13.05.2010).
24. James R. CALL and the speaking skill. System. Vol. 24. № 1. P. 1521. 1996.
Z.I. Konnova
ON STUDENTS' VOCATIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE PROFICIENCY IN HIGHER EDUCATION SYSTEM
The paper is dedicated to the issues of students' vocationally-oriented foreign language proficiency at non-linguistic faculties of the modern university. The attempts to understand and describe the integral specific of this notion are studied The major educational tools providing students' vocationally-oriented foreign languages proficiency are singled out.
Key words: of students' vocationally-oriented foreign language proficiency, foreign language proficiency. Federal State Educational Standard for Higher Education, competences.
Получено 30.10.2011
УДК 378.146
З.И. Коннова, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, 8 919 070 82 21, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ), О. Д. Гладкова, канд.пед.наук, 8 910 703 15 77, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СРЕДЫ КАФЕДРЫ
Сформулированы основные организационно-педагогические условия эффективного мониторинга качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов в современном неязыковом вузе. Особое внимание уделяется научно-методической работе, осуществляемой на кафедре иностранных языков ТулГУ с целью повышения эффективности проведения всех видов учебных занятий, а также возможностям информационной методической среды кафедры.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, профессиональная языковая подготовка, мониторинг качества профессиональной языковой подготовки, информационная методическая среда кафедры.
Методическое обеспечение в аспекте мониторинга качества языковой подготовки будущих специалистов невозможно без выявления и описания комплекса организационно-педагогических условий, Необходимых и достаточных для осуществления этого процесса на всех этапах обучения в неязыковом вузе.
Успешность выделения условий зависит от четкости определения структуры мониторинга качества профессиональной языковой подготовки в соответствии с конечной целью или результатом, которые должны быть достигнуты, а также от понимания того, что совершенствование, как правило, достигается за счет реализации не одного, а целого ряда условий, их комплекса [1]. На определенных этапах условия могут выступать как результат, достигнутый в процессе их реализации.
К педагогическим условиям относятся те, которые создаются в образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное протекание этих процессов. В основании этих процессов -педагогическая деятельность.
В результате изучения психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме было выявлено, что комплекс условий эффективного мониторинга качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов обеспечивается влиянием нескольких факторов, а именно:
• образовательного заказа на конкурентноспособного специалиста со знанием иностранного языка, имеющего представление о новейших научно-технических достижениях мирового уровня и умеющего применять приобретенные знания, умения и навыки в будущей профессиональной деятельности;
• среды, в составе которой реализуется мониторинг качества профессиональной языковой подготовки специалистов (а в нашем случае это информационная методическая среда);
• особенностей мониторинга качества профессиональной языковой подготовки в конкретном вузе, в том числе содержательных, функциональных и методических;
• комплекса качеств личностей преподавателей и студентов. Решение проблемы мониторинга качества профессиональной языковой подготовки специалистов возможно при учете двух аспектов:
• организационного аспекта - организация образовательного процесса в рамках технологии мониторинга;
• личностного аспекта - взаимодействие субъектов образовательного процесса в ходе мониторинга.
В связи с этим мы можем вести речь об организационно-педагогических условиях, которые определяются как приведенная в систему совокупность взаимосвязанных факторов и обстоятельств, способствующих эффективности методического обеспечения и осуществлению мониторинга качества профессиональной языковой подготовки студентов в целом или его отдельных элементов [1, 3, 6].
На основании проведенного анализа подходов к определению организационно-педагогических условий эффективного педагогического мониторинга нами были сформулированы основные из них:
• направленность методического обеспечения профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе на достижение соответствия содержания и результатов языкового обучения требованиям государственного образовательного стандарта;
• правильная организация и ведение методической работы на кафедре, которая является центром методической работы в вузе;
• обеспечение процесса профессиональной языковой подготовки специалистов научной, учебной и методической литературой, программным обеспечением образовательного назначения, базами хранения данных;
• готовность педагогических кадров к обеспечению качественной профессиональной языковой подготовки студентов и ее мониторинга;
• учет особенностей и уровней профессиональной коммуникативной подготовки студентов при разработке рабочих программ и учебно-методических материалов;
• обеспеченность процедур мониторинга учебно-методическими материалами (диагностирующими тестами, пакетом электронных измерительных ресурсов, пакетом кейсовых методик, материалами для коррекции знаний, контроля и самоконтроля);
• ознакомление студентов с методикой работы с диагностирующими материалами, материалом для коррекции знаний, контроля и самоконтроля на всех уровнях обучения;
• знакомство преподавателей с мониторинговыми технологиями, а также подготовка преподавателей к использованию технологии мониторинга при диагностике качества профессиональной языковой подготовки студентов;
• информатизация системы высшего профессионального образования.
Процесс профессиональной языковой подготовки студентов на кафедре иностранных языков ТулГУ был обеспечен научной, учебной и методической литературой, программными продуктами образовательного назначения и методическими материалами (например, возможностями мультимедийного учебника "English", учебными пособиями нового поколения, электронными тестовыми ресурсами, аттестационно-яедагогическими измерительными материалами Интернет-экзамена, Методическими указаниями для проведения практических занятий и самостоятельной работы, методическими указаниями по работе с аудио- и видеоматериалами англоязычных медиакомпаний, хрестоматиями, Материалами для коррекции знаний, контроля и самоконтроля, Материалами для определения степени рефлексии и т.п.), а также базами Хранения данных.
В рамках реализации мониторинга качества знаний студентов на практических занятиях происходила постоянная работа, направленная на
ознакомление студентов с методикой работы с контрольно-измерительными и диагностирующими материалами, материалами для коррекции знаний, контроля и самоконтроля.
Одним из важнейших и необходимых условий эффективного мониторинга качества языковой подготовки специалистов являлась правильная организация и ведение методической работы на кафедре, которая как раз и является центром методической работы в вузе.
Научно-методическая работа на кафедре иностранных языков ТулГУ велась с целью совершенствования методики проведения занятий (представление учебного материала, его отработка, контроль усвоения материала и прогнозирование результатов) и повышения на этой основе эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий и, как следствие этого, качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов.
Именно научно-методическая работа являлась тем инструментом, благодаря которому среди преподавательского состава формировалась творческая среда, позволяющая, прежде всего, наладить обмен опытом между преподавателями, чутко и своевременно реагировать на изменение условий преподавания учебной дисциплины, а также на появление инновационных педагогических технологий (в том числе, педагогической технологии мониторинга) и адаптировать их к конкретным условиям ведения образовательного процесса на кафедре.
Научно-методическая работа на кафедре включала:
• на основе научных подходов разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий и осуществления постоянного контроля;
• повышение квалификации преподавателей путем организации и проведения научно-методических семинаров, научно-методических конференций различного уровня (с последующей публикацией сборников трудов);
• организацию мероприятий по диагностике состояния профессиональной языковой подготовки студентов, анализа результатов, определения и внедрения коррекционных мер воздействия, прогнозирования;
• проведение научно-методических экспериментов и внедрение их результатов в учебный процесс.
Научно-методические конференции и семинары проводились на кафедре для рассмотрения на них результатов научных исследований по изучаемым проблемам с целью дальнейшего совершенствования подготовки студентов в области будущей профессиональной деятельности и внедрения новых педагогических технологий, в том числе информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. На
подобных конференциях вырабатывались рекомендации и определялись направления совершенствования учебного процесса.
Результаты научных исследований внедрялись в учебный процесс несколькими путями: создание учебных пособий нового поколения; проведение мастер-классов ведущими методистами кафедры; проведение показательных, открытых, пробных занятий; разработка и осуществление проектов и т. д.
Показательные занятия проводились лучшими методистами кафедры с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, в том числе с использованием новых педагогических технологий. Показные занятия проводились в соответствии с расписанием учебных занятий, на них приглашались все преподаватели кафедры.
Открытые занятия проводились в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям в организации занятий и методике их проведения.
Пробные занятия проводились в целях рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых педагогических технологий и методов обучения. Эти занятия проводились по решению заведующего кафедрой, как правило, без студентов, только перед преподавателями.
Мастер-классы представляли собой осмысленную передачу преподавателем своего профессионального опыта через последовательно выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. Это была своеобразная презентация накопленного опыта методической работы. Как правило, мастер-классы организовывались и проводились по решению заведующего кафедрой и отражали как накопившийся опыт педагога-мастера, так и новейшие достижения в области преподавания учебной Дисциплины (например, мастер-класс «Большой Бизнес и окружающая среда», «Экономический форум» и др.).
Контроль учебных занятий проводился заведующим кафедрой и его заместителями, профессорами и доцентами кафедры в целях определения и оценки содержания, организации и методического уровня проведения занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности лица, проводящего занятие. Контроль был как плановым, так и незапланированным. Анализ проведенного занятия и его оценка отражались в журнале контроля посещений учебных занятий и доводились до преподавателей кафедры. Зачастую делался вывод о готовности преподавателя использовать в своей педагогической деятельности возможности информационных и коммуникационных технологий, методики диагностики качества подготовки студентов.
Научно-методические эксперименты организовывались в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области внедрения в учебный процесс новых
педагогических технологий, достижений педагогической науки и практики. Результаты проведенных экспериментов рассматривались на заседаниях кафедры и семинарах.
Таким образом, научно-методическая работа на кафедре была напрямую связана с мониторингом качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов на всех этапах обучения в современном неязыковом вузе.
Принимая во внимание разнообразие компонентов научно-методической работы с целью осуществления эффективного мониторинга, на кафедре возникла необходимость создания особой среды (на базе интернет-класса) с учетом использования информационных и коммуникационных технологий.
Изучив подходы к определению сущности и потенциала информационных сред [2, 4, 5] , мы пришли к пониманию специфики понятия «информационная методическая среда кафедры» в контексте нашего исследования. Итак, информационная методическая среда кафедры - это среда, которая обеспечивает эффективную организацию всего учебного процесса: она формирует научно-методическую, учебно-методическую и учебную работу на кафедре; является базой для всех компонентов учебно-методического комплекса; способствует
производству, обмену, распределению, обновлению и хранению учебно-методической информации; предоставляет условия для осуществления тестирования на всех уровнях обучения (в том числе и на Федеральном уровне); дает возможность повышать квалификацию преподавателей вуза; а также способствует решению вопросов, связанных с разработкой и обеспечением информационно-методической и технической поддержки педагогического мониторинга и предоставлением организационных условий ее эффективного осуществления.
Эта среда функционирует на кафедре на базе Интернет-класса и характеризуется:
• базой данных, содержащей в электронном виде все научно-методические разработки кафедры, к которой обеспечен доступ в интерактивном режиме;
• предоставлением условий для профессионального общения преподавателей и работы со студентами, в том числе и в дистанционном режиме;
• наличием средств компьютеризированного контроля качества подготовки студентов и специализированных пакетных приложений для обработки статистических данных, собранных в ходе мониторинга;
• базами, содержащими сведения о результатах мониторинговых исследований по вопросам качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов.
Именно информационная методическая среда кафедры (на базе Интернет-класса), являющаяся реализацией активного внедрения ИКТ в процесс подготовки специалистов в вузе, способствовала эффективности мониторинга качества профессиональной языковой подготовки студентов на всех уровнях обучения. Она не только обеспечивала вопросы, связанные с информационно-методической и технической поддержкой мониторинга (автоматизация процессов информационно-методического обеспечения), но и содержала мощное, постоянно развивающееся и наращиваемое методическое ядро, в том числе и по вопросам контроля сформированности ЗУН и общепрофессиональных компетенций студентов.
Сформированная с учетом выявленных нами организационно-педагогических условий эффективного мониторинга информационная методическая среда кафедры была способна обеспечить мониторинг качества профессиональной языковой подготовки студентов за счет повышения эффективности научно-методической работы на кафедре. В информационной методической среде кафедры происходила работа по информационно-методической поддержке и осуществлению мониторинга качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов на базе имеющегося банка дидактических материалов, а именно: рабочих программ, методических указаний по проведению практических занятий, лабораторных работ, учебно-методических пособий, хрестоматий, сборников профессионально ориентированных текстов, «бумажных» и электронных тестов, электронных учебно-методических комплексов и тестовых ресурсов и т.п.
Именно эта среда позволила преподавателям непрерывно осуществлять наблюдение за процессами формирования профессиональной языковой подготовки у будущих специалистов, анализировать результаты их продуктивной учебной деятельности, отслеживать их мотивационные изменения, разрабатывать новые дидактические материалы, необходимые для методического обеспечения контроля хода и результатов учебного процесса, прогнозировать возможное изменение течения учебного процесса, эффективно трансформируя его согласно запросам современного общества.
Информационная методическая среда явилась не только уникальным инструментом для разработки и хранения контрольно-измерительных материалов на электронной основе, но и мощным средством обработки, анализа и систематизации данных о качестве языковой подготовки студентов на каждом этапе обучения.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. СПб; Изд-во «Свет», 1997. 400 с.
3. Белевцева И.В. Педагогические условия организации мониторинга качества знаний учащихся общеобразовательной школы (на примере предмета «Иностранный язык»: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2009.
4. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). М.: Изд-во «Информатик», 1995, 220 с.
5. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / Орл. гос. тех. ун-т. Орел, 2000. 145 с.
6. Пендюхова Г.К. Методологические основы проблемы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М, 2006. 17 с.
7. Makosch M. Levels of Attainment and Scaling in VOLL / Vocationally-Oriented Language Learning in Upper Secondary, Vocational and Adult Educational: Transparency and Coherence in Approaches to Evaluation and Certification. Dublin, 1992.
ZI. Konnova, O.D. Gladkova
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDENTS1 VOCATIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE PROHCIENCYMONITORING IN FACULTY'S INFO MEDIA
The paper provides the major organizational and pedagogical conditions of the effective students' vocationally-oriented foreign language proficiency monitoring in a modern non-linguistic higher educational institution It is specially noted that the Department of Foreign Languages of Tula State University conducts the methodological work aimed at various types of class work effectiveness increasing. The possibilities of Faculty's Info Media are also emphasized
Key words: organizational and pedagogical conditions, vocationally-oriented foreign language proficiency, vocationally-oriented foreign language proficiency monitoring. Faculty's Info Media
Получено 30.10.2011