педагогического анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 5. - С. 127-131.

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А Сластенина. - М.: Академия, 2003. - 576 с.

3. Соловьев П.А. Проблемы добровольного медицинского страхования // Финансы. - 2009. - № 11. -

С. 39-41.

4. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.